» » Все словарное богатство языка. Словарное богатство русского языка

Все словарное богатство языка. Словарное богатство русского языка

1 вариант . Богатство речи

Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств:

Большой объем активного словаря,

Разнообразие используемых морфологических форм,

Синтаксических конструкций.

Оценочные слова "богатая" и "бедная" по отношению к речи применяют и ученые-филологи, и писатели, и литературные критики, и преподаватели. Они исходят из речевого опыта, что художественная речь, например, русских писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова - богатая, а по сравнению с ней речь газеты, конечно, бедная.

Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.

Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Например, "Словарь церковнославянского и русского языка", изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов, "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля включает более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков включил в "Толковый словарь русского языка" около 90 тыс. слов.

Богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Много в нашем языке различных омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, которые делают нашу речь красочной, разнообразной, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, то есть обладают экспрессией. Например, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Вот пример речи выразительной, эмоциональной:

"Хотя Ниловне только сорок лет, она считает себя старухой. Она почувствовала себя старой, не пережив по-настоящему ни детства, ни юности, не испытав радости "узнавания" мира. Горький рисует её портрет Ниловны так, что в нем преобладают печальные, серые тона: "Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком... Над правой бровью был глубокий шрам... Вся она была мягкая, печальная и покорная". Удивление и страх -- вот что постоянно выражало лицо этой женщины. Печальный образ матери не может нас оставить безучастными..."

А вот берем с книжной полки сборник статей о передовых методах в сельском хозяйстве и читаем:


"Введение в севооборот бобовых культур, с которыми связана деятельность клубеньковых бактерий, а также создание необходимых условий для лучшего развития этих растений являются важными мероприятиями для накопления азота и обеспечения им последующих культур. Так, внесение фосфатных и калийных удобрений под горох увеличивает его урожай и, следовательно, способствует большему накоплению азота".

Эта речь лишена живости, эмоциональности, лишена живых красок, такая речь скучная и стандартная, построена из громоздких высказываний.

2 вариант

Лексика - это совокупность слов того или иного языка. Словарный состав русского языка (его лексическое богатство) насчитывает десятки тысяч слов. В словарных запасах воплощены процессы и результаты познавательной деятельности человека, отражено развитие культуры народа.

Человек не в состоянии знать все слова родного языка, но, чем богаче и разнообразнее его словарный запас, тем легче ему пользоваться языком, тем точнее, понятнее он может выражать свои мысли. Лексическая система русского языка изменчива, подвижна, динамична. Одни слова уходят вместе с той реалией, которую они обозначали, или заменяются другими (слово шея заменило «выю», рука - «десницу»). В нашей жизни появляются новые предметы, возникают новые понятия, и это влечет потребность в их назывании. Так рождаются новые слова.

Словарный запас русского языка обогащается разными путями, важнейший из них - словообразование, т. е. Появление новых слов путем конструирования их из имеющихся в языке морфем по известным моделям.

Широко распространен способ появления новых слов путем развития у уже существующих нового значения (семантическая деривация): слово ракушка стало обозначать гараж, баран - ручное сверло, башмаки - это еще и шины, словом челнок называют лицо определенного рода занятий и т. д. Определенная часть слов появляется в результате заимствований из других языков. Этот процесс очень активизировался в последние годы в связи с многочисленными зарубежными контактами. Примеры: ваучер, лизинг, брокер, клиринг, бартер, дилер, инвестиции и т. д.

Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

- (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

Богатство - – все, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на иные блага. (Это, разумеется, далеко не единственное определение столь общего понятия, но принятое довольно широко в экономической литературе). Б. может… … Экономико-математический словарь

БОГАТСТВО, богатства, ср. 1. Большое имущество, преим. денежное. || преим. мн. Совокупность материальных ценностей. Естественные богатства СССР неисчислимы. 2. перен. Множество, обилие. Язык Шекспира отличается богатством слов. 3. Великолепие,… … Толковый словарь Ушакова

- (wealth) Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство народов) и того, как оно меняется в течение данного периода. Кейнсианская теория… … Финансовый словарь

богатство - пышное (Баранцевич); убогое (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

Богатство - ■ Заменяет всё, даже уважение … Лексикон прописных истин

Книги

  • Богатство , Валентин Пикуль. История Дальнего Востока, его прошлое, настоящее и будущее интересовали замечательного советского писателя Валентина Саввича Пикуля на протяжении всей его жизни. Вот и роман БОГАТСТВО…
  • Богатство , Пикуль В.. Богатство…

Правильное написание словарного слова "богатство", которое не подчиняется правилам орфографии, с сомнительными буквами:

бо гатст во

Следует запомнить, что словарное слово "бо гатст во" пишется с буквами "о " и "тст ".

Слова-образы для запоминания:

ро скошь - бо гатст во
зо лото - бо гатст во
добро - бо гатст во

В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "богатство", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "бо гатст во", необходимо вспомнить слово-образ "ро скошь" и другие подобные слова-образы.

Словосочетания и предложения с другими словами:

Торф - бо гатство бо лота.
Чтобы получить богатст ва, нужно пройти препятст вия.

Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:

Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа. (Афоризм,

Книжные богатства , в своем целом, представляют из себя литературное зеркало жизни. (Афоризм,

Фразеологизмы и цитаты со словом "богатство" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство , знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.

Стихотворение А.Пушкина.

Нет большего богатства ,
Чем дружбы естество.
Вкушайте радость братства,
Свободы торжество!

Стихотворение И.Гёте.

Чтение стихотворений с использованием словарного слова, которое не подчиняется правилам – увлекательный способ запоминить правописание слова.



Смотрите также в орфографическом словаре:

Богатство - как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова "Богатство"

Смотрите также в толковом словаре:

Богатство - что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Богатство, -а, средний род 1. смотрите богатый. 2. Обили...

Другие словарные слова по теме "состояние".

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексика - словарный состав языка.

Лексикология - раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка.

Лексическим значением слова называется его смысловое содержание.

ГРУППЫ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

По лексическому значению

По происхождению

По употреблению в речи

Однозначные и многозначные слова: телефон, рукав (пальто, реки): синонимы: смелый, храбрый, отважный: антонимы: день - ночь:

омонимы: лук - огородное растение; лук - ручное оружие для метания стрел,

паронимы: адресат - адресант

Исконно русские слова. Некоторые их признаки: сочетания оро, оло, ере в эле. начальные сочетания ро, ло: начальные о, у: префиксы вз-, с-, вы-: хороший, берег, один, взвод. Заимствованные слова. Некоторые их признаки: первая буква а: есть буквы ф, э, сочетания кс, пс, ди-, -логия, нео-, соц-, -ция и др.: арбуз, флаг, кекс, нация

Общеупотребительные слова: солнце, дом, мама, дерево. Слова, ограниченные в употреблении:

Профессионализмы (октава);

Диалектизмы (бурак),

Жаргонизмы (борода - запутавшаяся часть лески);

Неологизмы (менеджер, риэлтор);

Устаревшие слова (кулек, авоська, лучина)

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Фразеологизм - средство именования, которое состоит из нескольких элементов (слов) и обладает устойчивым (постоянным) переносным значением: набрать в рот воды, делать из мухи слона, волчий аппетит, себе на уме, как снег на голову.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Аукцион известный

Рассмотрите таблицу. Какую группу словарного состава русского языка вы изучали ранее? Нибудь запишите примеры слов этой группы.

Какие группы словарного состава языка вы будете изучать? Проанализируйте материалы схемы: какие слова в каждой группе будут изучаться?

2. Ознакомьтесь с некоторыми признаками заимствованных слов. Найдите заимствованные слова в материалах таблицы. Подберите и нибудь запишите 1-2 примера заимствованных слов на каждый указанный в таблице случай.

3. Как вы понимаете смысл терминов профессионализмы, устаревшие слова, неологизмы? Сверьте правильном своего суждения с материалами § 4, 6.

4. Нибудь запишите, распределив по группам, профессиональные слова моряка, медика.

Швартовать, скальпель, камбуз, глазное яблоко, бахилы.

5. Нибудь запишите по группам слова, вышедшие из употребления, и слова, вошедшие в нашу речь недавно.

Спонсор, волость, получка, банкомат, человеческого, принтер, мобильный телефон, авоська.

6. Прочитайте в § 1 информацию о богатстве языка, заменяя словосочетание устойчивые выражения термин фразеологизмы. Объясните смысл данных фразеологизмов.

Во весь опор, не солоно хлебавши, семи пядей во лбу, как с гуся вода, как сыр в масле.

7. Нибудь запишите примеры фразеологизмов со словами нос, голова, глаза (очи).

8. Работа в группе. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

§4-5 Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова

27 Эксперимент

1. Прочитайте отрывок из повести Максима Горького «Детство». Какие слова были непонятны мальчику? Ознакомьтесь с темой параграфа и предположите, к какой лексике - общеупотребительной или ограниченной в употреблении - относятся эти слова. Свое мнение обоснуйте.

2. Прочитайте в словаре толкование слов и определите род занятий людей, которые работали в этом дворе.

Я очутился на дворе. Двор был неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпки, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы. В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:

Сандал - фуксин - купорос...

Словарь

Сандал - краситель, извлекаемый из древесины этого дерева, а также некоторых других деревьев.

Фуксин - синтетический краситель ярко-красного цвета.

Купорос - техническое название некоторых солей серной кислоты.

3. Сделайте словообразовательный разбор выделенного слова. Назовите способ образования. Докажите, что с помощью частицы не образовано новое слово. Для этого подберите к слову синоним или дайте толкование этому слову, то есть объясните его смысл. Разберите это слово по составу.

28 Анализ теоретического материала

1. В какой группе словарного состава русского языка рассматриваются общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова? (См. таблицу на с. 16.) Какие группы слов являются ограниченными в употреблении? Что бы о них знаете?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа. Отметьте, что нового вы узнали о словах, ограниченных в употреблении и общеупотребительных словах.

Основная часть словарного состава русского языка - это слова, которые употребляют все люди, говорящие на русском языке, независимо от места проживания, рода занятий, образа жизни.

Такне слова называются общеупотребительными: небо, земля, хлеб, веселый, добрый, говорит, смеяться, идти, один, два и т. д. Общеупотребительные слова уместны в любой речевой ситуации, в любом стиле речи, в письменной и устной формах речи.

Существует в языке также лексика, ограниченная в употреблении. К ней относятся диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы.

Слова русского языка, которые употребляются только бы речи жителей определенной местности, называются диалектными словами или диалектизмами: тремпель, тормозок.

Люди определенной профессии используют бы своей речи специальные слова. Такие слова называются профессиональными, или профессионализмами: глазное яблоко (мед.), плечевой пояс (мед.), башмак (техн.), форзац (полигр.).

В каждой науке есть специальные слова - термины, которые называют какое-либо понятие: склонение, квадрат, хромосома.

Люди, объединенные одной профессией, связанные общими занятиями, интересами, иногда употребляют в речи слова и выражения, заменяющие общеупотребительные слова. Такие слова называются жаргонизмами. Это своеобразная языковая игра, которая часто вызвана желанием создать «свой», понятный определенной группе людей, язык: нулевой («новый»), винт («винчестер», «жесткий диск»), хвост («задолженность по предмету»).

В произведениях художественной литературы слова, ограниченные в употреблении, выступают как дополнительное средство характеристики персонажа.

В каждой тематической группе-нибудь запишите по пять примеров общеупотребительных слов.

1. Пища: ....

2. Движение:....

3. Цвет....

4. Родственники:....

1. В каждой паре представлены профессиональные слова и жаргонизмы, называющие один и тот же предмет или явление. Как вы думаете, в какой ситуации общения неуместно употребление в речи жаргонизмов?

2. Выпишите из каждой пары только профессиональные слова

1. Саморез (винт, который сам нарезает резьбу) - клоп.

2. Процессор (центральное устройство компьютера) - проц.

3. Драйвера (в компьютере) - дрова.

4. Руль (машино) - баранка.

5. Пенальти (в футболе) - точка.

6. Желтая карточка (в футболе) - горчичник.

1. Прочитайте текст. Назовите профессиональные слова. На какую профессию героя они указывают? Предположите, когда, где, в каких условиях происходило действие, что ему предшествовало. Свое мнение обоснуйте. Правильном своего предположения вы можете проверить, прочитал рассказ М. Булгакова «Вьюга».

2. Спишите текст.

3. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

Я не заметил, как оделся. Одевание было непростое: брюки и блуза валенки сверх блузы кожаная куртка, потом пальто, а сверху баранья шуба шапка сумка. В сумке кофеин камфора адреналин торционные пинцеты стерильный материал шприц зонд браунинг спичке стетоскоп.

4. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Словарь

Блуза - просторная верхняя рубаха, которую носят, не заправляя в брюки: свободная женская кофта, которую носят, выпустив поверх юбки.

Нибудь запишите лингвистические термины, которые вы используете на уроках русского и украинского языков.

Образец. Имя прилагательное - прилагательное.

33 Диктант по памяти

1. Прочитайте текст.

2. Укажите слова, ограниченные в употреблении. С какой целью автор вводит в текст жаргонизмы?

Пальто

Стерильный

3. Составьте пунктуационные схемы предложений. Нибудь запишите текст по памяти, строя предложения в соответствии с составленными пунктуационными схемами.

Осенью охотники жаловались, что зайцы куда-то пропали. Пришел следопыт Родионыч и сказал: «“Синий лапоть весь лежит под кучами грачевника».

Охотники у нас зайца называют «косым чертом», а Родионыч эго всегда называл «синим лаптем». Конечно, заяц на черта похож не больше, чем на синий лапоть. Да и синих лаптей на свете не бывает...

По Г. Пришвину

4. Выпишите слова, в которых все звуки мягкие. Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

Словарь

Грачевник - мелкий хворост.

1. Восстановите последовательность предложений в тексте.

Можно ли понятий смысл текста, не зная школьных жаргонизмов? С какой целью автор вводит их в художественный текст?

2. Спишите восстановленный текст.

Да, я учился в классе «Б», - сказал папа гордо.

Папа, ты «ашка» или «бэшка»? - спросил я. - Вот я «ашка», и мама тоже в школе была «ашкой», а ты, наверное, «бэшка».

Но потом я перешел в «А», - поспешил добавить папа.

Так вот оно что. И почему я не поинтересовалась этим до свадьбы? - засмеялась мама.

К. Драгунская

3. Охарактеризуйте ситуацию общения, описанную в тексте. Определите инициатора общения.

1. Прочитайте текст. Укажите в нем диалектные слова. С какой целью автор вводит их в художественный текст?

2. Понятен ли текст, в котором употреблено много диалектных слов? Можете ли вы объяснить их значение?

3. Составьте письменно 2 вопроса к тексту, начинающиеся со слов почему, что. Обменяйтесь вопросами и нибудь запишите ответы на них.

Что на завтрак. Матрена не объявляла, да это и так догадаться было легко. Картовый необлупленная, или суп картонный. Так выговаривали все в деревне.

Я безропотно съедал все наваренное мне. У меня не хватало духу упрекнуть Матрену. В конце концов она сама меня предупреждала: «Не умемши, не варемши - как утрафишь?»

Спасибо, - вполне искренне говорил я.

Ну, а к ужоткому что приготовит? - спрашивала она.

К ужоткому значило - к вечеру. Что я мог заказать к ужоткому? Все из того же. Картовый необлупленная да суп картонный.

По А. Солженицыну

4. Разберите выделенное слово по составу.

1. Спишите высказывание А. Пушкина. Объясните его смысл. Подчеркните все члены предложения. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания.

Изучайте значение слов - и вы избавите свет от половины его заблуждений.

2. Используя приведенные ниже элементы предложений, передайте разными способами смысл высказывания.

1. Многих конфликтов можно было бы избежать, если бы....

2. Надо вдумываться в смысл слов, чтобы....

3. Люди лучше понимали бы друг друга, если бы....

4. Понимание смысла слова позволяет... .

3. Нибудь запишите одно простое и одно сложное предложения. Охарактеризуйте их по цели высказывания.

Проворьте свои знания

Восстановите определение.

1. Общеупотребительными называются слова, которые....

2. Диалектизмы - это....

3. Профессиональные слова используются....

4. Жаргонизмами называются слова, которые....

Вариант 1.1. Спишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

2. Выпишите диалектизмы и напишите рядом с ними их литературные аналоги.

Теперь я увидел крохотный базарец. По раны единственная жен..щина стояла там. т..ргуя м..л..ком. Я взял бутылоч..ку, стал пить тут же.

Меня поразила ее речь.. . Она не г..ворила, а нап..вала умильно, и слова ее были то самые, за которыми пот..миновала меня тоска из Азии.

Пей, пей с душою желанной. Ты, тайком. пр..езжий.

А вы откуда? - просв..тлел я.

М узнал, что не все вокруг торфоразработчики, что есть за полотном железной дороги-бугор, а за бугром - д..ревня, а д..ревня эта - Тальново. А дальше целый край идет д..уровень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - все поглуше, вот железной дороги подале, к озерам.

Л. Солженицын

Вариант 2. Расспросите своих родственников и знакомых, какие профессиональные слова и жаргонизмы используют они в своей речи. Нибудь запишите примеры

профессиональных и слов жаргонизмов.

Учитель: Щукина Е .К.

г. о. Жигулёвск

План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Учитель :

Тема : Словарное богатство русского языка

Тип урока : урок – обобщение пройденного материала

Форма урока : урок – соревнование, игра

Образовательная

технология: игровая технология обучения, технология сотрудничества

Оборудование :

– компьютер, экран, презентация «Словарное богатство русского языка»

– раздаточные материалы: карточка 1 (кроссворд), карточка 2 (закрепление темы самостоятельная работа), карточка 3 (домашнее задание)

– «выставка» словарей

Цели урока:

образовательные: закрепление и обобщение полученных знаний, совершенствование навыков правильной научной речи, умения чётко формулировать свой ответ.

воспитательные: формирование умения работать в команде; прислушиваться к мнению друг друга, уметь анализировать речь говорящего.

развивающие: совершенствование умения творчески мыслить, быстро отвечать;

формирование и поддержание интереса к искусству слова.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема нашего занятия»

«Проникновенное» проговаривание эпиграфа к уроку

« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»


Эти замечательные слова принадлежат Константину Паустовскому.

Русское слово многогранно, красиво, впечатляюще, им можно выразить оттенки чувств.

II. Проговаривание целей урока

Сегодня мы с вами вспомним основные понятия лексики, поговорим о необычности слова в языке, проявим свои творческие способности.

III. Актуализация основных понятий: слово – главная единица лексики

Учитель: Чтобы определить важное для нас с вами понятие, я загадаю загадку: «Не мёд, а ко всему липнут», а вы попытаетесь её отгадать.

Дети приходят к выводу о том, что было загадано слово «СЛОВО». А наука, изучающая слово и его толкование, называется лексикой.

Учитель :Действительно, слово с нами всегда. Оно нам служит, оно же и повелевает, заставляет совершать поступки. Мы с вами и существует благодаря тому, что названы словом.

Словом тоскуем и радуем мы,

Им разрушаем неверие тьмы,

Словом кричу, призываю, борюсь,

Раню, лечу…В слове я остаюсь!

IV. Работа со словарями. «Выставка» словарей

Учитель : Названия всего того, что есть в мире, что запечатлено в слове, вместили в себя словари.

Ребята, а какие вы знаете словари?

Учитель обращается к «выставке словарей», демонстрирует их.

Толковый словарь

Обратимся к словарю толковому. Каково назначение этого словаря, когда возникает необходимость обратиться к нему?

(Ответы детей: если нам непонятно значение слова, если мы хотим, что означает новое, интересное для нас слово, мы заглянем в толковый словарь, который и называется так, потому что слова в нём «толкуются»)

Давайте же вспомним, каким образом в словаре разъясняется значение слова:

Дети говорят о том, что лексическое значение слова даётся через перечисление признаков описываемого, либо через подбор синонимов.

V . Конкурсы. Языковые игры

1. Слово, лишнее по смыслу

Учитель: А теперь поиграем! В каждой строке укажите слово, лишнее по смыслу, свой выбор объясните

Тюльпан, фасоль, ромашка, лилия

Река, мост, озеро, море

Старый, дряхлый, молодость, пожилой

Стол, кресло, ковёр, табурет

2. Кроссворд

Учитель : Молодцы! Следующее задание – разгадывание кроссвордов.

Возьмите карточку № 1. Вписывая ответы в строки кроссворда, вы сможете прочитать ключевое слово. Работайте в парах. Вперёд. У вас 2-3 минуты.

3. Фразеологизмы – найди соответствия!

Учитель :Слово необычное мы встретим во фразеологизмах. А что это такое?

(Ответы детей: фразеологизмы – это неделимые, устойчивые обороты речи, значение которых равно одному слову.)

Для того, чтобы понять смысл фразеологического сочетания, нужно быть очень внимательным и сообразительным. Итак, перед вами два столбика - в одном из них фразеологизмы, в другом – даны их толкования. К каждому фразеологизму подберите слово – объяснение его смысла:

· остаться с носом

· клевать носом

· как снег на голову

· валиться из рук

· голыми руками взять

· дремать, засыпать на ходу

· ничего не получить, остаться ни с чем

· не получается, не ладится

· внезапно

· легко, без усилий

4.Слово исконное или иностранное?


Учитель :Оказывается, в нашем языке сосуществуют слова исконно русские и слова, пришедшие из других языков. Поговорим о заимствованиях в русском языке. Каковы же их признаки?

(Ответы детей: неизменяемость, наличие элементов «графо», «логос», «био», «аква», отнесённость к терминологии)

Всё верно. Попробуем применить эти знания на практике. Перед вами слова:

Биография - ? шоссе - ? митинг - ? филология - ? футбол - ? аквариум - ? пенсне -?

Докажите принадлежность данных слов к заимствованиям, указав их признаки. Подберите к ним русские слова-синонимы.

Ответы детей.

Учитель : На порог просятся слова-братцы;

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись!

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке!

Что же это за слова такие – по написанию и произношению одинаковы, но по лексическому значению совсем разные?

Ответы детей.

А сейчас «поиграем» в омонимы – внимание на экран: «Вот слова, для решенья в них отыщи два значенья»

Из волос заплетают

И траву собирают.

Горький - за столом съедают

Из него ж стрелу пускают

Несётся первое к реке,
Второе щёлкнуло в замке.

6. Подбери синоним. Кто больше?!

Учитель: А вот и синонимы. Что это за единицы языка?

(Ответы детей: синонимы - слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению)

Синонимы очень ценны для языка, в речи грамотного человека они просто необходимы. Употребление их в речи позволяет нам, не повторяясь, выражать свои мысли, каждый раз по-новому, всё более точно.

Потренируемся в умении подбирать синонимы.

Учитель предлагает слова, к каждому из которых необходимо подобрать как можно больше синонимов.

Учитель : Синонимы дружат с антонимами. Антонимы – это…?

(Ответы детей: антонимы - слова, противоположные по значению)

Задание такое: расположите следующие слова-синонимы в последовательности усиления действия. А затем к любому глаголу, прилагательному в строке подберите антоним.

1) Реветь, плакать, хныкать;

2) Хохотать, смеяться, гоготать;

3) Изумительный, хороший, прекрасный.

VI. Актуализация знаний об устаревших словах. Физкультминутка

Учитель :А вы знаете, что предметы, явления окружающего мира со временем устаревают, а затем и вовсе оказываются ненужными? Так и со словами, их называющими, происходит что-то подобное. Как же называются слова, которые постепенно исчезают из активного употребления в речи?

(Ответы детей:устаревшими)

Посмотрите внимательно на интересную картинку – на ней изображён древнерусский человек, который знакомит нас со словами устаревшими – это архаизмы : ими мы называем предметы, по - прежнему существующие в нашей реальности, но имеющие другие, современные имена.

Например, выя – это шея, око - глаз, чело - лоб, ланита – щека, перст – палец, уста – губы, рот, шуйца – левая рука, десница – правая рука.

Запомните эти архаизмы и соответствующие им единицы в современном языке.

Учитель : Что-то засиделись мы с вами. Надо сделать зарядку. Внимательно следите за моими словами-инструкциями и выполняйте упражнения.

Ох, устали мы сидеть – надо выей повертеть! Вперёд - назад - влево - вправо!

Разминаем поясницу – шуйцу в бок и в бок десницу. И немного наклониться! Вперёд- назад - влево - вправо!

Тренируем наши очи – отдыхать им нужно очень – закрыли очи! открыли очи!

МОЛОДЦЫ! Главного не забываем – улыбаемся устами!

А сейчас я предложу вам выбрать из стихотворных строк слово-архаизм, обязательно подобрав к нему современный вариант

Только вымолвить успела, // Дверь тихонько заскрипела («Сказка о царе Салтане…»)

Царь Салтан гостей сажает// За свой стол и вопрошает («Сказка о царе Салтане…»)

Смотрит в поле, инда очи// Разболелись глядючи…(«Сказка о мёртвой царевне…»)

Склонясь седеющим челом над воющим потоком… («Осгар»)

VII . Неологизмы – новые лексические единицы. Знакомство со способами новообразования в языке. Детское словотворчество.

Учитель :Как же замечательно, что с течением времени в мире появляется что-то новое, интересное – предметы, процессы, явления, а вместе с ними и новые слова, их называющие.

Давайте обратимся к неологизмам , или к словам, новым в языке. Перед вами стихотворение Н. Кончаловской «Огород», в этом огороде растут необычные овощи. Найдите их наименования и постарайтесь объяснить, почему они названы именно так.

Показал садовод

Нам такой огород, где на грядках,

Заселённых густо,

Огурбузы росли, помидоры росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

(Ответы детей)

Поэты и писатели – народ очень творческий, они придумывают новые, оригинальные слова, чтобы разнообразить наш с вами язык, сделать его нескучным, «фантазийным», интересным.

Ещё более любопытными вам покажутся примеры детского словотворчества. Оказывается, малыши замечательно играют со словом, сочиняют очень талантливые неологизмы.

Задание : Найдите в следующих детских высказываниях неологизмы и постарайтесь объяснить их смысл.

Мама. Полей шишку, чтобы у неё выросли шишенята!

Ой, я руку задверил!

А я уже свою карамельку защекала…

Папа, не хмурь лоб, я не хочу, чтобы у тебя были сердитки…

Смотри, какая жукашечка ползёт

Вкусно. Я намакаронился.

(Ответы детей)

VIII . Подведение итогов. Рефлексия

Наше занятие завершается, давайте подведём итоги:

Какая же наука изучает слово и его ЛЗ?

Какие слова называют синонимами, антонимами, омонимами?

А как вы назовёте новые слова, с которыми познакомились сегодня, например, «шишенята», «намакаронился»?

Может быть, вы хотите задать мне вопросы по нашей сегодняшней теме?

(Ответы детей)

IX . Самостоятельная работа

Учитель : Наш урок завершает небольшая самостоятельная работа по всему материалу, относящемуся к теме «Лексика» и так удачно разобранному вами на уроке.

XI . Оценивание работы учеников. Объяснение домашнего задания

Учитель : Ребята, вы чудесно сегодня поработали, удивили меня быстрыми правильными ответами, активностью, сосредоточенностью. Я оцениваю вас только на «хорошо» и «отлично». Вы очень талантливые и творческие.

Дома я попрошу вас написать мини-сочинение по картинке, на которой изображено фантастическое существо, задание подробно прописано и объяснено на карточке № 3.