» » Проблемы организации работы с одаренными детьми. Проблемы одаренных детей

Проблемы организации работы с одаренными детьми. Проблемы одаренных детей

Актуальные вопросы работы с одаренными детьми

Одаренность – это загадка для большинства учителей и многих родителей. Для педагогов важными проблемами являются реальные проявления одаренности, способы выявления, конечно же, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и жизни общества завтра.

Уроки с использованием современных образовательных технологий, несомненно, способствуют развитию творческой инициативы ребенка, процессу его самореализации и социализации. Но особое внимание следует уделять роли личностных отношений учителя и одаренного ученика. Учитель для ученика является авторитетом только тогда, когда сам является интересной, увлеченной своей работой личностью. Помимо этого, часто в жизни бывает так, что ребенок, в том числе и одаренный, нередко обделен вниманием взрослых. Восполнить недостаток внимания, не забывать отмечать каждое его достижение, поощрить к дальнейшим шагам в творческой работе – вот задача учителя.

В своей работе педагог сталкивается с проблемой выявления одаренных детей, сохранения уникальности одаренной личности. Проведение психолого-педагогического тестирования, создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и вне уроков, обучение самоанализу, самооценке помогут решить указанную выше проблему.

Также учителю приходится сталкиваться с проблемой мотивации одаренных детей на исследовательскую, творческую работу, на участие в конкурсах. Создание творческих проектных групп, научного общества учащихся, ведение мониторинга творческого развития, создание системы поощрения – все это способствует приобщению одаренных детей к науке.

В работе с одаренными детьми очень важно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по своему предмету. Учителю-предметнику необходимо составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам, выбрать форму отчета обучающегося по предмету.

Когда мы видим одаренность наших детей, когда стремимся развивать у них креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые творческие перспективы и для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми спос...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных...

Гатиатуллина Лилия Камилевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа №113»

Liliya.gatiatullina@gmail

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одаренные дети − очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего

общества.

распространенному

убеждению,

одаренность

исследования

показывают

обратную

картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску.

источников

являются

трудности

контактов

сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям.

Дело в том, что ребенок со столь высокими интеллектуальными способностями

очень далеко отрывается от сверстников (на 3- 4 года умственного развития и

более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в

изоляции

подвергается

насмешкам

гонениям.

Дополнительной проблемой является то,

что при опережающем развитии

отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от

своих ровесников или даже иногда уступают им. Распространенным примером

является

развитие

моторики

некоторых

интеллектуально

одаренных

дошкольном

школьном

возрасте.

Мелкая моторика, как известно, является важнейшим компонентом развития

условием

успешного

освоения

правописания

классах. В результате в младших классах школы некоторые интеллектуально

одаренные дети оказываются слабоуспевающими, а их особые возможности и

потребности невостребованными. У них теряется учебная мотивация, и может

развиться стойкое отвращение к школе. Другим, менее распространенным, но

драматичным

примером

развитие

некоторых

одаренных детей. Биографические данные донесли до нас сведения о великих

людях, страдавших в детстве расстройствами речи: Микеланджело, Р.Бернс,

А.Эйнштейн,

У.Черчилль.

проблемы

развитием

затрудняют

учебной мотивации,

не востребованность способностей,

утрата интереса к

уход в свои проблемы. По этому механизму, видимо, и происходит

образование

называемой

одаренности.

называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной

успеваемости

каких-либо

достижениях

подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает:

учителей,

сверстников.

обладающие

одаренностью,

неуспевающими.

наиболее

известных примеров А.Эйнштейн, в 15 лет исключенный из гимназии.

Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к

опасным последствиям еще в одном отношении. Одаренные люди, не нашедшие

полезного

применения

обществе,

образуют

направленные

разрушение общества.

На встрече с представителями Евроталанта (Европейского комитета по

образованию

одаренных

Президент

Парламентской ассамблеи Совета Европы Луис Юнг сформулировал вопрос о

том, в чем состоит основная задача при работе с одаренными детьми, и сам

предложил три возможных варианта ответа. Первый ответ заключается в том,

способствовать

развитию

достижению

личности,

способности.

необходимо

максимального

индивидуальные

достижения,

искусстве или в спорте. Третий ответ состоит в том, что, развивая одаренность,

мы способствуем общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы

дарования. Безусловно, все три цели являются благородными, и в большинстве

достижение

способствует

достижению

например,

индивидуальные

достижения

способствуют

самореализации личности и движут вперед общество.

Государственная

одаренными

включает

несколько

является

охватывающая

наиболее

необходимым

условием

является наличие у учителя навыков распознания одаренности своих учеников,

создание

оптимальных

отношений

сверстниками,

необходимости

указание

обращения

внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми. Важная роль в

работе с одаренными детьми принадлежит и школьному психологу, который

располагает средствами выявления одаренности и может дать рекомендации по

созданию индивидуальных условий, учитывающих особенности того или иного

ребенка, вести работу с учителями и родителями. Очень важно, чтобы родители

составили адекватное представление о способностях своего ребенка и о том,

что нужно для их реализации.

Любой процесс обучения преследует по крайней мере две цели. С одной

совокупность

необходимых

ориентации в жизни и профессии, с другой стороны, учим мыслить его самого.

Умственное развитие подростка или ребенка идет не только в плане усиления

интеллектуальных

возможностей,

увеличения

компетентности

конкретных

областях:

математике,

гуманитарных

искусствах и т.д. Проблема, связанная здесь с одаренными детьми, заключается

в их особых потребностях: они могут быстрее и глубже усваивать материал, чем

большинство их сверстников; они также нуждаются в несколько иных методах

преподавания. Обычно различают два основных способа, применяемых при

обучении одаренных детей: обогащение и ускорение. В условиях обычной

ускорение

принимает

поступления

первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. В результате

появляются еще социально незрелые дети, которые не могут найти себя в среде

семнадцати восемнадцатилетних студентов. Потеря мотивации к учебе в школе

одаренными

последствиям

отношении.

Одаренные

нашедшие

полезного

применения

обществе, образуют силы, направленные на разрушение общества.

Другой метод поддержки обучения одаренных детей обогащение чаще

принимает

дополнительных

разнообразных

математике,

моделированию

секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих

возможность

индивидуального

достаточно

позволяющем

образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса

одаренного ребенка.

Довольно неоднозначно рассматриваются так называемые «однородные

умственного развития). Часто считается, что они воспитывают дух элитаризма и

неравноправия детей, выделяя из них какую-то часть. Однако очевидны также и

сильные стороны этих организационных форм.

Рассмотрим

проблему

однородных

разнородных

Возьмем пример класс, который можно назвать разнородным. В таком классе на

примерно 30 учеников приходится в среднем один-два, иногда три ученика,

особо одаренных в какой-то области. Первый может иметь особую склонность к

естественным наукам, второй к языкам, третий к искусству. В другом классе

могут быть дети, очень способные к технике, ручным ремеслам, социальным

отношениям, спорту и т.д. Все эти высокоодаренные дети и подростки имеют

значительные

различия,

необходимо

самым точным образом. В обычном классе учителю очень трудно работать с

каждым из этих детей так, как это надо было бы делать. Он не может и

накопить достаточный опыт, поскольку одаренные дети бывают в классе не

иначе как исключением. В особенности учителя не имеют представления о

совместной работе таких детей. К тому же их особенности таковы, что один

одновременно

удовлетворить

одаренного в науке, другого очень способного к языкам, третьего к искусствам,

технике и т.д. Для того, чтобы разрешить эту образовательную проблему, нужно

доверить этих детей специализированным учителям. Эти специалисты будут

работать тем более успешно, что должны будут долго иметь дело не просто с

отдельными учениками, а с целыми группами, одаренными в определенном

отношении,

следовательно,

способными

гармонично

работать

таких условиях выражение подлинного интеллектуального потенциала ребенка

подавляться,

терпеться.

поддерживаться у особо одаренных детей, как это должно обстоять со всеми

Необходимость также и разнородных групп навязывается самой жизнью и

нормами, которые ее определяют. Одни и те же дети должны входить в разные

функциональные

обязательно

однородными. Так, взаимное обучение является спонтанным между детьми

разного возраста и уровня и должно найти свои организованные педагогические

формы. Необходимо сделать общение и взаимодействие возможным для всех

детей, независимо от их индивидуальных особенностей и развитости. Тонкость

специальных школ для одаренных детей состоит в том, что такая школа не

обязательно

«однородной».

специализация

обучении

одаренных детей не предполагает с необходимостью, что подбираются ученики

одинаковым

развитием

способностей.

одаренных

индивидуальный разброс особенностей еще выше, чем в среднем по популяции.

Поэтому в школе, где собраны одаренные дети, будет еще больший разнобой в

образовательных

потребностях,

обыкновенной

должна включать возможность «разных скоростей движения» внутри себя. Вот

принципов,

основываться

деятельность

одаренных

успешной

одаренным

ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность

проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и

только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является

необходимым

условием

Проявить

означает

возможность

школьной

программы,

ограничиваясь

рамками. Трудность выполнения этого принципа заключается еще и в том, что

школьной

программы,

например,

конструировании

технических

устройств

любительском

Одаренность

поверхности,

незаметна

невооруженного глаза.

Одаренность

проблема

окружающих

взрослых

затрагивает педагога, трудностей, возникающих у него во взаимоотношениях и

обучении

одаренного

школьника.

трудностей? Первая из них связана с психологической неготовностью учителя

принять факт одаренности данного школьника. Для педагога, как и для любого

взрослого,

принятие

одаренности

психологически

означает

признание его первенства в определенной области. Если эта область является

педагога

самореализации,

признать

преимущество

особенно трудно. Кроме того, признание одаренности потребует от учителя

определенных

профессиональных

созданию

полноценного развития.

Вторая причина - чисто технологическая по своей сути. Проблема в

работе с одаренным учеником возникает у педагога, не владеющего арсеналом

соответствующих профессиональных средств. При этом учитель вполне может

осознавать, что данному ребенку нужен особый подход, но в силу отсутствия

шагов по его самостоятельному созданию.

определена

следующим

образом: эксплуатация педагогом одаренности школьника либо из престижных

профессиональных соображений, либо в качестве символической компенсации

собственных неудач и проблем (Если я не смог, то пусть хоть он...).

Способности детей, в том числе самые выдающиеся, не являются чем-то

раз навсегда данным. Люди могут научаться лучше или хуже употреблять свои

способности.

В заключение следует подчеркнуть, что работа учителя с одаренными

детьми, выбор форм обучения, разработка учебных программ, их оценка и

индивидуализация - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он

требует от учителей и администрации школы прежде всего хороших знаний в

психологии

одаренных

обучения,

постоянного

сотрудничества с психологами, другими учителями, с родителями одаренных

детей. Он требует постоянного роста знаний и мастерства учителя, гибкости,

умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и

сильной стороной.

Литература

Волков И.П. Много ли в школе талантов. - М., 1989.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1991.

Психология одаренности: от теории к практике.Под редакцией Д.В.Ушакова.-М.,Институт

Для таких детей обучение должно быть особое индивидуальное направленное на развитие их потенциала оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности начиная с детского возраста. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались необходима профессиональноличностная готовность педагогов к работе по выявлению обучению и развитию одаренных детей. Рассматривая профессиональноличностную готовность педагогов следует выделить...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Некоторые проблемы и особенности работы с одаренными детьми в

образовательных учреждениях

Р.И. Шаяхметова,

директор Городского информационно-диагностического центра

Управления образования г.Казани, к.п.н., доцент.

Коренные преобразования в обществе требуют формирования социокультурной элиты, которая будет определять будущее республики. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

В течение многих лет способности учащихся выявляются и оцениваются на различного рода олимпиадах, научных конференциях, турнирах, выставках, в школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, летних школах и оздоровительно-развивающих учреждениях.

Вместе с тем, темпы и масштабы нововведений в сфере образования неодинаковы, поэтому необходимо усиление внимания к этой работе, направленной на поиск и развитие одаренных детей, ее координации, так как именно раскрытый потенциал одаренных детей будет определять будущее нашей республики.

Несомненно, в настоящее время на педагога, работающего с детьми, ложится большая ответственность: от него в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности. Особая проблема - развитие творческой, одаренной личности. Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя упустить возможности их развития. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

Если мы стремимся к выявлению и развитию детской одаренности, нам следует обращать внимание не только и не столько на победителей, сколько на «особость» ребенка, поскольку подлинная одаренность у ребенка и подростка очень сопровождается проблемами в обучении и общении со сверстниками и взрослыми.

Изучив проблему обучения и воспитания одаренных детей, следует обратить особое внимание на необходимость подготовки педагогов именно массовой общеобразовательной школы к осуществлению не внешней, а внутренней дифференциации в обучении, при которой не проводится отбор, и в одном классе вместе учатся обычные и одаренные дети. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались, необходима профессионально-личностная готовность педагогов к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

Рассматривая профессионально-личностную готовность педагогов, следует выделить в ней следующие два основных компонента:

Базовый компонент, где отражается общая профессиональная педагогическая подготовка педагогов (предметные, психолого-педагогические и методические зун; личностные качества педагога);

Специфический компонент, который образует:

а) психолого-педагогические зун, являющиеся результатом активного усвоения одаренности детей (знания об одаренности, о психологических особенностях одаренных детей, знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, технологий их обучения);

б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, прохождение стажировки);

в) специфику образовательной инфраструктуры (взаимодействие со специалистами, например, с психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования; характерные условия, связанные с наличием компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей).

С учетом вышеизложенного в ходе подготовки педагогов массовой школы к работе с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую подготовку. Реализация принципа единства теоретического и практического требует использования существующих или подготовки соответствующих экспериментальных площадок, на базе которых может проводиться стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов.

В практике общеобразовательных учреждений работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий, среди которых одним из важнейших является, как нами выше было сказано, профессиональная готовность педагогов осуществлять поддержку и развитие детской одаренности. Для этого необходимо вооружить учителей и руководителей образовательных учреждений различных типов и направленности знаниями о психолого-педагогических основах деятельности по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

В связи с этим необходима целенаправленная систематическая работа в следующих направлениях:

1. Организация целевых курсов повышения квалификации , в том числе и авторских, для учителей, работающих в классах, школах любых типов, включая инновационного типа, с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития одаренности с привлечением ведущих педагогов-мастеров республиканского и российского уровня. При повышении квалификации мы предлагаем модель, состоящую из трех этапов:

1-ый этап. С целью расширения кругозора учащихся, педагоги обучаются приемам активизации познавательной деятельности. В связи с этим они участвуют в дискуссиях, деловых играх, изучают и анализируют литературно-критические источники (журналы, газеты, сборники статей).

2-ый этап. С целью развития мыслительных и прикладных умений формируются у педагогов навыки организации групповой деятельности одаренных детей: умение работать со справочным материалом, импровизировать, отмечать стереотипы в учебных пособиях, составлять классификационные матрицы, разрабатывать проекты и т.д.

3-ий этап. Знакомство педагогов с вариантами индивидуальных исследований одаренных учащихся, целью которых является приобщение к творческой продуктивной деятельности. Исследование включает обоснование своей точки зрения на те или иные явления, написание критической статьи, определение своего варианта сюжета произведения и др.

2. Проведение психолого-педагогических проблемных семинаров для педагогов любых типов образовательных учреждений в целях повышения их компетентности в работе с одаренными детьми.

Основной целью данных семинаров является ознакомление слушателей-педагогов с современной теорией и практикой работы с одаренными детьми на основе системного подхода. В программах семинаров рассматриваются актуальность данной темы для современной городской системы образования, развитие научных представлений о природе детской одаренности, методах ее выявления и путях развития. Освещаются вопросы организации работы с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе, приемы и методы психолого-педагогического сопровождения и поддержки как важнейшие условия, обеспечивающие развитие детской одаренности.

3. Целенаправленное проведение научно-практических семинаров , где рассматриваются не только вопросы выявления одаренных детей, но и их личностные особенности, методы воспитания, развития исследовательских способностей, особенности эмоционально-волевой и познавательной сферы, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов по составлению программы развития одаренных детей.

4. Осуществление научного руководства экспериментальных площадок , где проводится работа по адаптации диагностического инструментария, отбору критериев для выявления общих и специальных способностей, подбору педагогических средств для реализации личностно-ориентированного подхода на основе учета половозрастных особенностей ребенка, проектированию траектории индивидуального развития. Экспериментальными площадками являются ДОУ № 25,383,360 г.Казани, гимназии № 94, 122,155, 9, школы № 40, 143 г.Казани.

Например, в гимназии № 94 г. Казани (директор - Мурысин Леонид Николаевич) созданы условия для развития одаренных детей: более 10 лет функционирует «Школа развития» по предшкольной подготовке, «Школа искусств» с тремя отделениями (музыкальным, хореографическим, художественно-изобразительным), «Школа юнг» для способных к военному искусству юношей и девушек. Эти школы посещают более 2/3 всего ученического коллектива.

5. Консультации по запросам образовательных учреждений, отделов Управления образования для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Таким образом, на наш взгляд, работа с одаренными и способными детьми многогранна. Важно и в семье, и в школе вовремя обнаружить детей с яркими способностями, создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, стараясь, чтобы этот процесс сопровождался положительными эмоциями. Для этого необходимо объединение усилий всех участников образовательного процесса (психолог-педагог, родители).

С учетом вышеизложенного и в связи с сохранением, развитием одаренности в городской системе образования основными задачами в научной и учебно-методической поддержке педагогических кадров являются:

Разработка психодиагностики одаренности, проведении научно-исследовательской и экспериментальной работы, проектировании и реализации целевых и образовательных программ;

Совершенствование многоуровневого повышения профессионального мастерства педагогических кадров для работы со способными и одаренными детьми;

Совершенствование образовательных программ психолого-педагогических проблемных семинаров;

Разработка методических пособий, в том числе и электронных, для руководителей, учителей, воспитателей, родителей (сборники задач, заданий, конспектов мероприятий);

Разработка и издание учебно-методических пособий, информационных бюллетеней серии «Умники и умницы», «Одаренные дети – интеллектуальный потенциал Казани», «Успех, творчество, талант» и т. д.

Советы взрослым по развитию творческих способностей детей

1. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка (не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош).

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже сели они окажутся «дикими» или «за гранью».

4. Позволяйте иногда ребенку оставаться одному и, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество, затормозить развитие одаренности.

5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

7. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы он были они неудачны, нужно относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

8. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

9. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.

10. Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития его любознательности и наблюдательности.

11. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

12. Помогайте ребенку избегать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения, ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11281. Способы, принципы и условия эффективности работы с одаренными детьми 6.17 KB
Целью построения системы выявления и развития творчески одаренных детей является предоставление им возможностей реализовывать отпущенный им природой повышенный потенциал учебных и творческих достижений. В условиях обучения не создается необходимая для развития творчески одаренного ребенка среда. Учитель адаптирует свои требования к возможностям среднего ученика выходящие за нижний предел зоны оптимального развития одаренного ученика. Для развития умственно одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное...
18821. Организация социальной работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа 60.38 KB
Проблемы детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Анализ опыта работы различных регионов РФ по постинтернатной адаптации детей-сирот. Социальный проект Чужих детей не бывает...
3395. Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками 18.69 KB
Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста родителями медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы...
10443. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях 70.27 KB
Специальная педагогика это теория и практика специального особого образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии для которых образование в обычных педагогических условиях определяемых существующей культурой при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно. В отличие от европейских стран в США понятие sресiаl еduction охватывает проблемы образования всех детей отличающихся от общепринято нормы в том числе и одаренных. На протяжении семидесяти лет...
7592. Особенности социальной работы с детьми на примере ГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Дубровского района» 736.35 KB
Социальная работа и ее значение в социализации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Введение Актуальность темы исследования заключается в том что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют статистические данные представленные в ежегодных государственных докладах О положении детей в Российской Федерации. Причём лишь...
11201. Из опыта работы преподавателей КГУ с одаренными школьниками города Зеленодольска 6.46 KB
Начиная с 1993 года, Казанский университет начал активно сотрудничать со школами города Зеленодольска. С некоторыми перерывами это сотрудничество прошло через различные формы и ныне приобрело окончательную форму в виде Малого университета при филиале КГУ в г. Зеленодольске
16521. Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 10.96 KB
Заместитель Председателя Статкомитета СНГ г. Москва Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 1. В настоящем докладе имеется в виду кратко рассмотреть проблемы в ключевых разделах экономической статистики данные которых используются органами государственного управления для анализа различных аспектов экономического процесса и принятия решений по вопросам формирования экономической и социальной политики а также для представления их различным международным организациям в том числе органам СНГ на которые...
16742. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИЗМА 14.22 KB
В рамках Болонской декларации предполагается учредить аккредитационные агентства независимые от национальных правительств и международных организаций и одновременно установить стандарты европейского образования – исходя не из длительности обучения а из знаний умений и навыков приобретенных студентами. Одним из подобных мифов - является мнение о бесплатности высшего образования. Вопрос здесь состоит в том кто именно и из каких конкретно источников осуществляет финансирование так называемого бесплатного российского высшего...
19126. Функции и направления социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях 63.84 KB
Проблема социальной работы в пенитенциарных учреждениях особенно актуальна. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России только начинает складываться технологии социальной работы в данной сфере не четко обозначены и зачастую функции специалистов социальной работы в уголовно исполнительной системе выполняют иные работники данной сферы. Предметом являются технологии функции и направления социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях. В соответствии с поставленной целью можно выделить ряд задач:...
19660. Технологии социальной работы с бездомными детьми 89.22 KB
Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.

Актуальность темы: Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способностей нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Цель: 1)Раскрывать новые возможности для самовыражения одарённых детей. 2)Изучать проявление одарённости у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними. 3)Создавать благоприятные условия для выявления, развития и поддержки одарённых детей.

Результаты: ü Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. ü Адаптация детей к социуму в настоящем и будущем времени. ü Внедрение новых образовательных технологий. ü Расширение и систематизация методов работы с семьёй одарённых детей по оказанию психолго педагогической помощи в воспитании и развитии одарённого ребёнка.

Достижения Самоделкина Виталия. 2009 -2010 год «Кенгуру» 2 место в районе. 2010 -2011 год «Кенгуру» 1 место в районе, 5 в регионе. Городская олимпиада - 2 место. 2011 -2012 год Городская олимпиада 1 место, Краевая олимпиада - попал в десятку лучших.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённость- значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одарённости: Художественная Творческая Интеллектуальная Социальная Академическая Группы одаренности Дети с высокими показателями по специальным тестам. Дети с высоким уровнем творческих способностей. Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

Обучение одаренных детей. Ускорение – основная стратегия обучения детей с высоким умственным потенциалом. Ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам. Учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности. Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане

Формы ускорения: 1. Раннее поступление в школу. 2. Индивидуализация обучения. 3. Занятия в классах углублённого изучения предметов. 4. Перевод учащихся через класс.

Одарённость с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребёнка. Таким детям присущи: высокий уровень познавательной активности, перфекционизм, то есть стремление добиваться совершенства в какой либо деятельности, противоречивость между высокой самооценкой и её колебанием, независимость, то есть отсутствие действовать, думать, сообразно мнению большинства.

Особенности личности одарённых детей с дисгармоничным типом ведёт к неравномерности психического развития. Им присуще особая система ценностей, важнейшее место в которой занимает деятельность соответствующая содержанию одарённости, высокая самооценка, повышенная впечатлительность.

Проблемы одаренных детей. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

В связи с этим, предполагается модель учителя, развивающего творческую активность учащихся. 1. Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. 3. Имеет высокий уровень интеллекта. 4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби. 5. Широкий круг интересов и умений. 6. Имеет живой и активный характер. 7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму. 8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. 9. Имеет творческое мировоззрение. 10. Обладает жизнестойкостью. 11. Имеет позитивную Я – концепцию. 12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. 13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. 14. Эмоциональная стабильность. 15. Коммуникабельность. 16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Памятка учителю по работе с уч-ся, имеющими повышенные учебные способности 1. Озанакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объем внимания, карта интересов, профессиональная направленность). 2. Организовывать индивидуальную работу на уроке: · определить меру трудности задания; · создать индивидуальный план работы на уроке; · разработать систему продуктивных заданий. 3. Вести исследовательскую деятельность с учетом интересов ученика по следующим этапам: · организационному; · разработческому; · внедренческому; · диагностическому; · аналитическому; · итоговому. 4. Консультировать родителей по вопросам: · круга интересов учащихся; · трудностей в учебе; · индивидуальных особенностей. 5. Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний. 6. Устраивать публичное представление итогов исследовательской работы учащихся.

Подготовка педагогов и психологов к работе с одаренными детьми * понимание того, что представляет собой развивающее образование, его отличий от традиционных форм обучения и воспитания и даже от развивающего обучения; * знание о том, что такое образовательная среда и ее субъекты, ее структура (пространственно-предметный, социальный и психодидактический компоненты), ее разновидности (семейная, школьная, внешкольная дополнительная и стихийная), ее типы (догматическая, творческая и др.) и типы взаимодействия между ее субъектами (авторитарный, демократический, гуманистический и т. д.); * знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях различных образовательных сред; * знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса, а для этого - умение выделить дидактические цели, выбрать адекватную дидактическую форму учебно-методического материала; * умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды; * умение встать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить. * психологическое сопровождение и поддержку детей, обучающихся по программам повышенной сложности; * участие в проектировании и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся; * психологическую подготовку педагогов и руководителей системы образования, работающих с одаренными детьми, и т. д. Учитывая все перечисленные особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно, изменение сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и способов взаимодействия, методов обучения и воспитания. Поэтому мы считаем, что подготовка педагога для работы с одаренными детьми должна дополнительно включать в себя: Нельзя также не отметить, что функции практического психолога, работающего с одаренными детьми, не могут ограничиваться только диагностикой и измерением при отборе одаренных детей (тем более что это далеко не абсолютный метод), а должны включать в себя, по меньшей мере: * психологическую экспертизу, психологический мониторинг и сопровождение авторских и инновационных учебных программ, образовательных технологий, применяемых при работе с одаренными детьми;

Анкета для учителя по работе с успешно успевающими учениками 1. Мне известно об успешно успевающем ученике от: а) классного руководителя; б) родителя; в) ученика; г) психолога; д) прошлогоднего журнала. 2. Я узнаю о личностных особенностях успешно успевающего ученика после: а) консультации с психологом; б) беседы с классным руководителем; в) беседы с учеником; г) беседы с родителем; д) изучения карты личности ученика. 3. Успешно успевающему ученику я предлагаю задание в виде. . 4. Успешно успевающему ученику я предлагаю помощь в виде. . 5. Успешно успевающего ученика для участия в олимпиаде начинаю готовить с. . 6. Для подготовки к олимпиаде использую. . 7. Для развития творческих способностей учащихся использую. .

Литература. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4. - с. 83. Алексеев А. А. , Громов Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Ленинград, 1991. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д. , 1983. Богоявленская Д. Б. , Богоявленская М. Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. - 1998. - № 3. - с. 36. Грязева В. Г. , Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М. , 1997. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 -х т. - М. : Педагогика, 1985. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С. -П. . , 1997. - 35 с. Чистякова Г. Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. 1988. - № 4. Шумакова Н. Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991. - № 1. - с. 27. Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. 1996. - № 3. - с. 34. Щебланова Е. И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996. - № 1. - с. 97.


Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми в сельской школе.

Статья учителя биологии

МБОУ «Мысовская СОШ»

Сыстеровой В.К.

Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными

детьми в сельской школе.

Поддержка талантливых детей-одно из направлений в национальной образовательной инициативе президента Д. А. Медведева «Наша новая школа». Одарённые и талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В рамках данного направления педагогами «должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности».

Каждое образовательное учреждение, в том числе и наша школа, активно работает в этом направлении, об этом говорят многочисленные победы в конкурсах различных уровней – от муниципального до Всероссийского. Но также все мы сталкиваемся с рядом проблем в работе с одарёнными учащимися. Особенно остро они стоят в сельской школе в силу специфики организации в ней образовательного и воспитательного процессов. Об этих проблемах и хотелось бы и поговорить.

Об одарённости, наверное, написано всё или почти всё. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, а для сельской школы особенно. Почему? Попробую рассказать. Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Что значит для общества и родителей «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, хорошо сдают ГИА и ЕГЭ, а по окончании дети легко поступают в ВУЗы. В школе должны быть свои традиции. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык одаренности или "не одарённости". У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. Если всё же настаивать на так называемом термине "одарённые дети", то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков и познавательных способностей.

Наша школа – сельская. В ней работают 20 преподавателей. Количество учащихся -192. Поэтому первая проблема, с которой мы часто сталкиваемся в последнее время, наверное, близка и сельским и большим городским школам. По-настоящему талантливых детей – самородков - в образовательном учреждении немного: 1-2 человека в классе, а вот предлагаемых нам конкурсов от самых различных организаций очень много. Они охватывают и учителей, и до десятка одарённых ребят, ведь именно на их ещё не окрепшие плечи ложатся многочисленные конкурсы сочинений и рисунков, олимпиады, научно-практические конференции и пр. И на всём гриф – «участие обязательно». При такой системе обязательности-принудительности участия конкурсы не развивают способности ребёнка, а только эксплуатируют их. Они истощают одарённость ребёнка так же, как её истощают ожидания и надежды взрослых, которым ребята пытаются соответствовать. Объять необъятное нельзя, во всём и всегда нужно знать меру.

Проблема вторая. К сожалению, уже который год большинство первоклассников, приходящих в стены нашей школы, имеют статус «неорганизованных» или попросту «домашних» детей. Детский сад у нас в селе есть, но отдельные родители из-за материальных трудностей (в селе нет работы) не имеют возможность определить туда своих детей. Вот и приходится вечно занятой домашним хозяйством маме воспитывать своего ребёнка самой. Многие мамы не знают о методиках раннего развития, а если и читали о подобных где-то, то всё равно считают это пустой тратой времени – в школе ведь всё равно научат всему. И получается, что драгоценное время для начала развития таланта упущено, бездарно растрачено. Необходимо создать условия для того, чтобы дети из малообеспеченных семей могли посещать детский сад.

Дальнейшее обучение в школе раскрывает перед одарённым ребёнком большие возможности: дифференциация и индивидуализация обучения, разноуровневое и предпрофильное обучение, проектная деятельность, а помимо этого ещё и дополнительное образование эстетических кружков и спортивных секций, экологических и краеведческих объединений. И вот здесь перед нашей школой встаёт ещё одна острая проблема: нет специалистов по дополнительному образованию. Не всякий родитель из деревни отпустит своего ребёнка в районный центр «на перекладных», в наше время это действительно опасно, тем более что возвращаться придётся последним автобусом. В нашем случае остаётся надежда на самих учителей и уповать на сельский дом культуры, который активно сотрудничает с нашей школой. Таким образом, ребята не имеют возможности шлифовать, оттачивать свой талант под грамотным руководством наставника, а, следовательно, добиваться более высокого результата. Выходом из создавшейся ситуации может служить цитата из национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «Должна быть выстроена система поиска и поддержки одарённых детей, разработаны для них индивидуальные программы развития и сопровождения в течение всего периода становления личности». Заманчиво звучит и определение «школа полного дня», но опять же, всё это потребует масштабных денежных вложений, которых у школы просто нет.

Самый общепринятый критерий определения одаренности – успехи детей на различных конкурсах и олимпиадах. Неудачи и поражения в этих случаях, такие дети переживают остро и продолжительно. Кроме того, ожидание высоких результатов от одаренного ребенка со стороны родителей ставят его в ситуацию необходимости всеми средствами оправдать эти ожидания и поддержать свою репутацию не только в школе, но и в семье. Следствием этого являются проблемы одаренных детей в поведении, общении, обучении. Талантливых детей относят к категории детей с проблемами в социализации (об этом говорят данные многих исследований), а также такие дети должны находиться в центре социальной педагогики. Поэтому проблема отсутствия в нашей школе ставки педагога-психолога стала и проблемой работы с одаренными детьми. Только он сможет оказать квалифицированную помощь такому ребёнку в кризисный момент, более того, распознать и предупредить его приближение. Выход один – вернуть в школы психологов.

Следующая и, пожалуй, самая важная проблема – это личность того учителя, который работает с одаренными детьми. Одарённую личность в состоянии воспитать только одарённый и подготовленный в этом плане педагог. Поскольку учителя не всегда могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, то часто перед ним стоит вопрос, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми? Учитель должен быть обеспечен не только соответствующими профессиональными умениями, но и способностями к экспериментальной, научной и творческой деятельности, а зачастую у учителей практически нет образовательных программ для одаренных детей, которые он мог бы использовать в своей работе. Я думаю, что сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом учителей, многие из которых пытаются разработать элективные курсы и программы для одаренных детей. В последнее время вся наша курсовая подготовка сводится к тому, чтобы обеспечить качественные результаты ГИА педагогов, детской одаренности ВУЗы пока не готовят. Наверное, следует обратиться с решением данной проблемы к нашей методической службе.

Проблема материального стимулирования одарённых детей также актуальна. Нет ничего зазорного в том, что помимо грамот, безусловно, необходимых для портфолио учащегося, ребята будут получать и ежемесячные стипендии (или разовые выплаты) на уровне школы или главы администрации муниципального образования за успехи в учёбе, достижения в спорте, творчестве и общественной деятельности.

Основной идеей работы с одарёнными детьми является объединение усилий педагогов, родителей, общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание. Выявление одаренных и талантливых детей:

-анализ особых успехов и достижений ученика;

-создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

-диагностика потенциальных возможностей детей;

- преемственность между начальным и основным образованием

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

- создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;

- включение в учебный план школы расширенного изучения предметов школьной программы;

-формирование и развитие сети дополнительного образования;

-организация научно-исследовательской и проектной деятельности;

- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

-тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

-контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня

Поощрение одаренных детей:

Премии победителю школьного и муниципального уровней конкурса «Ученик года»;

Премии победителям муниципального уровня выпускникам, окончившим школу на золотую медаль;

-публикации в СМИ, на сайте школы;

- стипендий, учреждённые администрацией Краснокамскогорайона

Работа с родителями одаренных детей:

-психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

-совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Работа с педагогами:

- семинары по вопросу работы с одаренными детьми;

-повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

Стимулирование работы с одарёнными детьми

Взаимодействие ОО с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

В основе деятельности ОО по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

В ОО разработана программа «Одарённые дети», и как составляющая часть, план работы на 2015-2016 учебный год.

Основными направлениями реализации программы являются следующие:

Раннее выявление способных и одаренных детей (ежегодные школьные олимпиады),

Организация их обучения на разных ступенях образования,

Индивидуальная поддержка одаренных детей,

Внедрение в учебный процесс специальных уроков и методик, способствующих развитию одаренности (развивающее обучение, ИКТ, проектная деятельность, технология критического мышления);

Ежегодный интеллектуальный марафон для учащихся 6-7 классов,

Занятия школы для одаренных детей 7-9 классов,

Участие в научно-практических конференциях,

Создание микроклимата престижности одаренности.

Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских и проектных задач по математике, химии, физике, биологии, географии.

По русскому языку и литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, выполнение творческих заданий (написание сочинений, эссэ, самостоятельное чтение программного материала, произведений с последующим обсуждением).

Участие в конкурсах разного уровня: «Русский медвежонок», «Лис», «Кенгуру», «Знатоки», «Устное публичное выступление», «Постерная сессия» и другие, формирует определенные навыки публичного выступления, умения отвечать на вопросы, расширяет кругозор знаний.

Вся работа с одаренными детьми проводится на уроке и во второй половине дня.

Учителя школы считают, что подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д.

Работа с одаренными детьми в ОО ведется через:

Предпрофильное обучение в 7- 9 классах

Индивидуальную работу (консультации)

Массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней

Проведение школьной конференции по защите исследовательских и проектных работ с 1- 9 классы

Интеллектуальные игры

Развитие проектных методов

Широкое использование компьютерной техники и Интернета

Создание портфолио достижений

Чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, родительских собраниях

Использование различных педагогических технологий.

Дети нашей школы успешно выступают на предметных олимпиадах различного уровня. В этом учебном году большое внимание школа уделяет проектным и исследовательским работам как ученическим, так и педагогическим. В школе ежегодно проводятся предметные олимпиады, недели по различным предметам, в рамках которых проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, конкурсы и т.д. Призовые места на районных олимпиадах занимают чаще всего по биологии, лесоведению, экологии, литературе, географии, русскому языку.

Свое выступление о проблемах работы с одарёнными детьми бы хотелось закончить высказыванием Максима Горького: «Талант – как породистый конь, необходимо научить управлять им, а если дёргать во все стороны, конь превратиться в клячу».