» » Так кто мыслит душа или мозг. Мыслящей материи не существует! о деятельности мозга

Так кто мыслит душа или мозг. Мыслящей материи не существует! о деятельности мозга

Экология познания. Все многоклеточные произошли от одноклеточных, по сути они и остались одноклеточными, другие клетки они нарастили себе, как черепаха панцирь, проще говоря, человек - это бактерия в панцире.

Все многоклеточные произошли от одноклеточных, по сути они и остались одноклеточными, другие клетки они нарастили себе, как черепаха панцирь, проще говоря, человек - это бактерия в панцире.

Живая клетка - это ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЙ ОРГАНИЗМ (две клетки - это ДВА ОРГАНИЗМА), который из подручного материала строит себе ТЕЛО, с помощью которого приобретает опыт и размножается.

Если вся информация об организме хранится в одной клетке (сперматозоиде), то МЫ ДУМАЕМ НЕ МОЗГОМ, а "компьютером" первой клетки, который с помощью мозга руководит телом. Просто не докопались еще, может для этого нужно будет построить еще нескольско коллайдеров, я пока излагаю логику. Наука не изучает того, что не видно! Но делает карьеру тогда, когда что-то откроется. Пока не откроем принцип усовершенствования биполярных шаблонов развития организмов, ретрограды будут отвергать всякие домыслы.

Многоклеточный организм - это группа клеток, и не более, как косяк рыб, а косяк думать не может. Клетка панциря не проще клетки мозга, просто функции у них разные,это так же очевидно, как то, что земля круглая.

Жизнь начинается с одной клетки, затем появляются две, одна из них главная, и так далее до кончиков волос, она руководит всеми остальными. Ее "мозг" - это то, чем мы думаем, а наш мозг, как печень и другие органы, обеспечивает его ингредиентами, чем больше извилин тем лучше ассортимент.

Мозг - это кочегар, но не машинист.

Он с возрастом слабее подпитывается, потому и память слабеет, на самом деле мы душой не стареем. У мошки в миллион раз меньше мозга чем у кита, но она не глупее его. Голова - это всего лишь орган, обрабатывающий световые и звуковые сигналы.

Таракан живет 9 дней без головы, пока не сдохнет от голода, поэтому то, чем мы думаем (компьютер, душа) где-то в области солнечного сплетения. У луковицы и медузы нет мозга только потому, что нет глаз и ушей, но их первая клетка ничуть не проще человеческой, так как и они "развивались" вместе с нами миллионы лет.

В период оплодотворения две клетки обмениваются информацией и, прожив жизнь, этот "компьютер" становится на ступень выше, затем передает свои знания дальше, в этом и есть смысл жизни.
Организм растет как ветки дерева от первой клетки. Каждая клетка выполняет свои функции, полномочия главной могут передаваться одной из имеющихся (в случае вегетативного размножения).

Это как я покупаю машину с компьютером, чтоб на ней ездить, но компьютер машины не думает за меня, а только помогает думать, так и мозг для компьютера клетки. Или как я сторю дом, чтобы вырасатить в нем детей, так и клетка строит тело. В состоянии клинической смерти она на время покидает тело и смотрит и слышит своими органами, после смерти покидает тело, затем с учетом опыта строит новое. Можно даже предположить что на планете имеется вполне определенное количество т.н. душ (лягушек, людей и т.д.), а тела приобретают только те, кто побеждает в конкуренции.

А вот еще повод подумать чем мы думаем.

А что если вместо человека и вообще всех живых организмов мы взглянем на неорганику (не путать с "Кастанедой").

Возмем простой стакан.

Всем нам в школах внушают некие понятия которые в той или иной мере объясняют нам суть устройства всего что мы видим осязаем и т.д.
Мы принимаем эти понятия как должное и успокаиваемся, а некоторые даже кичатся своми познаниями перед неучами.
Но такова ли природа вещей какой нам ее преподали?

Стакан.

Что позволяет ему при определенных условиях вечно оставаться стаканом?
Ученые умы сейчас заклюют меня наверно))) а может и проигнорируют как очередного умника, но вопросы собственно адресованы не им, а тем, кто способен мыслить абстрактно.
Как стакан узнает, что при определенной силе удара о скажем асфальт, он должен непременно расколоться?

Как стакан узнает что уже наступила та самая сила удара когда ему нужно "колоться" ?

Что позволяет ему быть прозрачным, проницаемым для световых и иных лучей?
Почему он не теряет форму которую ему когда то придали?

И как он узнает попав в раскаленную печь, что ему уже пора плавиться, что уже наступила, та самая критическая температура?

Если задаться все этими вопросами, то остается признать, что стакан либо имеет собственный разум и ведет вполне разумную жизнь. Либо есть некто, кто следит за стаканом, следит за тем чтобы он плавился когда температура подходящая, за тем чтобы он не плавился и не терял форму, пока температура ниже расплавной.

Скорее всего есть некто кто следит за исполнением законов, который установил некто могущественный.

Тогда возможно и человек сам по себе не мыслит.

Что если мысли приходят к нам извне. Тело наше на них эмоционально реагирует, мы это осознаем. Мозг же посылает сигнал осознания вовне, эти сигналы попадают обратно к тому кто посылал нам мысль. И он запускает новую мысль. А нам все это время кажется что мыслим мы, а мы всего лишь наблюдаем за работой некоего гигантского " мозга" одного на всех.

М0зг же признанный наукой как инструмент мышления и вычисления, является всего лишь приемником передатчиком.

Кстати может это и утка, и доказать я не могу, но слышал как то, что ученые уже нашли те самые клетки в головном мозгу, которые принимают сигналы извне. Именно электромагнитные волны воспринимают.

Причиной поиска таких клеток было: Ученые искали тот самый механизм, который запускает все процессы в мозгу, а попросту говоря волю, ту часть которая принимает решения. В результате поисков они наткнули на те самые нервные клетки, которые воспринимают электромагнитные волны извне, и посредство именно этих клеток раскрепощается работа тех или иных участков головного мозга. То есть, эти клетки являются спусковым крючком, который запускает процесс.

Так что надо очень "задуматься" Мы ли мыслим?
Или нам позволяют мыслить? Тобишь разрешают мыслить, ту или иную мысль.
Ну как бы позволяют нам посмотреть тот или иной фильм.
Если мы морально или умственно доросли, то нам могут показать фильм "МЫСЛЬ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ")

А мы посмотрев ее задираем нос и убеждаем всех, что это именно мы виновники это мысли)

Присоединяйтесь к нам в

Устаревшая материалистическая наука считает, что только мозг делает человека человеком. Он воспринимает информацию из окружающего мира, решает, как нам поступать в каждом конкретном случае. Мозг руководит всеми жизненными процессами, чтобы тело работало эффективно. Возможности этого мыслительного центра огромны, он может хранить информацию, которая содержится в двух миллионах книг среднего размера. Например, известно, что персидский царь Кир знал по имени каждого солдата своего громадного войска, а греческий деятель Фемистокл - каждого из двадцати тысяч жителей Афин. Неаполитанец Арлини мог прочесть разом 15350 стихов Данте. Наш великий композитор С. Рахманинов мог по памяти после первого прослушивания сыграть любое произведение. Мозг растет до 15 лет, потом до сорока лет функционирует в стабильном режиме, а затем, его функции начинают ослабевать.

Но в последнее время все большее количеств ученых говорит, что наш мозг мыслить не способен. Об этом писал еще священник, профессор, лауреат Сталинской премии В.Ф.Войно-Ясенецкий: «…дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность и все наше бытие», мозг же работает лишь как коммутатор, принимая сигналы и передавая их абонентам.

Есть реальные подтверждения, что мозг не думает, а лишь ретранслирует мысли, приходящие извне. В 1940 году доктор А. Итуррича сделал сенсационное заявление: он и доктор Ортиз длительное время наблюдали 14-летнего мальчика с диагнозом опухоль мозга. Юноша пребывал в полном рассудке и сохранял сознание до самой кончины, жалуясь только на головные боли. После его кончины патологоанатомы вскрыли черепную коробку и были изумлены. Вся мозговая масса оказалась полностью отделенной от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Чем же думал подросток?

Немецкий исследователь Хуфданд столкнулся с еще более невероятным фактом. Он вскрыл черепную коробку человека, которого разбил паралич. И вместо мозга обнаружил у того около 300 граммов воды! Между тем больной до самой кончины сохранял ясность мышления.

Наконец, гипотеза о том, что человек думает не мозгом, подтверждается последними исследованиями голландских ученых под руководством Ван Ломмеля. Они утверждают: есть неопровержимые доказательства тому, что сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать! То есть сознание живет само по себе, самостоятельно. А головной мозг - это не мыслящая материя, а орган, выполняющий определенные функции.

Несколько раньше к таким же выводам пришли английские исследователи П. Фенвик и С. Парния. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили: некоторые из них точно пересказывали содержимое разговоров, которые вел медицинский персонал во время пребывания пациентов в состоянии клинической смерти.

Но, как говорится, «серьезные ученые» человеком не занимаются. С ним же все ясно - он же живет только затем лишь, чтобы покормить, в конце концов, трупных червей…

Мозг является особым физическим органом восприятия, а само восприятие расположено в ауре шишковидной железы. Эта аура отзывается вибрациями на любые впечатления.

Мозг, или мыслительный аппарат, находится не только в голове и черепе, но каждый орган человека (сердце, печень, легкие и др.), вплоть до каждого нерва и мускула, имеет, так сказать, свой отдельный мозг, или мыслительный аппарат.

Мозг - это продукт длительной эволюции, он представляет собой студенистую массу весом около 1,5 кг и составляет около двух процентов от массы тела. Нервные клетки тела генерируют ток мощностью в 25 ватт. Кора занимает 80 % объема мозга.

Предполагается, что носителем сознания являются нейроны. Информация в виде электрического сигнала поступает на отростки клетки. Импульс преобразуется, и открываются проходы для ионов калия и натрия. Эти реакции образуют ткань сознания миллиарды раз за день и за ночь по всей коре головного мозга.

Видные исследователи мозга, в результате пришедшие к религиозному пониманию этого загадочного органа человека, писали о нем следующее.

Ч. Шеррингтон: «Мозг - последняя тайна природы, которая откроется человеку». У. Пенфилд: «Разум нечто большее, чем мозг. Разум - изначальный побудитель, которому нельзя найти объяснения в органических функциях головного мозга». Д.Экклс: «Великое неизвестное, смысл творения, немощь науки, истина непостижимая». «Мозг таит в себе не меньше тайн, чем Вселенная».

Все больше ученых понимает, что мысли - не порождение человеческого мозга. На самом же деле мысли - это тонкоматериальные энергетические образования, находящиеся в психосфере или ноосфере - сфере разума. Мы буквально живем в океане мыслей, желаний и чувств. «Мысль прилетела, захватила, улетела».

Носителем сознания является не мозг, а каждая клетка человека - она также наделена сознанием. Сознание - есть душа, которая выходит на поверхность с помощью энергетических центров - или чакр.

Пространственные мысли изливаются через так называемый родничок - точку в черепе, которая у малыша имеет большой диаметр, но со временем зарастает - это канал Космической связи человека.

Так как наш мозг не имеет никакого отношения к управлению коллективной и индивидуальной работой всех наших органов, что же есть то, что безошибочно руководит непре-кращающимися функциями каждого органа, что заставляет их бороться с болезнями, избавляться от них - словом, действовать как сущность, наделенная инстинктом? Сказать, что это природа, если и не погрешить против истины, то ничего не сказать, ибо природа не есть ли название тех же самых функций, сумма качеств, свойств, физических, ментальных и т. д., во Вселенной и в человеке, совокупность посредников и сил, управляемых разумными законами.

Ум - это не мозг. Мозг, как вещественное образование, не может быть умом. Мозг не переходит в следующую жизнь, но ум функционирует в зависимости от мозговой деятельности.

Мозг - сложная, многофункциональная и фактически не изученная система, которая получает, хранит и перерабатывает информацию, а также вырабатывает план действий, осуществляет активное управление действиями.

Человеческий мозг - это неиссякающий преобразователь низшей грубой энергии природы в космическую силу тончайшего качества. Мозг - это материальный орган. Как таковой, сам мозг не мыслит, с помощью разветвленной системы нервных центров он улавливает те или иные пространственные мысли и материализует их на доступном для органов чувств языке символов.

Органы зрения, слуха, осязания, обоняния сами по себе ничего не чувствуют, они через тонкие центры передают необходимую информацию в мозг, который затем оформляет мысль в тот или иной сигнал.

Всякая мысль представляет собой электромагнитную энергию высокой частоты. Мозг - это мощный генератор энергии, длина волны которой зависит от культуры и степени интеллектуального развития человека. В этом причина непонимания двух людей, ибо вибрации их различны.

Мозг подразделяется на три главные части - головной мозг (большой верхний мозг), на мозжечок (маленький средний мозг) и продолговатый мозг (маленький нижний мозг). Головной мозг используется духом для того, чтобы выражать физическое сознание и направлять мысли. Это инструмент для выражения воли. Мозжечок используется духом для осуществления координации движения тела. Продолговатый мозг используется духом для контроля за биением сердца, сжатия кровяных сосудов и дыхания.

Мозг насыщается субстанцией жизненного (эфирного) тела, субстанцией тела желаний и субстанцией мысли. Поэтому он является особой физической мастерской духа, его собственным специфическим материалом. Мозг состоит фактически из того же материала, что и все тело, за исключением фосфора, который находится только в мозге и служит проводником или посредником для самовыражения духа на физическом плане.

Человеческий мозг обладает способностью получать и записывать вибрации всех предметов, попадающих в поле его зрения. Он записывает вибрации света, теней и цветов. Он может затем мысленно воспроизводить эти вибрации и проецировать их на внутреннем зрении, так мы получаем возможность увидеть их снова. Точно по такому же принципу устроен эффект фотографирования. Камера «засвечивает» чувствительную пластинку. На пластинке запечатлеваются вибрации, испускаемые предметом, который фотографируется. После этого, чтобы получить изображение, пластинка опускается в «фиксаж».

Каждый участок мозга воспринимает и записывает соответствующие вибрации, и с помощью повторения и проецирования этих вибраций можно воспроизводить фактически любую мысль, слово или поступок.

Другая группа мозговых клеток воспринимает, записывает и фиксирует вибрации мыслей, действий, движений и изображений, испускаемых другими телами или формами. Если вы правильно настроите эти клетки, то сможете воспроизвести вибрации различных слоев и движений и даже мысли тех объектов, которые их испускают. С помощью этих клеток вы можете управлять чужими мыслями.

Как предполагают ученые, мозг состоит из двух полушарий, соединенных пучками нервных волокон. Каждое полушарие может воспринимать, заучивать, вспоминать, чувствовать независимо от другого, но различаются в способе обращения с входящей информацией. Не случайно противопо-ставляют рассудок и интуицию, науку и искусство, логиче-ское и мистическое,

У большинства людей левое полушарие управляет правой стороной тела, контролирует поле зрения и слуха и ответственно за речевые функции, за абстрактно-логическое мышление. Оно воспринимает и обрабатывает информацию по-следовательно и раздельно.

Правое полушарие руководит левой половиной тела, оно обрабатывает информацию мгновенно и целостно. Оно ответственно за образное конкретно-чувственное восприятие мира, за интуитивное образное творческое мышление. Оно более музыкально и более склонно к негативным эмоциональным реакциям.

В правом полушарии идет борьба мотивов, т. е. правое полушарие вырабатывает цель, а левое - средство достижения. Правое более склонно к синтезу, а левое - к анализу. Правое полушарие берет информацию цельно, мгновенно, а левое должно переводить с первой сигнальной системы во вторую. Одной из основных функций левого полушария является передача информации с языка образов на язык слов.

Между полушариями существует тонкое равновесие, когда то одно, то другое может брать на себя управление поведением в зависимости от характера задач.

В левом полушарии находятся механизмы зрительного абстрагирования, являющего основой для абстрагирования словесного. Левое полушарие, воспринимая зрительные образы, выделяет из них основные, простые признаки (форму, размер, текстуру). Затем простые признаки преобразуются в сложные, формируется зрительная абстракция предмета.

Левое полушарие воспринимает зрительный образ, расчленяя его, аналитическое правое же - цельно, сразу во всех подробностях. Оно лучше справляется с задачами по определению различий между предметами и явлениями, главенствует в опознании зрительных образов. Это полушарие быстрее перерабатывает любую поступающую информацию. Результаты образного мышления анализируются умом левого полушария и затем оформляются в речь.

Левое полушарие способно оперировать извлеченными из памяти основными признаками зрительных абстракций, вызывая ответные процессы в правом полушарии, в результате которых в нашем воображении возникают различные фантастические представления.

Правый мозг принимает зрительную информацию такой, какая она есть, а левый выделяет из виденного основные признаки объекта.

На уроках физиологии учат, что человек имеет две сигнальные системы. Первая сигнальная система - это восприятие мира на уровне конкретных чувств - то, что мы видим, осязаем, слышим. Вторая сигнальная система - это восприятие мира на понятийном уровне - на языковом, на словесном. Эти системы должны работать совместно, взаимодействуя друг с другом. Но обычно учат на словесно-знаковом уровне. Нет никакой наглядности, образности. А наше сознание, сталкиваясь в практической деятельности с различными явлениями и связями между ними, создает мысленный образ, воспроизводящий то или иное явление в идеальной форме, учитывающий его основные признаки.

Вопросы для закрепления

1. Что такое мозг?

2. Какие задачи выполняет мозг?

3. Мыслит ли мозг?

4. Чем вы мыслите?

Не будем вас более томить и приведём вышеупомянутую статью.

ЧТО ТАКОЕ ДУША?

Если спросить у атеиста, что такое душа, он, скорее всего, ответит, что это «внутренний, психический мир человека, его сознание» (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»). А теперь сравните это определение с мнением верующего человека (открываем для этого «Словарь русского языка» В. Даля): «Душа - бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею». По мнению первого, душа - это сознание, которое, по умолчанию, является продуктом работы мозга человека. По мнению второго, душа - не производное человеческого мозга, а сама по себе «мозг», сама есть разум, причем несравнимо более мощный и к тому же бессмертный. Кто же из них прав?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте воспользуемся только фактами и здравой логикой - тем, чему верят люди материалистических взглядов.

Начнем с вопроса, является ли душа - продуктом деятельности мозга. Согласно науке, мозг - это центральный пункт управления человеком: он воспринимает и перерабатывает информацию из окружающего мира, он же и решает, как человеку действовать в том или ином случае. А все остальное для мозга - руки, ноги, глаза, уши, желудок, сердце - что-то вроде скафандра, обеспечивающего центральную нервную систему. Отключите человеку мозг - и считайте, что нет человека. Существо с отключенным мозгом можно назвать скорее овощем, чем человеком. Ибо мозг - это сознание (и все психические процессы), а сознание - это экран, через которое человек познает себя и окружающий мир. Отключите экран - что вы увидите? Ничего, кроме темноты. Однако, есть факты, которые опровергают эту теорию.

В 1940 году боливийский нейрохирург Августин Итуррича, выступая в Антропологическом обществе в г. Сукре (Боливия), сделал сенсационное заявление: по его словам, он явился свидетелем того, что человек может сохранять все признаки сознания и здравого ума, будучи лишенным органа, который за них непосредственно и отвечает. А именно - мозга.

Итуррича вместе со своим коллегой доктором Ортиз долгое время изучали историю болезни 14-летнего мальчика, который жаловался на головную боль. Никаких отклонений ни в анализах, ни в поведении больного врачи не обнаружили, поэтому источник головных болей так и не был установлен до момента смерти мальчика. После его кончины хирурги вскрыли череп умершего и онемели от увиденного: мозговая масса была полностью отделена от внутренней полости черепной коробки! То есть, мозг мальчика никак не был связан с его нервной системой и «жил» сам по себе. Спрашивается, чем же тогда думал покойный, если его мозг, образно выражаясь, «был в бессрочном отпуске»?

Еще один известный ученый, немецкий профессор Хуфланд рассказывает о необычном случае из своей практики. Однажды он проводил посмертное вскрытие черепной коробки пациента, которого незадолго до кончины разбил паралич. До самой последней минуты этот больной сохранял все умственные и физические способности. Результат вскрытия привел профессора в замешательство, поскольку вместо мозга в черепной коробке умершего обнаружилось… около 300 граммов воды!

Похожая история произошла и в 1976 году в Нидерландах. Патологоанатомы, вскрыв череп 55-летнего голландца Яна Герлинга, вместо мозга обнаружили только небольшое количество белесой жидкости. Когда об этом сообщили родственникам покойного, те были не на шутку возмущены и даже обратились в суд, считая «шутку» врачей не только глупой, но и оскорбительной, поскольку Ян Герлинг, был одним из лучших часовщиков в стране! Медикам, во избежание судебного процесса, пришлось предъявить родственникам «свидетельство» своей правоты, после чего те успокоились. Однако эта история попала в прессу и почти на месяц стала главной темой для обсуждения.

СТРАННАЯ ИСТОРИЯ С ЗУБНЫМ ПРОТЕЗОМ

Предположение о том, что сознание может существовать независимо от мозга, подтвердили голландские физиологи. В декабре 2001 года доктор Пим Ван Ломмель и еще двое его коллег провели масштабное исследование людей, переживших клиническую смерть. В статье «Околосмертельный опыт выживших после остановки сердца», опубликованной в британском медицинском журнале «Ланцет», Вам Ломмель рассказывает о «невероятном» случае, который зафиксировала одна из его коллег.

«Пациент, находящийся в коме, был доставлен в реанимационную палату клиники. Мероприятия по оживлению были безуспешными. Мозг погиб, энцефалограмма представляла собой прямую линию. Решили применить интубацию (введение в гортань и трахею трубки для искусственной вентиляции и восстановления проходимости дыхательных путей. - А.К.). Во рту потерпевшего находился зубной протез. Врач вынула его и положила его на столик. Спустя полтора часа у пациента забилось сердце и нормализовалось кровяное давление. А через неделю, когда та же сотрудница разносила больным медикаменты, вернувшийся с того света заявил ей: «Вы знаете, где мой протез! Вы вынули у меня зубы и засунули их в выдвижной ящик столика на колесах!»

Во время тщательного опроса оказалось, что потерпевший наблюдал себя сверху лежащим на койке. Он подробно описал палату и действия врачей в момент своей смерти. Человек очень боялся, что медики прекратят оживление, и всеми силами хотел дать понять им, что он жив...»

Во избежание упреков в недостаточной чистоте своих исследований, ученые тщательно изучили все факторы, способные повлиять на рассказы пострадавших. Были вынесены за рамки отчетности все случаи так называемых ложных воспоминаний (ситуации, когда человек, услышав от других рассказы о посмертных видениях, внезапно «вспоминает» то, чего сам никогда не испытывал), религиозного фанатизма и других подобных случаев. Обобщив опыт 509 случаев клинической смерти, ученые пришли к следующим выводам:

1. Все обследуемые оказались психически здоровыми. Это были мужчины и женщины от 26 до 92 лет, имеющие разный уровень образования, верящие и не верящие в Бога. Одни слышали раньше о «почти смертельном опыте», другие - нет.

2. Все посмертные видения у людей возникали в период приостановки работы головного мозга.

3. Посмертные видения нельзя объяснить дефицитом кислорода в клетках центральной нервной системы.

4. На глубину «почти смертельного опыта» большое влияние оказывает пол и возраст человека. Женщины обычно испытывают более сильные ощущения, чем мужчины.

5. Посмертные видения слепых от рождения не отличаются от впечатлений зрячих.

В заключительной части статьи руководитель исследования доктор Пим Ван Ломмель делает совершенно сенсационные заявления. Он говорит о том, что «сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать», и что «мозг - это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющей строго определенные функции». «Очень может быть, - завершает свою статью ученый, - мыслящей материи даже в принципе не существует».

МОЗГ НЕ СПОСОБЕН МЫСЛИТЬ?

К аналогичным выводам, пришли и английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Ученые обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после так называемой «клинической смерти».

Как известно, после остановки сердца, из-за прекращения кровообращения и, соответственно, поступления кислорода и питательных веществ, у человека происходит «отключение» мозга. А раз отключен мозг, то с ним должно пропадать и сознание. Однако, этого не происходит. Почему?

Возможно, какая-то часть мозга продолжает работу, несмотря на то, что чувствительная аппаратура и фиксирует полный «штиль». Но в момент клинической смерти многие люди чувствуют, как они «вылетают» из своего тела и зависают над ним. Зависнув примерно в полуметре над своим телом, они отчетливо видят и слышат, что делают и говорят врачи, находящиеся рядом. Как объяснить это?

Предположим, это можно объяснить «несогласованностью работы нервных центров, управляющих зрительными и осязательными ощущениями, а также чувством равновесия». Или, говоря более понятно, - галлюцинациями мозга, испытывающего острый дефицит кислорода и потому «выдающему» такие фокусы. Но, вот незадача: как свидетельствуют английские ученые, некоторые их тех, кто пережил «клиническую смерть», после прихода в сознание в точности пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал во время процесса реанимации. Более того, некоторые из них давали подробное и точное описание произошедших в этот временной отрезок событий в соседних комнатах, куда «фантазия» и галлюцинации мозга добраться ну ни как не могут! Или, может быть, эти безответственные «несогласованные нервные центры, отвечающие за зрительные и осязательные ощущения», временно оставшись без центрального управления, решили прогуляться по больничным коридорам и палатам?

Доктор Сэм Парния, объясняя причину, почему пациенты, пережившие клиническую смерть, могли знать, слышать и видеть, что происходит в другом конце больницы, говорит: «Мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли. Во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение». Питер Фенвик, его коллега, делает еще более смелое заключение: «Сознание вполне может продолжать свое существование и после физической смерти тела».

Обратите внимание на два важных вывода - «мозг не способен мыслить » и «сознание может жить и после смерти тела ». Если бы это сказал какой-нибудь философ или поэт, то, как говорится, что с него возьмешь - человек далек от мира точных наук и формулировок! Но эти слова сказаны двумя весьма уважаемыми в Европе учеными. И их голоса - не единственные.

Джон Экклз, крупнейший современный нейрофизиолог и лауреат Нобелевской премии по медицине, также считает, что психика не является функцией мозга. Вместе со своим коллегой, нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом, который провел более 10000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямым текстом заявляют, что у них «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». Профессор Экклз пишет: «Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне». По его мнению, «сознание не может быть предметом научного исследования… Появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной».

Другой автор книги, Уайлдер Пенфилд разделяет мнение Экклза. И добавляет к сказанному, что в результате многолетнего изучения деятельности мозга он пришел к убеждению, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов».

Еще два лауреата Нобелевской премии, нейрофизиологии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел в своих выступлениях и научных трудах неоднократно заявляли, что «для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств». Однако, как подчеркивают ученые, «это сделать невозможно».

«Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже... »

А что же говорят по этому поводу наши ученые? Александр Иванович Введенский, психолог и философ, профессор Петербургского университета, в работе «Психология без всякой метафизики» (1914 г) писал, что «роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание».

Николай Иванович Кобозев (1903-1974), видный советский ученый-химик, профессор МГУ, в монографии «Время» говорит совершенно крамольные для своего воинственно-атеистического времени вещи. Например, такие: «ответственными за процессы мышления и памяти не могут быть ни клетки, ни молекулы, ни даже атомы»; «человеческий разум не может быть результатом эволюционного перерождения функций информации в функцию мышления. Эта последняя способность должна быть нам дана, а не приобретена в ходе развития»; «акт смерти есть отрыв временного «клубка» личности от потока текущего времени. Этот клубок потенциально бессмертен…».

Еще одно авторитетное и уважаемое имя - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961), выдающийся хирург, доктор медицинских наук, духовный писатель и архиепископ. В 1921 году в Ташкенте, где Войно-Ясенецкий работал хирургом, будучи при этом священнослужителем, местное ЧК организовало «дело врачей». Один из коллег хирурга профессор С. А. Масумов вспоминает о суде следующее:

«Тогда во главе ташкентского ЧК стоял латыш Я. Х. Петерс, решивший сделать суд показательным. Великолепно задуманный и отрежиссированный спектакль пошел насмарку, когда председательствующий вызвал в качестве эксперта профессора Войно-Ясенецкого:

Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

На самом деле святой Патриарх-исповедник Тихон, узнав о том, что профессор Войно-Ясенецкий принял священный сан, благословил ему продолжать заниматься хирургией. Отец Валентин не стал ничего объяснять Петерсу, а ответил:

Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?

Зал встретил удачный ответ хохотом и аплодисментами. Все симпатии были теперь на стороне священника-хирурга. Ему аплодировали и рабочие, и врачи. Следующий вопрос, по расчетам Петерса, должен был изменить настроение рабочей аудитории:

Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?

Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось».

Валентин Феликсович знал, о чем говорил. Несколько десятков тысяч операций, проведенных им, в том числе и на головном мозге, убедили его: мозг не является вместилищем ума и совести человека. Впервые такая мысль пришла к нему в молодости, когда он… разглядывал муравьев.

Известно, что муравьи не имеют мозга, но при этом никто не скажет, что они лишены разума. Муравьи решают сложные инженерные и социальные задачи - по строительству жилья, выстраиванию многоуровневой социальной иерархии, воспитанию молодых муравьев, консервации пищи, защите своей территории и так далее. «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой», - замечает Войно-Ясенецкий. Неужели для того, чтобы себя осознавать и вести себя разумно, мозг совсем не требуется?

Позднее, имея уже за плечами многолетний опыт хирурга, Валентин Феликсович неоднократно наблюдал подтверждения своим догадкам. В одной из книг он рассказывает об одном из таких случаев: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 см³ гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить».

В своей последней, автобиографической книге «Я полюбил страдание…» (1957 г), которую Валентин Феликсович не написал, а надиктовал (в 1955 году он полностью ослеп), звучат уже не предположения молодого исследователя, а убеждения опытного и мудрого ученого-практика: 1. «Мозг - не орган мысли и чувств»; и 2. «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела».

"В организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека ".

А теперь обратимся к мнению человека, непосредственно занятого изучением мозга - нейрофизиологу, академику Академии медицинских наук РФ, директору Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), Наталье Петровне Бехтеревой:

«Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом».

Когда Наталью Петровну спросили, может ли она, недавний коммунист и атеист, на основании многолетних результатов работы института мозга, признать существование души, она, как и подобает настоящему ученому, совершенно искренне ответила:

«Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение… Я всю жизнь изучала живой мозг человека. И так же, как и все, в том числе и люди других специальностей, неизбежно сталкивалась со «странными явлениями»... Много можно объяснить уже сейчас. Но не все... Я не хочу делать вид, что этого нет… Общий вывод наших материалов: какой-то процент людей продолжает существование в другой форме, в виде чего-то отделяющегося от тела, чему бы я не хотела давать другое определение, чем «душа». Действительно, в организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека».

А вот еще одно авторитетное мнение. Академик Петр Кузьмич Анохин, крупнейший физиолог XX века, автор 6 монографий и 250 научных статей, в одной из своих работ пишет: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»

"Человеческий мозг - это телевизор, а душа - телестанция ".

Итак, все чаще и громче в научной среде звучат слова, удивительным образом совпадающие с основными постулатами христианства, буддизма и других массовых религий мира. Наука, пусть медленно и осторожно, но постоянно приходит к заключению, что мозг не является источником мысли и сознания, а служит только их ретранслятором. Подлинным источником нашего «Я», наших мыслей и сознания может быть лишь, - далее еще раз процитируем слова Бехтеревой, - «что-то, что может отделиться от человека и даже пережить его». «Что-то», если говорить прямо и без околичностей, есть ни что иное как душа человека.

В начале 80-х прошлого века, во время международной научной конференции с известным американским психиатром Станиславом Грофом, однажды после очередного выступления Грофа к нему подошел советский академик. И стал ему доказывать, что все чудеса человеческой психики, которые «открывают» Гроф, а также другие американские и западные исследователи, спрятаны в том или другом отделе человеческого мозга. Словом, не надо придумывать никаких сверхъестественных причин и объяснений, если все причины находятся в одном месте - под черепной коробкой. При этом академик громко и многозначительно постучал себя пальцем по лбу. Профессор Гроф немного подумал, а затем сказал:

Скажите, коллега, у вас дома есть телевизор? Представьте, что он у вас сломался и вы вызвали телемастера. Пришел мастер, забрался внутрь телевизора, покрутил там разные ручки, настроил его. Неужели вы после этого будете думать, что все эти станции сидят в этом ящике?

.

О том, что, человеческий мозг - это приёмник, а телестанции, сигнал которых он может принимать и транслировать, находятся вне его физического места расположения, знали тысячи лет назад многие из тех, кого мы называем ныне древними цивилизациями. Причём этими знаниями, намного превосходящими понимания нынешних учёных, обладали наши предки на разных континентах и в разные времена. Именно их запечатлевали в камне люди древности для нас, нерадивых потомков, которые в пыли времени растеряли все жизненно важные абсолютно для каждого сведения. Для каждого, потому что смысл жизни для всех людей один – стать существом духовным и бессмертным.

Подготовила: Юлия Матвеева (Россия)

МЫСЛЯЩЕЙ МАТЕРИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ! О деятельности мозга. Кто мыслит и как? Что такое «душа»?


Что такое душа?

Если спросить у атеиста, что такое душа, он, скорее всего, ответит, что это «внутренний, психический мир человека, его сознание» (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»). А теперь сравните это определение с мнением верующего человека (открываем для этого «Словарь русского языка» В. Даля): «Душа - бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею». По мнению первого, душа - это сознание, которое, по умолчанию, является продуктом работы мозга человека. По мнению второго, душа - не производное человеческого мозга, а сама по себе «мозг», сама есть разум, причем несравнимо более мощный и к тому же бессмертный. Кто же из них прав?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте воспользуемся только фактами и здравой логикой - тем, чему верят люди материалистических взглядов.

Начнем с вопроса, является ли душа - продуктом деятельности мозга. Согласно науке, мозг - это центральный пункт управления человеком: он воспринимает и перерабатывает информацию из окружающего мира, он же и решает, как человеку действовать в том или ином случае. А все остальное для мозга - руки, ноги, глаза, уши, желудок, сердце - что-то вроде скафандра, обеспечивающего центральную нервную систему. Отключите человеку мозг - и считайте, что нет человека. Существо с отключенным мозгом можно назвать скорее овощем, чем человеком. Ибо мозг - это сознание (и все психические процессы), а сознание - это экран, через которое человек познает себя и окружающий мир. Отключите экран - что вы увидите? Ничего, кроме темноты. Однако, есть факты, которые опровергают эту теорию.

В 1940 году боливийский нейрохирург Августин Итуррича, выступая в Антропологическом обществе в г. Сукре (Боливия), сделал сенсационное заявление: по его словам, он явился свидетелем того, что человек может сохранять все признаки сознания и здравого ума, будучи лишенным органа, который за них непосредственно и отвечает. А именно - мозга.

Итуррича вместе со своим коллегой доктором Ортиз долгое время изучали историю болезни 14-летнего мальчика, который жаловался на головную боль. Никаких отклонений ни в анализах, ни в поведении больного врачи не обнаружили, поэтому источник головных болей так и не был установлен до момента смерти мальчика. После его кончины хирурги вскрыли череп умершего и онемели от увиденного: мозговая масса была полностью отделена от внутренней полости черепной коробки! То есть, мозг мальчика никак не был связан с его нервной системой и «жил» сам по себе. Спрашивается, чем же тогда думал покойный, если его мозг, образно выражаясь, «был в бессрочном отпуске»?

Еще один известный ученый, немецкий профессор Хуфланд рассказывает о необычном случае из своей практики. Однажды он проводил посмертное вскрытие черепной коробки пациента, которого незадолго до кончины разбил паралич. До самой последней минуты этот больной сохранял все умственные и физические способности. Результат вскрытия привел профессора в замешательство, поскольку вместо мозга в черепной коробке умершего обнаружилось… около 300 граммов воды!

Похожая история произошла и в 1976 году в Нидерландах. Патологоанатомы, вскрыв череп 55-летнего голландца Яна Герлинга, вместо мозга обнаружили только небольшое количество белесой жидкости. Когда об этом сообщили родственникам покойного, те были не на шутку возмущены и даже обратились в суд, считая «шутку» врачей не только глупой, но и оскорбительной, поскольку Ян Герлинг, был одним из лучших часовщиков в стране! Медикам, во избежание судебного процесса, пришлось предъявить родственникам «свидетельство» своей правоты, после чего те успокоились. Однако эта история попала в прессу и почти на месяц стала главной темой для обсуждения.

Странная история с зубным протезом

Предположение о том, что сознание может существовать независимо от мозга, подтвердили голландские физиологи. В декабре 2001 года доктор Пим Ван Ломмель и еще двое его коллег провели масштабное исследование людей, переживших клиническую смерть. В статье «Околосмертельный опыт выживших после остановки сердца», опубликованной в британском медицинском журнале «Ланцет», Вам Ломмель рассказывает о «невероятном» случае, который зафиксировала одна из его коллег.

«Пациент, находящийся в коме, был доставлен в реанимационную палату клиники. Мероприятия по оживлению были безуспешными. Мозг погиб, энцефалограмма представляла собой прямую линию. Решили применить интубацию (введение в гортань и трахею трубки для искусственной вентиляции и восстановления проходимости дыхательных путей. - А.К.). Во рту потерпевшего находился зубной протез. Врач вынула его и положила его на столик. Спустя полтора часа у пациента забилось сердце и нормализовалось кровяное давление. А через неделю, когда та же сотрудница разносила больным медикаменты, вернувшийся с того света заявил ей: «Вы знаете, где мой протез! Вы вынули у меня зубы и засунули их в выдвижной ящик столика на колесах!»

Во время тщательного опроса оказалось, что потерпевший наблюдал себя сверху лежащим на койке. Он подробно описал палату и действия врачей в момент своей смерти. Человек очень боялся, что медики прекратят оживление, и всеми силами хотел дать понять им, что он жив...»

Во избежание упреков в недостаточной чистоте своих исследований, ученые тщательно изучили все факторы, способные повлиять на рассказы пострадавших. Были вынесены за рамки отчетности все случаи так называемых ложных воспоминаний (ситуации, когда человек, услышав от других рассказы о посмертных видениях, внезапно «вспоминает» то, чего сам никогда не испытывал), религиозного фанатизма и других подобных случаев. Обобщив опыт 509 случаев клинической смерти, ученые пришли к следующим выводам:

1. Все обследуемые оказались психически здоровыми. Это были мужчины и женщины от 26 до 92 лет, имеющие разный уровень образования, верящие и не верящие в Бога. Одни слышали раньше о «почти смертельном опыте», другие - нет.

2. Все посмертные видения у людей возникали в период приостановки работы головного мозга.

3. Посмертные видения нельзя объяснить дефицитом кислорода в клетках центральной нервной системы.

4. На глубину «почти смертельного опыта» большое влияние оказывает пол и возраст человека. Женщины обычно испытывают более сильные ощущения, чем мужчины.

5. Посмертные видения слепых от рождения не отличаются от впечатлений зрячих.

В заключительной части статьи руководитель исследования доктор Пим Ван Ломмель делает совершенно сенсационные заявления. Он говорит о том, что «сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать», и что «мозг - это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющей строго определенные функции». «Очень может быть, - завершает свою статью ученый, - мыслящей материи даже в принципе не существует».

Мозг не способен мыслить?

К аналогичным выводам, пришли и английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Ученые обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после так называемой «клинической смерти».

Как известно, после остановки сердца, из-за прекращения кровообращения и, соответственно, поступления кислорода и питательных веществ, у человека происходит «отключение» мозга. А раз отключен мозг, то с ним должно пропадать и сознание. Однако, этого не происходит. Почему?

Возможно, какая-то часть мозга продолжает работу, несмотря на то, что чувствительная аппаратура и фиксирует полный «штиль». Но в момент клинической смерти многие люди чувствуют, как они «вылетают» из своего тела и зависают над ним. Зависнув примерно в полуметре над своим телом, они отчетливо видят и слышат, что делают и говорят врачи, находящиеся рядом. Как объяснить это?

Предположим, это можно объяснить «несогласованностью работы нервных центров, управляющих зрительными и осязательными ощущениями, а также чувством равновесия». Или, говоря более понятно, - галлюцинациями мозга, испытывающего острый дефицит кислорода и потому «выдающему» такие фокусы. Но, вот незадача: как свидетельствуют английские ученые, некоторые их тех, кто пережил «клиническую смерть», после прихода в сознание в точности пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал во время процесса реанимации. Более того, некоторые из них давали подробное и точное описание произошедших в этот временной отрезок событий в соседних комнатах, куда «фантазия» и галлюцинации мозга добраться ну ни как не могут! Или, может быть, эти безответственные «несогласованные нервные центры, отвечающие за зрительные и осязательные ощущения», временно оставшись без центрального управления, решили прогуляться по больничным коридорам и палатам?

Доктор Сэм Парния, объясняя причину, почему пациенты, пережившие клиническую смерть, могли знать, слышать и видеть, что происходит в другом конце больницы, говорит: «Мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли. Во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение». Питер Фенвик, его коллега, делает еще более смелое заключение: «Сознание вполне может продолжать свое существование и после физической смерти тела».

Обратите внимание на два важных вывода - «мозг не способен мыслить» и «сознание может жить и после смерти тела». Если бы это сказал какой-нибудь философ или поэт, то, как говорится, что с него возьмешь - человек далек от мира точных наук и формулировок! Но эти слова сказаны двумя весьма уважаемыми в Европе учеными. И их голоса - не единственные.

Джон Экклз, крупнейший современный нейрофизиолог и лауреат Нобелевской премии по медицине, также считает, что психика не является функцией мозга. Вместе со своим коллегой, нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом, который провел более 10000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямым текстом заявляют, что у них «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». Профессор Экклз пишет: «Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне». По его мнению, «сознание не может быть предметом научного исследования… Появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной».

Другой автор книги, Уайлдер Пенфилд разделяет мнение Экклза. И добавляет к сказанному, что в результате многолетнего изучения деятельности мозга он пришел к убеждению, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов».

Еще два лауреата Нобелевской премии, нейрофизиологии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел в своих выступлениях и научных трудах неоднократно заявляли, что «для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств». Однако, как подчеркивают ученые, «это сделать невозможно».

«Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже...»

А что же говорят по этому поводу наши ученые? Александр Иванович Введенский, психолог и философ, профессор Петербургского университета, в работе «Психология без всякой метафизики» (1914 г) писал, что «роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание».

Николай Иванович Кобозев (1903-1974), видный советский ученый-химик, профессор МГУ, в монографии «Время» говорит совершенно крамольные для своего воинственно-атеистического времени вещи. Например, такие: «ответственными за процессы мышления и памяти не могут быть ни клетки, ни молекулы, ни даже атомы»; «человеческий разум не может быть результатом эволюционного перерождения функций информации в функцию мышления. Эта последняя способность должна быть нам дана, а не приобретена в ходе развития»; «акт смерти есть отрыв временного «клубка» личности от потока текущего времени. Этот клубок потенциально бессмертен…».

Еще одно авторитетное и уважаемое имя - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961), выдающийся хирург, доктор медицинских наук, духовный писатель и архиепископ. В 1921 году в Ташкенте, где Войно-Ясенецкий работал хирургом, будучи при этом священнослужителем, местное ЧК организовало «дело врачей». Один из коллег хирурга профессор С. А. Масумов вспоминает о суде следующее:

«Тогда во главе ташкентского ЧК стоял латыш Я. Х. Петерс, решивший сделать суд показательным. Великолепно задуманный и отрежиссированный спектакль пошел насмарку, когда председательствующий вызвал в качестве эксперта профессора Войно-Ясенецкого:

Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

На самом деле святой Патриарх-исповедник Тихон, узнав о том, что профессор Войно-Ясенецкий принял священный сан, благословил ему продолжать заниматься хирургией. Отец Валентин не стал ничего объяснять Петерсу, а ответил:

Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?

Зал встретил удачный ответ хохотом и аплодисментами. Все симпатии были теперь на стороне священника-хирурга. Ему аплодировали и рабочие, и врачи. Следующий вопрос, по расчетам Петерса, должен был изменить настроение рабочей аудитории:

Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?

Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось».

Валентин Феликсович знал, о чем говорил. Несколько десятков тысяч операций, проведенных им, в том числе и на головном мозге, убедили его: мозг не является вместилищем ума и совести человека. Впервые такая мысль пришла к нему в молодости, когда он… разглядывал муравьев.

Известно, что муравьи не имеют мозга, но при этом никто не скажет, что они лишены разума. Муравьи решают сложные инженерные и социальные задачи - по строительству жилья, выстраиванию многоуровневой социальной иерархии, воспитанию молодых муравьев, консервации пищи, защите своей территории и так далее. «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой», - замечает Войно-Ясенецкий. Неужели для того, чтобы себя осознавать и вести себя разумно, мозг совсем не требуется?

Позднее, имея уже за плечами многолетний опыт хирурга, Валентин Феликсович неоднократно наблюдал подтверждения своим догадкам. В одной из книг он рассказывает об одном из таких случаев: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 см³ гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить».

В своей последней, автобиографической книге «Я полюбил страдание…» (1957 г), которую Валентин Феликсович не написал, а надиктовал (в 1955 году он полностью ослеп), звучат уже не предположения молодого исследователя, а убеждения опытного и мудрого ученого-практика: 1. «Мозг - не орган мысли и чувств»; и 2. «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела».

«В организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека»

А теперь обратимся к мнению человека, непосредственно занятого изучением мозга - нейрофизиологу, академику Академии медицинских наук РФ, директору Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), Наталье Петровне Бехтеревой:

«Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом».

Когда Наталью Петровну спросили, может ли она, недавний коммунист и атеист, на основании многолетних результатов работы института мозга, признать существование души, она, как и подобает настоящему ученому, совершенно искренне ответила:

«Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение… Я всю жизнь изучала живой мозг человека. И так же, как и все, в том числе и люди других специальностей, неизбежно сталкивалась со «странными явлениями»… Много можно объяснить уже сейчас. Но не все… Я не хочу делать вид, что этого нет… Общий вывод наших материалов: какой-то процент людей продолжает существование в другой форме, в виде чего-то отделяющегося от тела, чему бы я не хотела давать другое определение, чем «душа». Действительно, в организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека».

А вот еще одно авторитетное мнение. Академик Петр Кузьмич Анохин, крупнейший физиолог XX века, автор 6 монографий и 250 научных статей, в одной из своих работ пишет: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»

«Человеческий мозг - это телевизор, а душа - телестанция»

Итак, все чаще и громче в научной среде звучат слова, удивительным образом совпадающие с основными постулатами христианства, буддизма и других массовых религий мира. Наука, пусть медленно и осторожно, но постоянно приходит к заключению, что мозг не является источником мысли и сознания, а служит только их ретранслятором. Подлинным источником нашего «Я», наших мыслей и сознания может быть лишь, - далее еще раз процитируем слова Бехтеревой, - «что-то, что может отделиться от человека и даже пережить его». «Что-то», если говорить прямо и без околичностей, есть ни что иное как душа человека.

В начале 80-х прошлого века, во время международной научной конференции с известным американским психиатром Станиславом Грофом, однажды после очередного выступления Грофа к нему подошел советский академик. И стал ему доказывать, что все чудеса человеческой психики, которые «открывают» Гроф, а также другие американские и западные исследователи, спрятаны в том или другом отделе человеческого мозга. Словом, не надо придумывать никаких сверхъестественных причин и объяснений, если все причины находятся в одном месте - под черепной коробкой. При этом академик громко и многозначительно постучал себя пальцем по лбу. Профессор Гроф немного подумал, а затем сказал:

Скажите, коллега, у вас дома есть телевизор? Представьте, что он у вас сломался и вы вызвали телемастера. Пришел мастер, забрался внутрь телевизора, покрутил там разные ручки, настроил его. Неужели вы после этого будете думать, что все эти станции сидят в этом ящике?

Наш академик не смог ничего ответить профессору. Их дальнейшая беседа на этом быстро закончилась.

О том, что, пользуясь наглядным сравнением Грофа, человеческий мозг - это телевизор, а душа - телестанция, которую транслирует этот «телевизор», знали многие тысячи лет назад те, кого принято называть «посвященными». Те, кому были открыты секреты высших духовных (религиозных или эзотерических) знаний. Среди них - Пифагор, Аристотель, Сенека, Линкольн… Сегодня эзотерические, некогда секретные для большинства из нас, знания стали вполне доступны. Особенно для тех, кто ими интересуется. Давайте воспользуемся одним из источников таких знаний и попытаемся узнать, что думают Высшие учителя (мудрые души, живущие в тонком мире) о работах современных ученых по исследованию человеческого мозга. В книге Л. Секлитовой и Л. Стрельниковой «Земное и вечное: ответы на вопросы» мы находим такой ответ:

«Ученые изучают физический мозг человека по-старому. Это все равно что пытаться понять работу телевизора и для этого изучать только лампы, транзисторы и прочие материальные детали, не учитывая действие в нем электрического тока, магнитных полей и прочих «тонких», невидимых составляющих, без которых невозможно понять работу телевизора.

Так же и материальный мозг человека. Конечно, для общего развития человеческих понятий данное познание имеет определенное значение, человек способен учиться и на грубой модели, но использовать знания о старом в полной мере в применении к новому будет проблемно. Всегда что-то останется не понятно, всегда будет нестыковка одного с другим…

Человек пока продолжает мыслить по-старому, считая, что все качества характера и способности личности зависят от ее мозга. А это не так. Все зависит от тонких оболочек человека и его матрицы, то есть от души. Все тайны человека скрываются в его Душе. А мозг является всего лишь проводником качеств души для проявления их в физическом мире. Все способности человека - в его тонких структурах…»

В 1940 году боливийский нейрохирург Августин Итуррича, выступая в
Антропологическом обществе в г. Сукре (Боливия), сделал сенсационное
заявление: по его словам, он явился свидетелем того, что человек может
сохранять все признаки сознания и здравого ума, будучи лишенным
органа, который за них непосредственно и отвечает. А именно — мозга.

Итуррича вместе со своим коллегой доктором Ортиз долгое время изучали
историю болезни 14-летнего мальчика, который жаловался на головную
боль. Никаких отклонений ни в анализах, ни в поведении больного врачи
не обнаружили, поэтому источник головных болей так и не был установлен
до момента смерти мальчика. После его кончины хирурги вскрыли череп
умершего и онемели от увиденного: мозговая масса была полностью
отделена от внутренней полости черепной коробки! То есть, мозг
мальчика никак не был связан с его нервной системой и жил сам по
себе. Спрашивается, чем же тогда думал покойный, если его мозг,
образно выражаясь,был в бессрочном отпуске.

Еще один известный ученый, немецкий профессор Хуфланд рассказывает о
необычном случае из своей практики. Однажды он проводил посмертное
вскрытие черепной коробки пациента, которого незадолго до кончины
разбил паралич. До самой последней минуты этот больной сохранял все
умственные и физические способности. Результат вскрытия привел
профессора в замешательство, поскольку вместо мозга в черепной коробке
умершего обнаружилось… около 300 граммов воды!

Похожая история произошла и в 1976 году в Нидерландах.
Патологоанатомы, вскрыв череп 55-летнего голландца Яна Герлинга,
вместо мозга обнаружили только небольшое количество белесой жидкости.
Когда об этом сообщили родственникам покойного, те были не на шутку
возмущены и даже обратились в суд, считая шутку врачей не только
глупой, но и оскорбительной, поскольку Ян Герлинг, был одним из лучших
часовщиков в стране! Медикам, во избежание судебного процесса,
пришлось предъявить родственникам свидетельство своей правоты, после
чего те успокоились. Однако эта история попала в прессу и почти на
месяц стала главной темой для обсуждения.

Странная история с зубным протезом

Предположение о том, что сознание может существовать независимо от
мозга, подтвердили голландские физиологи. В декабре 2001 года доктор
Пим Ван Ломмель и еще двое его коллег провели масштабное исследование
людей, переживших клиническую смерть. В статье Околосмертельный опыт
выживших после остановки сердца, опубликованной в британском
медицинском журнале Ланцет, Вам Ломмель рассказывает о невероятном
случае, который зафиксировала одна из его коллег.

Пациент, находящийся в коме, был доставлен в реанимационную палату
клиники. Мероприятия по оживлению были безуспешными. Мозг погиб,
энцефалограмма представляла собой прямую линию. Решили применить
интубацию (введение в гортань и трахею трубки для искусственной
вентиляции и восстановления проходимости дыхательных путей. — А.К.).
Во рту потерпевшего находился зубной протез. Врач вынула его и
положила его на столик. Спустя полтора часа у пациента забилось сердце
и нормализовалось кровяное давление. А через неделю, когда та же
сотрудница разносила больным медикаменты, вернувшийся с того света
заявил ей: Вы знаете, где мой протез! Вы вынули у меня зубы и
засунули их в выдвижной ящик столика на колесах!

Во время тщательного опроса оказалось, что потерпевший наблюдал себя
сверху лежащим на койке. Он подробно описал палату и действия врачей в
момент своей смерти. Человек очень боялся, что медики прекратят
оживление, и всеми силами хотел дать понять им, что он жив...

Во избежание упреков в недостаточной чистоте своих исследований,
ученые тщательно изучили все факторы, способные повлиять на рассказы
пострадавших. Были вынесены за рамки отчетности все случаи так
называемых ложных воспоминаний (ситуации, когда человек, услышав от
других рассказы о посмертных видениях, внезапно вспоминает то, чего
сам никогда не испытывал), религиозного фанатизма и других подобных
случаев. Обобщив опыт 509 случаев клинической смерти, ученые пришли к
следующим выводам:

1. Все обследуемые оказались психически здоровыми. Это были мужчины и
женщины от 26 до 92 лет, имеющие разный уровень образования, верящие и
не верящие в Бога. Одни слышали раньше о почти смертельном опыте,
другие — нет.

2. Все посмертные видения у людей возникали в период приостановки
работы головного мозга.

3. Посмертные видения нельзя объяснить дефицитом кислорода в клетках
центральной нервной системы.

4. На глубину почти смертельного опыта большое влияние оказывает пол
и возраст человека. Женщины обычно испытывают более сильные ощущения,
чем мужчины.

5. Посмертные видения слепых от рождения не отличаются от впечатлений зрячих.

В заключительной части статьи руководитель исследования доктор Пим Ван
Ломмель делает совершенно сенсационные заявления. Он говорит о том,
что сознание существует даже после того, как мозг перестал
функционировать, и что мозг — это вовсе не мыслящая материя, а
орган, как и любой другой, выполняющей строго определенные функции.
Очень может быть, — завершает свою статью ученый, — мыслящей материи
даже в принципе не существует.

Мозг не способен мыслить.

К аналогичным выводам, пришли и английские исследователи Питер Фенвик
из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной
клиники Саутгемптона. Ученые обследовали пациентов, возвратившихся к
жизни после так называемой клинической смерти.

Как известно, после остановки сердца, из-за прекращения кровообращения
и, соответственно, поступления кислорода и питательных веществ, у
человека происходит отключение мозга. А раз отключен мозг, то с ним
должно пропадать и сознание. Однако, этого не происходит. Почему?

Возможно, какая-то часть мозга продолжает работу, несмотря на то, что
чувствительная аппаратура и фиксирует полный штиль. Но в момент
клинической смерти многие люди чувствуют, как они вылетают из своего
тела и зависают над ним. Зависнув примерно в полуметре над своим
телом, они отчетливо видят и слышат, что делают и говорят врачи,
находящиеся рядом. Как объяснить это?

Предположим, это можно объяснить несогласованностью работы нервных
центров, управляющих зрительными и осязательными ощущениями, а также
чувством равновесия. Или, говоря более понятно, — галлюцинациями
мозга, испытывающего острый дефицит кислорода и потому выдающему
такие фокусы. Но, вот незадача: как свидетельствуют английские ученые,
некоторые их тех, кто пережил клиническую смерть, после прихода в
сознание в точности пересказывали содержание разговоров, которые вел
медицинский персонал во время процесса реанимации. Более того,
некоторые из них давали подробное и точное описание произошедших в
этот временной отрезок событий в соседних комнатах, куда фантазия и
галлюцинации мозга добраться ну ни как не могут! Или, может быть, эти
безответственные несогласованные нервные центры, отвечающие за
зрительные и осязательные ощущения, временно оставшись без
центрального управления, решили прогуляться по больничным коридорам и
палатам?

Доктор Сэм Парния, объясняя причину, почему пациенты, пережившие
клиническую смерть, могли знать, слышать и видеть, что происходит в
другом конце больницы, говорит: Мозг, как любой другой орган
человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он
может работать как устройство, обнаруживающее мысли. Во время
клинической смерти действующее независимо от головного мозга сознание
использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает
попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.
Питер Фенвик, его коллега, делает еще более смелое заключение:
Сознание вполне может продолжать свое существование и после
физической смерти тела.

Обратите внимание на два важных вывода — мозг не способен мыслить и
сознание может жить и после смерти тела. Если бы это сказал
какой-нибудь философ или поэт, то, как говорится, что с него возьмешь
— человек далек от мира точных наук и формулировок! Но эти слова
сказаны двумя весьма уважаемыми в Европе учеными. И их голоса — не
единственные.

Джон Экклз, крупнейший современный нейрофизиолог и лауреат Нобелевской
премии по медицине, также считает, что психика не является функцией
мозга. Вместе со своим коллегой, нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом,
который провел более 10000 операций на мозге, Экклз написал книгу
Тайна человека. В ней авторы прямым текстом заявляют, что у них нет
никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за
пределами его тела. Профессор Экклз пишет: Я могу экспериментально
подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена
функционированием мозга. Сознание существует независимо от него
извне. По его мнению, сознание не может быть предметом научного
исследования… Появление сознания, так же как и возникновение жизни,
является высшей религиозной тайной.

Другой автор книги, Уайлдер Пенфилд разделяет мнение Экклза. И
добавляет к сказанному, что в результате многолетнего изучения
деятельности мозга он пришел к убеждению, что энергия разума
отличается от энергии мозговых нейронных импульсов.

Еще два лауреата Нобелевской премии, нейрофизиологии Дэвид Хьюбел и
Торстен Визел в своих выступлениях и научных трудах неоднократно
заявляли, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и
Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая
приходит от органов чувств. Однако, как подчеркивают ученые, это
сделать невозможно.

Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не
видел там ума. И совести тоже...?

А что же говорят по этому поводу наши ученые Александр Иванович Введенский, психолог и философ, профессор Петербургского университета,
в работе "Психология без всякой метафизики" (1914 г) писал, что роль
психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно
неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью
мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание.

Николай Иванович Кобозев (1903-1974), видный советский ученый-химик,
профессор МГУ, в монографии "Время" говорит совершенно крамольные для
своего воинственно-атеистического времени вещи. Например, такие:
ответственными за процессы мышления и памяти не могут быть ни клетки,
ни молекулы, ни даже атомы; человеческий разум не может быть
результатом эволюционного перерождения функций информации в функцию
мышления. Эта последняя способность должна быть нам дана, а не
приобретена в ходе развития; акт смерти есть отрыв временного
клубка личности от потока текущего времени. Этот клубок потенциально
бессмертен….

Еще одно авторитетное и уважаемое имя — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961), выдающийся хирург, доктор медицинских
наук, духовный писатель и архиепископ. В 1921 году в Ташкенте, где
Войно-Ясенецкий работал хирургом, будучи при этом священнослужителем,
местное ЧК организовало дело врачей. Один из коллег хирурга
профессор С. А. Масумов вспоминает о суде следующее:

Тогда во главе ташкентского ЧК стоял латыш Я. Х. Петерс, решивший
сделать суд показательным. Великолепно задуманный и отрежиссированный
спектакль пошел насмарку, когда председательствующий вызвал в качестве
эксперта профессора Войно-Ясенецкого:

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь,
а днем людей режете?

На самом деле святой Патриарх-исповедник Тихон, узнав о том, что
профессор Войно-Ясенецкий принял священный сан, благословил ему
продолжать заниматься хирургией. Отец Валентин не стал ничего
объяснять Петерсу, а ответил:

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы,
гражданин общественный обвинитель?

Зал встретил удачный ответ хохотом и аплодисментами. Все симпатии были
теперь на стороне священника-хирурга. Ему аплодировали и рабочие, и
врачи. Следующий вопрос, по расчетам Петерса, должен был изменить
настроение рабочей аудитории:

— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы
его видели, своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но
я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не
видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте всего
зала. Дело врачей с треском провалилось.

Валентин Феликсович знал, о чем говорил. Несколько десятков тысяч
операций, проведенных им, в том числе и на головном мозге, убедили
его: мозг не является вместилищем ума и совести человека. Впервые
такая мысль пришла к нему в молодости, когда он… разглядывал муравьев.

Известно, что муравьи не имеют мозга, но при этом никто не скажет, что
они лишены разума. Муравьи решают сложные инженерные и социальные
задачи — по строительству жилья, выстраиванию многоуровневой
социальной иерархии, воспитанию молодых муравьев, консервации пищи,
защите своей территории и так далее. В войнах муравьев, не имеющих
головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно
и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой, — замечает
Войно-Ясенецкий. Неужели для того, чтобы себя осознавать и вести себя
разумно, мозг совсем не требуется?

Позднее, имея уже за плечами многолетний опыт хирурга, Валентин
Феликсович неоднократно наблюдал подтверждения своим догадкам. В одной
из книг он рассказывает об одном из таких случаев: У молодого
раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 см³ гноя), который,
несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких
дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу
сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты
мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел,
что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга
сдавлено, почти до невозможности его различить.

В своей последней, автобиографической книге "Я полюбил страдание…"
(1957 г), которую Валентин Феликсович не написал, а надиктовал (в 1955
году он полностью ослеп), звучат уже не предположения молодого
исследователя, а убеждения опытного и мудрого ученого-практика: 1.
Мозг — не орган мысли и чувств; и 2. Дух выступает за пределы
мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг
работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам
тела.

"В организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить
самого человека"

А теперь обратимся к мнению человека, непосредственно занятого
изучением мозга — нейрофизиологу, академику Академии медицинских наук
РФ, директору Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ),
Наталье Петровне Бехтеревой:

"Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то
извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора
Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом
исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга,
подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг
может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть
страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий
процесс — это проявление совершенно нового качества. Как верующий
человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным
процессом."

Когда Наталью Петровну спросили, может ли она, недавний коммунист и
атеист, на основании многолетних результатов работы института мозга,
признать существование души, она, как и подобает настоящему ученому,
совершенно искренне ответила:

"Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет
права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму,
мировоззрение… Я всю жизнь изучала живой мозг человека. И так же, как
и все, в том числе и люди других специальностей, неизбежно
сталкивалась со странными явлениями... Много можно объяснить уже
сейчас. Но не все... Я не хочу делать вид, что этого нет…" Общий вывод
наших материалов: какой-то процент людей продолжает существование в
другой форме, в виде чего-то отделяющегося от тела, чему бы я не хотела давать другое определение, чем душа. Действительно, в
организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить
самого человека.

А вот еще одно авторитетное мнение. Академик Петр Кузьмич Анохин,
крупнейший физиолог XX века, автор 6 монографий и 250 научных статей,
в одной из своих работ пишет: "Ни одну из мыслительных операций,
которые мы приписываем разуму, до сих пор не удалось прямо связать с
какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно
психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли
думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а
представляет проявление каких-то иных — нематериальных духовных сил"

"Человеческий мозг - это телевизор, а душа - телестанция"

Итак, все чаще и громче в научной среде звучат слова, удивительным
образом совпадающие с основными постулатами христианства, буддизма и
других массовых религий мира. Наука, пусть медленно и осторожно, но
постоянно приходит к заключению, что мозг не является источником мысли
и сознания, а служит только их ретранслятором. Подлинным источником
нашего Я, наших мыслей и сознания может быть лишь, — далее еще раз
процитируем слова Бехтеревой, — "что-то, что может отделиться от
человека и даже пережить его.Что-то, если говорить прямо и без
околичностей, есть ни что иное как душа человека."

В начале 80-х прошлого века, во время международной научной
конференции с известным американским психиатром Станиславом Грофом,
однажды после очередного выступления Грофа к нему подошел советский
академик. И стал ему доказывать, что все чудеса человеческой психики,
которые открывают Гроф, а также другие американские и западные
исследователи, спрятаны в том или другом отделе человеческого мозга.
Словом, не надо придумывать никаких сверхъестественных причин и
объяснений, если все причины находятся в одном месте — под черепной
коробкой. При этом академик громко и многозначительно постучал себя
пальцем по лбу. Профессор Гроф немного подумал, а затем сказал:

— Скажите, коллега, у вас дома есть телевизор? Представьте, что он у
вас сломался и вы вызвали телемастера. Пришел мастер, забрался внутрь
телевизора, покрутил там разные ручки, настроил его. Неужели вы после
этого будете думать, что все эти станции сидят в этом ящике?

Наш академик не смог ничего ответить профессору. Их дальнейшая беседа
на этом быстро закончилась.

О том, что, пользуясь наглядным сравнением Грофа, человеческий мозг —
это телевизор, а душа — телестанция, которую транслирует этот
телевизор, знали многие тысячи лет назад те, кого принято называть
посвященными. Те, кому были открыты секреты высших духовных
(религиозных или эзотерических) знаний. Среди них — Пифагор,
Аристотель, Сенека, Линкольн… Сегодня эзотерические, некогда секретные
для большинства из нас, знания стали вполне доступны. Особенно для
тех, кто ими интересуется. Давайте воспользуемся одним из источников
таких знаний и попытаемся узнать, что думают Высшие учителя (мудрые
души, живущие в тонком мире) о работах современных ученых по
исследованию человеческого мозга. В книге Л. Секлитовой и Л.
Стрельниковой "Земное и вечное: ответы на вопросы" мы находим такой
ответ:

Ученые изучают физический мозг человека по-старому. Это все равно что
пытаться понять работу телевизора и для этого изучать только лампы,
транзисторы и прочие материальные детали, не учитывая действие в нем
электрического тока, магнитных полей и прочих Tонких
, невидимых
составляющих, без которых невозможно понять работу телевизора.

Так же и материальный мозг человека. Конечно, для общего развития
человеческих понятий данное познание имеет определенное значение,
человек способен учиться и на грубой модели, но использовать знания о
старом в полной мере в применении к новому будет проблемно. Всегда
что-то останется не понятно, всегда будет нестыковка одного с другим…

Александр Казакевич