» » Почему любовь Сони воскресила Раскольникова? Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» Ф. М

Почему любовь Сони воскресила Раскольникова? Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» Ф. М

В христианстве воскрешать может только любовь. Ничто другое. Так как Бог есть любовь, а воскрешает именно Бог. И Раскольникова воскресил именно Бог через Соню. Она подобралась к его сердцу, подобрала такие ключи, которые освободили Раскольникова. (здесь надо заметить, что Соня «подбирала» ключи не для выгоды или тщеславия)

Так мы установили, что воскрешает только любовь. Любовь не плотская, которая возникает в результате пошлости, а любовь духовная, природа которой Бог.

Почему же именно Соня оказалась той, кто донес слова истины до Раскольникова? Ведь и раньше Раскольников читал Библию, а сама Мармеладова мало говорила с ним на духовные темы, в большинстве своем несла крест миролюбиво, смиренно.

Теория Родиона, его детище оказалась с гнилой основой. Что-то он пропустил в расчетах экономики, права и арифметики. Пропустил именно то, что является основой для Сони. Если почитать воспоминания зэков, осужденных по политическим статьям, можно заметить, что единственные в лагере кто выполнял норму и даже сверх, кто ел только то, что давала столовая и даже делился этой скудной порцией, всегда всем помогал, были не кто верил в Бога или читал Евангелие, а кто веровал в Бога и жил по Евангелию. Такие несгибаемые всегда вызывали интерес и любопытство многих. Из тех многих немногие становились верующими. Это было своеобразной проповедью, но оружие не только слово, но в основном дело и доброе отношение к людям. Именно такой проповедницей была Соня. Основа её любовь, которой она полностью пропитана. К ней тянулись каторжане, тянулись к истине.

Почему же Раскольников, общаясь и наблюдая Соню, оставался со своей гнилой теорией, а потом чуть ли не в один день освободился от неё? Отчасти его освободила Соня своим несение креста, большею частью его освободил Бог, дав ему совесть. Но ведь совесть дается человеку от рождения, как Бог может её дать в рассвете лет? Ответ заключается в третьей части освобождения – в Раскольникове. Раскольников, преодолев страшную ломку, очистил свою совесть, которая является и гласом Божьим в нас и оком. Без этих трех ступеней воскрешение Раскольникова не состоялась бы, поскольку можно сколько угодно толковать о Благой весте, сколько угодно читать (а если повезет) и смотреть на праведников. И даже совесть будет всегда «говорить», но чтобы встать на путь спасение, этого недостаточно. Человек рожден свободным и ему самому придется сделать выбор, а сделав его, будет сложно победить в себе бесов. А будучи свободным не так легко не допустить их в своё сердце.

Соня, назвав Раскольникова «самым несчастным», взяла на себя миссию всегда быть около него, чтобы спасти, это можно сравнить со спасением раненого воина, брошенного на поле брани, оставь его здесь – погибнет, и не жаждет славы тот, кто решил подобрать бойца. Так и Соня соизмеримо помогала многим: кому советом, кому чудом, а в случаи Раскольникова своей жизнью, так как этот боец получил ранения, которые не сопоставимы с жизнью.

При косых лучах заходящего солнца вышел Раскольников в самом начале романа из своей убогой каморки - делать «пробу». И вот завершается его трагический путь, уложившийся, как всегда у Достоевского, в несколько катастрофических дней, насыщенных до предела битвами содержания неизмеримого, борьбой «непосильных» идей и «великих сердец».

Опять закатывается солнце, и косые лучи его освещают крестный путь Раскольникова - на перекрёсток, опять на Сенную, где решилось его преступление и где теперь, со слезами припадает он к осквернённой этим преступлением земле.

Целая жизнь, да какая, прожита за эти дни, и всё время сопутствует Раскольникову, страдает с ним и за него, живёт им, проходит тот же крестный путь - Соня Мармеладова.

Соня и Раскольников - два полюса, но как всякие два полюса, они не существую друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению, к выходу.

Сделавши свою «пробу», возвращается Раскольников, подавленный и разбитый, в свою каморку. В трактире за бутылкой пива, слышит он повесть о безграничной жертве Сонечки - от шута и безумца Мармеладова, отца.

Жертва, приносимая какому-то ненасытному и всегда голодному божеству, «вечная Сонечка, пока мир стоит», жертва, ужас которой тем бездоннее, что она бессмысленна, не нужна, ничего не меняет, не исправляет - так, как символ вечной жертвенности, понимает Соню Раскольников.

Соня погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Нет, отвечает Раскольников.

Да! - патетически заключает свою исповедь пьяненький Мармеладов, - спасла, восстановила падшего.

И вот раскольниковскому бунту «гордого человека» во имя свободы противопоставил Достоевский постоянное и активное проявление подлинной, по его мысли, свободы. Накануне своего «выхода на перекрёсток», ещё пытаясь избежать надвигавшейся развязки, Раскольников окончательно понимает: «Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут - или её дорога, или его».

Соне глубоко чужды представления Раскольникова о безграничной и неоправимой бессмыслице всего существующего. Она верит в некий исконный, изначальный, глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия.

Раскольникову этот смысл в полной мере открылся, когда он всей душой, всем сердцем, после смерти Мармеладова, разделил горе несчастного семейства. Его охватила тогда «новое, необъятное ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни».

И в другой раз, когда он идёт на перекрёсток и целует землю, которую своим преступлением осквернил, вновь посещает его «цельное, новое, полное ощущение»: «Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем»

Лишь изредка, отдельными, иступлёнными вспышками, «припадками» приходит к Раскольникову это счастье. Преступлением своим задавил он в себе «ощущение полной и могучей жизни».

Всегда, не припадками, живёт это ощущение в Соне, как постоянный и ровный огонь согревает оно её тяжкую жизнь, страшнее которой не придумаешь.

Ибо всякий смысл человеческого бытия для Сони (и для Достоевского тоже) - в великой силе сочувствия человека к человеку, силе сострадания, того сострадания, которое, как уверены буржуа Лужины и ничтожные Лебезьятниковы, снимающие накипь современных идей, «наукой воспрещено».

В нравственной стойкости и ненасытном страдании - весь смысл жизни Сони, её счастье, её радость. Ибо не было бы рядом с ней Катерины Ивановны, Полечки, детей Капернаумовых, наконец Раскольникова, Соне осталось бы одно - умереть. И если раскольниковская идея разъединяет его с людьми и осуществлена может быть лишь при окончательном разрыве со всеми, - Сонино «ненасытное сострадание» ведёт её к людям, к единению человеческому, к солидарности.

Соня склоняется перед великим смыслом бытия, пусть не всегда доступным её разуму, но всегда ощущаемым ею, отвергая - как заблуждение - претензию гордого раскольниковского ума на личный суд над законами мироздания: «Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?»

«Это человек-то вошь?» - почти со страхом восклицает Соня.

От моего решения не может зависеть - переступать через другого человека, сделать кого-то своим средством. От моего решения может зависеть лишь одно - преступить через себя, отдать себя людям.

В этой самоотдаче, в этом служении людям - нет никаких границ и преград для полного проявления личности, обретающей тем самым истинную свободу.

Отдать свою личность всем, до конца, и тем самым до конца проявить её - ведь это, как писал Достоевский, задумывая «Идиота», идеал, не достигнутый на земле, ещё не выработавшийся, в братстве, «в настоящем братстве» так будет.

Соне отдаёт всё - но ведь гибнет Мармеладов, умирает Катерина Ивановна, погибли бы её дети, не подвернись тут «благодетель» Свидригайлов.

Соня вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на грани их окончательного падения. Но может ли она противостоять Лужиным, восстановить человеческое в Лужиных и Свидригайловых.

Соня спасает Раскольникова. Но ведь он сам шёл навстречу этому спасению, он наказан, он спасён своей собственной непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью.

Но как же быть с «настоящими властелинами», истинными Наполеонами, тратящими миллионы невинных жертв, как быть с Лужиными?

Раскольников наказан, но ведь они-то остаются ненаказанными, они продолжают «тратить миллионы».

Перед лицом Лужиных Соня принижается, «стушёвывается», в надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью - делается беспомощной и растерянной. И понятно почему так поразил Соню Раскольников, преклонившийся перед ней - маленькой, робкой, испуганной. Соня спасает Раскольникова от «своеволия», но и Раскольников «восстанавливает», поднимает Соню, наполняет её душу мужеством.

«Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

"Воскрешение человека в Расскольникове через любовь" и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Тихонова[гуру]
Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости, ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если Бога нет, то все дозволено» . Раскольников остается один на один со злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет бедного студента, а затем, набирая все большую и большую силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую немедленного воплощения в жизнь. Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека, не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах
Источник:

Ответ от Наташа Фомичева [активный]
Роман "Преступление и наказание" написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозный характер. Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого произведения, их мировоззрение составляет идейную часть романа. Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления.
Судьба свела героев в такой момент жизни, когда они были необходимы друг другу. Многое объединяет Сонечку и Раскольникова. Она тоже «переступила», она тоже преступница, но сделала это не ради себя, а ради близких ей людей. Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает это. Раскольников идет к Соне, потому что он больше не может оставаться один. Он чувствует, что Соня сможет его понять. И она понимает его, но не разумом, а сердцем. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. В Соне автор воплотил лучшие качества, которые могут быть у человека. Она, в отличие от Раскольникова, не разуверилась в людях и уверена в том, что они по природе своей добры. Родион смог признаться Соне в убийстве только потому, что любил ее и знал, что и она его любит.
Таким образом, в романе "Преступление и наказание" нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского, выражается через Соню в смирении и способности к страданию. И как говорил Достоевский: "Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих".

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 села Архангельского

Будённовского района» Ставропольского края

Урок литературы по теме

«Воскрешение человека

В Раскольникове через любовь»

(Размышление над финалом романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание».)

10 класс

Учитель русского языка и литературы

Клюшникова Ольга Дмитриевна

2008 год

Тема «Воскрешение человека в Раскольникове через любовь» (Размышление над финалом романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
  • развивать у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения; аргументировать высказывания и выводы;
  • воспитывать нравственные качества школьников, открыть для них христианские ценности, помочь осознать, что поле битвы Добра и Зла - душа человека, и исход ее зависит от выбора самого человека.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок-размышление.

Оборудование урока:

портрет Ф.М.Достоевского (художник Перов), выставка книг писателя, иллюстрации русских художников к роману «Преступление и наказание».

Методические приемы:

использование внутрипредметных и межпредметных связей, беседа, доклады-сообщения, реализация индивидуального домашнего задания (работа в группах), исследовательская деятельность учащихся анализ эпизода.

Эпиграфы к уроку

И в сегодняшнем мире, раздираемом

проблемами и разгулом насилия,

тревожный набат Достоевского гудит,

неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

Ч. Айтматов .

Один человек, а как это много!

Какое яркое идет от него солнце!

И светит, и лечит, и согревает…

В. Потанин .

Нравственный образец и идеал

у меня один-Христос.

Ф. М. Достоевский .

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя, настраивающее на творческую деятельность.

Ребята! Сегодня на уроке мы подводим итог нашей работы по изучению романа «Преступление и наказание». Мы поразмышляем над заключительной главой, «Эпилогом», посмотрим, каким образом великий писатель разрешает сложнейший вопрос: как преступнику вернуться к жизни, к людям, вновь почувствовать себя человеком.

Обратимся к цитатам, записанным на доске, и попробуем сформулировать проблемные вопросы нашего урока.

Учащиеся формулируют проблемы:

  1. Современен ли Достоевский сегодня?
  2. Какая роль отведена Соне Мармеладовой в воскрешении Раскольникова?
  3. Какая духовная основа помогла героям выстоять, не погибнуть в жестоком мире?

Итак, проблемы поставлены, будем работать над их разрешением.

II. Актуализация знаний. Работа учащихся в группах.

Каждой группе заранее даются вопросы, на которые готовятся ответы.

1 группа . (Исследователи)

Вопрос: Почему Раскольников, совершивший преступление, увидел в Соне «родственную душу? «Правда» Раскольникова и «правда» Сони.

Примерное содержание ответа.

1 ученик.

Судьба свела героев в такой момент жизни, когда они были необходимы друг другу. Многое объединяет Сонечку и Раскольникова. Она тоже «переступила», она тоже преступница, но сделала это не ради себя, а ради близких ей людей. Чтобы накормить семью, детей Катерины Ивановны, она отдает себя.

Раскольников идет к Соне, потому что он больше не может оставаться один. Он чувствует, что Соня сможет его понять. И Соня понимает, понимает не разумом, а сердцем. Вся ее жизнь показывает поверхность и неверность теории Раскольникова. Соня не «вошь» и не «тварь дрожащая». Она оказалась в страшных обстоятельствах. Но грязь к ней не липнет.

Сонечка переступила, но существует огромная разница между преступлениями Сони и Раскольникова. Раскольников был готов делать добро, но он допускал возможность совершать также и зло. Сонечку же ведет ее самопожертвование, ее необыкновенная любовь и сострадание к близким. Она не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского, в смирении и способности к страданию. Это же Соня предлагает делать и Раскольникову, отвечая на его вопрос «что делать?»

2 ученик.

В романе Достоевского Соня предстает перед нами тоненькой, робкой, хрупкой восемнадцатилетней девушкой, голубоглазой, со светлыми вьющимися волосами. Она, вся такая чистая и нежная.

Поставленная в такие же, как и Раскольников, нечеловеческие условия жизни, еще более, чем он, униженная, Соня - другая. Ее тело греховно, но душа чиста. Чтобы объяснить поведение этой девушки, мы должны понять, что путь Сони - это путь христианки, это путь к Христу как идеалу. Верующий человек живет, соизмеряя каждый свой поступок, слова мысли правдой Божией. В Соне чувствуется какая-то «детская незащищенность», но она становится необыкновенно уверенной в себе, когда речь заходит о религии, о Боге. Образ Сони дает нам понять, что христианская религия-основа народной жизни, в ней заключается источник огромной нравственной силы. Таким образом, утверждая «правду» Сони, писатель хочет убедить нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте. Уничтожение зла писатель видел не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.

2 группа. (Антропологи) Вопрос для этой группы учащихся носит исследовательский характер, касающийся творческой лаборатории Ф.М.Достоевского.

Какой смысл вкладывал писатель в имена, отчества и фамилии своих героев?

Примерное содержание ответа

1 ученик.

Изучение творческой мастерской писателя показывает, что выбор имени героя - немаловажный момент в его работе над художественным произведением.

Ф.М.Достоевский всегда тщательно продумывал имена и фамилии персонажей, старался придать им большую функциональную насыщенность.

В именах, отчествах и фамилиях содержится глубочайший смысл. Раскрытие их символики помогает лучше понять замысел его гениальных произведений.

Между литературоведами давно ведется дискуссия по поводу той идеи, которую Достоевский мог вложить в фамилию Раскольников.

Наиболее распространенная версия связывает фамилию главного героя со словом «раскол» - старообрядчество, со словом «раскольник».

Как известно, расколом именуется религиозно-общественное движение в России, направленное против официальной церкви.

Версии других ученых, например, А.Л. Бема, допускают возможность двойного толкования фамилии героя. Оно связано со смыслом слова раскол-раздвоение. Фамилия означает раскол в душе, раздвоение сознания, поведения героя.

Таким образом, раскол, раскольничество как символы фанатизма, одержимости, упрямства, естественным образом ассоциируются с характером и поступками Раскольникова.

Ученый С.В.Белов считает, что имя Родион можно связывать с «идеей родины, матери-земли», которая его породила и которую он «раскалывает», а если брать отчество-Романович, то вполне возможно прямое толкование: раскол родины Романовых».

2 ученик.

Имя Сони Мармеладовой тоже выбрано не случайно. Русское церковное имя Софья, София пришло на Русь исторически из греческого языка и означает «мудрость», «разумность», «наука». Примечательно, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского – «кротких женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра. И если «София», вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софий-«смиренномудрие»…

Что касается фамилии Сони Мармеладовой, то судить о скрытом её смысле, следует на основе совокупного образа всей семьи Мармеладовых, их трагической, но по-своему гордой жизни.

Литературовед В.Я. Кирпотин пишет: «Всё, что несёт беззащитному большинству существующий порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе семьи Мармеладовых, представляющей фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного общества, и как «сладок» этот мир, рисуется уже горько- иронической фамилией, подобранной Достоевским.

3 ученик

(делает вывод).

Таким образом, вопрос о значении имен и фамилий в тексте романа очень важен. Эта информация не только расширит наш кругозор, но и даст представление о мастерстве писателя, поможет глубже понять характеры и поступки главных героев: Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

III. Реализация домашнего задания.

Подводятся итоги работы в группах.

Учитель.

А теперь давайте поразмышляем с вами над последними страницами романа.

Чему они могут научить современного читателя?

Какой выход видит Достоевский в случаях, когда человек должен нести наказание?

Каким Вы увидели Раскольникова в эпилоге?

(Примерные ответы)

Изжить поработившую душу и сознание гордыню непросто.

Мы видим, что даже на каторге он не раскаивался в своём преступлении.

Учитель.

Понимает ли Соня, что происходит с Раскольниковым?

(Примерные ответы)

Как никто другой, Соня знает, что поле битвы между Добром и Злом (между Богом и Дьяволом) – душа человека, а исход этой борьбы зависит от нравственного выбора самого человека.

Учитель.

Чем Соня может помочь Раскольникову на каторге?

(Примерные ответы)

Непрерывными мыслями о нем, молитвами, незаметной заботой, робким пожатием руки, тем, что терпеливо сносила его «презрительное и грубое обращение», своим постоянным присутствием рядом с ним.

Учитель.

Каким неразрешимым вопросом мучается Раскольников, пристально наблюдая за жизнью Сони?

(Примерные ответы)

Раскольников думает, почему каторжане, которые его самого не любили, презирали, «почему все они так полюбили Соню?»

Она писала им письма, передавала вещи, родственники, жёны арестантов знали её, ходили к ней; каторжники, завидев её, все снимали шапки, кланялись: «Матушка ты наша, София Семеновна, мать ты наша…» Душа Сони открыта и отзывчива к чужому горю. Её простота, скромность, желание делать добро людям, которых Бог посылает ей на пути, притягивает к ней этих грубых людей. От искренней самоотверженной Сони исходит тихий свет, который «и светит, и лечит, и согревает…»

Учитель.

Каким чувством наполнены последние, финальные страницы романа?

Учащиеся выразительно читают отрывок из эпилога: «С высокого берега открывалась широкая окрестность …»

(Примерные ответы)

Последние страницы романа проникнуты взволнованной нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. Объяснение героев происходит в ясный и тёплый день. Мы снова видим Соню в старом зелёном платке (символ обновления), похудевшую, побледневшую после болезни Раскольникова, который наконец-то понял, «что Соня теперь с ним навеки», «он плакал и обнимал ее колени», «их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Учитель.

Понятно ли вам, почему в руках Раскольникова оказывается «Евангелие»?

Почему Соня за время каторги ни разу не говорила с ним о вере и не навязывала ему этой книги?

(Примерные ответы)

Верить или не верить в Бога – это вопрос совести. Путь к вере у каждого человека свой, и он должен пройти его сам. Соня это понимала. «Евангелие» в руках героя о многом говорит. Во-первых, верующим человеком был сам Достоевский, который тоже был на каторге и, очевидно, знал, что для каторжан – это главная книга. Кстати, экземпляр этой книги ему подарили в 1850 году в Тобольске на пересыльном дворе, жены декабристов: А.Г. Муравьева, П.Е. Анненкова, Н.Д. Фонвизина. Это была единственная книга, позволенная в остроге.

IV. Рефлексия.

Учитель.

  1. В процессе совместных размышлений мы сделали целый ряд наблюдений, которые позволили нам прикоснуться к неисчерпаемому духовному опыту автора, выстраданному им на нелегком жизненном пути. Робкая, кроткая Соня учит понимать важные вечные истины: любить людей такими, каковы они есть, и прощать их, видеть в каждом человеке творение Божие и доверять промыслу Божию.
  2. Уроки Достоевского – это уроки любви, добра и правды, они мудро учат понимать жизнь в её непрерывном развитии, а эти истины современными будут всегда.
  3. Какие образы русских женщин вспоминаются из произведений литературы, перекликающихся с образом Сони?

(Примерные ответы. Н.А.Некрасов «Еду ли ночью по улице тёмной…», А.А.Блок «На железной дороге» и другие).

Вопросы:

  1. Какие из этих слов вы бы употребили, говоря о Соне и Раскольникове?
  2. Какие из этих качеств вы хотели бы видеть в себе, в своем друге?
  3. Устарели ли эти понятия?

5. Оценки, самооценки, взаимооценки деятельности на уроке.

V. Задание на дом.

Напишите эссе по одной из проблем данного урока.


Краткое сочинение-рассуждение по литературе с цитатами для 10 класса на тему: любовь в «Преступлении и наказании». Любовная линия Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова

Роман Ф.М. Достоевского затрагивает обширный круг тем. Самые главные – это путь человека, его жизненный выбор, напряженные поиски настоящей истины. Но и вечную тему любви не мог обойти великий писатель. Любовь свела абсолютно противоположных, но одинаково погибающих героев, стала их испытанием и спасением.

Жизнь Родиона Раскольникова, главного героя романа, складывается не лучшим образом. Из родного гнезда, где его все любили, лелеяли его чувствительную и нервную натуру, он попал во враждебную жизнь. Герой учился на юридическом факультете, но ему пришлось покинуть университет из-за отсутствия денег. Бедность давит на героя во всем. Он красив внешне: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен», — но одет нищенски: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Живет он в коморке, похожей на гроб. Нищета давила на самолюбие Родиона, он замкнулся в себе, перестал общаться с людьми, пришел к разрушительной теории, разрешавшей убийство, которое он и совершил. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» — говорит Раскольников о своем поступке. Герой — не преступник, он не может хладнокровно лишить человека жизни. Но раскаяние не овладевало им. Его принудили к чистосердечному признанию лишь страх разоблачения и понимание того, что он не исключительный человек, раз убийство «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонки, никому не нужной и, напротив, всем вредной» чуть не лишило его рассудка. Однако Раскольников все же пришел к раскаянию и спасся. Как? На его пути появилась Соня Мармеладова.

Соня тоже погибшая, падшая. Эта худенькая, белокурая девушка с глубокими глазами, выражающая наивность и чистоту, вынуждена «идти по желтому билету» (то есть работать проституткой). Героиня – настоящая мученица, она продает свое тело, чтоб обеспечить свою мачеху, ее детей и отца-алкоголика. Соня, как и Родион, мыкается в коморке, где нет даже углов, она одета в лохмотья, также бледна и худа. Однако девушка не обвиняет мир в своем несчастье, а терпит и находит утешение в религии. Грязь, окружающая героиню, не касается ее. Она способна сопереживать и жалеть, не упрекая и любя. Этого так не хватает Раскольникову, вот почему он признается в убийстве именно ей. Именно Соня следует за ним на каторгу, где старается скрасить его быт: «Она ведь и жила только одною его жизнью». Девушка приводит героя к вере, к раскаянию и к спасению. Но и для нее благотворна смена обстановки. Соня становится уважаемой в городе модисткой, герои решают быть вместе после завершения каторжных работ и начать новую жизнь: «Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», — говорит Раскольников Соне. Но это оказалось не так. Они были вместе прокляты, но вместе и спаслись. И причина этому – любовь, которая действительно воскресила героев. Обоим она помогла спасти свою душу от греха и начать новую жизнь, выйдя из порочного круга несчастий. И Родион, и Соня пережили много разочарований и ударов судьбы, но любовь позволила им обрести смысл и преодолеть все трудности. Именно в ней, а также вере в Бога, по мнению Ф. М. Достоевского, и заключаются жизненная гармония и покой, которых так не хватает не только героям романа, но и нам, современным читателям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!