» » Я не байрон другой анализ. Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

Я не байрон другой анализ. Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»

«Нет, я не Байрон...», стихотворение раннего Лермонтова (1832 г.).

Обычное для Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. В этом стихотворении существенно уточняется, что свидетельствует о его поэтическом и духовном самоопределении. Лермонтов не отвергает внутреннего родства с Байроном -- оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». Объединяет Лермонтова с Дж. Байроном и позиция избранничества -- с той, однако, многозначительной для Лермонтова разницей, что он, в отличие от английского поэта, еще «неведом» миру: «неведомый избранник». Речь, следовательно, идет не об отказе от байронизма, казалось бы, заявленного в первой строке, а об особой и более трагичной личной судьбе поэта «с русскою душой» («Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит»). Сравнение идет, таким образом, по двум главным линиям -- внутренней соотнесенности с личностью Байрона и противопоставленности ему своего поэтического «удела», и развитие, итог обеих ипостасей представляются Лермонтову безрадостными.

Определение «с русскою душой» указывает на пробуждение национального самосознания и на различные общественные условия, в которых творили оба поэта. Строки:

«В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит...»

Могут прочитываться и как выражение личного, и как исторически обусловленного (как бы «унаследованного») трагизма, отягощенного сознанием невысказанности своих высоких и тайных дум. Сопоставление своей души с океаном раскрывает масштаб этих неведомых дум поэта, но вместе с тем и сомнение в самой возможности их выразить, ибо сложность задачи требует усилий, равновеликих могуществу «бога». Пафос незаменимости своего человеческого и поэтического призвания подчеркнут в последних строках выдвинутостью в рифму слова «кто» и последним стихом:

Толпе мои расскажет думы?

Я -- или бог -- или никто!»

Композиционная структура стихотворения возвращает к мотиву избранничества. лермонтов стихотворение байрон

Стихотворение состоит из 12 строк. Строфой является двенадцатистишие. Стих астрофический, т. е. без разделения строфы. Размер - четырехстопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на 2-м слоге. Рифмы: другой-избранник-странник-душой; ране-совершит-океане-лежит; угрюмый-Кто-думы-никто.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение биографии английского поэта Лорда Байрона, записей из его дневников. Описания восстаний греческого народа против турецкого ига в конце XVIII - начале XIX веков. Характеристика участия и роли Байрона в национально-освободительном движении Греции.

    реферат , добавлен 20.09.2011

    "Смерть Поэта" как пророчество М.Ю. Лермонтова. Тема сна в форме потока сознания в стихотворении поэта "Сон". Изображение состояния человека между жизнью и смертью в творчестве поэта. Парадокс лермонтовского "Сна". Пророческий характер поэзии поэта.

    презентация , добавлен 28.10.2012

    Романтизм - направление в мировой литературе, предпосылки его появления. Характеристика лирики Лермонтова и Байрона. Характерные черты и сравнение лирического героя произведений "Мцыри" и "Шильонский узник". Сравнение русского и европейского романтизма.

    реферат , добавлен 10.01.2011

    Рассмотрение особенностей романтического направления в Англии. Байронизм в России и в лирике М.Ю. Лермонтова. Сопоставление произведений Байрона и Лермонтова, выявление связей. Изучение следов писем и дневников Байрона в романе "Герой нашего времени".

    реферат , добавлен 03.04.2015

    Эволюция героя в творчестве Байрона. Жанр лиро-эпической поэмы. "Паломничество Чайлд-Гарольда". Цикл "Восточных поэм". Байрон-драматург. "Эпос современной жизни". Сатира Байрона. "Дон Жуан". В чем причина "скорби" Байрона? Место Байрона в романтизме.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2004

    Краткая биография и мотивы творчества Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), анализ тем одиночества, изгнанничества поэта, поэзии и любви в его лирических стихах. Общая характеристика основных противоречий романтического восприятия мира Лермонтовым.

    Лирика М. Ю. Лермонтова обогащена историческими, социальными и культурными подробностями из жизни наших предков. Поэт тонко чувствовал свою эпоху, поэтому смог изобразить ее точно и красиво в небольших, но насыщенных произведениях. Чтобы разобраться во всем, что написал этот автор, будучи одним из самых образованных людей своего времени, Многомудрый Литрекон советует Вам обратиться к анализу его творчества.

    Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» поэт написал в 1832 году, будучи ещё семнадцатилетним мальчишкой. Уже в столь раннем возрасте он прекрасно видел свой жизненный путь: «Я раньше начал, кончу ране».

    Как многие современники, Лермонтов восхищался творчеством английского литератора Байрона. Это один из основоположников романтизма, его Чайльд-Гарольд станет русским Печориным, а все потому, что Михаил Юрьевич имел схожее мировоззрение со своим коллегой по цеху. Он тоже был романтиком, но поздним, ведь до северных стран это направление дошло гораздо позднее. В этом стихотворении русский поэт сопоставляет себя и зарубежного автора, подмечая сходство, однако обозначая и различие. Видимо, этими строками он отвечал на обвинения в позерстве и подражательстве Байрону, который к тому времени уже был известен на весь мир. «Разочаровываться в жизни» стало уже слишком модно, и юный, но запальчивый Лермонтов спешит уверить, что для него упаднические настроения и томные взгляды – не способ привлечь внимание дам, а нечто большее, то есть состояние «русской души». Его последующая судьба стала ярким доказательством того, что он не солгал.

    Жанр, направление, размер

    Как во многих стихотворениях поэта, в этом произведении нельзя однозначно определить жанр. Его можно отнести к элегии: оно содержит философские мотивы, рассуждение над своей жизнью.

    Стихотворение написано привычным для Лермонтова размером: четырехстопный ямб. Размышления о собственной судьбе, о своем поколении, чувство совершенного одиночества – все это позволяют отнести произведение к философской лирике.

    Направление – романтизм, ведь перед нами классический букет того периода: разбитые надежды (в 17 лет!), мысли о смерти и бренности бытия, противопоставление себя, непонятого, но гордого, презренной толпе. Все черты романтизма в сборе, и осталось только махнуть на прощание белым парусом.

    Образы и символы

    В центре стихотворения — внутренний мир лирического героя. Различные образы передают его эмоциональное состояние. Так, океан символизирует душу. Как и создание природы, она непостоянна, бездонна, наполнена тайнами, которые в 19 веке выглядели непостижимыми. В душе всегда что-то бурлит, она не может оставаться смиренной, как стихия в расцвете буйства.

    Образ толпы появляется в предпоследней строке – герой противопоставляет себя ей, подчеркивая свое одиночество, разлад с обществом. Он считает, что его «думы» никто не в силах понять, кроме него и бога. Именно оторванность от презренных мещан позволяет ему сравнивать себя с известным эпатажным поэтом, так что толпа добавлена для контраста и не описана подробно. Целью было выгодно показать себя на фоне нее.

    Герой сравнивает, но в тоже время противопоставляет себя Байрону. В первой строке он сразу проводит черту между ними: «Нет, я не Байрон, я другой». Герой еще никому не известен, он понимает, что не успеет многого добиться. Однако затем он указывает на сходства между ними: «как он, гонимый миром странник». Их роднит отчужденность от общества, угрюмость, одиночество.

    Образ лирического героя – типичный для романтизма шаблон. Он, гордый одиночка и непременно скиталец, верит в свою раннюю смерть, как избавление от дел, которыми он вовсе не спешит себя занять. К чему, ведь все равно не успеет совершить многое? Это оторванный от реальности человек, который занимается только самокопанием. Его не устраивает презренное мелкое дело, он хочет всего и сразу, поэтому равнодушно отмахивается от труда в самом начале жизни. Сейчас автору близко это мировоззрение, но в зрелые годы он эволюционирует и с горьким раскаянием изобразит никчемного и инфантильного Григория Печорина, которого этот образ мыслей доведет до логического конца.

    Темы и настроение

    В стихотворении поднимается несколько тем, характерных для творчества М.Ю. Лермонтова.

    1. Лирический герой рассуждает над своим будущим. Он предопределил творческий и жизненный путь в строках: «Я раньше начал, кончу ране,/Мой ум немного совершит». Он противопоставляет себя тем самым знаменитому Байрону, который уже достиг высоких вершин. Тема судьбы занимала умы многих поэтом-романтиков, поэтому здесь мы видим это невеселое пророчество, которое человек не собирается опровергать. В рамках «пассивного романтизма» принято было не бороться со злым роком, ибо жалким людям нечего и пытаться одолеть его.
    2. Тема одиночеств а также неотъемлема от творчества Лермонтова. Лирический герой называет себя «гонимым странником». Он чувствует себя лишним в обществе, не может найти родную душу, которая поняла бы его тайные думы.
    3. М.Ю. Лермонтов затрагивает в стихотворении тему поэта и толпы . Лирический герой считает себя одиноким – никто не способен понять его. «Приличьем стянутые маски» равнодушны ко всему, что происходит вокруг, потому поэту тяжело жить и творить в таком обществе.
    4. Также интересна тема самопознания . Лирический герой находит, что люди не знают друг друга, что душа – океан, скрытый от глаз. Даже сам он не знает, что творится в его внутреннем мире. Человек в его представлении – слепец, которому не дано увидеть даже себя.
    5. Стихотворение проникнуто разочарованием, тоской . Даже в такой молодой душе уже лежит «груз несбывшихся надежд». Лирическому герою грустно оттого, что он одинок в этом мире, его мысли и идеи чужды окружающим, он всегда будет для них странным и угрюмым.

    Основная идея

    Лирический герой размышляет над предопределением. Он считает свой жизненный путь самобытным, не похожим на чей-либо, несмотря на некоторые сходства с судьбой английского поэта Байрона. Называя себе «неведомым избранником», он чувствует свою особую цель. Поэт предсказывает себе недолгую творческую деятельность, томительное одиночество, непонимание со стороны общества. Смысл стихотворения – демонстрация творческого кредо, некая визитная карточка, где ясно видны особенности и основные мысли поэта-романтика.

    М. Ю. Лермонтов понимал, что он не первый в очереди на разочарование в жизни, поэтому нужно заявить о себе, предугадав упреки и насмешки. Так, он указывает на новаторский русский колорит своих произведений и на то, что не успеет даже насладиться лаврами успеха – дни его сочтены. То есть он пишет не ради моды и признания света, не подражает Байрону во всем, а пытается обрести собственный путь в литературе, выражая то, что есть в его душе, даже если это уже было выражено кем-то до него. Таковая главная мысль автора.

    Средства художественной выразительности

    Эмоциональное состояние лирического героя помогают передать многие средства художественной выразительности.

    Так, метафора «гонимый миром странник» подчеркивает отчужденность героя от окружающего мира, его обособленность. Он одинок в этом обществе, вынужден всё время скитаться в поиске счастья. С помощью метафоры герой описывает свое душевное состояние: «океан угрюмый». Он сравнивает себя с тоскующей природой, глубокой и таинственной. Под фразой «мой ум немного совершит» он имеет в виду быстротечность и несовершенство своего творчества.

    В стихотворении часто встречается такой троп, как сравнение. Лирический герой указывает на сходство с Байроном: он так же страдает от людского неприятия.

    Кто может, океан угрюмый,
    Твои изведать тайны? Кто
    Толпе мои расскажет думы?

    Однако сам же понимает, что такого человека не найдёт. Придется самому заняться хоть этим делом.

    Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»

    «Нет, я не Байрон...», стихотворение раннего Лермонтова (1832 г.).

    Обычное для Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. В этом стихотворении существенно уточняется, что свидетельствует о его поэтическом и духовном самоопределении. Лермонтов не отвергает внутреннего родства с Байроном -- оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». Объединяет Лермонтова с Дж. Байроном и позиция избранничества -- с той, однако, многозначительной для Лермонтова разницей, что он, в отличие от английского поэта, еще «неведом» миру: «неведомый избранник». Речь, следовательно, идет не об отказе от байронизма, казалось бы, заявленного в первой строке, а об особой и более трагичной личной судьбе поэта «с русскою душой» («Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит»). Сравнение идет, таким образом, по двум главным линиям -- внутренней соотнесенности с личностью Байрона и противопоставленности ему своего поэтического «удела», и развитие, итог обеих ипостасей представляются Лермонтову безрадостными.

    Определение «с русскою душой» указывает на пробуждение национального самосознания и на различные общественные условия, в которых творили оба поэта. Строки:

    «В душе моей, как в океане,

    Надежд разбитых груз лежит...»

    Могут прочитываться и как выражение личного, и как исторически обусловленного (как бы «унаследованного») трагизма, отягощенного сознанием невысказанности своих высоких и тайных дум. Сопоставление своей души с океаном раскрывает масштаб этих неведомых дум поэта, но вместе с тем и сомнение в самой возможности их выразить, ибо сложность задачи требует усилий, равновеликих могуществу «бога». Пафос незаменимости своего человеческого и поэтического призвания подчеркнут в последних строках выдвинутостью в рифму слова «кто» и последним стихом:

    Толпе мои расскажет думы?

    Я -- или бог -- или никто!»

    Композиционная структура стихотворения возвращает к мотиву избранничества. лермонтов стихотворение байрон

    Стихотворение состоит из 12 строк. Строфой является двенадцатистишие. Стих астрофический, т. е. без разделения строфы. Размер - четырехстопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на 2-м слоге. Рифмы: другой-избранник-странник-душой; ране-совершит-океане-лежит; угрюмый-Кто-думы-никто.

    Написанное анализ стихотворения Нет, я не Байрон, я другой. . . в 1832 году, это произведение также полно романтизма. Лермонтов в своем творчестве ориентировался на Джорджа Г. Байрона. Тематикой стихотворения является сравнение своего удела с долей кумира. Автор не старается быть похожим на Байрона, и между тех не может не признать схожих с ним черт.

    Стих с помощью композиции раскрывает тему избранности. Состоит произведение из двенадцати строк, представляя собой двенадцатистишие. Разделение на строфы отсутствует. Размер стихотворения - это ямб четырехстопный с имеющимся ударением на вторых слогах.

    С одной стороны, он не отказывается от мысли о духовной схожести с Байроном. Они оба как странники-романтики, не боятся конфликтов с людьми и окружающим миром, который считает их изгоями. Описывает себя и англичанина как избранных, разве что сам Михаил Юрьевич еще неизвестен миру. Сравнение происходит на двух планах: соотношение личностей по внутренним критериям и противовесы поэтических судеб, завершения которых Лермонтова вовсе не радуют.

    Но также поэт ищет и различия, не отказываясь при этом от байронизма, указанного в первой строке. Свою судьбу он считает более трагической, выраженной как с исторической, так и с личностной сторон. Подтверждая, что его поэтическая душа является русской, он заявляет о своей любви к Родине и политической зрелости. И все же автор анализ стихотворения Нет, я не Байрон, я другой. . . огорчен тем, что многие его тайные мысли так и останутся недосказанными, тайными от других людей. Свою душу он видит бездонным океаном, скрывающим богатство мышления, поражающим воображение своим масштабом.

    Развитие сюжетных линий судеб предстает перед автором в трагическом свете, полном невзгод и печалей, окрыленных одиночеством. Крайне мало радостных моментов выпадает в жизни поэтам как с английской душой, так и с русской. Но нет возможности выразиться в полной мере, ведь потребуется вся мощь и сила, имеющаяся у всевышнего.

    Последними строками Лермонтов подчеркивает неизменность поэта своей сущности, всему человеческому, что в нем есть. Поэт навсегда верен своим помыслам и идеалам, ему чужды идеи мира и властей.
    После прочтения стихотворения читателю открывается суть поэтического и духовного распределения человека. Согласно Лермонтову, душа поэта уникальная и озаренная небесным светом, выделяет его из толпы.

    .

    Для правильной трактовки стихотворения надо сказать несколько слов о самом Джордже Гордоне Байроне. Это английский поэт, представитель романтизма, который стал символом своего времени. Герои его произведений – разочарованные жизнью странники. Они весьма циничны и эгоистичны из-за того, что не смогли найти себя и свое место в этом мире.

    Влияние Байрона на современников было огромно. Это обусловлено его идеями свободы, культом разума и духом протеста. Он будоражит умы и становится «властителем дум». Своим примером он пробуждает в молодых людях гражданственность и патриотизм.

    Личность Байрона интересовала Лермонтова еще в начале творчества. Он с удовольствием замечает, что его становление как поэта прошло под звездой Байрона. Свободолюбивые настроения англичанина были ему близки. В возрасте 15 лет юный поэт начинает переводить с английского его поэзию. Влияние Байрона на Лермонтова со временем все больше усиливалось. Поэт с радостью подмечал детали биографии, которые их роднили. Например, ранняя тяга к поэзии и желание посвятить ей жизнь.

    Анализ стихотворения

    Стихотворение увидело свет в 1832 году. В центре сюжета – романтический герой-странник, олицетворяющий самого Лермонтова. Поэт указывает на внутренне родство с Байроном. Они оба находятся в конфликте с окружающими и со всем миром. Они – гонимые миром странники. Общей для них является роль избранных, носителей особых знаний о мире. Лермонтов не стремится обособиться от Байрона, как можно подумать из первой строки. Но он отмечает свое особое, русское предназначение. Поэт видит самобытность той исторической и политической ситуации, в которой ему предстоит жить и творить.

    На момент написания стихотворения поэту почти 18 лет. Поэтому Лермонтов отмечает, что он «еще неведомый избранник». Но вместе с этим уже осознает свое исключительное предназначение.

    Поэт предчувствует, что его жизнь будет недолгой. Он пророчит свою судьбу: «Я раньше начал, кончу ране». Лермонтов видит, что его идеи не принимают. Он родился не в то время. Поэтому поэт не рассчитывает, что при жизни его поймут. Знает, что не успеет сделать все то, что мог и хотел.

    Сравнение души с океаном помогает подчеркнуть, насколько огромны те переживания, которые его терзают.

    О каких разбитых надеждах упоминает автор? Речь идет о сфере личностных и душевных переживаний. Но не меньше поэт тревожится за судьбу Родины. В России байронизм базировался на декабристских идеях. Но уже к концу 20-х годов такие настроения сходят на нет, а новые революционно-демократические идеи еще только начинают зарождаться. Отсюда и терзания поэта, который видит отсутствие общественного идеала и туманность будущего.

    Интересен треугольник, который создает поэт: «Я – или Бог – или никто!». Это вершина мотива одиночества. Лермонтов видит фальшь и пустоту светских развлечений. Поэтому он понимает, что среди друзей он вряд ли найдет единомышленников. Находясь под влиянием пессимистических и трагических настроений, поэт указывает, что кроме него и высших сил никто не способен понять и донести его идеи.

    Средства выразительности

    Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

    Стилистические фигуры:

    антитеза: «Нет, я не Байрон, я другой»
    метафора: «Надежд разбитых груз лежит»
    эпитеты: «неведомый избранник», «гонимый миром странник», «русскою душой»
    сравнение: «В душе моей, как в океане»