» » Специфические и серединные культуры локальные. Понятие локальной культуры – Главы в книгах – Публикации ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики

Специфические и серединные культуры локальные. Понятие локальной культуры – Главы в книгах – Публикации ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики

термин, принятый в культурологии, обозначающий, с одной стороны, разнообразие географических и социальных параметров, накладывающихся на культуру, а с другой - осваиваемых ею, что ведет к формированию конкретных исторических типов культуры, которые и называют Л.т.к.

  • - виды, встречающиеся только в какой-либо группе ценозов...

    Словарь ботанических терминов

  • - гомологии группы определенные в точках - гомологии с компактными носителями...

    Математическая энциклопедия

  • - теоремы о перенесении свойств с локальных частей модели на всю модель, установленные А. И. Мальцевым...

    Математическая энциклопедия

  • - юр. коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - подземные воды, приуроченные к определенным горным породам, имеющим незначительные площади распространения...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - ...

    Энциклопедический словарь нанотехнологий

  • - См. АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ...

    Словарь бизнес терминов

  • - нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей...

    Словарь бизнес терминов

  • - Нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...Локальные дефектные участки газопровода - участки газопровода, на которых существуют условия отслоения изоляционного покрытия и протекают коррозионные и/или стресс-коррозионные процессы.....

    Официальная терминология

  • - местные договоры...

    Справочный коммерческий словарь

  • - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации...

    Экологический словарь

  • - См. Акты о труде нормативные...

    Словарь бизнес терминов

  • - Сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной...

    Словарь бизнес терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "..."локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 12...

    Официальная терминология

"локальные типы культур" в книгах

6.2.6. Локальные украшения

автора Гурман Э Г

6.2.6. Локальные украшения

Из книги Допинги в собаководстве автора Гурман Э Г

6.2.6. Локальные украшения Одним из отличительных породных признаков в ряде случаев является наличие локальных шерстных украшений - бороды, усов, челки, «штанов» или очесов на лапах, «юбки», гривы и др. Иногда поклонники некоторых пород доводят такой породный признак до

3.5. Ментальная типология культур (типы культуры в соотношении с этапами развития типов сознания)

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

3.5. Ментальная типология культур (типы культуры в соотношении с этапами развития типов сознания) Теория ареалов позволила выделить несколько глобальных типов культурыВ литературе описан ряд типов (глобальных типов) культуры, существовавших на протяжении культурной

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов, мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб., 1994.Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт

Типы культур

Из книги Мистерии Евразии автора Дугин Александр Гельевич

Типы культур Три парадигматические сакральные расы дифференцируются не столько по внешним признакам или психологическим особенностям, сколько по метафизической позиции, определяющей их основные культурные проявления. “Ура-Линда” предлагает, таким образом, три

Локальные стили

Из книги HTML5 для веб-дизайнеров автора Джереми Кит

Локальные стили То, что у каждого элемента-разделителя есть свое собственное содержание, делает эти элементы прекрасно подходящими для решений на Ajax. И снова HTML5 показывает свое происхождение из спецификации для веб-приложений.Однако если вы попытаетесь перенести

16.5.8. Локальные флаги

Из книги Разработка приложений в среде Linux. Второе издание автора Джонсон Майкл К.

4.10 Локальные сети

Из книги TCP/IP Архитектура, протоколы, реализация (включая IP версии 6 и IP Security) автора Фейт Сидни М

4.10 Локальные сети Рассмотрим, как IP и другие протоколы пакетируют кадры для пересылки по локальным сетям. Классическая локальная сеть предполагает следующие свойства:? Станции совместно используют физический носитель.? Существуют правила управления доступом к

Локальные политики

Из книги Недокументированные и малоизвестные возможности Windows XP автора Клименко Роман Александрович

Локальные политики Раздел Локальные политики содержит три политики: Политика аудита, Назначение прав пользователя и Параметры безопасности.? Политика аудита - позволяет определить события, факты происхождения которых будут записываться в журнал Безопасность

Локальные переменные

Из книги Давайте создадим компилятор! автора Креншоу Джек

Типы, характеризуемые значениями, ссылочные типы и оператор присваивания

автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями, ссылочные типы и оператор присваивания Теперь изучите следующий метод Main() и рассмотрите его вывод, показанный на рис. 3.12.static void Main(string args) { Console.WriteLine("*** Типы, характеризуемые значением / Ссылочные типы ***"); Console.WriteLine(-› Создание p1"); MyPoint

Типы, характеризуемые значениями и содержащие ссылочные типы

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями и содержащие ссылочные типы Теперь, когда вы чувствуете разницу между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами, давайте рассмотрим более сложный пример. Предположим, что имеется следующий ссылочный тип (класс),

Типы, характеризуемые значениями, и ссылочные типы: заключительные замечания

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями, и ссылочные типы: заключительные замечания Чтобы завершить обсуждение данной темы, изучите информацию табл. 3.8, в которой приводится краткая сводка основных отличий между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами.Таблица

Локальные контексты

Из книги Эффективное использование STL автора Мейерс Скотт

Локальные контексты В совете 35 приведена реализация сравнения строк без учета регистра символов с применением алгоритмов mismatch и lexicographical_compare, но в нем также указано, что полноценное решение должно учитывать локальный контекст. Книга посвящена STL, а не вопросам

КУЛЬТУР ТИПЫ

КУЛЬТУР ТИПЫ - идеальные абстрактные логиче­ские модели реальных культур. К. т. никогда полнос­тью не совпадают с содержанием реальных культур, к-рые охватывают одновременно более одного К. т., представляя собой некий переходный тип, не соответ­ствующий в полной мере никакой идеальной модели. Напр., греческая культура была сочетанием военного, религиозного, цивилизационного и научного типов с преобладанием цивилизационного. Несмотря на то, что идеальные модели культур не совпадают с реальными культурами, категория К. т. имеет теоретико-позна­вательную ценность, позволяя применять для изуче­ния реальных культур и их сравнения некие идеаль­ные эталоны, образцы.

Г. П. Матяш

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ - культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате се­рии природных вызовов (“вызов моря” - Минойская культура, “вызов засушливой земли” - Египет) в ал­лювиальных долинах Тигра и Евфрата (Аккад, Шу­мер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура. Ти­пологические черты локальных культур: а) вписан­ность в природные ритмы; б) идеал личности, симво­лизирующий ненарушение своим моральным и соци­альным поведением природных ритмов (у-вэй (Китай)); в) осуждение инноваций, ретроспективность основных культурных регуляторов (“выпрямление имен” Кон­фуция); г) знание носит сакральный характер; д) ис­кусство имперсонально и канонично.

Локальные культуры - закрытые общества с вер­тикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии). Человек локальных культур - сословный ин­дивид (качества личности - функция от качеств со­циальной группы, к которой он принадлежит). Доми­нанта локальных культур - религия этнического и ритуалистического типа.

Концепция локальных культур О. Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ, историк, культуролог. Его книга "Закат Европы", написанная в 1914 году и опубликована в 1917 стала одной из самых популярных в мире; она казалась 20 раз сразу после выхода, его называли "духовным наркотиком", "философским шлягером". Очевидно, случилось это потому, что Шпенглер не только правдиво рассказал о современной эпохе, но и проникновенно предсказал много противоречий будущего.

К изучению истории, считал философ, нельзя подходить с позиций строгого научного анализа; в истории главное - уловить уникальность, а в этом интеллект способен - нужна интуиция. Понять, оценить культуру можно только изнутри, почувствовав ее.

В Шпенглера нет понятия "человечество" - есть отдельные народы (культуры). Он считал, что каждая культура вырастает на основе собственного "прафеномена" - способа переживания жизни и живет примерно 1200-1500 лет определенном "биологическому ритму" (рождение, детство, молодость, зрелость, старость). В жизни культуры Шпенглер выделял два основных этапа.

1. Этап поднятия культуры - органическая эволюция.

2. Этап упадка культуры - цивилизация - механический тип эволюции; для него, в частности, характерно:

Окостенение творческих начал;

Омасовлення жизни (символ омасовлення - города)

Глобализация (принцип пространства побеждает принцип времени, отсюда неизбежные мировые войны) ",

Бездуховность жизни (переход от творчества к спорту, от литературы - до варьете, от героев - к инженерам, замена поэзии механикой).

Шпенглер еще в 1914 году предсказал вторую мировую войну и практически все глобальные проблемы нашей эпохи.

Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби

Арнольд Тойнби (1889-1975) - английский философ, историк считал, что всемирную историю человеку не дано понять; это - область божественного видения. Логику развития можно понять только в отношении отдельных цивилизаций. Единица изучения истории - отдельно взятое общество. Общества делятся на два типа:

Первый тип - "примитивные";

Второй тип - "цивилизационные".

Развитие общества осуществляется через "мимесис" - подражание. Первый тип - это общества, которые позволяют старым, были, опираться на традиции и авторитет предков. Второй тип следует своим героям, лидерам, творческим личностям. Герои создают динамику развития, они способны концентрировать энергию и отвечать на «вызов» истории. Тойнби считает, что человек достигает цивилизации не вследствие биологического деревянные (наследственности) или благоприятных условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особых трудностей, вдохновляет его на беспрецедентное до сих пор усилия. Таким образом, внутренний механизм истории, по Тойнби, можно представить: вызов ответ. "Вызовы", по его мнению, делятся на три вида:

1. Неблагоприятные погоды и условия (например, болота в дельте Нила - вызов для древних египтян, леса и морозы - для русских).

2. Нападение иностранцев.

3. Гниение предыдущих цивилизаций (например, падение еллиноримськои цивилизации вызвало к жизни взлет Византийской и Европейской культур).

Таким образом, даже краткое перечисление концепций прогресса дает представление об их разнообразие и различную методологическую направленность.

Как это объяснить? Возможно, общественная наука находился еще "в пеленках" и пробыл различные гипотезы, объясняющие сущность развития общества; а может быть, развитие общества настолько разнообразен, разноплановый, что все эти концепции, которые отражают одну из его сторон, граней, обладают истиной (каждая по-своему и своей)?

Эти вопросы, как и многие другие в философии, мы оставим открытым, но не как доказательство бессилия своего ума, а как стимул для его дальнейшего развития.

Пополните свой словарь:

прогресс, регресс, эскалаторная модель истории, древо видна модель истории, критерий прогресса, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, технократические концепции прогресса, постиндустриальное общество, культурно-цивилизационный циклизм, культурно-исторический тип.

Поработайте над следующими творческими задачами. Задание 1

В истории явно прослеживается тенденция ускорения темпов общественного прогресса: для примера: млекопитающие живут на земле около 50 млн. Лет, гоминиды - 4 млн. Лет, homo sapiens -около 40 тыс. Лет, аграрная революция произошла примерно 8 тыс. Лет назад, промышленная революция - 200 лет, научно-техническая революция - 50 лет...

Определите внутренние механизмы и факторы ускорения общественного прогресса. Или тенденция ускорения в будущем бесконечна, наступит время, когда прогресс общества замедлится и достигнет каких-то оптимальных темпов?

Задание 2

Философ Владимир Соловьев в своей небольшой работе "Тайна прогресса" рассказывает сказку: "В глухом лесу заблудился охотник. Уставший, он сел на камни над широким бурным потоком. И стало охотнику тяжело на душе." Одинокий я в жизни, как в лесу ", - думается ему, - и давно уже сбился с пути по разным тропам... Одиночество, тоска и гибель... "Здесь кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха... "Слышишь, добрый молодец... перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперек течения..." Был охотник малый Добросердечный. "Ну, бабушка, полезай на закорках, и кости - то свои во внутренность подтяни, а то розсиплешся - в воде не соберешь". Вскарабкались бабушка к нему на плечи, и он почувствовал такую страшную вес, как гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, думает, теперь уже на попяткы стыдно!" Вошел в воду и вдруг как будто не так трудно, а там с каждым шагом все легче и легче... Выйдя на берег так оглянулся: вместо бабы прижалась к нему красавица, которую не описать, настоящая царь-девица... "

(Соловьев BC Тайна прогресса).

Сказка - ложь, да в ней - намек... Какие философские идеи вы видите в этой сказке? Какие особенности общественного прогресса можете выделить, сравнивая его с развитием природы?

Назовите основные критерии общественного прогресса.

Задание 4

Приведите аргументы в доказательство того, что прогресс является главным направлением человеческой истории.

Задание 5

Попробуйте ответить на вопрос великого русского писателя-философа Л. Толстого: не такой простой ход прогресса, когда делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы... и снова шаг вперед материальных усовершенствований и второй шаг морального... (Л.Н. Толстой).

Согласны ли вы с таким взглядом на общественное развитие.

Задание 6

Существует такой критерий прогресса, как способ распределения произведенного продукта. В распределении человечество стремится реализовать принцип равноправия и справедливости.

Как вы понимаете этот принцип? Какие существуют механизмы в обществе для его реализации?

Задание 7

Охарактеризуйте подробно такой критерий общественного прогресса, как количество и структура использования свободного времени. Оцените с позиции этого критерия нашу эпоху.

Задание 8

О какой закономерность общественного прогресса идет речь в следующем высказывании: "... Промышленный прогресс вовсе не параллельный в истории с прогрессом искусства и настоящей цивилизации..."

(Э. Ренан. Поэзия с выставки).

Приведите факты, иллюстрирующие эту закономерность.

Задание 9

О каком измерение, какой критерий общественного прогресса идет речь в следующих отрывках художественно-философских тезисов:

"Прогресс - стремление к приведению человека в человеческий сан..."

(Н. Чернышевский)

"Все прогрессы - реакционны, если рушится человек". (А. Вознесенсьтй. Оза).

"Кому нужен такой технический прогресс, не делает человека добрее, сердечнее, благороднее..." (Ю. Бондарев. Тамо мора лис "). Какие критерии общественного прогресса Вы можете назвать. Как с их помощью можно объяснять ход истории?

Задание 10

Насколько полно в современном нам обществе реализован гуманистическое содержание прогресса? Аргументируйте свой ответ.

Какие принципиальные положения диалектики отражены в следующем взгляде Д. Лисарева на общественное развитие. "Человечество продвигается вперед - это верно; но никак не следует думать, что каждый шаг вперед и каждое движение - движение к лучшему. Напротив, человечество продвигается вперед не по прямой, а зигзагами; каждый успех покупается ценой многих ошибочных попыток".

(Д.Писарев Популяризаторы негативных доктрин).

Приведите исторические примеры, подтверждающие эти положения.

Кем и когда впервые было введено в социологию понятие "общественно-экономическая формация".

Попробуйте оценить уровень развития общества, в котором мы живем с точки зрения формационного подхода.

Как Вы понимаете, известное высказывание К. Маркса о том, что прогресс подобен языческого идола, не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых.

Какая особенность и какая закономерность прогресса здесь замечена?

Видя прямую зависимость социальных изменений от изменений техники, американский социолог Уайт считает, что социальные системы играют второстепенную, подчиненную роль по отношению технических систем. Техника - это независимая переменная, социальная система -зависимая система. Проанализируйте эту концепцию.

С чем Вы согласны, с чем - нет. Аргументируйте свои выводы.

Современная НТР создает огромные возможности для увеличения власти человека над природой. Вместе с тем известно, что ресурсы природы не безграничны. На этом основываются пессимистические прогнозы о возможной естественную гибель человечества из-за нехватки средств существования.

Согласны ли Вы с такой точкой зрения? На что по Вашему могут опираться соответствующие оптимистичные прогнозы?

В последней трети XX века все более остро критиковался технократический подход.

Согласны ли Вы с этой критикой? Покажите на конкретных примерах, к чему может привести "логика железяк" - "сначала технику создадим, затем человеком заниматься будем..."

Некоторые ученые утверждают, что на определенной стадии технического прогресса техника поднимется над человеком, а не человек овладеет технику.

Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ. Задача 18

О каком противоречия современного прогресса говорит автор следующего рассуждения: "Рабочие, занятые обслуживанием роботов, разумеется, признают, что спасены теперь от тяжелой утомительной работы, но они сетуют на то, что длительное общение с бездумной машиной, непрерывно и монотонно выполняет однообразную операцию, вызывает у них стрессовое состояние... "

(В. Цветов. Пятнадцатый камень сада Рёандзи). Задача 19

Выделите положение, лучше других характеризует концепцию технологического детерминизма?

1. Какой способ производства, такое и общество.

2. Ключом к пониманию истории есть типы систем социальной информации.

3. Исторический процесс в первую очередь связан с техническим прогрессом.

4. Общественная система, прежде всего, характеризуется типом политического управления.

5. Судьба народов обусловливается главным образом внешней средой их обитания.

6. Научная революция определяет техническую революцию, а они вместе - принципы организации всей совокупности социальных элементов.

"Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от влияния созданной ею техники. И совершенно очевидно, что в технике вложены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности ".

(К. Ясперс Содержание и назначение истории). О каких опасности для человека говорит философ? Какое противоречие и какая закономерность прогресса здесь отражены.

В век варварства и атома

Мы - акушеры нового,

Нам эта участие адова

По нраву и по нраву

Мы - бабки повивальные, а век ревет матери, как помесь павиана и авиамотора. Попробуйте при родах подобных постоят,

сгоре на электроде

и в руки рад брать.

И счастлив этой долей,

художник в мастерской

стоит, смертельно болен

болезнью лучевой.

О каких чертах современного общественного развития говорит А. Вознесеиський

По мнению английского историка и социолога А. Тойнби движущей силой развития цивилизаций является "творческие меньшинства" носителей мистического "жизненного порыва", которое удачно отвечая на различные исторические «вызовы», влечет за собой "инертное большинство". Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни.

Какая концепция истории здесь отражена? Согласны ли Вы с автором?

Аргументируйте свой ответ.

"Должна формула прогресса содержать в себе, как необходимый элемент, и принцип счастья, или же должна совсем игнорировать счастье? Если счастье входит в понятие прогресса, то увеличивается и развивается оно с прогрессом человечества или же нет? ... Возникает, следовательно, дилемма: можно признать исторический процесс прогрессом, но зато с понятия прогресса приходится исключить точку зрения счастье, если же критерием прогресса становится счастья, то само существование прогресса становится проблематичным ". (77 Сорокин Человек, Цивилизация. Общество) Попробуйте ответить на вопросы, поставленные философом.

Попробуйте определить критерий прогресса

В науке - в искусстве - в нравственности

В системе образования - в политике

Об период в истории человечества говорит А.Блок?

Какая закономерность прогресса здесь замечена?

Под знаком равенства и братства

Здесь зрелого темные дела...

Тот век немало проклинали

Ь не устанут проклинать

И как избыть его печали?

Он мягко Слал - да жестко спать.

"Прогресс... состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он вскоре бы прекратился), а в том, чтобы обойти все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляет высшую точку развития, по сравнению с ее предшественницей или современницами... "*

(Данилевский Н.Я. Россия и Европа)

Какая методология изучения общества здесь отражена?

Согласны ли вы с таким подходом?

Аргументируйте свой ответ.

Подведем итог изучения трех тем: 4 Социальная философия: основные методологические проблемы "-," Источники и движущие силы развития общества "и" Общественный о-грес "

1. Отметьте правильные ответы в следующих тестах:

1. Первое подразделение общественного производства - это:

б. Производство орудий труда

С. Производство человека как личности путем социализации

2. Второй подраздел общественного производства - это:

а. Производство материальных ценностей

б. Производство орудий труда

в. Производство общественных отношений

г. Производство человека путем деторождения

д. Производство духовных ценностей

3. Третий подраздел общественного производства - это:

а. Производство материальных ценностей

б. Производство орудий труда

в. Производство общественных отношений

г. Производство человека путем деторождения

д. Производство духовных ценностей

е. Производство человека как личности путем социализации

4. Четвертый подразделение общественного производства - это:

а. Производство материальных ценностей

б. Производство орудий труда

в. Производство общественных отношений

г. Производство человека путем деторождения

д. Производство духовных ценностей

е. Производство человека как личности путем социализации

5. Выделите черту, не отражает сущность труда, как специфической человеческой деятельности:

а. Общественный характер

6. Целеустремленность

в. Использование природы

г. Использование орудий труда

д. Сознательный характер

б. Выделите концепции, сформулированные в рамках натуралистической методологии в понимании сущности социума:

а. Диалектико-материалистнчна

б. Социальный дарвинизм

г. Культурный детерминизм

д. Географический детерминизм

7. Выделите концепции сформулированы в рамках технократического подхода:

а. Диалектнко-материалистическая

б. Социальный дарвинизм

в. Технологический детерминизм

г. Культурный детерминизм

д. Географический детерминизм

8. Выделите концепции сформулированы в рамках культурологического подхода:

б. Социальный дарвинизм

в. Технологический детерминизм

г. Культурный детерминизм

д. Географический детерминизм

9. В рамках какой концепции обосновывается следующее утверждение: "Общество ничем принципиально не отличается от естественных процессов, в нем действуют те же закономерности, что и в природе:"

а. Идеалистическая

б. Диалектико-материалистическая

в. Натуралистическая

г. Космологическая

д. Теологическая

10. Выделите природные факторы развития общества:

а. Производительные силы

б. Народонаселения

в. Отношения собственности

г. Полезные ископаемые

д. Средства труда

11. Фатализм - это:

а. Абсолютизация свободы

12. Волюнтаризм - это:

а. Абсолютизация свободы

б. Абсолютизация роли экономических отношений

в. Абсолютизация роли культуры

г. Абсолютизация исторической необходимости

д. Абсолютизация принципа развития

13-Выделите главную производительную силу общества:

а. Орудия труда

б. Техника

г. Человек

14. Выделите положение, наиболее тонно характеризует соотношение понятий научно-техническая революция (ИГР) и научно-технический прогресс (НТП):

а. НТР и НТП одно и тоже, совпадают по времени и содержанию: характеризует изменения в технике на базе научных знаний

б. Эти понятия не совпадают вообще, отражая различные общественные процессы

в. Понятие НТП более широкое, НТР - один из этапов НТП

г. Понятие НТР более широкое, технический прогресс один из этапов НТР

15. Среди названных направлений НТР выделите главный, определяющий все другие:

а. Использование в производстве наукоемких технологий

б. Химизация производства

в. Автоматизация производства

г. Освоение космоса

д. Использование новых источников энергии

16. Антагонизм - это:

а. Социальные группы

б. Базис общества

в. Тип социальных реформ

г. неразрешимое противоречие

д. Тин личности

17. Революция - это:

а. Качественное преобразование общественных отношений

б. Политический переворот

в. Идеологические реформы

г. Экономические реформы

д. Изменение конституции

18. Субъекты исторического процесса:

а. Личность

б. Идеологические доктрины

в. Человечество

г. Социальные группы

19-Главный критерий общественного прогресса в исторической концепции Гегеля

а. Развитие личности

б. Степень свободы личности

д. Качество жизни

20. Главный критерий общественного прогресса в исторической концепции К.Маркса

а. Развитие личности

б. Степень свободы личности

в. Уровень развития техники и технологии

г. Способ производства материальных благ

д. Качество жизни

21. Общественный прогресс - это:

а. Совершенствование социума

б. Закономерное развитие общества

в. Развитие фауны

г. Структурирование ноосферы

д. Оптимизация менеджмента

22. Цель общественного прогресса - это:

а. Достижение равенства мужчин и женщин

б. Решение глобальных проблем современности

в. Всестороннее развитие сущностных сил каждого человека

г. Создание всемирных политических организаций

д. Уничтожение терроризма

23. Главный критерий общественного прогресса с точки зрения марксизма:

в. Уровень потребления

г. Степень свободы личности

д. Счастье человека

24. Главный критерий общественного прогресса в технокра шинных концепциях

а. Уровень развития техники и технологии

б. Тип производственных отношений (формы собственности)

в. Уровень потребления

г. Степень свободы личности

д. Счастье человека

25. К какому концепции прогресса относится теория "постиндустриального общества:

а. Диалектико-материалистическая

б. Социальный дарвинизм

в. Технологический детерминизм

г. Культурный детерминизм

д. Географический детерминизм

26. Выделите закон, который не является основной закономерностью прогресса

а. Взаимосвязь постепенности и цикличности

б. Тенденция неравномерности общественного прогресса

в. Закон - тенденция ускорения темпов общественного прогресса

г. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

д. Тенденция непрямолинейного характера прогресса

а. 3. Фрейд

б. К.Маркс

в. Г. Гегель

г. Ш. Монтескье

д. Н.Чернышевский

28. Выделите структурные элементы общественно-экономической формации:

а. Надстройка

б. Религия

г. Средства труда

б. У. Ростоу

в. К.Маркс

г. О. Шпенглер

а. П.Гольбах

б. У. Ростоу

в. К.Маркс

г. О. Шпенглер

д. Тойнби

31. Выделите стадии прогресса в теории постиндустриального общества:

а. Постиндустриальное общество

б. Феодальное общество

в. Буржуазное общество

г. Патриархальное общество

д. Индустриальное общество

а. К.Маркс

б. Тойнби

в. О. Шпенглер

г. У. Ростоу

д. Н.Данилевский

33. Выделите положение, лучше других характеризует концепцию технологического детерминизма:

а. Способ производства, такое и общество

б. Ключом к пониманию истории есть типы систем социальной информации

в. Исторический процесс в первую очередь связан с техническим прогрессом

г. Общественная система, прежде всего, характеризуется типом политического управления

д. Судьба народов обусловливается главным образом внешней средой их обитания

34. Среди названных типов социальных групп выделите этнические сообщества:

а. Народности

б. Классы

д. Профессиональные группы

35. Среди названных типов социальных групп выделите экономические группы:

а. Народности

б. Классы

д. Профессиональные группы

36. Определите тип социальной группы, выделяемой по правовым признакам:

а. Народности

б. Классы

в. Состояния

37. Выделите потребности по сферам деятельности:

а. Потребность в труде

б. Потребность в отдыхе

в. Потребность в пище

г. Потребность в одежде

д. Потребность в общении

38. Выделите потребности по объекту:

а. Потребность в труде

б. Потребность в отдыхе

в. Потребность в пище

г. Потребность в одежде

д. Потребность в общении

39. Какой фактор общественного процесса в марксизме выделяется в качестве главного:

а. Уровень развития техники и технологии

40. Какой фактор общественного процесса выделяется как главный в географическом детерминизме:

а. Уровень развития техники и технологии

б. Развитие способа производства

в. Уровень развития духовной культуры

г. Природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)

д. Уровень реализации творческого потенциала личности

41. Какой фактор общественного процесса выделяется как главный в культурном детерминизме:

а. Уровень развития техники и технологии

б. Развитие способа производства

в. Уровень развития духовной культуры

г. Природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)

д. Уровень реализации творческого потенциала личности

42. Какой фактор общественного процесса выделяется как главный в технологическом детерминизме:

а. Уровень развития техники и технологии

б. Развитие способа производства

в. Уровень развития духовной культуры

г. Природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)

д. Уровень реализации творческого потенциала личности

43. Носителем конфликта являются:

а. Объект

б. Субъект

в. Животное

г. Сооружение

д. Природа

44. Социальный конфликт возникает:

а. Между государствами

б. Между эпохами

в. Между социальными группами

г. С самим собой

д. Между животными

45-Для мирного решения конфликта нужно:

б. Унижение

г. Компромисс

д. Упреки

46. Геополитика - это:

а. Наука, которая изучает вылил политической сферы общества на природную среду

б. Наука, которая изучает политическое положение страны

в. Наука, которая изучает влияние природных факторов на основные направления внутренней и внешней политики государства

г. Наука, которая изучает основные направления аграрной политики государства

д. Наука о природных ресурсах

47. Цивилизация - это:

а. Природа

б. Степень "окультуривания" общества

в. Субкультура

г. Политический режим

д. Научная концепция

48. Многие исследователи называют современную западную цивилизацию:

а. Новейшим обществом

б. Капиталистическим обществом

в. Постиндустриальным (информационным), обществом

г. Модерным обществом

д. патриархальном обществе

49. Основным показателем развития современного общества является:

а. Развитие сельского хозяйства

б. Развитие наукоемких технологии!

в. Развитие отраслей тяжелой промышленности

г. Развитие индустрии массового потребления

д. Развитие средств массовой информации

50. Что из приведенного не является основной тенденцией развития

современной цивилизации:

а. Формирование мировой экономики

в. Интенсивный культурный обмен

г. Кризис институтов представительной демократии

д. Создание единого информационного пространства


Доминирующая культура, субкультура и контркультура

Учитывая зависимость отчисленности носителœей культуры и ее места и роли в обществе культура делится на:

  • доминирующую,
  • субкультуру и
  • контркультуру.

Доминирующей культурой принято называть господствующая в том или ином обществе культура. Это совокупность ценностей, норм, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультура – часть общей культуры, присущая большой или малой социальной группе (демографическим, профессиональным и т.п. группам). Это молодежная, сельская, профессиональная и др. культуры.

Контркультура – субкультура, противостоящая доминирующей культуре, находящаяся в конфронтации и конфликте с доминирующими ценностями и нормами (субкультура преступного мира, «хиппи», скинхедов).

6. Специфические и «серединные» культуры

Понятие специфических культур относительно. В широком смысле специфической принято называть любая культура, обладающая своеобразием. А таковыми являются практически всœе культуры народов, населяющих землю в прошлом и настоящем. В узком смысле специфической называют самобытную культуру, обладающую собственным лицом, ярким своеобразием, неповторимостью, оригинальностью. К ним относятся многие национальные культуры, а в прошлом – культуры развитых народностей (египетская, шумерская, иудаистская, греческая и др.).

Понятие «серединной» («срединной») культуры употребляется для обозначения тех культур, которые сложились в результате синтеза двух и более культур под воздействием процессов аккультурации, диффузии и ассимиляции. Таковыми являются культуры бывших стран-колоний (Латинской Америки и Африки), культура которых складывалась в процессе синтеза элементов собственной культуры (норм, ценностей, верований, обычаев, традиций и т.п.) и культуры страны-метрополии. Понятие «срединной» культуры употребляется также для характеристики духовно-смыслового ядра культуры,

Понятие локальной культуры употребляется в двух значениях:

1) широком – для обозначения уникальных социокультурных образований, ограниченных определœенными пространственно-временными рамками и характеризующихся уникальностью культуры, своеобразием сложившихся в них традиций, обычаев, ценностей, норм и т.п. (древнеегипетская, шумерская, византийская и др. культуры);

2) узком – в концепции О.Шпенглера, А.Тойнби и др.: для обозначения замкнутых, изолированных самобытных культур, существующих определœенное время и неизбежно гибнущих, пройдя полный цикл развития от рождения до смерти. Все локальные культуры, по их мнению, существуют изолированно, они не связаны, не взаимодействуют друг с другом и не влияют друг на друга. После гибели той или иной из культур новая формируется на голом месте, начинает с нуля. В концепции Шпенглера насчитывается 9 таких локальных культур:

o древнеегипетская,

o вавилонская,

o китайская,

o индийская,

o античная,

o арабско-мусульманская,

o западная,

o русско-сибирская.

Лекция 5,6. Тема 5: Восточные и западные типы культур

  1. Проблема «Восток – Запад».
  2. Восточные культуры, их своеобразие и разновидности.
  3. Особенности западной культуры.
  4. Тенденции европоцентризма и востокоцентризма.
  5. Восток и Запад – диалог культур.
  6. Своеобразие российской культуры, место и роль России в мировой культуре.

Литература

8. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. М., 2008.

9. Введение в культурологию: Уч.пос. в 3 ч. / Под ред. В.А.Сапрыкина. Ч. 1. М., 1995.

10. Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. М., 2008.

11. Культурология: Учебник для студ.техн.вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1999.

12. Пушкова Ю.Б., Шельнова Н.И., Мирошникова Д.Г. и др. Культурология: Учеб.пос. М., 2005.

1. Проблема «Восток – Запад».

Современный мир многообразен и разнолик. Страны мира идут по разным путям цивилизационного развития, имеют разные ориентации, различные социально-политические и экономические структуры, обладают разной культурой. С древних времен сложилось два принципиально различных типа культур и цивилизаций: восточный и западный. Это делœение культур на два принципиально различных типа сохраняется и в настоящее время. За восточными типами общества закрепилось название традиционных, за западными - техногенных.

Основанием для делœения цивилизаций на восточные и западные является не только их территориальное расположение (к Востоку относятся страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, к Западу – Европы и Америки), но и своеобразие сложившейся в них культуры. Господствующие в них универсалии культуры: понимание мира, человека, власти, истины, целœей и предназначения человеческой жизнедеятельности и пр., - принципиально различны. Другими словами, своеобразие восточного и западного типов цивилизаций во многом определяется их ценностной ориентацией, основными мировоззренческими установками, социально-политическими и экономическими структурами, характеристикой способов и методов познания мира, добывания истины.

Традиционными называют цивилизации, которые характеризуются длительным господством традиций, что способствует устойчивости общества, сохранению существующего порядка в обществе; строгим соблюдением норм и правил. Таковы страны Востока, прежде всœего, Китай, Япония, Индия, мусульманские страны. Техногенная цивилизация ориентирована преимущественно на ценности технического и технологического развития. Ее важнейшей характеристикой является приоритетное развитие техники и технологии, что привело к формированию техносферы и технократизма. К ней относятся страны Запада. Техносфера – особый искусственный материальный мир, созданный людьми в процессе развития производительных сил общества, орудий труда и помещаемый между человеком и природой и служащий посредником его воздействия на предмет деятельности. В техногенной цивилизации техносфера становится основой последующего развития. И уже не природная, а искусственная среда во многом определяет будущее общества. Технократизм (в пер. с греч.: «власть техники») как характерная черта западной цивилизации представляет собой стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни. Это такой стиль мышления и деятельности, который ограничивает содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом и эффективностью и не учитывает в них собственно «человеческое измерение», ᴛ.ᴇ. гуманистический, социокультурный смысл.

УДК 316.722

Zhukova N. V. The Culture of Alsace: A Local Culture of Borderline Synthetic Type

Аннотация ◊ Статья посвящена культурфилософскому анализу локальной культуры Эльзаса. Автор исследует понятие локальной культуры с позиции цивилизационизма и определяет культуру Эльзаса как систему ценностей исторически определенной общности людей, существующей в рамках одних границ, а также выделяет специфические черты локальной культуры пограничного синтетического типа.

Ключевые слова : идентичность, Эльзас, локальная культура, маркер, пограничный синтетический тип.

Abstract ◊ The article deals with the cultural and philosophical analysis of the local culture of Alsace. The author examines the concept of local culture from the perspective of the theory of civilization and defines the culture Alsace as a system of values of a historically specific community of people that exists within some boundaries. The researcher highlights the specific features of the local culture of borderline synthetic type.

Keywords : identity, Alsace, local culture, marker, borderline synthetic type.

Как отмечает А. В. Костина, «современный мир сегодня существует как предельно конфликтный и нестабильный, что обусловлено усилением взаимосвязанности всех культурных миров, приводящей к обострению отношений между более и менее информационно развитыми общественными системами, между этническими и национальными культурами, между национальными государствами и международными политическими и экономическими организациями, отстаивающими автономные интересы» (Костина, 2011: Электронный ресурс).

В настоящее время весьма важными представляются работы, связанные с изучением особенностей локальных культур, каковой и является культура Эльзаса. Анализ особенностей формирования локальной культуры в условиях межэтнического взаимодействия является актуальным и необходимым для таких стран, как Россия и Франция. В то же время следует отметить, что локальная культура Эльзаса ни разу не являлась объектом комплексного междисциплинарного культурологического исследования.

Чтобы понять особенности различных локальных культурных процессов в регионе, следует анализировать динамику жизненного цикла локальной культуры. При этом необходимо принимать во внимание все исторические события, которые происходили на данной территории. Особый интерес в плане межэтнических взаимоотношений представляет Эльзас. Данный регион обладает богатым культурным наследием, в котором прослеживаются как французские, так и немецкие черты, которые образовались в результате многократных переходов от Германии к Франции.

Важнейшей составляющей исследований локальных культур является комплексное изучение локальной культуры с точки зрения цивилизационного подхода как системы ценностей определённой общности людей, находящихся в одних границах. Эти границы могут быть географическими, социально-политическими, языковыми, религиозными и/или правовыми.

Согласно одному из отечественных представителей цивилизационизма Ю. В. Яковцу, «локальная цивилизация — это общественная система, соединяющая в себя различные основания: общецивилизационные, культурные, экономические, технологические, ценностные, коммуникативно-информационные, этнопсихологические и религиозно-этические. Все эти основания объединяются воедино и, таким образом, соединяют между собой людей, их общности (семьи, этносы, племена) и их культуры в нечто единое и неповторимое в многообразии человеческого мира» (Яковец, 1997: 26). В процессе исследования локальной культуры Эльзаса результативно использовалась современная парадигма философского цивилизационистского подхода. В этом случае в качестве локальной культуры вполне возможно рассматривать культуру конкретной цивилизации, конкретной нации, конкретного региона, имеющего географические, социальные и иные особенности.

Локальную культуру можно также представить как самодостаточный феномен и как фактор сохранения локальной идентичности на фоне глобализации. Особо значимой является проблема культурфилософского анализа специфики локальных культур, их генезиса и развития, а также маркеров их идентичности в контексте цивилизационистской методологии. С точки зрения современной версии цивилизационизма, развитие локальной культуры возможно представить как специфический «ответ» на «вызов» внешней среды.

Требуются комплексные междисциплинарные культурологические исследования, в которых особое значение приобретает определение самого понятия «локальная культура». Локальность предполагает идею замкнутости, ограниченности пространства, идею своеобразной границы. Следует отметить важность анализа межэтнического взаимодействия в современных условиях нарастания глобализационных процессов и тесных контактов между представителями различных этносов и культур. Таким образом, необходимо более глубокое исследование современных процессов историко-культурного взаимодействия и развития франко-немецких межкультурных отношений, а также современной межкультурной коммуникации в свете глобализационных процессов, в контексте которых формируются открытые, тесно взаимодействующие и взаимосвязанные культуры. Особым процессом является осмысление места и роли локальной культуры Эльзаса в современной культуре Франции, а также осознание важности действий, направленных на ее сохранение, развитие и трансляцию.

Локальная культура — система ценностей исторически определенной общности людей, находящихся в одних границах, которая обладает своими специфическими чертами и особенностями, связана с формированием и распространением специфических маркеров идентичности. Границы локальной культуры могут быть географическими, историческими, социально-политическими, языковыми, религиозными, правовыми. Цикл существования локальной культуры включает несколько фаз: зарождение; развитие; расцвет; зрелость с нарастанием элементов старения, угасание. Жизненный цикл каждой локальной культуры неповторим. Переход от одной фазы к другой сопровождается кризисами разной глубины. «Противоречия между этносами/нациями провоцируют кризисы» (там же). В процессе исследования локальной культуры продуктивным было использование методологического и теоретического инструментария, а также концептуального аппарата, применяемого при анализе цивилизации.

В результате выстроилась следующая логика исследования: от общего к частному. Очевидно, что в рамках определенной цивилизации в составе региональной культуры существуют локальные культуры. В процессе исследования культуры Эльзаса был выделен специфический тип локальной культуры, который назван нами локальная культура пограничного синтетического типа . Философским обоснованием специфики данного типа культуры являются потребности человека в приобщении к локальным ценностям, которые делают его существование осмысленным; межэтническое взаимодействие; пограничный характер (в данном случае на стыке региональных культур), подвижность маркирования идентичности. В ходе развития локальной культуры пограничного синтетического типа наибольшее значение имеют такие процессы межэтнического взаимодействия, как: ассимиляция , интеграция , аккультурация т. к. они активизируют процессы трансформации культурного опыта и создания на этой основе локальной культуры. Особое значение в современных условиях имеет процесс модернизации , который обуславливает усвоение новых ценностей, моделей, стереотипов, часто чуждых.

К специфическим чертам локальной культуры Эльзаса относятся:

  • принадлежность к европейской цивилизации; региональную принадлежность (входит в состав региональной культуры Франции и Германии); принадлежность к определенному типу культур (локальная культура пограничного синтетического типа);
  • цикличность развития с учетом многочисленных кризисов, которые сопровождали переход от одной фазы жизненного цикла локальной культуры Эльзаса к другой;
  • ситуативность развития (локальная культура Эльзаса становилась частью региональной культуры Франции и Германии);
  • крайняя подвижность маркеров идентичности локальной культуры (на протяжении всего жизненного цикла локальной культуры у её носителей менялся язык, этническая/национальная принадлежность, государственные границы и т. д.) (см. подробнее: Жукова, 2011);
  • формирование в фазе расцвета уникального статичного маркера идентичности, связанного с эльзасским стилем в искусстве, который транслируется до сих пор, в настоящее время оценивается как культурное наследие Эльзаса.

На разных фазах жизненного цикла локальной культуры Эльзаса в качестве общего языка коммуникации выступают последовательно эльзасский диалект, немецкий язык, французский язык. Французский и немецкий языки в полной мере являются частью лингвистического и культурного достояния Эльзаса и придают ему особый характер (см. подробнее: Жукова, 2012b). В условиях описываемой нами «пограничности» эльзасского региона способность культуры к сохранению собственных границ и формированию уникальных смыслов, как нам представляется, все же возникает только на границе со специфической реальностью иной культуры — в данном случае немецкой и французской. Закономерно возникает вопрос, обладает ли эльзасская культура диалоговым потенциалом, или для своего сохранения она обречена на консервацию и архаизацию? Отвечая на вопрос, следует отметить, что в настоящее время существуют две противоположные точки зрения. Согласно лингвисту и философу Пьеру Крецу, «эльзасская культура обречена на консервацию и архаизацию» (Kretz, 1994: 115; пер. мой. — Н. Ж. ). Согласно результатам исследования эльзасского историка Филиппа Мейера, «культура Эльзаса обладает диалоговым потенциалом» (Meyer, 2008: 398; пер. мой. — Н. Ж. ). Мы придерживаемся второй точки зрения.

В рамках исследования локальной культуры пограничного синтетического типа мы рассматриваем художественную культуру в качестве мощного идентификационного стержня. Однако стоит отметить, что художественная культура, которая активно развивалась в фазах развития и расцвета локальной культуры Эльзаса, на современном этапе больше не продуцируется, потому что происходит угасание локальной культуры, ее растворение в общеевропейской культуре на фоне общих процессов глобализации. В связи с этим возникают следующие вопросы: сможет ли новая художественная практика, ориентированная на лучшие исторические образцы локальной культуры, создать запрос на актуализацию историко-культурной идентичности Эльзаса? Какие факторы являются доминирующими в процессе унификации культурно-языковой общности Эльзаса? Может ли искусство вообще, культурные артефакты или творческие идеи противостоять глобальным социально-экономическим и политическим процессам современности? Мы согласимся с Ю. А. Сухаревым, который отмечает в своей работе «Глобализация и культура. Глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире», что «культура может и должна противостоять глобальным социально-экономическим и политическим процессам современности» (Сухарев, 1999: 54).

Особое внимание в исследовании локальной культуры пограничного синтетического типа следует уделить такому аспекту идентичности локальной культуры как культура повседневности, поскольку современная философия культуры все чаще переносит вектор исследований с высоких практик в область жизненного мира носителей культуры, его обыденных представлений. Речь идет, прежде всего, о внешних маркерах идентичности, или репрезентациях культуры вовне, что особо значимо в условиях глобализации, когда каждая локальная культура стремится подчеркнуть свое своеобразие. В культуре повседневности существуют свои внешние репрезентации. В произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин» читаем «и Стразбурга пирог нетленный» (Пушкин, 1981: 11) , вспоминаем женский этнический костюм и головной убор с большим бантом из черных шелковых лент (подробнее см.: Хэрольд, 2002), известна традиция проведения Страсбургской ярмарки (подробнее см.: Жукова, 2012a) с XVI в., которую встречали в декабре 2012 г. в Москве на Манежной площади.

Таким образом, согласимся с А. В. Костиной, что «сегодня этническая идентификация остается по-прежнему актуальной, а стремление к сохранению этнической идентичности демонстрируют не только сами представители этих общностей, но и правительства государств со значительным демократическим ресурсом» (Костина, 2009: Электронный ресурс).

А. Я. Флиер отмечает представления цивилизационистов о сути исторического процесса: «нарастающий конфликт общности с внешним окружением, что, в результате рано или поздно инициирует кризис и гибель данной общности и возникновение на ее обломках иного образования, с другими параметрами культурной специфичности. Культурная специфичность — это высшая его ценность, главное историческое завоевание, но она же и причина его элиминации. Культурная специфичность — это — осознано — высшая ценность общества и, одновременно, она же — латентно — расходный материал в процессе его прогрессивного развития. Социальный прогресс осуществляется за счет отказа от части локальной культурной специфичности, а высокий уровень культурного своеобразия противоположен потенциалу социального развития» (Флиер, 2010: Электронный ресурс).

Какова же закономерность развития локальной культуры пограничного синтетического типа в условиях глобализации?

В культуре, которая находится на границе регионов, со временем сформировался механизм адаптации к любым влияниям извне. Если говорить о культуре Эльзаса, то сейчас этот регион — один из центров Европы, что свидетельствует о высоких технологиях адаптации, о навыках межэтнического взаимодействия, о подвижности маркеров идентичности. Как считает французский философ Фредерик Оффе в своем исследовании «Психология Эльзаса», «эльзасская культура долгое время была больна комплексом неполноценности» (Hoffet, 2008: 212; пер. мой. — Н. Ж. ). Некоторое время назад этот регион можно было назвать кризисной зоной Европы. На сегодняшний день Эльзас является площадкой для межэтнической коммуникации. Страсбург был избран местом нахождения Совета Европы, Европейского парламента, Суда по правам человека и гражданина как символ примирения двух держав — Франции и Германии. Отныне Эльзас находится не на периферии, а в центре европейской цивилизации.

Библиограф. описание : Жукова Н. В. Культура Эльзаса: локальная культура пограничного синтетического типа [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: [архивировано в WebCite ] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления : 6.11.2013.