» » Речевая импровизация. Импровизация об импровизации

Речевая импровизация. Импровизация об импровизации
Глава 4 Словесная импровизация
4.1. О словесной импровизации
Слушая выступление опытного оратора , часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов. Кажется, что оратор настолько хорошо подготовлен, что ничто не сможет нарушить плавное течение его речи.
Иногда становится завидно и страстно хочется научиться так же
легко жонглировать словами!
Итак, мы переходим к теме словесной импровизации!
Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Если вас попросили рассказать о пингвинах, вы поддерживаете разговор о пингвинах. Зашла речь о

86
потолку, пытаясь поймать ускользнувшую мысль, на его лице появляется изви- няющееся выражение - «как же я мог потерять мысль!» -рот судорожно приоткрывается, выдавая бессмысленное «э-э-э», «ну», «вот» и другие звуки,
призванные заполнить тягостное молчание. Слушатели начинают ерзать на стульях: им, как и оратору, становится неловко.
Скорее всего, через некоторое время мысль будет поймана, и речь,
выбравшись из судорожной агонии, продолжится. Но в памяти слушателей этот момент растерянности, незнания, что сказать, останется, и на презентацию они будут смотреть сквозь призму тягостных пауз-зависаний.
СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ УБРАТЬ ПАУЗЫ-
ЗАВИСАНИЯ (СДЕЛАТЬ РЕЧЬ НЕПРЕРЫВНОЙ, ЛЕГКОЙ, ПЛАВНОЙ)
Свобода от дословного повторения текста
Одна из стратегий подготовки к выступлению - выучить текст наизусть и,
выйдя перед публикой, прочитать или пересказать его дословно. Многие, не обладая навыком уверенной словесной импровизации, именно так и делают:
зазубривают текст наизусть!
Только умея непринужденно облекать мысли в слова, можно оторваться от бумажки или заученного текста.
Имея такой навык, достаточно помнить ключевые тезисы и основные примеры, которые вы хотите донести до слушателей. Остальной текст, который будет натянут на этот скелет презентации, вы сможете легко сочинять по ходу выступления, ибо владеете навыком словесной импровизации.
СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ЛЕГКО ВЫСТУПАТЬ,
ДЕРЖА В ПАМЯТИ ЛИШЬ СКЕЛЕТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЗ 20-30
КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, ИЗБАВЛЯЯ ОТ ЗАУЧИВАНИЯ ТЕКСТА НАИЗУСТЬ
РАБСКУЮ ЗАВИСИМОСЬ ОТ НАПЕЧАТАННОГО ТЕКСТА ЛУЧШЕ
ЗАМЕНИТЬ СВОБОДОЙ, КОТОРУЮ ДАЕТ НАВЫК СЛОВЕСНОЙ
ИМПРОВИЗАЦИИ

87
НА ВЫСОКОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ НЕВОЗМОЖНО РАБОТАТЬ «ПО
БУМАЖКЕ». НЕОБХОДИМ ДАР ИМПРОВИЗАТОРА!
Работа на высокой энергетике
Невозможно, работая «по бумажке» или по заранее заготовленному сценарию, воодушевить аудиторию, увлечь ее.
Кроме высокой энергетики для вдохновляющего выступления оратору необходим дар импровизатора , умение мгновенно находить нужные слова,
которые, сливаясь в единое целое с жестами, мимикой, движениями, голосом,
вдохновят людей, подтолкнут к действию.
Если же навыка словесной импровизации у вас нет, можете забыть о вдохновляющих, мотивирующих речах, о том, чтобы работать на энергетике больше 17-18 баллов.
СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫСТУПАТЬ НА
ВЫСОКОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ!
Легкость в ответах на вопросы
Вопросы - это всегда неожиданность. Если у вас нет навыка импровизации, то вопросы становятся тяжелым испытанием. Часто появляется страх: «Вдруг меня спросят о чем-то, а я не смогу быстро найтись и ответить и буду нелепо выглядеть в глазах слушателей?»
Если же вы умеете импровизировать, любой вопрос будет вам нипочем.
Отвечая, начинайте с небольшой импровизации на тему вопроса: эти несколько секунд дадут вам возможность обдумать ею и плавно перейти к ответу.
Слушателям будет казаться, что вы отвечаете моментально, что вы тот оратор,
который подготовлен к любому вопросу.
СЛОВЕСНАЯ
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ПОЗВОЛЯЕТ «ЛЕГАЛЬНО»
ЗАПОЛНИТЬ ПАУЗУ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ ОТВЕТА

88
Мы склонны верить всему сказанному, в особенности когда это сказано красиво. (Ачатоль Франс)
Снятие страха выступлений
- Вы хотите мне что-то сказать? -Да нет... ну что вы...
- Настоящему мужчине всегда есть что сказать.
ИЗ
фильма «Человек с бульвара Капуцинов»
Страх публичных выступлений часто связан с негативными мыслями: «А
вдруг я забуду, что говорить, и собьюсь? А вдруг мне зададут вопрос, на который я не найду что ответить? А вдруг...?» И этот страх мешает выступать!
А словесная импровизация придает уверенности!
«Я как оратор всегда найду нужные слова, с легкостью отвечу на любой
вопрос, справлюсь с любым сбоем в выступлении!»
НАВЫК СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ СНИМАЕТ СТРАХ
ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ!
******
СТРАХ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПРОЩЕ
СНЯТЬ
ЧЕРЕЗ
ВЛАДЕНИЕ
СЛОВЕСНОЙ
ИМПРОВИЗАЦИЕЙ
,
А НЕ ЧЕРЕЗ ЗАЗУБРИВАНИЕ ТЕКСТА НАИЗУСТЬ
Дать аудитории передышку
Вы увлеченно выступаете и вдруг замечаете, что глаза у ваших слушателей квадратные и стеклянные - люди уста- ли, их внимание уже не сосредоточено на вашей речи. Вы понимаете, что выступление под угрозой и,
если продолжать его строго по плану, слушатели ничего не усвоят.
Опытные ораторы в такие моменты делают отступления от темы. Они рассказывают истории из своей жизни или приводят интересные примеры, как-то связанные с тематикой выступления, - в общем, импровизируют, давая слушателям возможность передохнуть и подготовиться к приему новой порции информации.

89
СЛОВЕСНАЯ
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ПОЗВОЛЯЕТ
ВЗБОДРИТЬ
АУДИТОРИЮ, ДАЕТ ЕЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДОХНУТЬ
******
Если по лицам СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО ИМ НУЖНА
ПЕРЕДЫШКА. – ПОДКЛЮЧАЙТЕ
СВОЙ
НАВЫК
СЛОВЕСНОЙ
ИМПРОВИЗАЦИИ
Имидж интересного собеседника, души компании
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
Сученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Если в деловой обстановке еще можно худо-бедно обойтись без навыка импровизации, то неформальное общение без импровизации просто невозможно.
Пригласив девушку в кафе, важно угощать ее не только пирожными, но и вкусными, интересными рассказами.
Во время вечеринки полезно уметь приправить застолье легким, ни к чему не обязывающим разговором.
Во многих ситуациях умение импровизировать, на лету создавая легкую паутину слов, просто необходимо.
СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ - ОСНОВА СВЕТСКОЙ БЕСЕДЫ!

90
Можно еще долго петь дифирамбы словесной импровизации - навык этот действительно один из основных для оратора. Но хотим сразу же предостеречь:
если использовать словесную импровизацию как основной инструмент, а не как вспомогательный, выручающий в некоторых ситуациях, можно легко скатиться в то самое пустословие и словесную пургу, о которых мы уже упоминали.
Поэтому готовимся, готовимся и еще раз готовимся к выступлению!
Детально прорабатываем тезисы, аргументацию, план, структуру. Ну а если уж что непредвиденное -то «наш бронепоезд всегда на запасном пути» - словесная импровизация всегда выручит!
Если речь -одежда мысли, го красноречие -ее элегантный наряд. (Скилеф)
******
Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую
импровизированную речь. (Марк Твен)
******
Импровизировать может лишь тот, кто знает роль назубок. (Джуди Фостер)
4.2. Приемы словесной импровизации
Как научиться импровизировать на любую тему? Какие приемы помогут развить этот навык?
ПРИЕМ 1
Ассоциации
Прием заключается в том, что вы используете любую ассоциацию,
связанную с темой выступления, которая приходит вам в голову
Понятно, что нужно подбирать не любые , а наиболее близкие к теме и
интересные ассоциации.
Если возникла заминка и вы затрудняетесь сказать что-то по основной теме, переходите в своей речи на любую пришедшую в голову ассоциацию и некоторое время развивайте ее.

91
Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середка -основная тема,
лепестки - ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью...
В результате вы не только раскроете центральную тему, но и затронете связанные с ней вопросы. Построенное таким образом выступление получается иногда даже более интересным и полезным для слушателей, чем если бы вы раскрыли только основную тему.

Например, маленький ребенок вас о чем-то спрашивает. А вы ему
сухо отвечаете только по делу, точно на заданный вопрос. Насколько ребенок
получит то, что хотел бы получить? Если же вы, отвечая, затронете несколько
близких тем, связанных с вопросом, то шансов, что вы дадите ребенку нужную,
понятную для него и запоминающуюся информацию, гораздо больше.
Аудитория в чем-то тот же ребенок и часто нуждается не в точной,
конкретной информации, а в дополнительных сведениях, связанных с основной темой. Если оратор включает в свое выступление эти, казалось бы, не всегда имеющие отношение к делу ассоциативные отступления, то за счет более широкого охвата темы он зачастую дает больше нужной и полезной для слушателей информации.
АССОЦИАЦИИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО,
ЧТОБЫ «ПРОДЕРЖАТЬСЯ НА ПЛАВУ», НО И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БОЛЕЕ
ШИРОКО И ОБЪЕМНО РАСКРЫТЬ ОСНОВНУЮ ТЕМУ
Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого. (Ппчний Младший)
******
Краткость речи не должна лишать ее изящества, иначе речь будет груба.
(Квинтиппиан)

92
Разберем пример:
Пусть нам нужно поимпровизировать на такую тему, как «погода». Как сходу создать текст на 2-3 минуты?
Погода...
Например, появляется ассоциация «прогноз погоды», и начинаем.

«Погоду в последнее время стали предугадывать достаточно точно.
Если еще лет 20 назад ходило огромное количество шуток о том, что нельзя
верить синоптикам, то сейчас их прогнозам уже можно доверять. Начали даже
предсказывать погоду с точностью до 20-30 минут...»
Поговорили... Задаемся вопросом, а какие еще есть ассоциации, связанные с погодой? И, предположим, вспоминаем про «глобальное потепление».

«Кстати, климат сейчас становится мягче. Зима уже совсем не та,
что 15-20 лет назад. Реально чувствуется, как потепление из года в год
наступает. Теперь уже приходится гадать, снег или дождь будет на Новый год-
.
Что еще, связанное с погодой, всплывает в памяти? Пусть «погода - традиционная тема для начала беседы».

«Вот мы сейчас болтаем о погоде, может быть, даже не потому,
что нам она интересна, а просто потому, что так принято. По статистике,
более половины разговоров, особенно среди только что познакомившихся людей,
начинаются с обсуждения погоды.
На всякий случай комментарии:
Желательно, чтобы ассоциации были как можно ближе к центральной теме. Если они будут слишком оторванными от предыдущей темы, то это будет резать слух.

93
Но, кроме того, нужно, чтобы они были не слишком примитивными и очевидными, иначе слушателям будет просто скучно. Чем оригинальнее ассоциа- ции, тем интереснее слушать.
По статистике, в России на слово -поэт» самая частая ассоциация -
«Пушкин». На слова «цвет + инструмент» -«красный молоток»
ПРИЕМ 2
Вопросы
Вернемся опять к нашей ситуации: вот мы говорим-говорим - и вдруг потеряли мысль или срочно нуждаемся в паузе, чтобы обдумать, что говорить дальше. Один из самых простых способов взять эту паузу - задать аудитории риторический вопрос.

И пока задаем вопрос, пока держим паузу после вопроса, пока
слышим односложные, короткие ответы от слушателей - у нас более чем
достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.
Вопросы также позволяют активизировать внимание слушателей,
наладить контакт, получить обратную связь, в том числе и информацию об интересных направлениях в выступлении. Подробнее о возможностях использования вопросов рассказано в главе 8.2. «Цепляющие вопросы».
Важно, что это именно риторические или полуриторические вопросы, т. е.
не требующие ответа или требующие очень короткого и легко предсказуемого ответа. Иначе есть шанс заполучить второго оратора, который, услышав ваш вопрос, с радостью начнет на него отвечать, перехватывая у вас инициативу.

Так как мы сейчас рассматриваем не жанр дискуссии или
совместного обсуждения, а скорее жанр выступления-монолога , в котором
вопросы играют роль инструмента для взятия «легальных- пауз, то вопросы
стоит задавать по возможности закрытые.

94
Пусть нам нужно пообщаться на ту же тему погоды. Какие вопросы можно включить в свою импровизацию на эту тему?
«…?»
«…?»
«…?»
Придумайте свои варианты, а мы в качестве примера приведем переработанные фразы из приема «Ассоциации» с вкраплением в них вопросов, в том числе и утверждений, подразумевающих в себе вопрос.
· «Не знаю, как вы относитесь к прогнозам погоды. Верите в них или
не очень? Но по моим наблюдениям, погоду в последнее время стали
прогнозировать достаточно точно. Наверняка вы помните, сколько
шуток о том, что нельзя верить синоптикам, ходило еще 20 лет
назад? Сейчас их прогнозам уже можно доверять. Например, знаете,
с какой точностью делают прогнозы погоды в Японии? Иногда с
точностью до 20-30 минут!»
· «Кстати, замечаете, что климат сейчас становится мягче? Зима
уже совсем не та, что 15-20 лет назад? Реально чувствуется, как
потепление наступает из года в год. Может быть, даже вам уже
приходилось гадать, будет ли вообще снег на Новый год?»
· «Любопытно, вот мы сейчас болтаем о погоде, потому что эта
тема нам интересна или просто потому, что так принято? Знаете,
сколько разговоров, по статистике, начинаются с разговора о
погоде? Более половины, особенно если вы только что
познакомились".
Эти примеры показывают, что в любой текст можно при желании добавить вопросы. И почти любое утвердительное предложение можно или переработать так, чтобы оно звучало как риторический вопрос, или дополнить во- просом.

95

Если же вопросы в голову не приходят, можно вначале мысленно
сформулировать то, что вы хотите сказать, в утвердительной форме, а потом
просто переработать эти утверждения в вопросы.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС ДАЬ Г НАМ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ,
ЧТОБЫ РЕШИТЬ, О ЧЕМ ЖЕ ГОВОРИТЬ ДАЛЬШЕ
Публика, если вы ей только позволите, сыграет за вас половину роли.
(Кэтрин Хепберн)
Товарищи и братья по шахматам! Предмет моей лекции -«Плодотворная дебютная идея». Что такое, братья, дебют? И что такое, товарищи, идея? Что такое? Дебют, братья, -это квазиуно-фантазия! Ну это всем понятно! А что такое,
товарищи, идея? Идея, товарищи, -это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму! (Из знаменитой речи Остапа Бэндера)
ПРИЕМ 3
Переходы по последнему слову
Иногда бывает так, что ни ассоциации, ни вопросы в голову не лезут. Ну никак! А говорить что-то нужно.
В этом случае выручает прием «Переход по последнему слову». Суть приема в том, что вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.
Например, если импровизировать на ту же тему погоды, то это может звучать так:
Погода...
Что говорить - не знаем. Но сочиним примитивное предложение.

«Погода бывает хорошей и плохой». Цепляемся к последнему слову:
«Плохая погода в обычном понимании этого слова - это снег, дождь,
слякоть, холод».
Зависли... Берем слово «холод» и начинаем играть с ним:

96
«Холод - вещь относительная. У африканцев совсем иное понимание
холода, чем у эскимосов».
А в голове по-прежнему ни ассоциаций, ни вопросов. Раз так, беремся за эскимосов!

«Кстати, в словаре эскимосов есть около 200 слов, обозначающих
разные виды и состояния снега».
В совсем утрированном варианте это хорошо было показано на одной из игр КВН.
«Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня в клубе веселых и находчивых
большой праздник. Праздник , который вотуме много лет приходит в каждый
дом, в каждую семью. Семью , которая каждым вечером собирается у экранов
своих телевизоров. Телевизоров , которые с неких пор являются символом.
Символом , если хотите... Хотите , но все же традиционно в своих рамках...
Рамках , которые задаются этой игрой... Игрой , имя которой - КВН... КВН,
который уже стал притчей во языцех... Языках , которые... Языцех, которые...
Команды, на сцену!»
Сейчас может показаться, что этот прием уж чересчур грубый и бросающийся в глаза. Но на самом деле, если использовать его аккуратно, для отходов всего на 1-2 слова, он проходит совершенно незаметно.

Прислушайтесь к тому, как говорят наши политики и телеведущие.
Вы заметите, что это один из их излюбленных приемов.
Следующая глава книги посвящена описанию упражнений на развитие навыка словесной импровизации. А еще через главу вы найдете описание нескольких дополнительных приемов, позволяющих легко импровизировать,
находясь на сцене.
Прием – «по последнему слову» - спасательный круг для
импровизирующего оратора

97
Используйте прием "по последнему слову» для отходов всего на 1-2 слова,
и он будет проходить совершенно незаметно
По одному
И
тому же вопросу каждому здравомыслящему человеку
приходят в голову примерно одни и те же соображения, и лишь та форма, в
которую они облечены, вызывает внимание и восхищение слушателей. (Филипп
Дормор Ствихоп Чостерфипд)
Подведем итоги этой главы
Словесная импровизация помогает:
снять паузы зависания;
не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30
ключевых слов;
выступать на высокой энергетике;
легко отвечать на вопросы;
уменьшить страх публичных выступлений;
взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости;
легко поддерживать светскую беседу.
Основные приемы словесной импровизации

98
В завершение хочется порадовать вас веселой историей (похоже, что реальной!), взятой с сайта www.anekdot.ru.
История про виртуозное владение своим состоянием и навыком словесной импровизации.
Словесной импровизации посвящается
1977 год. Расцвет застоя и культа безличности. Выпускной класс,
выпускные экзамены. История. Стол с красной скатертью. На столе - все, что
положено. За столом -учителя.
Конечно, мы готовились. Конечно, на самые последние вопросы времени
не хватило (весна, май, 17 лет). Последние вопросы про «развитОй социализм».
Моему однокласснику, скромному, но обаятельнейшему и любимому
обеими половинами класса Игорю достался билет с одним из таких вопросов,
что-то типа «Коммунистическая Партия Советского Союза в борьбе за мир».
Игорь - парень толковый, развитой, но вся беда в том, что он не только не

99
доучил последние вопросы, но еще и не имел привычки читать передовицы газеты
«Правда». Более того, программа «Новости» не входила в число его любимых ТВ-
передач. Короче, приплыли. «Нет спасенья» (молитва «Острова доктора Моро»,
если не ошибаюсь).
Наши учителя в составе исторички с репутацией более чем свирепой и
нашей классной, добрейшей души женщины увлеченно беседуют друг с другом,
чуть ли не потира-ясь друг об друга носами.
Игорь ответил на предыдущий вопрос билета, остался только ЭТОТ.
Стоит он у доски, с безысходной тоской в глазах. Трояк в его планы не
вписывается. Сказать хоть что-то -ну что скажешь на тему ТАКОГО
вопроса!
Однако мой одноклассник не только развитой интеллектуал. Он еще и
боец! И вот он выдавливает из себя, точнее, из закоулков своего мозга:
- Коммунистическая Партия Советского Союза неустанно борется за
мир.
Пауза.
- Неустанно борется за мир Коммунистическая Партия Советского
Союза.
Пауза.
- За мир неустанно борется Коммунистическая I\артия Советского
Союза. (далее просто «КПСС» - авт.).
Учителя мило беседуют, краем уха отмечая, что из уст отвечающего
исходят «правильные» звуки, т. е. словосочетания.
Далее речь его уже не содержала пауз. И мы с восторгом слышим
следующее (здесь необходимо вчитаться, вслушаться в музыку этих фраз).
- Авангард всего советского народа, КПСС, находится в первых рядах
борцов за мир во всем мире.
- В первых рядах борцов за мир во всем мире находится КПСС.

100
- КПСС возглавляет борьбу за мир, ведомую всем прогрессивным
человечеством.
- Борьбу за мир, ведомую всем прогрессивным человечеством, возглавляет
авангард советского народа, КПСС.
- КПСС является не только авангардом советского народа, но и
передовым отрядом борцов за мир.
- КПСС является не только передовым отрядом борцов за мир, но и
авангардом советского народа.
И т. д. в том же духе, меняя лишь порядок слов в предложениях в течение
минут эдак 5-6.
И каких минут! Нет, он не бубнил под нос, не уподоблялся нынешнему
компьютерному синтезатору речи, монотонно воспроизводящему текст.
Напротив! Он изрекал ЭТО с выражением то радости, то скорби и печали.
Торжественный пафос сменялся на будничную интонацию, как бы отмечающую
само собой разумеющийся факт. Сухая официальная интонация в духе
тогдашних политических обозревателей вдруг перерождалась перерождалась в
легчайшую иронию. Это был незабываемый театр одного актера! Паганини,
играющий на одной струне, отдыхает!
Дамы за красным столом мило беседуют... Мы, позабыв, что у каждого
из нас свои проблемы в виде аналогичных билетов с вопросами, зачарованно
следим за фантасмагорическим зрелищем, боясь пошевельнуться. Потом Игорь
устал. Т. е. притомился слегка. Стал повторяться, сначала текстом, потом
интонациями. Потом, после полусекундного замешательства, заявил:
- В борьбу за дело мира большой вклад вносит ЛИЧНО (подчеркнуто
голосом) генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев".
ОБЕ учителки прерывают беседу, СИНХРОННО поворачиваются к нему
и ХОРОМ говорят: «Правильно!!!» Затем поворачиваются друг к другу и
продолжают свою беседу!

101
Класс медленно сползает под парты...
Я до сих пор с восхищением вспоминаю моих одноклассников, особенно
одноклассниц! Они не выдали Игоря! Они СПОЛЗАЛИ МОЛЧА. Не было ни
хиханек-хаханек, ни малейшего звука, не то чтобы напоминавшего смешок, -
вообще НИКАКОГО ЗВУКА.
Слегка озабоченный произведенным эффектом, Игорь не решился далее
развивать тему личности Леонида Ильича и, прокрутив пяток уже обкатанных
фраз, завершил свое повествование скромными словами:
- У меня все.
Хэппи энд! Довольны были все. Мои одноклассник - добытой оценкой,
учителя - гладко прошедшим экзаменом и интересной беседой, мы - ... пожалуй,
больше всех.
Привет всем участникам данного события!
Юрий, с. ш. 13,10-4.
Нет магии сильнее, чем магия слов.(Анатоль Франс)
*****
Кто пытается, тот может проиграть. Кто не пытается, тот уже проиграл.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. (Наполеон I)
*****
Красноречие -это живопись мысли. (Блез Паскаль)
4.3. Развитие навыка словесной импровизации (упражнения и игры)
В этой главе содержится подборка упражнений и игр на развитие навыка словесной импровизации. Почти все из них можно делать и в одиночку, но если есть возможное гь потренироваться в небольшой группе, то будет гораздо эффективнее. К тому же многие из этих упражнений можно легко использовать на вечеринках в качестве веселых развлекательных игр.

102
Упражнения рождают мастерство.(Тлимт Публий Корнелий)
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация на заданную тему
Открываете книгу на любой странице. Смотрите, с какою слова эта страница начинается. Берете это слово как тему выступления. И сразу, спонтанно начинаете раскрывать эту тему, вспоминая любые интересные факты, связанные с этой темой, которые приходят вам в голову.
Можно отходить чуть-чуть в сторону от темы, но не далее, чем на 1 шаг, а потом возвращаться обратно.
Задача - продержаться 2 минуты, причем без пауз-зависаний, на хорошей энергетике и, по возможности, с интересным и увлекательным содержанием.
Как показывает практика, на любую тему в нашей голове хранится
достаточно много любопытных фактов -нужно только вытащить их из
темных закоулков памяти на белый свет.
Это упражнение можно практиковать и в одиночку, но если есть партнер, то получится веселее, так как наличие слушателя всегда взбадривает. Плюс партнер всегда может дать хорошую обратную связь о вашем стиле выступления.
НА ЛЮБУЮ ТЬМУ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ ХРАНИТСЯ ДОСТАТОЧНО
МНОГО ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ - НУЖНО ТОЛЬКО ВЫТАЩИТЬ ИХ ИЗ
ТЕМНЫХ ЗАКОУЛКОВ ПАМЯТИ НА БЕЛЫЙ СВЕТ
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация «пинг-понг ассоциаций»
Здесь нужен партнер. Берете тему для импровизации, например, живопись.
Вы произносите первую пришедшую в голову ассоциацию и раскрываете ее в течение 30-40 секунд.
«Говоря о живописи, в первую очередь хочется рассказать о жанрах. Это...»

103
Потом замолкаете. Наступает ход вашего партнера. Он подхватывает тему,
произносит свою ассоциацию на начальную тему и тоже секунд 30-40
импровизирует.
«Продолжая тему живописи, хотелось бы напомнить о самых известных
художниках, картины которых знают во всем мире. Это...»
Потом снова ассоциация и речь на 30-40 секунд от партнера №1, затем от партнера №2 и т. д. В среднем от каждого игрока должно прозвучать по 4-5
ассоциаций. Потом меняете тему.
Эта игра хорошо тренирует умение находить ассоциации на заданную тему
(прием «ассоциации»).
Развитие речи ведет к развитию мышления (Скипеф)
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация в бесконечность
Опять случайным образом берете тему выступления. Начинаете" ее раскрывать.
Но на этот раз задачи возвращаться к теме нет. Вы можете спокойно уйти в любую другую тему, а потом в третью, а потом в четвертую... И так далее.
Получается непрерывный рассказ, уходящий в бесконечность.
В этой игре вполне нормально, если, начав с живописи, вы через некоторое
время придете к антивоенным манифестациям, а потом к особенностям
французской кухни.
Знаменитая речь Остапа Бендера началась с темы «Плодотворная дебютная
идея» , а завершилась темой «Первого межпланетного шахматного турнира»
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация со сменой темы (по последнему слову)
В этом упражнении тренируем навык импровизации по последнему слову.

104
Начинаете со случайной темы. Раскрываете ее. В неожиданный для вас момент партнер хлопает в ладоши или подает любой другой сигнал. Ваша задача - плавно изменить тему, начиная с того слова, на который пришелся хлопок.
Например, опять начинаем с живописи:
«Говоря о живописи, хотелось бы упомянуть самые известные картинные
галереи в России. Это, в первую очередь, Третьяковская галерея...»
Хлопок!
«...а Третьяковская галерея, как вы, наверное, знаете, была создана богатым
купцом...»
Хлопок!

«...купечество
на
Руси
всегда
славилось
своей
любовью
к
благотворительности. Возможно, таким образом они рассчитывали
искупить свои грехи, ведь зарабатывание денег...»
Хлопок!
«...тех самых денег, которые когда-то придумали, чтобы облегчить
товарообмен и которые сейчас являются символом...»
И этом примере хлопки были раз в 5-7 секунд. В реальном упражнении желательно хлопать чуть реже, примерно один раз в 20-30 секунд, давая оратору возможность хоть чуть.-чуть развить тему.
Задача оратора - сделать так, чтобы переход к новой теме был максимально плавным и незаметным. Для этого можно использовать вводные слова, избегая повторения того слова, которое становится новой темой.
Слово - самое сильное оружие человека. (Аристотель)
Говорят, что раз в год памятник Христофору Колумбу оживает. В один из
таких дней знаменитый фельетонист Арт Бухвальд взял у памятника шуточное
интервью.
-Чего бы вам больше всего хотелось?

105
-Купить ружье!
- А для чего?
- Пострелять голубей!
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация-интервью
Вы представляете, что вы - известный человек и журналисты задают вам вопросы. В этом упражнении потребуется помощь друзей, которые будут играть роль журналистов.
«Что такое любовь?»
«Сколько денег нужно для счастья?»
«Как вы относитесь к нашему президенту?»
Задавать можно любые вопросы, которые приходят в голову, желательно интересные.
Вы должны кратко за 30-40 секунд ответить на вопрос, импровизируя на его тему,
вспоминая интересные факты, связанные с сутью вопроса.
В следующих двух главах вы найдете еще ряд упражнений, которые развивают навык словесной импровизации.
4.4. Направляющие вопросы
Этот прием дает несколько десятков возможных направлений для дальнейшего развития словесной импровизации. Это своего рода подсказка о том, какие еще могут быть ассоциации на заданную тему. Прием взят из журналистики, где его используют для написания статей, находя с помощью вопросов новые варианты раскрытия темы.
Возьмите произвольную тему и подумайте, какие вопросы по ней можно задать.
Например, тема «живопись»:
Что такое живопись?
Когда появилась живопись?

106
Какие стили живописи бывают?
Что в живописи сейчас наиболее популярно?
Каковы перспективы развития живописи?
В чем польза от живописи для обычного человека?
Вот у вас уже есть 6 вопросов, которые можно использовать в дальнейшем, может быть, с легкой переработкой, для развития практически любой темы.
Например, для темы «яичница»:
Что такое яичница?
Когда появилась яичница?
Какие способы приготовления яичницы бывают?
Какой вид яичницы сейчас наиболее популярен?
Каковы перспективы развития яичницы?
В чем польза от яичницы для обычного человека?
Если вы загрузите в свою память 30-40-50 подобных вопросов, то они будут вас выручать в сложные моменты, когда потеряна мысль и нет понимания,
в каком же направлении может развиваться дальше ваша словесная импровизация.
Приведем здесь небольшой список подобных вопросов:
1.Что это такое?
2.Когда это появилось?
3.Какие способы приготовления этого бывают?
4.Какой вид этого наиболее популярен?
5.Какие перспективы развития у этого?
6.В чем польза от этого для обычного человека?
7.Чем это можно при желании заменить?
8.Как это используют?
9. Что использовали вместо этого некоторое время назад?
10. Каким это будет через некоторое время?

107 11. Какие негативные побочные эффекты могут быть от этого?
12. Самый известный пример этого?
13. Какова стоимость этого на современном рынке? От каких параметров зависит стоимость?
14. Какие проблемы это позволяет решить?
15. Кто чаще всего этим пользуется?
16. Какое отношение к этому принято в обществе?
17. Как этим правильно пользоваться?
18. Из каких частей это СОСТОИТ?
При желании вы можете легко дополнить этот список своими вопросами.
Чтобы лучше прочувствовать, как эти вопросы позволяют вытаскивать из головы различные интересные факты, давайте попробуем развить такую тему,
как «гитара».
1. «Гитара - это струнный музыкальный инструмент, который...»
2. «Первые гитары, похоже, появились в XVI-XVII веке (они пришли на замену лютне)...»
4. «Сейчас наиболее популярна шестиструнная гитара. Популярность обусловлена, скорее всего, тем, что...»
13. «Хорошая гитара может стоить от... до... рублей. Цена зависит от таких параметров, как...»
18. «Гитара состоит из полого корпуса, грифа и, как правило, 6 струн...»
Освоить эти вопросы проще всего в игровой форме. Для этого сделайте колоду карт , где на каждой карте будет записан один вопрос.
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?-робко начала Алиса.
- А куда ты хочешь попасть? -ответил Кот.
- Мне все равно... -сказала Алиса.
-Тогда все равно, куда и идти. -заметил Кот. Л. Кэрролл

108
ЗНАЯ 30-40-50
ПОДОБНЫХ ВОПРОСОВ
,
ВЫ ВСЕГДА НАЙДЕТЕ НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ВАШЕЙ СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
******
Устаревают не только ответы, но и вопросы. (Эрнест Хемингуэи)
УПРАЖНЕНИЕ: Бесконечная беседа на троих (двоих, четверых...)
Берете произвольную тему. Кто-то первый вытаскивает Карту и импровизирует,
отвечая на вопрос, написанный На карте. Через некоторое время он останавливается. Теперь второй игрок вытаскивает новую карту, подыскивает в речи первого игрока наиболее подходящее слово, 01 галкиваясь от которого можно начать развивать новую тему. И так далее по кругу.
Например, решили начать со слова «пиво» и первая карга - «Когда это появилось?»
Игрок №1: «Первое упоминание о пиве можно найти еще в
древневавилонской истории. В частности, есть упоминания, что нерадивых
пивоваров, разбавлявших пиво водой, топили в этих же самых бочках.. .»
Игрок №2 вытаскивает карту «Самый известный пример этого» и думает, к какой теме прицепить этот вопрос. К теме «пиво», «древневавилонская история»,
«наказания», «нерадивые пивовары», «бочки»...
Игрок №2: «Раз уж речь зашла о древневавилонской истории, то хочется
напомнить самую известную притчу из тех времен о строительстве
вавилонской башни...»
И так далее по кругу.
Держите нить разговора, но время от времени слегка отпускайте ее. (Ричард
Армур)

109
УПРАЖНЕНИЕ: Интервью с вопросами из колоды
Игрок №1 играет роль известного человека, отвечающего на вопросы журналистов. Он тренирует свой навык словесной импровизации, отвечая на неожиданные вопросы.
Игрок №2 играет роль журналиста. Он случайным образом вытаскивает карту с вопросом из колоды и пытается встроить вопрос в интервью. Вопрос может относиться к любому слову, которое прозвучало в предыдущем ответе игрока №1.
Для «журналиста» это тоже творческая задачка: грамотно подобрать слово, от которого удобно оттолкнуться и так переформулировать вопрос, чтобы он звучал естественно.
Интервью -одна из форм художественного творчества. Тут не обойтись без фантазии и композиционного мастерства. (Шргарет Атвуд)
4.5. Импровизация по маршруту
Разберем еще один вариант импровизации - импровизация по маршруту.
Суть такой импровизации в том, что вы берете любые 3-4 слова и произносите речь, в которой плавно перетекаете из одной темы в другую, но очереди раскрывая их.
Где этот навык может пригодиться?
Вы пришли на вечеринку, где идет разговор, абсолютно вам неинтересный.
Вы хотите перевести разговор на другую, более занимательную тему. Если у вас есть навык импровизации но маршруту, то вы сделаете это легко и незаметно.
Во время вашего выступления из зала звучит вопрос, уводящий в сторону от темы. Навык импровизации но маршруту поможет ответить на вопрос, а затем плавно вернуть беседу в нужное русло. Если же такого навыка у вас

110
нет, то, уйдя в сторону от темы, вам будет довольно трудно плавно вернуться к ней.
В светской беседе вы сумеете плавно подвести разговор к нужной вам теме.
Например, нужно попросить у начальника повышения зарплаты. Прямо так сразу: «Доброе утро. Повысьте мне зарплату», - это неудобно. Умело направляя беседу, вы легко переведете ее на нужную вам тему.
Не люблю разговоров специалистов. Но еще больше -разговоров неспециалистов.
Стзнислш Ежи Леи
Пример импровизации по маршруту



Волею судеб ему достаются слова «трава», «носки», «микроб».
В качестве иллюстрации до сих пор вспоминаем случай на одном семинаре,
который проходил в православном монастыре. Во время работы над темой импровизации по маршруту один батюшка (отец Валентин, низкий вам поклон!)
встает и говорит: «А давайте я попробую первым».
Батюшка выходит и начинает свое выступление:
«Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня хочу проповедовать вам о любви!"
Мы хватаемся за головы. Ну при чем тут любовь? Батюшка, наверное, не понял,
что от него требуется. Но батюшка уверенно продолжает:
«Все на этой земле заслуживает любви. Каждый человек, каждое деревце,
даже каждая травинка... Да-да! Даже трава, которую мы топчем своими
ногами, которую косим на сено, которую часто просто даже не замечаем, -
заслуживает любви...»

111
И далее следует пламенная речь о траве.
«Но иногда любовь вдруг уходит из нашей жизни. Из-за чего? Из-за каких-то
мелочей: из-за невымытой посуды, из-за невынесенного мусора, из-за грязных
носков, которые лежат посреди комнаты. Как, скажите мне, какие-то
носки способны разрушить нашу любовь? Носки, которые...»
И раскрывается тема предназначения носков.
Мы плакали от восторга! Три таких, казалось бы, не связанных
по смыслу слова - а в результате яркое впечатляющее
выступление.
1\4ожно выделить две стратегии, которые помогают им-
провизировать но маршруту.
Стратегия №1: «Последовательно»
Темы раскрываются по очереди. Сначала импровизация по первому слову, потом плавно перетекаем ко второму, раскрываем его, переходим к третьему, говорим о нем и завершаем.
Стратегия №2: «Через общую тему»
Берем общую тему, которая будет объединять все три слова. Начинаем раскрывать эту тему, используя первое слово, затем - второе и, наконец, третье слово и плавное завершение.
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация по трем словам
Случайным образом выберите три любых слова, желательно два с конкретным значением и одно с абстрактным. Теперь произнесите речь на три минуты, плавно связывая друг с другом все три темы.
Здесь важно, чтобы речь была все-таки минуты на 2-3, чтобы не вышло, как однажды у нас на занятиях. Из трех слов - «сарай», «лампочка», «любовь» - история получилась более чем краткая: «Я зашла в сарай, выкрутила лампочку и занялась любовью».

112
Ситуация напомнила известный анекдот: «Идет конкурс на самое короткое
сочинение, в котором должны быть упомянуты Бог. королева, секс и немножко
тайны. Победило сочинение: «О Боже! -воскликнула королева.-Я беременна и не
знаю от кого».
Для тренировки старайтесь во время импровизации не просто упомянуть какое-то слово, а раскрыть его по полной программе!
Многие способны поддержать беседу, но не каждому дано умение завязать ее и вести в нужном для себя направлении.
Oлег Кузнецов
УПРАЖНЕНИЕ: Перевод разговора на заданную тему
Прямо сейчас загадайте какое-нибудь слово. Запишите его на листочке бумаги.
Теперь ваша задача - в течение ближайших 24 часов сделать так, чтобы вокруг вас как минимум 10 раз заговорили на тему выбранного вами слова. При этом нужно постараться так переводить разговор на заданную тему, чтобы это выглядело естественно, чтобы беседа как бы сама собой переключалась на тему, явно или неявно предложенную вами. Само слово, которое вы загадали, произносить можно. Основной критерий успеха - разговор возникает естественно, длится не менее 1 минуты, и ни у кого не вызывает недоуменных вопросов, а с чего это мы вдруг начали разговаривать об этом.
Вспоминается, как один раз мы проводили семинар в Дагестане. Дали это
задание и пошли на обед. К нам, кик к учителям, отношение уважительное.
Отдельный столик, мы за ним сидим, обедаем, а к нам время от времени
подсаживаются и всякие вопросы задают: «А вот если вдруг кошка на сцену
выходит, как себя вести?», «А можно ли какую-нибудь химию принимать,
чтобы снять страх сцены?», «А вы пробовали, как Демосфен, с камнями во
рту море перекрикивать?» Мы, такие серьезные, на все эти вопросы
отвечаем, никакого подвоха не чувствуем. А после обеда, спросив, кто
выполнил задание, получаем ответ, что выполнила почти вся группа, и все

113
тренировались исключительно на нас со своими словами «кошка», «химия»,
«море».
Так что не так уж оно и сложно, как может показаться.
У
ЧТИВЫЙ
способ не отказывать прямо - переменить разговор.
Балътасар Грасиан-и-Моралес
4.6. Сочинение сказок
На этом же принципе (импровизация по маршруту) построено создание сказки.
Справка из -сказкотерапии»: при изучении сказок вычислили, что сказки
состоят из примерно 30-40 модулей, типа: «появление врага», «изгнание
главного героя-, -помощь друзей-, -первая битва с врагом-, -решение загадки-
и т. д.
Любая сказка складывается из модулей, которые в зависимости от сюжета образуют разные комбинации.
Основываясь на этом принципе, мы построили простейший сюжет, состоящий из
7 шагов.
Где происходят события
Кто главный герой
Событие, перевернувшее жизнь героя
Какую цель он поставил перед собой после события
Главный враг (препятствие) на пути к цели
Кто помогал герою в решающей битве
Что решил сделать герой после битвы
(достижения цели)

114
Чтобы было интереснее, случайным образом (как в буриме) заполняем сюжетную линию. Кто-то один пишет, где происходят события, заворачивает эту часть листка и передает следующему. Тот решает, кто главный герой, не зная, что написано в предыдущей ячейке, и так далее, пока не получается безумный сюжет.
Теперь задача оратора, взглянув на этот листок, попытаться увязать все со всем и сходу сочинить сказку, которая пройдет по этим 7 ключевым точкам маршрута.
Как показывает практика, сказки часто получаются очень и очень веселые. И
какие бы, казалось, несвязные вещи ни были написаны в ячейках, всегда удается придумать сюжет, в котором все это идеально сочетается.
Надеемся, что теперь вам понятно, как провести практикум по сочинению сказок.
Такая игра может также послужить хорошим развлечением на любой вечеринке.
Не верьте сказкам. Они были правдой.
Станислав Ежи Леи
Актерская игра должна быть больше, чем жизнь. Сценарий должен быть
больше, чем жизнь. Все должно быть больше, чем жизнь.
Бетти Дейвис
Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!
Мультфильм "Падал прошлогодний снег»

Как поживал наш Мастер после того, как блоху подковал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнецкому делу, а с подвывертом, знаешь!

- Как Вам удалось стать таким успешным Мастером? - Нуууу…. Это как. Просто все. Работай!

- Ваши изделия – это результат давно изученной методики или импровизация? - Чего? Какая …ммммМпровизация?

- А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

- А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы относитесь к нему?

Вопросы, вопросы, вопросы. Слова ведь нужны, отвечать-то. Да не простые, а яркие, быстрые, точные, сами с языка слетающие! Где ж найти-то столько слов? Да выковать узор такой, чтобы все ахнули!

И каждый раз лихоманить стало Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер точность любил во всем! А тут на тебе! Темы не знакомые, законы какие-то… ремесла другие… А им, ишь, все интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Мериканец тот на Мастера посмотрел. Дааа, говорит, могу помочь, и дань с тебя совсем небольшая будет. Выполняй все задания мои, что даю тебе. И выйдет успех и счастье!

А рассказал он ему вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает.

Оставим Мастера у своего учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим вот о чем : сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции (= ЗНАЮ ОТЛИЧНО!), а сколько нам приходится импровизировать (= ЗНАЮ НЕ ОЧЕНЬ)?

50 на 50? Больше заготовок? А, может, неподготовленных речей?

Видел ли ты ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хочешь так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации .

ЧТО ЭТО?

Умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел навыком, это не составило бы труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют генерацией бреда. Да, есть люди, которые много и не по делу говорят, не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не кучкуются за сценой, т.е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда есть двое: оратор ведет в танце. Аудитория следует за ним.

ГДЕ ПРИГОЖДАЕТСЯ? ФУНКЦИИ?

1. Ответы на вопросы.

Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И туууут! Бац! Вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в т.ч. каверзных вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную более близкую вам тему, а затем плавно перевести к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче! Слушателям интереснее.

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Как считаешь, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из нас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст наизусть, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай Бог, забывал – катастрофа! Что там у меня дальше в тексте-то? Ээээ…

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться лучше по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ дарит свободу от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору сменить встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика.

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко! На высокой энергетике! Махал руками! Зажигал! Призывал! А затем…. Подбегал обратно к кафедре и …про себя быстро читал, что же там далее по тексту… потом опять выбегал! Зажигал! И такая беготня раз 5 в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи?»)))

Тезис звучит следующим образом: НЕВОЗМОЖНО, работая на высокой энергетике, при этом пользоваться бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы это смотрелось искренне и ненатужно.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху = снизить страх.

Владение навыком словесной импровизации является одним из приемов снижения волнения. Человек выходит на сцену, полностью уверенный: «я найду нужные слова»!

Ты можешь быть менее осведомленным (раз уж так порой случается) – но уметь вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа.

Однажды приходит ко мне девушка на тренинг и рассказывает: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут просто в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении, без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!!!

ТРЕНИРОВКА. ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ.

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов или этапов.

5 конкретных танцевальных шагов по овладению

СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть, схлопнуть его в один быстрый мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Этап 1. Буги-вуги в стиле осьминог.

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вернувшись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т.д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида передвижения, как самолет.

Потренируемся?

Упражнение 1: лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить минимум 3-5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т.п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап извержения идей – методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Итак, прием СИ № 1: Ассоциации.

Этап 2. Степ и чечетка.

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с тобой, читатель, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации в голову не идут.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о т.н. «железном занавесе»), сейчас во всей красе открыта нам, в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать! Беремся за естественность !

Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее!

И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Потренируемся?

Упражнение 2: снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Прием № 2: Переход по последнему слову.

Этап 3. Танцевальный вызов.

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма успевал не только отбивать такт, но и бросал вызовы аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории: закрытый (требуется ответ ДА/НЕТ) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Потренируемся?

Упражнение 3: посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например, Свобода : - Считаете ли вы себя свободным человеком? Люди и птицы: - А вы помните миф о Дедале и Икаре? И продолжаете до конца списка. Создаете 3-минутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Прием № 3: Вопросы в зал.

Продолжаем.

Помните, читатели, цитату в начале нашего алгоритма? «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Итог (этапы 1-3):

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Этап 4. Спонтанная хореография.

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать! Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при наработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Потренируемся?

Упражнение 4: Берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку – и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и осуществляем еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока» или «Скажите «А»… Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

Итог: СИ = процесс, который позволяет достать из сознания УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ БАГАЖ ЗНАНИЙ!!!

Этап 5. Танго для продвинутых .

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же резонный вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка – для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… но! «Читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое быстрое, что просто некогда осваивать тома книг.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если ты хочешь больше, читатель, следуй за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием ОСОЗНАННОЙ СПОНТАННОСТИ является встраивание новых знаний (необязательно по специальности) в рамку словесной импровизации . Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

Потренируемся?

Упражнение 5:

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!!!). Содержание: НЕ художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, это может быть публицистика, история и.т.д.).

Пролистываете книгу по методике : обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете ВСЮ книгу без остановки. Пробегая глазами ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захочется вчитаться подробнее – приготовьте заранее закладки, и затем в свободном режиме вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

2. Пролистав таким образом одну книгу – вы РАССКАЗЫВАЕТЕ ее содержание – все, что запомнили минимум 3 разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (отточенный заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную тему книги.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

Итог шага № 5: СИ = рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Краткое резюме алгоритма освоения Словесной импровизации:

1. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Ассоциации .

2. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Переход по последнему слову .

3. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Вопросы в зал .

4. Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

5. Словесная импровизация как фрейм=рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурной и при этом живой, яркой, необычной!

В статье использованы идеи и материалы:

Сергей Шипунов (СИ+ приемы)

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.1)

Что такое импровизация?

О том, что такое музыкальная импровизация, в чем ее секреты и как овладеть этим искусством, написано достаточно много работ. Стоит ли вновь обращаться к данной теме? Стоит! В музыке немало «загадочных вещей», которые, как кажется, делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация - один из самых таинственных музыкальных процессов, может поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует. Полагаю, что опыт каждого музыканта уникален. Я импровизирую много лет и, поэтому, я надеюсь, мой путь разгадывания секретов импровизации, приемы для развития этого навыка, окажутся полезными как для опытных музыкантов, так и для любителей и даже для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Так вот...

Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф.Шопена?!». И, правда, как? ... А дипломированный пианист постарается скрыть свои навыки в новой компании или для подобных ситуаций обзавестись нотными сборниками.

Но, если вы попросите на подобной же вечеринке подыграть выпускника хорового, народного, духового, вокального отделения, и даже барабанщика, то они в большинстве случаев значительно лучше справятся с заданием. Почему?

Потому, что у всех у них обычно больше практики играть без нот , подбирать на ходу, ориентироваться в гармонии, мыслить вне партитуры, т.е. ТВОРИТЬ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.

К сожалению традиционная, современная система музыкального образования не ставит перед педагогами задачи обучения импровизации. Да и сами педагоги - продукт этой системы и искусством импровизации в большинстве своем не владеют. И это закономерно, потому что традиционная система готовит исполнителей. Поэтому, далеко не все музыканты умеют импровизировать.

Конечно, определение «играть без нот» может сгодиться для обозначения этого загадочного действия. Но его явно недостаточно, если мы хотим хоть немного разобраться в сути явления импровизации. Я пробую отметить основные закономерности на примере импровизации в танце. Почему?

Во-первых, эти закономерности ОБЩИЕ,

Во-вторых, танец, несомненно, следующая после музыки область, где импровизация достаточно распространенное явление.

Причем, обычному человеку кажется, что научиться импровизации в танце явно проще, чем в музыке. Так что танец - хороший пример. И так, что такое, на мой взгляд, импровизация в танце?

Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения , которые:

1. Вписываются в ритм;
2. Соответствуют стилю
танца;
3. Украшают танец;
4. Разнообразят танец;
5. Соответствуют форме (т.е. ходу - начало, развитие, кульминация... вход-выход и пр.)
6. Повышают выразительность танца (и тем самым усиливают эмоциональное впечатление).

А чего же не хватает до магического числа 7 ? Догадались? Это

7. Выучены и отработаны заранее.

Да именно так! Мало того, что в хорошей импровизации надо учесть все указанные моменты (1-7). Все эти движения, фигуры должны быть выучены и отработаны. И все это в полной мере относится и к музыкальной импровизации.

Импровизация, таким образом, оказывается во много раз более сложным процессом, чем исполнение по нотам. Фактически, музыкант-импровизатор это не просто исполнитель, он в этом процессе композитор, аранжировщик, дирижер и все это в одном лице! Иными словами:

И наоборот:

Если вам нужно более детальное определение, то обратите внимание на комментарии:

Примеры, где проявляются общие закономерности импровизации.

  • Представьте себе мотоциклиста или сноубордиста (Free Style), которые строят свои композиции прыжков согласно ландшафту, рельефу местности...
  • У меня есть еще один хороший пример. Представьте себе строй солдат, репетирующих парад, и ребенка, которому разрешили порезвиться невдалеке. Ребенок то пристраивается рядом и марширует точно в ногу с солдатами, то делает в 2 раза больше шагов, то отбегает в сторону, то отстает, догоняет и снова пристраивается... Представили? Этот ребенок ТВОРИТ, он импровизирует!

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК "Агат-7(9)" (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура" в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму "Miss California". Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Здравствуйте, друзья!

Как поживаете? Каких новых успехов добились за прошедшие дни? Как помогают Вам знания о правилах и секретах мастерства публичного выступления? Мои хорошие новости – в минувшую неделю провел два тренинга (которые анонсировал в рассылке). И на первой ступени («Словесная импровизация») в формате интенсивных выходных, и на второй («Видеотренинг. Работа в жанрах»), прошедшей традиционно в будние вечера, были прекрасные, очень творческие и активные участники! Все отлично поработали и успели подружиться – как обычно на наших занятиях. Отзывы участников — на странице «События». Сейчас вместе – и мы, и они (даже не знаю, кто больше J) – ждем 11 ноября , начала работы на тренинге 3 ступени, который называется «Эффективная презентация» .

Третья ступень посвящена работе над содержанием Вашего выступления. За пять вечеров мы подробно разберем добрый десяток главных блоков, из которых складывается структура презентации. Каждый элемент потренируем в отдельности. Соберем все элементы вместе в интегрирующих упражнениях.

Участники третьей ступени выбирают для работы реальные темы из собственной учебной, общественной или бизнес-практики. Соответственно, кроме прочих результатов, по окончании тренинга Вы имеете готовую блестяще отработанную презентацию для решения собственной реальной задачи!

Словом, приглашаю Вас на тренинг – чем сто раз читать, лучше один раз попробовать. Конечно, максимум эффекта третья ступень принесет, если Вы уже прошли первую и вторую. Однако, если есть большое желание и насущная потребность, можно прийти сразу на третью – в процессе заодно определите, насколько Вам нужны ступени 1 и 2, а также 4 и 5.

А сейчас перейдем к разговору об умении, которое смело можно назвать одним из наиболее важных и полезных для любого выступающего публично человека. Называется оно

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Как приятно слушать музыканта, вдохновенно и свободно импровизирующего на своем инструменте – он словно становится частью музыки, парит в ней, легко раскрывает новые и новые темы, зачаровывая восхищенных зрителей. Таким же магическим, завораживающим может стать и впечатление от импровизации профессионала публичного выступления.

«…Говорите, говорите, я молчу…
О полотнах и о моде,
о вещах и о погоде,
и вообще, о чем угодно —
Вы же знаете, я слушать Вас хочу.
Говорите, говорите, я молчу…»

(Александр Дольский)

Действительно, умение свободно импровизировать, легко подхватывать и развивать любую тему, словно бы она была известна и близка оратору сто лет, с давних времен придавало его счастливому обладателю прямо-таки мистический ореол, печать гениальности:

« - Что? - спросил импровизатор, - каково?

- Удивительно, - отвечал поэт. - Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно… Удивительно, удивительно!..

Импровизатор отвечал:

- Всякой талант неизъясним… никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею - тщетно я сам захотел бы это изъяснить»

(А,С, Пушкин. «Египетские ночи»)

Пожалуй, когда речь идет о музыке и поэзии, я соглашусь – без высочайшего мастерства и крупицы гениальности тут не обойтись. Но что Вы думаете о мастерстве словесной импровизации в публичных выступлениях? Божий дар или техника? Непостижима или тренируема? И если тренируема – то почему у нас так много чудовищно унылых нудных неинтересных «пономарей»? Ведь стаж говорения каждого из нас практически равен возрасту, а результат – ну… Вы знаете…

Начнем с определения.

Словесная импровизация (для краткости пусть будет СИ) – так мы называем уверенное умение говорить на любую тему без предварительной подготовки, экспромтом . Кстати – если здесь поставить точку, мы получим определение ПАССИВНОЙ СИ .

АКТИВНАЯ СИ отличается от пассивной небольшим, но принципиальным дополнением: …и умение незаметно для собеседника перевести беседу на нужную оратору тему.

Теперь – об основном вопросе))

С удовольствием делюсь хорошей новостью – словесной импровизации можно научиться . Причем – довольно быстро. Познакомившись с приемами импровизации и постоянно практикуясь, участники наших тренингов уже после первой ступени уверенно показывают хороший уровень владения этой очень эффективной техникой.

Плюсы от владения таким полезным инструментом очевидны. Умение импровизировать в публичных выступлениях – это умение:

— излагать тему своими словами, не «выступая», а разговаривая с аудиторией;

— если мы неожиданно потеряем мысль, собьемся, не замолкать растерянно, а «обыграть» ситуацию. Это значительно укрепляет уверенность оратора в своих силах и, следовательно, помогает управлять волнением и выглядеть более профессионально.

— легко отвечать на любые вопросы из зала, а также спокойно реагировать на вопросы не по теме, неуместные или провокационные;

— спокойно реагировать на любую неожиданность, происходящую во время выступления – от звонка мобильного телефона до вышедшей на сцену кошки – и уметь обернуть ее (ситуацию, а не кошку) в свою пользу;

— изменять по необходимости энергетику выступления, «встряхивать» утомившихся от большого количества информации зрителей, разбавляя презентацию яркими рассказами, интересными примерами, смешными анекдотами;

— при подготовке выступления не зазубривать текст наизусть, а хорошо запомнить основные тезисы – и затем импровизировать, продвигаясь от одного к другому.

— если вдруг возникла необходимость, смело выступать без подготовки, использовать спонтанную аргументацию в подтверждение собственной позиции.

Важно отметить, что умение импровизировать ни в коем случае не значит, что к выступлениям больше не нужно готовиться! Не обольщайтесь. Успешного выступления без подготовки не бывает, это аксиома. Навык словесной импровизации можно сравнить со страховочной веревкой альпиниста – она придаст уверенности и выручит в трудную минуту, но не заменит отточенного мастерства и головы на плечах.

ПРИЕМЫ СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Обычно на тренингах мы проводим демонстрацию – тренер импровизирует на заданную слушателями тему, а слушатели потом называют приемы, с помощью которых создавалась импровизация. Иногда удается «вычислить» их практически сразу, иногда – с некоторыми задержками. Но, так или иначе, мы находим их довольно легко – потому что они просты и, в принципе, «лежат на поверхности». Прислушайтесь – и Вы обнаружите их в речи многих и многих людей вокруг себя в самых разных сферах общения. Мы интуитивно применяем их постоянно, но неосознанно и случайно. И поэтому сильные приемы с мощным потенциалом так малоэффективны – в нашем «любительском» исполнении.

Что же это за приемы? Сколько их? Как и когда их правильно применять?

Ответы на эти и другие важные вопросы о приемах словесной импровизации мы – в соответствии с классическими законами многосерийного жанра – получим в последующих выпусках рассылки

Как обычно, буду рад Вашим рассуждениям, идеям, вопросам и о теме сегодняшней, и о мастерстве публичного выступления в целом. Делитесь опытом, рассказывайте истории, спрашивайте.

Оставляйте комментарии, пишите на почту [email protected]

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте журнала на страничке новостей

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Навыки импровизации нужны каждому человеку. Хотите быть , научиться общаться с людьми, развить ораторские навыки? Перечисленные далее в статье способы помогут чувствовать себя как рыба в воде практически в любой ситуации, хотя предназначены в первую очередь для тех, кто обучается актерскому мастерству. И, кроме того, повысят творческие способности и .

Убедитесь, что делаете то, чего от вас ожидают

Импровизация на сцене не стоит и гроша, если вы делаете что-то совершенно оригинальное и ненужное. Ваши партнеры по сцене должны примерно представлять, чего от вас ждать, поэтому не ставьте их в неудобное положение.

Придерживайтесь темы

Хорошая импровизация имеет тему. Вам не просто говорят «Придумайте что-нибудь», а задают определенную тему и рамки.

Чем дальше отклоняетесь от темы, тем сильнее распыляетесь. Сцена теряет всякий смысл и напоминает хаотичное движение, а еще хуже - жизнь. Помните, что драматическая сцена не живет по тем же законам, что и жизненная.

Если вы находитесь в стоматологическом кабинете, то, пожалуйста, не пытайтесь «зайти» в кардиологию. И не наделяйте себя суперсилой, это считается доминированием и не нравится другим актерам.

Не пытайтесь быть забавным, если это не предусмотрено условием

Да, - отличное оружие, но попытайтесь увидеть грань между:

  • Ты смешной!
  • Ты смешон!

Попытка быть забавным может окупиться разве что в случае, если вы играете один. В противном случае ваш партнер вместо игры будет с сожалением смотреть на вас. Желание быть смешным смотрится ужасно как в реальной жизни, так и на сцене.

Будьте естественным

Это значит концентрироваться не на аудитории, а на себе. Правда движений чрезвычайно важна, ведь любая фальшь будет распознана.

Подумайте о том, как ведет себя ваш персонаж в спокойной и стрессовой ситуации. Выясните, в чем состоят ключевые отличия: тембр голоса, позы, манера речи.

Справьтесь со страхом

Многие люди занимаются импровизацией лишь потому, что хотят уничтожить свой страх выступления перед аудиторией. Поэтому для начала выступайте перед своими знакомыми. На самой сцене страх является убийцей любой драматической ситуации (только если это не предусмотрено).

Помните, что если вы испытываете страх, то и ваш персонаж тоже. Это по сценарию?

Подыгрывайте

Если партнер говорит «Я лучший художник в мире», то никогда не отвечайте «Правда? Я думал ты занимался музыкой», даже если решили это заранее. Именно это и есть импровизация. Вы реагируете на действие партнера, а не продумываете как пойдет сцена и пытаетесь склонить ее в ту или иную сторону.

Если вы хотели закончить сцену дракой, а назревает мировая, примите это. Данный подход будет более гармоничным.

Не делайте ничего жестокого или слишком сумасшедшего

Обычно после таких действий сцена прерывается. Люди настолько входят в роль, что начинают переходить всякие границы. Не кричите и не переигрывайте, чтобы сцена казалась более естественной.

Расслабьтесь и наслаждайтесь собой

При расслаблении в актерской игре наступает свобода и правда движений. Поэтому практикуйте медитацию и духовные практики, чтобы всегда оставаться спокойным. Кроме того, и вы сможете быть настоящим и искренним.

Помните, что актерская игра и импровизация должны приносить удовольствие, а не быть вынужденными.

Вживитесь в роль

Плохие импровизаторы играют сами себя, поэтому теряется суть импровизации. Никто не требует от вас уровня мастерства Роберта Де Ниро, просто подумайте о том, как ваш персонаж двигается, о чем думает, как реагирует на ситуации и что чувствует. Этого уже достаточно для интересной сцены.

Упражняйтесь в актерских играх

В интернете существует масса игр и упражнений, которые развивают актерские и импровизационные навыки. Вы можете найти их как на отдельных сайтах, так и на YouTube. Второе предпочтительнее, потому что вы будете видеть, как действуют профессионалы.

Помните, что импровизация нужна не только актерам. Мы все так или иначе актеры и применяем эти навыки в своей жизни. Тот, кто справляется хорошо, получает работу получше, знакомится с нужными людьми и чаще достигает своих целей. Это тот навык саморазвития, который необходимо развить каждому из нас.

Желаем вам удачи!