» » Талант гениальность что. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность

Талант гениальность что. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность
Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникальной работы

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Билет 14

  1. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятия «Задатки», «Способности», «Одаренность», «Талант», «Гениальность». Взаимосвязь этих понятий.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Задатки " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - природные предпосылки способностей, заключенные в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности. Эти функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Способности " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> — " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">это такие психологические особенности, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и ум не сводятся

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одаренность " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">рассматривалась как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Иначе говоря, одаренность - это то индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. [

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Талант " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Талант " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">гениальность " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Среди современных зарубежных концепций одаренности самой популярной является теория Джозефа Рензули. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя основными группами качеств: это общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности. Одаренность, по определению Дж. Рензулли, является результатом взаимопроникновения трех факторов. Это взаимодействие всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок. Принципиально важно то, что Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Выделенные Дж. Рензулли факторы включены в большинство современных моделей одаренности. Так, например, по мнению известного специалиста в области детской одаренности Д. Фельдхусена, модель Дж. Рензулли должна быть дополнена «Я – концепцией» и самоуважением. Он предлагает заботиться не только о развитии и росте интеллектуально-творческого потенциала и специальных способностей ребенка, но и о формировании у него позитивной «Я – концепции» и высокой мотивации.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В своей работе «Рабочая концепция одаренности» Д. Б. Богоявленская и В. Д. Шадриков выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: «инструментальный» и «мотивационный». Этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы «Рабочей концепции одаренности» интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор – «инструментальный». Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: «могу» и «хочу». Инструментальный компонент суммирует все, что относится к сфере способностей:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- специфические стратегии деятельности: быстрое освоение деятельности, высокая успешность ее выполнения, использование и изобретение новых способов деятельности, выдвижение новых целей деятельности;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- индивидуальный стиль деятельности и самодостаточная система саморегуляции;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- высокая структурированность знаний, умение видеть в сложном простое, а в простом – сложное;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- особый вид обучаемости.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Мотивационный аспект традиционно содержит пять основных признаков: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству . Одаренные дети. М., 1991 Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности (2002 1) Н.Г. Маркова Н.Н. Бац

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Примером модели, дающей представление как о сложности самого явления одаренности, так и о необходимых для ее развития и проявления условий, может служить пятифакторная модель, разработанная А. Танненбаумом (1983). Автор модели считает, что для реализации способностей необходимо взаимодействие пяти широких условий, включающих внутренние и внешние факторы. Они таковы:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> это g-фактор или общие способности;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> специальные способности в конкретной области;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа, например);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> случайные факторы. [ Л.В. Попова, Ю.Д. Бабаева ]

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В этой модели фактор общих способностей понимается как высокий, но не обязательно экстраординарный интеллект. Нет и фиксированного показателя интеллекта, который свидетельствовал бы об одаренности, так как этот показатель меняется в зависимости от той специальной способности, где человек проявляет свою исключительность.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Н.Г. Маркова Н.Н. Бац Ю.З. Гильбухом с соавторами был выявлен ряд следующих регулятивных навыков в умственной деятельности одаренных детей:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> осуществление по собственной инициативе тщательного анализа поставленной задачи с целью уяснения ее смысла;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> планирование предстоящих действий;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> использование при необходимости ограниченного числа манипуляций для осуществления целенаправленных поисковых проб;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> умение построить четкий образ цели, осознать критерии качества будущего продукта;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> неуклонное подчинение выполняемых действий этим ориентирам;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> непрерывный контроль за ходом познавательного процесса.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По поводу ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">соотношения между понятиями «способность», «одаренность», «талант», «гениальность» ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">существуют разные точки зрения. Ряд авторов рассматривают ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">одаренность лишь как природную основу способностей ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству. Рассмотрим наиболее характерный взгляд на данные понятия.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Термин ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">"способность" ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологической литературе им немало злоупотребляли. Так называемая психология способностей сильно дискредитировала это понятие. Наподобие мольеровского ученого врача, который "объяснял" усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет "способность" усыплять, эта психология объясняла любое психическое явление тем, что приписывала человеку соответствующую "способность". Способности, таким образом, в ученом арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей. "Функции" тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врожденные особенности. Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">задатков. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает в таких способностях, как музыкальные, существенной предпосылкой которых является тонкий слух, т.е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Особенности строения нервно-мозгового аппарата – это прирожденные задатки. Но это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития, а не сами музыкальные способности. Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной деятельностью, т.е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного восприятия ее. Музыкальные способности в этом единственно правомерном смысле слова являются не врожденными свойствами организма, а результатом развития личности; врожденные задатки являются лишь необходимыми предпосылками, они зависят от всего пути развития личности. Конкретно (если продолжать развитие мысли на примере музыкальных способностей) развитие музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найдет ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т.п.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т.д. предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т.д. Эти умения, знания и т.д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Если речь идет о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений, с другой – эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретной способности может (как мы видели на примере Н.А.Римского-Корсакова) оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей является условием для овладения этими умениями и прочее. Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Конкретная музыкальная способность к композиции – это целый комплекс различных качеств, которые в процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое. Так же, по существу, обстоит дело с каждой способностью.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">природу, ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> но сама природа человека – продукт ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">истории. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как изменяя природу, человек познавал ее; художественные – изобразительные, музыкальные и т.п. – формировались вместе с развитием различных видов искусства.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По мере того как человечество создавало новые области культуры, материализовавшиеся в продуктах общественной практики, порождались или развивались новые способности и прежние способности получали новое содержание. Развитие музыки, возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения были развитием нового художественного восприятия, новых – музыкальных или изобразительных – способностей.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Общую способность часто обозначают термином ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">"одаренность" ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Нужно, однако, сказать, что если под общей одаренностью разуметь ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Талант ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(от греч talanton - «вес, мера», затем - «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">высокий уровень развития способностей, прежде всего - специальных. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо по отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в видах спорта - беге, плавании, гребле и т. д.). Талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Б. М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов драматических героев, роли которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. А каким «художником» был А. С. Пушкин, и говорить не приходится. Можно лишь заметить, что одаренные в каком-либо виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Гениальность ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">рассматривается со времен И. Канта как ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям. Отмечается связь таланта с особенностями личности. Л. Б. Богоявленская (1983) даже говорит о некоем симптомокоплексе, благоприятствующем развитию таланта. В него входит, например, стремление выйти за пределы нормативной активности.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для проявления и развития ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">одаренности (таланта, гениальности) ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учитывая это, делают попытки отделить одаренность и талант, гений, приняв во внимание данное от природы и его реализацию. Тогда одаренность - удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность - проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. «Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов о причинах своего успеха.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной на известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом». Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исследования показали, что ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">наиболее талантливые личности -это индивиды, неудовлетворенные своими результатами ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза: хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ряд ученых отстаивает точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л.Н. Толстого, Ольга Трубецкая, и прабабушка А.С. Пушкина, Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Поэтому названное созвездие выдающихся людей скорее свидетельствует о природной случайности их таланта, а не о наследственной его обусловленности, тем более что свой талант они проявляли в разных сферах: поэзии, философии, физике.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у талантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье таланливыми могут стать один-два ребенка. Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых - только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Да и меткое народное высказывание о том, что природа чаще всего отдыхает на детях, подтверждает истину: талант если и наследуется, то незначительно. Так, исследование приемных детей, усыновленных при рождении, показало: их умственные способности более соответствовали тем, какие отмечались у биологических родителей, нежели у приемных. Однако относительное сходство по этим способностям между детьми и биологическими родителями наблюдается не всегда и резко уменьшается с возрастом. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Так, одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Грузчик одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не понравился одному из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик уже пел как солист Большого театра

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Деятельность учителя и ученика на уроке.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Система действий ученика и учителя на уроке с использованием телекоммуникационных технологий

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цель обучения школьным предметам ориентирует не на передачу программных знаний, а на формирование обобщенных способов выполнения деятельности на примере решения познавательных задач данного предмета с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий. В нашей модели организации телекоммуникационной образовательной деятельности функции учителя на уроке переключается на выполнение следующей системы действий:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1) помогать учащимся выделять проблему;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2) побуждать к формулированию учебной цели, учебной задачи;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3) организовать учащихся на поиск рационального способа решения учебной задачи;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4) обеспечить неограниченный доступ к информации, используя всемирные базы данных и ресурсы сети Интернет;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5) помогать анализировать и отбирать достоверную информацию;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6) помогать составлять программу действий на основе выделенного способа;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7) помогать подбирать средства для выполнения отдельных операций;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">8) помогать самостоятельно выполнить деятельность в соответствии с составленной программой;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9) организовать учащихся на контроль за правильностью выполнения своих действий;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">10) организовать учащихся на создание собственного образовательного продукта;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">11) помогать учащимся увидеть их собственное приращение, внутренний образовательный продукт;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">12) помогать учащимся в публичной защите созданного внешнего образовательного продукта;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">13) побуждать учащихся к рефлексии, анализу полученного результата, формулировке выводов и обобщений;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">14) помогать учащимся сформулировать цели по дальнейшей учебной деятельности, с опорой на достигнутые результаты.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Указанная система действий учителя конкретизируется в зависимости от школьного учебного предмета, профильного или элективного курса.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При таком подходе к обучению с использованием средств компьютерных телекоммуникаций сознание школьников постепенно переходит в состояние "учащегося". За счет организации образовательной телекоммуникационной деятельности учащихся на уроке достигаются цели не только образовательные, но и развивающие. Учащиеся усваивают не только само знание, но и тот способ, с помощью которого учебную проблему можно решить, усваивают, из каких действий эта деятельность состоит, и приобретают опыт выполнения этих действий, создают собственный образовательный продукт. В этом случае обучение само предполагает развитие учащихся, результатом обучения становится развитие познавательных способностей, формирование обобщенных способов учебной деятельности вообще, так как школа не можем вооружить школьника знаниями на всю жизнь, но существует возможность на всю жизнь освоить способы познания, умение организовывать свою учебную деятельность.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий на очном уроке (классно-урочная система) изображена на схеме 1.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в классно-урочной системе состоит из образовательной деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Деятельность учителя состоит из следующих основных компонентов:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Организация работы в сети. При этом могут быть использованы как локальные, так и глобальные сети. Локальные сети нами используются для изучения нового материала (моделирование процессов, построение графиков, диаграмм, схем и т.д.); выполнения индивидуальных заданий в группе; работы над проектами; контроля (защита творческих работ, проектов, тестирование и т.д.). Глобальная сеть Интернет, в основном служит источником информации и местом публикации (для дальнейшего обсуждения и защиты, созданных учениками образовательных продуктов, усиление мотивации учения и т.д.).

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Организация поиска информации в локальной и глобальной сетях в основном носит технический характер. Решение технических вопросов имеет немаловажное значение при использовании компьютерных телекоммуникаций в образовательном процессе. Учитель должен предусмотреть то, что во время занятий могут происходить разрывы связи при модемном способе соединений (в настоящее время большинство школ регионов России используют именно этот вид), своевременную оплату услуг связи, работоспособность телефонной линии и т.д. При этом учащиеся сразу приобретают практические навыки работы в сети, происходит экономия учебного времени, что немаловажно при общей загруженности школьников.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Мотивация учащихся к изучаемому предмету усиливается в результате осознания учащимися причастности к созданию образовательного пространства в сети Интернет, общению с ведущими учеными и специалистами предметных областей.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Достоверность полученной информации из сети стала актуальной проблемой с момента возможности пользователей размещать бесцензурно информацию в Интернете. Эта проблема распространяется и на образовательные ресурсы. Роль учителя при этом - показать ошибки образовательных сайтов, возможность избежать дублирования ошибок путем анализа и сравнения информации и т.д.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Контроль и оценка происходят в данном случае по традиционной ДЕСЯТИБАЛЬНОЙ системе.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Создание психологического климата на очном уроке заключается в основном в том, чтобы ученик не чувствовал себя брошенным, излишняя опека тоже может вызвать негативную реакцию. Здесь важно найти золотую середину. Работа над проектами требует того, чтобы группы формировались, не допуская психологических антагонизмов и т.д.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7. Консультирование учителем в нашей модели происходит по мере обращения ученика за консультацией. Консультации носят индивидуальный характер. Однако когда вопрос задается неоднократно, учитель проводит групповую консультацию. Основная задача консультации - давать не готовый ответ, а инструментарий получения возможности разрешения противоречия. Способы консультирования: устный и по локальной сети.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">8. Задания на очном уроке соотносятся с учебным календарно-тематическим и поурочным планами. Задания снабжаются инструкциями.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9. Деятельность ученика в очной классно-урочной системе включает следующие основные компоненты:

  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целеполагание. Ученики ставят перед собой цели по выполнению заданий, изучению новых форм получения, обработки и хранения информации, создания собственного продукта, самореализации и т.д.
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Действие по инструкциям. Выполнение заданий происходит по заданным учителем инструкциям. Старшеклассники инструкции-алгоритмы при изучении отдельных тем составляют самостоятельно. Столкнувшись с противоречиями, ученик пытается разрешить их доступными ему средствами (учебник, справочники на бумажной основе, конспекты, рабочие тетради, Интернет и т.д.). Если противоречие не разрешилось, то ученик обращается за консультацией к учителю.
  • ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выдвижение и проверка гипотез. Выполняя задание, ученик выдвигает гипотезы и предположения по результату задачи, способах и средствах достижения цели. Затем происходит теоретическая или эмпирическая проверка выдвинутых гипотез и предположений.

Поисковая деятельность. Выполнение заданий требует от ученика поиска дополнительной информации. На очном уроке с применением компьютерных телекоммуникаций основным источником информации служат сетевые обучающие CD, Интернет. Умение ученика в быстром поиске нужной информации и умение анализировать ее с последующим практическим применением является основным к критерием урока такого

admin

Интеллектуальные навыки, творческие задачи человека, потенциал объясняется разными понятиями, использующимися в научных трудах. Термины вызывают интерес у ученых, психологов и педагогов. Мнения исследователей – это основа для создания педагогических и психологических методик, разрешающих людям находить направления развития.

Одаренность

Ученые не установили общепризнанный термин, который бы использовался во всех классических учебных книгах. В научных книгах используется вариант, предложенный психологом В. Штерном.

Одаренность представляет собой способность человека подстраиваться под появляющиеся потребности, действовать для достижения поставленных задач, воспринимая внешние факторы, причем это выполняется осознанно с помощью развитого мышления.

Несмотря на критику понятия некоторыми учеными, термин по-прежнему используют для трактовки. Принято считать, что – это природный дар, не способный обуславливаться наследственностью. Одаренность – это функция условий жизнедеятельности человека, функцией развитой личности, поэтому она проявляется на каждом этапе развития, напрямую связана с жизнью индивидуума.

Природный потенциал нельзя детерминировать одаренности человека. Задатки составляют спектр условий, который требуется для развития личности. Одаренность используется не для выражения внутренних задатков для самосовершенствования, а для характеристики личности, внутренних способностей, причем внутренние способности и внешние проявления тесно связаны.

Проявление заложенного потенциала возможно при благоприятных условиях для развития, достижения поставленных задач. Оно используется для выражения потенциала, которым обладает человек, психологическими составляющими, позволяющими создавать действительность, соответствующую пожеланиям, предпринимать нужные действия. В обязательном порядке требуются подходящие внешние условия для динамического изменения. Например, ученику требуется учебная программа. Для стимулирования развития требуются серьезные требования, которые достигаются с усилием.

Одаренность бывает специальной. В этом случае рассматривается взаимосвязь внутреннего потенциала, особенностей психики и требований определенной сферы, которую выбирает индивидуум. Соотношение проявляется не только на абстрактном уровне, но и в происходящих событиях, в результате которого формируются способности человека. Индивидуум может быть способным к выполнению поставленных задач. В то же время предполагается проявление общей одаренности, которую нужно оценивать с учетом внешних факторов, влияющих на жизнь человека.

В научной литературе термин вызывает активные споры. Многие ученые убеждены в отсутствии общей одаренности, под которой необходимо понимать интеллектуальный потенциал, память, возможность решать поставленные задачи. Для соотношения умственного и реального возраста используется интеллектуальный коэффициент, который обозначается IQ и позволяет определить возможности индивидуума. IQ определяет заложенный потенциал от природы и скорость, с которой развивается человек, в результате чего устанавливается уровень развития на определенном этапе жизни.

В психологической сфере одаренность – это часть структуры человека, поэтому она обладает тесной связью с характером. Предполагается, что особенности проявляются под влиянием воспитания и внешних условий, благоприятность которых различается. Психологи рассматривают тип мышления, темперамент, стараясь определить возможности индивидуумов.

Специальные способности напрямую зависят от сферы деятельности, в которую включен человек. Деятельность должна быть активной и эффективной для проявления свойств, являющихся характерными для личности.

В результате между одаренностью и специальными способностями стоит возможность соотносить уровень развития человека, темпы совершенствования. Данные аспекты рассматриваются педагогами, являющимися ответственными за будущее детей.

В генетическом плане соотношения между общим – специальным развитием являются стабильными. По данной причине генетики и ученые считают, что будущее человека определяется не только внешними условиями, но и природным потенциалом, который обусловлен генетикой. Понимание одаренности зависит от значимости выбранного направления деятельности, успехов других людей, которые проявляют свои задатки.

Ученые считают, что одаренность – это количественное понятие. Качественный подход невозможно использовать полноценно. Вопрос относительно определения заложенных способностей остается открытым.

В то же время Ч. Спирмен отмечает, что умственная одаренность должна определяться умственной энергией, которая характерна для человека. Такой количественный подход к трактовке является правильным, ведь он позволяет оценить перспективы развития индивидуума.

Способности отличаются на качественном уровне: один человек обладает возможностями и потенциалом для одной сферы, а другой человек – для иной сферы. Внешние условия влияют на степень проявления внутреннего потенциала, поэтому они заслуживают внимания.

Психологи оценивают качественные отличия для открытия перспектив людей, . Исследователи изучают информации, материалы опытов для создания оценки способностей индивидуумов. Целью является определение способностей человека, которые позволят достигнуть успеха.

Талант

Талант – это способность человека к сферам, в которых реализуется начальный потенциал, успеху и признанию.

Степень заложенного потенциала определяет способность действовать оригинально и самостоятельно, решать поставленные задачи, вне зависимости от их специфики и сложности. Талант предполагает потенциал, позволяющий проявлять задатки в сфере, предлагая новые идеи, реализуя оригинальные и совершенные действия, достигать уважения на общественном уровне.

У ребенка проявляются первые признаки заложенного таланта, который реализуется в определенном направлении. В некоторых случаях проявление происходит позже, например, во взрослом возрасте под значимые события. и реализуется, если складываются благоприятные условия в культуре, истории, общественном порядке, если человек получает полноценное воспитание.

Талант проявляется в любых сферах, а не только в искусстве. Реализация происходит в организаторской работе, педагогике, технике и науке. Сфера определяется заложенными задатками.

Для развития таланта требуется настойчивость в поиске направлений самосовершенствования, проявления первых трудов. По данной причине талантливых людей должно тянуть к делу, без которого невозможно представить жизнь.

Способности, потенциал – это основа таланта. Спектр задатков, возможности реализации оригинальных и перспективных идей свойственны индивидууму, поэтому они считаются уникальным даром.

Результаты действий, высоты, которых достигает человек, прилагая усилия, позволяют понять наличие таланта или опровергнуть предположение. Результаты, отличающиеся новизной и оригинальностью, — это основа составления утвердительного мнения.

Гениальность

Гениальность – это одаренность человека, которая проявляется в творческих трудах.

Результаты работы обладают большим значением для народа, историков и последующих поколений. Гении создают новые эпохи, толкают мир к продвижению. Среди отличий значатся продуктивность в творчестве, понимание культурного наследия, возможность преодоления прежних стандартов и создание новых традиций.

Чем отличаются талантливые люди?

Исследователи взаимодействуют с талантливыми личностями, понимая, чем они отличаются от обычных граждан. Талантливые личности испытывают неудовлетворенность к результатам работы, вследствие чего стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и изменению мышления для достижения поставленных задач. Гении отказываются от многих предложений, концентрируясь на желаемых результатах.

Пианист Г. Нейгауз отмечал, что гении и таланты рождаются. Несмотря на это, люди создают культуру, которая различается по ширине, демократичности и лояльности проявлений. Благоприятные условия позволяют людям с заложенным потенциалом становиться гениями, талантами, достигать успеха. По данной причине социальное общество, специфика воспитания определяют возможности проявления заложенного потенциала, таланта.

Существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей. Данное мнение подтверждается опытом. Талант наследуется в незначительной степени. Исследования привели к следующим выводам: умственные навыки приближены к биологическим родителям, что обусловлено наследственной картиной, а не к приемным родителям. Сходство в потенциале, заложенных задатках проявляется не в каждой ситуации, причем схожесть уменьшается по мере взросления человека, который сталкивается с иной схемой воспитания, переживает личные события, претерпевает изменения на основе внешних факторов.

Результаты достигаются не только на основе природных способностей, но и под влиянием мотивации, условий для проявления существующего потенциала. Пенсионеры получают шанс для проявления таланта, хотя в течение жизни отсутствовали благоприятные факторы для открытия задатков. Со временем пенсионеры достигают успеха, о котором прежде не мечтали.

Вывод

Ученые спорят о природе человеческого потенциала. Споры развиваются активно. Потенциал – это врожденный дар? Происходит ли развитие потенциала прижизненно? Заслуживает ли внимания высказывание: проявление таланта – это один процент природных способностей и 99% пота? У каждой точки есть приверженцы и противники.

Биологическое влияние на способности и их проявление зависит от генетической наследственности. Воспитание, благоприятные факторы проявляют задатки, ускоряют развитие. Потенциал проявится без педагогов и психологов, но позднее.

Другие ученые убеждены: психика, характер развиваются в процессе воспитания. По данной причине задатки формируются у людей. Дети примитивных народов получали обучение, после чего соответствовали образованным принципам. Дети-маугли под влиянием неблагоприятных условий теряют контакт с социумом.

Способности формируются и развиваются на основе задатков, наследственных и врожденных. Потенциал, знания и навыки характеризуют человека как индивидуума, субъекта деятельности.

Психологи и ученые не пришли к единой концепции в рамках теории личности, но в каждую эпоху рождаются гении и таланты, завоевывающие популярность, достигающие успеха.

19 января 2014, 18:26

Общие способности нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение). Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Одаренность - это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

Одаренность не является единственным фактором, обеспечивающим выбор и успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек должен обладать соответствующими навыками и умениями. Развитие способностей происходит в деятельности и проявляется как талант и гениальность.

Талант - высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой. По мнению отечественного психолога Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, формирование типичного стиля деятельности либо благодаря другой более развитой способности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Канадский ученый Г. Леман, проанализировав очень много фактов, сделал выводы, что гениальность пробуждается у поэтов в 26-30 лет, у врачей в 33-34 года, у художников в 30-35 лет, у писателей в 40-44 года. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. История свидетельствует, что за период развития человечества можно назвать не более четырехсот гениев.

Гениальность - высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Редкое появление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений. Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) - типичные характеристики гения. Некоторые психологи считают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность - это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Трудность объяснения гениальности заключается в том, что данное понятие связано со спецификой общественного развития, а гении являются своеобразными проявлениями этого роста. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи: развитие государства вызывает проявление инженерных, конструкторских талантов, в период расцвета государства проявляются таланты музыкальные и литературные, а в военное время - полководческие.

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей:

· репродуктивный (учебный)

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. Репродуктивные способности - это, прежде всего, общие способности

· творческий

На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное. Творческие способности - специальные, определяющие успех творчества.

· Если бы человечество было лишено возможности творить или не обладало учебными (репродуктивными) способностями, то оно было бы не в состоянии развиваться. Их взаимодействие определяет развитие человечества. Всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная - творческую.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Гениальность

Задатки - это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности.

Способность - это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность - связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной - то есть применимой к одному виду деятельности, и общей - к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант - является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.

Восемь типов таланта, интеллекта:

· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

· цифровой (характерен для математиков, программистов);

· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

· пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

· О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность - практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

· Способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности.

Формирование новых способностей проходит в несколько этапов:

· Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки к тем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может быть сделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов.

· Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот период называют периодом особой восприимчивости. Время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности.

· Введение в деятельность. Как только выявлены благоприятные условия для развития той или иной способности, необходимо погрузить человека в деятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к. способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей.

Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которых позволит наиболее эффективно развить ту или иную способность:

· Творческий характер деятельности. Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самые эффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний день основываются на творческой, часто игровой деятельности.

· Оптимальный уровень трудности. Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д

· Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности.

· Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность человека. В качестве подкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание.

Таким образом , развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды.

Итак , первоначальные способности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкого уровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей или сформировать новые, процесс развития надо организовать, руководить им.

Взаимосвязь способностей и возраста:

Способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве.

Развитие способностей у детей происходит в процессе обучения и воспитания, обучения материальной и духовной культуры, техники, науки и искусства. Предпосылкой этому развитию служат врожденные задатки. Они одновременно и общие у всех людей, и совершенно свои у каждого человека. В процессе развития человека и его личности задатки превращаются в многообразные и более совершенные способности.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Юные годы - исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей всегда проявляется индивидуальные различия. Однако успех в чем-либо нельзя превращать в критерий одаренности, потому что у детей может быть разная мотивация. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей. А при одних и тех же способностях успехи могут быть разными.

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

При анализе разделяются «художественная » и «практическая » одарённости . Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой . Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной - то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей - то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Сегодня исследователи указывают на необходимость разграничения интеллектуальных и креативных способностей и делают вывод, согласно которому на 60-80% интеллект зависит от наследственности, а 20-40% определяются средой, креативность же, наоборот, на 60-80% определяется обучением и воспитанием, а наследственностью - на 20-40%. Принимая в учет тот факт, что по преимуществу креативен, а талант интеллектуален, можно говорить о наследовании именно таланта, на почве которого может вырасти гений.

Талант

Талант - выдающиеся природные к деятельности в какой-либо области, умения, которые развиваются с приобретением навыков и опыта. Талант обусловливает высокий уровень развития специальных способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную деятельность. Такая совокупность способностей позволяет получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимостью.

Первые признаки таланта могут сказаться уже в детском возрасте, вместе с тем талант может проявиться и позже. Талант может проявиться в различных сферах человеческой деятельности - в музыке, литературе, естественных науках, технике, спорте, в организаторской и педагогической деятельности, в различных видах производства. Рассуждение о том, что талант не может сформироваться в одиночестве, без общения, без духовной среды, построено исключительно на многовековом опыте человечества, и примеров обратного мы не знаем.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которая должна отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
  2. цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
  8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. предпринимательский - талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

Художественный талант и художественный гений

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность - одаренность - талантливость - гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но должен обладать рядом дополнительных достоинств.

Художественный талант - творческая одаренность в искусстве. Она предполагает наличие определенных физических данных: восприимчивого музыкального слуха для пианиста, особой пластичности тела для балерины, острого чувства цвета для живописца и т. д. Художественный талант - это продуктивная эстетическая интуиция, сила художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, емкость и мобильность памяти, богатство эмоций. Формы и характер сцепления такого рода качеств зависят от личности художника, жанра и вида искусства, в котором он работает. Высшая степень художественного таланта - художественный гений. Будучи врожденной способностью, творческая одаренность не может быть приобретена одной лишь профессиональной выучкой и образованием, но без них невозможно полноценное функционирование художественного таланта. Художественный талант художника немыслим без индивидуального метода и стиля как устойчивых принципов художественного воплощения идеи и замысла. Индивидуальность художника проявляется не только в самом произведении, но и существует как предпосылка создания этого произведения. Являясь необходимым условием художественного творчества, художественный талант, однако, нуждается в постоянном совершенствовании, в тесной связи с жизнью, иначе он может быть утрачен, обескровлен. Талант неотрывен от мировоззрения художника и его мастерства. Актуализация и развитие таланта в решающей мере зависят от социальной среды. Обновление социальной и духовной жизни общества создает благоприятные условия для подлинного расцвета художественного таланта, для действительно свободного творчества, повышения мастерства.

Отдельные эпохи в истории человеческого общества создают наиболее благоприятные условия для развертывания и реализации художественного таланта (классическая античность, Возрождение, мусульманский Ренессанс на Востоке). Признание определяющего значения социально-экономических и политических условий, а также духовной атмосферы в реализации художественного таланта отнюдь не означает их абсолютизации. Художник не только продукт эпохи, но и её творец. Существенным свойством сознания является не только отражение, но и преображение действительности. Для реализации художественного таланта огромное значение имеют субъективные моменты - трудоспособность, способность к мобилизации художником всех своих эмоциональных, интеллектуальных и волевых сил.

Художественный гений - высшая степень творческой одаренности в искусстве; человек, обладающий этой одаренностью. Его новаторство носит универсально-целостный характер и отличается глубокой самобытностью и непреходящей эстетической ценностью. В идеалистической эстетике художественног гения часто рассматривают как сверхчеловека, природа которого не может быть постигнута ни им самим, ни наукой. Творчество великого художника возникает не спонтанно-случайно, а подготавливается всем предшествующим культурным опытом и общественной практикой. Обгоняя свою эпоху, художественный гений вместе с тем является рупором, выразителем идейно-эстетических потребностей, взглядов и вкусов народа. Его творения актуально или потенциально близки миллионам людей, они переживают свое время - в этом высшая коммуникабельность гениального художника, хотя сам он порою и не получает признания при жизни. Как явление художественный гений обусловлен не только исключительными природными способностями индивида к художественному творчеству, необычайно развитой продуктивной интуицией и фантазией. Это и огромный, всепоглощающий труд, полная самоотдача, что поэтически точно выражено Маяковским применительно к словесному творчеству: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Творчество художественного гения, как и таланта, неотделимо от мастерства и мировоззрения художника.

Этимология слова талант

Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им. Это врожденное в человеке и проявляется, при его наличии, в течение жизни.

Одаренные дети

Одаренные дети встречаются во всех странах, хотя далеко не всегда их вовремя распознают и развивают. Редкие люди достигают уровня, называемого . Умственная одаренность - биологически прирожденное качество. Оно может развиться, а может и угаснуть. Необходимы сила воли, трудолюбие и мотивация к достижению, чтобы талант стал гением. А эти качества развиты у людей не в одинаковой мере. Большую роль играют семейное воспитание и влияние общества.

А бывает и так, что ребенок, в котором с детства не распознали одаренность, вопреки этому позднее становится гением и дарит человечеству великие открытия. Так, Эйнштейна и Менделеева школьные учителя считали бездарными. Художественный талант П. Гогена проявился только в 38 лет, а писательский С.Т. Аксакова - в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформировались как личности.

Талант и гениальность

Творческая личность , талант , гений восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений. Гений - это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но в тоже время не всякий талант - гений.

В настоящее время вопрос о границе между гением и талантом остается открытым.

Сложность определения той грани, где кончается талант и начинается гений, в свое время была отмечена в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза. В статье «гений» об этих попытках сказано так: «Гениальность как высшая степень одаренности, сравнительно с талантом, как низшей, не подлежит точному определению; само различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно».

В старейшей универсальной энциклопедии «The new Encyclopaedia Britannica» отмечается: «Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант означает врожденную склонность к некоторым специальным видам деятельности и предполагает относительно . Гений же включает в себя оригинальность, а также способность мыслить и работать в областях предварительно не исследованных и таким образом давать миру что-либо значимое, то, что не могло бы иначе быть освоено».

Оригинальность гения

Самое существенное, что их отличает, - это оригинальность гения, его неоспоримо новаторский характер. И. Кант в свое время отметил: «... оригинальность должна быть первым свойством гения. Так как оригинальной может быть и бессмыслица, то его произведения должны в то же время быть образцами, т. е. показательными». Хотя немало талантливых людей вносят много нового в те области, в которых трудились, но по значимости и объему нового вклада это не сравнимо с гением, чьи мысли и дела являются исходными моментами деятельности целых поколений творцов.

Тем не менее, сама по себе оригинальность изначально мало что значила. Этот факт отмечен немецким философом и социологом прошлого столетия Т. Адорно. В работе «Эстетическая теория» он писал, что вопрос об оригинальности произведений в далеком прошлом являлся бессмысленным, так как «власть коллективного сознания была настолько велика, что оригинальность, предпосылкой которой является нечто вроде эмансипированного субъекта, выглядела бы анахронизмом»4. По мнению Т. Адорно, оригинальное является объективным определением, которое можно дать любому произведению. Однако, по мере роста автономности искусства, оригинальность «выступила с протестом против рынка, на котором она не получала права переступить определенный ценностный порог». Постепенно она качественно меняется: от оригинальности отдельного произведения акцент перемещается на создание новых типов произведений, к их изобретению.

Оригинальность гения не заключается лишь в оригинальности формы творчества, хотя это довольно часто встречается, особенно у художников, не в своеобразии компоновки или изложения материала, не в своеобразии методики и необычности подбора фактов, а, прежде всего, в новом истолковании существеннейших сторон бытия, его свойств, его многообразия. Оригинальность, в первую очередь, состоит в передаче собственного видения, не зависящего от духа времени и авторитетов.

Универсализм гения

Мысль о многогранности личности и творчества гения принадлежит представителям Возрождения, ее же можем обнаружить и у Г. Гегеля: «Талант является специфической, а гений всеобщей способностью». Талант представляет собой способность достигать в определенной области высшего мастерства, виртуозности. Гений редко бывает односторонним, так как он обладает способностью видеть явления в их тесной взаимосвязи. «Гений, вкотором “я” есть все, пронимает своим взором природу и жизнь всех существ, как нечто целое, замечает все соединения и связи и создает знание, которое составлено не из отдельных частей», - отмечает О. Вейнингер.

Универсализм гения, имеет два основных измерения, теснейшим образом связанных между собой. Первое измерение - это глубина проникновения в различные сферы деятельности, и гении такого типа - явление крайне редкое. Зачастую их список ограничивается именами: Леонардо да Винчи, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Б. Паскаль, И. Гете, М.В. Ломоносов. Гораздо чаще встречается сочетание гениальных способностей в смежных областях. Примером из области науки может быть И. Ньютон, известный как выдающийся математик, механик, астроном. Из области искусства - скульптор, живописец, поэт Микеланджело, а также И. Бах, который, по мнению исследователя его творчества С. А. Морозова, «был исполнителем и композитором, изобретателем и мастером, сведущим в законах акустики».

Выдающиеся личности

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.

Существует несколько теорий, объясняющих существование способностей. Так, теория врожденных способностей исходит из того, что способности - это биологически детерминированные свойства личности. Их проявление, функционирование и развитие зависит от унаследованного фонда.

Отличительной чертой гения от таланта, которую не обошли вниманием мыслители прошлого и настоящего, является наследственность таланта, в то время как гений представляет собой единичный феномен. Так, Э. Кречмер подчеркивает: «Талант передается по наследству в родах и кастах,... гениальность передать по наследству трудно».

Талантливый род может являться одной из наиболее частых предпосылок возникновения гения. Изучая аристократические роды Англии, историю выдающихся семейств других стран на протяжении десятилетий и даже столетий Ф. Гальтон пришел к выводу, что способности высокого уровня передаются из поколения в поколение, что уровень одаренности в роду имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в последующих поколениях, ослабевает и даже угасает.

Великий американский изобретатель Томас Эдисон говорил, что - это 99% потения и 1% вдохновения. Но правильнее его слова отнести к великому, а не к гениальному человеку.

Талант и гениальность - биологически врожденные умственные способности. Но великая личность - нечто иное. Выдающаяся личность - результат воспитания и работы над собой, преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творчески одаренными личностями, но не стали выдающимися людьми.

Для того чтобы стать выдающейся личностью , необходимо, чтобы был талант, сила воли, трудолюбие и желание ей стать. Большую роль в воспитании выдающейся личности играет семья, образование и влияние общества.