» » Реальная история «8 марта» — прочтите, кто не знает! Права проституток, евреи и Клара Цеткин. Реальная история “8 марта” Цеткин и свободная любовь

Реальная история «8 марта» — прочтите, кто не знает! Права проституток, евреи и Клара Цеткин. Реальная история “8 марта” Цеткин и свободная любовь

*********
Советская официальная версия утверждает: 8 марта избрали в честь забастовки, организованной работницами текстильных фабрик Нью-Йорка 8 марта 1857 года. Они требовали улучшения условий труда, а именно - светлых и сухих рабочих помещений, 10-часового рабочего дня, равной с мужчинами оплаты труда (в чём-то они походили на современных дам, которые трудятся гораздо меньше, а требуют зарплат на уровне мужчин). Демонстрантов разогнали.

И хотя о событиях в Нью-Йорке нет никаких отзывов в тогдашней прессе (!), дотошные историки выяснили, что 8 марта 1857 г. было... выходным днем. Довольно странный день для забастовки, не так ли?.. Неудивительно, что “хромой” официальной версии про 8 марта не верят, а если и верят, то не до конца.

Да, американские женщины устроили демонстрацию. Однако за свои права боролись тогда не текстильщицы из Нью-Йорка, а обыкновенные... ПРОСТИТУТКИ. Представительницы древнейшей профессии прошли тогда по Манхэттену. Женщины требовали выдать зарплату матросам, которые были не в состоянии заплатить за интимные услуги, и по состоянию на 8 марта 1857 года уж сильно задолжали публичным женщинам. С такой женской «заботой о ближнем» и вышли в тот день американки. Полиция разогнала манифестации, однако женщины наделали много шуму. Это событие, говорят, в те времена даже назвали «женским днём».

Кроме того, 8 марта 1910 года известные немецкие революционерки, развращенные Роза Люксембург и Клара Цеткин вывели на улицы немецких городов местных ПРОСТИТУТОК. Требуя прекратить бесчинства полиции и позволить им создать профсоюз, они хотели защитить права женщин древнейшей профессии и приравнять их к тем, кто печёт хлеб, шьёт обувь, или, к примеру, работает на текстильной фабрике. Говорят, Клара тогда добилась своего. А затем в Советском Союзе демонстрацию женщин лёгкого поведения просто подменили на демонстрацию «трудящихся женщин».

Существуют и совсем необычные версии происхождения данного «праздника». Но ясно одно - никакого отношения к всеобщему международному женскому дню, ко всем женщинам и какой-либо их заслуги - речи не идёт.

Напомним, что для поздравления матери - есть ДЕНЬ МАТЕРИ, зачем оскорблять своих матерей и поздравлять их с историческим ДНЕМ ПРОСТИТУТОК-революционерок?

Что касается самих шлюх, то почему бы и нет (при этом не обязательно иметь в виду профессию, шлюха - это состояние души). Только им подойдут не цветы, а скорее презервативы и лекарства от венерических заболеваний.

Ну и конечно, зная эту подноготную, можно со смелой душой поздравлять с этим праздником яростных коллег женского пола, перекладывающих бумажки в офисе и попивающих чай, кофе, требующих при этом высокой оплаты труда и привилегий, заявляющих, что на них держится мир...

Экология познания: Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Кто же вышел на улицы Нью-Йорка – текстильщицы или проститутки?

Версия первая, официальная: «День солидарности трудящихся женщин»

Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта». Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы».

Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». 8 марта стало официальным праздником в России в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами.

Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех врагов евреев, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим (день массовой резни персов). Дата «празднования» была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о проститутках

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная для всех, кто с трепетом ожидает «международный женский день».

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить проституткам.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы.

Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день «женским» и «международным», как это предложила Цеткин.

Сама Клара Цеткин проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подельницей Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием «прекратить бесчинства полиции». Вот только в советской версии проституток заменили на «трудящихся женщин». опубликовано

Клара Цеткин родилась 5 июля 1857 у Видерау, Германия. Она была немецким политиком, деятельницей немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин.
Клара Цеткин сыграла важную роль в основании Второго Интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе. Именно эта женщина является автором идеи Международного женского дня — 8 марта .

Клара Цеткин родилась в 1857 году в небольшом саксонском городке Видерау в семье сельского учителя. В юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и хорошей памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 - на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля.
Будучи студенткой в Лейпцигской педагогической гимназии, куда Клара поступила на бесплатное обучение, она стала посещать тайные собрания социал-демократов, и в 1878 году вступила в ряды Социалистической рабочей партии , позже переименованной в Социал-демократическую партию Германии .

Начало партийной деятельности
Когда Клара вступила в партию, она познакомилась со своим будущим спутником жизни - русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным , вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии охоте на социалистов. В 1882 году пара переселилась в Париже, где они продолжали заниматься партийной деятельностью. На жизнь зарабатывали переводами и публикациями в социал-демократических газетах.
На момент смерти Осипа, умершего в 1889 году от туберкулеза, у него с Кларой было двое сыновей. Несмотря на то, что Клара уже на протяжении многих лет подписывалась фамилией Цеткин, в официальный брак с Осипом она так и не вступила.

Борьба за права женщин
Когда Клара Цеткин жила во Франции, она активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе. После того, как в Германии перестали преследовать социал-демократов, Клара вернулась на родину, где в Штутгарте стала издавать газету для женщин "Равенство ".

В 1907 году Клара Цеткин возглавила созданное при партии женское отделение, где вместе с Розой Люксембург выступала за равные права женщин. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене по предложению Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня, позже приуроченного годовщине демонстрации работниц нью-йоркских предприятий текстильной промышленности
8 марта 1857 года.

Создание праздника для женщин
Автор идеи Международного женского дня - революционерка Клара Цеткин. Но почему для этого праздника выбрала дата 8 марта? Ответ на этот вопрос нашел диакон Кураев . Своим разысканиям он посвятил книгу "Как делают антисемитом ", где центральное место заняла глава "Можно ли не праздновать 8 Марта? "
"Клара Цеткин - еврейка, - читаем. - И поэтому, когда партия поставила задачу придумать женский праздник, Клара Цеткин вспомнила об Эсфири... Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим... Для Клары Цеткин Пурим не был просто книжным воспоминанием. Это то, что с детства входит в сознание иудея... Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?.. Празднуется Пурим как раз на переломе от зимы к весне 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта). У иудеев сохраняется лунный календарь, и поэтому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю (как, впрочем, и христианская Пасха, и все связанные с ней переходящие праздники. - В. К.). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать Международный женский день, праздник Пурима пришелся на 8 марта. Менять каждый год дату праздника революционерке было бы и неудобно, и слишком откровенно. И потому празднование Женщины-Разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого) ".
Этой схему разрушает только одно: Клара Цеткин еврейкой не была, и в роду ее не было ни одного еврея. Более того, отец Клары Готфрид Эйснер служил преподавателем в приходской средней школе, где учил детей чтению, письму, счету и... закону Божьему. Также он играл в местной кирхе на органе, а маленькая Клара ему помогала. Когда Клара на склоне лет она посетила родную деревню, то попросила открыть ей кирху и более часа просидела у органа в полном одиночестве. Вот такие были у нее детские воспоминания...
Фамилия с которой Клара вошла в историю, принадлежит ее мужу, Осипу Цеткину.
Резолюцию которую предложила Клара Цеткин приняли. В ней говорилось следующее: "В полном согласии с классово-сознательными политическими и профсоюзными организациями пролетариата в каждой стране социалистки всех стран ежегодно проводят Женский день, который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права. Это требование должно быть выдвинуто как составная часть всего женского вопроса в целом и в полном соответствии с социалистическими взглядами. Женскому дню следует повсеместно придавать международный характер, и он должен быть везде тщательно подготовлен".
Из этой резолюции совершенно очевидно следует, что Международный женский день задумывался отнюдь не как праздник, но как чисто политическое мероприятие. Таковым он был и остается во всем мире, и только в СССР, после того как Указом Верховного Совета от 8 мая 1965 года был объявлен нерабочим днем, стал праздником. В прошлом году в России, как всегда, женщинам дарили 8 Марта цветы, духи и т.д., а во всем остальном мире этот день был посвящен борьбе с насилием, которому все еще подвергаются женщины даже в очень цивилизованных странах, и проходил под эгидой ООН. В этом году он посвящается единству женщин в борьбе за мир. Официальное же название 8 марта в календаре памятных дат ООН таково: "День за права женщин и международный мир ".
Международный женский день отмечался 19 марта в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Но на следующий год он проходил в тех же странах 12 мая. В 1913-м получился и вовсе разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, Франции и России - 2 марта. Это объяснялось организационными трудностями. Международный женский день отмечался повсеместно 8 марта лишь в 1914 году, потому как это было воскресенье, так он и закрепился за этой датой.

Смерть Клары Цеткин
Клара Цеткин умерла на 76-ом году жизни, 20 июня 1933 года. Это было время, когда наступил самый мрачный период в истории немецкого народа — к власти пришли фашисты. Все думали, что мрак фашизма навис и над убежищем старого борца за дело немецкого рабочего класса.
Последние годы своей жизни Клара Цеткин провела под Москвой — в Архангельском санатории. Старость и болезнь подкосили ее. Но, несмотря на это, она приложила все свои силы для борьбы за дело рабочего класса всех стран, за международную пролетарскую солидарность и за социализм. Ее неукротимая воля восставала против всякой бездеятельности, вызванной болезнью и возрастом. Неиссякаемая энергия ее разума и пламенного сердца позволила Кларе Цеткин до последнего часа жизни участвовать в великом деле освободительной борьбы трудящихся масс.
За день до смерти — 19 июня она начала диктовать статью, в которой страстно выступала за создание единого фронта против фашизма и войны. Клара Цеткин не любила пользоваться помощью других людей. Она сама тщательно писала свои статьи, несмотря на почти угасшее зрение. Бывали случаи, когда чернила в ручке кончались, и она сухим пером продолжала писать страницу за страницей. Будучи вынуждена диктовать свои мысли, она из-за прерывающегося дыхания должна была часто прекращать работу.

"Международный" женский день 8 Марта

История празднования международного женского дня в нашей стране связана в первую очередь с именем Клары Цеткин. Клара Цеткин была не только ярой коммунисткой-социалисткой, но и такой же ярой феминисткой и активно отстаивала права женщин, и именно ее огромная заслуга в том, что такой праздник как 8 марта существует. Хотя в начале его создания он имел громадный политический окрас. Возник этот праздник как день борьбы за права женщин.

Клара Цеткин (урожденная Эйснер) родилась в 1857 году в саксонском городке Видерау в семье учителя. Родители гордились талантливой дочерью. Юную Клархен приняли на бесплатное обучение в знаменитую Лейпцигскую женскую гимназию Августы Шмидт. В своем заведении фрау Августа готовила будущую элиту Германии. На выпускном вечере, вручая 18 летней Кларе диплом, директриса сказала: «Наша гимназия будет гордиться тем, что здесь училась Клара Эйснер — восходящая звезда немецкой педагогики!» Но ее ожидания не оправдались. Клара Эйснер действительно стала звездой, но совсем в другом созвездии и при совершенно других обстоятельствах.

Спустя месяц после выпускного вечера в гимназии восходящая звезда немецкой педагогики стала посещать тайные собрания социал-демократов. Во время одного из таких полулегальных собраний товарищ Клара Эйснер выпрыгнула из окна, спасаясь от ареста, после чего оставаться в Германии ей было опасно. Клара эмигрировала в Париж, где познакомилась с русским революционером Осипои Цеткиным, который тоже был выслан из Германии. Там у них родилoсь двое детей, Максим и Костя. Осип и Клара были вынуждены жить в нищете, так как отец семейства упорно отказывался сотрудничать с так называемой буржуазной прессой, предпочитая печатать свои работы за гроши в левых изданиях. Клара была вынуждена упорно работать, чтобы хоть как-то прокормить детей и Осипа, к тому времени заболевшего туберкулезом. Это подорвало ее здоровье. Когда он умер, ей было 32 года, но выглядела она не меньше, чем на 50. Врачи поставили диагноз: нервное истощение.

Подъем рабочего движения в Германии и выход социалистической партии из подполья дали Кларе Цеткин возможность вернуться на родину. В 1892 году она переехала в Штутгарт, где стала редактором газеты «Gleichheit» (Равенство). Более 25 лет она руководила этой газетой, затем последовала «Лейпцигская народная газета». Она написала для различных социалистических изданий 952 статьи. Франц Меринг, видный левый немецкий социал-демократ, сказал: «Клара Цеткин и Роза Люксембург — единственные мужчины в нашей хлипкой партии». Товарищи по партии прозвали ее Дикая Клара, а ее боевую подругу Красная Роза.


Клара Цеткин (слева) и Роза Люксембург (справа)

Ее личная жизнь была бурной, но не слишком счастливой. В 41 Клара Цеткин вышла замуж за художника Фридриха Цунделя, который был моложе ее на 18 лет. Брак продлился 16 лет, еще полтора десятилетия Дикая Клара, не давала мужу официального развода.

Умерла Клара Цеткин 19 июля 1933 г. в Москве. Похоронена у Кремлевской стены. В бывшей ГДР была учреждена медаль имени Клары Цеткин, ее портрет был изображен на банкноте в 10 марок.

История возникновения праздника

Все началось в начале весны 1857 года. 8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли «маршем пустых кастрюль» по Манхэттену. Они требовали равную с мужчинами заработную плату, сокращения рабочего дня (10-часовой рабочий день) и улучшения условий труда. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. С тех пор в Америке и Западной Европе началось широкое общественное феминистическое движение за предоставление женщинам таких же равных прав, как и мужчинам.


Прошло более 50 лет, и в последнее воскресенье февраля 1908 года более 15 000 женщин вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.

В следующем, 1909 году, Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин.

В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский день уже по всей стране. Именно в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую международную конференцию женщин-социалисток, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран. Там они встретились с Кларой Цеткин и Розой Люксембург — бескомпромиссными борцами против удела немецких женщин, ограниченного тремя К — Kuche, Kinder, Kirche (кухня, киндер (дети) и кирха (церковь)). Кроме равных производственных прав с мужчинами и равную с мужчинами заработную плату, женщины добивались права избирать и занимать руководящие посты.

Вдохновленная действиями «американских социалистических сестер», Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Это прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Конференция горячо поддержалa это предложение, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена. Впервые Международный женский день был проведен 19 марта 1911 году в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин. В 1912 году этот день женщины отметили не 19 марта, а 12 мая. И лишь с 1914 года этот день стали отмечать 8 марта. Он пришелся на воскресенье. С тех пор эта дата закрепилась и стала традиционной.

В России этот день женщины отмечают ежегодно с 1913 года. Так как Россия жила тогда, в отличие от всей Европы, по юлианскому календарю, то Международный женский день у нас в стране отмечался не 8 марта, а 23 февраля. (Это надо же такому случиться, что День Советской aрмии и Военно-морского флота совпал с 8 марта!)

23 февраля 1917 года женщины Петрограда вышли на улицы города с лозунгами «Хлеба и мира».


Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24—25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забастовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. Таким образом, именно Международный женский день 1917 года явился одним из спусковых крючков, приведшим к Февральской революции, в результате которой в России была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петросовета. 2(15) марта Николай II отрекся от престола , временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. А 8 марта 1917 г. исполком Петросовета постановил арестовать царя и его семью, конфисковать имущество и лишить гражданских прав.

Международный Женский День 8 марта был популярен в мире в 1910—1920-е годы, но потом его популярность сошла на нет. Сегодня на Западе такого праздника нет, а вместо 8-го марта там активно отмечают другой женский день — День матери.

С первых лет Советской власти 8 марта был государственным праздником, но обычным рабочим днем. Только в 1965 году его объявили выходным и нерабочим. В 1977 г. ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить 8 марта днем борьбы за женские права. Этот день объявлен выходным в некоторых республиках бывшего СССР, а также в Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там это праздник конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. Список весьма впечатляющий и, самое главное, весьма характерный. В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии — и вовсе как День памяти павших. Постепенно Международный женский день потерял свою политическую окраску, став «днём всех женщин».

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Туркмении и Азербайджана. В Эстонии, Латвии, Литве, Грузии и Армении Международный женский день официально отменен. В Узбекистане его празднуют как День матери. В Армении 7 апреля отмечают новый праздник Материнства и Красоты.

Православная церковь и 8 марта

В Русской православной церкви считают празднование Международного женского дня 8 марта «неуместным». По мнению диакона Андрея Кураева, праздник 8 марта был задуман не как день прославления женщин вообще, но женщин с определенными качествами: «8 марта — не день женщины, а праздник определенного типа женщин, день женщины-революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось».

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Традиция празднования 8 Марта вошла в наш быт, но православные люди не забывают и не забудут о том, что она связана с революционными движениями, которые принесли много страданий людям».

Христианам нет необходимости пользоваться этим днём, чтобы воздать должное женщинам. Все христиане говорят о великом назначении женщин не только в праздничные дни, посвященные Божией Матери, избранной для великого дела спасения человечества. По православной традиции женщин принято поздравлять в Неделю жен-мироносиц (2-е воскресенье после Пасхи), которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его воскресении из мертвых. Задумаемся о том, какой разный идеал женщины: эмансипированная мужеподобная революционерка vs. заботливая и чуткая жена-христианка.

Жертвенная любовь к жене, матери, сестре обязывает нас заботиться о них, защищать, радовать их своей любовью и вниманием. Создание семьи - это не только знакомство, ухаживание и свадьба, но и каждодневное служение в любви. А для того, чтобы будни семейной жизни наполнить радостью, необходимы знаки внимания. Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам, и не только на 8 марта.

Одна из самых известных деятельниц немецкого и международного социалистического и женского движения Клара Цеткин вошла в историю 20-го века не только как активная коммунистка, но и как женщина-реформатор, сыгравшая немаловажную роль в становлении европейского движения за права женщин. В советское время главной заслугой Цеткин считалось учреждение по ее предложению Международного женского дня.

Клара Цеткин, в девичестве Айснер, родилась в 1857 году в небольшом саксонском городке Видерау в семье сельского учителя. Уже в юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и цепкой памятью: в 9 лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 - на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля.

Еще будучи студенткой Лейпцигской педагогической гимназии, - престижном учебном заведении, куда Клару приняли на бесплатное обучение, она стала посещать тайные собрания социал-демократов, а в 1878 году вступила в ряды Социалистической рабочей партии, позже переименованной в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В это же время она познакомилась со своим будущим спутником жизни - русским революционером-эмигрантом Осипом Цеткиным, вместе с которым вскоре была вынуждена уехать в Цюрих, спасаясь от усилившихся в Германии гонений на социалистов.

В 1882 году Цеткины переселились в Париж, где Осип и Клара продолжили заниматься партийной деятельностью. На жизнь они зарабатывали переводами и публикациями в социал-демократических газетах, хотя плата была мизерной. На момент смерти Осипа, умершего в 1889 году от туберкулеза, у них с Кларой было двое сыновей. Несмотря на то, что Клара уже на протяжении многих лет подписывалась фамилией Цеткин, в официальный брак с Осипом она так и не вступила.

Живя во Франции, Клара Цеткин активно участвовала в подготовке и работе Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже в 1889 году, где выступила с речью о роли женщин в революционной борьбе. А после того, как в Германии перестали преследовать социал-демократов, Клара вернулась на родину, где с 1892 года в Штутгарте стала издавать газету СДПГ для женщин "Равенство".

В 1907 году Клара Цеткин возглавила созданное при СДПГ женское отделение, где вместе с Розой Люксембург выступала за равные права женщин. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня, позже приуроченного к годовщине демонстрации работниц нью-йоркских предприятий текстильной промышленности 8 марта 1857 года.

Цитата:

Самый первый официальный праздник в поддержку прав женщины был проведен в 1909 году 28 февраля в Соединенных Штатах благодаря соответствующей декларации провозглашенной Социалистической партией Америки. Годом ранее Социал-демократическая организация Нью-Йорка провела митинг в защиту прав женщин, в этот день более 15000 женщин прошлись маршем через весь город, требуя более короткого рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами, в том числе женщины требовали право голосовать. Этот митинг был проведен 8 марта 1908 года, в честь марша протеста работниц текстильных фабрик Нью-Йорка, проведенный 8 марта 1857 года.

В 1917 году за пропаганду против Первой мировой войны руководство СДПГ отстранило Цеткин от работы в редакции газеты "Равенство". В том же году она приняла участие в основании Независимой социал-демократической партии (НСДПГ), а после создания в декабре 1918 года Компартии Германии (КПГ) активно выступала за вступление рабочих-членов НСДПГ в ее ряды.

С 1920 по 1933 годы Цеткин постоянно избиралась депутатом рейхстага от Коммунистической партии, параллельно возглавляя Международный женский секретариат Коминтерна. В 1920 году в возрасте 63 лет Клара Цеткин впервые поехала в Советский союз, где познакомилась с Лениным и Крупской. В последующие годы Цеткин часто приезжала в Москву для участия в конгрессах Коминтерна. С Лениным и Крупской ее связывали дружеские отношения.

В июле 1932 года, когда в результате досрочных выборов в рейхстаг национал-социалисты получили большинство в парламенте Германии, Клара Цеткин находилась в Москве. Как старейший депутат рейхстага, она имела право открыть первую сессию нового созыва и, несмотря на плохое самочувствие, поехала в Берлин, где произнесла пламенную речь об опасности нацизма и призвала к созданию единого антифашистского фронта. После того, как левые партии в Германии были запрещены, Цеткин отправилась в свое последнее изгнание, на этот раз - в Советский Союз.

Умерла Клара Цеткин 20 июня 1933 года в подмосковном Архангельском в возрасте 76 лет. В похоронной церемонии немецкой революционерки приняли участие 600 тысяч человек. Прах Цеткин был помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.

8 марта, как Международный женский день, правительство Ленина начало отмечать с первого года своего существования. Праздник носил ярко выраженную политическую окраску и воспринимался властями, да и населением, как день международной солидарности женщин всего мира. Ни о каких привычных нам цветах и подарках речь не шла. Трудно сказать, когда мужчины в СССР стали массово дарить своим подругам, женам, матерям букеты на 8 Марта, но произошло это уже после Великой Отечественной войны и смерти Сталина.

Лишь в 8 марта 1965 года был объявлен праздничным выходным днем по решению Коммунистической партии СССР в честь выдающихся заслуг Советских женщин в деле строительства коммунизма, в честь героических подвигов Советских женщин в период Великой Отечественной Войны, а так же за неоценимый вклад всех женщин страны в деле укрепления дружбы между народами и борьбы за мир во всем мире. Как видим, формулировка носила совсем не женственный мотив.

Этот день объявлен праздником в республиках бывшего СССР, а также в: Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там праздник не «международных», а конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде.

После слияния двух Германий восточные немцы уже позабыли этот праздник, а западные о нем и не слышали. В Польше и Болгарии еще помнят традицию вручать женщинам 8 марта цветы, но этот день – рабочий. В странах Балтии его активно отмечают только русскоговорящие общины. В Италии 8 марта никогда не был официальным праздником и является обычным рабочим днем, но итальянки полюбили 8 марта собираться женскими компаниями, без мужчин, и поздравлять себя сами. Причем многие бары с мужским стриптизом в этот день разрешают женщинам бесплатно любоваться шоу…

В некоторых странах 8 марта отмечают совсем другие праздники. Например, в Сирии – это День революции, в Замбии – День молодежи, в Брунее – День султана, а в Турции – День рождения Пророка.