» » Анди и андийцы. Как андийцы спасли россию от позора Отрывок, характеризующий Андийцы

Анди и андийцы. Как андийцы спасли россию от позора Отрывок, характеризующий Андийцы

В ходе Всероссийской переписи населения более 30 тысяч андийцев самоидентифицировались, зарегистрировавшись исконными носителями культуры андийского народа. Андийцы, как и иные малочисленные национальности, авторитарно были записаны аварцами в конце 40-х годов ХХ века. Однако в течение полувека эта мера не только не нивелировала национальную особенность нашего народа, но, напротив, усугубила социально- экономическую отсталость и культурно исторический застой… История нашего народа насчитывает более 2500 лет. Хотелось бы, чтобы на государственном уровне история андийского народа рассматривалась как составная часть истории Дагестана , а не свободные измышления отдельных историков. Очень верные и важные по сути конституционные принципы равных возможностей для всех в участии в общественной и политической жизни, в Дагестане превратились в инструмент «регулирования» конфликтных ситуаций. Мы понимаем, что в политике должны быть компромиссы, соглашения и пр., но не игнорируя и ущемляя при этом целые народы… Какова вообще ситуация представительства андийцев в органах государственной власти и местного самоуправления в тех местах, где они наиболее компактно проживают? В Махачкале число андийцев составляет 3-3,5 тысячи человек, что составляет примерно 0,5 % от общего числа жителей города. В государственных и муниципальных структурах города представлены лишь три-четыре человека. В Кизилюртовском районе проживает 5-5,5 тысячи человек андийцев. Ни в одной из структур власти ни один из них не представлен. В Хасавюртовском районе проживает более 12 тысяч человек андийцев. Ситуация представительства самая плачевная. Не говоря о районном уровне, даже на сельском уровне эти вопросы абсолютно не решены. К примеру, в селении Аксай проживает более 2,5 тысячи андийцев, в селении расположены 24 разных организаций и учреждений. Лишь в одном из них - почтовом отделении - работает андиец. В поселковом отделении милиции имеется 18 штатных единиц. Но туда на работу не принят ни один андиец, хотя имеется очень много достаточно подготовленных ребят. В Кизлярской и Кочубеевской зонах проживает более 3 тысяч андийцев. Ситуация выглядит примерно так же, как и в Хасавюртовском районе… Предлагаем образовать мононациональный Андийский район, разделив Ботлихский , а в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах образовать культурно-национальную автономию представителей нашего народа. Решение проблемы подобным образом не ущемляет ничьи права, а андийский народ ощутит на деле озабоченность государства его проблемами, сможет эффективно преодолеть социально-экономическую разруху, культурно-историческую отсталость и стать полноправным дагестанским народом .

Для расширения наших знаний достаточно даже ввести в научный оборот громадный фонд письменных источников (в основном на арабском и аварском языках), оставленный нашими предками. Достаточно сказать, что переведено и издано в лучшем случае 5% документов на арабском языке, которые хранятся в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии, в музеях и многочисленных частных коллекциях в селениях горной Аварии. Кроме того, нам мало известно и о тех вехах истории, которые уже находили освещение в научной литературе.

Один из таких ключевых периодов нашей истории связан с именем выдающегося ученого и общественно-политического деятеля Али-мирзы из села Анди, жившего в ХV веке. Говоря о значимости его личности в истории Аварии, достаточно сказать, что именно ему принадлежит заслуга первой письменной фиксации аварских слов на арабском алфавите.

Несмотря на масштаб этой личности, многое, что нам известно о нем, является заслугой известного ученого ХХ в., покойного Магомедсайида Саидова из села Хунзах. В своей статье «Возникновение письменности у аварцев» [Саидов М. С. Возникновение письменности у аварцев // Языки Дагестана (Труды Института истории, языка и литературы народов Дагестана). Махачкала, 1948. Т. I. С. 137], опубликованной 66 лет назад, он высоко оценил роль Андиса Али-мирзы и документа им составленного: «До нас дошел замечательный памятник Аварии, написанный по-арабски в 1485 году Али Мирзой из аула Анди. Это - завещание авар¬ского нуцала ГIандуникIа, сына Ибрагьима, наследнику престола Булачнуцалу. Списки памятника были известны еще в XIX веке, но подлинник его был обнаружен только в 1941 году в Хунзахе. Однако уста¬новить подлинность найденного в 1941 г. экземпляра удалось только в 1945 году, во время поездки автора настоящих строк по Аварии, благо¬даря найденной им в селении Салта Гунибского района книге «Шарх-уль-Мухаррар», переписанной рукою того же самого Али Мирзы из Анди в 1467 году. Была установлена аналогичность почерков той и другой рукописи, следовательно, и подлинность интересующего нас заве¬щания. Таким образом, перед нами письменный памятник XV века, в тексте которого содержится 16 аварских слов».

Согласно мнению известного дагестанского востоковеда А. Р. Шихсаидова, «”Завещание Андуник-нуцала” получило весьма однозначную оценку - это гимн силе аварского нуцала, призыв феодального правителя к своему наследнику усилить экспансию на все соседние земли, если он желает обладать славой и мощью своих могучих предков» [Шихсаидов А. Р. «Завещание Андуник-нуцала» (к вопросу об изучении) // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 1998. №1. С. 89]. На сегодняшний день в Дагестане выявлено 9 копий этого документа, в некоторых из них указано, что «составлено завещание визирем кади Али-Мирза из Анди во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 г. хиджры» [Айтберов Т. Материалы по истории Дагестана XV-XVII вв. // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980. С. 82-88], т. е. в 1485 году.

Для нас особенный интерес вызывает то обстоятельство, что первая известная нам пока письменная фиксация аварской речи (в 1485 г.) была произведена андийцем, что говорит о полной интегрированности этого исторического региона в политическую и культурную жизнь Аварии уже в ХV веке. Также этот факт служит дополнительным свидетельством, опровергающим ложные тезисы политически ангажированных этнологов и лингвистов, работающих над разделением единого аварского народа на десятки мелких племен, которые вскоре будут ассимилированы и выброшены на свалку истории. Некоторые же из этих псевдоисследователей доходят до того, что утверждают, конечно же, без каких-либо ссылок, что андийцы в прошлом якобы не знали даже аварского языка и были интегрированы скорее с чеченцами, нежели с Аварией. Этот документ лишь один из множества свидетельств того, что андийцы являлись неразрывной частью исторической Аварии, принимали самое активное участие в жизни нашей общей Родины.

«Завещание Андуника» уникально еще и тем, что это единственный для своего времени программный документ такого рода и уровня в целом на Кавказе. Это говорит как об уровне политической культуры и государственного строительства в Аварии в ХV в., так и о кругозоре нуцала Андуника и кадия Андиса Али-мирзы, занимавшего фактически второй по значимости и влиянию политический пост в аварском государстве.

Согласно Т. М. Айтберову, из текста «Завещания Андуника» видно, что в XV в. в Аварском нуцальстве были пограничные территории, население которых несло нуцалу повинности натурой. Три региона из них представляли собой княжества (ГIалихъиличилал и Жунгутал), два - союзы сельских общин (ГIандал и Хьаруб, т. е. Шарой) и еще два - отдельные села (Хуштада и Батлух). Каждое из княжеств являлось, по-видимому, владением опреде-ленного княжеского рода, а союзы сельских общин и села имели выборное управление, видимо, из свобод¬ных крестьян [Айтберов Т. Материалы по истории Дагестана XV-XVII вв. // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980. С. 82-88].

Небезынтересная оценка этого документа принадлежит Т. М. Айтберову: «Как видно из текста «Завещания Андуник-нуцала», этот хунзахец и его кадий Али-мирза Андийский были людьми политического мышления, равных которым в Дагестане не было вплоть до становления имамата в ХIХ в. Дело в том, что ни у одного из многочисленных дагестанских светских и духовных князей не было программы действий на перспективу. Лишь Андуник-нуцал и кадий Али-мирза, по-видимому, глубоко переживая положение Аварии ХV в…, разработали программу, сутью которой было воссоздание Сарирской державы, и утвердили ее на собрании князей, ученых, мудрецов «и остальных людей» государства, которое было проведено на Андийском хребте, видимо, вблизи пользующегося пиететом Андийского озера, где, как известно, и в последующие столетия организовывались важнейшие мероприятия. Это видно, думается, из заключительных слов Андуник-нуцала, обращенных к своему наследнику Булач-нуцалу: «Если ты думаешь быть амиром, подобным храбрым предкам, то старайся переступить через существующие границы, а от своих земель не оставляй другому князю даже пяди». Надо сказать, что эту программу по мере сил, талантов и возможностей пытались шаг за шагом выполнять все последующие правители, сидевшие в Хунзахе» [Айтберов Т. М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990. С. 95].

Также Т. М. Айтберову принадлежит инициатива по изображению Андиса Али-мирзы с нуцалом Андуником (см. рисунок). Рисунок, выполненный в 1992 году художниками Еленой и Тагиром Гапуровыми, был опубликован в том же году в «Историко-биографических и исторических очерках» Хайдарбека Геничутлинского.

Сведения о личности Андиса Али-мирзы

Помимо данных о переписанной в 1467 г. книге и составлении в 1485 г. указанного документа, об Андиса Али-мирзе не было ничего известно. Как удалось установить в памятных записях, хранящихся в селении Гагатли у С. А. Сулейманова, имеется дата рождения Али-мирзы - 846 г. хиджры (с 20 мая 1442 г. по 8 мая 1443 г.). В принципе, эта дата в свете обозначенных выше данных вполне правдоподобна: в возрасте 25 лет он переписал книгу, и перевалив 40-летний рубеж, занимал пост кадия Аварского нуцальства.

Также, по имеющим хождение среди андийцев преданиям, Али-мирза являлся представителем рода Шамхаладул (Шамхаловы), представители которого живут сейчас в селениях Анди, Гагатли, Риквани и Гунха. По этим сведениям у Али-мирзы было два брата: Мухаммад-хаджи и Газияв, отца которых звали Мухаммад, а его отца - Макка-Мухаммад. Комментируя эти данные, отметим, что сведения о принадлежности Али-мирзы к тухуму Шамхаладул можно принять за истину, поскольку он считается одним из основателей села Анди, представители которого и сейчас являются наиболее многочисленным тухумом в крупных селениях Анди и Гагатли [Шиллинг М. Е. Малые народы Дагестана. Москва, 1993. С. 27]. Вместе с тем данные об именах его братьев и предков мы вполне можем подвергнуть сомнению, поскольку пока не имеем на руках их письменной фиксации.

Затронув вопрос происхождения Али-мирзы, нельзя не остановиться на происхождении его тухума, который вызывает определенный интерес неоднозначностью имеющихся по этому поводу сведений. Прежде всего отметим, что тухум этот считается основателем села Анди - «столицы» одноименного региона Аварии. По преданиям, которые собрал Е. М. Шиллинг в 1940-х гг., село Анди якобы основали два охотника: Шамхал и Шамхан, пришедшие из Шама (Сирии). Одновременно в селе Анди ему рассказывали, что «лучшие тухумы Анди - Шамхаладул и его ветвь Мирзалал - связывают (по некоторым версиям) свое происхождение» с поселением, располагавшимся в местности Гамарду, которое находится близ с. Кижани Гумбетовского района. Он же подчеркивает, что тухум Шамхаладул состоит из родственных групп различного происхождения [Шиллинг М. Е. Малые народы Дагестана. Москва, 1993. С. 27].

Далее, андийцы приписывают отцу и деду Али-мирзы и ему самому исламизацию андийских селений и прилегающих чеченцев общества Чеберлой, что опять же не имеет пока надежных доказательств. Одновременно эпитеты, которыми награжден Андиса Али-мирза одним из переписчиков «Завещание Андуника», - «кадий эпохи, шейх шейхов», говорят о нем не только как о выдающемся общественно-политическом деятеле, но и об его заслугах на религиозном поприще, которые вполне могли быть связаны с распространением ислама в западной Аварии и сопредельных чеченских регионах.

Этим, к сожалению, исчерпывается перечень сведений об одной из наиболее примечательных личностей Аварии ХV в. В то же время нет сомнений, что более глубокое исследование арабоязычного фонда письменных источников даст нам новые данные как о личности Андиса Али-мирзы, так и об эпохе, свидетелем и активным деятелем которой он являлся.

Общие сведения . Андийцы (самоназвание - гъваннал, экзоэтнонимы - анди, андал) - один из коренных народов Дагестана. Месторасположение - Северо-Западный Дагестан. С юго-востока андийцы граничат с другими народностями андийской языковой подгруппы и аварцами, с северо-запада - с аварцами и . Историческая область компактного расселения андийцев - Андия *, обширный котлован, образованный андийским хребтом и его отрогами. Белоснежный скальный хребет Бахарган занимает всю северную границу, ограждая Андию от холодных ветров, смягчая ее климат. Андия во внутренней части - сильно эродированная область. Раньше она была покрыта лесами, однако хозяйственная деятельность, особенно пастбищное скотоводство сильно видоизменили ландшафт Андии. Андия считалась труднодоступной страной; дороги, соединявшие ее с внешним миром, запирались оборонительными сооружениями: на юге - Мунинской башней, на севере - крепостью Буцурха. По территории андийцев протекает речка Унсалъен с тремя притоками, вдоль которых расположены андийские села. Ныне во все селения андийцев проложены автодороги.

В 70-е годы XIX в. у андийцев было семь селений, один поселок, насчитывающих 1499 дворов (5693 человека) (Комаров, 1873. С. 1), в них не учтено население двух крупных пунктов - Муни и Кванхидатль, входивших в соседнее наибство. По переписи 1926 г., андийцев насчитывалось 7595 человек. По данным 1938 г., андийцев было 9750. В последующих переписях андийцы отдельно не учитывались. По оценочным данным, к 2001 г. андийцев в Дагестане насчитывалось около 40 тыс. Всего в андийском участке Ботлихского р-на девять селений и два хутора с населением более 17 тыс.; значительная часть андийцев, примерно 20 тыс., проживает в Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилюртовском районах и в городах Дагестана. Андийский язык относится к аваро-андо-цезской группе нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. В андийском языке много говоров, которые делятся на две сильно (почти на уровне языков) разнящиеся между собой группы: верхнеандий-скую и нижнеандийскую.

Заселение территории происходило, по имеющимся данным, в раннебронзовую эпоху. Около андийского сел. Гагатль в местности Галгалатли проведены археологические раскопки, в результате которых исследовано поселение с круглоплановым жилищем, датируемое III-II тыс. до н.э. и относящееся к куро- аракской культуре. Здесь же найдены обуглившееся зерно и формы для бронзового литья. Аналогичные памятники выявлены около сел. Ашали. На перевале Речол и других местах обнаружены могильники каякентско-харачоевской культуры, т.е. эта небольшая область уже в те времена была достаточно плотно заселена земледельческо-скотоводческими племенами.

Своим мифическим предком андийцы (согласно старинной хронике) полагают Ануша (версия "царя Ануша"), который основал Анди, ставший политическим и административным центром андийского общества.

Андийцы, согласно топонимическим данным, в древности занимали обширную территорию вниз по течению р. Андийского Койсу и в Гумбете. Названия аварских селений Мехельта (Мелъелт1а), Аргвани (Аргъвани), Шабадух (Щаб- духъ), Ичичали (ИчичIали), Инхо, Игали (Игьали), Тлянтляри (Лъанлъари), Чирката (ЧIиркъатIа), Бетли (Бекьиль), Унцукуль (Онсо-коло) и другие, как и значительная часть иных топонимов, андийского происхождения. Позднее указанная группа андийцев, очевидно, была ассимилирована авароязычным населением. Другая группа андийцев, располагавшаяся по среднему и верхнему течениям р. Андийское Койсу, разделилась на восемь самостоятельных этнических единиц (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, ахвахцы, каратинцы, чамала- лы, багулалы, тиндалы) в пределах соответствующих политических объединений, возможно, на основе древнего внутриандийского племенного деления. К началу нашей эры, по всей видимости, завершился процесс этнической дивергенции андийского этнического массива.

Древнейшим известием об андийцах принято считать упоминание андийцев и страны "Андиу" в торжественной надписи ассирийского царя Саргона II (IX в. до н.э.), где говорится, что он "завоевал страну Телусины андийца и захватил в этой стране в плен 4200 жителей и их скот". Сопоставление андийцев времен надписи Саргона II с дагестанскими андийцами сделано крупными востоковедами академиками Г.М. Меликишвили и Играром Алиевым. На рубеже нашей эры на Восточном Кавказе андийцев упоминают греческий историк Страбон и римский писатель Плиний Старший - ании, андаки. Согласно историческим преданиям и современным исследованиям, в раннем средневековье в среду андийцев осуществлялись значительные вкрапления алан, чеченцев и кумыков.

Исторические предания и хроники хранят сюжеты о вторжении в Андию отрядов Тамерлана , ставленника Тохтамыша, и истреблении им владетельного дома хана Йолука в Гагатле и одновременном утверждении здесь ислама. После распада Казикумухского шамхальства (XIV-XV вв.) андийцы образовали свое шамхальство, но вскоре демократические порядки в виде "вольного общества" здесь взяли верх; шамхальская фамилия, тем не менее, осталась как одна из первых среди благородных фамилий. В XVII в. андийцы отстояли свои права и суверенитет в столкновении с ополчением нуцала Турулава.

Андийцы приняли русское подданство в 1731 г. с целью обеспечить себе свободную и беспошлинную торговлю в Кизляре и других городах, но вскоре отложились, выступив на помощь чеченцам против генерала фон Фрауендорфа в 1758 г. Андийцы участвовали в общедагестанском победном выступлении против персидского завоевателя шаха Надира в 1741 г. С самого начала Кавказской войны (1817-1859 гг.) андийцы в конном ополчении были ее активными участниками. По данным генерала Розена, они выставили 1000 всадников (Розен, 1959. С. 291), в войне стяжали себе славу храбрейших. Известны деятели освободительной войны - наибы, а именно бесстрашный и благородный Газияв, бескомпромиссный Лабазан, ученый Дибир.

Административное устройство . Исторически верхнеандийцы имели самостоятельное политическое образование со своими границами, известное как Андия, или "андийское вольное общество". В период имамата Андия стала одним из наибств государства Шамиля. После присоединения к России Андийское наибство сохранялось как одно из административных делений Андийского округа, образованного в 1861 г. с центром в Ботлихе. Сюда вошли еще Гумбетовское, Технуцальское, Каратинское, Тиндинское, Ункратлинское и Дидойское наибства. В Андийское наибство вошли только верхнеандийские села.

Андийское наибство в 1899 г. было переименовано в "участок", с участковым (фактически соответствовавшим этническому) самоуправлением. В советский период после реформ 1927-1929 гг., андийцы вошли сначала в Гумбетов- ский, потом в Ботлихский р-он.

Самоуправление . В политической истории андийский союз известен как "федеративная республика Анди" (Броневский, 1823. Ч. 1. С. 40), состоявшая из семи самоуправляемых гражданских общин джамаатов: Анди (Гъванну), Гунха (Гъунха), Гагатль (Гъагъол ), Риквани (Рик Iуна ), Ашали (Ашолу), Зило (Зилур), Чанко (Чохъуру ). Андийские селения Муни (Беннур) и Кванхидатль (Кохидол ) входили в соседнее политическое образование "Технуцал", находившееся под протекторатом аварского хана, которому платили дань фруктами и солью.

Административную и судебную власть в джамаатах осуществляли выбранные правители и Совет старейшин, который представлял народное собрание Бадильир , обладавшее верховными правами. Общие для всех андийцев правила и функции были делегированы в управление федерацией. Правителей в джамаатах избирали ежегодно и приводили к присяге. В средневековье избранных правителей в селениях Анди, Гагатль, Риквани и Ашали титуловали ханами, после реформ в имамате их называли гьилатабул (правители), или наибами. Полицейские функции выполняли назначенные Советом старейшин лица доргъахъол , военными делами ведал предводитель. Суд опирался на традиционные правовые уложения, изложенные в судебнике и в специальных постановлениях для всего союза и каждому джамаату отдельно. Судебные дела по шариату и духовную власть осуществляли кадии, имевшиеся в каждом селении, из которых избирался кадий всей федерации. Благодаря правовому плюрализму истец мог выбрать для суда любую из систем. Важную регулятивную функцию выполняло общественное мнение, а также маслаатские (медиаторские) суды. Во многих случаях стороны обходились без суда, разрешая свои дела по традиции и взаимному договору. После гражданской войны и установления советской власти на андийцев распространились все законы и порядки, принятые в СССР. В наше время самоуправление осуществляется через сельскую администрацию, однако реформы самоуправления еще не закончены.

Землевладение . Пахотная земля, часть сенокосов и отдельные пастбища находились в частной собственности общинников (с правом отчуждения, купли-продажи, наследования, дарения и т.д.) Часть земельных участков и имущества являлась вакуфной собственностью, ею распоряжалась мечеть в благотворительных целях. Каждому сельскому обществу, джамаату на правах полной собственности принадлежала окрестная территория с четко указанными границами, документированными письменно или обозначенными опознавательными знаками, закрепленными в "общественной памяти". Последний способ также имел юридическую силу. После присоединения к России в той же конфигурации эти территории были признаны царской администрацией территориями обществ, затем юридически закреплены за колхозами на "вечное пользование" специальными "актами". Современные реформы предполагают совершенствование форм землевладения, исходя из исторического опыта и учета рациональных инноваций советского периода.

Хозяйство . Исторически сложившийся хозяйственно-культурный тип андийцев характеризуется интенсивным садоводством горно-долинной зоны и земледелием и отгонным скотоводством в горной зоне. Основа традиционной экономики верхнеандийцев - отгонное альпийское скотоводство, террасное земледелие и специализированное садоводство для долинных сел Муни, Кванхидатль. Кванхидатлинцы также занимались промысловым солеварением. Хлебные запасы андийцы пополняли зерном из Чечни, где сбывали свои продукты животноводства, наплечные бурки, соль и фрукты. Все отрасли хозяйства у андийцев являются древнейшими и дополняют друг друга. Земледелие в горной части в наше время пришло в сильный упадок вследствие конкуренции товарного зерна, эрозии почв и т.д. Ныне часть андийцев традиционно занята сельским хозяйством, однако начиная с 1990-х годов андийцы, особенно молодежь, занимаются мелким и средним предпринимательством.

Промыслы и торговля . Верхнеандийцы изготовляли знаменитые кавказские наплечные бурки из длинной и прочной черной или белой шерсти андийской породы овец. Мастерицами были женщины, мужчины занимались крашением и торговлей этими бурками. Изготовление бурок - ремесло древнее, известное еще в античное время. Источники упоминают черные бурки как боевое одеяние горцев во времена войн Александра Македонского в Передней Азии. Наибольший спрос и соответственно подъем производства наплечных бурок пришелся на богатый военными событиями XIX в. Тогда же кавказская бурка вошла в моду. Бурки были принадлежностью мужского костюма и важным элементом в ходе сражения: в кавалерии и в пешем бою она играла роль боевого доспеха. Андийцы традиционно считались народом, склонным к коммерции. В год андийцы изготовляли и продавали до 80 тыс. бурок. Свои бурки они сбывали на всем Кавказе и в России. Отдельные коммерсанты скупали бурки у населения и продавали там, где это было выгодно. Предприниматели организовывали производство бурок с использованием наемного труда. С 30-х годов XX в. производство наплечных бурок пришло в упадок в связи с изменениями в моде, падением роли кавалерии в армии и т.д. Местный спрос удовлетворяет бурочная артель в аварском сел. Рахата. Как домашний промысел производство бурок в незначительном масштабе сейчас сохраняется только в андийском сел. Гагатль.

В сел. Кванхидатль занимались добычей и производством пищевой соли из соленых источников, расположенных вблизи села. В незначительном количестве добыча соли продолжается и ныне, благодаря имеющемуся спросу. Жители с. Кванхидатль торговали своей солью; особенно хороший сбыт она имела во времена экономической блокады Дагестана в XIX в., связанной с Кавказской войной.

Нижнеандийцы (в селениях Муни и Кванхидатль) исторически практиковали специализированное садоводство, продукты которого целиком шли на рынок в обмен на продукты животноводства и земледелия. В селениях Анди и Гагатль функционируют базары. В настоящее время во всех селениях имеются магазины и другие торговые точки.

Разделение труда . Традиционное половозрастное разделение труда у андийцев сохраняется и в наше время. Земледельческие работы, за исключением пахоты и молотьбы, производят женщины, они заняты молочным хозяйством, промыслами и домашней работой: кухня, уборка, шитье, дети. Женщины также занимаются мелкой коммерцией, их в качестве продавцов и покупателей можно видеть чаще, чем мужчин, на еженедельном базаре. Наиболее тяжелые работы выполняли мужчины: это доставка лесоматериалов, пахота и обмолот урожая, содержание скота и уход за ним на альпийских пастбищах, перегон овец на зимние пастбища, сенокошение на дальних участках, перевоз сена и т.д. Состоятельные андийцы нанимали для этих целей сезонных рабочих из соседних аварских селений. По традиции, мужчинам полагалось быть свободными и посвящать свое время военно-спортивным упражнениям, общественно-политическим делам, что объяснялось образом жизни в условиях самоуправления и гражданской общины в прошлом.

Социальная стратификация . В средневековый период для андийского общества было характерно многоукладное сословное расслоение. Верхний слой состоял из узденских и феодальных родов (рехедол ), среди которых род шамхалов после исламизации в XV в. получил, как и во всем Дагестане, право на управление обществом, правда, утерянное им к XVII в. Наиболее сильным было узденство, делившееся на знатные (по многочисленности, заслугам и богатству) и обычные (простые) тухумы. В XIX в., после присоединения к России, обозначалась служилая и военная знать. Другие слои составляли так называемые переселенцы, которые включались в тухумы и, наконец, вольноотпущенники (лаги ). Сословие лагов в XIX в. претерпело общесоциальную интеграцию, они были полностью уравнены в правах, в чем наибольшую роль сыграл ислам, особенно при имамате.

Брачно-семейные и родственные отношения . Община (джамаат) подразделялась на несколько (от трех до семи) тухумов, куда входили лица по отцовской линии родства. Тухум делился на меньшие единицы, образуя трехступенчатую иерархию: собственно тухум, группа родственных семей в тухуме - гьакъу и малая семья - хъизан . Родство со стороны матери, сложившееся как отдельная родственная организация - иларигьур , легко прерывается в третьем или четвертом колене. Эти подразделения наряду с квартальными делениями служили источником формирования публичной власти в регуляции семейно-брачных отношений, обладали определенными правами регуляции в хозяйстве и общественном быте. Роль тухумов, "приглушенная" в советский период имеет тенденцию роста в наше время, особенно в формировании выборных органов самоуправления.

Для андийцев была характерна малая семья. В брак вступали после 15 лет, он был моногамным, хотя допускалась полигамия. Браки внутри тухума разрешались вплоть до кузенов, ограничения существовали лишь для представителей разных сословий и предпочтение отдавали бракам, заключенным в пределах своего селения. В брак вступали сватовством, без брачного взноса. В сел. Анди отдельные тухумы своими постоянными брачными связями образовывали пары, называемые бадисол (букв. "противостоящие"). В приданное девушка получала часть отцовского имения землей и скотом. В советское время после отмены частной собственности на землю эти порядки модифицировались и упростились. Заключение брака ригьин сопровождалось трехдневным свадебным торжеством ловзар , в отдельных случаях организовывали призовые конные скачки. Чаще практиковали упрощенный вариант свадьбы нусгъол без больших торжеств, в кругу родственников и друзей. Иногда случался брак похищением, особенно когда родители не выдавали девушку, или брак "побегом", когда юноша и девушка вступали в брак без согласия родителей. Такие браки вызывали диссонанс в общественной жизни, распри между родами. В отдельных случаях юноша и девушка получали прощение.

Поселение молодоженов всегда было патрилокальным, т.е. отец выделял сыну комнаты или строил отдельный дом. Как в браке, так и в разводе женщина сохраняла право на часть недвижимой собственности, полученной от родителей как приданное и кебина. Современный семейный уклад видоизменялся, но модернизировался поверхностно. В городе больше перемен, встречаются межнациональные браки. В городах население, особенно молодежь, быстрее приобщается к городскому образу жизни, хотя внутри семьи сохраняются прежние иерархические отношения, послушание и почтение к старшим. При разводе дети оставались в отцовском доме, особенно мальчики. За жизнью детей, подростков и молодежи следило все общество, социализация проходила по схемам, выработанным веками. Начиная с малых лет детей готовили как новую смену, чему посвящались все игры, занятия и обучение.

Наследование . Имущественное право детей удовлетворялось еще при жизни родителей как соответствующий имущественный выдел для детей во время брачных контрактов. Младший сын оставался у отца и наследовал дом. Если не было детей, имущество наследовалось в тухуме, где последний в линии наследников назывался вахидоб . На следующем этапе имущество переходило в общинную казну или в вакуф. В случае смерти родителей до выдела детей наследовали сыновья по равной доле, дочери (дочь) - половину от доли сыновей (по шариату). Каждый мог также оставить письменное завещание, которое оглашалось в мечети. После национализации земли и создания колхозов правила наследования, касавшиеся земли, перестали существовать, однако сейчас, в период реформ они возвращаются.

Поселения и жилище . Старый тип андийских поселений был скученным. Каждое селение имело свою территорию, которая делилась на три части: гьон - само поселение, мигъи - пашни, часть сенокосов и бил-алахи , куда включалась часть сенокосов, альпийские пастбища, пустоши, леса и т.д. В последние 30 лет такое членение нарушено; поселение, распространяясь на свои поля, перестает быть скученным. Поля также частично превращены в приусадебные огороды. Это новая "революция" в поселенческой культуре, протекающая по всему Восточному Кавказу.

Сел. Муни (более 1000 домовладений) относится к типу таких поселений Дагестана, которые исследователи (Н.Б. Бакланов, Г.Я. Мовчан) называют "единым архитектурным сооружением". Поселение расположено на крутом склоне в четыре яруса, каждый из которых является террасной лентой из примыкающих друг к другу крыш, одновременно служащих дворами домов верхнего яруса. Темные улицы как туннели проходят под этими же крышами. Двухэтажные дома примыкают друг к другу на смежных стенах, нижние этажи - хлева - не всегда имеют перегородочные стены, их крыши подпираются каменными колоннами, арками (реже), столбами. Пространство используется для совместного содержания скота.

Верхнеандийские традиционные поселения в планировке более свободны: улицы открыты, имеют дворы. Селения спланированы по принципу средневековой городской топографии с четким делением на кварталы, центральной площадью - кав , пятничной мечетью. Каждый квартал имеет свой кав. Верхнеандийские поселения дважды разрушались и сжигались: после нашествия Тамерлана (конец XIV в.) и похода Воронцова (1845 г.). Видимо, по этой причине андийские поселения не сохранили облик средневековых укрепленных поселений с боевыми башнями и крепостными стенами, о чем говорится в источниках.

Современные жилище и поселение у андийцев, как и во всем Дагестане, испытывают на себе влияние западнокавказского и восточноевропейского свободного планирования с заменой плоских крыш домов скатными крышами из шифера или оцинкованного железа. Для этого региона характерно жилище в один или два этажа с дворами и галереей, нижними этажами или отдельным строением во дворе для скота. Традиционный интерьер андийского жилища имел центральный столб и большой камин - тавхан с элементами декорации из налепной глины. Для посуды использовались встроенные в стены шкафы и ниши. Современный интерьер близок к городскому: комнаты обновляются покупной мебелью, на стенах развешивают ковры. На месте камина - газовые печи (у андийцев-переселенцев) и т.д. В прошлом состоятельные андийцы отводили комнату для гостя. Эта традиция сохраняется и в современном жилище.

Одежда и пища . Одежда и пища андийцев мало отличается от аварской, но своеобразен традиционный женский костюм. Он состоял из туникообразного длинного платья на кокетке - квано, шараваров - ошхъоги, различной обуви, включая кожаные сапожки. Костюм завершался головным убором - андийским нухту в виде полумесяца, надеваемого "рогами" вниз. Лобную часть чухту украшали ярким золотым шитьем или парчовой тканью, носили чухту до 1930-х годов. Андийки заворачиваются в большое белое покрывало - к Iази , как в плед, обязательный для верхнеандиек; нижнеандийки носили черный платок без чухту.

Памятники истории и культуры . Андийцам памятны места, где происходили наиболее значительные события их истории. В XVII в. в местности Аху- лаллIи около сел. Гагатль произошла кровопролитная битва между андийским ополчением и отрядами владетеля Турлава, где последний был убит, а его войско разгромлено. Андийцам памятна еще местность Гьимлиру, близ Гагатля, где, согласно историческим преданиям, Тамерлан устроил кровавую расправу над жителями, в том числе малолетними, побежденного гагатлинского хана Ио- лука. Интересный памятник истории и культуры - Мунинская башня, закрывавшая вход в андийский котлован с юга. Памятником, подлежащим охране, является также Буцурха - фундамент крепостной стены, закрывавшей стратегически важный перевал, известный в литературе как Андийские ворота. Здесь сохранились остатки 200-метровой стены с четырьмя башнями и уже уничтоженными (из-за строительства автодороги) остатками основания запирающихся ворот. Дорога андийцам и почитаемая ими культовая вершина Бахаргана. В архитектурном отношении интересны дом Болачевых (XIX в.), Андийская пятничная мечеть (XVIII в.) и Ашалинская мечеть (XIX в.). Необходима государственная охрана сел. Муни как памятника истории, разрушение которого может стать такой же печальной потерей, как потеря селений Гоор, Голотль и других - замечательных образцов поселенческой культуры горцев.

Религия и просвещение . Андийцы - мусульмане, сунниты. Ислам окончательно утвердился в XIV в., сменив синкретизированную с христианством древнюю религию. Андийцев в доисламский период объединял культовый центр на вершине горы Бахарган с основным верховным божеством Ц Iоб . Во время летней засухи и ныне мужчины и женщины поднимаются на гору Бахарган для совершения обряда дождепрошения, где они устраивают молебни и ритуальные пляски - зикр. Ритуал зикра ввел Кунта Хаджи - высокочтимый религиозный деятель Чечни, живший во второй половине XIX в., родители которого были выходцами из андийского сел. Гунха. Во всех селениях андийцев есть мечети, где основной служитель культа - дибир , а служитель мечети - будун . До 1930-х годов при мечетях функционировали медресе для обучения наиболее одаренных детей. Имеется культ местного святого - зиярат - андийского шейха и ясновидца Умараджи.

Известен просветитель и религиозный деятель XV в., титуловавшийся как шейхулъ-шуюх , кадий андийского общества Али-Мирза ал Анди, сделавший первую попытку приспособления арабских букв для нужд аварского языка. Известие о нем сохранилось как о составителе завещания Андуника - важнейшего документа по исторической географии средневекового Дагестана. Есть записи о Молла Хаджи Килахъ Султане, который имел свое медресе и обладал титулами, составленными в превосходных степенях: "корона предков, гордость народа, повелитель ученых, предводитель богобоязненных, имам правоведов", как написано на полях книги "Бустан ул-Арифин" Абулайса Самарканди, пере-писанной в медресе Молла Хаджи в 1562 г.

Конец XIX - начало XX в. ознаменовались новшествами в области просвещения. Так, в 1912 г. в Анди была открыта первая светская школа. Среди получившей светское образование чиновной знати можно назвать наиба полковника Араша, полковника Шамхалова Умахана, ротмистра Алиханова, Магомеда Алганаева. Все они удостоились дворянского титула и царского жалованья. Среди плеяды просветителей начала XX в. выделяются Тажудин Умаханов, Магомед Алиханов, Майрали Идрисов, Рамазан Баязов, Бахтай Шамхалов, Аглар-хан Алиханов (Мамаев), Махулав Шамсуев и др. Они получили традиционное мусульманское образование, которое в советский период было дополнено светскими знаниями, что позволило этим людям много сделать для распространения современной культуры в жизни андийцев.

В старину преподавание велось сначала на андийском языке и затем, по мере усвоения учащимися наук, - на аварском и арабском языках. В советский период утвердилась новая схема: обучение у андийцев ведется на аварском только до третьего класса, а затем до окончания школы - на русском языке. Реформы предусматривают частичную "коренизацию" этого процесса, а именно включение родного андийского языка как языка обучения с начального этапа обучения. Создан алфавит для андийского письма, появились первые номера газеты "Бахарган" на андийском языке.

Особое значение андийцы придают поведенческой культуре, близкой этическим нормам северокавказцев. Школьное обучение осуществлялось по всем типовым, а ныне всероссийским программам. В наше время в связи с реформой школьного образования и воспитания делается определенный поворот к этно- педагогике. Сегодня дети обучаются в медресе, колледжах и лицеях в городе, едут на учебу в центр и за границу. Среди современной андийской интеллигенции известны такие крупные ученые, как математик Халид Мухтаров, нейрохирург Рашидбег Умаханов, археолог Хизри Амирханов, специалист в области ветеринарии Висингерей Шамхалов и др.

В народной медицине андийцев, как и других народов Дагестана и Кавказа, причудливо сочетались древние верования и эмпирический опыт. Считалось, что многие болезни, особенно нервно-психические, посылаются духами, и для их лечения применялись магические приемы. Рациональное лечение базировалось на опыте народа, куда примешивались знания и приемы из лечебников восточной медицины. Особенно эффективно лечили раны и переломы, умели вскрывать черепную коробку. В современном здравоохранении научная медицина занимает основное место. В селениях работают медицинские пункты, в сел. Анди - больница.

Говоря о духовной культуре андийцев, следует подчеркнуть, что музыкальный фольклор у них своеобразен, но наиболее близок к аварскому. Танцевальное искусство близко к чеченскому. Старинный, уже забытый андийский танец кьибдил имел только ему присущий рисунок.

Андийцы в Дагестане известны как мастера меткого слова, как люди, которые ценят юмор и сочиняют анекдоты. Считается, что национальный характер андийцев похож на чеченский, с которыми они пребывали исторически в соседстве, родстве и дружбе. Вместе с тем по общественному строю, формам социальной стратификации и самосознанию андийцы сопоставимы прежде всего с обитателями старинных политических центров - Мехельта, Хунзаха, Кумуха, Акуша и др. Наивысшими ценностями для андийцев, как и для других кавказцев, являются общечеловеческие добродетели: верность, правдивость, мужество, обходительность и др. Андийцы ревниво берегли честь рода, равно как и всего общества. Соседи приписывали андийцам хитроумие и заносчивость, говорят, что даже "пеший андиец чувствует себя как бы верхом". Характер - открытый, свободный, речь - громкая. Традиционно они ценят вежливость, уравновешенность, красноречие. Любят беседы и новеллический жанр устной литературы, чеченскую и аварскую музыку, аварскую поэзию. Имеют также собственный фольклор, поэзию, мелодии.

Коммуникабельность в сфере межэтнических отношений у андийцев, как у торгового в прошлом народа, была и остается высокой. Сами они знали два или несколько языков. Постоянно ездили к соседям, особенно в Чечню, и принимали гостей и торговцев на своем базаре и в своем доме. Гостеприимство и надежность в покровительстве гостям хорошо известна их соседям. Межэтнические связи и общение андийцев в XX в. стали еще более интенсивными, особенно у андийцев-переселенцев, с кумыками, язык которых молодое поколение усваивает еще с детства.

Примечания

* "Андия" - обозначение области расселения и политического образования андийцев принятое в старой русской геополитической номенклатуре с начала XIX в.

Фрагмент цитируется по изд.: Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, с.148-158.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова андийцы

андийцы в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

андийцы

АНДИЙЦЫ (самоназвание - андал) народ в Российской Федерации, в Дагестане. Численность ок. 30 тыс. человек (1992). Язык андийский. Верующие - мусульмане-сунниты.

Андийцы

один из народов Дагестана, см. Андо-цезские народы.

Википедия

Андийцы

Анди́йцы (андии , самоназвание куаннал, къIваннал ) - субэтнос аварцев. Проживают на западе Дагестана. Исторические села андийцев расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу. Этноним образован от названия самого большого из сел, населенных представителями данной народности - села Анди (Ботлихский район Дагестана).

Андийцы являются самым крупным из группы андийских народов, в которую кроме носителей собственно андийского языка входят ахвахцы , багулалы , ботлихцы , годоберинцы , каратинцы , тиндалы , чамалалы .

Примеры употребления слова андийцы в литературе.

В начале августа 1999-го ваххабиты, чеченские боевики и наемники вошли в села Ботлихского района Дагестана, где проживают преимущественно андийцы и аварцы.

Среди аварцев особенно выделялись андийцы - жители селений Анди, Гагатли, Риквани, за всю минувшую историю враг ни разу не ступил на их землю.

Ботлихского района Дагестана, где проживают преимущественно андийцы и аварцы.

Андийцы - один из древнейших коренных народов Дагестана, предки которого появились в регионе в бронзовом веке. Андийцы отличались склонностью к торговле и предпринимательству, владели несколькими языками, были красноречивы и остры на язык. Главный предмет материальной культуры, прославивший народ на века, традиционная андийская бурка, защищавшая от пуль, кинжалов и непогоды.

Название

Имя андийцами дали соседние народы, исходя из названия одного из местных сел - Анди. Чеченцы употребляют по отношению к народности слово анди, аварцы - андисел. Экзоэтнонимы произошли от названия одного из наиболее крупных андийских поселений - Анди.
Самоназвание андийцев - гъваннал, уходящее корнями в глубокую древность. Часть исследователей придерживается версии, что оно отсылает к местности Ганна и одноименному хутору. Считается, что поселение, расположенное к северу от села Анди, является одним из самых старых в регионе. В переводе с иудейского «ганна"им» означает «ревностные к вере»: считается, что до прихода христианства и ислама в регионе господствовал иудаизм, чем объясняется появление названия.

Где живут, численность

В древние времена андийцы занимали обширные территории в Гумбете и бассейне реки Андийское Койсу. Страна, обнесенная цепью белоснежных скальных хребтов Бахаргана, считалась труднодоступной из-за природного расположения и выстроенных на границах оборонительных сооружений.
Перепись семидесятых годов XIX столетия показывает, что андийцы жили в семи небольших поселениях. Они составляли порядка полутора тысяч дворов с общей численностью населения 5693 человека. Неучтенными оказались андийцы соседнего наибства в населенных пунктах Кванхидатль и Муни.
Следующие переписи показали прирост населения:

  • 1926 г. - 7595 чел.
  • 1938 г. - 9750 чел.
  • 2002 г. - 21 808 чел.

Перепись 2010 г. зафиксировала резкое снижение до 11789 андийцев. Это связано с причислением части представителей народности к числу аварского народа, в который также входят:

  • ахвахцы
  • каратинцы
  • багулалы
  • тиндалы
  • чамалалы
  • ботлихцы
  • годоберинцы

По оценкам экспертов, численность андийцев составляет порядка 25 000 человек. Большинство проживает в северно-западных регионах Дагестана в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Новолакском, Тарумовском и Кизлярском районах.

Язык

Народ говорит на андийском языке, входящем в иберийско-кавказскую семью, аваро-андоцезскую группу. Язык существует лишь в устной форме, включает два диалекта, различающихся говором и лексическим составом. Для письма используется аварская или арабская графика, в начальных школах ведется преподавание аварского языка.

История


Раннебронзовая эпоха считается временем освоения региона древними предками андийцев. Вблизи села Гагатль (также Гагатли) обнаружены следы поселения, относящегося к III-II тысячелетию до нашей эры. Первые достоверные упоминания народа относятся к IX веку до нашей эры в памятнике «Торжественная надпись» царя Саргона II ассирийского. В нем сообщается, что царь «завоевал андийца», захватив 4 200 жителей.
В начале нового тысячелетия древние андийцы разделились на две группы:

  1. Обитавшие в нижнем течении Андийского Койсу: жили обособленно, позднее ассимилированы аварцами.
  2. Занявшие территории среднего и верхнего течения Андийского Койсу: разделились на 8 родовых племен, потомки которых сегодня составляют группу андийских народов.

В Средние века произошло вторжение Тамерлана, приведшее к проникновению и укоренению в регионе ислама. После падения Казикумухского шамхальства андийцы создали собственное независимое государство, впоследствии получившее известность как «федеративная республика Андия». Власть находилась в руках ежегодно избираемых правителей общин, народного Совета старейшин. Суд осуществлялся по шариату или судебникам, в зависимости от джамаата законы могли различаться.
В годы кавказской войны андийцы встали под флагами идейного вдохновителя Шамиля, выставив в бои порядка 1000 конных воинов. В 1921 году народность вошла в состав сформированной новым правительством Дагестанской АССР. В годы советской власти в регионе запретили производство бурок, поскольку считалось, что это отвлекает местных жителей от колхозных работ.

Внешность


Андийцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Отличительные особенности внешности:

  • переходные оттенки глаз;
  • черные, каштановые, темно-русые волосы;
  • широкое лицо;
  • выпуклая узкая челюсть;
  • высокий рост;
  • крепкое телосложение.

Одежда

Традиционный мужской костюм не отличался от аварского: нательные рубаха и штаны дополнялись бешметом, черкеской, буркой, папахой. Женская одежда более разнообразна: в повседневной жизни носили платье туникообразного кроя с широким подолом и прямыми рукавами, на поясе чуть заправленное в нательные штаны. Сверху закутывались отрезом белой материи с ног до головы.


Отличительная особенность женского наряда - головной убор чухта: шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». Боковые части чухты оббивали красным шелком, среднюю - лиловым, сзади пускали шлейф, касавшийся подола платья. Головной убор имел важное значение в традициях. Если андийка снимала шапочку и произносила любую просьбу с добавлением «во имя этого чухто-кази», ее желание беспрекословно удовлетворялось, будь то прекращение дуэли или даже развод.

Андийская бурка

Андийская бурка - символ горцев Кавказа, в XIX столетии стала модным предметом гардероба российских военных. Не раз о ней писали Пушкин и Лермонтов, символ революции Василий Иванович Чапаев навсегда останется в народной памяти облаченным в национальный андийский костюм.


Бурка - наплечная одежда, свалянная их шерсти уникальных андийских коз черного или белого цвета. Накидка отличалась прямым кроем, зауженными плечами, отсутствием застежек, широким подолом, способными укрывать не только хозяина, но и лошадь. Особенность андийской бурки заключалась в особом способе валяния, состоявшем из 15 последовательных этапов. Непревзойденные свойства придавало использование для создания материала шерсти особой породы овец.
Благодаря этому бурка служила в качестве бронежилета и щита: в ней застревали пули, ее невозможно было прорубить кинжалом или шашкой. О воинах в черных одеждах упоминали еще античные источники, знали об исключительных свойствах наряда по всему миру. Ежегодный экспорт андийских бурок в начале XX столетия составлял более 30 000 штук на сумму порядка 50 000 рублей.


Семейный уклад

Андийцы селились общинами (джамаатами), в состав которых входило несколько крупных родов, ведущих счет по материнской линии. Внутри родов жили малыми семьями, двух- или трехпоколенными, однако понятия взаимопомощи, родовой чести, кровной мести, почтения старших были чрезвычайно важны.


В подавляющей части семей практиковалась моногамия, редко встречались полигамные отношения. Брачный возраст наступал для юношей и девушек с 15 лет. Поощрялось заключение семьи внутри джамаата: поскольку число родов в пределах одного селения редко превышало 7-8, разрешались близкородственные браки вплоть до кузенов. Существовало 3 способа заключения брака:

  1. По сговору со сватовством.
  2. Умыканием.
  3. Уходом из дома.

Последние два варианта не приветствовались, считались позорными, часто вызывали кровную месть. Особенно рискованным было подобное мероприятие для девушки: часто случалось, что родители жениха не принимали невесту с сомнительной историей. Жених, для которого родовая честь и почитание родителей стояли на первом месте, отказывался от девушки. Вернуться домой она тоже не могла под угрозой смерти, поэтому единственным выходом был побег в другие земли или самовольный уход из жизни.
Традиционные свадьбы начинались со сватовства, калым не предусматривался, приданное оставалось в собственности невесты до конца жизни. В день свадьбы за девушкой приезжал свадебный поезд из друзей и родственников жениха: жители общины чинили ему препятствия, не давая уехать и выпрашивая откупы. После прибытия невесты в дом жениха, к ее родителям отправлялись сваты по женской линии: их задача состояла в доставке приданого.

Жизнь

Жизнь в Андийском котловане, окруженном горной цепью, определила традиционные занятия народа. Жители горных районов занимались отгонным скотоводством, пытались обрабатывать каменистую землю террас. Нижние андийцы отдавали предпочтение земледелию, садоводству, огородничеству. Разводили коней, использовавшихся в качестве транспорта. Важную роль в жизни андийцев играла торговля: основными источниками доходов была продажа бурок и соли.


Религия

Большая часть андийцев придерживается традиционной для региона религии, исповедуя ислам суннитского толка. В памяти народа сохранились традиционные верования, связанные с духами-хранителями гор, рек, лесов, покровителями промыслов, злыми духами-вредителями.
Верховное божество именовали ЦIоб, главный культовый центр располагался на горе Бахарган. До сих пор практикуется обряд прошения дождя, проводимый во время сильной засухи. Для этого андийцы вместе с религиозным служителем поднимаются на вершину горы, где с молитвами и обрядовым танцем просят милости в виде дождя.

Видео