» » Роберт Фултон и Наутилус капитана Немо – правдивая история создания. Кто изобрел первый пароход? Гребное колесо

Роберт Фултон и Наутилус капитана Немо – правдивая история создания. Кто изобрел первый пароход? Гребное колесо

Фултон Роберт Фу́лтон Роберт

(Fulton) (1765-1815), американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире пароход «Клермонт».

ФУЛТОН Роберт

ФУ́ЛТОН (Fulton) Роберт (14 ноября 1765, Литл-Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания - 24 февраля 1815, Нью-Йорк), американский изобретатель и инженер. Построил (1807) первый в мире колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль, работал над системой каналов.
Ювелир и живописец
Фултон был сыном ирландских иммигрантов, владельцев убыточной фермы, которую они заложили и потеряли в 1771. После этого они переехали в Ланкастер, где отец Фултона умер в 1774.
Читать и писать Роберт научился дома, а в возрасте 8 лет был послан в школу квакеров. Позднее он стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии, где он специализировался в живописи миниатюрных портретов на слоновой кости для медальонов и колец. В 1786 молодому художнику посоветовали учиться в Европе. Средства на поездку в Лондон дали несколько торговцев-меценатов. Однако художественное творчество Фултона в Лондоне не имело успеха.
Гребное колесо. Каналы
В это время Фултон стал знакомиться с новыми изобретениями для движения судов. Они заключались в использовании одного весла, приводимого в действие паровым двигателем. Собственные эксперименты привели его к заключению, что наиболее эффективным должно быть использование нескольких автоматически действующих друг за другом весел, т. е. гребных колес с лопастями.
Потерпев поражение как живописец, с 1794 Фултон направил усилия на разработку системы каналов. В 1796 он написал Трактат об усовершенствовании навигации каналов. В нем он предложил полную систему внутреннего водного транспорта, основанную на маленьких каналах, прорытых повсюду в сельской местности. По его проектам было построено несколько мостов на Британских островах, но каналы не были прорыты.
Во Франции. Подводная лодка
В 1797 Фултон переехал в Париж, где предложил идею подводной лодки «Наутилус» для использования в войне Франции с Англией. Подводная лодка должна была подплывать к корпусам британских военных кораблей и доставлять к ним порох, который нужно было позже взрывать. Французское правительство отклонило этот проект как зверский и постыдный опыт борьбы.
В 1800 Фултон построил подводную лодку «Наутилус» за собственный счет и провел ее испытания на Сене. После этого он получил от правительства санкцию на испытание ее в бою, но ветер и течение позволили двум британским судам уклониться от его медленного судна.
Пароход
В 1801 Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, членом комитета по разработке американской Декларации независимости (см. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США) . Р. Ливингстон получил 20-летнюю монополию на навигацию судов в пределах штата Нью-Йорк. Вместе они решили построить пароход, используя проект Фултона. Он имел длину 20 м и двигатель на 8 лошадиных сил. Двигатель разрушил корпус судна, и тогда Р. Фултон заказал другой двигатель на 24 лошадиных силы. Р. Ливингстон сумел продлить монополию на навигацию на реке Гудзон.
Возвратившись в Лондон, Фултон получил от Британского правительства одобрение его проекта подводной лодки, несущей взрывчатые вещества для нападения. Однако две ее атаки против французского флота окончились неудачей. В 1805, после победы адмирала Нельсона над французским флотом в Трафальгарском сражении, стало ясно, что Англия контролирует моря и без оружия Фултона.
В том же 1805 части его проектируемого парохода были готовы к отгрузке в Соединенные Штаты.
Прибыв в Нью-Йорк в декабре 1806, Фултон контролирует строительство парохода, которое было запланировано в Париже вместе с Ливингстоном. Он также пытается заинтересовать Американское правительство подводной лодкой, но ее демонстрация окончилась неудачей.
К началу августа 1807 «Пароход» (как его назвал Фултон) длиной 45 м был готов к испытаниям. Его паровой двигатель имел только один цилиндр и использовал в качестве топлива дубовые и сосновые дрова. При испытаниях пароход проплыл расстояние в 240 км от Нью-Йорка до Олбани всего за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/ч, в то время как монополия требовала скорости только 4 мили/ч.
После монтажа мест в каютах парохода, переименованного в «Северный Речной Пароход», Фултон начал коммерческие поездки в сентябре 1807. Каждые две недели он осуществлял три путешествия туда и обратно между Нью-Йорком и Олбани, перевозя пассажиров и легкий фрахт. В течение первого зимнего сезона Фултон расширил корпус корабля, внес усовершенствования в конструкцию коленчатого вала, колес и улучшил пассажирские помещения. После этих модификаций пароход в 1808 был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт», название которого вскоре пресса уменьшила до «Клермонт»
В 1808 Фултоне женился на племяннице своего партнера, Гарриет Ливингстон.
В 1811 был построен разработанный Р. Фултоном пароход «Новый Орлеан». Он был послан на юг, чтобы утвердить монополию Р. Ливингстона и Р. Фултона в навигации на территории Нового Орлеана. Поездки были медленными и рискованными из-за речных условий и опасности землетрясений.
Паровой военный корабль
В 1812 Р. Фултон построил первый паровой военный корабль для защиты Нью-Йоркской Гавани от Британского флота «Demologos», или «Фултон». Он имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел - в другом. Он имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и скорость не более 6 узлов (или 11 км/ч). В октябре 1814 этот бронированный пароход подвергся успешным морским испытаниям, но никогда не использовался в сражении. В 1829 он был разрушен случайным взрывом.
Патентная борьба
С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Его пароходы также заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.
Фултон потратил многое из своих капиталов в тяжбах по поводу нарушения его патентных прав на пароходы и в попытках подавить конкурирующих строителей пароходов, которые нашли лазейки в предоставленной государством монополии. Его богатство было затем исчерпано неудачными подводными проектами и финансовой благотворительностью.
После дачи показаний при юридическом слушании в Трентоне в 1815 он простудился по пути к Нью-Йорку, где и умер. Его семейство попросило помощи у американского правительства, и только в 1846 Конгресс выделил 76 300 долларов.
В 1965, в 200-летний юбилей со дня рождения Фултона, в США была выпущена юбилейная марка и штат Пенсильвания приобрел и восстановил двухэтажный сельский дом, в котором он родился.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Фултон Роберт" в других словарях:

    Роберт Фултон Robert Fulton Инже … Википедия

    Фултон (Fulton) Роберт (14.11.1765, Литл Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания, ≈ 24.2.1815, Нью Йорк), американский изобретатель, создатель первого практически пригодного парохода. Был подмастерьем ювелира, занимался живописью. В 1786… … Большая советская энциклопедия

    Фултон, Роберт - ФУ/ЛТОН Роберт (1765 1815) американский изобретатель, создатель первого в мире колёсного парохода. С 1786 г. жил в Англии, был ювелиром и художником. Затем заинтересовался инженерным делом: участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов …

    Фултон - Фултон, Роберт … Морской биографический словарь

    Роберт Фултон - см. Фултон, Роберт … Морской биографический словарь

    Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия

    Роберт Фултон Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 … Википедия

    Распространённое название и фамилия. Содержание 1 Носители фамилии 2 Города 3 Административные единицы … Википедия

    - (1765 1815) американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире колесный пароход Клермонт … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Роберт Фултон. Его жизнь и научно-практическая деятельность , Яков Васильевич Абрамов. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии Жизнь замечательных людей, осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839 1900). Написанные в новом для того времени жанре…

Вскоре после эмиграции в Америку в ирландской семье Фултонов – прибавление, сын Боб. А через три года умирает отец многодетного семейства, поденщик на окрестных фермах. Они и раньше прекрасно знали, что такое бедность, но сейчас нужда стала совсем беспросветной. Мать работала тяжко, но образование, хоть и начальное, получили у нее все дети.

В маленьком Роберте нежданно проснулась страсть, которую в их среде всегда считали «баловством» — рисование. В 12 лет мать отвезла его в Филадельфию, чтобы он научился золотых дел мастерству. А он ненавидел это занятие все пять лет учебы, хозяин на него рукой махнул – не будет из парня толку. Семнадцатилетним он уходит из опостылевшей мастерской – выживать, крутиться в окружающем его мире.

И единственное, что он любил и мог делать, было рисование. Карьеру художника Роберт начал вполне по-американски: начал ходить по гостиницам, трактирам и предлагать людям делать их портреты. Вскоре он так на этих портретиках набил руку, что начал зарабатывать вполне прилично. Он завел портретную мастерскую, а потом поехал к своим со всеми деньгами, которые он заработал – и их хватило, чтобы купить матери собственную ферму! Но карьера фермера самого Роберта не соблазняла. Он вернулся в большой город и начал думать, как ему жить дальше. Рисовать купцов с их женами было уже сверх сил. Учиться же живописи тогда в Америке было негде и не у кого.

И так счастливо случилось, что в то время он познакомился со знаменитым уже тогда человеком, ученым, дипломатом, «отцом американской конституции» Бенджаменом Франклином. Тот посмотрел фултоновские картинки и воспламенился помочь молодому таланту – дал ему рекомендательное письмо в Европу к известному художнику, ему предложили деньги на поездку в Старый свет. Роберт взят деньги только на дорогу – и отправился.

В Лондоне он жил в мастерской художника, как и все его ученики, на полном содержании. Но там быстро понял границы своего таланта живописца – ничего выше средненькой посредственности из него не выйдет. А это он почитал за стыдное. Перенес он это открытие мужественно, с достоинством и решил заняться чем-то другим. И этим «чем-то» была чрезвычайно модная в те времена в Англии механика.

Но по уходе из мастерской денег совсем не стало, и Фултон уходит на заводы рабочим. Там уже много было разных механизмов, любознательный американец к ним приглядывается, склонность к механике также оказалась у него врожденной. И тут Роберт сталкивается с человеком уже почти сломленным судьбой и неудачами в деле, которое тот почитал за главнейшее в своей жизни – с его соотечественником-американцем Рамсеем.

Мечтой Рамсея было поставить на корабль паровую машину – и тогда этому принципиально новому судну не грозили больше ни штормы, ни штили. Многие пытались это сделать, но все многочисленные попытки оканчивались полными неудачами. Неудача постигла и Рамсея. Но свою идею он перед смертью эстафетой передал своему молодому соотечественнику. И Фултон настолько увлекся ею, что выполнение ее стало с этих пор заветной мечтой его жизни, которую он никогда не забывал и стремиться к осуществлению которой не переставал, пока не добился, наконец, создания истинного парохода .

Но никто в Англии после стольких неудач не соглашался рисковать деньгами в хронически неудающемся деле. И Фултон поступил инженером на рытье каналов. Здесь он изобрел первый в мире экскаватор (который развалился при самом начале работы из-за небольшой ошибки в расчетах), предложил специальный плуг для прокладки каналов (которые потом вошли все-таки в употребление), изобрел мельницу для пиления и полировки мрамора, машину для кручения веревок. Но все это было далеко от его мечты. И он переехал через Ла-Манш, во Францию.

Но Франции, воевавшей тогда со всей Европой, было в это время не до «безумных» проектов. Тогда Фултон взялся за проект военный – он изобрел… подводную лодку. Что удивительно, построенная им за свой счет при консультациях с виднейшими французскими учеными деревянная субмарина «Наутилус» с экипажем из трех человек была действительно успешным проектом – она на одной мускульной силе могла погружаться на несколько часов, подплывать к кораблю, закладывать под него бочонки с порохом и взрывать их безопасно для себя. Но военное министерство отказалось от этого проекта – он показался там «слишком кровожадным и нечестным».

Однако, время во Франции Фултон провел не без пользы – подрабатывая на жизнь и на свои проекты живописью, он десять лет упорно изучал математику и химию, физику и механику. Без этой научной подготовки ему вряд ли удалось бы решить великую проблему использования пара в судоходстве. Теперь Фултон ясно увидел причины неудач своих предшественников и мог выработать план, который вел его к цели.

Судьба выручила Фултона в очередной раз, сведя его с новым посланником Соединенных Штатов, Робертом Ливингстоном (известным покупкой у французов и присоединением к Соединенным Штатам Луизианы). Ливингстон был большой любитель механики и один из видных промышленных деятелей Соединенных Штатов. Когда он узнал, что его новый знакомый обуреваем мечтой о пароходе, когда убедился в широте и глубине познаний Фултона, он рискнул ради этой идеи всем своим капиталом.

Вначале компаньонов преследовала одна неудача за другой, но успех, наконец, пришел: построенное ими небольшое судно с паровой машиной целых полтора часа плавало по Сене при стечении огромной толпы народа. Но когда Фултон предложил свое изобретение Франции, Наполеон презрительно бросил: «Корабли без парусов - это нелепость. Место пара на кухне, в кастрюле под крышкой». Фултону нечего было больше ожидать от Франции, незачем было оставаться далее в этой стране. Если где он и мог еще ожидать настоящей оценки для своего изобретения, то разве только в Америке. И Фултон решил возвратиться на родину, чтобы начать там дело практического применения пароходства.

Штат Нью-Йорк выдал им двадцатилетнюю монополию плавания на пароходах по Гудзону при условии выстроить в течение двух лет пароход, который будет идти против течения со скоростью пешехода. Ливингстон и Фултон заказали знаменитому Джеймсу Уатту, изобретателю паровой машины, и его компаньону Болтону (который по отношению к Уатту играл такую же роль, как Ливингстон по отношению к Фултону) паровую машину особого устройства, спроектированного Фултоном. Особенности эти давали машине способность проявлять нужную силу при наименьшем размере ее самой. Фултон отправился в Англию для надзора за изготовлением заказанной машины.

А в Англии очень обеспокоились давними испытаниями подводной лодки Фултона, посчитав ее реальной угрозой своему флоту. Адмиралтейство предложило ее изобретателю 15 тысяч долларов за то, чтобы он навсегда забыл свое создание. Деньги были огромные, но Фултон отказался от сделки.

Фултон привез заказанный им двигатель в Нью-Йорк и поставил его на уже построенное там Ливигстоном судно. Наступил решающий час – в кассе их компании денег больше не было. В августе 1807 года на производство опыта собралась масса народа. Вся набережная покрылась зрителями, которые были настроены очень скептически. Приготовления к отплытию встречались насмешками, когда Фултон поднялся на палубу парохода, готового к отплытию, он был встречен улюлюканьем. Но вот, по данному знаку машина была пущена в ход — и пароход двинулся против течения. Вместо свиста и насмешек раздались крики восторга. И чем больше усиливался ход парохода, тем неистовей выплескивались изумление и восторг толпы.

Только тот, кто столько трудился над осуществлением своей мечты, кто столько перестрадал за нее, сможет понять, что чувствовал Роберт Фултон, стоя за штурвалом своего первого в мире парохода. А через неделю был и первый регулярный рейс вверх по течению — до Олбани, 240 километров.

Но палуба оказалась пуста – ни один человек не решился ступить на столь необычный корабль, на это шипящее огненное чудовище, извергавшее дым и пламя. Лишь на обратном пути нашелся такой смельчак. «Я предложил бы вам выпить со мною бутылку вина за доверие, которое вы оказали моему судну, но я теперь так беден, что не в состоянии купить этой бутылки. Может быть, впоследствии мы свидимся, когда обстоятельства мои поправятся, и тогда я надеюсь распить с вами не одну бутылку доброго вина в память нынешнего дня», — дрожащим голосом сказал своему первому пассажиру Роберт Фултон (и они действительно встретились впоследствии – и распили-таки эту бутылочку!) .

На радостях Фултон тут же устраивает и свою личную жизнь – он женится на племяннице своего верного компаньона Гарриет Ливингстон. Но мера жизни судьи Ливингстона подошла к концу – но он успел перед смертью увидеть триумф их дела и разделить эту радость с Робертом Фултоном.

Фултон выстроил еще несколько пароходов, в постройке был и огромный по тем временам военный паровой корабль, призванный охранять нью-йоркскую гавань. И в 50 лет от роду умер от простуды…

Сограждане Фултона поняли, каким великим человеком он был, и погребение его приняло характер национального чествования великого изобретателя: весь Нью-Йорк оделся в траур, Законодательная палата прекратила на время свои заседания, все общины и компании Нью-Йорка провожали Фултона в последний путь. И во все время печального шествия неумолкаемо гремели с верфи орудия его последнего парового корабля…

24 февраля 1815 года умер американский инженер и изобретатель Роберт Фултон, которого принято считать создателем одного из первых пароходов, завоевавших коммерческий успех. Он мог стать обладателем эксклюзивного права на постройку пароходов в России. Александр I предоставил ему монопольное право на эксплуатацию пароходных судов на линии Санкт-Петербург Кронштадт, а также на других российских реках в течение 15 лет, однако Фултон не воспользовался этой возможностью. Он не выполнил условия договора, не введя в строй ни одного судна.

Сын ирландских иммигрантов еще в детстве увлекся рисованием, черчением и изготовлением фейерверков, а в 14 лет Роберт сконструировал свою первую лодку, оснащенную колесным движителем на ручном приводе. С тех пор будущий инженер постоянно экспериментировал с механическими изобретениями, которые он сам же и разрабатывал. Мы решили рассказать о знаменитых проектах Роберта Фултона.

НАУТИЛУС

В 1797 году Фултон приезжает в Париж, где начинает работать над проектом «Наутилус» — одной из первых подводных лодок, которую предполагалось использовать в войне Франции с Англией. Подводная лодка должна была подплывать к корпусам британских военных кораблей и доставлять к ним порох, который нужно было позже взрывать. В 1800 году изобретатель представил первую практическую модель подводной лодки «Наутилус» Наполеону Бонапарту. Корпус лодки был деревянный с металлическими конструкциями, обшитый медными листами. Лодка с тремя иллюминаторами имела обтекаемую сигарообразную форму при длине 6,5 метра и диаметре 2 метра. Для движения под водой использовался винт из четырех лопастей, который через систему передач крутили два матроса. Погружение достигалось путем наполнения балластной камеры, находившейся в нижней части корабля. Для движения на поверхности использовался парус, крепившийся на складной мачте. Мачта для паруса была укреплена на шарнире. После подъема мачты развертывался парус, и корабль становился похож на моллюска наутилуса, из-за чего и получил свое название. Скорость хода на поверхности составляла 5-7 км/ч, а в погруженном состоянии — около 2,5 км/ч. Лодка была вооружена буксируемой на тросе миной. Фултон в конструкции «Наутилуса» впервые применил два горизонтальных руля, расположенных сзади корпуса, как и на современных подводных лодках. На борту «Наутилуса» имелся также баллон со сжатым воздухом, позволявший находиться под водой в течение нескольких часов.

После нескольких предварительных испытаний судно Фултона спустилось по Сене до Гавра, где состоялся его первый выход в море. Испытания прошли удовлетворительно: в течение 5 часов лодка со всем экипажем находилась под водой на глубине 7 метров. Неплохими были и другие показатели — расстояние 450 метров лодка преодолела под водой за 7 минут. Ею управляли два члена экипажа. В августе 1801 года Фултон продемонстрировал и боевые возможности лодки: на рейд был выведен старый корабль, к которому под водой приблизился «Наутилус» и взорвал его при помощи мины. Взрыв был настолько силен, что столб воды и обломков взлетел на 80-100 футов вверх. На испытаниях присутствовала комиссия Морского министерства и Академии наук, о результатах сообщили Наполеону, однако на вооружение подлодка принята не была. Фултон предлагал свой проект и англичанам, однако попытки успехом не увенчались, и в 1806 году изобретатель прекратил заниматься опередившим свое время проектом.

ПАРОХОД ФУЛТОНА

В 1801 году Фултон познакомился с Робертом Ливингстоном - американским послом во Франции и членом комитета по разработке американской Декларации независимости. Ливингстон получил 20-летнюю монополию на навигацию судов в пределах штата Нью-Йорк и мечтал организовать в Америке пароходное сообщение на реке Гудзон. Встретив в Париже Фултона, Ливингстон стал помогать ему в постройке пароходов.

Весной 1803 года Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода. Он перебрал несколько различных материалов для корпуса, чтобы добиться водостойкости, делал чертежи и создавал различные модели, пока не остановился на одном из вариантов. Первый пароход был плоскодонным, без выступающего киля, с обшивкой вгладь, имел длину 20 м и двигатель на 8 лошадиных сил. Двигатель разрушил корпус судна, и тогда Фултон заказал другой двигатель на 24 лошадиных силы. Вскоре был построен новый, гораздо более прочный, корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 метра в ширину. В августе 1803 года было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/ч и показал хорошую маневренность. Обрадованный успехом, Фултон заказал более мощный паровой двигатель в фирме Болтона и Уатта. В 1806 году двигатель вместе с частями для парохода был доставлен в Нью-Йорк, куда переехал и Фултон, чтобы руководить постройкой судна. В первое плавание пароход Фултона, получивший название «Пароход Северной реки» вышел 17 августа 1807 года: он проплыл расстояние 240 километров от Нью-Йорка до Олбани всего за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/ч. Возвращение парохода в Нью-Йорк по течению Гудзона занимало 30 часов. Фултон начал коммерческие поездки в сентябре 1807 года. Каждые две недели он осуществлял три путешествия туда и обратно между Нью-Йорком и Олбани, перевозя пассажиров и легкий фрахт. В течение первого зимнего сезона Фултон расширил корпус корабля, внес усовершенствования в конструкцию коленчатого вала, колес и улучшил пассажирские помещения. Фултон запатентовал свой пароход 11 февраля 1809 года. Позже он построил еще несколько колесных судов. С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Его пароходы также заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.

ДЕМОЛОГОС

«Демологос» стал первым в мире паровым военным кораблем и первым броненосцем: под наружной обшивкой судна находилась деревянная «броня» толщиной 1,5 метра. Корабль предназначался для береговой обороны в войне, которую в то время США вели с Великобританией. К разработке этого проекта Фултон приступил в 1814 году, назвав его первоначально «Фултон Первый» (Fulton the First). «Демологос» представлял собой 20-пушечный военный пароход, который имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел — в другом. Водоизмещение судна составляло 2,745 тонны при длине 48 метров и скорости не более 6 узлов или 11 км/ч. Корабль был оснащен двумя мачтами с латинскими парусами и комплектом кливеров. В октябре 1814 этот пароход успешно прошел морские испытания, но никогда не использовался в сражении: война с Британией закончилась прежде, чем «Демологос» смог принять в ней участие. Он был поставлен на прикол в Нью-Йорке и использовался как склад. 4 июня 1829 года корабль был разрушен случайным взрывом из-за неосторожного обращения с огнем.

Роберт Фултон (англ. Robert Fulton; 14 ноября, 1765 - 24 февраля, 1815) - американский инженер и изобретатель, создатель одного из первых пароходов и проекта одной из первых подводных лодок.

Детство и юность

Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 года в городке Литтл-Бритн (Little Britain) графства Ланкастер, штат Пенсильвания, США. Его отец, Роберт Фултон-старший, был ирландцем, а мать - родом из Шотландии, они занимались фермерством. Помимо Роберта-младшего в семье было три дочери - Изабелла, Элизабет и Мэри - и младший сын, Абрахам. Когда ребёнку было всего три года, отец умер, и мать с детьми переехали в Ланкастер, продав ферму. В школе юный Роберт не блистал успехами, предпочитая проводить свободное время в местных оружейных мастерских, занимаясь рисованием, черчением и изготовлением фейерверков. В возрасте 12 лет Роберт увлёкся паровыми двигателями, а уже в 14 лет - успешно испытал свою лодку, оснащённую колёсным движителем на ручном приводе.

С 17 лет Фултон жил в Филадельфии, работая поначалу помощником ювелира, а затем - художником и чертёжником. В 1786 году, в возрасте 21 года, то есть по достижении совершеннолетия, Фултон, воспользовавшись советом Бенджамина Франклина, уехал в Англию, где изучал искусство рисовальщика и архитектуру у знаменитого Бенджамина Уэста, с отцом которого был дружен отец Роберта.

Пароход Фултона

Уже в 1793 году он представил планы постройки парохода правительствам США и Великобритании.

В 1797 году Фултон переехал во Францию. Здесь он экспериментировал с торпедами, а в 1800 представил Наполеону практическую модель подводной лодки, «Наутилус». В этом же году, по просьбе посла США Роберта Ливингстона, Фултон начал эксперименты с паровыми двигателями. В 1803 году паровое судно длиной 20 м и шириной 2.4 м было испытано на реке Сена, достигнув скорости 3 узлов против течения.

Воодушевлённый успехом, Фултон заказал более мощный паровой двигатель в фирме Болтона и Уатта. В 1806 году двигатель был доставлен в Нью-Йорк, куда переехал и Фултон, чтобы руководить постройкой судна. В том же году он создаёт проект подводного судна.

В первое плавание пароход Фултона вышел 17 августа 1807 года. Первый пароход часто называют «Клермонт». На самом деле, Фултон назвал его «Пароход Северной Реки» (англ. North River Steamboat), а «Клермонтом» называлась усадьба его партнера Ливингстона, на реке Гудзон в 177 км от Нью-Йорка, которую пароход посетил во время первого плавания. Затем пароход продолжил путь до Олбани.

Фултон запатентовал свой пароход 11 февраля 1809 года и в последующие годы построил ещё несколько паровых судов. В 1814 году Фултон заложил 44-пушечный военный пароход «Фултон I», также известный как «Демологос» (англ. Demologos), но не дожил до окончания постройки.

С 1813 года Фултон стал бы обладателем эксклюзивного права на постройку пароходов в России: император Александр I предоставил ему монопольное право на эксплуатацию пароходных судов на линии Санкт-Петербург-Кронштадт, а также на других российских реках в течение 15 лет. Но Фултон не смог воспользоваться договором, так как не выполнил основного условия договора - в течение трёх лет он не ввел в строй ни одного судна и этот контракт достался шотландскому промышленнику Чарльзу Берду.

Проект моста

Фултон создал проект чугунного моста и в 1796 году опубликовал его в Лондоне. Этот проект так и не был реализован на родине, но в 1806 году на основе этого проекта шотландский инженер В. Гесте в Санкт-Петербурге построил Зелёный мост через реку Мойку. Этот мост сохранился, пережив несколько расширений без изменения конструкции.

Закат жизни

Роберт Фултон скончался в 1815 году и был похоронен в Нью-Йорке. В его честь назван родной городок в штате Пенсильвания, два округа в штатах Нью-Йорк и Огайо и улица в Нью-Йорке.

Память

В 1825 году в его честь был назван город Фултон.

Литература

  • Абрамов В. Я. Стефенсон и Фультон (изобретатели паровоза и парохода): Биографические очерки. - СПб.: Типолитография и фототипия В. И. Штейна, 1893.
  • Виргинский В. С. Роберт Фультон (1765-1815). - М.: Наука, 1965. - 276 с.
  • Абрамов В. Я. Джордж Стефенсон и Роберт Фултон, их жизнь и научно-практическая деятельность // Гутенберг. Уатт. Стефенсон. Фултон. Дагер Ньепс. Эдисон. Морзе. Биографические повествования. (Из серии «Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова»). - Челябинск: Урал, 1996. - 438 с. - ISBN 5-88294-066-4.

В 1815 году Наполеон Бонапарт сбежал с острова Эльбы, в Вене открылся первый технический университет, в семье простого английского ремесленника, родился будущий великий математик Джордж Буль, а в России на воду сошел первый отечественный пироскаф «Елизавета».

Тогда толпы людей собрались у пруда Таврического дворца, дабы взглянуть на это чудо. А первый рейс пироскафа, или как его еще называли стимбота, состоялся 3 ноября этого же года, по маршруту Санкт-Петербург - Кронштадт. Именно там и прозвучало впервые столь привычное нам название — «пароход».

История создания

Идея использовать пар в механике была высказана еще в I веке н.э. греческим ученым Героном Александрийским, но первый паровой котел был изобретен только в конце 17 века.

В начале 18-го паровыми машинами уже было никого не удивить, а в 1783 году сошел на воду первый пароход «Пироскаф», название которого стало нарицательным. Изобрел его французский военный, маркиз Клод Жоффруа д’Аббан - инженер-самоучка.

Через 365 метров двигатель у парохода сломался, а маркизу пришлось отказаться от своей деятельности - ему не удалось найти инвесторов для своего изобретения.

В 1787 году сразу два американских изобретателя продемонстрировали свои паровые судна - Джеймс Рамси и Джон Фитч.

Более того, через три года паровая лодка, созданная Фитчем и Генри Фойгтом, целое лето курсировала между Филадельфией и Берлингтоном. Но и здесь коммерческая составляющая оказалась сильнее научной - проект был закрыт.

Ближе всех оказались шотландцы - Уильям Саймингтон и Патрик Миллер. Миллер помимо всего прочего стал еще инвестором предприятия. В 1802 году пустился в плаванье первый колесный пароход «Шарлотта Дандес». Он достигал семнадцати метров в длину и буксировал баржи на канале Форт-Клайд.

Отец пароходов

И тем не менее, Роберт Фултон по праву считается «отцом пароходов». Будущий изобретатель был пятым ребенком в семье, в школе не достиг особых успехов, но зато любил рисовать и чертить.

В 14-летнем возрасте он уже сконструировал и испытал свою первую лодку на ручном приводе. А в возрасте 35 лет, еще до изобретения им парохода, разработал проекты для трех подводных лодок. В 1803 — его паровое судно прошло испытание на водах Сены.

И уже в августе 1807 года пароход Фултона пустился в свое первое долгое плавание по реке Гудзон. Сам изобретатель назвал его «Пароходом Северной реки», но в историю он вошел под другим названием — «Клермонт».

Именно такое называние было у усадьбы, принадлежащей партнеру Фултона, где по легенде пароход совершил свою первую остановку.

В 1809 году Фултон запатентовал свое изобретение и вошел в мировую историю. В последующие годы своей жизни он успел построить еще несколько пароходов, а так же разработать проект первого в мире военного парохода.

Название ему дали «Демологос», что переводится с латинского, как «Глас народа». Ну а второе имя парохода просто и скромно — «Фултон».

Самый старый пароход

В настоящее время пароходы уже не строятся, их заменили теплоходы. И тем не менее кое где можно найти раритеты.

Например, на озере Мьеса в Норвегии, все еще курсирует колесный пароход «Скибладнер», сконструированный в 1856 году и являющийся самым старым пароходом в мире на данный момент.

У «Скибладнера» есть своя работа - круглый год он развозит почту, а летом на нем проводят водные прогулки и круизы.

В России тоже есть свой долгожитель - колесный пароход «Н. В. Гоголь», построенный в 1911 году все еще принимает на борту посетителей.