» » Версии появления иисуса христа в поэме "двенадцать". Cочинение «Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать Какое значение имеет иисус в поэме двенадцать

Версии появления иисуса христа в поэме "двенадцать". Cочинение «Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать Какое значение имеет иисус в поэме двенадцать

М.А. Бродский
Образ Христа
в поэме Александра Блока
«Двенадцать»
В предлагаемом материале изложен опыт обсуждения поэмы А. Блока «Двенадцать» со старшеклассниками - слушателями Школы истории духовной культуры, при Российской государственной детской библиотеке и занимается, в частности, изучением Библии и художественных произведений на библейские темы. Всем присутствующим был задан один вопрос: что именно символизирует появляющийся в конце поэмы «Двенадцать» Иисус Христос? А при подготовке к разговору они, кроме чтения самой поэмы, познакомились еще с рядом высказываний известных современников А. Блока, которые изложены, например, в книге ОЛ. Смолы «Черный вечер, белый снег…» (М., 1993) и в статье Е. Ивановой «Загадочный финал "Двенадцати"» (Москва, 1991. № 8. С. 191 -196)1.
Например, С.Н. Булгаков: «Двенадцать», вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из всего, что появлялось в области поэзии за революцию. Так вот, если оно о большевиках, то великолепно; а если о большевизме, то жутко до последней степени. Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без креста», в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?… - Иисус Христос… Поэт здесь не солгал… он кого-то видел, только, конечно, не Того, Кого он назвал, но обезьяну, самозванца, который во всем старается походить на оригинал и отличается какой-нибудь одной буквой в имени… И заметьте, что это явление «снежного Исуса» не радует, а пугает».
П.А. Флоренский: «Поэма «Двенадцать»- предел и завершение блоковского демонизма… Характер прелестного видения, пародийность лика, являющегося в конце поэмы «Исуса» (отметим разрушение спасительного имени), предельно убедительно доказывают состояние страха, тоски и беспричинной тревоги «удостоившихся такого видения».
А.В. Амфитеатров: «Никогда до «Двенадцати» Блок не кощунствовал бесстыдно, не славословил Зверя, богохульно именуя его именем Христовым».
Ю. Айхенвальд: «Поэт большевизма Ал. Блок задумал воспеть кровь и грязь революции. В своей поэме «Двенадцать» он не удалился от правды, но кощунственно приплел к «керенкам», проституции, убийствам и нелепому жаргону - Христа».
А.М. Горький: «Достоевский… убедительно доказал, что Христу нет места на земле. Блок сделал ошибку полуверующего лирика, поставив Христа во главе «Двенадцати»».
П.С. Коган; «Поэма «Двенадцать», несомненно, гимн революции, но революции первого периода… Его Христос «в белом венчике из роз», этот единственный образ, который был в распоряжении поэта-романтика, такой странный и непривычный в качестве символа, воплощает идеалы революции, <…> и в данном случае фигуру Христа он выдвинул как мировой символ той любви, которая «полагает душу за други своя». <…>. Ни Каин, ни Иуда, ни антихрист, а Христос идет».
М. Волошин: «Двенадцать блоковских красногвардейцев изображены без всяких прикрас и идеализации… никаких данных, кроме числа 12, на то, чтобы счесть их апостолами, - в поэме нет. И потом, что же это за апостолы, которые выходят охотиться на своего Христа?… Блок, поэт бессознательный и притом поэт всем своим существом, в котором, как в раковине, звучат шумы океанов, и он часто сам не знает, кто и что говорит через него».
Е. Ростин: «Чувствует поэт, что эта разбойная Россия близка к Христу… Ибо Христос пришел, прежде всего к блудницам и разбойникам и их называл первыми в своем царстве. И от того станет Христос во главе их, возьмет их кровавый флаг и поведет их куда-то по своим путям неисповедимым».
Ю. Никольский: «Двенадцать красноармейцев, блудящие без креста среди петербургской метели, это ведь не коммунисты, это русские люди, в безумье своем провозгласившие в 1917 году над собой царство Ленина. < …_> Это, может быть, и мы, потому что виноваты все: Блок чувствовал
недаром историю как возмездие… И тот с нежной поступью Христос, который обходил у Тютчева бедные селенья России, он у Блока поднялся над вьюгами в белом венчике из роз, символ кристально белой России. Многие говорят: почему он с красным флагом? И обманываются, подобно красноармейцам. Флаг не красный, а кровавый, намокший в человеческой крови, флаг страдания: ведь красноармейцы сами видят «провокацию» и стреляют в Христа!»
Прежде чем обсудить различные трактовки образа Иисуса Христа в поэме «Двенадцать», отметим общие моменты. Зададим себе почти риторический вопрос: как выглядела бы поэма, можно ли представить ее без образа Иисуса Христа?
Совершенно очевидно, что образ Христа - это идейный стержень, символ, «который не просто увенчал, закруглил поэму, но придал всем ее слагаемым новое освещение. Благодаря ему «Двенадцать» обрели иное философско-этическое измерение»2.
Вот почему поэма имела такой огромный резонанс по всей России, помогая людям как-то оценить, осмыслить происходящее у них на глазах, тем более что нравственный авторитет А. Блока был несомненным. Споря с ним, уточняя многозначный образ Иисуса Христа, люди уточняли и свое отношение к революции, большевикам, большевизму.
Ясно и другое: анализ образа Иисуса Христа, как и всей поэмы, невозможен вне исторического контекста, т.е. без учета того, как в начале 1918 г. автор и его первые читатели могли относиться к новой (советской) власти в тот отрезок времени, когда Учредительное собрание было уже разогнано, но еще мало кто догадывался, в каком направлении и как будут развиваться события, и к чему они приведут.
И сейчас, на не менее переломном этапе нашей истории, у школьников возникает при чтении «Двенадцати» немало трактовок и ассоциаций. Рассмотрим наиболее характерные ответы и варианты их анализа. Как мы помним, образ Христа возникает в последних, завершающих строках поэмы.
…Так
идут державным шагом -
Позади
- голодный пес,
Впереди
- с кровавым флагом,
а) Известно, что на рубеже XIX и XX вв. многие интеллектуалы, и А. Блок в их числе, сочувствовали простому народу, в массе своей бесправному и необразованному, ощущали свою вину перед ним за свою богатую, по крайней мере духовно, жизнь, верили в его созидающую, но пока не востребованную силу. Возможно, А. Блок считал, что «привилегированный класс должен ожидать мести безжалостной и жестокой, как того заслужил… Недаром в поэме «Черная злоба, святая злоба» (Енишерлов3). Во всяком случае, «ощущение жертвенности как оплаты родового долга народу, истории» (Горелов4), чувство «истории как возмездия* (Никольский5) было А. Блоку действительно присуще.
Почему бы в таком случае не предположить, что образ Иисуса Христа, идущего с «кровавым флагом», олицетворяет собой знак Апокалипсиса, второго Его пришествия и искупительную жертву русской интеллигенции за ту сытую и спокойную дореволюционную жизнь во время страданий народных?
При всей логичности, такая трактовка нам кажется, вряд ли соответствующей авторскому замыслу. Хотя бы потому, что в поэме Иисус идет «Нежной поступью надвьюжной,/Снежной россыпью жемчужной…», т.е. Христос - слишком «женственный призрак» (выражение самого А. Блока), чтобы походить на грозные апокалиптические образы Откровения Иоанна Богослова. (Сравним: «Он был облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие… Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным…» и т.д. - Откр. 19,13 - 15.)
б) По этой же причине, как нам кажется, вряд ли можно трактовать блоковского Христа и как Спасителя от безбожников, как знак, символ грядущего, неминуемого «высшего суда» над теми, кто легко, «без креста», «без имени святого» совершал убийства и насилия. Об этом, наверняка, думали многие. Но думал ли так А. Блок?
Нечто подобное уже бывало во времена Иисуса Христа. Тогда иудеи ждали Мессию-воина, Освободителя от римского гнета. А явился Царь «не от мира сего» (Ин. 18,36). И у А. Блока, нам кажется, Христос символизирует нечто более высокое и вечное.
в) Иисус - Мессия, основатель нового учения, провозглашавший равенство всех людей перед Богом, изгонявший торгующих из храма и тд. Так, может быть, шествие Спасителя впереди (во главе?) двенадцати (число апостолов!) красногвардейцев под кровавым (красным) флагом означает, что Он вместе со Своими последователями идет реально воплощать в жизнь Свое учение?
Вспомним: идеи равенства, в том числе и имущественного, как известно, легко вычитываются из Священного Писания. Например, беседуя с богатым и праведным юношей, Христос говорит ему: «Еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился; потому что был очень богат». (Лк. 18, 22-23).
Другой пример: описание одной из первых христианских общин в Иерусалиме, почитавшейся за образец. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного. И полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4,32 - 35). И далее описывается страшная смерть супругов, Анании и Сапфиры, утаивших часть своего имущества при вступлении в общину.
Конечно, сегодня для большинства из нас восприятие Иисуса Христа как «первого коммуниста» не очень приемлемо. Однако оно вполне исторично. Здесь не все так просто и однозначно.
В первые годы Советской власти большевистские идеи воспринимались в разных слоях общества именно как новое христианское учение. «Иисус - вершина человечества, осуществляющего в себе величайшую из всех человеческих истин - истину о равенстве всех людей… Вы продолжатели дела Иисуса»6, - писал в Совнарком академик И.П.Павлов, упрекая большевиков в склонности к догматизму и излишней жестокости, но еще надеясь быть услышанным.
Православные традиции были в России настолько сильны, что даже среди большевиков находилось немало таких, кто воспринимал христианское учение (в их понимании) как руководство к действию, как «религию пролетарской ненависти», ибо «пролетариат, сын отчаяния, полон гнева и огня мщения. И этот гнев выше всякой небесной любви, ибо только он родит царство Христа на Земле».7 (Трудно догадаться, но эти горячие строки принадлежат великому русскому писателю Андрею Платонову. Правда, написаны они в 1920 г., и, кто знает, если б их не было, вернее, если б писатель тогда думал иначе, не было бы, наверное, ни «Чевенгура», ни «Сокровенного человека», ни многого другого.)
Но разделял ли такие решительные взгляды автор «Двенадцати»? Ответ, нам кажется, может быть таким. А. Блок, как и многие русские интеллигенты того времени, не был безбожником, но отделял Христа от церкви как государственного института самодержавия. «Если бы в России существовало действительное духовенство, а не только сословие нравственно тупых людей духовного звания, оно давно бы «учло» то обстоятельство, что «Христос с красногвардейцами»»8.
Однако из этого вовсе не следует, что красногвардейцы с Ним, и что «грабежи» совершаются в поэме именем Сына человеческого, действительно, как считал поэт, «установившего равенство людей». Во всяком случае, двенадцать в поэме обходятся «без имени святого» и даже, что символично, не узнают идущего «за вьюгой» Спасителя, хотя успевают разглядеть у него в руках красный (свой!) флаг.
- Кто там
машет красным флагом?
-
Приглядись-ка, эка тьма!
- Кто
там ходит беглым шагом,
Хоронясь
за все дома?
- Все
равно, тебя добуду.
Лучше
сдайся мне живьем!
- Эй,
товарищ, будет худо,
Выходи,
стрелять начнем!

Может быть, это означает, что двенадцать красногвардейцев осуществляют идею Христа о всеобщем равенстве, сами не сознавая этого, в том числе и по причине своего отношения к «товарищу попу»?
Может быть. Однако полностью принять такое суждение было бы, наверное, не совсем правильно.
А. Блок не разделял толкование христианского учения как «непротивление злу насилием». Но его Христос шел впереди людей, творящих насилие и, возможно, уже исповедующих другую веру. Право на такое предположение нам дает одна мысль о Христе, записанная поэтом в те же самые февральские дни 1918 г.:
«…Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой»9 . Кто - Другой, А. Блок не уточняет.
г) Иисус Христос - это нравственный эталон человеческого бытия, имя которому - Любовь. Им измеряется вся человеческая история, включая и происходящее у нас на глазах. И появление Христа среди двенадцати может означать лишь то, что Он не бросает детей Своих, пускай не ведающих, что творят, не соблюдающих данные Им заповеди, но искренних в своих помыслах и поступках. Такая трактовка, на наш взгляд, возможна, но, наверное, не исчерпывает всего содержания образа Христа в поэме.
д) В контрасте с окружающим кровавым хаосом Иисус, шествующий «нежной поступью надвьюжной», олицетворяет высшую духовность, культурные ценности, не востребованные (пока?), но «надвьюжные», т.е. не исчезающие и не уничтожаемые ни при каких обстоятельствах.
На такое понимание образа Христа наталкивает подчеркнутая искореженность родного языка в поэме («етажи…грабежи», «головку вскидывает» и т.п. - язык революции, язык «новой силы», который мы различаем в произведениях М.М. Зощенко, И.Э.Бабеля, А.Л. Платонова Б.А. Лавренева, МА. Шолохова и многих других). Это в настоящем, но впереди Иисус Христос «снежной россыпью жемчужной…» - совсем другой образный ряд. «Те из нас, - писал А. Блок тогда же в статье «Интеллигенция и революция», - кто уцелеет, кого не «изомнет с налету вихорь шумный», окажутся властителями неисчислимых духовных сокровищ». Такая трактовка, как и предыдущая, выглядит правомерной, но тоже не исчерпывающей.
е) Образ Иисуса Христа олицетворяет высший смысл происходящего, который человеческому разуму не всегда дано понять, но о котором можно лишь догадываться. В заключительных строках происходящее четко определено во времени: двенадцать идут (сейчас), «позади - голодный пес» (прошлое), «впереди - Иисус Христос» (будущее).
Старый мир, по всему видно, симпатий не вызывает, во всяком случае, ясно, что он уходит, и скорее всего безвозвратно. Разгул народной вольницы («без креста») поражает своей бессмысленностью, что можно проиллюстрировать многозначительной «актуализацией» известной тогда, наверное, всем «Песни узника», написанной декабристом Ф.Н. Глинкой в Петропавловской крепости и ставшей потом народной.

Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна…
А бедный юноша! ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдает тоску волнам!…

В поэме «Двенадцать», напомним, это звучит так

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!

Но есть сила (и мы ее видим!), способная и желающая противостоять хаосу. Пусть эта сила неразвита духовно, но она идет «державным шагом», и это пробуждает надежду, что очистительная вьюга скоро уляжется и все люди спокойно заживут в новом справедливом мире. Значит, появление Христа не случайно: происходящее вокруг не бессмысленно, раз «кровавый» (красный) флаг в Его руках. То есть мы можем сказать, что автор «Двенадцати» образом Христа как символа Абсолютной Истины и Высшей Справедливости как бы оправдывает настоящее будущим.Другое дело, что это будущее так и не наступило. Поэт успел понять, что ошибся в своих ожиданиях, написав в одном из последних своих стихотворений горькие строки:

Но не эти дни мы звали,
А грядущие века…

Но это было после, в 1921 г. А поэма «Двенадцать» осталась для нас памятником эпохи (его художественных достоинств мы не касались), в котором отразилось настроение очень многих людей в очень небольшой временной период самого начала советской власти. Поэтому, наверное, образ Христа и получился таким, каким только и мог быть: неясным и многозначительным, как само время, когда создавалась поэма «Двенадцать*.

Литература
Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. Л.: Сов. писатель, 1973.
Долгополов Л.К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». Л.: Худож. лит., 1979.
Енишерлов В.П. Александр Блок. Штрихи судьбы. М.: Современник, 1980. (Б-ка «Любителям российской словесности»).
Иванова Евг. Загадочный финал «Двенадцати»//Москва. 1991. № 8. С. 191 - 196.
Иванова Евг. Об эволюции Блока после Октября и поэме «Двенадцать»//Литература в школе.1993. № 3. С. 23 - 28.
Крыщук Н.П. «Открой мои книги…»: Разговор о Блоке Документ, биогр. очерк. - Л.: Дет.лит., 1986.
Смола О.П. «Черный вечер, белый снег…»: Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». М.: «Наследие», 1993.
Соловьев Б.И. Поэт и его подвиг* Творческий путь Александра Блока. М.: Сов. Россия, 1973.

За более чем 80-летнюю историю размышления над финалом итогового произведения Блока у исследователей его творчества накопилось множество работ по этой теме. Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать" трактовался по-разному. Сам автор отказался рационально-логически объяснить эту поэму. Самое ясное по поводу смысла финала - это ссылка на то, что так ему "увиделось", на "самоочевидность". Он писал в дневнике в 1918 году, 25 февраля, что лишь констатировал факт, поскольку, если вглядеться в метель на пути, можно увидеть "Иисуса Христа". Закавычивание этого имени характерно - это указание на его приблизительность, условность.

Неоднозначное отношение автора к образу

Неудивительно в этой связи то, что субъективно автор был очень недоволен получившимся образом, говорил, что иногда сам "глубоко ненавидит его". Блок называл Христа "женственным призраком". Однако в комментариях этого автора имеются весьма загадочные фразы. Например, пожелание иллюстратору поэмы, насчет обложки. Он указывал на то, что в левом верхнем углу стоит "дохнуть густым снегом", через который виден был бы Христос.

Неоднозначность, немотивированность

В поэме многое "нечаянно", неожиданно. Так, наиболее традиционный образ в христианской культуре подан весьма нетрадиционно. Он не мотивирован сюжетно, кроме того, дан в прямом противоречии с логикой и традицией. Христос показан едва ли не как предводитель насильников и убийц, которые отвергают мораль "иконостаса" (подтверждает это строчка "на спину б надо бубновый туз"). Лишаются однозначности также образы других героев и самого пространства произведения.

Алогичность Христа

"Святая злоба", которая движет вооруженной чернью, оказывается связанной нераздельно со злобой "черной", что влечет неотвратимо к "смертной скуке" (этот мотив в характеризует утрату идеала, духовную деградацию, связан также с образами "страшного мира"). Появление в финале "невидимого" Иисуса не только многозначно. Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать" алогичен намеренно, создан путем соединения характеристик, противоречащих Поэтому рассудочной расшифровке он не поддается. Христос этот отнюдь не канонический. Фигура его прозрачна, на фоне "россыпей" снега едва различима.

"Женственный призрак"

Феминизирован образ Христа в поэме Блока "Двенадцать": "белый венчик из роз", "нежная поступь". Все это знаки того, что сам автор называл проявлениями художнической натуры, артистизма, "женственной восприимчивости". Есть в записи Блока, относящейся к 1918 году, и прямое уподобление Иисуса художнику. Семантика различных цветовых деталей в образе его является также неоднозначной. "Кровавый флаг" ассоциируется не столько с революционными знаменами, их цветом, сколько с кровью, пролитой в поэме в центральном ее эпизоде. "Белый венчик из роз" пониматься может как деталь образа Мадонны (аллегорического), согласно художественной средневековой традиции. Однако одновременно допускается и другое прочтение: как символ ухода, забвения и как конечного итога их - смерти, или же как принадлежность похорон.

Знак присутствия автора, его оценки происходящего

Появление Христа в финале в любом случае внутренней никак не мотивировано, не связано оно также с образами героев поэмы. Это знак присутствия в произведении автора, единственный, но решающий. Это Блоком всего происходящего.

Автором подается революционная стихия в освещении двух правд, между собой не сочетающихся. С одной стороны, это внешнее раскрепощение низов общества. Она заключается в неизбежности возмездия ими за прежнюю несвободу. Однако, с другой стороны, правда эта заключается в духовном освобождении (а значит, связанном с индивидуальным, личностным началом) от власти в человеке, унижающей его, всего, что в нем есть низменно-телесного; от бойцовских рефлексов, биологических инстинктов.

Смысловой итог поэмы

Отсутствует на сцене носитель этой правды вплоть до самого последнего явления. И только оно ретроспективным светом неожиданно озаряет заново плакатные, вульгарные фигурки героев, создает смысловую многослойную перспективу. Исчезают условные, "потешные" декорации, остается только образ-символ, смысловая "воронка", которая втягивает в себя различные смыслы других образных знаков идеала, использованных Блоком, - Незнакомки, Прекрасной дамы и, что важнее всего, самого лирического героя произведения. Таков финал лирического творчества Блока. Смысловой итог данной поэмы - это отсутствие фиксированного итога, трагически осмысляемого.

Идейный стержень произведения

Христос движется впереди "апостолов", а за ним следует "голодный пес" (в поэме это символ старого мира). Не случайно такое расположение героев. Этим Блок подчеркивает, что всегда идеал будет идти впереди, независимо от потребности в нем.

Таков образ Христа в поэме Блока "Двенадцать", составляющий идейный стержень произведения. Это символ, не просто закругливший, увенчавший поэму, но придавший новое освящение ее слагаемым. Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать" неисчерпаем и многозначен. Нам можно лишь попытаться приблизиться к подлинному смыслу, даже самим автором произведения не объясненному. Для этого и пишут в школе работу на тему «Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать"». Сочинение обычно вызывает затруднения, и это понятно, ведь в произведении нет однозначных оценок. Поэтому это итоговое творение Блока считается в школьной программе одним из самых сложных произведений.

Если требуется написать сочинение на тему «Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать"», краткое содержание вряд ли поможет. Требуется вдумчивое прочтение, анализ текста, а также самостоятельность мышления. Лишь тогда можно раскрыть в сочинении «Образ Христа в поэме Блока "Двенадцать"» символ. Какова идея поэта? Что он хотел сказать? На эти вопросы можно ответить, лишь зная лирику поэта, понимая символистскую природу его произведения.

Урок – исследование

« Значение образа Христа

в поэме А.Блока «Двенадцать»?

Цели:

    Ввести учеников в процесс познания.

    Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

    Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

    Выработать общеучебные умения: работать в группе, умение творчески интерпретировать текст, умение распределить информацию по степени новизны и значимости, умение обобщить знания.

Структура урока:

    Вступительное слово учителя

    Стадия вызова. Мозговой штурм.

    Стадия осмысления текста.

    Рефлексия.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя .

Сегодня на уроке мы будем работать в технологии развития критического мышления. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь, интересно. А девизом нашего урока предлагаю взять слова Блока:

«И вечный бой! Покой нам только снится.»

2. Стадия вызова. Мозговой штурм.

Одни воспринимают образ Христа в финале поэмы А.Блока «Двенадцать» как кощунство, так как Блок поставил Христа впереди убийц. Другие: «Христос чужд революции и ее идеалам»

Начать урок мне хочется с вопроса:

»Как бы вы итерпретировали образ Христа в поэме «Двенадцать»?

А вот как сам Блок писал об этом:

» Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?»

3. Стадия осмысления

Инсерт – (разметка текста)

« +« - понял

«-» - не понял

«!« - не согласен

«?» - вызывает вопрос

Заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Почему несомненно Христос?

Задай вопрос

Вопросы «толстые» и «тонкие»

Объединимся в группы.

Задания по группам:

1.Каждый формулирует вопрос

2. Вопросы обсуждаются в группе

3. Выбирается самый удачный вопрос

4. Группа продумывает ответ на него.

5. Заслушиваются вопросы и ответы групп, обмениваются мнениями.

Например: 1 группа

Толстый вопрос:

Почему поэма называется «Двенадцать»?

Тонкие вопросы:

1.Почему Блок выбирает эпитет «божьем» в первой строфе?

«Ветер, ветер на всем божьем свете»

(Ответ: Рисует образ Творца как напоминание о созданном им мире, ведь это он создал Землю и человека на ней, а потому несет за него ответственность.)

2. Кому верит старушка?

(Ответ: Богородице, потому что вера в Нее – это вера, которую люди впитывали в себя с молоком матери, а большевики – это что – то новое, непонятное)

3. Как Блок относится к духовенству?

(Иронично. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно бы пришло к мысли о сродстве революционных и христианских идей)

4.Как относятся к религии 12? «Эх,эх без креста»

(Свобода понимается как активное неприятие религии)

5.»Мировой пожар в крови

Господи, благослови!

Может ли Творец благословить подобное?

(Творец никогда не благословит на убийство, потому что одна из заповедей Христа «Не убий»)

2 группа

Толстый вопрос

Что можно сказать о системе ценностей 12 красногвардейцев?

(В системе ценностей 12 явлениями одного порядка предстают: лущить семечки, чесать темечко, проводить времечко и полоснуть ножичком. Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого полное духовное одичание, забвения себя как человека.)

Тонкие вопросы

Как эпизод убийства Катьки связан идейно и композиционно с образом Христа?

(Христос выступает как воплощение идеи прощения грешных, то есть убийц)

«Эх, эх согреши

Будет легче для души!»

2. Почему 8 глава заканчивается словом «Скучно!»

(Это говорит о душевной пустоте 12)

3 группа

Кластер

Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток?

Как вы понимаете «человек – вопрос»?

Почему «человек – вопрос» стоит на том месте, где находится сердце распятого на кресте Христа?

Можно ли сказать, что основной вопрос поэмы связан не с противостоянием старого и нового, а с судьбой человека в мире, который разрушен?

3. Стадия рефлексии.

    Дополните кластер.

    Заполнение таблицы:»ЗХУ»

Знал

Хочу узнать

Узнал

Появление Христа не случайно. Этот образ постоянно присутствует в поэме.

1.Почему несомненно Христос?

2.Почему страшно, что он опять с ними?

3.Что значит «надо другого? О ком это?

1.Христос не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы,который этим же человеком создан.

2.Страшно от повторения бессмысленного по сути – похода начатого под именем Христа, ибо он не принес ни мира, ни добра.

3.Если он с ними, а не другой, то есть надежда, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра. Без него такой надежды нет, поэтому поэма начинается с черного цвета и заканчивается все – таки белым.

Знакомство с оценкой поэмы «Двенадцать» Петром Струве.(Индивидуальное задание. Работа с интернет – ресурсами)

    «Но все – таки «Двенадцать» – величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая – то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол»

    Учитель :Согласны ли вы с такой оценкой?

    Заключительное слово учителя

Можно по – разному относиться, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

Домашнее задание: Синквейн «Революция Блока»

Интерпретация поэмы А. А. Блока “Двенадцать”, особенно ее финала, – один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи “Интеллигенция и революция”, написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма

Вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В. Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных – досадным религиозным мистицизмом. Отсюда разные точки зрения – Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?

В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и “гримасы революции” – случайные жертвы, разгул насилия,

Стихия террора. Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования “буржуя” Ваньки. Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:

Эх, эх, без креста!

Разрушена старая вера, разрушена Россия – “Святая Русь”, “кондовая”, “избяная”. Следующая цель – мировая революция:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

И вульгарный образ “толстоморденькой” Катьки, сближающийся с образом “толстозадой” Руси, – это тот же образ Вечной Женственности, Женского начала, но поруганный, оскверненный. Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти – но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, – что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым “на спину б надо бубновый туз” идут вперед “без имени святого”, “ко всему готовы, ничего не жаль”, это скорее бандиты, но идут они “державным шагом”, а значит, служат власти. За ними – старый мир, безродный пес. “Разрушая, мы все те же рабы старого мира”, – писал А. А. Блок В. Маяковскому.

Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной

Снежной россыпью жемчужной

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос.

Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные “апостолы” – чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать – лжеапостолы и лжепророк. Такая версия тоже существовала, и нельзя безоговорочно ее отметать, ведь не мог Христос возглавлять людей, идущих “без имени святого”. Несомненно одно – возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания – удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.

Сочинения по темам:

  1. ЕГЭ Блок встретил революцию восторженно и упоено. В статье “Интеллигенция и революция”, напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: “Что же...
  2. А. Блок – поэт, который теме родины “сознатель­но и бесповоротно” посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве....
  3. Большой вклад в русскую культуру внес Иванов Александр Андреевич своим полотном “Явление Христа народу”. Сама картина нашла свое место в...
  4. В поэме “Мцыри” великий поет Михаил Лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил...

Блок встретил революцию восторженно и упоенно. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».

В январе 1918 года Блок создал свою знаменитую поэму «Двенадцать». Верный своим исконным представлениям о «России-буре», поэт понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

Поистине великолепен найденный Блоком сильный, смелый, свежий образ рухнувшего мира:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь людей:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

В основе произведения – революционный конфликт, борьба старого и нового. Герои поэмы – двенадцать красногвардейцев. О каждом из них в отдельности ничего не сказано, но вместе они – сила, которая разрушит мир «до основания». Эти герои до конца и не понимают, какова их цель. В начале пути Блок изобразил их как анархистов, разрушителей. Они совсем не организованы, у них есть только «святая злоба».

Красногвардейцев ведет ненависть, а не любовь к людям. Они не приобрели еще себе нового Бога, а веру в старого уже потеряли. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Только после этого потрясения красногвардейцы понимают истинное свое предназначение, осознают свою ответственность за судьбу страны. Выявляя «музыку» происходящего, автор широко применяет средства звуковой инструментовки стиха, особый ритм поэмы, который от вихря переходит к маршу.

Однако, до самого конца, «двенадцать» идут «без имени святого», а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Блок выводит в финальной главе образ Христа, который возглавляет с красным флагом в руках победный марш красногвардейцев.

Необычно появление такого образа в поэме, где звучит тема революции, где совершается убийство женщины, но, в то же время, нельзя отрицать логичности и органичности его возникновения.

Рисуя Христа, Блок исходил из своих субъективных представлений о раннем христианстве как о бунтарской силе, сокрушившей в свое время старый языческий мир. Для Блока образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, назначение этой новой веры – в служении обновлению жизни. Образ Христа – это, прежде всего, высокий нравственный идеал, способный привести людей к желанной гармонии. Он несет в себе Добро, Любовь, Красоту. И Блок, руководствуясь именно этими нравственными ценностями, находит воплощение своего идеала в Христе. Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока:

…Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос.

Таков конец поэмы: возвышенный и светлый. Если начало ее было представлено в цветовых контрастах, а ее ход был окрашен исключительно черным цветом, то здесь главным цветом становится белый – символ высшей духовности. У Христа «белый венчик из роз». Это необычно, потому что в традиционном изображении Христос являлся в терновом венце, что символизировало его муки и страдании. Белый цвет – символ святости, чистоты и непорочности, а ведь именно эти черты воплощает Христос.

Но образ Христа все же вносит противоречие в пламенную революционную музыку поэмы.

Блок воспринял революцию как вселенский пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Неслучайно, что после 1918 года он не написал ничего существенного до самой смерти в 1921 году. Блок был разочарован оттого, что революция не явилась тем, что он в ней хотел увидеть. По выражению самого поэта, причиной тому стало «социалистическое строительство».

    И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное...

    Самой дискуссионной остается поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918), которая по праву считается вершинным произведением все­го творчества художника. Поэма А.А. Блока «Двенадцать» стала итого­вым произведением в его творчестве, произведением крайне необыч­ным...

    Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу! А. Блок В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение - поэму «Двенадцать», в ней поэт передает «музыку революции»,...

    Поэма “Двенадцать” была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган,...