» » Восстановление экономики: стоимость фурора. Апогей сталинизма сталинизмом называют тоталитарную политическую систему 3 апогей сталинизма 1945 1953 гг

Восстановление экономики: стоимость фурора. Апогей сталинизма сталинизмом называют тоталитарную политическую систему 3 апогей сталинизма 1945 1953 гг

Первые послевоенные годы жизни советского общества характеризовались усилением тоталитарных тенденций. Данное обстоятельство можно частично объяснить тем, что специфика общественных настроений в ходе войны, а также после ее завершения, прежде всего в среде научной и творческой интеллигенции, заключалась в надежде на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля. Появилось стремление к развитию и укреплению культурных контактов с США, Англией, Францией. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской и Потсдамской конференциях. И такое сотрудничество налаживалось.

Однако международная обстановка вскоре после войны резко изменилась. Началась «холодная война». Курс на сотрудничество со странами Запада сменился концепцией противостояния капиталистическому лагерю. В этих условиях руководство СССР перешло к осуществлению политики «завинчивания гаек» в отношении интеллигенции, давление на которую несколько ослабло в последние годы войны. В 1946 - 1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. В стране началась массированная кампания, проводившаяся под флагом борьбы за «утверждение советского патриотизма» против «тлетворного влияния Запада», за «перевоспитание» интеллигенции.

Гонениям подверглись такие выдающиеся деятели культуры, как писатель М. Зощенко, поэтесса А. Ахматова, композиторы Д. Шостакович, Ю. Шапорин, С. Прокофьев, кинорежиссеры Э. Казакевич, С. Эйзенштейн и многие другие.

Вмешательства властей не избежали и некоторые сферы науки. Идеологический контроль особенно жестко осуществлялся в научных исследованиях по истории, философии, политической экономии. Проведенные по инициативе партии дискуссии в различных областях науки, по сути дела, были средством осуждения крупных ученых, взгляды которых, по мнению партийного аппарата, не соответствовали концепциям марксизма-ленинизма.

Духовный гнет сопровождался и физическим террором. Во второй половине 40-х гг. в стране возобновились массовые репрессии. Вновь арестовывались люди, выпущенные из лагерей в годы войны. Репрессии не достигли масштабов 30-х гг., не было громких показательных процессов, но они были достаточно широкими, речь шла о сотнях тысяч осужденных. Наиболее крупным стало «Ленинградское дело» (1949 - 1951 гг.). Формально оно началось в январе 1949 г. после поступившей в ЦК ВКП(б) анонимной записки о фальсификации результатов выборов секретарей Ленинградского обкома и горкома, а завершилось снятием с работы более 2 тыс. руководителей, когда-либо работавших в Ленинграде, и казнью свыше 200 из них. Они были обвинены в попытке разрушить СССР, якобы противопоставив Россию Союзу, а Ленинград - Москве. Среди казненных были: член Политбюро и Председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов, Председатель СМ РСФСР М.И. Родионов, глава Ленинградской партийной организации П.С. Попков и др.

В конце 40-х годов проявилось ярко выраженное стремление Сталина к укреплению своего единовластия. Главным орудием, способствующим достижению этой цели, как и прежде, были органы государственной безопасности. Они всегда находились под личным контролем И.В. Сталина, но в конце 40-х - начале 50-х гг. их руководство вождем стало непосредственным и прямым. Другим орудием осуществления сталинской диктатуры была Коммунистическая партия. Она оставалась разделенной на две неравные части. Первая - миллионные массы рядовых членов партии, которые были полностью отстранены от реального участия в решении государственных и партийных дел, но активно вовлечены в пропаганду и реализацию решений. И вторая - иерархическая система партийной номенклатуры с мощным, хорошо организованным аппаратом, реально управлявшим страной, верховная власть в которой принадлежала главе партии и государства - И.В. Сталину.

В этих условиях Советы всех уровней не играли какой-либо существенной роли в руководстве СССР. Тринадцать с половиной лет - с марта 1939 г. по октябрь 1952 г. - не созывались съезды партии. Пять с половиной лет с февраля 1947 г. по октябрь 1952 г. - пленумы ЦК. Даже Политбюро (10 членов и 4 кандидата в члены) почти никогда не собиралось в полном составе. Все важные вопросы решались на заседаниях весьма узкого круга лиц сталинского окружения, куда входили: В. Молотов, Л. Берия, Г. Маленков, Л. Каганович, Н. Хрущев, К. Ворошилов. Режим личной власти Сталина, установившийся с конца 30-х гг., достиг своего апогея. Вся идеологическая пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности вождя. Она пронизывала деятельность всех организаций, - как партийных, так и государственных, науку и образование, литературу и искусство.

Конец 40-х - начало 50-х гг. отмечены утверждением имперской идеологии, все более открытым проявлением государственного антисемитизма. В СССР развернулась широкая антисемитская компания. В 1948 г. начались аресты представителей еврейской интеллигенции. Эти меры получили название кампании по борьбе с «безродным космополитизмом». В обстановке секретности были приговорены к смерти и расстреляны члены Антифашистского еврейского комитета. Их обвинили в организации антигосударственной деятельности, в осуществлении шпионажа в пользу США. Все еврейское население страны рассматривалось как массовый враг советского народа.

Накануне XIX съезда Сталин организовал новую провокацию, которая должна была послужить сигналом к началу очередного витка репрессивных акций. В сентябре 1952 г. карательные органы арестовали ряд руководящих работников Кремлевской больницы и врачей, обслуживавших членов Политбюро и их семьи. Их обвиняли в причастности к заговору с целью умерщвления руководителей государства и партии путем заведомо неправильного лечения. Предполагалось, что судебный процесс состоится в марте 1953 г., и он будет публичным. Хотя в числе арестованных были не только евреи, но и русские, украинцы, дело сразу приняло антисемитский характер. В опубликованном извещении прямо указывалось, что свою террористическую и шпионскую деятельность арестованные врачи осуществляли по указаниям иностранных разведок и под руководством международных сионистских организаций, располагавшихся в США.

По всей стране были организованы митинги, участники которых требовали смертной казни для «врачей-убийц» и призывали к усилению «большевистской бдительности». Готовилась новая волна массового террора, которую предотвратила лишь скоропостижная кончина Сталина в марте 1953 г. После смерти И.В. Сталина началась новая эпоха в социально-экономическом и политическом развитии советского общества.

Победа СССР в войне вывела страну в разряд ведущих держав мира. Престиж и значение Советского Союза на международной арене неизмеримо возросли. Так, если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Во внутренней политике страны не произошло заметных изменений. Основной задачей СССР в послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы.

Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен чрезвычайный орган партийного и государственного руководства - Государственный Комитет Обороны. Его функции вновь были распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации сверхцентрализованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и особенно в военные годы, носил во многом формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И. В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. "Краткий курс истории ВКП(б)" и "Краткая биография И. В. Сталина", в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В этих книгах Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. В 1946-1950 гг. тиражи произведений были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного. органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР, первые выборы в который состоялись в декабре 1937 г. Срок полномочий депутатов первого созыва истек осенью 1941 г. Во время войны выборы были отложены, и депутаты Верховного Совета второго созыва были избраны только в марте 1946 г.

Верховный Совет СССР после принятия Конституции 1936 г. номинально стал единственным общесоюзным законодательным органом, состоящим из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Все годы войны советский парламент практически бездействовал.

Верховный Совет СССР лишь оформлял в виде указов принятые высшим партийным руководством страны решения. На сессиях Верховного Совета 1946-1954 гг. депутаты главным образом единодушно одобряли бюджеты страны и отчеты об их исполнении, а также единогласно утверждали указы Президиума Верховного Совета.

В период между сессиями Верховного Совета Президиум становился высшим законодательным органом и высшим исполнительно-распорядительным органом страны; как гласила Конституция, он был избираем и подотчетен палатам Совета. Но на практике он играл другую роль. В состав Президиума входили в основном секретари ЦК ВКП(б) и члены его Политбюро. Этим был обусловлен тот факт, что полномочия и компетенция Президиума Верховного Совета за 1938-1948 гг. были существенно расширены и дополнены. В 1938 г., например, Президиум, кроме толкования законов, издания указов, роспуска палат Верховного Совета и назначения новых выборов, получил право объявлять военное положение в стране, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него. А с 1948 г. Президиум мог денонсировать международные договоры СССР, учреждать ордена и медали, устанавливать почетные звания СССР и воинские звания. Одним из примеров: деятельности Президиума является принятие им в 1950 и 1954 гг. указов о частичном восстановлении смертной казни, отмененной в 1947 г. указом Верховного Совета СССР.

Одной из функций Президиума был контроль за работой подотчетных органов: Совета Министров, Верховного Суда, Генерального прокурора.
Как и Верховный Совет СССР, Президиум только оформлял в виде указов и других актов решения, принятые руководством партии. Ни один вопрос не мог быть поставлен на обсуждение без распоряжения И. В. Сталина. Постепенно работа высшего законодательного органа страны утратила даже видимость соблюдения конституционных норм: реже, чем 2 раза в год, созывались сессии Верховного Совета, а количество заседаний его Президиума, проходивших 3-4 раза в год в первые послевоенные годы, сократилось в 1950 г. до двух, а в 1951 и 1952 гг. - до одного.

Фактическое безвластие, явное падение роли и значения советских органов наблюдались и на уровне местных Советов депутатов трудящихся. Уже во. время войны партийные органы зачастую подменяла их деятельность, нарушались сроки выборов и порядок проведения сессий, отчетность Советов; вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях, решались исполнительными и распорядительными органами - исполкомами Советов, их отделами и управлениями, руководившими отраслями народного хозяйства и культурой.

К концу войны около 70% председателей местных Советов и более 50% членов исполкомов были кооптированы, не являясь депутатами. К 1947 г., когда состоялись первые послевоенные выборы, только 42,9% ранее избранных депутатов оставалось в Советах

Изменения в деятельности Советов в послевоенный период коснулись условий их работы и комплекса поставленных перед ними задач, но органами народовластия они по-прежнему не являлись. Сессии Советов проходили с нарушением установленных сроков, обсуждение проблем носило формальный характер, а высказывавшиеся критические замечания депутатов о работе предприятий или учреждений оставались без последствий.

Депутаты отчитывались перед избирателями только в ходе очередных перевыборов, таким образом, нарушался основной декларированный принцип работы Советов - гласность и подотчетность. Результаты выборов всегда были предопределены заранее, согласованы с партийным руководством соответствующего уровня.

В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. высший исполнительно-распорядительный орган - СНК СССР и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Осуществление реорганизации органов управления подчеркивало возрастание роли и значения исполнительной власти, перенесение акцента на государственные структуры при их полном слиянии с партийным аппаратом.

Председателем Совета Министров СССР в 1946- 1953 гг. по-прежнему являлся И. В. Сталин, а затем по 1955 г. - Г. М. Маленков. Партийное руководство деятельностью аппарата государственного управления проявилось в принятии совместных постановлений ЦК партии и Совета Министров СССР по наиболее важным вопросам, а поскольку абсолютное большинство министров были членами или кандидатами в члены ЦК, разногласий между правительством и ЦК партии при этом не возникало.

За годы войны создание многочисленных комитетов, управлений, главков и советов привело к резкому разбуханию госаппарата, поэтому в 1946-1947 гг. Совет Министров предпринял ряд попыток приостановить этот процесс, сократив количество учреждений и запретив создание новых.

Для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями в 1944 г. было создано Бюро СНК СССР, преобразованное в марте 1953 г. в Президиум Совета Министров. Бюро стало преемником Экономического Совета при СНК СССР - постоянной комиссии, оперативно осуществлявшей хозяйственное руководство.

Центральными отраслевыми органами государственного управления стали преобразованные в 1946 г. из наркоматов министерства, во главе которых стояли члены правительства. Они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность, руководили отдельными отраслями народного хозяйства и культуры.

Основными являлись министерства: иностранных дел, вооруженных сил (в 1950-1953 гг. - военное и военно-морское), финансов, внутренних дел, госбезопасности, госконтроля, тяжелого, транспортного и строительного машиностроения, приборостроения, станкостроения, министерства в сфере топливной промышленности и энергетики, а также медицинской, лесной, химической, легкой, рыбной, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, пять центральных ведомств транспорта и связи, внутренней и внешней торговли и, наконец, пять министерств, руководивших сельским хозяйством страны.

После войны количество и штаты ведомств сильно возросли. Если в 1945 г. существовало 25 промышленных наркоматов, то уже в 1947 г." в этой сфере насчитывалось 34 министерства.
Для послевоенного периода характерны неоднократные реорганизации, слияния, разделения министерств, главным образом промышленных. Это обусловливалось специализацией промышленности, которая вела к разукрупнению министерств и разбуханию их аппарата. Аппарат управления, оторванный от производства, вырос за 1928-1955 гг. в промышленности с 300 тыс. до 2300 тыс. человек, то есть почти в 7 раз. А численность промышленных рабочих за это время возросла в 4,5 раза. В марте 1953 г. была проведена общая реорганизация союзных министерств: вместо 24 осталось 11 укрупненных ведомств, их штаты были сокращены.

Наряду с министерствами существовали плановые и снабженческие органы: Государственная плановая комиссия (Госплан), Государственный комитет по материально-техническому снабжению народного хозяйства (Госснаб), Государственный комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника) и др. По мере усложнения задач руководства народным хозяйством эти органы неоднократно подвергаются перестройке - слияниям и разукрупнениям.

ПЛАН

§1. Общественно-политические процессы на этапе позднего сталинизма.

§2. Восстановление народного хозяйства и экономическая стратегия.

§3. Советское общество первых послевоенных лет.

§1. . Общественно-политические процессы на этапе позднего сталинизма.

Конфигурация высшей власти и первые опалы. С капитуляцией Японии упраздняется Государственный Комитет Обороны. Восстанавливаются функции Совнаркома (с 1946 г. – Совет министров СССР). В рамках Политбюро и правительства вокруг Сталина сложилось и сосуществовало нескольких конкурирующих группировок: 1) В.М. Молотов и сталинская гвардия 1920-х гг., 2) Л.П. Берия и Г.М. Маленков, 3) «Ленинградская группа» во главе с А.А. Ждановым, 4) Н.А. Булганин и Н.С. Хрущев.

По завершению войны работоспособность престарелого Сталина резко снижается. В отсутствие Сталина формальным руководителем оставался В.М. Молотов. Ему приходилось согласовывать все принципиальные решения, прежде всего, с дуэтом Маленкова и Берии, однако ответственность за все принятые решения нес именно Молотов. Вероятно, Маленков и Берия воспользовались ситуацией, чтобы дискредитировать Молотова в глазах Сталина во время его отсутствия. Сталина встревожила консолидация Берии и Маленкова. Он решается ограничить их сферу влияния. В декабре 1945 г. Сталин освобождает Берию от обязанностей наркома внутренних дел СССР, что привело к вытеснению людей Берии с руководящих постов в силовых структурах. На таком фоне происходит временное возвышение так называемой «ленинградской группировки» во главе с ленинградским руководителем А.А. Ждановым и председателем Госплана СССР Н.А. Вознесенским.

Теоретические прожекты и идеологические кампании. В 1947 г. в ЦК создается специальная комиссия по разработке новой программы партии. Ведущую роль в комиссии играли лидеры «ленинградской группы» Жданов и Вознесенский. Авторы проекта партийной программы исходили из задачи построения бесклассового общества, почему программа отличалась тенденцией к демократизации советской системы и своей социальной ориентированностью.

Развитие социалистической демократии, по мысли авторов, должно было привести к сужению политических функций государства и к превращению пролетарской диктатуры с её принудительными функциями в диктатуру советского народа, которая должна была опираться не на принуждение, а на общественное мнение. Высказывалась идея о введении прямого народного законодательства для чего рекомендовалось: 1) проводить всенародное голосование по большинству важнейших вопросов общеполитического и экономического порядка, 3) предоставить общественным организациям право вносить в Верховный Совет СССР предложения о новых законопроектах, 3) утвердить право граждан и общественных организаций вносить запросы в Верховный Совет по важнейшим вопросам международной и внутренней политики. В проекте предлагалось резко повысить удельный вес в экономике отраслей, производящих предметы потребления, включая легковые автомобили. Выдвигалась задача ликвидации жилищной нужды через предоставление каждому трудящемуся отдельной комнаты, а каждой семье – отдельной квартиры. Снабжение населения продуктами питания первой необходимости (хлеб, мясо, масло, молоко), коммунальные услуги и услуги культурно-бытовых учреждений в перспективе должны были стать бесплатными.

В последней своей теоретической работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952) Сталин связывал построение коммунизма с 1) рациональной организацией производительных сил, 2) непрерывным ростом общественного производства с преимущественным развитием производства средств производства, 3) с постепенным превращением колхозной собственности в общенародную, и 4) заменой товарного обращения системой продуктообмена. Настоящую экономическую модель Сталин планировал реализовать или, по крайне мере, завещать своим преемникам.

Борьба с низкопоклонством перед Западом. На этапе доминирования «ленинградской группы» советское руководство вместо широких репрессивных акций практикует идеологические кампании – идейное воздействие на общество. Миллионы советских солдат и офицеров, освобождавших Европу от фашизма, смогли сопоставить зарубежный и советский уклад жизни. Если не считать Балканы, сравнение было нередко не в пользу советской системы.

В 1947 г. стартовала кампания против «низкопоклонством перед Западом», которую направлял Жданов. Критике подверглась недооценка отечественной культуры и науки, с другой стороны, бичевалось «раболепие» перед западной культурой. В министерствах и центральных ведомствах учреждаются т.н. «суды чести», которым вменялось осуждение антипатриотических поступков. «Суды чести» в основном охватывали верхние этажи системы. В контексте кампании были воспрещены браки советских граждан с иностранцами.

В 1946 г. был закрыт журнал «Звезда» и получила выговор редколлегия журнала «Ленинград». Критике подвергается творчество композиторов, писателей и кинематографистов. Разгрому и «административному запрету» подвергается генетика.

Ленинградское дело и подготовка ротации высшей элиты . В условиях борьбы сложившихся в высших партийных кругах группировок подозрительный Сталин убеждает себя в том, что «ленинградская группа» пытается оттеснить его от власти. В феврале 1949 г. Политбюро принимает постановление «Об антипартийных действиях Кузнецова, Родионова и Попкова». На 1949 г приходится самая масштабная репрессивная волна: происходят аресты по так называемому «ленинградскому делу» По разным оценкам было арестовано от двух до десяти тысяч человек. Особенно пострадал Ленинград, где сменили всю городскую верхушку (арестованы П. С. Попков, Родионов и Кузнецов).

В 1950 г. лидеры «ленинградской группировки» были расстреляны. Руками Маленкова, Берия и Суслова верхушечной чистке подверглась Московская партийная организация. Под маховик репрессий чуть было не попали Косыгин – ему удалось объясниться перед Сталиным, и малоизвестный в ту пору партиец из Карелии Ю.В. Андропов. Разгром «ленинградцев» превратил Маленкова в одну из самых влиятельных фигур в кремлевской иерархии. В 1951 г. начинается подготовка провокации против Берии. В Грузии разворачиваются репрессии по так называемому «мингрельскому делу».

Борьба с космополитизмом. После разгрома «ленинградской группы» борьба с «низкопоклонством» трансформировалась в широкую кампанию по борьбе с космополитизмом, метившую против советских евреев. В конце 1940-х гг. происходит разгром Еврейского антифашистского комитета Жена Молотова Полина Жемчужина обвиняется в связях с Израилем и националистическими группами. В начале 1950-х гг. Сталин, намечает кардинально обновить свое ближайшее окружение, и готовит дублеров на смену старой гвардии.

Появление более молодых сталинских выдвиженцев ослабляло позиции старой «сталинской гвардии». О приближении развязки сигнализировала начавшаяся кампания против «врачей убийц». Ведущие кремлевские врачи были обвинены в связях с зарубежными разведками и убийстве видных советских политиков, включая А.А. Жданова. Вполне вероятно, что на волне политической истерии и подозрительности Сталин собирался «разоблачить» политических покровителей «врачей-убийц» из числа своих ближайших соратников.


Ставропольский колледж
Экономики и Управления
«Бизнестранс»

Реферат

По дисциплине: «История»

На тему:
«СССР в середине 40-х-50-х гг. Апогей сталинизма».

Работу выполнила:
Студентка 2 курса группы ПСО9-101
Тишина В.А.

Работу проверил:
Туфанов Е.В.

г.Ставрополь
2011г.
План реферата:
СССР в середине 40-50-х годов.

1. Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.

2. Восстановление экономики: цена успеха

2.1. Состояние экономики СССР после окончания войны

2.2. Экономические дискуссии 1945 - 1946 гг.

2.3. Развитие промышленности

2.4. Сельское хозяйство

3. Укрепление тоталитаризма

3.2. Изменения в структурах власти

3.3. Новый виток репрессий

3.4. Национальная политика

4. Идеология и культура

4.1. Восстановление "железного занавеса"

4.2. Литература

4.3. Театр и кино

4.4. Музыка

4.5. Научные "дискуссии"

5. Ужесточение внешней политики

5.1. У истоков "холодной войны"

5.2. Экспорт сталинской модели

5.3. Апогей "холодной войны

Великая Отечественная война победоносно завершилась. Победа создала в обществе особую духовную атмосферу - гордости, самоуважения, надежды. Крепла вера в то, что все худшее позади, что впереди новая жизнь, изобильная, справедливая, добрая, свободная от насилия, страха, диктата. Но власть выбрала иной курс, вернувшись на путь, которым она вела общество и страну в 30-е гг. Сложнейшие проблемы, вставшие перед СССР после войны, решались испытанными в довоенное десятилетие способами. В 1946-1953 гг. тоталитарная система достигла своего расцвета.

Нанесенный войной ущерб был громаден. Погибли около 27 млн человек, было уничтожено не менее одной трети национального богатства СССР (подробнее см. билет № 17). Восстановление разрушенной экономики, перевод ее с военных рельсов на мирные - таковы главные задачи, стоявшие перед страной. Первыми шагами стали проведение демобилизации армии, ее резкое сокращение (почти в 4 раза к 1948 г.); перераспределение расходов в пользу мирных отраслей промышленности и переориентация производства на мирные нужды; упразднение Государственного Комитета Обороны и передача его функций Совету народных комиссаров (с марта 1946 г. - Совет Министров); восстановление 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмена обязательных сверхурочных работ. Четвертый пятилетний план (1946-1950) ставил задачу восстановить и превзойти довоенный уровень народного хозяйства. При этом первоочередная цель формулировалась однозначно - восстановление и развитие тяжелой промышленности. Восстановление сельского хозяйства, легкой промышленности, отмена карточной системы, возрождение разрушенных городов и сел рассматривались как важные, но подчиненные главной цели задачи. На практике это означало, что легкая промышленность по-прежнему финансировалась по «остаточному принципу», сельскому хозяйству вновь отводилась роль главного источника накоплений для восстановления индустриальной базы страны.

Тяжелая промышленность, согласно официальным показателям, достигла довоенного уровня в 1948 г.; в 1950 г. она превзошла его на 73%. Выросли объемы производства нефти, угля, металла, электроэнергии. Были построены новые промышленные предприятия. Это был несомненный успех, достигнутый за счет колоссального напряжения всех сил, трудового героизма народа (движение «скоростников», массовое перевыполнение норм и пр.). Определенное значение имели репарационные поставки промышленного оборудования из Германии. Как и в 30-е гг., широко использовался бесплатный труд узников ГУЛАГа (почти 9 млн заключенных и 2 млн немецких и японских военнопленных).

Сельское хозяйство достигло довоенных показателей к началу 50-х гг. Однако выйти на уровень, который обеспечивал бы бесперебойное снабжение страны продовольствием, оно не смогло. Засуха 1946 г. имела в этом смысле крайне тяжелые последствия, но главные причины фактической деградации колхозной деревни состояли не в ней. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность приняла поистине ужасающие масштабы (закупочные цены, в частности, компенсировали не более 5-10% затрат на производство зерна, мяса, технических культур). Обязательные госпоставки увеличивались, налоги росли, приусадебные участки сокращались.

В 1947 г. была отменена карточная система распределения и проведена денежная реформа.

Народное хозяйство удалось в целом восстановить к началу 50-х гг. Это было достижение огромной исторической важности, результат самоотверженности и трудового подвига народа. Но чрезвычайные трудности послевоенных лет преодолевались опробованными еще в 30-е гг. средствами: сверхцентрализацией экономики, жестким диктатом, перекачкой средств в пользу тяжелой промышленности, консервацией низкого уровня жизни населения. Восстановление народного хозяйства, таким образом, сопровождалось ужесточением командной экономики, основы тоталитарного общества.

В послевоенные годы власть сделала все возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране. Проводя выборы в Верховный Совет СССР, съезды партии (XIX съезд состоялся в 1952 г., на нем ВКП(б) была переименована в КПСС), комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразуя народные комиссариаты в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы свести на нет демократический импульс победы.

Вновь начались репрессии: сначала против советских военных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн человек почти 2 млн попали в места заключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Население ГУЛАГа росло.

Следующие удары были нанесены по военным (арест маршала авиации А. А. Новикова, сподвижников маршала Г. К. Жукова и др.), партийной верхушке («ленинградское дело», расстрел Председателя Совета Министров СССР Н. А. Вознесенского, бывшего руководителя ленинградской парторганизации А. А. Кузнецова и др.), деятелям искусства (постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», публичное шельмование А. А. Ахматовой и М. М. Зэщенко, разносная критика музыки Д. Д. Шостаковича, В. И. Мурадели, С. С. Прокофьева, залрет второй серии фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и др.), ученым (осуждение генетики, кибернетики, дискуссии по проблемам языкознания, философии, политэкономии и др.), представителям еврейской интеллигенции (убийство С. Михоэлса, кампания против «безродных космополитов»). В 1952 г. возникло «дело врачей», обвиненных в намеренно неправильном лечении вождей партии и государства. Есть основания полагать, что И. В. Сталин готовил аресты в своем ближайшем окружении. Так ли это, точно не известно: 5 марта 1953 г. он умер от кровоизлияния в мозг.

Таким образом, все элементы тоталитарной системы - абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат - были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.

1. Апогей сталинизма: СССР в 1945-1953 гг.

Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

"Демократическому импульсу" войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима.

Борьба демократической и тоталитарной тенденции становилась в этих условиях лейтмотивом общественного развития.

2. Восстановление экономики: цена успеха

2.1. Состояние экономики СССР после окончания войны

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно- правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

2.2. Экономические дискуссии 1945 - 1946 гг.

В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану (Н. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. "Демократическая альтернатива" проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности, допускалась существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. "Снизу" все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации у правления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.

2.3. Развитие промышленности

Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.

После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 руб., килограмма мяса - 28-32 руб., сливочного масла - свыше 60 руб., десятка яиц - около 11 руб. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно было отдать три средних месячных зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций принудительных госзаймов. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небо м или в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании.

Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления миграционных процессов. Вызванных демобилизацией армии (ее численность сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением беженцев и эвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитии промышленности стала ее конверсия, завершившаяся в основном к 1947 г. Немалые средства уходили и на поддержку союзных восточноевропейских стран.

Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, что, в свою очередь, вело к росту текучести кадров, искавших более выгодные условия труда.

Компенсировать эти издержки, как и прежде, предстояло увеличением перекачки средств из деревни в город и развитием трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение "скоростников", инициатором которого был ленинградский токарь Г.С. Борткевич, выполнивший на токарном станке в феврале 1948 г. за одну смену 13-дневную норму выработки. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были приняты меры материального стимулирования, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких производственных результатов без дополнительных вложений.

Впервые за долгие годы после войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве, однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где в условиях начавшейся "холодной войны" шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленности, как и прежде, финансировались по остаточному принципу (12%) и, естественно, не удовлетворяли даже минимальных потребностей населения.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза). Правда сюда были включены также репарации и продукция совместных советско-восточногерманских предприятий.

Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.

2.4. Сельское хозяйство

Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство страны, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Еще более ухудшилось положение в нем в связи с засухой 1946г., вызвавшей сильный голод.

Тем не менее неэквивалентный товарообмен между городом и деревней продолжался и после этого. Через госзакупки колхозы компенсировали лишь пятую часть расходов на производстве молока, десятую часть - зерна, двадцатую - мяса. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Спасало лишь подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен значительный удар. За период с 1946-1949 гг. в пользу колхозов были прирезаны 10,6 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было "рекомендовано" продать государству мелкий скот (держать который было разрешено колхозным уставом), что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2-х млн. голов).

Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения. Денежная реформа 1947 г. также больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома.

К концу 4-й пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена (небольшой сельскохозяйственной структурной единицы, состоявшей, как правило, из членов одной семьи, а потому и более эффективной) было рекомендовано развивать бригадную форму работы. Это вызвало новую волну недовольства крестьян и дезорганизацию сельхозработ. В марте 1951 г. появились проекты создания "агрогородов", которые в итоге могли привести к уничтожению крестьянства как такового.

С помощью принятых волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50 гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства. Однако лишение крестьян еще сохранявшихся стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство страны к небывалому кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии..

Курс на дальнейшее "закручивание гаек" в экономике получил теоретическое обоснование в опубликованной в 1952 г. сталинской работе "Экономические проблемы социализма в СССР". В ней он отстаивал идеи преимущественного развития тяжелой промышленности, ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве, выступал против любых попыток реанимации рыночных отношений. Говорилось в ней и о том, что при социализме растущие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Это положение "объясняло" населению господство дефицитной экономики и оправдывало ее существование.

Таким образом, возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в послевоенный период, что явилось закономерным итогом реализации взятого в конце 20-х гг. курса.

3. Укрепление тоталитаризма

3.1. "Демократический импульс" войны

Война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-у гг. сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.

Кроме того, война проломила тот "железный занавес", которым страна была отгорожена от остального, "враждебного" ей мира. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), многочисленные репатрианты (до 5,5 млн.) воочию увидел и тот буржуазный мир, о котором они знали исключительно из пропагандистских материалов, "разоблачавших" его пороки. Различия в отношении к личности, в уровне жизни в этих странах и в СССР были настолько велики, что не могли не посеять сомнений у оказавшихся в Европе советских людей в правильности оценок, звучавших в устах пропагандистов, в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы.

Победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных республик (особенно в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) - на изменение национальной политики. Даже среди обновившейся в годы войны партийно-государственной номенклатуры зрело понимание неизбежности и необходимости перемен. В 1946-1947 гг., в ходе закрытого обсуждения проектов новой Конституции СССР, Программы и Устава ВКП(б), были высказаны весьма характерные предложения, направленные на относительную демократизацию режима: о ликвидации специальных судов военного времени, освобождении партии от функции хозяйственного управления, ограничение срока пребывания на руководящей советской и партийной работе, об альтернативных выборах и т. д. "Демократический импульс" войны проявился и в возникновении целого ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Недовольство выражали и те офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, оказались после ее окончания все теми же "винтиками" в сталинской системе.

Власть была обеспокоена подобными настроениями. Однако абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум на правлениям: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой - усиления борьбы с "вольнодумством" и укрепления тоталитарного режима.

3.2. Изменения в структурах власти

Сразу после завершения второй мировой войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. Одновременно по нарастающей шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата.

В это же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. К началу 50-х гг. усилилась коллегиальность в деятельности Советов в результате более частого созыва их сессий, увеличения числа постоянных комиссий. В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Однако вся полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководства.

После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б), принявший решение о перенаименовании партии в КПСС. В 1949 г. прошли съезды профсоюзов и комсомола (также не созывавшиеся 17 и 13 лет). Им предшествовали отчетно-выборные партийные, профсоюзные и комсомольские собрания, на которых обновилось руководство этих организаций. Однако, несмотря на внешне позитивные, демократические изменения, в эти самые годы в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий.

3.3. Новый виток репрессий

Система ГУЛАГа достигла своего апогея именно в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 30-х гг. "врагам народа" добавились миллионы новых. Один из первых ударов пришелся по военнопленным, большинство из которых (около 2 млн.) после освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря. Тула же были сосланы "чуждые элементы" из прибалтийских республик, Западной Украины и Белоруссии. По разным данным, в эти годы "население" ГУЛАГа составляло от 4,5 до 12 млн. человек.

В 1948 г. были созданы лагеря "специального режима" для осужденных за "антисоветскую деятельность" и "контрреволюционные акты", в которых использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных. Не желая мириться со своим положением, политические заключенные в ряде лагерей поднимали восстания, проходившими порой под политическими лозунгами. Самыми известными из них стали выступления в Печоре (1948 г.), Салехарде (1950 г.), Кингире (1952 г.), Экибастузе (1952 г.), Воркуте (1953 г.) и Норильске
(1953 г.).

Наряду с политзаключенными в лагерях после войны оказалось и немало тех тружеников, которые не выполняли существовавшие нормы выработки. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было предоставлено право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

Опасаясь возросшей в ходе войны популярности военных, Сталин санкционировал арест маршала авиации А.А. Новикова, генералов П.Н. Понеделина, Н.К. Кириллова, ряда сослуживцев маршала Г.К. Жукова. Самому полководцу были предъявлены обвинения в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров, неблагодарности и неуважения к Сталину.

Репрессии затронули и часть партийных функционеров, особенно тех, кто стремился к самостоятельности и большей независимости от центральной власти. В начале 1948 г. были арестованы почти все лидеры ленинградской парторганизации. Общее число арестованных по "ленинградскому делу" составило около 2000 человек. Спустя некоторое время были отданы под суд и расстреляны 200 из них, в том числе Председатель Совмина России М. Родионов, член Политбюро и Председатель Госплана СССР Н. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. Кузнецов. "Ленинградское дело" должно было стать суровым предостережением тем, кто хоть в чем-то мыслил иначе, чем "вождь народов".

Последним из готовившихся процессов стало "дело врачей" (1953 г.), обвиненных в неправильном лечении высшего руководства, повлекшем смерть ряда видных деятелей. Всего жертвами репрессий в 1948-1953 гг. стали почти 6,5 млн. человек. Маховик репрессий был остановлен лишь после смерти Сталина.

3.4. Национальная политика

Наряду с другими изменениями война привела к увеличению неподконтрольных "верхам" идейных и политических движений, в том числе и национальных. особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг., где борьба против коллективизации и советизации продолжалась до начала 50-х гг. за участие в них только в Западной Украине к 1950 г. было депортировано, сослано или арестовано около 300 тыс. человек. В Прибалтике депортации было подвергнуто 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев. Параллельно здесь шел насильственный процесс сплошной коллективизации, прерванный войной.

Вслед за переселенными в годы войны немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами, ингушами, калмыками, карачаевцами, балкарами (общее их число составляло около 1,5 млн. человек) в послевоенные годы были подвергнуты насильственной депортации и представители других народов (в частности, молдаване).

Началась ревизия истории национальных отношений в России и СССР, в ходе которой любые национальные движения рассматривались как реакционные и вредные. Усилилось и давление на национальные отряды интеллигенции, традиции и культуру "малых народов". Так, с 1951 г. началась критика национального эпоса мусульманских народов как "клерикального и антинародного".
и т.д.................

Первые послевоенные годы жизни советского общества характеризовались усилением тоталитарных тенденций. Данное обстоятельство можно частично объяснить тем, что специфика общественных настроений в ходе войны, а также после ее завершения, прежде всего в среде научной и творческой интеллигенции, заключалась в надежде на либерализацию жизни, ослабление жесткого партййно-государ- ственного контроля. Появилось стремление к развитию и укреплению культурных контактов с США, Англией, Францией. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской и Потсдамской конференциях. И такое сотрудничество налаживалось.

Однако международная обстановка вскоре после войны резко изменилась. Началась холодная война. Курс на сотрудничество со странами Запада сменился концепцией противостояния капиталистическому лагерю. В этих условиях руководство СССР перешло к осуществлению политики «завинчивания гаек» в отношении интеллигенции, давление на которую несколько ослабло в последние годы войны. В 1946 - 1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. В стране началась массированная кампания, проводившаяся под флагом борьбы за «утверждение советского патриотизма» против «тлетворного влияния Запада», за «перевоспитание » интеллигенции.

Вмешательства властей не избежали и некоторые сферы науки. Идеологический контроль особенно жестко осуществлялся в научных исследованиях по истории, философии, политической экономии. Проведенные по инициативе партии дискуссии в различных областях науки по сути дела были средством осуждения крупных ученых, взгляды которых, по мнению партийного аппарата, не соответствовали концепциям марксизма-ленинизма.

Духовный гнет сопровождался и физическим террором. Во второй половине 40-х гг. в стране возобновились массовые репрессии. Вновь арестовывались люди, выпущенные из лагерей в годы войны. Репрессии не достигли масштабов 30-х гг. Не было громких показательных процессов, но они были достаточно широкими, речь шла о сотнях тысяч осужденных. Наиболее крупным стало «Ленинградское дело» (1949 - 1951 гг.). Формально оно началось в январе 1949 г. после поступившей в ЦК ВКП(б) анонимной записки о фальсификации результатов выборов секретарей Ленинградского обкома и горкома, а завершилось снятием с работы более 2 тыс. руководителей, когда-либо работавших в Ленинграде, и казнью свыше 200 из них.

В конце 40-х годов проявилось ярко выраженное стремление Сталина к укреплению своего единовластия. Главным орудием, способствующим достижению этой цели, как и прежде, были органы государственной безопасности. Они всегда находились под личным контролем И.В. Сталина, но в конце 40-х - начале 50-х гг. их руководство вождем стало непосредственным и прямым. Другим орудием осуществления сталинской диктатуры была Коммунистическая партия. Она оставалась разделенной на две неравные части. Первая - миллионные массы рядовых членов партии, которые были полностью отстранены от реального участия в решении государственных и партийных дел, но активно вовлечены в пропаганду и реализацию решений. И вторая - иерархическая система партийной номенклатуры с мощным, хорошо организованным аппаратом, реально управлявшим страной, верховная власть в которой принадлежала главе партии и государства - И.В. Сталину.

Конец 40-х - начало 50-х гг. отмечены утверждением имперской идеологии, все более открытым проявлением государственного антисемитизма. В СССР развернулась широкая антисемитская компания. В 1948 г. начались аресты представителей еврейской интеллигенции. Эти меры получили название кампании по борьбе с «безродным космополитизмом». В обстановке секретности были приговорены к смерти и расстреляны члены Антифашистского еврейского комитета.