» » Почему представленные события вы считаете политическими. Что наиболее важно в последних политических событиях для России? Россия в годы революции и гражданской войны

Почему представленные события вы считаете политическими. Что наиболее важно в последних политических событиях для России? Россия в годы революции и гражданской войны

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Студенты в силу возраста, как правило, уже обладают определенным политическим опытом, достаточно информированы. Они хотят знать не на уровне конспекта лекций, а глубже: понять, что происходит в стране и мире; разобраться в политике государства, гражданами которого они являются; найти ответы на сложные вопросы своего политического бытия, прояснить свою политическую позицию; принять какое-либо (лично для себя) политическое решение. Помочь им в этом наша задача.

На преподавании политологии сказывается и влияние сугубо обыденных, зачастую негативно окрашенных представлений («политика – это зло», «не для средних умов», «демократия – власть народа» и т.п.) и то и дело раздающихся сентенций, вроде: «я вне политики». Эти особенности политической социализации студентов требуют от преподавателя организации не пассивного усвоения готового знания, а активной поисковой учебной деятельности на уровне отработки уже имеющихся у большинства слушателей в результате повседневного опыта навыков политического анализа.

Перед ними ставится задача: при содействии со стороны преподавателя постараться соединить теорию и практику, усвоить навыки политического анализа, без чего не обойтись ни профессиональному политику, ни рядовому избирателю, собирающемуся на выборы.

Эта задача решается сначала лектором при раскрытии такого «политикообразующего» понятия как «социальный интерес». С ним студенты уже сталкиваются на социологии при изучении темы «Социальная стратификация». Да и на основании своих жизненных наблюдений могут выявить сущностные интересы различных социальных групп, вытекающие из их положения в социально-классовой структуре общества. То что политика – это борьба интересов, студенты понимают может быть еще только на интуитивном уровне; приводя примеры из реальной политической практики прошлого и настоящего они в состоянии дополнить рассказ преподавателя. Так делается первый шаг к освоению навыков политического анализа. Важно уже на первой лекции показать, что любое политическое явление затрагивает реальные интересы людей. Быть вне политики – значит, не осознавать свои интересы и не уметь их отстаивать.

Семинарское занятие позволяет в какой-то мере отработать и закрепить этот навык. Для этих целей, как нам представляется, лучше всего подходит метод анализа конкретных политических ситуаций (кейс-стади). Не повторяя характеристики этой технологии обучения, известные по методической литературе, отметим особенности ее применения на семинарском занятии по политологии.

1. Само понятие «политическая ситуация» является одним из основных в политической науке. Политическая ситуация – это некое фиксированное текущее событие, обстановка, явление. Изменение политической ситуации составляет суть политических процессов. Анализ политических ситуаций в развитии, причем достаточно долговременном, их сопоставление, обобщение дает основу для построения политических прогнозов и практических рекомендаций.

Политическую ситуацию составляют порядок (соотношение) расстановки социально-политических сил в обществе с учетом их реального веса, характер их взаимодействия, а также внешние по отношению к политической борьбе факторы – экономические показатели, внешняя политика, даже природные явления и катаклизмы.

2. Для анализа политической ситуации студентам предлагается следующий план (к нему студенты подводятся по ходу чтения лекций).

2) охарактеризовать их социальные интересы, выяснить их политические ориентации, изучить программные установки (если речь идет о политических партиях и общественных движениях);

6) понять, кому могут быть выгодны (не выгодны) данная ситуация и ее изменение;

7) спрогнозировать политические последствия этого события, то есть, к каким изменениям могут привести дальнейшие действия всех заинтересованных субъектов;

8) определить собственную позицию в данной ситуации, диктуемую осознанным интересом, иначе говоря, выработать собственное политическое решение, которое могло бы лечь в основу реального политического поведения студента, когда он станет одним из участников политического события.

3. Выбор ситуации для анализа студенты осуществляют самостоятельно либо по подсказке преподавателя. При этом не следует предоставлять студентам уже готовый материал (иметь кейсы на все случаи жизни). Почему? Во-первых, политическая жизнь динамична. Гораздо более интересно будет происходить обсуждение текущих событий, затрагивающих повседневные интересы людей, в том числе самих студентов. Во-вторых поиск и сбор максимально возможного объема информации о событии становится хорошей формой самостоятельной работы студентов, позволяет им оперировать различными источниками и средствами такой информации. В-третьих, преподаватель всегда имеет определенный набор кейсов, которые он приводит на лекциях, что облегчает для студента анализ собственных примеров по предложенной схеме. «Задача студента или слушателя – настроиться на работу с информацией в проектном, а не в текущем режиме хроникера,- отмечает Сащенко Н.П.- Слушатель не обязан запоминать все факты и цифры. Он должен научиться за большим объемом информации… увидеть тенденцию, уловить направление, почувствовать нюансы и наметить основной алгоритм действий (1,485).

4. Иногда студенты выбирают для анализа историческое событие. Это оправданно с разных точек зрения. Во-первых, студенты сами устанавливают межпредметные связи; во-вторых, вспоминают и расширяют свои познания по истории; в-третьих, в их распоряжении всегда достаточный объем информации; в-четвертых, имеются уже устоявшиеся оценки этого события и в науке и в общественном сознании. Однако, таким выбором не стоит злоупотреблять, чтобы не ускользала специфика собственно политологического подхода.

5. Иногда, чтобы задать тон и придать интригу обсуждению, преподаватель позволяет студентам анализировать «придуманное» событие, которого не было, но его наступление возможно и тем более желаемо, например, в нем кровно заинтересованы сами студенты (повышение стипендий, введение определенных льгот при поступлении в вуз и т.п.). Подобные события, как показывает практика, обсуждаются более оживленно, да и они помогают студентам лучше понять и сформулировать «свой» интерес. Таким образом уже в учебной аудитории происходит процесс политической социализации студента.

6. Для анализа лучше брать не любое событие (отпуск президента страны – тоже политическое событие), а то, которое связано с принятием закона или иного нормативно-правового акта. Во-первых, так студенты начинают понимать преходящий, социально обусловленный характер права, что любой закон есть результирующая интересов, сталкивающихся в политической борьбе, учатся распознавать эти интересы; во-вторых, для политологов большую практическую и эвристическую ценность имеют те политические ситуации, отношения, которые возникают в результате реализации тех или иных политических решений.

7. Преподаватель может обратить внимание на актуальность политических прогнозов. При этом, учитывая познания студентов по истории, полезно использовать метод исторических аналогий при ответе на п.7 плана анализа политического события. Так, студентов может заинтересовать сообщение преподавателя о том, что кровавые события в Москве в октябре 1993 г. и последовавший за ними роспуск советов можно было бы предположить еще в 1988 г., сопоставив лозунги «перестройки» с лозунгами «демократической контрреволюции» начала 1920-х г.г. После этого студенты самостоятельно находят исторические аналогии для объяснения современных политических событий (обычно связывают Кавказскую войну 19 века и ввод российских войск в Чечню в 1994 г.).

8. Хотя метод кейс-стади не является игровым, элементы игры в нем присутствуют. Преподаватель может при соответствующей подготовке студентов предложить им в процессе обсуждения ситуации в микрогруппе смоделировать работу парламентского комитета, а общегрупповую дискуссию мы иногда представляем как парламентские слушания. В таком случае студенты в своих микрогруппах могут взять на себя роли членов, лидеров парламентских фракций.

Если студенты знают методы политических технологий, задание можно расширить, предложив им продумать дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений. Таким образом, наряду с аналитической работой, студенты могут спроектировать собственный кейс и даже его смоделировать на практике в рамках учебной деловой игры.

Все это позволяет воссоздать в условиях учебного занятия атмосферу настоящей политической борьбы со столкновением интересов с той лишь разницей, что если политические решения становятся законом для всех, то в учебной аудитории рождается личный выбор, с которым студент вступит в мир политики.

Освоение элементарных навыков политического анализа помогает студентам занять активную жизненную позицию, без чего немыслимо становление гражданского общества в России.

Литература

1. Политология. М., РАГС. 2004.

Опубликовано: Метод кейс-стади в курсе политологии //Наука – агропромышленному производству и образованию: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию УГАВМ - 16-17 марта 2005: Сб. науч. тр. - г. Троицк: УГАВМ, 2005. С.203-206

Предварительный просмотр:

Методические указания по выполнению

самостоятельной работы «Анализ политической ситуации»

Выберите ту ситуацию, которая затрагивает повседневные интересы людей, в том числе вас самих (например, отмена льготных проездных). Вам необходимо найти и собрать как можно больше информации о событии из различных источников и средств такой информации: газет, журналов, аналитических передач, Интернета и т.п. Возможен анализ «придуманного» события, которого не было, но его наступление возможно и тем более желаемо, например, в нем кровно заинтересованы вы сами (повышение стипендий, введение определенных льгот при поступлении в вуз и т.п.).

Для анализа лучше брать событие, которое связано с принятием закона или иного нормативно-правового акта.

Проанализируйте политическую ситуацию по следующему плану.

1) Выявить все социальные группы, организации, политические силы, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются данным событием;

2) охарактеризовать их социальные интересы, выяснить их политические ориентации, изучить программные установки;

3) определить их политический вес, то есть объем и качество ресурсов политического влияния, находящихся в их распоряжении, по отношению к существующей политической системе;

4) выявить, кто с кем блокируется и ради чего;

5) определить влияние всех внешних факторов;

6) понять, кому выгодны (не выгодны) данная ситуация и ее изменение;

7) спрогнозировать к каким изменениям могут привести дальнейшие действия всех заинтересованных субъектов;

8) определить собственную позицию в данной ситуации, диктуемую осознанным интересом и форму собственного участия в ней.

В процессе обсуждения ситуации в микрогруппе смоделируйте работу парламентского комитета. В таком случае в своих микрогруппах вы можете взять на себя роли членов, лидеров парламентских фракций. Перед занятием необходимо изучить регламенты заседаний комитетов Госдумы РФ и парламентских слушаний, распределить роли, подготовить выступления на общегрупповой дискуссии, которая будет проводиться по модели парламентских слушаний

Продумайте дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений, их пропаганде, используя для этого различные политические технологии.

Используйте эти методические указания для подготовки политинформации.


Самое яркое и запоминающееся событие, которое я запомнила и которое вошло в историю это референдум, который прошел в Крыму. Очень сильно обрадовали результаты этого референдума. Я помню этот день, 16 марта 2014 года. Я и все мои родные поспешили на участки, чтобы проголосовать за вхождение Крыма в состав Российской Федерации. На улицах шли улыбающиеся люди, особенно радовались бабушки и дедушки. Для них это был праздник, они шли на избирательные участки с цветами. 18 мая все люди собрались на центральных площадях городов для того, чтоб услышать результаты этого референдума. Все искренне верили, что результаты будут положительные. Она так и получилось. Люди были счастливы. Они говорили, что вернулись на Родину. В тоже время в воздухе был и страх. Страх того, что будет война, так как власти Украины могут не принять результат. Но не смотря на все это, был праздник для людей.

Политические события последнего времени, которые огорчили

  • события на майдане в Киеве 2013-2014 годов;
  • события в Одессе 2014 года;
  • война на Донбассе.

К политическим событиям, которые огорчи, очень сильно, я хотела бы отнести события которые предшествовали Крымской весне, а именно, референдуму в Крыму 2014 года. А именно это ужас, который происходил на майдане в Киеве. Как там издевались над "Беркутом", а там были молодые ребята. Они каждый день молились, чтобы выжить. Также это ужас, который произошел в Одессе. Чтобы описать это, просто нет слов. Это не человеческий поступок, когда сожгли людей живьем в доме профсоюзов. Это ужасно, когда мы слышали или видели это в новостях слезы лились. Их не возможно было сдержать. Еще одно ужасное событие это военные действия на Донбассе. Множество знакомых людей, которые проживали на той территории бежали в Крым. А общаясь со знакомыми, которые там живут, мы переживали за них, молились, чтобы с ними ничего не случилось. Еще одно жуткое событие - это нападения на автобусы с людьми, которые выступали против майдана. В этих автобусах были наши знакомые, соседи. И когда мы слушали от них что там происходило, то просто не могли подобрать слов, чтоб что-то сказать. Радует только то, что это закончилось.

Год назад мы слушали новогодний бой курантов с ощущением, что живем в совершенно новой стране, однако 2015-й по насыщенности даст фору даже бурному 2014-му. После осенних терактов, начала операции в Сирии, кризиса в отношениях с Турцией российская новостная повестка сливается с глобальной геополитической. А события начала года на этом фоне кажутся случившимися давным-давно. «Лента.ру» вспоминает важные вехи уходящего года.

Минские соглашения 12 февраля

Бурная осень 2015-го несколько заслонила события начала года, но не будем забывать, что переговоры в Минске стали одним из самых масштабных дипломатических «слетов» за последние годы. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд перед Минском посетили Киев и Москву, а глава немецкого государства - еще и Вашингтон, для консультаций с президентом США Бараком Обамой. Лидеры «нормандской четверки» - президент России Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, Меркель и Олланд - непрерывно совещались в минском Дворце независимости в течение 16 часов.

К концу года можно констатировать, что выработанное с таким трудом соглашение де-факто не работает. Режим прекращения огня постоянно нарушается с обеих сторон, обмен пленными на основе принципа «всех на всех» так и не проведен, а местные выборы на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР отодвинуты на февраль 2016 года.

Убийство Бориса Немцова

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Политических лидеров такого уровня в России не убивали, пожалуй, вообще никогда. Бывший вице-премьер в правительстве Сергея Кириенко, один из самых медийных персонажей оппозиционного лагеря, вызывавший симпатию не только соратников, но и противников, был застрелен в ночь на 28 февраля на Большом Москворецком мосту. Убийцы до сих пор не установлены. После этой трагедии оппозиционный марш «Весна», запланированный на 1 марта, превратился в марш памяти Немцова - самое массовое в минувшем году «уличное» мероприятие в Москве.

Невосполнимая потеря для РПР-ПАРНАС: Немцов был самым известным среди сопредседателей партии, именно благодаря ему парнасовцы прошли в 2013 году в Ярославскую областную думу, и именно депутатский мандат Немцова обеспечит партии право выдвигать кандидатов на выборах в Госдуму без сбора подписей. Так что на парламентских выборах-2016 оппозиции без харизмы и популярности Немцова придется туго.

Перенос выборов в Госдуму

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

«Час икс» для российского политического истеблишмента в одночасье сместился с декабря 2016 года на 18 сентября. Идею предложила в мае ЛДПР, после непродолжительных межфракционных консультаций она была оформлена в виде законопроекта, внесена в Госдуму и принята большинством голосов. Дольше всего уговаривали КПРФ, но так и не уговорили: лидер компартии Геннадий Зюганов был согласен на компромиссный вариант - октябрь-ноябрь, с тем чтобы агитационный период и дебаты приходились на осень, а не на период отпусков и «бархатный сезон». В конце концов законопроект приняли без участия коммунистов, которые, в свою очередь, пожаловались на него в Конституционный суд, но безуспешно.

Федеральных выборов в сентябре в России до сих пор не было, поэтому какой эффект окажет перенос даты на расклад сил в новом парламенте - никто не знает. Совсем недавно считалось, что оппозиция может недобрать голосов: электорат коммунистов уедет на дачи копать картошку, электорат либералов еще не вернется с заграничных морей. Однако после запрета на полеты в Египет и Турцию версия с морями трещит по швам.

Сыроцид от Минсельхоза

Фото: Управление Россельхознадзора по Белгородской области / РИА Новости

Зрелище, достойное пера сюрреалиста: под бульдозеры полетели деликатесные «санкционные» сыры, помидоры, персики и даже гуси - все те продукты, которые с августа 2014 года запрещено ввозить в Россию и которые тем не менее тонким ручейком продолжали течь через границу в холодильники доморощенных гурманов.

Грандиозная утилизация началась 6 августа, ее предложил глава Минсельхоза Александр Ткачев, а соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. Давка сыров не раз вызывала протесты политиков и общественников, уж слишком гротескно выглядит уничтожение продуктов в России.

Победа КПРФ на выборах губернатора Иркутской области

Коммунист Сергей Левченко, уже претендовавший на пост главы региона в 1997-м и 2001 годах, минувшей осенью разбил шаблон «управляемости выборов». Мало того что 13 сентября он вышел с единороссом вице-губернатором Иркутской области во второй тур, чего в России ни разу не случалось с момента восстановления выборов глав регионов в 2012 году, - Левченко еще и выиграл этот второй тур, набрав 56,4 процента голосов избирателей. После этого про заранее предрешенные результаты выборов говорить стало как-то даже неудобно.

Военная операция в Сирии

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ

О том, что Россия будет разыгрывать сирийскую карту, шептались давно, но окончательное решение было принято только 30 сентября: в этот день Совет Федерации официально одобрил начало операции. Сомнений в важности этого события быть не может: по данным ФОМ, 23 процента россиян считают войну в Сирии и бомбардировки баз террористов организации «Исламское государство» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в России решением суда) главным событием 2015 года не только в общероссийском, но и в мировом масштабе.

А вот как эта военная операция отразится на российской внутренней политике, судить пока трудно. Ждут ли президента Путина новые лавры главного борца с терроризмом? Заявка на это была сделана еще во время выступления на Генассамблее ООН, когда Путин призывал сформировать глобальную антитеррористическую коалицию. Ответы на эти вопросы мы получим уже в новом году.

Теракт на борту А321

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters

Следовавший из Египта в Санкт-Петербург самолет компании «Когалымавиа» упал на Синайском полуострове на севере Египта 31 октября. На его борту находились семь членов экипажа и 217 пассажиров, в том числе маленькие дети. Самому младшему пассажиру, Дарине Громовой, было всего десять месяцев. В первые дни после трагедии высказывалось огромное количество версий произошедшего, однако подтвердилась самая страшная - теракт. Сейчас уже известно, что самолет был взорван бомбой небольшой мощности, которую террористы заложили под одно из кресел в конце салона по правому борту. Египет к концу декабря стал отрицать версию о теракте, однако было уже поздно: полеты в страну с 6 ноября приостановлены, российские туристы из региона оперативно вывезены, а традиционно популярные среди россиян курорты опустели.

Прощайте, курорты!

Катастрофа российского бомбардировщика Су-24 на границе Сирии повлекла за собой целую цепь событий: отношения с Турцией моментально испортились, были введены санкции, в том числе продуктовое эмбарго, закрыты российско-турецкие культурные центры. Но самым, пожалуй, серьезным для внутренней российской жизни станет остановка туристических поездок в Турцию. Недорогие курортные туры по системе «все включено» в страну с хорошим сервисом и гарантированно теплым климатом стали за последние десять лет обязательным элементом «потребительской корзины» среднего класса. И самыми хитовыми направлениями были как раз Турция и Египет. Теперь их больше не будет, и далеко не все россияне смогут их заменить турами в стремительно дорожающую по мере проседания курса рубля Европу.

Энергоблокада Крыма

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Попытка продуктовой блокады полуострова, предпринятая осенью крымско-татарскими националистами, оказалась детскими игрушками по сравнению с попыткой вырубить в Крыму свет. Полуостров остался без электричества в ночь на 22 ноября в результате подрыва опор ЛЭП, по которым электроэнергия поставлялась с Украины. До этого, в ночь на 20 ноября, таким же образом были разрушены опоры двух других ЛЭП. Ответственность за подрывы никто на себя не взял, однако подходы к разрушенным конструкциям были блокированы представителями запрещенного в России «Правого сектора» и непризнанного меджлиса крымско-татарского народа.

Оказалось, что энергоблокада - это серьезное оружие зимой даже в таком мягком, почти средиземноморском климате, как крымский. Однако российские власти отреагировали почти молниеносно: уже 2 декабря на полуострове был запущен энергомост, первая нитка которого начала поставлять электроэнергию из Краснодарского края. А в ночь на 8 декабря были восстановлены поставки энергии с Украины через Херсонскую область. Тем не менее кадры живущего при свечах Крыма останутся одними из самых ярких в уходящем году.

Возвращение «фактора Ходорковского»

Фото: imago stock&people / Global Look

Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, освобождаясь два года назад из колонии после помилования президентом Путиным, обещал политикой не заниматься. Однако не удержался. 9 декабря на пресс-конференции бывший олигарх заявил, что после смерти матери (Марина Филипповна скончалась в августе 2014 года) не считает себя связанным «аполитичными» обязательствами. До этого Ходорковский уже предлагал себя в качестве «президента переходного периода». Спустя некоторое время против него возбудили дело по подозрению в причастности к убийству мэра Нефтеюганска Владимира Петухова в 1998 году.

Это не единственное в прошедшем году упоминание «фактора Ходорковского» в российской политике. Еще в 2014 году по искам бывших акционеров ЮКОСа были вынесены решения о компенсациях, которые должна выплатить Россия: 1,86 миллиарда евро по решению ЕСПЧ и неслыханная сумма в 50 миллиардов долларов по решению Гаагского арбитража.

В июне судебные приставы Бельгии и Франции приступили к аресту счетов и ревизии российского госимущества для выплаты этих компенсаций. Аресты удалось снять, но осадок остался. В России на всякий случай приняли в связи с этим закон, согласно которому решения международных судов можно не выполнять, если они противоречат Конституции.

Домашнее задание № 5 1) Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос. Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, "политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. Можно заниматься "политикой" - то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них - как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно также, как и при экономическом ремесле. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на "политическом собрании", произносим "политическую" речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным "делом жизни"... Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые "работают" на нее лишь во время сессий... Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для политики", либо жить "за счет" политики и "политикой". М.Вебер. "Политика как призвание и профессия" Используя содержание текста, заполните таблицу Типы политиковХарактеристикаПример123 2) Как вы понимаете выражение "жить политикой"? 3) Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения: 1) "Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства"; 2) "Политики не должны прикрывать неприглядные, а порой и незаконные поступки благими целями". Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента. СуждениеАргументы "за"Аргументы "против"12Какое суждение наиболее близко вам? Почему? Дополнительное задание (на выбор!): 4) Сделать сообщение о политических событиях текущей недели и ответить на следующие вопросы: почему представленные события вы считаете политическими? Какие политические силы в них участвовали? Какие интересы отстаивали? 5) Соберите материалы из газет о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным и почему?

  • Вспомните: Основные сферы жизни общества.
  • Надумайте: Как вы понимаете значение слова «политика»? Почему общество не может нормально жить без власти?

Эта тема дает представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим каждодневно: политическая организация, политическая информация и т. п. Газеты, радио, телевидение рассказывают о политике, о политических новостях. Слово «аполитический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

Что такое политика? Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. А в наше время слово «политикам стало более широким по своему значению. В предшествующих темах курса (8 класс) отмечалось, что общество имеет сложную структуру. Между различными общественными классами, большими группами людей, занимающими определенное положение в обществе, между нациями, государствами складываются разнообразные отношений. Политикой называется деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику. Так, между феодалом, владеющим землей, и зависимым от него безземельным крестьянином имеют место экономические отношения. А если отношения между социальными группами касаются власти, государства, если сила государства используется для сохранения или, напротив, для изменения этих отношений, то налицо отношения в сфере политики. Значит, политика - это участие в делах государства {определение формы государства, задач, содержания его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей. (С материалом о государстве вы познакомитесь в следующем параграфе.)

В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Одни из них поддерживают правительство, другие находятся в оппозиции к нему. (Вспомните отношение различных социальных групп российского общества к правительству во время событий 1905 г.) Разные интересы порождают борьбу между ними за власть, за влияние на государственные дела. Все это и есть сфера политики.

Политическая власть. Когда мы говорим о власти вообще, то понимаем ее так: кто-то осуществляет власть, т. е. властвует, управляет, отдает приказы, а кто-то подчиняется, эти приказы выполняет. Такие отношения мы встречаем в жизни постоянно: например, между офицером и солдатом, инспектором ГИБДД и водителем автомашины, учителем и учеником. Власть в этих случаях небеспредельна, она ограничена строго определенными функциями офицера, инспектора, учителя. Но в рамках этих функций каждый из названных служащих имеет право отдавать приказы, распоряжения, выдвигать требования, а солдат, или водитель, или ученик обязан этим требованиям подчиняться. Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применить санкции (наказать того, кто не выполняет распоряжения, или, быть может, поощрить за их добросовестное выполнение).

Политическая власть распространяется на все общество , ее приказы, директивы (руководящие указания), требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного государства. В свою очередь, все те, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; те лица (монархи, президенты, главы правительств, наместники и т. д.) или группы, которые властвуют (какие-либо классы, сословия, «знать», организации и т. д.), имеют возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию. Конечно, лучше, если властители имеют авторитет, население с готовностью подчиняется их требованиям.

Кот что писал о силе власти русский философ И. А. Ильин (1883-1954):

«Сила власти есть прежде всего се духовно-государственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемое достоинство, ее способность импонировать гражданам. Поставить себе неосуществимую задачу не значит проявить силу; растрачивать свой авторитет не значит быть сильным. Сила власти проявляется не в крике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в ей способности звать не грозя и встречать верный отклик в народе…»

Политическая власть играет большую роль в любом современном обществе. Задачи, которые она выполняет, влияют на различные сферы общественных отношении. Именно политическая власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направления развития страны, разрабатывает и принимает решения, нацеленные на устранение назревших проблем.

Власть осуществляет повседневное управление важнейшими процессами, происходящими в обществе. К числу задач, выполняемых властью, относится и поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясении, создающих угрозу жизни и благосостоянию граждан.

В своем Послания Федеральному Собранию о ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д. Л. Медведев отмстил: «Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем - Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждане.

Итак, власть - важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной политики.

Роль политики в жизни общества. Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, станут ли им доступны достижения культуры, увеличится ли степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасность страны?

От решения в политике этих и многих других вопросов зависит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры но различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации стремятся, чтобы государство проводило политику, отвечающую их интересам. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

В одном из исследований общественного мнения россиян по вопросам политики и власти выяснилось, что 66% разделяют следующую точку зрения: «Нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ». 53% поддержали такое мнение:

«Президент должен стать полновластным хозяином страны, Только тогда мы прорвемся». 51% опрошенных согласились с утверждением: «В России нужно, чтобы власть боялись. Иначе ее не будут уважать». 49% склонны к такой формулировке: «Мне все равно, какими методами действует политик, если его деятельность идет на благо народа».

А как вы относитесь к таким мнениям?

В наши дни главный вопрос политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни: общества, последовательности преобразовании. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач. которые бы, по и у: мнению, наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти. Члены партии организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целен; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию ля них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; выражают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы,

В процессе этой деятельности возникают всевозможные формы взаимодействия социальных групп, политических партий, государства, отдельных лип, связанные с борьбой а а власть, с выработкой, принятием и реализацией решении государственной власти. В этом взаимодействии проявляется политическая жизнь общества.

Политическая жизнь и средства массовой информации. В современном обществе политическая жизнь во многом зависит от средств связи между всеми ее участниками, т. с. средств, используемых для распространения сообщений о происходящих событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых действиях,

заявлениях и решениях. Такими средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Это социальные учреждения, обеспечивающие сбор, обработку и массовое распространение информации. Само название «средства массовой информации» (СМИ) говорит о том, что передаваемые ими сообщения адресованы неограниченному кругу лиц, социальных групп, организаций. Поскольку значительная часть населения пользуется общественно-политической информацией, распространяемой СМИ, особенно по каналам телевидения, она оказывает влияние на политическую жизнь общества.

Факты. Исследование, проведенное в России в 2004 г., показало, что выпуски новостей и информационно-аналитические передачи на политические темы по телевизору смотрят регулярно (каждый день) 31% опрошенных, иногда (несколько раз в неделю) - 32%, довольно редко (от случая к случаю) - 23%, практически не смотрят - 11%.

Благодаря СМИ у граждан страны складывается представление о работе органов власти, о деятельности политических организаций, о проблемах, существующих в обществе. Под их влиянием возникает чувство причастности к происходящим событиям, многие вовлекаются в те или иные формы политической активности. В различных материалах СМИ находят отражение общественные интересы.

Технический прогресс позволил не только быстро информировать о произошедшем, но и делать людей «очевидцами» событий, происходящих далеко от них. Сообщение о событии, дополняемое изображением на телевизионном экране, нередко оставляет у зрителя-слушателя сильное впечатление. Вместе с тем следует помнить, что при передаче информации осуществляется отбор материала: тот, кто передает информацию, решает, о чем сообщать, а о чем умалчивать, что показывать, а что в передачу не включать. Информация может стать неполной, односторонней. Сообщение зачастую сопровождается комментариями, которые отражают позицию их автора. Все это позволяет воздействовать в том или ином направлении на взгляды людей, на их отношение к различным явлениям политической жизни. В свою очередь, взгляды и настроения людей влияют на их политическое поведение. Во второй половине прошлого века влияние СМИ на политическую жизнь настолько возросло, что СМИ стали называть «четвертой властью».

СМИ воздействуют не только на взгляды и поведение больших масс людей, но и на власть. Они способны поднимать серьезные вопросы общественной жизни, обсуждать с позиций тех или иных социальных групп актуальные политические проблемы, в них могут быть высказаны различные суждения о деятельности политиков. Все это может влиять на решения властей и на способы проведения этих решений в жизнь.

Проверьте себя

  1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?
  2. Что входит в сферу политики?
  3. В чем сущность любой власти?
  4. В чем главные особенности политической власти?
  5. Что такое средства массовой информации? Как они влияют на политическую жизнь?

В классе и дома

  1. Назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили. Объясните почему.
  2. Подумайте, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика - это отношения между классами; политика - это участие в делах государства. Свой ответ поясните.
  3. Вспомните из курса истории время Петра 1, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?
  4. Соберите материалы из газет о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным и почему.
  • «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз навсегда данных правил…»
  • Г. В. Плеханов (1856 -1918), русский политический деятель, философ «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу».
  • Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.), римский политический деятель, философ