» » Во все тяжкие. Как «киевский патриарх» Филарет за властью гонялся

Во все тяжкие. Как «киевский патриарх» Филарет за властью гонялся

Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783-1867) - митрополит Московский, религиозный и политический деятель, одна из самых значительных фигур русского православия в синодальный период.

Родился 26 декабря 1782 (6 января 1783) в Коломне, в семье дьякона. Учился в коломенской семинарии, а с 1800 - в философском классе Троицкой семинарии; с особым усердием изучал древнегреческий и древнееврейский языки. В 1808 принял монашеский постриг. С того же года - инспектор, затем (с 1812) ректор Санкт-Петербургской духовной академии; профессор философии и богословских наук. Член Синода (1819-1849), митрополит Московский (с 1826).

Выдающийся проповедник, Филарет умел органически соединить церковнославянскую лексику с русской, произнеся множество речей не только нравственно-религиозных, но и по-своему исторических (в том числе знаменитое слово на смерть М.И.Кутузова, 1813).

Хотя ему принадлежит и несколько историко-теологических трудов (Записки на Книгу Бытия, 1816; и др.), его богословие выразилось в первую очередь именно в проповеди, утверждающей идеалы не столько внешне-, сколько внутренне-деятельного, «сердечного» христианства, всецело следующего авторитету Священного Писания. Известнейшим примером его литературного слога является стихотворный ответ святителя на Дар напрасный, дар случайный А.С.Пушкина (1828), - ответ, где полемически утверждается неслучайность и ненапрасность жизни, что «от Бога нам дана».

Участвовал в составлении целого ряда важнейших государственных актов (в том числе акта о передаче престола Николаю I, Манифеста 19 февраля 1861 об освобождении крестьян). Однако едва ли не важнейшим делом его жизни, равно как и важнейшим вкладом в отечественную словесность явились его многолетние усилия по русскому переводу Библии. Один из активнейших членов Библейского общества, он с 1816 трудился над переводами (переложив, в частности, Евангелие от Иоанна).

Будучи убежденным политическим консерватором и строгим церковным цензором, в данном случае сам Филарет наталкивался на сопротивление тех, кто (подобно адмиралу А.С.Шишкову и архимандриту Фотию) был категорически против издания Священного Писания на «простонародном наречии». Стремясь «сделать богословие общедоступным» (Г.В.Флоровский), Филарет и в своем Катехизисе перевел все старинные тексты на русский (вышедший в 1823, в 1824 его Катехизис был изъят из продажи, а в 1827 выпущен вновь, но уже с церковно-славянскими цитатами). Лишь в 1858 он окончательно одолел своих противников; Синод признал перевод на русский язык Священного Писания необходимым и полезным.

При жизни Филарета под его тщательной редактурой были изданы Четвероевангелие (1860), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение св. Иоанна Богослова (1862).

Скончался 19 ноября (1 декабря) 1867 в Москве. В 1994 причислен к лику святых. Церковь отмечает память его в день кончины 19 ноября (2 декабря).

Патриарх Филарет - Патриарх Украинской Православной Церкви Киевского патриархата.

Родился в с. Благодатном Амвросиевского района Донецкой области. Имя в миру - Михаил Антонович Денисенко. После окончания средней школы, в 1946 г., вступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил с отличием. В 1952-м окончил Московскую духовную академию, получив ученую степень кандидата богословия. 1 января 1950 г. принял монашеский постриг с именем Филарет. 15 января того же года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием был рукоположен в сан иеродиакона, а 18 июня 1951 года - в сан иеромонаха. С 1953 г. являлся преподавателем Московской духовной академии. В 1956 г. назначен инспектором Саратовской духовной семинарии с возведением в сан игумена. С 1957 года - инспектор Киевской духовной семинарии, а 12 июля 1958 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии. После закрытия семинарии, в 1960 г. Филарет был назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем Свято-Владимирского кафедрального собора в Киеве. В 1961-1962 гг. был настоятелем подворья Русской Православной Церкви при Александрийском патриархате в г. Александрии (Объединенная Арабская Республика). В феврале 1962 г. по решению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода стал епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с поручением управлять Рижской епархией. С июня 1962 г. исполнял обязанности Экзарха Средней Европы, а с октября того же года - назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии. 14 мая 1966 г. возведен в сан архиепископа и назначен Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 1968 г. Патриархом Алексием возведен в сан митрополита. В 1971 г. Патриархом Пименом удостоен права ношения двух панагий. После смерти Патриарха Пимена, в мае 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви тайным голосованием избрал митрополита Филарета Местоблюстителем на Московский Патриарший престол. По инициативе Филарета православны епископат Укрианы направил обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении. В октябре 1990 г. Архиерейский Собор РПЦ предоставил УПЦ самостоятельность и независимость в управлении, а митрополит Филарет единогласно избран украинским епископатом Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом Митрополит Киевский и всея Украины. В октябре 1995 г. на Всеукраинском Поместном Соборе митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Патриарх Филарет - Почетный член Московской духовной академии, почетный член Ленинградской духовной академии, доктор «гонорис кауза» Будапештской реформаторской духовной академии и Пряшевского богословского факультета. Удостоен высших наград Русской Православной Церкви и многих Поместных Православных Церквей. Среди государственных наград: орден «Дружбы народов» (1979 г.), орден Трудового Красного знамени (1988 г.), Орден Свободы (2009 г.), Крест Ивана Мазепы (2010 г.), Орден князя Ярослава Мудрого V степени (1999 г.), IV степени (2002 г.), III степени (2004 г.), II степени (2006 г.) и I (2008 г.).

Дата рождения: ок.1553-54 гг. Страна: Россия Биография:

Феодор Никитич Романов-Юрьев родился около 1553-1554 гг., принадлежал к одному из видных боярских родов, был племянником первой жены Иоанна Грозного (его отец Никита Захарьин-Юрьев — брат супруги царя Анастасии Романовны). Воспитываясь в придворной обстановке, был широко образован, любим народом, принимал участие в государственных делах.

Разрядные книги свидетельствуют, что в феврале 1586 г. будущий Патриарх имел чин боярина и исполнял обязанности нижегородского наместника. В 1593-1594 гг. упоминается как псковский наместник. К концу царствования Феодора Иоанновича имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трех руководителей ближней царской думы.

После смерти царя Феодора Иоанновича как его ближайший родственник стал одним из законных претендентов на русский престол. Подвергнутый опале при Борисе Годунове в 1600 г., был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского в Архангельской губернии. Его жена Ксения Шестова также была насильно пострижена в монашество с именем Марфа.

После смерти Бориса Годунова в 1606 г. поставлен митрополитом Ростовским, в том же году участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу.

В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его Патриархом Московским. В 1610 г. был освобожден из тушинского плена, впоследствии назначен на должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу и почти девять лет пребывал в плену.

В 1613 г. Земский Собор избрал на русское царство Михаила Романова, за его отцом был утверден титул «нареченного Патриарха». 1 июня 1619 г. освобожден в порядке обмена пленными в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 г. и был торжественно встречен сыном. Прибыл в Москву 14 июня 1619 г.

24 июня 1619 г. интронизацию по чину поставления первого Патриарха Московского совершил находившийся в то время в Москве Патриарх Иерусалимский Феофан III.

Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича Романова. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его Патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.

Патриарх Филарет приложил много усилий для восстановления в стране гocyдapственности после периода Смуты. Он добился проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.

Деятельность нового Патриарха состояла в охране чистоты Православия, преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, реформе церковной администрации. Особое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике.

Управление Патриаршим двором Филарет стремился устроить по образцу государева двора. Был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады. 20 мая 1625 г. Филарет на правах государя издал царский указ, по которому Патриарх получал право судить духовное и крестьянское население Патриаршей области во всяких делах, кроме воровства и разбоя. Таким образом, при Филарете окончательно сложилась Патриаршая область.

Патриарх заботился об устроении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище.

Первосвятитель много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Из Московской типографии, расширенной по указу Патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно.

В 1620 г. по благословению Патриарха была учреждена Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири.

При Патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты отношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.

Во время правления Патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва. Опыт, полученный в польском плену, убедил Патриарха Филарета в недопустимости унии для Русской Церкви, и, занимая Патриарший престол, он предпринял все усилия для ограждения России от западных религиозных влияний.

В период Патриаршества Филарета были канонизированы Макарий Унженский (1619 г.) и Авраамий, епископ Галицкий (1621 г.). В 1625 г. посол персидского шаха поднес Патриарху золотой ковчег с частью Господней ризы. Святыня была помещена в Московского Кремля, в ее честь установлено празднование 27 марта. В настоящее время святыня находится в кафедральном соборном в Москве.

Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 г. Святейший Владыка сам указал себе преемника — . Погребен Патриарх Филарет в Успенском соборе Московского Кремля.

Патриарх Филарет - не самая известная историческая личность. Но его влияние на ход истории Российского государства и мира сложно недооценить.

Он, один из тех, благодаря кому закончилось Смутное время , а на русском престоле воцарился Михаил Романов.

Годы жизни Филарета

Годы жизни патриарха Филарета 1553-1632


Годы патриаршества Филарета

Филарет был патриархом с 1619по 1632 год


Филарет биография кратко

В миру патриарх Филарет носил имя Федор Никитич Романов. Родился он в 1553 году, и приходился двоюродным братом царю Федору Иоанновичу, который был сыном великого Ивана Грозного.

Федор Никитич был представителем, как бы сказали сейчас - золотой молодежи. Знатный человек, с интересной родословной. Он был сыном Никиты Захарьина-Юрьева, авторитетного боярина, приходился племянником царице Анастасии. Царица Анастасия же была женой Ивана Грозного.

В сознательном возрасте, молодой человек посветил себя государевой службе. Был воеводой в нескольких полках, наместником государя во Пскове, участвовал в дипломатической деятельности. Принимал деятельное участие в переговорах с послами Германии.

Шли годы, в русском государстве начиналась Смутное время. Сын Ивана Грозного , Федор Иоанович умер. Предстояла борьба за престол. Федор, был одним из фаворитов, но битву выиграл Борис Годунов .

Новый царь, рассматривал претендентов на престол, как личных врагов. Федор вместе с семейством попал в опалу, был сослан. В ссылке, его и жену Ксению, насильно постригли в монахи. Теперь Федор стал Филаретом, а Ксения -Марфой.

Смута была в разгаре. В российской истории, во всей красе появляется Лжедмитрий I. Самозванцу нужно себя как то сделать легитимней. Он захватывает Антониево-Сийский монастырь, и освобождает Филарета и Марфу. При Лжедмитрий I, Филарет становится митрополитом Ростовским.

При правлении Василия Шуйского сан удается сохранить. Смутное время выходит на финишную прямую, и на сцене появляется Лжедмитрий II . Новый самозванец обосновался в Тушинском лагере. Без родственника, объяснить свое появление ему было трудно. Филарет захвачен в плен, и прибывает в лагерь самозванца. Здесь его нарекают патриархов. В его власти все территории, которые контролируют войска самозванца.

В 1610 году патриотические силы отбили Филарета из рук самозванца. Сам патриарх не настаивал на своем сане, а освободившим его воинам заявил, что был наречен патриархом, против своей воли.

Через год отправил в составе посольства к Сигизмунду III. Посольство вело переговоры с королем Речи Посполитой, о будущем русского государства. Филарет был среди тех, кто был не против, что бы на московский престол взошел сын Сигизмунда - королевич Владислав. Но выдвигал условие, королевич должен был принять православие. Поляки же партнерами были ненадежными. Ко встрече подготовили свой вариант договора. И когда Филарет отказался ставить свою подпись на документе, его арестовали.



Патриарх Филарет документальный фильм



Филарет после Смутного времени

Смутное время в русской истории закончилось в 1613 году, когда был созван Земский Собор. Итогом Земского собора стало начало правящей династии Романовых. Новым царем русского государства стал Михаил Федорович Романов . Михаил был сыном Филарета. Очень тепло и трепетно относился к отцу, он был для монарха самым большим авторитетом.

Вызволить отца из плена долгие годы не представлялось возможным. Поляки специально тянули переговоры, понимая, что без отца Михаилу будет очень тяжело справится, с внутренними и внешними врагами государства.

В Россию Филарет вернулся только в 1619 году. Русские и поляки обменялись пленными. Среди возвращенцев на Родину был и Филарет. Для русских людей, Филарет, стал примером мужественности, стойкости. Ведь он с честью перенес ужасы польского плена, не сломался и остался верен своим нравственным, моральным и этическим идеалам, не придал православной веры и Отечества.

После возвращения в Россию митрополиты Филарету, нарекли в Патриархи.


Патриарх Филарет и его политика

Будучи патриархом, Филарет имел огромное влияние на сына, царя Михаила Романова, на всю внешнюю и внутреннюю политику государства. По его инициативе была проведена перепись, которая позволила увеличить сбор подати, и наполняемость казны. Были восстановлены контакты Византийской церковью.

По настоянию патриарха в государстве создавались первые школы и училища. Он выступал за грамотность населения. Активно занимался чистотой православия, устранял вольнодумности, и искажения церковных писаний.

Много времени и сил Патриарх тратил на книгопечатание. Просвещение он считал своей большой задачей. Под его началом возобновила работу Московская типография. Патриарх, сам лично следил за правильностью текстов, исправлял ошибки, пресекал искажения и вольнодумства. Книги распространялись по цене себестоимости, для того, что бы быть более доступным для населения.

В годы патриаршества Филарета были канонизированные:

  • Макарий Унженский
  • Авраамий епископ Галицкий

Церковные реформы Патриарха Филарета

Во время патриаршества Филарета был сформирован новый класс людей - патриарших дворян и детей. Люди получали за службу пометные оклады. Кроме того, патриарху было дано право заниматься, судом духовенства и крестьянского населения, кроме случаев воровства и разбоя. При Филарете сложилась патриаршая область, которая пресдтавляла из себя государство в государстве.

Была проведена полная опись церковного имущества, произошел пересмотр жалованных грамот.


Интересные факты

  • В 1625 году Персидский царь, подарил русскому патриарху часть Господней ризы
  • Православная святыня долгое время хранилась в Успенском соборе. В настоящее время находится в Храме Христа Спасителя.
  • У Патриарха было шесть детей. Пять сыновей и дочь
  • Незадолго до смерти назначил приемника архиепископа Псковского Иоасафа
  • Филарет погребен в Успенском Соборе, в Москве
  • Был инициатором созывов Земских соборов


Итоги

Патриарх Филарет оставил огромный след в истории русского государства, в его восстановлении после разорительного Смутного времени. Именно Филарет, вместе с сыном Михаилом, заложили фундамент, той русской державы, которая вскоре стала Империей, с которой считались все европейские страны.

Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов)

Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов; ок. 1554 — 1 (11) октября 1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея Руси (1619—1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию; двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного); отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича (избранного на трон в 1613 году).

Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич) (1619 - 1633). Шилов Виктор Викторович

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году.

Царь Федор Иванович. Парсуна. Неизвестный художник. (копия с парсуны XVII в в.) ФГУК "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Борис Фёдорович Годунов

В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

«Рудольф II, император Священной Римской империи.»

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет » и «Марфа» , что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран русским царём.

Филарет (Эрмитаж)

«Неизвестный художник. Портрет инокини Марфы (Ксения Ивановна Шестова).»

Один из моментов избрания Михаила Романова на царство. Сцена на Красной площади. Правая верхняя часть иллюстрации срезана в подлиннике

Венчание на царство Царя Михаила Федоровича в Успенском соборе

До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые "тушинцами" , при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане

С. В. Иванов. «В Смутное время»

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины.

Насильственное пострижение Василия Шуйского (1610 г.).

В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611).

Павел Чистяков — «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860

Владислав IV Ваза

Сигизмунд III Ваза

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Феофан III (патриарх Иерусалимский)

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич» ; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Потребнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

Книгопечатание

Филарет уделял большое внимание печатанию книг и исправлению ошибок в текстах древних рукописей. В 1620 году возобновил работу Московской типографии на Никольской улице, основанную еще Иваном Грозным в 1553 году. Учредил «правильню» — особое помещение для справщиков (редакторы древних рукописей). Филарет особо следил за «чистотой» древних текстов, для чего привлекались самые образованные справщики, которые обязаны были сверять тексты с древними славянскими рукописями, а иногда прибегали к греческим источникам. Исправленные книги распространялись по монастырям, церквям и торговым лавкам по себестоимости, без наценки. В Сибирь книги рассылались бесплатно. Всего Московская типография при Филарете выпустила множество изданий месячных миней и ряд богослужебных книг.

Титулярник (17 век, ГИМ) Выставка "Романовы. Начало династии", приуроченная к 400-летию избрания на царство Михаила Федоровича Государственный Исторический музей, весна 2013 года.

Реформы церковного управления

Управление патриаршим двором Филарет стремился устроить по образцу государева двора. Был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады.

20 мая 1625 года Филарет на правах государя издал царский указ, по которому патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население патриаршей области во всяких делах, кроме татьбы (воровства) и разбоя. Таким образом, при Филарете патриаршая область окончательно сложилась как государство в государстве. Её управление упорядочилось, но и значительно усложнилось.

Согласно светским государственным учреждениям, возникают патриаршие приказы:

Судный, или разрядный — ведал судебными делами;

Церковный — ведал делами церковного благочиния;

Казенный — ведал сборами с духовенства;

Дворцовый — вел хозяйство патриарших вотчин;

В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Патриарх лично принимал и подписывал доклады. Также Филарет провел полную опись церковного и монастырского имущества и пересмотр жалованных грамот, выданных монастырям с переданными в их пользование землями.