» » Презентация на тему народы сибири якуты. Якуты

Презентация на тему народы сибири якуты. Якуты

«Страна Ирландия» - Также существуют другие виды мегалитов. Решающая битва произошла 23 апреля 1014 года у деревни Клонтарф. Англо-Ирландский конфликт. Например: дольмены, кромлехи, оленние камни. Приблизительно в III веке до н.э. На территорию Ирландии приходят кельты. Города-порты. Кельты. В 1014 году викинги были изгнаны с территории Ирландии.

««Атмосфера Земли» 6 класс» - Атмосфера. Где содержится основная масса атмосферного воздуха. Облачность. Перечислите климатообразующие факторы. Воздушный бой. Чем отличается морской климат от континентального. При ветрах какого направления чаще всего выпадают осадки. Вычислите среднегодовую температуру воздуха. Назовите основные слои атмосферы.

«Новая экономическая география» - Стимулирование плотности и сокращение расстояния в г. Букараманга, Колумбия. Поезда Токио ежедневно перевозят 8 миллионов человек. Достижение экономической плотности. Детали компьютеров производят и собирают по всей Восточной Азии. Упрощенный режим пересечения границ в Европе, жесктий - в Африке. Структура доклада.

«Город Самара» - Протяженность в меридианном направлении - 50 км, в широтном - 20 км. 1930 - «Самарский Дом Офицеров» (ул. Площадь территории города - около 465,97 км?. Великолепный панорамный вид на Волгу и Жигулевские горы. Органы власти. Среднегодовая температура - +4,7 C° Среднегодовая скорость ветра - 3,5 м/с Среднегодовая влажность воздуха - 72 %.

«Люксембург» - Вместе с Бельгией и Нидерландами входит в Бенилюкс. Знаменитый Форт Тюнген был построен в округе Киршберг в 1732 году. Общая площадь страны - около 2586 км?. Длина обеих арок составляет 84 метра. Казематы. На востоке страна ограничивается рекой Мозель. Обычаи и Традиции. Газизова Динара. Форт Тюнген.

«Влажно-экваториальные леса» - Первичные дождевые леса сохранились только в центральной котловине реки Конго. Есть также кабаны, буйволы, бегемоты. Цвет будет зависеть от особых микробиологических процессов в почве. В экваториальном африканском лесу мало травоядных, а следовательно, мало и хищников. Африка. Влажные вечнозеленые леса Экваториальной Африки.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Республика Саха расположена в северо-восточной части Сибири. Якутия – самый крупный субъект РФ – самая крупная административно-территориальная единица в мире. Республика Саха граничит на западе с Красноярским краем, на юго-западе – с Иркутской областью, на юге – с Амурской и Читинской областями, на юго-востоке – с Хабаровским краем, на востоке – с Магаданской областью и Чукотским автономным округом, на севере её составные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское.

4 слайд

5 слайд

На западе - Среднесибирское плоскогорье, на востоке - хребты Верхоянского, Черского расположенное между ними Яно-Оймяконское нагорье, на юге-Алданское нагорье и пограничный Становый хребет.В северной части Северо- Сибирская Яно-Индигирская и Колымскач низменности. На северо-востоке - Юкагирское плоскогорье.

6 слайд

Якутия – один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озерных (свыше 800 тыс.) районов России. Общая протяжность всех ее рек составляет 2 млн. км, а их потенциальные гидроэнергоресурсы оцениваются почти в 700 млрд. кВт. Крупнейшие судоходные реки: Лена (4400 км), Вилюй (2650), Алдан (2273), Колыма (2129), Индигирка (1726), Олекма (1436), Анабар (939) и Яна (872 км). Омывается морями Лаптевых и Восточно-Сибирским.

7 слайд

Почти вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, которая только на крайнем юго-западе переходит в зону ее прерывистого распространения. Средняя мощность мерзлого слоя достигает 300-400 м., а в бассейне реки Вилюй – 1500м.: это максимальное промерзание горных пород на земном шаре. В горах Восточной Якутии 485 ледников общей площадью 413 кв. км. И с запасом пресной воды около 2 тыс. куб. м.

8 слайд

Климат резко континентальный, отличается продолжительностью зимним и коротким летним периодами. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца – января и самого теплого – июля составляет 70-750С. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах – котловинах, впадинах и других понижениях до минус 700С) и по ее суммарной продолжительности (от 6,5 до 9 месяцев в год) республика не имеет аналогов в Северном полушарии.

9 слайд

Большая часть территории Якутии расположена в зоне средней тайги, которая к северу сменяется зонами лесотундры и тундры. Почвы преимущественно мерзлотно-таежные, дерново-лесные, аллювиально-луговые, горно-лесные и тундрово-глеевые. Леса (даурская лиственница, сосна, кедровый стланик, ель, пихта, береза и др.) занимают около 4/5 территории. В долинах рек и аласах распространены луга. На побережье и вершинах гор - кустарниковая, травянистая растительность и лишайники. Сохранились песец, соболь, заяц-беляк, горностай, лисица, ондатра, северный олень, изюбрь, кабарга, снежный баран; розовая чайка, белый журавль-стерх и др. В морях - омуль, муксун, нельма, чир. В реках - сиг, щука, окунь, осетр, налим, таймень, ленок. Олекминский заповедник, Усть- Ленский заповедник.

10 слайд

Полезные ископаемые: алмазы, золото, олово, слюда, вольфрам, полиметаллические и железные руды, уголь, природный газ, минеральные источники и др. По величине разведанных запасов алмазов (45 %) Республика Саха заняла первое место в мире. Разведанные запасы угля в Якутии (9617,8 млн. т) могут обеспечить добычу в объеме 150 млн. т в год.

11 слайд

12 слайд

Население Якутии составляет 950,7 тыс. чел. Удельный вес городского населения – 64,2 %, плотность населения - 0,3 чел./км2.

13 слайд

Коренное население Якутии (365 тыс. человек), Якутский язык относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков. Верующие - православные. Якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. В расовом отношении якуты являются представителями центрально азиатского антропологического типа североазиатской расы. В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. Включение якутов в состав Русского государства (1620-30-е гг.) ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В 17-19 веках главным занятием якутов было, скотоводство со второй половины 19 века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган (юрта), летним - разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине 18 века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялось и шаманство.

14 слайд

15 слайд

Основная отрасль промышленности - горнодобывающая: алмазы («Алмазы России-Саха» - Алроса), золото («Золото Якутии», «Алданзолото»), олово («Депутатсколово»), слюда, сурьма, уголь («Якутуголь»). Развиты добыча газа («Якутгазпром»), лесная и деревообрабатывающая промышленность («Якутлес»), производство стройматериалов и др. Основа энергетики - Вилюйская ГЭС, Чульманская, Якутская ГРЭС. В Республике открыта Ленно-Вилюйская нефтегазоносная провинция, имеющая большие перспективы. К числу перспективных проектов развития топливно-энергетического комплекса Республики Саха следует отнести разработку Чаяндинского месторождения природного газа с передачей его в намечаемый к строительству в будущем магистральный газопровод Восточная Сибирь-Китай-Южная Корея, а так же строительство каскада Электростанций на реках Учур и Тимптон суммарной мощностью 5 млн. кВт ч.

17 слайд

Большая часть грузопотока приходиться на водный транспорт. Развивается автомобильная сеть республики. К 2008 году планируется ликвидировать грунтовые разрывы на автодороге федерального значения «Колыма» (Якутск – Магадан). К 2015 году планируется связать дорогу республиканского значения «Вилюй» с Усть-Кутом Иркутской области и придать ей федеральный статус (Якутск – Мирный – Ленск – Усть-Кут – Тулун). В перспективе планируется выход автодороги «Амага» (Якутск – Амага – Усть-Мая) к порту Аян в Хабаровском крае. Также планируется строительство круглогодично действующих трасс «Яна» (Хандыга – Батагай – Усть-Куйга) и «Анабар» (Мирный – Удачный – Оленек – Юрюнг-Хая). В то же время автодорога федерального значения «Лена», которая связывает Якутск с общероссийской автомобильной сетью, требует очень серьезного ремонта. Развит воздушный транспорт. В республике действует 32 аэропорта. Продолжается строительство Амуро-Якутской железной магистрали до Якутска. Действует участок Беркакит – Алдан – Томмот.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Православные священники и шаманы Сибири не конфликтовали друг с другом. Когда священник заболевал, его лечил местный шаман. В конце XIX века шаман освятил церковь в якутском селе. Нынешние якуты, чукчи, юкагиры, эвены считают жрецов "черной веры" духовными лидерами. На это шаманы отвечают: мы скоро можем уйти. Когда нас не будет, идите за помощью в церковь. Православные священники и шаманы Сибири не конфликтовали друг с другом. Когда священник заболевал, его лечил местный шаман. В конце XIX века шаман освятил церковь в якутском селе. Нынешние якуты, чукчи, юкагиры, эвены считают жрецов "черной веры" духовными лидерами. На это шаманы отвечают: мы скоро можем уйти. Когда нас не будет, идите за помощью в церковь.

Слайд 11

Описание слайда:

В XVII веке на севере Сибири появилось русское духовенство. Ему пришлось столкнуться с шаманами. Ойууны и камы были для местных жителей духовными наставниками. Игнорировать этот факт духовенство не могло. При этом, оно не стало преследовать "черную веру". Православие и шаманизм в Якутии были скорее соседями, чем конкурентами. В XVII веке на севере Сибири появилось русское духовенство. Ему пришлось столкнуться с шаманами. Ойууны и камы были для местных жителей духовными наставниками. Игнорировать этот факт духовенство не могло. При этом, оно не стало преследовать "черную веру". Православие и шаманизм в Якутии были скорее соседями, чем конкурентами.

Описание слайда:

В 2010 году 45 депутатов Государственного Законодательного Собрания Республики Саха Якутия (Ил Тумен) поддержали обращение своего коллеги Романа Дмитриева (первого якутского чемпиона Олимпийских игр 1972 г.) к Президенту РФ с призывом включить тенгрианство, к которому относится АЙЫЫ, в список религий, рекомендованных к изучению в рамках предмета «Основы духовно-национальной культуры народов России». В 2010 году 45 депутатов Государственного Законодательного Собрания Республики Саха Якутия (Ил Тумен) поддержали обращение своего коллеги Романа Дмитриева (первого якутского чемпиона Олимпийских игр 1972 г.) к Президенту РФ с призывом включить тенгрианство, к которому относится АЙЫЫ, в список религий, рекомендованных к изучению в рамках предмета «Основы духовно-национальной культуры народов России».

Якуты. ЯКУТЫ - народ в Российской Федерации (380,2 тыс. человек), коренное население Якутии (365,2 тыс. человек). Основные группы Якутов – амгинско-ленские (между Леной, нижним Алданом и Амгой, а также на прилегающем левобережье Лены), вилюйские (в бассейне Вилюя), олёкминские (в бассейне Олёкмы), северные (в тундровой зоне бассейнов рек Анабар, Оленёк, Колыма, Яна, Индигирка). Говорят на якутском языке тюркской группы алтайской семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную, таймырскую. Верующие – православные.


Эскимосы. ЭСКИМОСЫ, этническая общность, группа народов в США (на Аляске – 38 тыс. человек), на севере Канады (28 тыс. человек), в Дании (остров Гренландия – 47 тыс.) и Российской Федерации (Чукотский автономный округ Магаданской области – 1,5 тыс. человек). Общая численность 115 тыс. человек. Языки эскимосско-алеутской семьи.


Селькупы. СЕЛЬКУПЫ - народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек). Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский язык.


Ненцы. НЕНЦЫ - народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты- Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные Ненцы. Родственные народы: нганасаны, энцы, селькупы.


Ханты. ХАНТЫ - (самоназвание – "человек"), народ в Российской Федерации (22,3 тыс. человек). Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты- Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Александровском и Каргасокском районах Томской области (804 человека). Общая численность 22,5 тыс. человек. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры. Среди Хантов выделяются три этнографические группы – северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией.


Тувинцы. ТУВИНЦЫ - народ в России, основное население Тувы (198,4 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 206,2 тыс. человек. Живут также в Монголии (40 тыс. человек), Китае (3 тыс. человек). Тувинцы делятся на западных и восточных, или Тувинцев-тоджинцев, которые составляют около 5% всех Тувинцев. Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго- восточный, северо-восточный. Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты- ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.


Чуваши. ЧУВАШИ - народ в Российской Федерации (1773,6 тыс. человек), основное население Чувашии (907 тыс. человек). Живут также в Татарии (134,2 тыс. человек), Башкирии (118,6 тыс. человек), Казахстане (22,3 тыс. человек) и на Украине (20,4 тыс. человек). Общая численность 1842,3 тыс. человек. Говорят на чувашском языке тюркской группы алтайской семьи. Распространён также русский язык. Верующие Чуваши в основном православные.


Чеченцы. ЧЕЧЕНЦЫ - народ в Российской Федерации (899 тыс. человек), основное население Чечни. Численность в Чечне и Ингушетии 734 тыс. человек. Общая численность тыс. человек. Верующие Чеченцы - мусульмане-сунниты. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем - латинской графики, с на основе русского алфавита.


Осетины. ОСЕТИНЫ - народ в Российской Федерации (основное население Северной Осетии, численность около 335 тыс. человек) и Грузии (основное население Южной Осетии, численность 65 тыс. человек); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (4 тыс. человек). Численность в России 402 тыс. человек. Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет 2 диалекта: иранский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с 19 века) на основе русского алфавита. Верующие - православные, есть мусульмане.


Мордва. МОРДВА - народ в России, коренное население Мордовии. Численность в России 1072,9 тыс. человек, в том числе в Мордовии 313,4 тыс. человек, Живут также в Казахстане (30 тыс. человек), на Украине (19,3 тыс. человек), в Узбекистане (11,9 тыс. человек). Общая численность 1150 тыс. человек. Мордва состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание). В Мордовии мокша расселена преимущественно в её западных и южных районах, эрзя - в восточных.


Марийцы. МАРИЙЦЫ - народ в России. Численность 644 тыс. человек. Марийцы - коренное население Республики Марий Эл (324,4 тыс. человек). Компактно живут также в Башкирии (105,7 тыс. человек), Татарии (19,5 тыс. человек), Удмуртии (9,5 тыс. человек), Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Живут также в Казахстане (12 тыс.), на Украине (7 тыс.), в Узбекистане (3 тыс.). Общая численность 671 тыс. человек.


Манси. МАНСИ - народ в Российской Федерации, коренное население Ханты-Мансийского АО Тюменской области.(Около 100 человек живёт на северо-востоке Свердловской области. Численность в России - 8,3 тыс. человек, из них в Ханты- Мансийском АО - свыше 6,5 тыс. человек. Родственны хантам, с которыми объединяются под названием обские угры. Говорят на мансийском языке финно-угорской группы уральской семьи. Свыше 60% Манси считают родным русский язык. Письменность с 1931 на основе латинского, с на основе русского алфавита. Литературный язык на основе сосьвинского диалекта. Верующие - православные. Сохраняются традиционные верования.


Буряты. БУРЯТЫ - народ в России, коренное население Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области, Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. Численность в России 421 тыс. человек, в том числе в Бурятии 249,5 тыс. человек, в Усть- Ордынском автономном округе 49,3 тыс., в Агинском автономном округе 42,4 тыс. За пределами России - в Северной Монголии (70 тыс. человек) и небольшие группы на северо- востоке КНР (25 тыс. человек). Общая численность 520 тыс. человек. Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. Распространены также русский, монгольский языки. Несмотря на христианизацию, западные Буряты оставались шаманистами, верующие Буряты в Забайкалье - буддисты.


Вепсы. ВЕПСЫ - народ в России. Живут группами на юге Республики Карелия (юго- западное побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской областей. Численность 13 тыс. человек, в России - 12 тыс., из них 6 тыс. человек проживает в Карелии. Говорят на вепсском языке финно-угорской группы уральской семьи. Распространён также русский язык. Верующие - православные.


Башкиры. БАШКИРЫ - народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). Численность в России 1345,3 тыс. человек, в том числе в Башкирии 863,8 тыс. человек. Живут также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях. Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи; диалекты: южный, восточный, выделяется северо- западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие Башкиры - мусульмане- сунниты.

Якуты
Якуты (самоназв.: саха) — народ в Российской Федерации (443,9 тыс. чел., 2002), коренное население Якутии (432,3 тыс.). Различают четыре этно-территориальные группы — амгинсколенские, вилюйские, олекминские и северные якуты. Последние населяют тундровую зону бассейна рек Анабар, Оленек, Колыма, Яна, Индигирка, а на западе — до границы с Красноярским краем.
Говорят на якутском языке тюркской группы алтайской языковой семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную и таймырскую. Письменность с середины XIX века.
Верующие якуты — православные, сохранились и традиционные культы (шаманизм).

Этногенез
Этногенез якутов происходил в ходе миграции в степную часть средней Лены тюрко-монгольских племен скотоводов из Прибайкалья (хунну, кыпчаки, уйгуры, хакасы, курыкане, монголы, буряты) и ассимиляции ими коренного, в основном тунгусского населения. Окончательно этнос сформировался к XVII веку. Но и в последующем происходила аккультурация — восприятие традиций сопредельных народов. Так, северные якуты по культуре близки к юкагирам и эвенкам, у олекминских якутов сильно влияние русской культуры. В 1922 г. была создана Якутская АССР, с 1990 г. — Республика Саха (Якутия).

Динамика и численность в городской и сельской местности Расселение. Гигантскую территорию самого большого региона России с площадью более 3 млн. кв. км почему-то принято сравнивать с Францией, которая в 7 раз меньше. По освоенности пространства между ними нет ничего общего. В Якутии живет уже меньше миллиона человек, плотность населения (0,3 человека на кв. км) — одна из самых низких среди регионов России. Четверть населения сконцентрирована в столице республики Якутске, есть также два средних по численности города — угледобывающий Нерюнгри и важнейший для экономики республики центр добычи алмазов Мирный. Сеть из 10 малых городов и 55 поселков городского типа (на территории размером почти в 1/6 часть России!) в основном привязана к местам добычи ресурсов и отличается крайне слаборазвитой инфраструктурой. В Якутии сохранился самый маленький город России — Верхоянск (1,4 тыс. жителей), который в XVI-XVIII вв. был одним из опорных пунктов колонизации обширного северо-востока страны, а затем местом политической ссылки.
Хотя Якутия расположена на севере, она имеет самую высокую долю сельского населения среди дальневосточных регионов, уступая только Корякскому АО, где вообще нет городов. За межпереписной период доля сельского населения выросла с 33 до 36%, хотя в предыдущие десятилетия она сокращалась. Изменения связаны с двумя причинами: сельское население, в основном якутское, сохранило естественный прирост, а из городов с преимущественно русским населением в переходный период шел мощный миграционный отток, как и всюду на Крайнем Севере. При этом Якутск, в отличие от большинства столиц северных регионов, продолжал пополняться мигрантами из села и его население выросло на 11%, до 246 тыс. человек. Относительно благополучное положение главного промышленного центра Якутии город Мирный также способствовало сохранению населения, но остальные города и поселки стремительно депопулировали. Например, Нерюнгри потерял почти четверть населения и перестал быть крупным городом.
Демография и этнический состав. Более благополучная демографическая ситуация в республике объясняется высокой долей титульного населения, не завершившего демографический переход. Якутия — единственный регион Дальнего Востока, где сохранился естественный прирост населения (на Чукотке он близок к нулю), при этом показатели рождаемости в республике в 1,5 раза выше среднероссийских, а смертности — на 60% ниже из-за более молодой возрастной структуры населения. Однако это благополучие относительно, так как естественный прирост постепенно снижается, а по социально-демографическим индикаторам Якутия отстает от большинства регионов страны, в ней хуже показатели и младенческой смертности, и ожидаемой продолжительности жизни.
В возрастной структуре населения Якутии повышена доля и трудоспособного населения (63,5%), и детей (26,5%) по сравнению со средней по стране (61 и 18% соответственно). Наиболее омоложена возрастная структура сельского населения республики — 33% детей (при 23% для городского населения). Однако Якутия, как и другие северные регионы, уже столкнулась с проблемой постарения населения. В переходный период Север покидало более молодое и мобильное население, а жители старших трудоспособных возрастов и пенсионеры вынуждены были оставаться в республике, потеряв в период гиперинфляции свои сбережения. Хотя в Якутии эта проблема пока менее остра, чем на Европейском Севере, почти двукратный рост доли пожилого населения усиливает социальную напряженность, ведь пенсии северян не дотягивают до прожиточного минимума.
Религия
Православие распространилось у якутов в XVIII— XIX веках. Однако христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и т. д. Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени и т. п. До христианства практиковался воздушный способ захоронения. Потом стали хоронить в земле, но с оружием, предметами быта, продуктами питания.
Шаманами у якутов могли быть и мужчины, и женщины. Они разделялись на белых и черных. Первые служили небожителям, управляли праздником Ысыах. Вторые вели борьбу со злыми духами. Каждый шаман имел своего духа-покровителя, его изображение пришивалось к одежде. Шаманские бубны якутов были овальными, с широким ободом (как у эвенков). Помимо шаманов у якутов были распространены знахари, каждый из которых специализировался на одной из болезней.
Традиционные занятия
По хозяйственно-бытовому укладу якуты делятся на скотоводов (большинство) и северных — оленеводов, охотников и рыбаков. Основные традиционные занятия населения степной зоны Центральной Якутии — коневодство (в русских документах XVII в. якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за коровами — женщины. Местный скот отличался выносливостью, но был малопродуктивен. На севере разводили оленей. Повсеместно развито рыболовство. На нем специализировались безлошадные бедняки и т. н. «пешие якуты». Рыбу ловили в основном летом — неводами из конского волоса, сетями, мордами, вершами, били острогой. Охота особенно распространена на севере, являясь здесь основным источником пропитания (северный олень, лось, заяц, птица). Пушная охота была известна и до прихода русских. Существовало собирательство — сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана), зелени (дикий лук, хрен, щавель), в меньшей степени ягод (малину не употребляли, считали нечистой). Земледелие (ячмень) стало распространяться с приходом русских, но только в южных и центральных районах Якутии.
Среди традиционных ремесел у якутов — кузнечный промысел, имевший товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди, с XIX в. — резьба по мамонтовой кости. Была развита обработка дерева, бересты, меха, кожи. Из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, — коврики, из заячьего меха — одеяла, из конского волоса — различные плетения и вышивки. Художественной резьбой покрывались деревянные кубки для кумыса (чороны) и коновязи для лошадей. Сохранилось производство лепной керамики, что выделяет якутов среди других народов Сибири. Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, сани, на севере — нарты, берестяные лодки, как у эвенков.
Традиционное жилище
Якутские поселения делились по сезонно-хозяйственному признаку на зимние и летние. Зимники состояли из одной-трех юрт и располагались вблизи сенокосных угодий и водоемов. Летники ставились у пастбищ и насчитывали до десятка юрт.
Зимнее жилище — балаган — было прямоугольной формы, имело невысокие наклонные стены из тонких бревен, обмазанных глиной с навозом, и низкую двускатную крышу из коры и дерна. С XVIII в. распространяются многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей, которые внешне напоминают чум диаметром пять и высотой десять метров. Хозяйственные постройки включали хлевы (хотоны) для содержания скота, амбары, подвалы-ледники, загоны для лошадей.
Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы — cэргэ. Северные якуты-оленеводы использовали чум самодийского типа и домик на полозьях — балок.
Национальный костюм
Национальная одежда якутов — однобортный кафтан (сон), зимой — меховой, летом — из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани. Костюм дополняли короткие кожаные штаны, кожаные ноговицы и меховые носки. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником. Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых — с серебряными и медными бляшками.
Высоко ценился и передавался по наследству якутский женский свадебный костюм: шуба из дорогих тканей, шапка из благородного меха с султаном из птичьих перьев, все богато
декорировано серебряными бляшками, бисером и бахромой. Женскую одежду дополняли пояс, нагрудные и шейные украшения, браслеты, кольца и накосники из серебра и золота (реже). Традиционная обувь — зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу, летние сапоги из замши с голенищем, покрытым сукном, у женщин — с аппликацией.
Национальная кухня
Предпочтение отдавалось молочной пище: из кобыльего молока готовили кумыс, из коровьего — простоквашу (суорат, сора), сливки, масло. Масло пили растопленным или с кумысом. Суорат заготавливали на зиму в замороженном виде с добавлением ягод, кореньев и др. Из него с добавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони готовилась похлебка — бутугас. Рыбная пища играла главную роль для бедняков. Рыбу ели сырой (свежевыловленную) и жареной; ее замораживали, заквашивали на зиму в ямах. Мясо употреблялось нечасто, преимущественно в вареном и жареном виде. Особенно
ценилась конина, на севере — оленина. В XIX в. входит в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку-саламаат
.
Семейно-бытовые отношения
До XIX в. у якутов сохранялось многоженство, причем жены часто жили раздельно, и каждая вела свое хозяйство. Калым за невесту состоял обычно из скота, часть его предназначалась для свадебного пира. За невестой давали приданое, по ценности составлявшее около половины калыма, — в основном предметы одежды и утвари. Свадьба сопровождалась играми и плясками молодежи.
Существовали обычаи кровной мести (обычно заменявшейся выкупом), воинских посвящений мальчиков, коллективной рыбной ловли (на севере — ловли гусей), гостеприимства, обмена подарками (бэлэх).
Главное торжество якутов — весенне-летний кумысный праздник Ысыах, который сопровождался возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чоронов), играми, спортивными остязаниями и т. д.
Культура
В якутском фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при боль¬шом стечении народа. Были популярны и другие жанры: исторические предания, сказки (особенно о животных), пословицы, песни, своеобразные скороговорки.
Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), трехструнная смычковая лютня, духовые флейты, различные ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, различные игровые танцы и др.
В 1850-х гг. якуты получили письменность на основе русской графики. Со второй половины XIX в. на якутском языке стали издаваться церковные книги, записи фольклора, с начала XX в. — газеты и журналы.