» » Современная мусульманка какая она. Положение мусульманки в современном мире

Современная мусульманка какая она. Положение мусульманки в современном мире

Роль мусульманской женщины совершенно уникальна по своей сущности: ислам предписал ей исполнение обязанности перед Богом, ее мужем, детьми, другими членами семьи, ее окружающими, и обществом, так и перед самой собой. Каждый аспект ее жизни Аллах Всевышний вырисовал в прекраснейшем порядке. Она - любящая жена и мать, ответственная хранительница домашнего очага, заботливая сестра, надежный друг, партнер. Она же воспитательница, помощница и советчица.

Одним из наиболее важных прав, которые ислам предоставил женщине, было право на образование.

Во времена раннего ислама женщины проявляли большую осведомленность в хадисах. Аиша, жена Пророка (СААВ), (да будет доволен ею Аллах), по праву считается одной из авторитетнейших источников исламских знаний, она передала две тысячи двести десять хадисов.

Аиша имела не только религиозное образование, но и отличалась обширными познаниями в поэзии, литературе, истории, медицине, и в других отраслях науки того времени.
Имам аз-Зухри сказал: "Если собрать знания Аиши (и сравнить их) со знанием всех женщин, то знание Аиши оказалось бы более достойным". Сподвижники Пророка (СААС) говорили: "Когда нам был неясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу". Сама Аиша не рожала детей, но известна как одна из "матерей правоверных" -почетное звание, которого удостоены жены Пророка(СААС).

Как-то раз известных шейх посетил одну мусульманскую страну. Его сопровождали местные мусульмане, и они проезжали мимо медресе. Он спросил: «А кто учится в этих заведениях?» Ему ответили: «Мальчики». «А есть ли школы для девочек?» «О, нет, нет, шейх! Чем больше они знают, тем больше у нас будет проблем!» «Постойте!» -сказал шейх,-«Что же это за религия? О чем это вы говорите? Насколько я понимаю, Аллах обращается всегда к нам так: «Йа аййюха ллязийна амману..» (О те, которые уверовали…) - Он обращается к мужчинам и женщинам одновременно. Любой аят или хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам! И когда Пророк (СААС) сказал нам: «Знание – это Фард (является обязательным)», то он имел в виду всех мусульман, включая и женщин!»

Мусульманки- ученые
Мы уже упоминали выше об Аише, жене Пророка (СААС), (да будет доволен ею Аллах) как о передатчице целого ряда хадисов.
Согласно Шалаби, последователю Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), Имам Шафи’и также учился у нее, когда он уже достиг известности. Карима бин Ахмед бин Армуази, передатчица и переводчица сборника хадисов «Сахих Бухари» говорит, что одним из её учеников был Аль Хатиб аль Багдади. Также Ибн Асакир, известный передатчик хадисов, насчитывал 80 женщин в качестве высоко почитаемых ученых. Имам Ас-Суюти высоко ценил некоторых женщин как крупных ученых своего времени, обращаясь к ним и ставя выше себя в знаниях хадисов и тафсира. Фатима бин Малик ибн Анас была известной студенткой Аль Муитты. Этот список можно продолжать до бесконечности – список женщин, которые внесли свой вклад в ислам.

Какой бы ни была роль мусульманки- жены, матери, или деловой женщины, работающей вне дома (а тем более, если она выполняет эти функции одновременно), ей необходимы знания. Стремление к знаниям - это даже не право, а обязанность каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Даже сам пророк Мухаммад (СААС) уделял свое время их обучению, поощрял их стремление к получению знаний. В одном из своих изречений посланник Аллаха (СААС) сказал: "Образование - это обязанность каждого мусульманина и мусульманки ". Из истории мы знаем, что мусульманки в знаниях не уступали мужчинам.

А кто воспитывает мужчин? Женщина. "Будущее нации - в руках матерей", - говорил Бальзак. Один поэт сказал: «Мать-это школа, которая готовит к жизни благородный народ». Невозможно воспитать сильную, многосторонне развитую личность, не имея образования. Любая мать должна быть готова дать своему ребенку соответственное воспитание и образование. Мусульманские ученые говорят: учишь мужчину - учишь одного человека, учишь женщину - учишь нацию.

Ислам гарантирует женщине не только эти права. Как сказано в Коране, женщины имеют равные права с мужчинами (но не надо понимать их, как идентичные). В исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак. Обратите внимание, что ислам еще 1400 лет назад предоставил женщине такие права и привилегии, которыми она никогда не пользовалась ни при какой иной религиозной или конституционной системе. Так, в соответствии с римским, и даже английским правом, вплоть до конца 19 века женщине не дозволялось владеть и распоряжаться своей собственностью. После замужества все ее имущество переходило в пользование мужа. Даже обретения права на обучение и свободу работы ей пришлось добиваться столетиями.

Итак, современная мусульманка должна быть грамотной, эрудированной; всегда готова оказать помощь мужу, родственникам, детям и другим, окружающим ее женщинам, причем не обязательно только мусульманкам.

Умение стильно одеваться не зависит напрямую от возраста, размера одежды, роста, и уж тем более от вероисповедания.

Ascia al Faraj

Эта стильная девушка - владелица успешного магазина косметики, fashion-блогер и обладательница армии поклонников, которая насчитывает больше 2 миллионов пользователей. Эйша обожает спортшик и , филигранно миксует стили, а еще делится в блоге лайфхаками по макияжу и уходу за собой.

Melanie Elturk

insta: @hautehijab

Мелания - fashion-блогер из Нью-Йорка и эталонный пример того, как может выглядеть мусульманская женщина двадцать первого века.

А еще у Мелании свой собственный интернет-магазин хиджабов.

Omaya Zein

insta: @omayazein

Омайя - блогер из США. Помимо Инстаграм с полумиллионной аудиторией ведёт не менее успешный канал на YouTube, где рассказывает о моде, макияже, спорте, а также знает 1000 и 1 способ как стильно повязать .

Imane Alasry

insta: @fashionwithfaith

Имэн живёт в Стокгольме. Возможно, именно с этим связана её неподдельная любовь к минимализму и . Если хотите вдохновиться лаконичными и стильными образами на год вперед - подписываться обязательно!

Summer Albarcha

insta: @summeralbarcha

Саммер - юная студентка бизнес-школы из Сент-Луиса. Начала карьеру модного блогера в 18 лет. Сегодня её блог читает полмиллиона человек, сама она сотрудничает с такими изданиями, как Marie Clare и Look Magazine и регулярно посещает все fashion-weeks во ВСЁМ мире. Любимый стильный приёмчик Саммер - это .

Soha Mohamed Taha

Соха - дизайнер одежды из Арабских Эмиратов, стилист, владелица магазина косметики, фотограф и жена русского айтишника:-)

Leena Asad

insta: @withloveleena

Лина - fashion-блогер из Техаса и будущий врач. Её блог один из тех, на который просто приятно смотреть. Одно сплошное эстетическое удовольствие.

Будьте стильными, красотки!

Каждый мусульманин должен знать, что ислам - это «религия природной сущности, то есть проистекает из самой природы человека». И для того, чтобы человек оставался физически и духовно здоровым в Священном Коране даны законы нравственности и морали, которые являются для мусульманина путеводителем в борьбе души с физическим телом, разума с невежеством и человеческими страстями.

Согласно исламу мать, жена, дочь являются для мусульманина образцом чести и достоинства. Уважение к мужчине со стороны общества зависит от морального сознания и нравственного поведения членов его семьи.

В противном случае мужчина теряет уважение со стороны членов коллектива, общины, диаспоры, уммы и общества, в целом. Это происходит в том случае, если мать, жена, дочь не соблюдают скромности в одежде, ходят в полуголом виде, вызывая у мужчин похотливое желание и порождая в их умах дьявольские умыслы.

Мусульманина, в семье которого женщины пренебрегают религиозной традицией в одежде, поведении, называют «даюсом» («даюс» – человек, в семье которого женщины занимаются блудом – «зинаам» или же привлекают внимание и возбуждают окружающих мужчин своим поведением и одеждой, подчеркивающей женские достоинства).

В связи с тем, что количество преступлений на сексуальной почве постоянно растет и многие мои братья по вере оказываются в местах лишения свободы за изнасилование и сексуальные домогательства, мы рассмотрим вопрос состояния и положения мусульманской женщины на сегодняшний день.

Миром управляет свод нерушимых традиций и законов, которые являются обязательным условием существования мира причинно-следственных связей.

И если сегодня для большинства мужчин становится нормой жизни та действительность, в которой их жены, дочери, сёстры потеряли чувство стыда, то такой мусульманин потакает разврату, нарушая исламский принцип призыва к дозволенному и заповедь от недозволенного: «Вы - лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое, запрещаете творить неодобряемое» (Сура Семейство Имрана, 110).

Но вопреки призыву к дозволенному и заповеди от недозволенного в наши дни даже в мечети часто можно увидеть мужчин в сопровождении жен, сестер, детей, одетых в обтягивающие тонкие майки, короткие мини-юбки, шорты, просвечивающиеся на свет макси-юбки, платки и шарфы не выполняющие свои функции и не прикрывающие глубокий вырез декольте.

Низкая нравственность женщин не соответствует духовной сущности человека, а потому вводит мужчину в животное состояние, когда им овладевает страсть обладания. И если это происходит на территории мечети, то молитва любви и благодарности, возносимая нашему Создателю в рабском состоянии плотских страстей, теряет свой сакральный смысл и дает противоположный результат.

Не возмущает современных мужей, отцов, братьев и тот факт, что посторонние мужчины смотрят на их жен, детей и сестер глазами голодного «кровожадного волка». Наоборот, сегодня мужчины гордятся тем, что женщины его семьи своим нескромным видом и вызывающим кокетством обращают на себя внимание, пробуждая животный инстинкт у лиц противоположного пола. .

Вопреки исламской религиозной традиции сегодня мужья разрешают женам ходить полуобнаженными как на улице, так и в семейном кругу. В результате, ни для никого не секрет, что появилось немало семей предающихся разврату, и за это проклятых Богом.

В таких семьях сожительствуют отец с дочерью, братья с сестрами. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что все нравственные и моральные искажения есть прямое следствие зла, творимого самими же людьми.

Зло творится и на телевидении, и в интернете. Люди потеряли страх Божий и виртуально впали в «свальный грех». Мужья, отцы, братья совместно с женам, сестрами и детьми, не стесняясь друг друга, смотрят эротическое кино с элементами секса и полуобнаженными, а порой и обнаженными мужчинами и женщинами.

Нет слов оправдания для поведения женщин – мусульманок, каждая из которых мать или в будущем станет матерью, про которых в Коране говорится: «Находись у ног своей матери, ведь там рай».

Вместо того, чтобы переключить канал или выйти из комнаты современные женщины, матери, жены, сестры без совести и стыда, находясь в обществе мужчин смотрят сцены разврата. Незамужние дочери в присутствии отцов позволяют себе вести вольную переписку в планшете или мобильном телефоне с мало знакомыми молодыми людьми. А замуж девушки выходят не за тех парней, с кем любезничают.

Сегодня нравы и религиозные мусульманские традиции в большинстве семей не только не соблюдаются, но и так пали, что в семейном обиходе вошли в постоянное употребление откровенные грязные матерные нецензурные слова.

Трагедия происходит с женщинами, находящимися в миграции и с теми, кто остался на родине без мужей. Многие из тех мусульманок, кто отправился за границу на заработки, занимаются проституцией. Условия жизни на съемных квартирах заставляют мужчин и женщин селиться в одной комнате, и как следствие – потерять стыд и достоинство. Те же женщины, кто остался с детьми на родине и не получает от мужей денег на жизнь, также вынуждены продавать свое тело, чтобы прокормить потомство. И те и другие впали во грех и потеряли страх воздаяния в загробной жизни за совершенные ими постыдные поступки. А несут ответственность за их грех и мужчины.

Поэтому я обращаюсь к вам, дорогие братья мои! Мне каждый день приходится видеть, как находясь на заработках в миграции, ваши жены, дочери, сестры ютятся в тесных комнатах вместе с чужими мужчинами, спят полуголые на полу, терпят насилие и оскорбления, не соблюдают мусульманские обычаи и традиции. И происходит такое потому, что мужчины пренебрегают ответственностью и перестают отвечать перед Аллахом за благо своей семьи и справедливое отношение к матерям, женам, сестрам.

Помните, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из ходисов говорит: «В конце света войдут в мою умму такие группы мужчин, что они дома будут сидеть, а своих жён на заработки отправят. Знаете что они не от меня».

Я обращаюсь к вам, дорогие сестры!

Согласно религиозной традиции каждая мусульманка обязана прикрывать голову и всё тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног. Это приказ Всевышнего Аллаhа. Поэтому в этом вопросе нет обсуждения и свободы маневра.

И не забудь, моя сестра, что желание быть неприкрытым и голым является врожденным качеством, присущим только животным. Поэтому побойся Аллаха, закрой своего телу не опускайся до уровня животного. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приравнял выставление себя напоказ к одному из самых страшных смертных грехов.

ПОКРЫВАЛО - ЭТО ЗАЩИТА ЧЕСТИ ЖЕНЩИНЫ

сестра моя, бойся Аллаха, одевай одежду просторную и широкую, а не узкую и облегающую, чтобы не искушать мужчин. Предотвращай грех соблазна.

Облегающая одежда подчеркивает женственность, и, взглянув на женщину, мужчина может представить себе ее фигу­ру в целом. Покрывало должно быть сделано из плотной и толстой ма­терии и быть непрозрачным для взгляда, так как только таким образом может быть достигнуто настоящее прикрытие женщины. Прозрач­ное же покрывало делает женщину прикрытой только номиналь­но, а фактически она обнажена.

К сожалению, сегодня большинство женщин, не понимая роль и предназначение хиджаба, одевают на голову платок, но тело при этом оставляют полуобнаженным. Или же одевают на голову тонкий облегающий платок, короткую юбку или обтягивающие брюки, и считают, что следуют исламской традиции.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В конце в моей умме будут разнаряженные одетые-голые (полуголые) женщины с головами, подобными наклонившимся верблюжьим горбам. Прокляните же их, ибо они являются проклятыми».

В другом хадисе дополни­тельно сказано: «И не бывать им в Раю, и не ощутить им его запаха, хотя его запах, истинно, ощущается даже на расстоя­нии».

Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что ношение женщинами тонких и прозрачных одежд, обрисовывающих их фи­гуры, является одним из смертных грехов.

НЕ БУДЬ «ДАЮСОМ», ЕСЛИ ТЫ ДАЖЕ ДАЛЕК ОТ АХКАМИ ШАРИАТА

Где те мужчины, которые ревнуют своих жен, дочерей, матерей и сестер?

К сожалению, у большинства мужчин не осталось мужской гордости, мужской чести и мужского достоинства.

Одеваются такие мужчины согласно моде, а не традиции. Ведут себя подобно баранам в стаде, забывая, что если мусульманин, то значит – личность.

Такие мужчины теряют рассудок, забывая, что согласно Корану мусульманин должен бороться с безволием, и что в исламе уважается разум. Ряд исламских установлений призывает к сохранению рассудка, а то, что мешает осуществлять волю, называется «распущенностью».

Часто можно видеть, как мужчина ведет себя не как мужчина. В одежде он уподобляется распущенной и развратной женщине. Одевает короткие шортики выше колен, майку с огромными вырезами на груди и спине и обтягивающие джинсы, подчеркивающие мужские гениталии. И в таком виде он не только ходит по улице и появляется в общественных местах, но и предстают перед очами матери, жены, дочери, сестры и невесты.

Немало и тех мужчин, кто спокойно относится к тому, как одеты его жена, дочь, сестра…. Такие мужчины не только безразличны, они еще и защищают тех членов семьи, кто предается искушению и разврату. Они готовы спорить с отцом, матерью, оправдывая греховные пороки и деяния жены и дочери. Часто можно услышать от них: «Не трогай мою семью. Как хотим, так и одеваемся. Куда хотим, туда и ходим. Что хотим, то и смотрим».

Без сомнения такая группа людей заслуживает проклятия Всевышнего, потому что идет против закона Аллаха. Амри маъруф ва нихи мункар.

Поэтому бойся Аллаха, когда кто-то жалуется на неправильное поведение твоей жены, сына, дочери. Этот человек не злословит, он искренне переживает за тебя. .

Брат мой, будь внимателен к своей семье. Ведь каждый богобоязненный верующий ревнив к своим женам и дочерям и ко всем родственницам. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил женщине ездить в поездку без махрама (близкого родственника) на расстояние одного дня пути (т.е. 30-40 км). Одна из премудростей содержащихся в этом велении, это чтобы не происходили подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

“Три человека никогда не войдут в Рай: 1) безревностный (Даюс) , 2) женщина уподобляющаяся мужчинам, и 3) человек привыкший к распитию вина”. Сподвижники спросили: “О Посланник Аллаха, мы знаем кто такой привыкший к вину, но кто такой безревностный (даюс)?”. Пророк сказал: “Это тот кто не обращает внимания на то, кто входит к его семье”.

Хайриддини Абдулло. Руководитель Отдела по духовному воспитанию и духовной культуре Общероссийского общественного движения “Таджикские трудовые мигранты”.

В последние годы религиозные деятели часто говорят о необходимости возрождения традиционного ислама, под которым одни понимают религию времён Пророка Мухаммада (с.г.в.) и праведных халифов, другие - то же самое, но с учётом национальных традиций мусульманских народов.

С момента окончания эпохи Праведного халифата прошло без малого 1400 лет. За это время в мире многое изменилось, в связи с чем возникает вопрос о том, возможно ли подстроить исламские нормы под реалии современного общества?

14-вековой исторический период привнёс в наш мир много нового. Масса достижений современности потребовала тщательного изучения мусульманскими богословами для вынесения о дозволенности или запретности того или иного предмета либо явления.

Кроме того, глобализация привнесла в сознание верующих и некоторые размышления о пересмотре базовых принципов ислама. Подобная тенденция получила широкое распространение в тех странах, где весьма популярны демократические ценности. В связи с этим многие молодые мусульмане попадают в ситуации, когда исламские каноны вступают в противоречие с либеральными нормами.

Сегодня среди наших братьев по вере, проживающих на Западе, набрала популярность идея так называемого современного (или либерального) ислама, который рассматривается как компромисс между строгими религиозными канонами и ценностями демократического общества.

Истоки современного ислама

Считается, что зачатки современного ислама появились в Турции в эпоху правления Мустафы Кемаля Ататюрка, который взял курс на либерализацию в государстве, и религиозная сфера не стала исключением. В частности, при первом президенте Турецкой республики в стране был упразднён титул халифа, который считался неотъемлемым атрибутом мусульманского мира и служил связующим звеном между исламом и обществом.

Кроме того, Ататюрк ликвидировал должность шейхуль-ислама - главного мусульманского улема страны, а также закрыл многие медресе и приходские школы, казыятские суды (суды, руководствующиеся исламским правом - прим. Islam . Global ) и Министерство по делам Шариата. Одновременно с этим Мустафа Кемаль активно навязывал населению западные ценности, которые постепенно вытесняли из сознания турок исламские воззрения.

Основные положения либерального ислама

Исламские либералы ставят под сомнение обязательность соблюдения некоторых исламских канонов. Причина тому - в укладе жизни демократического общества, который, по их мнению, не позволяет мусульманам в полной мере придерживаться всех шариатских предписаний.

Ярчайшим примером служит вопрос обязательности ношения хиджаба женщинами-мусульманками. Представители современного ислама утверждают, что ношение традиционного хиджаба, прикрывающего всё тело за исключением овала лица и кистей рук, может быть не обязательным в ряде случаев. Например, в местностях, где мусульмане составляют меньшинство, а доминирует западная или иная другая культура.

Как считают «современные» мусульмане, в либеральном обществе мусульманкам не следует носить традиционный хиджаб, так как в таком одеянии женщины выделяются из толпы и тем самым притягивают к себе лишние взгляды. Хотя основное предназначение хиджаба прямо противоположное - подчеркнуть скромность девушки. В таких ситуациях, как правило, мусульманское одеяние заменяют косынкой или платком, который покрывает не всю, а бо льшую часть головы, оставляя открытыми передние волосы.

Кроме того, представители либерального ислама выступают за установление демократических режимов и всеобщее распространение западной культуры в арабских странах. Также они считают, что совершение намаза дозволено не в строго определённые часы, как того требуют традиционалисты, а в любое удобное для человека время.

К тому же отношения до брака, включая встречи тет-а-тет, прикосновения друг к другу и даже поцелуи, считаются у «современных» мусульман вполне нормальным явлением, в то время как традиционалисты причисляют всё это к прелюбодеянию.

В качестве аргументации своей позиции мусульмане-либералы приводят хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.) о нежелательности проявления . Один из таких хадисов звучит следующим образом: «Опасайтесь излишеств в религии, так как тех, кто жил ранее, погубило именно излишество в религии» (хадис приводят ан-Насаи и Ибн Маджа). В другом хадисе сказано: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения» (аль-Бухари).

Данные хадисы, уверены сторонники «современного ислама», служат наставлением Посланника Аллаха (с.г.в.) к соблюдению умеренности в исламе, которая трактуется ими как необходимость упрощения жизни для мусульман, включая верующих, проживающих в немусульманском мире. А потому в подстраивании исламских канонов под господствующие в современном мире ценности либерализма нет ничего зазорного.

На взгляд мусульман-либералов, верующие, которые проживают в неисламских странах, находятся в состоянии договора с иноверцами, так как они проживают с ними в одном обществе. В связи с этим правоверные обязаны соблюдать местные правила и нормы, чтить местную культуру и обычаи, так как всё это является частью договора. Ведь в Священном Коране Всевышний говорит:

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам...» (5:1)

Доводы «консерваторов от ислама»

Идеология «облегчённого» ислама нередко подвергается критике со стороны представителей традиционного, которые обвиняют оппонентов в искажении религии Аллаха. В частности, мусульмане-консерваторы характеризуют «современный ислам» как заблуждение, созданное западным миром с целью сбить с истинного пути как можно больше людей.

При этом традиционалисты подвергают критике отдельные положения своих либерально настроенных единоверцев, которые противоречат многим хадисам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и мнению великих богословов. Дескать, хадисы, приводимые представителями современного ислама, трактуются ими в свою пользу, и на самом деле Посланник Всевышнего (с.г.в) имел ввиду совершенно иное. Как утверждают традиционалисты, базовые положения исламской религии, включая обязательность совершения намаза в определённое время и ношение хиджаба, непоколебимы, а значит, их соблюдение является обязательным.

Таким образом, современный ислам стал своеобразным вариантом «религии компромисса» между исламскими канонами и ценностями либерализма. Однако в случаях противоречия между двумя системами приоритет отдаётся, как правило, либеральной составляющей. Подобный подход стал своего рода выходом из двойственного положения (жить по светским законам или по Шариату) для мусульман, проживающих в большинстве стран мира, включая Россию. Современный ислам призывает правоверных чтить и уважать культуру региона своего проживания, а не противиться ей.

Нурди Нухажиев, Уполномоченный по правам человека в ЧР

Миропонимание в исламе и его ценности представляют собой исламскую цивилизацию. У этой цивилизации есть свои, четко сформулированные, принципы положения женщин в обществе, в семье. Однако когда мы говорим о положении мусульманки в современном мире, считаю необходимым еще раз вспомнить о том, как формировалось само отношение к исламу.

Еще на заре знакомства западного мира с исламом он представлялся ему в негативном свете, и поэтому по нынешний день на Западе существует устойчивое представление о мусульманке как об угнетенном, не имеющем никаких прав, забитом существе.

К примеру, английский ученый Уильям Монтгомери отмечал, что исламоведа поражает тот путь, который формировал в средневековой Европе (до сих пор продолжающий витать над европейской общественностью) искаженный образ ислама.

К сожалению, стереотипы об исламе, в частности, об отношении мусульман к женщине, все еще крепко сидят в сознании, в том числе, и большей части российской интеллигенции, не говоря уже о рядовых жителях России. Так же многие регионы, где преобладает мусульманское население, дают поводы, чтобы вышеприведённое представление о мусульманке сохранялось в умах многих людей, в том числе и самих мусульман.

А какое же место на самом деле отводит женщине ислам?

Приветствуя и поощряя активное участие женщины в социальной, культурной, политической и экономической жизни общества, ислам в то же время отводит ей главную роль в жизни семьи. Такой взгляд исходит из физиологической, психической, эмоциональной природы женщины. Кстати, в этом плане авраамические религии не имеют принципиальных разногласий. И еще, когда говорят об исламском обществе и, в частности, о положении женщин в этих обществах, надо иметь в виду, что подавляющее большинство мусульманских стран недавно, по историческим меркам, освободились от колониализма.

Как показывает опыт, и это освобождение во многом условно. Именно поэтому мусульманские общества еще не раскрыли свой потенциал, они все еще нарабатывают опыт. А о том, что исламская цивилизация может дать очень многое в копилку общечеловеческого развития, красноречиво свидетельствует ее «золотой век». Найти золотую середину как в личной, так и в социальной жизни общества – вот главная задача женщины-мусульманки в современном мире.

В каких условиях начиналось и закончилось формирование чеченской ценностной шкалы, и какое место в ней отводилось женщине? Не углубляясь в рассуждения, приведу слова одного из самых высокочтимых людей в Чечне и Дагестане – чеченского философа, религиозного деятеля 19 века, устаза (Учителя) Кунта-Хаджи Кишиева. Он наставлял своих учеников (мюридов) относиться к женщине как к святой. Учитывая, что в Чечне наставления Кунта-Хаджи Кишиева и сегодня чтут как нравственный ориентир, я имею полное право утверждать, что уважение к женщине в чеченском обществе было самое высокое, хотя в последние годы такое отношение претерпело некоторую деформацию. Но, как отмечает кандидат философских наук Барет Нанаева, женщина и сегодня в чеченском обществе, несмотря на некоторые ограничения, занимает более достойное место в обществе, чем в ряде других регионов мусульманского мира. Отмечу сразу: именно ценностная шкала народа показывает истинное отношение к женщине в обществе. На формирование ценностной системы чеченского народа большое влияние оказала форма ислама, которая утвердилась в Чечне.

С моей точки зрения, решающее влияние на этот процесс оказали два фактора.

Первый – в Чечне в конечном счете утверждается суфийский ислам, который проник к нам в начале 15 века, после того как он был запрещен и преследовался в Османской империи. Суфийская форма ислама отличается терпимостью, стремлением к совершенству, отвергает всякое насилие над любым живым существом и неживой природой. С этого времени чеченцы начинают перерабатывать свое обычное право через призму нравственных ценностей суфизма.

Второй фактор: чеченцы примерно в то же время начинают длительную и упорную борьбу и, в результате, свергают сословное иерархическое общественное устройство и устанавливают на своей этнической территории демократическое правление (по сути дела – республику). Подчеркну, что в то же время у соседних с нами народов окончательно складываются общества с социальным неравенством, в которых, в отличие от чеченского общества, отношение к женщине определялось ее социальным положением. Именно ценностная система, сложившаяся на базе этих двух факторов, сделала своеобразным и специфичным отношение к женщине в чеченском обществе. Оно разительно отличалось от отношения к женщине у других народов Кавказа. Этот факт отмечали многие ученые, писатели, путешественники.

Так, грузинский писатель и этнограф Александр Казбеги, прекрасно знавший культуру кавказских народов, писал: «Чеченская женщина свободнее всех женщин и поэтому честнее всех. Никогда не допустит она непристойности…»

А вот что писал русский военный писатель, генерал, участник Кавказской войны Мелентий Ольшевский: «Вообще нужно сказать, что у чеченцев женский пол пользуется несравненно большей свободой, нежели у соседей». Ему вторил его современник – знаменитый имам Шамиль, аварец по национальности. Он отмечал: «… женщина у них (у чеченцев) какая-то святая, неприкосновенная. Ее нельзя оскорбить и унизить ни словом, ни делом». Наш современник, чеченский этнограф Саид-Магомед Хасиев отмечает: «Женщина-мать заслужила у всех народов уважение, но у чеченцев она поставлена в совершенно особое положение». Отличие воспитательной системы чеченцев от их кавказских соседей отмечали Пушкин и Лермонтов. Стоит только вспомнить их поэмы «Тазит» и «Мцыри».

Приведу еще один красноречивый факт, который не оставляет никаких сомнений в том, что женщине в чеченском обществе отводилось, наравне с мужчинами, достойное место.

Как отмечает тот же Хасиев, который является большим авторитетом в области этнографии Кавказа, в ценностной шкале чеченцев человек является венцом природы, представителем Всевышнего на земле, и поэтому в традиционной чеченской культуре мужчина и женщина являются равновеликими и равнозначными. Думаю, нужно отметить и следующий факт: другие мусульманские народы и даже народы других вероисповеданий, живя среди чеченцев, во многом переняли чеченское отношение к женщине. Чеченская ценностная шкала в наш технологический и информационный век, естественно, начала меняться. Активное участие женщины в общественной, экономической жизни, конечно же, надо приветствовать и поощрять. Сегодня равноправное положение женщины во многих вопросах общественной и личной жизни в Чеченской Республике стало реальностью. Повторюсь, иногда говорят, что женщины в Чечне в чем-то ущемлены, но мы с таким утверждением категорически не согласны. Такое, в кавычках, ущемление, как выше отмечалось, обусловлено природными, физиологическими, психологическими и другими данными женщины. Следует отметить, что за последние 25 лет женщина в Чечне была вынуждена брать на себя не свойственные ей функции. И это не могло пройти бесследно. Социальные роли мужчин и женщин подвергались переоценке. Но этот процесс, как отмечают ученые, еще не достиг точки невозврата.

Общественная мораль в Чечне и сегодня требует соблюдения ментальных установок в отношении роли мужчин и женщин.

Особенно строга мораль в сельской местности, где проживает большинство чеченского населения. Такое состояние объясняется социально-политическими и экономическими условиями. И улучшение этих условий естественным образом будет способствовать выравниванию социальных ролей мужчин и женщин.

Жизнь существует только в развитии, и поэтому понятно, что с ростом материальной и духовной культуры будет изменяться жизнь женщин в чеченском обществе. Вместе с тем, необходимость сохранения семейных ценностей требует повышения роли женщины в функционировании семьи. Как пишет упомянутая выше Нанаева, «в сочетании архаичных традиций и современной цивилизованной жизни состоит ключ к преодолению кризиса, … без надежной опоры на прошлое у общества нет настоящего, тем более, будущего. Язык и нравственные традиции – «золотой фонд» нации. Его нельзя изменять, и ему нельзя изменять».

Чеченское общество консервативно по своей природе. Но это не застойный консерватизм, в том числе и по отношению к женщине, а, как отмечал Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос французского журналиста, «консерватизм, нацеленный на развитие». В настоящее время в Чеченской Республике в сфере культуры, образования, медицины работает около 50 % женщин. Доля женщин в местных органах власти составляет около 10 %. Они заняты в бизнесе. В нашей республике предприняты системные меры, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда. С повышением уровня жизни женщина будет все шире представлена в общественной и экономической жизни чеченского общества. Здесь нет никаких споров.

Вопрос в том, чтобы при этом женщина не потеряла той роли, которая определена ей природой.