» » Понятие связи между переменными. Виды переменных и их отношения в психологическом эксперименте

Понятие связи между переменными. Виды переменных и их отношения в психологическом эксперименте

Главными компонентами любого эксперимента являются:

1) испытуемый (исследуемый субъект или группа);

2) экспериментатор (исследователь);

3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);

4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);

5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).

Ответ испытуемого является внешней реакцией, по которой можно судить о протекающих в его внутреннем, субъективном пространстве процессах. Сами эти процессы есть результат воздействия на него стимуляции и условий опыта.

Если ответ (реакцию) испытуемого обозначить символом R, а воздействия на него экспериментальной ситуации (как совокупности воздействий стимуляции и условий опыта) - символом S, то их соотношение можно выразить формулой R = f (S). То есть реакция есть функция от ситуации . Но эта формула не учитывает активную роль психики, личности человека (P). В действительности реакция человека на ситуацию всегда опосредована психикой, личностью. Таким образом, соотношение между основными элементами эксперимента может быть зафиксировано следующей формулой: R = f (Р, S). П. Фресс и Ж. Пиаже в зависимости от задач исследования выделяют три классических типа отношений между этими тремя компонентами эксперимента : 1) функциональные отношения; 2) структурные отношения; 3) дифференциальные отношения.

Функциональные отношения характеризуются вариативностью ответов (R) испытуемого (Р) при систематических качественных или количественных изменениях ситуации (S). Графически эти отношения можно представить следующей схемой (рис. 2).

Примеры функциональных отношений, выявленных в экспериментах: изменение ощущений (R) в зависимости от интенсивности воздействия на органы чувств (S); объем запоминания (R) от числа повторений (S); интенсивность эмоционального отклика (R) на действие различных эмоциогенных факторов (S); развитие адаптационных процессов (R) во времени (S) и т. п.

Структурные отношения раскрываются через систему ответов (R 1 , R 2 , R n) на различные ситуации (S 1 S 2 , S n). Отношения между отдельными ответами структурируются в систему, отражающую структуру личности (Р). Схематически это выглядит так (рис. 3).

Примеры структурных отношений: система эмоциональных реакций (R 1 R 2 , R n) на действие стрессоров (S 1, S 2 , S n); эффективность решения (R 1 ,R 2 ,R n) различных интеллектуальных задач (S 1 , S 2 , S n) и т. п.

Дифференциальные отношения выявляются через анализ реакций (R 1 , R 2 , R n) разных испытуемых (P 1 , P 2 , P n) на одну и ту же ситуацию (S). Схема этих отношений такова (рис. 4).



Примеры дифференциальных отношений: разница скорости реакции у разных людей, национальные различия в экспрессивном проявлении эмоций и т. п.

Итак, такие компоненты экспериментального исследования как воздействие экспериментальной ситуации, действий и личности экспериментатора, доступный для наблюдения ответ испытуемого и его психическая реакция – являются факторами, входящими в эксперимент. Для уточнения соотношения всех факторов, введено понятие "переменная".

ПЕРЕМЕННЫЕ – параметр реальности, который измеряется в экспериментальном исследовании. Различают:

Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.

I. Независимые переменные. Фактор, изменяемый самим экспериментатором, называется независимой переменной (НП): условия, в которых осуществляется деятельность испытуемого; характеристика заданий, выполнение которых требуется от испытуемого; характеристики самого испытуемого (возрастные, половые, иные различия испытуемых, эмоциональные состояния и другие свойства испытуемого или взаимодействующих с ним людей); формирующая программа и др. воздействия. Поэтому принято выделять следующие типы НП: ситуационные, инструктивные и персональные.

Виды независимых переменных.

1) Ситуационные НП : различные физические параметры (освещенность, температура, уровень шума, а также размер помещения, обстановка, размещение аппаратуры и т. п.), социально-психологические параметры (выполнение экспериментального задания в изоляции, в присутствии экспериментатора, внешнего наблюдателя или группы людей). В.Н. Дружинин указывает на особенности общения и взаимодействия испытуемого и экспериментатора как на особую разновидность ситуационных НП. Этому аспекту уделяется большое внимание. В экспериментальной психологии существует отдельное направление, которое называется "психология психологического эксперимента".



2) Инструктивные НП связаны непосредственно с экспериментальным заданием, его качественными и количественными характеристиками, а также способами его выполнения. Инструктивной НП экспериментатор может манипулировать более или менее свободно. Он может варьировать материал задания (например, числовой, словесный или образный), тип ответа испытуемого (например, вербальный или невербальный), шкалу оценивания и т. п. Большие возможности заключаются в способе инструктирования испытуемых, информирования их о цели экспериментального задания. Экспериментатор может изменять средства, которые предлагаются испытуемому для выполнения задания, ставить перед ним препятствия, использовать систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т. д.

3) Персональные НП представляют собой управляемые особенности испытуемого. Обычно в качестве таких особенностей выступают состояния участника эксперимента, которые исследователь может менять, например различные эмоциональные состояния или состояния работоспособности-утомления.

II. Зависимые переменные. Фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной, называется зависимой переменной (ЗП). Зависимая переменная - это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя. В качестве ЗП могут выступать физиологические, эмоциональные, поведенческие реакции и другие психологические характеристики, которые можно зарегистрировать в ходе психологических экспериментов.

Виды зависимых переменных.

1. В зависимости от способа, с помощью которого можно зарегистрировать изменения, выделяют ЗП: наблюдаемые непосредственно; требующие физической аппаратуры для измерения; требующие психологического измерения.

а) К ЗП, наблюдаемым непосредственно , относятся вербальные и невербальные поведенческие проявления, которые четко и однозначно могут быть оценены внешним наблюдателем (отказ от деятельности, плач, определенное высказывание испытуемого и т. п.).

б) К ЗП, требующим физической аппаратуры для регистрации , относятся физиологические (пульс, величина артериального давления и т. д.) и психофизиологические реакции (время реакции, латентное время, длительность, скорость выполнения действий и т. п.).

в) К ЗП, требующим психологического измерения , относятся такие характеристики, как уровень притязаний, уровень развития или сформированности тех или иных качеств, форм поведения и т. п. Для психологического измерения показателей могут быть использованы стандартизированные процедуры - тесты, опросники и т. п. Некоторые поведенческие параметры могут быть измерены, т. е. однозначно распознаны и интерпретированы только специально обученными наблюдателями или экспертами.

2. В зависимости от количества параметров, входящих в зависимую переменную, различают одномерные, многомерные и фундаментальные ЗП.

а) Одномерная ЗП представлена единственным параметром, изменения которого и изучаются в эксперименте (например, сенсомоторной реакции).

б) Многомерная ЗП представлена совокупностью параметров (например, внимательность может оцениваться объемом просмотренного материала, количеством отвлечений, числом правильных и ошибочных ответов и т. д.). Каждый параметр может фиксироваться независимо.

в) Фундаментальная ЗП представляет собой переменную комплексного характера, параметры которой имеют некоторые известные отношения между собой. В этом случае одни параметры выступают как аргументы, а собственно зависимая переменная - как функция. Например, фундаментальное измерение уровня агрессии может рассматриваться как функция ее отдельных проявлений (мимических, вербальных, физических и др.).

Зависимая переменная должна обладать такой базовой характеристикой, как сензитивность. Сензитивность ЗП - это ее чувствительность к изменению уровня независимой переменной. Если при изменении независимой переменной зависимая переменная не изменяется, то последняя несензитивна и проводить эксперимент в таком случае не имеет смысла. Известны два варианта проявления несензитивности ЗП: "эффект потолка" и "эффект пола". "Эффект потолка" наблюдается, например, в том случае, когда предъявляемая задача настолько проста, что ее выполняют все испытуемые независимо от возраста. "Эффект пола", напротив, возникает в том случае, когда задание настолько сложно, что с ним не может справиться ни один из испытуемых.

Существуют два основных способа фиксации изменений ЗП в психологическом эксперименте: непосредственный и отсроченный. Непосредственный способ применяется, например, в экспериментах по кратковременному запоминанию. Экспериментатор непосредственно после повторения ряда стимулов фиксирует их количество, воспроизведенное испытуемым. Отсроченный способ используется в том случае, когда между воздействием и эффектом проходит определенный промежуток времени (например, при определении влияния количества заученных иностранных слов на успешность перевода текста).

III. Дополнительные переменные (ДП) - это сопутствующая стимуляция испытуемого, оказывающая влияние на его ответ. Совокупность ДП состоит, как правило, из двух групп: внешних условий опыта и внутренних факторов. Соответственно их принято называть внешними и внутренними ДП.

а) К внешним ДП относят физическую обстановку опыта (освещенность, температурный режим, звуковой фон, пространственные характеристики помещения), параметры аппаратуры и оборудования (дизайн измерительных приборов, рабочий шум и т. п.), временные параметры эксперимента (время начала, продолжительность и др.), личность экспериментатора.

б) К внутренним ДП относят настроение и мотивацию испытуемых, их отношение к экспериментатору и опытам, их психологические установки, склонности, знания, умения, навыки и опыт в данном виде деятельности, уровень утомления, самочувствие и т. п.

а) В идеале исследователь стремится все дополнительные переменные свести на нет или хотя бы к минимуму, чтобы выделить "в чистом виде" связь между независимой и зависимой переменными. Существует несколько основных способов контроля влияния внешних ДП : 1) элиминация внешних воздействий; 2) константность условий; 3) балансировка; 4) контрбалансировка.

Элиминация внешних воздействий представляет собой наиболее радикальный способ контроля. Он состоит в полном исключении из внешней среды каких бы то ни было внешних ДП. В лаборатории создаются условия, изолирующие испытуемого от звуков, света, вибрационных воздействий и т. п. Наиболее ярким примером может служить эксперимент по сенсорной депривации, проводимый на добровольцах в специальной камере, полностью исключающей поступление каких-либо раздражителей из внешней среды. Следует отметить, что элиминировать воздействия ДП практически невозможно, да и не всегда нужно, так как результаты, полученные в условиях элиминации внешних воздействий, вряд ли могут быть перенесены в реальность.

Следующий способ контроля - создание константных условий . Суть этого способа состоит в том, чтобы сделать воздействия ДП постоянными и одинаковыми для всех испытуемых на протяжении всего опыта. В частности, исследователь стремится сделать постоянными пространственно-временные условия эксперимента, технику его проведения, оборудование, предъявление инструкции и т. д. При тщательном применении этого способа контроля удается избежать больших погрешностей, однако проблема переноса результатов эксперимента в условия, сильно отличающиеся от экспериментальных, остается проблематичной.

В тех случаях, когда нет возможности создать и поддерживать постоянные условия на протяжении всего эксперимента, прибегают к способу балансировки . Этот способ применяется, например, в ситуации, когда внешняя ДП не поддается идентификации. В этом случае балансировка будет состоять в использовании контрольной группы. Исследование контрольной и экспериментальной групп проводится в одних и тех же условиях с той лишь разницей, что в контрольной группе отсутствует воздействие независимой переменной. Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними ДП, а в экспериментальной - совместным действием внешних дополнительных и независимой переменной.

Если внешняя ДП известна, то балансировка заключается в воздействии каждого ее значения в сочетании с каждым уровнем независимой переменной. В частности, такая внешняя ДП, как пол экспериментатора, в сочетании с независимой переменной (пол испытуемого) приведет к созданию четырех экспериментальных серий: 1) мужчина-экспериментатор - мужчины испытуемые; 2) мужчина-экспериментатор - женщины испытуемые; 3) женщина-экспериментатор - мужчины испытуемые; 4) женщина-экспериментатор - женщины испытуемые.

В более сложных экспериментах может применяться балансировка нескольких переменных одновременно.

Контрбалансировка как способ контроля внешних ДП практикуется чаще всего тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, однако предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих. Для ликвидации возникающего в этом случае "эффекта последовательности" разным группам испытуемых экспериментальные условия предъявляются в различном порядке. Например, в первой серии эксперимента первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более простых к более сложным, а второй - от более сложных к более простым. Во второй серии, напротив, первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более сложных к более простым, а второй - от более простых к более сложным. Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть возможность проведения нескольких серий эксперимента, однако следует учитывать, что большое число попыток вызывает утомление испытуемых.

б) Внутренние ДП, как указывалось выше, - это факторы, кроющиеся в личности испытуемого. Они оказывают весьма значительное влияние на результаты эксперимента, их воздействие достаточно трудно проконтролировать и учесть. Среди внутренних ДП можно выделить постоянные и непостоянные .

Постоянные внутренние ДП в течение эксперимента существенно не изменяются. Если эксперимент проводится с одним испытуемым, то постоянными внутренними ДП будут его пол, возраст, национальность. К этой группе факторов также можно отнести темперамент, характер, способности, склонности испытуемого, его интересы, взгляды, убеждения и другие компоненты общей направленности личности. В случае проведения эксперимента с группой испытуемых эти факторы приобретают характер непостоянных внутренних ДП, и тогда для нивелировки их влияния прибегают к специальным способам формирования экспериментальных групп.

К непостоянным внутренним ДП относятся психологические и физиологические характеристики испытуемого, которые могут либо значительно изменяться по ходу эксперимента, либо актуализироваться (или исчезать) в зависимости от целей, задач, вида, формы организации эксперимента. Первую группу таких факторов составляют физиологические и психические состояния, утомляемость, привыкание, приобретение опыта и навыков в процессе выполнения экспериментального задания. В другую группу входят установка на данный опыт и данное исследование, уровень мотивации к данной экспериментальной деятельности, отношение испытуемого к экспериментатору и своей роли подопытного и т. п.

Для уравнивания эффекта воздействия этих переменных на ответы в разных пробах существует ряд способов, успешно применяемых в экспериментальной практике.

Для устранения так называемого серийного эффекта, в основе которого лежит привыкание, используется особая очередность предъявления стимулов. Эта процедура получила название "уравновешенного чередного порядка", когда стимулы разных категорий предъявляются симметрично относительно центра стимульного ряда. Схема такой процедуры выглядит так: А В В А, где А и В - стимулы разных категорий.

Чтобы предупредить влияние на ответ испытуемого тревожности или неопытности, проводятся ознакомительные или предварительные эксперименты. Их итоги не учитываются при обработке данных.

Для предупреждения изменчивости ответов из-за накопления опыта и навыков в процессе эксперимента испытуемому предлагается так называемая "исчерпывающая практика". В результате такой практики у испытуемого до начала собственно эксперимента вырабатываются устойчивые навыки, и в дальнейших экспериментах показатели испытуемого от фактора накопления опыта и навыков уже напрямую не зависят.

В тех случаях, когда необходимо свести к минимуму влияние на ответ испытуемого утомления, прибегают к "методу вращения". Суть его состоит в том, что каждой подгруппе испытуемых предъявляется определенная комбинация стимулов. Совокупность таких комбинаций полностью исчерпывает все множество возможных вариантов. Например, при трех типах стимулов (А, Б, В) каждому из них представляется первое, второе и третье место в предъявлении испытуемым. Таким образом, первой подгруппе стимулы предъявляются в порядке АБВ, второй - АВБ, третьей - БАВ, четвертой - БВА, пятой - ВАБ, шестой - ВБА.

Приведенные способы процедурного уравнивания внутренних непостоянных ДП применимы как для индивидуальных, так и для групповых экспериментов.

Установка и мотивация испытуемых как внутренние непостоянные ДП должны поддерживаться на одном и том же уровне во время всего опыта. Установка как готовность воспринимать раздражитель и отвечать на него определенным образом создается через инструкцию, которую экспериментатор дает испытуемому. Чтобы установка была именно такой, какая требуется по задаче исследования, инструкция должна быть доступна испытуемым и адекватна задачам эксперимента. Однозначность и легкость понимания инструкции достигаются ее ясностью и простотой. Во избежание вариативности предъявления инструкцию рекомендуется зачитывать дословно или давать в письменном виде. Поддержание исходной установки контролируется экспериментатором путем постоянного наблюдения за испытуемым и корректируется путем напоминания при необходимости соответствующих указаний инструкции.

Мотивация испытуемого рассматривается главным образом как интерес к данному эксперименту. Если интерес отсутствует или слаб, то трудно рассчитывать на полноценность выполнения испытуемым предусмотренных в эксперименте заданий и на надежность его ответов. Слишком высокий интерес, "перемотивация", также чревата неадекватностью ответов испытуемого. Поэтому для получения исходно приемлемого уровня мотивации экспериментатор должен самым серьезным образом подойти к формированию контингента испытуемых и подбору стимулирующих их мотивацию факторов. В качестве таких факторов могут выступать состязательность, различные виды вознаграждения, интерес к своим показателям, профессиональный интерес и др.

Психофизиологические состояния испытуемых рекомендуется не только поддерживать на одном уровне, но и оптимизировать этот уровень, т. е. испытуемые должны находиться в "нормальном" состоянии. Следует убедиться, что до проведения опыта у испытуемого не было сверхзначимых для него переживаний, у него достаточно времени для участия в эксперименте, он не голоден и т. п. Во время проведения эксперимента не следует излишне возбуждать или подавлять испытуемого. Если же эти условия выполнить не удается, то проведение эксперимента лучше отложить.

Из рассмотренных характеристик переменных и способов их контроля становится понятой необходимость тщательной подготовки эксперимента при его планировании. В реальных условиях экспериментирования добиться 100 %-го контроля всех переменных невозможно, однако различные психологические эксперименты значительно отличаются друг от друга степенью контроля переменных.

Корреляционная зависимость – предполагает взаимную согласованность изменений переменных величин. Эти изменения можно измерить однократно или многократно

Кластерный анализ.

Функциональное воздействие – изменения независимой переменной сопровождаются все ускоряющимися изменениями зависимой.

Функциональная зависимость – изменение одной переменной оказывает воздействие на изменение другой переменной, которая воздействует на первую переменную. Корреляционный анализ.

26. Корреляционный анализ. Проблема ложной корреляции. Коэффициенты корреляции.

Применяется для выяснения взаимодействия и тенденций изменения характеристик изучаемого явления. Корреляция – наличие статистической взаимосвязи признаков. Корреляционный анализ выясняет функциональную зависимость между переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одной из них соответствует вполне определенное значение другой.

Парная (характеризует тип, форму, плотность связи между 2 признаками) и множественная корреляция (между несколькими).

Зависимость чаще всего возникает там, где одно явление находится под воздействием большого числа факторов, действующих с разной силой, поэтому есть специальные меры корреляционной связи – коэффициенты корреляции. Они показывают степень зависимости одного социального явления от другого (плотность связи). Чем выше коэффициент между 2 переменными, тем точнее можно предсказать значения одной из них по значениям другой. Коэффициент не содержит информации о том, является ли данная связь причинно-следственной или сопутствующей (порожденной одной причиной). Величина коэффициента позволяет определить плотность связи как меньшую или больную. По знаку для порядковых рядов можно сказать, является ли связь обратной или прямой, для номинальных знак не несет смысловой нагрузки. Для установления корреляционной связи между 2 признаками надо доказать, что все другие переменные не оказывают воздействия на отношения 2 переменных. Иначе возникает ситуация ложной корреляции. Чтобы избежать ошибки в ситуации ложной корреляции используют анализ взаимосвязи между двумя перемен-ными с помощью контрольного фактора. Корреляц. анализ позволяет отбросить несуществующие связи.

Корреляционному анализу предшествует стадия расчет статистики Х 2 . она позволяет проверить нулевую гипотезу о наличии связи между 2 рядами признаков. Нулевая гипотеза – утверждение, отрицающее зависимость между рядами переменных. Доказательство ее ложности говорит о том, что связь есть.

таблица с данными опроса.

таблица распределения вероятностных признаков. Значение в ячейках равно отношению произведения соответствующего итогового столбца и строки к общему числу опрошенных.

полученной значение необходимо сравнить с табличным критически значением Х 2 . для этого надо определить степень свободы (df).

Df = (r – 1)(c – 1)

5. определить уровень статистической значимости. Он оказывает, насколько вероятна связь, зафиксированная между 2 признаками. = 0, 05.

6. сравнить расчетное значение хи-квадрат с табличным.

7. нулевая гипотеза отвергается, если расчетное значение хи-квадрат больше, чем табличное.

Если изучается связь между альтернативными признаками, то таблица 4-клеточная. Коэффициент Юла (Q) и коэффициент контингенции (Ф).

Коэффициент Юла

Q = ac bd / ac + bd . При Q = 0 связи между признаками нет. При Q = 0, 59 существует неустойчивая связь. При Q больше или равно 1, корреляция полная. Односторонняя связь.

Для измерения двусторонней связи коэффициент контингенции. Ф всегда меньше Q.

Ф = ac bd / √ (a + d )(b + c )(a + b )(c + d )

Коэффициент корреляции Пирсона – стандартный.

P = √ X 2 / X 2 + N . N - количество опрошенных.

Если P больше или равен 0, 37, то связь есть.

Коэффициент Чупрова.

Т = √ X 2 / N √ (C -1)(C – 1). T больше или равен 0, 5.

Коэффициенты ранговой корреляции. Ранговые шкалы. Спирмен

Р = 1 – 6 ∑ d 2 / N (N 2 – 1)

D – разность между рангами. N - количество рангов.

Цель: выявление сходства распределения ответов 2 групп опрашиваемых на один и тот же вопрос. При р= - 1 порядок распределения ответом по 2 группам прямо противоположен, а при р= +1 он совпадает. Сравнивает идентичность распределения ответов 2 групп. Также есть коэффициент ранговой корреляции Кендалла и множественный коэффициент корреляции.

Ответы по психологии

1. Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственномсознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) идеятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой - в его индивидуальном опыте, с третьей - в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах.

Интерес к человеку обнаруживается у самого истока древнегреческой философии. Ее призыв к человеку – познать самого себя, стал символическим девизом всей Психологии. Одним из первых, кто четко поставил задачу познания человека как объекта был Кант. В «Антропологии с прагматической точки зрения» содержится мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим главным предметом познания и преобразования. В качестве источников Кант указал: самонаблюдение; наблюдение за другими людьми. Огромный объем материала для познания человека было дано религиозным знанием, так как человек всегда был одним из важных объектов вероучения. Самоанализ, самоконтроль и самоиспытания издавна практиковались как способы нравственного совершенствования человека в разных религиозных системах. Религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятное и увидеть его свойства. Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. Естественные – генетика, анатомия, физиология, медицина.. Гуманитарные – занимаются человеком, его психикой, материальной и духовной культурой. Вопрос о разграничении наук о человеке и обществе спорный и запутанный. С идеей преодоления раздробленности наук о человеке в 1960-егг. выступал Ананьев. Призывая к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, центральное место он отводил психологии. Психология – одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг- самый сложный по строению и деятельности орган и механизм. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. Уникальные, практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека. Психология – одна из самых перспективных наук, так как все более возрастает роль и значение людей, их психики и сознания. Психология – это наука, не только познающая, но и констатирующая, созидающая человека.

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе

мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И.П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3, Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористский (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.),когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А, Маслоу, К. Роджерс и др.).

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет. В 60--80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, АВ. Брушлинский, А.А Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н, Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.

Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, наука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т. е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют ее категориальный строй. Категория - это предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием. В этом смысле изменение психологии как науки тесно связано с двумя направлениями, характеризующими в конечном счете ее структуру:

Дифференциацией отраслей психологии;

Оформлением и развитием научных направлений и школ.

При этом дифференциация отраслей психологии и теоретических направлений имеет принципиально различные механизмы.

Основанием для выделения различных отраслей психологии являются сферы человеческой деятельности, обусловливающие особенности функционирования психики людей и порождающие различного рода проблемы, требующие привлечения для их решения научного знания. Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус «полноценных» научных дисциплин.

Отрасли психологии выделяются по множеству оснований:

по цели деятельности (получение или применение нового знания) - фундаментальные и прикладные науки;

по предмету исследования - психология развития, творчества, личности и т.д.;

по виду связей психологии с другими науками - психофизиология, нейропсихология, математическая психология;

по связям с различными сферами практики - организационная психология, инженерная психология, психология спорта, педагогическая психология, политическая психология, юридическая психология, социальная психология, военная психология и ряд других;

по объекту и специфике его развития - психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), в том числе детская и возрастная психология, патопсихология.

Среди отдельных отраслей следует особо выделить такую фундаментальную часть психологии, как общая психология - дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать важнейшие закономерности существования и развития психической реальности.

К основным вопросам, которые рассматриваются в ее рамках, относятся следующие: «Что такое психика?», «Каковы психологические механизмы познания мира, регуляции поведения?», «Каким образом взаимодействуют между собой различные психические процессы, например память, мышление, восприятие?», «Каковы критерии становления личности?», «Что заставляет человека действовать, преодолевать трудности, препятствия на пути достижения цели?» и т.д.

Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в центре других отраслей психологической науки. Например, военная психология исследует особенности функционирования психики человека в условиях воинской деятельности, выявляет стресс-факторы боя, их влияние на человека, изучает вопросы, связанные с психологической помощью участникам боевых действий, и т.п. . Назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании условий эффективности образовательного процесса. Инженерная психология рассматривает процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Возрастная психология , изучающая закономерности онтогенетического развития психики, психологические особенности людей различного возраста, нацелена на создание теории психического развития человека в онтогенезе. Соотношение мозга и психики является одной из ключевых проблем психофизиологии инейропсихологии. Проблемы аномального развития психики изучаютсяспециальной психологией , закономерности трудовой деятельности -психологией труда.

Каждая из этих отраслей и других вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

2. Современная психология – это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека). Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Методы психологии:

Эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.

Основные:

1. Наблюдение – это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.

Этапы научного наблюдения:

1) Наличие гипотезы;

2) Чёткий план наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»);

3) Фиксация результатов в специальном дневнике;

Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми.

Виды наблюдений:

1. Внешнее наблюдение (за другими людьми);

2. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение – первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);

3. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает, т. е. лучше знает людей, за которыми наблюдает, ему не надо тратить больше времени на наблюдения; участники наблюдения (объекты) не знают, что за ними ведётся наблюдение; это наблюдение бесстрастное, субъективное («–» метода));

4. Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает; наблюдатель не знает все тонкости наблюдаемых людей, ему требуется дополнительное время; первое время объекты ведут себя неестественно; это наблюдение более объективно («+» метода)).

Для всех видов наблюдений:

«+» - лёгкость поведения.

«–» - субъективность (со стороны наблюдателя).

Объективный – точный, истинный.

Необъективный – ложный.

Субъективный – может быть и объективным и необъективным (зависит от наблюдателя).

Если человек будет внимательно и бесстрастно наблюдать, то у него получатся объективные данные.

Эксперимент - метод психологии, заключающийся в активном вмешательстве со стороны исследователя, который осуществляет полномерное манипулирование одним или несколькими переменными (факторами) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта.

Эксперименты различают:

1. По месту проведения:

- лабораторный (в специальных условиях с использованием специальной техники). Действия испытуемого определяется инструкцией. Испытуемый знает, что проводится эксперимент.

При проведении эксперимента на интеллектуальную сферу, человек не может показать себя лучше, чем он есть на самом деле.

При изучении личностной сферы, человек может скрыть свои отрицательные стороны. Поэтому для изучения личностной сферы испытуемому не сообщается истинная цель эксперимента. Стр. 304 «Эксперимент Милгрема»;

Естественный (детский сад, школа; специальное оборудование не требуется). испытуемый ведёт себя более естественно, у него нет напряжения.

2. По цели проведения:

- констатирующий (выявляет имеющийся уровень развития);

- формирующий (предполагает целенаправленное развитие определённых качеств):

а) обучающий (развивает познавательные процессы);

б) воспитывающий (развивает личностные характеристики).

«+» и «–» эксперимента:

«–» сложность проведения эксперимента, который отвечает всем требованиям.

«+» объективность.

Констатирующий эксперимент не требует много времени.

Формирующий эксперимент позволяет изменить личность.

Вспомогательные методы:

1. Опрос – метод психологии, в процессе проведения которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.

Виды опросов:

а) беседа;

б) письменный опрос – анкета:

· открытая (свободные ответы) «+» – учитываются все желания человека, «–» человек может и не понять вопроса;

· смешанная «+» и «–» вопросов;

· закрытые (с вариантами ответов) «–» ограниченность в ответах.

«+» – лёгкость проведения. Не требует длительного времени.

«–» – субъективность (и со стороны испытателя, и испытуемого). Не способствует развитию.

2. Тесты – стандартизированные психологические испытания, в результате которых делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты дают возможность количественно оценить качественные характеристики психики (тест на интеллект). Тестовые задания могут быть самыми различными, как и ответы на них (свободные, с вариантами, рисунками). Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям. Тесты разрабатываются десятилетиями, испытываются на десятках тысяч людей и проверяются параллельными методами.

Личностные опросники.

Методы исследования личности основаны на использовании системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики изучаются, то есть стандартизированные ответы; отличаются валидностью.

«+» – объективный, не требует длительного времени для проведения; лёгкость проведения.

«–» – не способствует развитию.

Социометрия – это изучение межличностных отношений в группе, анализ продуктов деятельности.

Биографический метод – анализируется биография человека.

Методология - это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способах построения теории.

Существует методология различных уровней.

Общенаучная методология - система принципов и нормативов, общих для всех областей знания. Чтобы сделаться руководством для специальной науки, она должна быть конкретизирована применительно к ней - это уровень конкретнонаучной методологии.

Методологические принципы современной психологии в качестве общенаучных методов применяют диалектический подход; а в качестве конкретнонаучных - системно-деятельностный подход.

Основные принципы системно-деятельностного подхода;
1 - детерминизм;
2 - активность;
3 - единство сознания и доведения;
4 - системность;
5 - развитие.

1) Принцип детерминизма указывает причины психических явлений. Психические явления определяются факторами внешней действительности. (Напомним: психика есть форма отражения объективной реальности). Однако любое внешнее воздействие порождает тот или иной психологический эффект только преобразуясь, перерабатываясь внутренними условиями (такими как, например, настроение субъекта, его установки, потребности, опыт). 2) Т. е. психика - это активное отражение (принцип активности психического отражения). Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений (это проявляется в избирательности, пристрастности субъекта по отношению к внешним воздействиям - например, повышенной чувствительности или, наоборот, игнорирования тех или иных стимулов в зависимости от потребностей или установок индивида) и функцию регуляции поведения (побуждение к действию, соответствующему нуждам и интересам индивида).

Принцип активности имеет существенное практическое значение. Так, исследователь, проводящий психологический эксперимент, должен иметь в виду, что поведение человека в заданной ситуации определяется не только условиями ситуации, но и в значительной степени отношением этого человека к происходящему. По словам видного русского психолога В. Н. Мясищева, любые возможности человека могут быть выявлены и изучены лишь при условии его положительного отношения к совершаемой деятельности.

3) Единство сознания и поведения. В истории психологии был период, когда психологи спорили о предмете этой науки. Одни считали таковым явления сознания, непосредственно данные субъекту наблюдения (психология сознания), другие - только то, что поддается объективному, внешнему наблюдению и фиксации -поведение (бихевиоризм). Деятельностный подход в качестве предмета психологии провозглашает деятельность - категорию, которая заключает в себе единство внешнего и внутреннего, единство сознания и поведения. Что означает такое единство? С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он эту ситуацию воспринимает, что знает о ней, как к ней относится. С другой стороны, сам характер отношения к данной ситуации, характер и объем получаемых о ней знаний будет зависеть от того, как субъект с этой ситуацией практически взаимодействует.

4) Принцип системности. Системой называется совокупность элементов, находящихся в связи друг с другом и образующих целостность, единство.

Человек включен в разнообразные связи отношения с действительностью (познание, изучение действительности, приспособление к условиям, общение с себе подобными и проч.). Соответственно множеству таких связей человек обладает множеством психических свойств. При этом он живет и действует как единое целое.

Различные специализированные направления психологии изучают свои определенные психические явления или группы психических свойств. (Так когнитивная психология изучает познавательные процессы, переработку информации у человека; психология поведения уделяет основное внимание зависимости поведения от условий среды и т. д.). При этом они с необходимостью выделяют, абстрагируют эти свойства от всех остальных. Однако, поскольку реальный объект обладает многими свойствами, взаимосвязанными и взаимно влияющими друг на друга, делать выводы о целом на основании его отдельного измерения «так же невозможно, как невозможно восстановить сложное объемное тело по изображению одной единственной его проекции на плоскость» (Б. Ф. Ломов). Забвение этого принципа приводит к редукционизму, т. е. сведению всего многообразия свойств и отношений объекта исследования к какому-либо одному, к упрощенной трактовке человека.

Типичным примером такого редукционизма может служить рефлексология, естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в нашей стране в период 1900 - 1930 гг. и связанное с деятельностью В. М. Бехтерева. Суть ее хорошо выражается в стихотворной форме:
Что такое человек? Разум? Чувства? Воля?
Сочетательный рефлекс - и не более.

Развитие всего многообразия психических свойств человека не может быть выведено из одного единственного основания (например только из биологического или только из социального). Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека.

5) Принцип развития. Развитием называется закономерное, направленное, необратимое изменение во времени.

Развитие психики реализуется в разных формах:
- в форме филогенеза - становления структур психики в ходе биологической эволюции вида;
- онтогенеза - формирования психических структур в течение жизни отдельного организма;
- соцногеиеза - развития процессов познания, личности, межличностных отношений, обусловленного особенностями социализации в разных культурах. Следствием социогенеза являются различия мышления, ценностей, нормативов поведения у представителей разных культур;
- микрогенеза - под ним понимается формирование и динамика образов, представлений, понятий и т. п., детерминируемые наличной ситуацией и развертывающиеся в относительно небольшие временные интервалы. Примером микрогенеза психического образования может служить освоение некоторого навыка, усвоение какого-либо понятия, динамика эмоционального состояния и т. п.

Высшие, генетически более поздние формы психики развиваются на основе низших, генетически ранних. Однако это не означает, что различие между ранними и поздними формами психики чисто количественное, по формуле «раньше - проще, примитивнее, позже - сложнее». При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение: когда количественные изменения переходят в качественные.

Неучет того положения, что каждая ступень психического развития обладает своим качественным своеобразием, имеет свои закономерности, приводит к таким принципиальным ошибкам, как, например, возведение рефлекторных механизмов поведения животных на низших генетических ступенях в ранг универсальных законов поведении человека. Та же ошибка делается при приписывании обезьянам и др. животным интеллекта того же типа, что и интеллект человека или при попытках перенесения законов зрелого мышления на мышление ребенка. Мышление взрослого человека от мышления ребенка отличается не просто тем, что взрослый больше знает и умеет, но и тем, что он оперирует другими понятиями, иными логическими схемами, опирается на другую систему ценностей и т. д.

Кроме того, психика человека обладает генетической многоплановостью, т. е. в психике одного человека могут сосуществовать структуры разных уровней - высших и низших. Так наряду с сознательной регуляцией собственного поведения сохраняются рефлекторные и импульсивные формы активности; наряду с логическим мышлением - патологическое, иррациональное. Этим-то и объясняется живучесть суеверий или детских страхов, которые иногда люди носят в себе всю свою жизнь.

Независимая переменная - в научном эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

Зависимая переменная - в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.

Независимой переменной, например, в психологическом эксперименте может считаться интенсивность стимула, а зависимой - способность испытуемого ощущать этот стимул.

Узнавание -

воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом

Воспроизведение

– процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

Запоминание

– процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Сохранение

– процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Основные свойства памяти:

1) емкость (объем)-пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью.

2) скорость запоминания- это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации.

3) длительность хранения- это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений.

4) точность воспроизведения- это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).

5) скорость воспроизведения- это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти.

6) помехоустойчивость- это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению.Функции мышления:

1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.

3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.

6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

7. Обобщение - процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака. Психологические свойства и особенности мышления .

1. Сердцевиной мыслительного процесса является проблемная ситуация . Чтобы начать мыслить, нужно удивиться, должен возникнуть вопрос. Поиск ответа на вопрос - и есть мыслительное действие.

2. Ответ на вопрос мы получаем путем рассуждения (дискурсивный путь).

3. Человеческому мышлению присуще предвидени е. Предвидение - это опережающее отражение, которое проявляется в форме мыслительного эксперимента (любой акт творческой деятельности). Мысленный эксперимент ведется методом проб и ошибок, который не является сам по себе примитивным, ведь в любой идее могут быть ошибки.

4. Целенаправленность мышления. Студент, решая задачу, вспоминает нужную в данном случае формулу, т.е. он осуществляет отбор ассоциаций, которые обеспечивают разрешение проблемной ситуации. При нарушении психической деятельности человек находится в случайном потоке ассоциаций. А потеря возможности отбора нужной информации является одним из проявлений расстройства психики.

5. Активность мышления проявляется:

а) в эмоциональной окрашенности (мышлению сопутствует интеллектуальное чувство; приятно, что задача решается или печально, что не решается);

б) в наличии внимания устойчивого и произвольного.

Активность мышления зависит:

а) от памяти (память несет образное представление, предварительное знание) - если слабеет память, то отказывает и мышление;

б) от волевого компонента (необходимости, настойчивости).

6. Мыслительный акт - это оперирование образами . Например, для художественного типа мышления это зрительные, слуховые, двигательные представления мыслительной деятельности (или кинестетические представления, т.е. представления действия со словесными образами; представления формируются с помощью восприятий и ощущений).

7. Мышление человека находится в состоянии развития в течение всей его жизни, обогащается по содержанию, по способам, уточняется. Изменение и развитие мышления происходит индивидуально.

Воображение выполняет следующие функции:

1. Познавательная – благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.

2. Антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того. чего еще нет в действительности.

3. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.

4. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.

5. Защитная функция – в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям.

В основе построения современной экспериментальной психологии лежит формула К. Левина - поведение есть функция личности и ситуации:

B =f(P;S).

Необихевиористы ставят в формулу вместо Р (личность) О (организм), что бо­лее точно, если считать испытуемыми не только людей, но и животных, а личность редуцировать к организму.

Как бы то ни было, большинство специалистов по теории психологического экс­перимента, в частности МакГиган , считают, что в психологии существуют два типа законов :

1) «стимул-ответ»;

2) «организм-поведение*.

Первый тип законов обнаруживается в ходе экспериментального исследования, когда стимул (задача, ситуация) - это независимая переменная, а зависимая пере­менная - ответ испытуемого.

Второй тип законов является продуктом метода систематического наблюдения и измерения, поскольку свойствами организма управлять с помощью психологичес­ких средств нельзя.

Существуют ли «пересечения»? Разумеется. Ведь в психологическом экспери­менте зачастую учитывается влияние так называемых дополнительных переменных, большинство из которых является дифференциально-психологическими характери­стиками. Следовательно, есть смысл добавить в список и «системные» законы, опи­сывающие влияние ситуации на поведение личности, обладающей определенными свойствами. Но в психофизиологических и психофармакологических эксперимен­тах можно воздействовать на состояние организма, а в ходе формирующего экспери­мента - целенаправленно и необратимо изменять те или иные свойства личности.

В классическом психологическом поведенческом эксперименте устанавливает­ся функциональная зависимость вида

R = f(S) ,

где R - ответ, a S - ситуация (стимул, задача).

Переменная S систематически ва­рьируется, а детерминируемые ею изменения ответа испытуемого фиксируются. В ходе изучения проявляются условия, при которых испытуемый ведет себя тем или иным образом. Результат фиксируется в форме линейной или нелинейной зависи­мости.

Другой тип зависимостей символизируется как зависимость поведения от лич­ностных свойств или состояний организма испытуемого:

R = f(О) или R = f(Р).

Исследуется зависимость поведения испытуемого от того или иного состояния организма (болезни, усталости, уровня активации, фрустрации потребностей и т. д.) или от личностных свойств (тревожности, мотивации и т. д.). Исследования прово­дятся с участием групп людей, различающихся по данному признаку: свойству или актуальному состоянию.

Естественно, эти две строгие зависимости являются простейшими формами от­ношений между переменными. Возможны более сложные зависимости, устанавливаемые в конкретном эксперименте, в част­ности, факторные планы позволяют выявить зависимости вида R = f (S 1 , S 2), когда ответ испытуемого зависит от двух варьируемых параметров ситуации, а поведение является функцией состояния организма и среды.


Остановимся на формуле Левина . В об­щей форме она выражает идеал эксперимен­тальной психологии: возможность предска­зать поведение конкретной личности в опре­деленной ситуации. Переменная «личность», которая входит в состав этой формулы, врядли может рассматриваться лишь как «дополнительная». Традиция необихевиоризма предлагает использовать термин «промежу­точная» переменная. В последнее время за такими «переменными» - свойствами и состояниями личности - закрепился тер­мин «переменная-модератор», т. е. посредник.

Рассмотрим основные возможные варианты отношений между зависимыми пе­ременными.

Существует, как минимум, шесть видов, связи переменных .

Первый , он же простейший, - отсутствие зависимости , Графически он выражается в форме прямой, параллельной оси абсцисс на графике, где по оси абсцисс (X) отложены уровни независимой переменной. Зависимая переменная не чувствительна к изме­нению независимой (см. рис. 4.8).

Монотонно возрастающая зависимость наблюдается тогда, когда увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой перемен­ной (см. рис. 4.9).

Монотонно убывающая зависимость наблюдается, если увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение уровня независимой перемен­ной (см. рис. 4.10).

Нелинейная зависимость – U-образного типа обнаруживается в большинстве экс­периментов, в которых выявляются особенности психической регуляции поведения: (см. рис. 4.11).

Инвертированная U-образная зависимость получается в многочисленных экспе­риментальных и корреляционных исследованиях как в психологии личности, моти­вации, так и в социальной психологии (см. рис. 4.12).

Последний вариант зависимости обнаруживается не так часто, как предыду­щие, - сложная квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня независимой (см. рис. 4.13).

При выборе способа описания работает «принцип экономии». Любое простое описание лучше, чем комплексное, даже если они одинаково успешны. Поэтому ар­гументы, распространенные в отечественных научных дискуссиях типа «Все гораз­до сложнее на самом деле, чем представляет автор» по меньшей мере бессмыслен­ны. Тем более что никто не знает, как «на самом деле».

Так называемое «комплексное описание», «многомерное описание» есть зачас­тую просто попытка уйти от решения научной проблемы, способ маскировки лич­ной некомпетентности, которую хотят скрыть за путаницей корреляционных свя­зей и сложносоставными формулами, где все всему равняется.

Основные положения совпадают с требованиями к билету №43,увеличится лишь размерность таблицы и надо после раскрытия основных положений, сходных с билетом 43, -перечислить основные методики анализа связи между несколькими переменными- а именно- метод хи квадрат(билет 45), регрессионный анализ, корреляционный анализ, кластерный, анализ, сетевой анализ, факторный анализ.

45.Статистика хи-квадрат (х 2)

Статистический анализ полученных с помощью массового опроса данных, как и анализ наблюдений изучаемого явления или статисти­ческих данных, включает несколько уровней сложности и возможно­стей получения дополнительной (скрытой) информации. В социальных и политических исследованиях результат наблюде­ний, подтверждающий справедливость выдвинутой гипотезы, крайне редко выступает основанием для ее принятия как истинной, поскольку он может также сочетаться и с рядом других объяснительных гипотез.

Тест хи-квадрат используется для двухвходовых таблиц сопряжен­ности. Схема проведения:

1. Строится таблица сопряженности

2. Затем формулируют нулевую и альтернативную гипо­тезы. Нулевая гипотеза (H f) - утверждение, отрицающее зависимость между радами переменных. Альтернативная гипотеза (HJ - гипотеза о наличии связи между при­знаками.

3. Заполняется альтернатиная таблица по формуле: произведение соответ­ствующих маргинальных частот (значения строки и столбца) делят на общее число респондентов

4. Вычесление величины x-квадрат по формуле

Х 2 =Σ х (n-n 1) 2 /n 1

Уровень х-квадрат определяет вероятность отклонения исследуемого показателя.

46. Корреляционный анализ

Основные понятия корреляционного анализа

Выделяют несколько видов связи между переменными: Корреляционная зависимостьпредполагает взаимную согласован­ность изменений переменных величин, а также то, что эти изменения можно измерить однократно или многократно.

Функциональное воздействие предполагает, что изменения не­зависимой переменной сопровождаются все более ускоряющимися изменениями зависимой переменной. Функциональная зависимость - связь переменных, означающая, что изменение одной переменной оказывает воздействие на изменение другой, которая в свою очередь воздействует на первую переменную.

Корреляция - наличие статистической взаимосвязи признаков, когда каждому определенному значению одного признака X соответ­ствует определенное значение У.

Корреляционный анализ выясняет функциональную за­висимость между переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одной из них соответствует вполне опреде- тенпое значение другой.



Различают парную и множественную корреляции. Парная корреля­ция характеризует тип, форму и плотность связи между двумя призна­ками, множественная - между несколькими.

Корреляционная зависимость возникает чаще всего там, где одно явление находится под воздействием большого числа факторов, дей­ствующих с разной силой, поэтому существуют специальные меры корреляционной связи, называемые коэффициентами корреляции.

Корреляционный анализ последовательно решает три практиче­ские задачи:

1) определение корреляционного поля и составление корреляци­онной таблицы;

2) вычисление выборочных корреляционных отношений или ко­эффициентов корреляции;

3) проверка статистической гипотезы значимости связи.

Коэффициент корреляции не содержит информации о том, явля­ется ли данная связь между ними причинно-следственной или сопут­ствующей.

Для установления корреляционной связи между двумя призна­ками необходимо доказать, что все другие переменные не оказывают воздействия на отношения двух переменных, являющихся предметом изучения.

Регрессионный анализ.

Регрессионный анализ - один из методов многомерного статисти­ческого анализа данных, объединяющий совокупность статистических приемов, предназначенных для изучения или моделирования связей между одной зависимой и несколькими (или одной) независимыми переменными.

Множественный регрессионный анализ – это метод установления зависимости одной переменной от двух или более независимых переменных. В то время как зависимая переменная (та переменная, которую Вы хотите предсказать) должна быть непрерывной (за исключением логистической регрессии), независимые переменные могут быть как прерывными, так и категориальными, такими как «пол» или «тип применяемого препарата». В случае категориальных независимых переменных необходимо будет создавать переменные «пустышки», а не использовать соответствующие значения.



Процедура:

возможно выполнение в 2 вариантах:

· стандарт­ном (когда одновременно учитываются все независимые переменные)

· пошаговом (прямом и обратном) вариантах.

С помощью прямого пошагового действия в регрессионном анализе последовательно включаются переменные - начиная с той, ко­торая наиболее тесно коррелирует с зависимой переменной. Процедура продолжается, пока включение новых независимых переменных обеспе­чивает прирост коэффициента множественной корреляции, тем самым определяется оптимальный максимальный набор переменных. При ис­пользовании обратного пошагового метода машина последовательно от­брасывает независимые переменные, которые наиболее слабо коррели­руют с зависимой переменной (т.е. обладают наименьшей объясняющей способностью), оставляя оптимальный минимум.

Современные статистические программы (например SPSS) позволяют рассчитывать не только различные варианты линейной регрессии, но и нелинейные регрессии. Однако при анализе данных, полученных с помощью опросов (и мас­совых, и экспертных), чаще всего используется модель линейной ре­грессии.