» » Понимание социализации. Понятие социализации

Понимание социализации. Понятие социализации

Понятие “социализации”.

Интерес к феномену социализации личности по известным причинам значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно широким и включает процессы и результаты становления, формирования и развития (на протяжении всей жизни) личности. Социализация – это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, “внедрение” индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств.

Основными формами социализации личности являются интериоризация и социальная адаптация. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений, разного рода информации и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. Процесс ресоциализации личности можно рассматривать как разновидность интериоризации (вынужденную интериоризацию во взрослой жизни).

Смысл, в котором понятие адаптации употребляется в современной литературе, ведет свое начало от латинского значения этого слова – приспособлять, прилаживать, устраивать. Различные исследователи используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции.

Необиховерист Г. Айзенг адаптацию определяет следующим образом:

1) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

2) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Однако, состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой (8, с. 25).

Под социализацией принято понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализацию рассматривают как процесс усвоения человеком социальных связей того общества, к которому он принадлежит, и как процесс воспроизводства личностью усвоенного социального опыта.

Таким образом, “социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, так и процесс активного воспроизводства им активной деятельности, активного включения в социальную среду. Это вхождение личности в самого себя” (7, с. 290).

Г.М. Кордуэлл дает следующую формулировку социализации: “… Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин “социализация” обозначает процесс, продолжающийся в течении всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности” (6, с. 306).

“Социализация – овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоения его норм, имеющих адаптивное значение” (1, с.642).

С первых существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимодействий с окружающими он получает опты общественной жизни и общественных отношений, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность включается в разнообразные социальные связи, в исполнении различных ролевых функций, тем самым преобразуя и окружающий её социальный мир, и себя.

Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать. Субъект деятельности кК субъект общественных отношений последовательно и параллельно усваивает социальный опыт общества и сам воздействует на общество через собственную деятельность.

Однако социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее, наоборот, человек обретает свою индивидуальность, но сложным и противоречивым путем. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются переживаются различными личностями, а поэтому оставляют неодинаковый след в их психике. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, существенно различаются. Именно поэтому лежащее в усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

Социализация – это сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности во взаимодействии, в общении и деятельности (7, с. 291).

Социализация – явление чрезвычайно многообразное, активное и продолжающееся всю жизнь, так как, социализировавшись в одной группе, личность может оказаться совершенно социализированной в другой, что ярко проявляется у эмигрантов, беженцев, пенсионеров, безработных и т.п.

Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, этот процесс необходимо рассматривать как активно развивающийся, а не только активно-приспособительный. Социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Разработкой теории социализации личности занимались Г. Тард, Т. Парсоне и другие ученые. Г Тард в основу совей теории положил принцип подражания, а отношения “учитель - ученик” провозгласил модельно социального поведения, т.е. социализации. По мнению Т. Парсона, индивид в процессе социализации вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми другими (7, с 291-292).

В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое толкование социализации, предложенные Б.Д, Парытиным. Социализация в узком смысле – это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, а в широком – исторический процесс, филогенез (7, с. 292).

Социализацию можно рассматривать одновременно как типичный и единичный процесс. Её типичность определяется социальными факторами и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных условий. Это означает похожесть протекания социализации для представителей схожих социальных или возрастных групп – одинаковых религий, культур, поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. Совершенно иначе, по-своему типично проходит социализация эмигрантов, национальных меньшинств, маргиналов, бродяг, бомжей, инвалидов и т.д.

Социализация как единичный процесс обусловлена индивидуальной спецификой человека: способности, внешние данные, степень конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, стремления к развитию своих способностей, осознание своего жизненного пути и др.

Понятие “социализация” не подменяет широко используемые в психологической и педагогической литературе термины “развитие личности”, “воспитание”, “адаптация”, “становление личности” и т.п., хотя развести их довольно сложно.

Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение развитию личности: ребенок становится субъектом, что немыслимо вне усвоения системы социальных связей и отношений, вне включения в них. Понятия “развитие личности” и “социализация” в этом случае как бы совпадают. Акцент на активность личности более явно представлен в идее развития. В центре внимания социализации находятся социальная среда и её воздействие на личность. Процесс развития личности заключается в активном взаимодействии с социальной средой, и каждый аспект такого взаимодействия требует особого рассмотрения.

Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему со стороны личности, то для социальной психологии – со стороны взаимодействия личности и среды.

Некоторые психологи и педагоги предлагают рассматривать понятия “социализация”и “воспитание” в качестве синонимов, понимая под воспитанием воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Однако необходима разграничение этих понятий:

Социализация – категория более широкая, чем воспитание (Л.В. Мудрик) (7, с.292). Воспитание - это процесс педагогически организованного, целенаправленного, планомерного воздействия на человека с целью передачи ему определенной системы представлений, понятий, норм. Понятие “социализация” характеризует сложность, противоречивость, многоуровневость процесса развития личности, в котором существуют как стихийные, неуправляемые, так и управляемые сферы воздействия, саморазвитие и самосовершенствование. По мнению Г.М. Андреевой, “социализация” все-таки ближе к понятию “развитие личности”, чем к “воспитанию” (7, с.293).

К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации как приспособления личности к изменениям среды, как овладение новой ролью при вхождении в иную социальную ситуацию. Это составная часть социализации, один из её механизмов.

При использовании термина “становление личности” делается упор на самоактивность личности, её субъективную социализацию, формирование определенных черт, процессы самовоспитания.

Согласно сложившейся традиции социализация имеет следующую структуру:

Пи рассмотрении содержания социализации имеет значение определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного “меню”, какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.

Содержание социализации определяется. С одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (культуры, искусства, политических доктрин, средств массовой информации), а с другой стороны, отношением индивида ко всему этому. Эти отношения зависят как от особенностей самой личности, так и от социальной ситуации, в которой она оказывается и соответственно учитывает или принимают её.

Социализация личности осуществляется в результате включения её в различные социальные группы общности. Это предполагает взаимодействие людей друг с другом, включенность человека в различные многоуровневые и многоаспектные связи и отношения с другими людьми, приобретение умений взаимодействия с ними. Исходной для социализации являются наличие у человека потребности в общении.

Как правило, выделяют три основные сферы жизни социализации личности: деятельность, общение и самосознание, в каждой из которых происходит обретение, расширение и усложнение социальных связей личностей с внешним и внутренним миром.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, в процессе социализации личность расширяет “каталог” видов своей деятельности, осваивает новые виды. Формируется ориентировка как в каждом виде деятельности в отдельности, так и в связях между ними. Результатом ориентировки является личностный выбор деятельности, выделение и освоение особо значимых аспектов деятельности. Происходит центрирование деятельностей вокруг ведущего вида создается личностная иерархия деятельностей и поведений. В ходе реализации деятельности происходит усвоение личностью новых ролей, осмысление их значимости, что означает расширение возможностей индивида как субъект деятельности.

Расширение и углубление сферы общения обусловлено его неразрывной связью с деятельностью. Это умножение контактов человека с другими людьми, их изменения на каждом возрастном этапе. Усложняются диалоговые формы общения увеличивается децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера. Более адекватное его восприятие. Личность в общении приобретает новые черты, усваивает нормы общения и нормативы деятельностей.

Развитие самосознания в ходе социализации личности – процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельностей и общения человека. Поэтому процесс социализации – это единство изменений всех трех рассмотренных сфер: деятельности, общения и самосознания.

Широта социализации оценивается по тому, насколько социально зрелой и развитой является личность. Это зависит от большого количества факторов: социальных ролей индивида, его социального опыта типа индивидуальной акцентуации социального поведения личности, её локуса контроля и т.п.

В качестве критериев социализированной личности принято выделять:

Адаптированность личности, её нормотипическое поведение, образ жизни;

Социальную (групповую и общечеловеческую) идентичность (7, с.295).

Однако в качестве главного, внешнего критерия социализированности следует считать не степень приспособленчества, конформизма личности, а степень её независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации заключается в удовлетворении потребности личности в самоактуализации, личностном росте, в развитии её способностей, а не в унификации личности, нивелировке собственного “Я”.

Социализация – процесс длительный, протяженный во времени и пространстве. Он имеет определенную стадиальность, обусловленную соотношением анатомо-физиологического и психического развития человека спецификой социальной ситуации в разные периоды жизни.

В истории психологии существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Психоаналитическая концепция связывает эти стадии с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов. З. Фрейд считал, что основные личностные характеристики формируются в первые пять лет жизни ребенка на первичной стадии социализации, которая подразделена на оральную, анальную, фаллическую.

В такой позиции роль бессознательного в социализации личности неоправданно абсолютизируется. Действительно, решающее значение имеют овладение ребенком социальными ролями в ходе игровой деятельности, процессы самоидентификации, возникающая система ожиданий и характер их удовлетворения, требования со стороны родителей, практика их обращения с ребенком.

Следующая стадия социализация – маргинальная промежуточная, или псевдоустойчивая – это социализация подростка. Данный переходный возраст (от детства к взрослости) связан главным образом с самоутверждением личности, её групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с овладением личностью определенным статусом и выполнением широкого спектра социальных, межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, её социальной идентичности.

Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствии выхода человека на пенсию. В это время личность, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказалась, дезадаптируется. Негативные эмоциональные переживания могут быть вызваны утратой близких людей, смысла жизни, необратимым старением организма, чувством одиночества и ненужности. Но такие переживания могут компенсироваться обретением новых смыслов жизни, нахождением своей полезности.

Социологический подход основное знание в процессе социализации придает усвоению человеком репертуаров социальных ролей, завоеванию положения в определенной социальной общности, овладению ценностями, нормами, культурой общества.

В отечественной социальной психологии делается акцент на то, что социализация осуществляется прежде всего в ходе трудовой деятельности.

Поэтому именно отношение к трудовой деятельности положено в основу выделения трех основных стадий социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой.

Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности и разделяется на два относительно самостоятельных этапа.

Ранняя социализация, длящаяся от рождения до поступления в школу;

Стадия обучения, включающая по словам Г.М. Андреевой, весь период юности в широком смысле этого термина. К этому общепризнанного этапу относится в широком смысле этого термина. К этому общепризнанного этапу относится прежде всего время обучения в школе. Относительно обучения в техникумах и вузах существуют различные точки зрения. Если строго придерживаться критерия выделения стадий – отношение у трудовой деятельности, то периоды любого профессионального обучения должны быть отнесены именно к данной стадии. Вместе с тем различия в обучении в средней школе и профессиональных образовательных системах (среднего и высшего уровней) столь велики (например, соединение обучения с трудом в последних), что анализ их по единой схеме вызывает затруднения. В настоящее время в литературе этот вопрос решается двояко, хотя актуальность и значимость процесса социализации студенчества признается всеми исследователями.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека и включает в себя все время его трудовой деятельности. Большинство исследователей поддерживают мысль о том, что социализация продолжается в период трудовой деятельности, а не заканчивается с завершением образования. Признание ведущего значения трудовой деятельности для существования развития личности придает особое значение трудовой стадии социализации. Именно в этот период реализуется важнейший аспект социализации – воспроизведение социального опыта, его творческое преломление и применение.

Выделение послетрудовой стадии вызывает оживленные дискуссии в современной науке. Внимание к этой проблеме обусловлено тем, что в ходе исторического развития общества увеличивается продолжительность жизни людей, что приводит к увеличению удельного веса пожилых людей в структуре народонаселения. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал лиц, составляющих социальную группу пенсионеров. Существуют две полярные точки зрения на проблему социализации в пожилом возрасте.

Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период свертываются и никакого усвоения социального опыта или даже его воспроизводства, по их мнению не происходит. Крайняя позиция точки зрения заключается в понятии “десоциализации”, наступающей после завершения процесса социализации.

Существует несколько подходов к выделению факторов, определяющих процесс социализации. Одни ученые считают, что решающее влияние оказывает внутренний фактор, т.е. генетически обусловленные, физиологические и психические особенности человека. Другие исследователи ведущую роль в процессе социализации как усвоение “коллективных представлений”, верований, эмоций, мыслей, т.е. накопленного человечеством опыта, традиций, обычаев, через врожденное подражание. Третьи полагают, что формирование личности происходит за счет “надстраивания” социального опыта над биологическим.

Отечественная психология, видя в человеке существо биосоциальное, придает решающее значение в социализации личности социальным факторам. Но внешнее социальное воздействие на личность неоднократно преломляется через её “внутренние условия”, через призму внутреннего мира человека, его психофизиологические особенности и приобретенный социальный опыт. Все внутреннее проявляется и реализуется только посредством внешнего – материального и социального.

Социальные факторы принято разделять на макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и другие особенности развития личности, в том числе качество жизни, определяемое состоянием экономики, экологическую обстановку, наличие экстремальных и иных социальных обстоятельств.

Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты социализации личности, обусловленные её проживанием в составе больших социальных общностей. Термины “страна”, “государство” и “общество” приняты для выделения людей, проживающих в определенных территориально-административных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

К макрофакторам относится также культура как система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека: биологическую (еда, сон, отдых и т.д.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, культура, эстетическая деятельность и др.) социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные её проживанием в составе общностей средней величины. К ним относится этнос (нация) исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей обладающая единым языком, общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием, т.е. сознанием своего единства и отличия от других.

Принадлежность к той или иной нации, её традиции во многом определяет специфику социализации личности.

Оказывают влияние на процесс социализации человека и ретиональные условия его проживания, которые зависят от конкретной части страны, где он живет, и вносят свою специфику в его образ жизни, обычаи, привычки, традиции.

При анализе процесса социализации нельзя не учитывать социально-экономические различия города и деревни, поэтому тип поселения (село, поселок, город-мегаполис) также придает определенное своеобразие социализации людей, в них проживающих.

Микрофакторы – это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации, учебном заведении и т.п.).

Общество, в том числе и отдельные его субкультуры, оказывают воздействие на личность на всех стадиях её социализации. Такое воздействие осуществляется или непосредственно (например, через средства массовой информации), или через группу, к которой принадлежит человек, через её нормы и ценности.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества, выступающие трансляторами социального опыта, называют институтами социализации. Здесь термин “институт” используется в широком социологическом смысле как сложившаяся в обществе форма отношений между людьми.

На дотрудовой стадии социализации её институтами являются семья и дошкольные детские учреждения. Семья традиционно рассматривалась как важнейший фактор и инструмент социализации. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, принимают исходные нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает влияние на формирование у детей образа “Я”. Роль семьи как институт социализации существенно зависит от типа общества, его традиций и культурных норм от национальной и социальной принадлежности, от других макро- и мезофакторов.

Во втором периоде дотрудовой стадии социализации основным её институтом является школа, которая еще в большей мере, чем семья, зависит от общества, политического устройства государства.

Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое есть важнейший элемент социализации, но школа должна подготовить человека к жизни в обществе в целом. Школа задает ребенку образы и образы гражданина и тем способствует (или препятствует) его вхождению в общественную жизнь. Школа расширяет возможности и умения ребенка в сфере общения и взаимодействия, что выступает как важнейший момент социализации. Привлекательность среды сверстников заключается в том, что она относительно независима от взрослых, а иногда и противоречит им.

Любой институт социализации несет в себе воздействия более широкой группы или общности людей через традиции, обычаи, образ жизни. Личность формируется в целостном обществе: макросреде и микросреде, и каждая оставляет на индивидуальности свои следы и трудноразрешимые последствия.

Нет единого определения термина С. В процессе социального развития ребенка можно выделить два аспекта:

    Процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей . Эта ориентировка возможна благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.

    Происходит формирование структур индивидуального самосознания , связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Таким образом, процесс социального развития мыслится как активное взаимодействие с социальной средой. Для характеристики этого вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации .

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. В отличие от понятия социализированность (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту), социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, т.е.:

    способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

    избирательное отношение к социальным воздействиям;

    низкую социальную ригидность;

    сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

2. Понятие социализации.

От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

В некоторых случаях возможен процесс ресоциализации, который характеризуется тем, что индивид утрачивает некоторые ценности, усвоенные им нормы перестают быть регуляторами его поведения. К обстоятельствам, вызывающим ресоциализацию, может быть отнесено заключение человека в тюрьму, в психиатрическую больницу и т. п.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Понятие воспитания имеет два смысла в нашей П:

В узком – процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм.

В широком – воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.

Если рассматривать понятие воспитания в узком смысле слова, то С отличается по своему значению, а если в широком, то они тождественны.

Соотношение социализации с социальным развитием-????

Социализация – непрерывный процесс. Существуют три сферы Социализации:

    Деятельность. Три процесса: ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деят и между различными ее видами; централизация вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. это расширение каталога действий. Важен процесс целеполагания. Индивид становится субъектом деятельности.

    Общение. Это увеличение числа контактов и переход к диалогическому общению. Важно: как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.

    Самосознание. Самосознание включает в себя самоопределение, самореализацию и самоутверждение, самооценку. Понимание личности себя как некой ценности и вопрос идентификации. Развитие самосознания в ходе С – процесс, контролируемый, определяемый постоянным приобретением соц опыта в условиях расширения диалога деятельности и общения.

Социализированность – владение социальными нормами.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.

Проблеме социализации личности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных философов (Ж.–П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. К. Мамардашвили, Шевелев В. Н. и др.), социологов (У. Бронфенбреннер, Э. А. Домбровский, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Б. Уолмен) и психологов (Г. М. Андреева, А. А. Деркач, Т. Кемпер, Т. Ньюком, А. Оллпорт, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, В. Т. Шибутани). Учеными разработаны различные теоретические подходы.

Так, представители биогенетических теорий (Дж. Ст. Холл, А. Гезелл и др.) социализацию рассматривают как естественный процесс, подчиняющийся своим внутренним закономерностям, развитие личности определяется последовательностью этапов, прохождение которых необратимо и предполагает прерывистость и внезапность изменений. В социогенетических теориях (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) социализация выполняет интегрирующую функцию, обеспечивает формирование чувства принадлежности к социокультурной общности, личность является продуктом различных культур.

Представители бихевиоризма и необихевиоризма (В. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтерс и др.) под социализацией понимают процесс социального научения, предполагающий наблюдение и подражание значимым моделям поведения. Важными элементами процесса научения выступают подкрепление, "замещающее подкрепление", самоподкрепление. На их взгляд, усвоенный набор моделей поведения и представляет собой личность. В классическом психоанализе социализация рассматривается как процесс обуздания природных влечений при помощи защитных механизмов.

Представители неофрейдизма особое значение придают "Эго" как основной "адаптирующей инстанции" в процессе социального развития личности. Э. Эриксон раскрывает социализацию как идентичность с членами группы. В школе символического интеракционизма (Д. Мид, Т. Кемпер, Т. Ньюком) разрабатываются модели социализации на основе анализа социального взаимодействия, ролевого поведения, формирования "Я". Раскрывается, что основным результатом социализации является развитие самосознания личности. Представители гуманистической психологии (А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) понимают социализацию как самоактуализацию "Я-концепции".

Л. С. Выготский категорически выступал против интерпретации в зарубежных теориях социализации как перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Он решительно настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей, поскольку он, родившись, уже является социальным существом, его изначально окружает взрослый, сложно структурированный социальный мир, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать. Л. С. Выготский утверждал, что природа личности социальна: "В отличие от Пиаже мы полагаем, что развитие идет не к социализации, а к превращению общественных отношений в психические функции".

Он обращает внимание на то, что "не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития".

В. К. Шабельников отмечает, что Г. Гегель в философском плане, а затем Л. С. Выготский в конкретно психологическом раскрывают логику социальной детерминации личности и психического развития человека. Общество предстает субъектом, формирующим нашу психику.

Представление о культурно-исторической детерминации развития личности (Г. Гегель, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Д. Б. Эльконин) предполагает соответствие или изоморфизм в духовной организации общества и личности. Развертываясь как функциональный орган общества, личность отражает ходом своего развития структуру напряжений детерминирующей ее социокультурной системы.

В отечественной психологии социализация понимается как усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений (Г. М. Андреева, 1986), как процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества (С. К. Рощин, 2002).

Социализация – процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Исследователи предлагают разные интерпретации понятия социализации, поскольку социализация неразрывно связана с представлениями о личности и о характере ее многообразных связей с обществом. Как видно из приведенных выше определений, социализация рассматривается, с одной стороны, как процесс активного усвоения индивидом социального опыта, социальных функций и напряжений, системы социальных связей во взаимодействии с окружающими людьми.

С другой стороны, это процесс внутреннего индивидуального развития человека, направленный на социальное самоопределение через критическое осмысление полученного опыта, преобразование этого опыта и дальнейшее его возобновление и преумножение. В этом случае понимание взаимодействия человека с обществом включает в себя понимание общества и человека в качестве субъектов развития.

В ходе социализации человек не только обретает субъектные качества, нужные ему для жизнедеятельности в обществе, но и формируется как личность, способная конструктивно и творчески решать проблемы этого общества, создавать новые области социальной практики и ранее не существовавшие социальные общности.

И хотя определения этого процесса в исследованиях различных авторов во многом схожи, нельзя понимать социализацию однозначно. Сложности также связаны и с корректностью разведения понятия социализации с используемыми в отечественной психологической науке понятиями "развитие личности" и "воспитание".

Под развитием личности понимается процесс закономерного изменения как системного качества индивида в результате его социализации. Развитие личности рассматривается не как подчинение личности обществом или подавление ее биологической природы, а как выделение личности из общества "путем свертывания в ее системе части проходящего через нее движения общественной деятельности". Личностные особенности формируются как психологическое обеспечение деятельности субъекта.

Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности, поскольку процесс развития ребенка немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений. В этом случае по объему понятия "развитие личности" и "социализация" некоторым образом совпадают, но акцент на активность личности более четко представлен в идее развития, а не социализации. Научное рассмотрение вопроса о социализации не снимает проблемы развития личности и предполагает, что личность понимается как становящийся во взаимодействии с социальной средой активный социальный субъект.

Для акцентирования идеи непрерывности, незавершенности социального развития личности используется понятие "социализированность".

Социализированность соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации.

Понятие социализации включает в себя признаки социализированности и готовности к переходу в новые ситуации социального развития, подразумевает способность к адекватному восприятию новых социальных требований; избирательное отношение к социальным воздействиям; низкую социальную ригидность; сформированности личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

Социализация продолжается в течение всей жизни, и особенностью социализации взрослых в непредвиденных социальных ситуациях (смена идеологии, ценностных и поведенческих установок, смена постоянного места жительства, освобождение из мест лишения свободы и др.) является "ресоциализация".

Ресоциализация один из аспектов реабилитации, характеризующийся возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации.

Понятие "воспитание" употребляется в психологическом аспекте в двух значениях – широком и узком. В узком смысле воспитание рассматривается как обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения под воздействием субъектов воспитательного процесса.

В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, взрослый человек, осуществляющий целенаправленный, планомерный процесс воздействия с целью передачи, привития ребенку определенной системы представлений, понятий, норм и т.д., но это не жестко манипулятивпый процесс, а межличностное взаимодействие, отношения партнерства. В связи с целенаправленностью воздействующей стороны в реализации отношений, на нее в большей мере возлагается постановка целей, выходящих за рамки ситуации взаимодействия и рефлексия происходящего. Как мы видим, понятия "воспитание" в узком смысле слова и "социализация" отличаются по своему значению.

При употреблении понятия "воспитание" в широком смысле различия снимаются, поскольку воспитание трактуется как процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Субъектом воспитательного процесса в этом случае выступает все общество, вся система общественных связей, ориентированная на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе. Воспитание в широком смысле является ведущим и определяющим началом социализации.

Для анализа смысловых доминант социализации исследователи условно выделяют неразрывно слитые между собой четыре ее грани. Три грани характеризуют первую сторону социализации, связанную с "вхождением" человека в общество, это – инкультурация, интернализация и адаптация, вторую сторону социализации, отражающую активное воспроизводство человеком усвоенного социального опыта, отличает четвертая грань – рассмотрение социализации как процесса конструирования.

Процесс инкультурации раскрывает направленность индивида на освоение миропонимания и поведения, присущих базовой культуре, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур (М. Херсковиц, 1967). В социально-психологических исследованиях личности анализируются механизмы и виды трансляции культурно задаваемых норм и ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации, особенностей социальной идентичности и "Я-концепции". Достаточно много проводится теоретических и экспериментальных исследований становления личности в условиях этнической, политической и т.п. социализации (Л. М. Дробижева, Η. М. Лебедева, Л. М. Попов, В. Ю. Хотинец, У. Бронфенбреннер, М. Мид и др.).

Социализация может рассматриваться как процесс усвоения, интернализации индивидом различных модусов социального опыта (усвоение моделей поведения и социальных значений: символов, ценностей и установок). Основной акцент в исследованиях поставлен на различных механизмах этого усвоения и самом содержании усвоенного. Особенностью современных исследований является то, что в них подчеркивается значение саморегуляции и самодетерминации как показателей личностной зрелости в ходе интернализации социальных влияний. Большое внимание в исследованиях отечественных психологов отводится изучению социализации отдельных свойств, состояний и процессов (А. А. Реан, Ю. П. Поваренков, С. И. Ерина, В. Н. Куницына и др.).

Понимание социализации как адаптации связано с анализом социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов. Основным результатом социализации выступает формирование характеристик индивида, обеспечивающих его нормативное функционирование, а основным критерием в оценке социального развития становится его социальная успешность. Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его – как дезадаптация. Личность представляет собой психологическую структуру, преломляющую влияние разноуровневых социальных тенденций и преобразующую их в сценарии адаптивного поведения.

В психологических исследованиях обосновываются различные теоретические подходы к данной проблеме, выделяются факторы, определяющие успешность социально-психологической адаптации личности к социальным изменениям, профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. И. Донцов, Е. К. Завьялова, A. В. Карпов, В. А. Климов, Г. С. Никифоров, А. Л. Свенцицкий, В. Д. Шадриков и др.). В настоящее время психологи обращаются к проблеме социально-психологической адаптации в системе образования (Н. В. Клюева, А. А. Реан, B. Ф. Шевчук, В. А. Якунин и др.).

Исследователи придерживаются убеждения, что социально-психологическая адаптация человека в условиях социально-экономических преобразований представляет собой динамический механизм, обеспечивающий развитие социализации как исторического процесса. Его основная функция заключается в создании субъективных психологических регуляторов, которые, реализуясь в различные формы поведения и деятельности, служат основой для возникновения новых социальных норм, требований, ролей.

Понимание социализации как конструирования социальности позволяет преодолеть традиции "жесткого" детерминизма в решении проблемы взаимодействия индивида и общества. В настоящее время проблема конструирования субъектом социального мира является самостоятельным предметом анализа, составляя содержание психологии социального познания. Г. М. Андреева под конструированием понимает "приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла".

Результатом данного процесса становится создание человеком образа социального мира как сотворенной социальной реальности, частью которого является представление о самом себе как части этого мира – социальная идентичность. Представления о сущности процессов "социального конструирования" (М. Фуко, 1996; К. Герген, 1997; С. В. Штак, 2006 и др.) позволяют исследователям выявлять и изучать психологические закономерности формирования больших социальных групп (классы, страты и т.д.), прогнозировать вероятность попадания людей, имеющих маргинальный статус (беженцы, инвалиды, малоимущие и т.д.), в группу "социальных аутсайдеров".

Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида.

С точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта.

Итак, основа социально-психологического понимания социализации личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений.

Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления возникают как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит прежде всего при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где человек испытывает влияние микросреды, а через него - и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей.

Человек присоединяется к той или иной группе зачастую именно ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди «Мы», что избавляет от одиночества, дает ощущение силы и уверенности, побуждает к влиянию на социальную жизнь в группе в процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального опыта.

Итак, двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, норм, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности.

Истоки современной концепции социализации находим в работах А.Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса. Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия.

Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности.

Хоть бы какая отрасль научного знания исследовала феномен социализации, в нем постоянно раскрывают новые качества, что лишь подчеркивает многогранность данного понятия, а не означает каждый раз новое его толкование. Ведь любая наука, которая изучает данный процесс, раскрывает только те его стороны, которые относятся к предмету ее изучения.

Сказанное позволяет выделить философский, социологический, психологический, социально-психологический, психолого-педагогический аспекты социализации .

С точки зрения социально-психологического подхода социализация заключается в формировании социального опыта индивида, которое осуществляется в процессе его взаимодействия со своей ближайшей средой и окружением.

Пользуясь случаем, следует отметить, что наиболее полную и объективную характеристику социализации можно получить лишь в результате междисциплинарного исследования этого процесса, проведение которого требует соблюдения основных методологических принципов : социальной детерминации (социально-экономическое развитие общества детерминирует условия существования ближайшего окружения и влияет на процесс социализации); самодетерминации (индивид в процессе социализации рассматривается как активное начало в преобразовании материальных и духовных ценностей); действенного опосредования (основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, которое осуществляется в процессе общения и деятельности); двустороннего процесса социализации - вхождения индивида в систему межличностных отношений и одновременное воспроизведение этих отношений, которое реализуется в структуре семейных, школьных, товарищеских и других связей).

Междисциплинарный подход к изучению процесса социализации предусматривает выделение и разделение в нем двух взаимосвязанных направлений: содержательной и функциональной , где первый представлен личностными достояниями и образованиями, а второй характеризует то, как и под действием каких социально-психологических механизмов происходит их формирование.

Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию . Большинство исследователей утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм.

Поэтому различается два вида адаптации - психофизиологическая и социально-психологическая , находящихся во взаимосвязи. При этом социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли во время вхождения в новую социальную ситуацию, это - конкретный процесс социализации.

Адаптация является лишь одним из элементов социализации наряду с другим, не менее важным - активностью личности, ее творческим выборочным отношением к среде, активным воспроизводством социального опыта, преобразованием имеющихся социальных условий и форм.

Итак, социализация предстает как единство адаптации и активности личности : усвоение норм и ценностей социальной среды происходит во взаимозависимости и взаимосвязи с активностью индивида.

Относительно понятия «формирование », то до недавнего времени в педагогике доминировали явления о формировании человека как совокупность процессов взаимодействия личности и общества, при которых индивиды развивают в себе те или иные качества.

В таком широком смысле данное понятие приравнивалось с социализацией и между ними признавалось определенное равенство. Причем воспитание здесь выступало как часть этого процесса, а именно - осознанное, целенаправленное влияние на индивида.

Узкое толкование понятия «формирование» сводилось к копированию индивидом внешних организованных воздействий. При любых условиях, при всей широте понятия «формирование» (интересна его этимология: формировать - значит предоставлять форму чему-либо или кому-то, устойчивость, законченность, определенный тип), оно уже социализировано и часто не воспроизводит очень важного своего аспекта - активности индивида, избирательности его собственных реакций на воздействия, идущие извне.

Именно поэтому формирование личности и ее социализация могут направляться по траекториям, которые не совсем совпадают. Ведь социализация осуществляется как под воздействием целенаправленных усилий, так и в результате непосредственного воздействия среды, что имеет элементы стихийности, неорганизованности.

Этот вывод является достаточным и для разграничения понятий «социализация» и «воспитание» (под воспитанием понимается целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс влияния на личность всего общества и его социальных институтов с целью организации и стимулирования активной деятельности личности). Социализация шире воспитания, она является как организованным, так и стихийным, не всегда осмысленным процессом.

Есть взаимосвязь между понятиями «социализация», «становление» и «развитие» . Если в социализации личности понимают процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, которые необходимы ему для жизнедеятельности в обществе, то в таком понимании социализация - это процесс развития человека как социального существа, становление его как личности.

С другой стороны, развитие личности, приравнивая к социализации, подают как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса.

Сужает понятие социализации ограничения этого процесса определенным возрастным периодом, приближая его к понятию «рост». Характеризуя реальные биологические, социальные, моральные и другие процессы, следует рассматривать что-то одно (развитие или становление) в качестве приоритетного, ведущего.

Так, с точки зрения физиологического роста индивида, этот процесс рассматривается прежде всего как развитие -- моменты становления новообразований здесь выступают как второстепенные, как таковые, с помощью которых осуществляется физиологическое развитие; вместе с тем процесс преобразования человеческого индивида в личность является процессом становления, а потом уже развития. Следовательно, физически человеческий индивид преимущественно развивается, личностно - преимущественно становится.

Такая логика изложения материала может быть приемлема и в рассмотрении соотношения дефиниций «социализация» и «развитие». Если в качестве приоритетного, рассматривать развитие личности, то данное понятие можно считать несколько шире по смыслу, поскольку оно охватывает не только социально-моральные, но и психофизиологические характеристики.

Развитие - это процесс непрерывных изменений в психике и организме человека, что происходит не только под влиянием социальных факторов, но и по четкой обусловленности биологическими факторами: закономерностями созревания, функционирования и старения организма.

Таким образом, общим признаком социализации и развития является их обусловленность социальными, внешними факторами, а различия заключаются в том, что для развития свойственно еще и наличие внутренних движущих сил (противоречий, которые возникают на границе внутреннего и внешнего мира индивида, за несоответствия потребностей и возможностей, ожидаемого и получаемого, желаемого и реального т.п.) и психофизиологических изменений.

В целом понятие «социализация» и «развитие» не противопоставляются и не отождествляются, а взаимно дополняются друг другом: именно психологические особенности развития детерминируют процесс избирательности личности к разного рода взаимодействиям с окружением; знание этих особенностей помогает успешно осуществлять процессы обучения, воспитания и формирования социально зрелой личности.

Что касается самого понятия «становление », то оно широко используется учеными в современной философской, исторической, социологической, социально-психологической и психолого-педагогической литературе. Так, в философской справочной литературе оно представлено как единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения.

Выражая состояние незавершенности существования, становление раскрывает переход возможности в действительность и может рассматриваться как промежуточное звено между ними. Данное определение опирается на достижения предшествующей философской мысли.

Другое значение становления, имеет конкретное содержание, связанное с обозначением развития таких явлений, феноменов, качеств, образований, процессов отличающихся от определенного начального состояния относительно завершенности. Именно такое понимание становления используется в этике, социальной психологии, социологии, педагогике и т.д.

Характеризуя процесс направления становления, акцент делается прежде всего на том, что это - процесс диалектического взаимодействия человеческого индивида, наделенного определенными задатками и способностями, с социальным окружением, с учетом его саморазвития, самодвижения.

Происходит индивидуальная трансформация социального опыта, культуры человечества, которая проявляется двояко: с одной стороны, человек, опираясь на конкретные условия жизни, личные качества, по-разному усваивает социальный опыт, а с другой - своеобразие, индивидуальность которую приобретает этот опыт у каждой личности, становятся одним из источников изменения привычных схем поведения и отношений, которые сложились.

Такое понимание данной дефиниции снимает в принципе всякую разницу между понятиями «социализация» и «становление». Одновременно в рамках общего процесса социализации становления выступает как более частичный момент, составными компонентами которого является воспитание, формирование и развитие.

Целенаправленное воспитание в идеале предполагает максимально управлять процессом социализации. Однако полное устранение стихийного начала из процесса социализации личности представляется невозможным, а установка на возможность этого - ошибочной и иллюзорной, ведь развитие и становление общества и его членов всегда сохраняет особенности природно-исторического процесса, который включает в себя сложную диалектику сознательного и стихийного.

Социализация человека разворачивается по конкретным условиям жизнедеятельности индивида.

Этот процесс охватывает все аспекты приобщения личности к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в общественной жизни.

Успешной социализации способствует действие таких факторов, как ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Приобщаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет свою социальную сущность, формирует социальные качества, приобретает личный жизненный опыт. Объективно, формируя и развивая собственное «Я», человек не может существовать без общения и деятельности.

Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание . В деятельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные качества, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности.

В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников коммуникативного процесса, обогащению содержания взаимодействия и восприятия людьми друг друга. Сфера самосознания предполагает становление «Я-концепции» индивида, осмысления своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека.

Под способами социализации ученые преимущественно понимают конкретные виды взаимодействия индивида со средой, с помощью которых он активно приобщается к общественной жизни и усваивает социальный опыт. Способы зависят как от особенностей самой личности, так и от социальной ситуации, в которой индивид оказывается.

Вышесказанное позволяет говорить о внешнем и внутреннем проявлении отношения личности к условиям жизнедеятельности, которые не всегда совпадают, т.е. содержание социализации не будет полным, если его оценивать только по внешним признакам. Речь идет также о внешних и внутренних критериях процесса социализации.

Среди критериев социализированности личности выделяют :

  • · содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптируемость личности, ее типичное поведение, образ жизни;
  • · социальная идентичность, независимость личности, уверенность, самостоятельность.

В условиях демократических форм взаимодействия возможны такие способы социализации, как: индивидуализация ; актуализация «Я» ; самореализация (проявление собственного «Я», превращения потенциальных возможностей в актуальные, удовлетворение потребности в самореализации, уверенность в высказывании мнений, самостоятельность в решении проблем, инициативность); интеграция (приобщение личности к нормам и ценностям сообщества, мировых социальных институтов и к цивилизации за счет развития и обогащения национальной культуры); конструктивное взаимодействие (усвоения индивидом идеалов, ценностей социальной жизни путем саморазвития и воспитания и содействия прогрессу социального окружения).

При тоталитарных условиях жизнедеятельности человека наблюдаются, по мнению Э. Фромма, такие способы социализации, как мазохизм (моральное унижение, подчинение, садизм (обретение над другими неограниченной власти), деструкция (человек избавляется от чувства собственного бессилия путем разрушения окружающей среды), конформизм (отказ от собственного «Я», унификация «Я»).