» » Антидемократический режим основные признаки и виды. Антидемократические политические режимы

Антидемократический режим основные признаки и виды. Антидемократические политические режимы

Форма политического режима - совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть. Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан. Признаки антидемократического режима:

· 1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

· 2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

· 3. Огосударствление всех общественных организаций;

· 4. Личность лишена каких-либо прав;

· 5. Реально действует примат государства над правом;

· 6. Наличие милитаризация общественной жизни;

· 7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

· 8. Наличие цензуры;

· 9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

· - тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности.

100. Механизм правового регулирования: понятие и элементы (стадии)

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.
Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование "механизм правового регулирования". Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность. Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата. Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях. "Преодоление препятствий" - тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" - это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны. Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.
Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений. В связи с тем, что механизм правового регулирования - сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, "правовая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении (Н.И. Матузов). Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология". Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения. Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт); 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др. Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами. 1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права. 2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу". Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан. Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п. Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт. 3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение. 4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей. 5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты. Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования. 1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу. 2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои "слабые стороны": нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) - в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права. 3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка. Интересы человека - вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

Государство характеризуется видом власти, её соотношением с обществом и личностью. Правовое признаёт право как меру свободы, постоянно развивающуюся в сознании социума, меру справедливости, выражающуюся в международных актах, Конституции, законах, рыночных отношениях, в демократических принципах. Государства, не признающие демократию и свободу своих граждан, имеют антидемократические режимы, которые, в свою очередь, подразделяются на определённые виды.

Политический режим

Совокупность методов и приемов, которые служат инструментами государственной власти, называются политическим режимом. Такой режим является барометром на политической арене. Он оказывает влияние на форму правления в государстве, структуру государственного аппарата и государственное устройство. В теории государства термин «политический режим» применяют для обозначения того или иного метода политического господства: парламентаризм, фашизм и т. д. В каждой конкретной стране свой политический режим, свои особенности власти. Как правило, говорят про антидемократические режимы (авторитарные) и демократические.

В правовом государстве демократизм проявляется в принципах народовластия. Аппарат власти выражает общественную волю и действует под социальным контролем. В таком государстве существует реальность прав личности, её защищённости, взаимная ответственность у государственного управленческого аппарата и гражданина, разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Политико-правовой режим еще иначе называют государственно-политическим или просто государственным. Все эти названия характеризуют одно и то же понятие.

Признаки, характеризующие антидемократические режимы государственной власти

Методы властвования, противоположные демократическим называют авторитарными, недемократическими. Эти методы являются искажением (деформацией) политического режима. При таком способе управления государством создаются неприемлемые условия для свободного существования граждан.

Равно как при монархической, так и при республиканской формах правления могут быть установлены антидемократические режимы, отрицающие принципы парламентаризма.

Такое управление предполагает централизацию государственной власти и отсутствие буржуазного федерализма. Такая форма властвования тоталитарная и осуществляет контроль над всеми сферами социума: экономической, идеологической, политической, культурной, научной, образовательной, религиозной. Общественные организации, как правило, находятся также под контролем государства.


Антипод демократии

Права граждан в странах, где установлены антидемократические режимы, оговорены конституцией, но в реалиях это только формально, а фактически личность гражданина лишена субъективных прав. При такой власти законность нарушена, ликвидированы правовые начала общественной жизни, также страдают национальные меньшинства. Религиозные убеждения населения, не входящие в планы государственной власти, искореняются или просто игнорируются.

Само понятие антидемократического режима - это антипод демократического. Государственные органы не занимаются проблемами граждан. Вся власть сконцентрирована в руках группы людей, так называемой политической верхушки или одного человека. Участи народных масс в формировании органов управления государством либо отсутствует, либо чисто формальное. В стране, как правило, развит бюрократизм и коррупция. Институты социального контроля за управляющей властью не работают.


Идеология

Все виды антидемократических политических режимов предполагают официальную государственную идеологию, оппозиция отсутствует, а законодательство теряет гуманистическую линию. Главными моментами и принципами государственной политики становятся те, которые обеспечивают государственную идеологию, её целесообразность, волю определённых государственных чиновников.

Авторитаризм, тоталитаризм – это одно и то же понятие антидемократического политического режима, проявляющегося в ограничении политических прав граждан, применении силового давления на инакомыслящих, создание силовых ведомств, ограничение гласности, давление на средства массовой информации, сдерживание развития демократического общества. Сам тоталитаризм в переводе с латинского обозначает "полный". Это форма авторитаризма, с характерной узурпацией власти и ее использования в узких интересах, так называемых клановых. Такой антидемократический государственный режим предполагает чрезмерную милитаризацию и предоставляет чрезвычайные полномочия силовым ведомствам. При таком режиме вполне приемлемы политические репрессии, расизм, фашизм, любое физическое уничтожение оппозиции.


Тоталитаризм

Само понятие тоталитаризма было введено в политику Дж. Джентиле (идеологом итальянского фашизма) в начале XX в. Впервые оно прозвучало в 1925 году на заседании итальянского парламента. Понятие пришлось по вкусу Муссолини. Тогда, в двадцатые годы XX века, началось становление и укрепление тоталитарного государственного устройства на Апеннинском полуострове.

Авторитарный политический режим

Демократический и антидемократический режимы имеют в каждом государстве свою специфику. Как было сказано выше, тоталитарный режим представляет разновидность авторитарного, который в переводе с латинского означает власть и влияние. Этот строй более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, но далёк от демократического. Авторитарному режиму присущи все черты недемократического управления государством, вплоть до репрессий. Просто характер этих мер немного менее жесткий, чем у тоталитарного. Политическая власть при таком режиме ограничивается конкретным лицом при минимальном количестве окружающих соратников. Примером такого режима можно назвать Испанский период при правлении Франко или времена власти Пиночета в Чили.


Отличия

При авторитарном режиме суд выступает вспомогательным элементом государственного управления. Народ отчуждён от власти и не имеет никакого на неё влияния. Власть использует командные и административные методы управления. В отличие от тоталитарного режима, авторитарный не практикует массовый террор, но политические репрессии ему присущи. В таком государстве обязательно присутствует цензура, неразвита гласность, отмечается частичный плюрализм. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм даёт возможность развиваться сферам социальной жизни, не охваченным контролем государства.

Другие виды антидемократии

Стоит отдельно отметить деспотизм и тиранию как понятие и виды антидемократического политического режима, называемого авторитарным. Деспотизму характерна абсолютная и неограниченная произвольная власть, построенная на самоуправстве. Тирании присуща узурпация, жестокие методы контроля управления государством, единоличие тирана во власти.

Как правило, власть тирана устанавливается с помощью захвата государственного управления путём насилия и переворота.


Если идёт речь о военно-диктаторском режиме, то такая власть захвачена с помощью реальных вооруженных сил, их руководителей и спецслужб путём свержения законного правления гражданскими лицами. При военном режиме во главе стоит высокопоставленный военный офицерского чина или генерал. Власть осуществляется коллегиально. Армия становится господствующей социально-политической силой, активной в реализации внутренних и внешних государственных функций. При таком правлении создается военно-политический аппарат, включающий армию, спецслужбы и большое количество органов внеконституционного характера. Этот аппарат осуществляет политический контроль за населением, общественными организациями, идеологией. В его функции входит борьба с разного рода антиправительственными движениями. Придя к власти, военный режим отменяет конституцию, многие законодательные акты, заменяя их своими актами.


Фашизм

Тоталитаризм бывает «левый» (например, в коммунистической СССР) и «правый» (фашизм). «Правый» сохраняет частную собственность. «Левый» - национализирует ее. Фашизм – это крайнее проявление тоталитарного режима. Это так называемый радикальный тоталитаризм. Фашизм впервые сформировался в Италии и Германии. Итальянский стремился возродить Римскую империю, а в Германии его целью было утвердить господство арийцев как высшей нации. Причинами появления фашизма явились глубокие социальные и экономические кризисы, несостоятельность правящего режима, массовая безработица, кризис либерализма и буржуазии, радикальные изменения в структуре социального пласта и крайняя необходимость модернизации в производственной сфере, милитаризация сознания значительной части социума, антисемитизм и ксенофобия, воинственный антидемократизм, шовинизм.

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ – крайняя форма антидемократического режима. Он характеризуется:

Полным господством государства над личностью и обществом;

Огосударствлением всех легальных общественных организаций;

Фактической ликвидацией формально провозглашенных конституционных прав и свобод;

Всепроникающим контролем над деятельностью граждан и общественных организаций;

Политической цензурой;

Отсутствием гласности;

Воинствующей тотальной нетерпимостью ко всем, кто мыслит иначе чем диктует правящая партия и ее идеология;

Репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих;

Милитаризацией общественной жизни;

Стремлением к внешней экспансии.

1). Вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека или группы лиц (авторитарный центр), которые, выступая от имени государства и общества, представляют лишь личные интересы, а также интересы тех сил либо определенных идеологических учреждений, которые их поддерживают, не учитывая, даже формально, волю широких слоев населения;

2). В деятельности государственных органов доминируют командно-директивные методы, методы прямого диктата;

3). Объем личных, гражданских, политических прав и свобод, которые имеет население, зависит от воли авторитарного центра и может быть изменен в какой угодно момент;

4). Действует принцип приоритета государства над личностью;

5). Фактически нет четкого разграничения полномочий между органами государственной власти, а также законодательных, распорядительно-исполнительных и судебных функций; один и тот же орган может, например, издавать, исполнять законы и осуществлять контроль за их соблюдением.

Авторитарный режим не столь резок в крайних, реакционных проявлениях, как тоталитарный. Он соединяет в себе черты тоталитарного и демократического режимов. В соответствии с демократическим режимом он сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением, ограничивается жестким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.

- революционный – направлен на изменение типа общественно-политического развития;

- стабилизационный – ориентировать на сохранение существующего общественно-политического строя.

Авторитарный стабилизационный режим может иметь целью проведение мобилизационных мероприятий на преодоление трудностей, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств, а также в связи с революционными движениями (прогрессивными, консервативными, реакционными) или движениями, стремящимися восстановить прежние, отжившие порядки, или связанные с общесоциальной уголовной преступностью или с иностранным вмешательством.

Отвергают демократические принципы организации и осуществления государственной власти;

Пытаются создать предпосылки для демократизации общества, но не успели отработать механизм демократической власти;

Являются демократическими, однако вынуждены, учитывая обстоятельства, вводить модель чрезвычайного функционирования государственной власти.

Власть при авторитарном режиме занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, не разрушая при этом механизм рыночного саморегулирования, проводить достаточно активную социальную политику. Авторитарные режимы имеют, как правило, консервативный характер.

Любой недемократический режим лишает народ статуса источника власти. В стране с такой системой управления граждане в массе своей не могут вмешиваться в государственные дела. Кроме того, люди, не принадлежащие к элите, лишаются свобод и прав. Недемократические режимы делятся на два вида – тоталитарные и авторитарные. Ни в том, ни в другом случае де-факто народовластия не существует. Весь административный и силовой ресурс концентрируется в руках определенной группы людей, а в некоторых случаях и вовсе одного человека.

Главная основа, на которой держится тоталитарный недемократический режим – фигура вождя, которую, как правило, выдвигает могущественная группировка (партия, военные и т. д.). Власть в таком государстве удерживается до последнего за счет любых средств. По отношению к обществу используется в том числе и насилие. В то же время тоталитарная власть пытается выглядеть легитимной. Для этого такие режимы заручается массовой социальной поддержкой за счет пропаганды, идеологического, политического и экономического воздействия.

При тоталитаризме общество лишается своей гражданской основы и самостоятельности. Его жизнедеятельность во многих чертах огосударствливается. Тоталитарные партии всегда стремились проникнуть в любые общественные структуры - от органов муниципальной власти до художественных кружков. Иногда такие эксперименты могут затрагивать даже личную и интимную жизнь человека. Фактически все люди в подобной системе становятся мелкими винтиками огромного механизма. Недемократический режим расправляется с любыми гражданами, пытающимися мешать его существованию. Тоталитаризм делает возможными репрессии не только против простых людей, но и против приближенных диктатора. Они необходимы для укрепления и сохранений власти, так как периодически возобновляющийся террор позволяет держать окружающих в страхе.


Пропаганда

Типичное тоталитарное общество имеет несколько характерных черт. Оно живет при однопартийной системе, полицейском контроле, монополии на информацию в СМИ. Тоталитарное государство не может существовать без повсеместного контроля над экономической жизнью страны. Идеология такой власти, как правило, утопична. Правящая верхушка пользуется лозунгами о великом будущем, исключительности своего народа и уникальной миссии национального лидера.

Любой недемократический режим обязательно использует в своей пропаганде образ врага, против которого он борется. Противниками могут быть зарубежные империалисты, демократы, а также собственные евреи, крестьяне-кулаки и т. д. Происками врагов и вредителей такая власть объясняет любые свои неудачи и внутреннюю неустроенность в жизни общества. Такая риторика позволяет мобилизовать людей на борьбу с незримыми и настоящими противниками, отвлекая их от собственных проблем.

К примеру, политический государственный режим СССР постоянно обращался к теме врагов за границей и в рядах советских граждан. В разное время в Советском Союзе боролись с буржуями, кулаками, космополитами, вредителями на производстве, шпионами и многочисленными внешнеполитическими неприятелями. Своего «расцвета» тоталитарное общество в СССР достигло в 1930-е гг.


Первостепенность идеологии

Чем активнее власть оказывает давление на своих идеологических противников, тем сильнее становится необходимость в однопартийной системе. Только она позволяет искоренить какую-либо дискуссию. Власть приобретает форму вертикали, где люди «снизу» неукоснительно воплощают в жизнь очередную генеральную линию партии. В виде именно такой пирамиды существовала партия нацистов в Германии. Гитлеру был необходим эффективный инструмент, который мог бы претворить в жизнь замыслы фюрера. Нацисты не признавали какой-либо альтернативы себе. Они безжалостно расправлялись со своими оппонентами. На зачищенном политическом поле новой власти стало легче проводить свой курс.

Диктаторский режим - это в первую очередь идеологический проект. Деспоты могут объяснять свою политику научной теорией (как коммунисты, говорившие о классовой борьбе) или законами природы (так рассуждали нацисты, объяснявшие исключительную важность германской нации). Тоталитарная пропаганда часто сопровождается политпросвещением, развлечениями и массовыми акциями. Такими были немецкие факельные шествия. А в наши дни схожие черты присущи парадам в Северной Корее и карнавалам на Кубе.

Культурная политика

Классический диктаторский режим - это режим, полностью подчинивший культуру и эксплуатирующий ее в своих целях. В тоталитарных странах часто встречается монументальная архитектура и памятники вождям. Кино и литература призваны воспевать имперские порядки. В таких произведениях принципиально не может быть критики существующего строя. В книгах и фильмах подчеркивается только все хорошее, а посыл «жить стало лучше, жить стало веселее» в них является основным.

Террор в такой системе координат всегда действует в тесной связке с пропагандой. Без идеологической подпитки он теряет свое массовое воздействие на жителей страны. В то же время и сама пропаганда не способна в полной мере влиять на граждан без регулярных волн террора. Тоталитарный политический государственный режим часто совмещает эти два понятия. В таком случае акции устрашения становятся оружием пропаганды.


Насилие и экспансия

Тоталитаризм не может существовать без силовых органов и их засилья над всеми аспектами жизни общества. С помощью этого инструмента власть организует полный контроль над людьми. Под пристальным наблюдением находится все: от армии и учебных заведений до искусства. Даже не интересующийся историей человек знает о гестапо, НКВД, штази и их методах работы. Для них были характерны насилие и тотальный надзор над людьми. В их арсенале весомые признаки недемократического режима: тайные аресты, пытки, длительные заключения. Например, в СССР черные воронки и стук в дверь стали символом целой предвоенной эпохи. «Для профилактики» террор может быть направлен даже на лояльное население.

Тоталитарное и авторитарное государство часто стремится к территориальной экспансии по отношению к соседям. Например, у ультраправых режимов Италии и Германии существовала целая теория о «жизненно необходимом» пространстве для дальнейшего роста и процветания нации. У левых эта идея маскируется под «мировую революцию», помощь пролетариям других стран и т. д.


Авторитаризм

Известный исследователь Хуан Линц выделил основные признаки, характерные для авторитарных режимов. Это ограничение плюрализма, отсутствие четкой руководящей идеологии и низкий уровень вовлеченности людей в политическую жизнь. Если говорить упрощенно, то авторитаризм можно назвать мягкой формой тоталитаризма. Все это виды недемократических режимов, только с разной степенью отдаления от демократических принципов управления государством.

Из всех особенностей авторитаризма ключевой является именно отсутствие плюрализма. Однобокость принятых взглядов может существовать просто де-факто, а может и быть зафиксированной де-юре. Ограничения в первую очередь затрагивают крупные группы интересов и политические объединения. На бумаге они могут быть крайне размытыми. Например, авторитаризм допускает существование «независимых» от власти партий, которые на самом деле являются либо марионеточными, либо слишком малозначимыми для того, чтобы влиять на реальное положение дел. Существование таких суррогатов – способ создать гибридный режим. У него может быть демократическая витрина, однако все его внутренние механизмы работают согласно генеральной линии, задаваемой сверху и не допускающей возражений.

Зачастую авторитаризм является лишь ступенькой на пути к тоталитаризму. Состояние власти зависит от того, в каком состоянии находятся государственные институты. Тоталитаризм не может быть построен в одночасье. Для того чтобы сформировать такую систему, требуется некоторое время (от нескольких лет до десятилетий). Если власть встала на путь окончательного «закручивания гаек», то на определенном этапе она все еще будет авторитарной. Однако по мере юридического закрепления тоталитарных порядков станет все больше терять эти компромиссные черты.


Гибридные режимы

При авторитарной системе власть может оставить остатки гражданского общества или отдельные его элементы. Однако вопреки этому основные политические режимы такого толка опираются только на собственную вертикаль и существуют отдельно от основной массы населения. Они сами себя регулируют и сами себя реформируют. Если у граждан и спрашивают их мнения (например, в форме плебисцитов), то делается это «для галочки» и только для того, чтобы легитимировать уже установившиеся порядки. Авторитарному государству не нужно мобилизованное население (в отличие от тоталитарной системы), так как без твердой идеологии и повсеместного террора такие люди рано или поздно выступят против существующего строя.

В чем еще сильно отличается демократический и недемократический режим? И в том, и другом случае существует избирательная система, однако ее положение совсем неодинаково. Например, политический режим США целиком и полностью зависит от волеизъявления граждан, в то время как в авторитарной системе выборы становятся бутафорией. Чрезмерно мощная власть может использовать административный ресурс для того, чтобы добиваться на референдумах необходимых результатов. А на президентских или парламентских выборах она часто прибегает к вычищению политического поля, когда людям дается возможность голосовать только за «правильных» кандидатов. В таком случае внешне сохраняются атрибуты избирательного процесса.

При авторитаризме самостоятельная идеология может быть заменена на верховенство религии, традиции и культуры. С помощью этих явлений режим делает себя легитимным. Упор на традиции, нелюбовь к переменам, консерватизму – все это свойственно для любого государства подобного толка.


Военная хунта и диктатура

Авторитаризм – общее понятие. К нему можно отнести самые разные системы управления. Часто в этом ряду встречается военно-бюрократическое государство, которое основано на военной диктатуре. Для подобной власти характерно отсутствие идеологии. Правящая коалиция представляет собой союз военных и бюрократов. Политический режим США, как и любое другое демократическое государство, так или иначе связан с этими влиятельными группами. Однако в системе, регулируемой народовластием, ни военные, ни бюрократы не занимают главенствующего привилегированного положения.

Главная цель вышеописанного авторитарного режима – подавить активные группы населения, в том числе культурные, этнические и религиозные меньшинства. Они могут представлять потенциальную опасность для диктаторов, потому что обладают лучшей самоорганизацией, чем остальные жители страны. В военном авторитарном государстве все посты распределяются согласно армейской иерархии. Это может быть как диктатура одного человека, так и военная хунта, состоящая из правящей верхушки (таковой была хунта в Греции в 1967-1974 гг.).

Корпоративный авторитаризм

В корпоративной системе для недемократических режимов свойственно монопольное представительство во власти определенных групп интересов. Такое государство возникает в странах, где экономическое развитие достигло определенных успехов, а общество заинтересовано в участии в политической жизни. Корпоративный авторитаризм - это нечто среднее между однопартийным правлением и массовой партией.

Ограниченное представительство интересов делает его легко управляемым. Режим, опирающийся на определенный социальный слой, может узурпировать власть, в то же время давая подачки одной или нескольким группам населения. Подобное государство существовало в Португалии в 1932-1968 гг. при Салазаре.


Расовый и колониальный авторитаризм

Уникальная форма авторитаризма появилась во второй половине XX века, когда многочисленные страны-колонии (в первую очередь в Африке) получили независимость от своих метрополий. В таких обществах был и сохранился низкий уровень благосостояния населения. Именно поэтому постколониальный авторитаризм там строился «снизу». Ключевые посты приобрела элита, обладающая немногочисленными экономическими ресурсами.

Опорой для подобных режимов становятся лозунги о национальной независимости, которые затмевают любые другие внутренние проблемы. Ради сохранения мнимой самостоятельности по отношению к бывшей метрополии население готово отдавать власти любые государственные рычаги. Положение в таких обществах по традиции остается напряженным, оно страдает от собственной неполноценности и конфликтов с соседями.

Отдельной формой авторитаризма можно назвать так называемую расовую или этническую демократию. Подобный режим обладает многими чертами свободного государства. В нем есть избирательный процесс, однако к выборам допускаются лишь представители определенной этнической прослойки, в то время как остальные жители страны выброшены за борт политической жизни. Положение изгоев либо закреплено де-юре, либо существует де-факто. Внутри привилегированных групп наблюдается типичная для демократии конкуренция. Однако существующее неравенство рас является источником социальной напряженности. Несправедливое соотношение поддерживается силой государства и его административным ресурсом. Самый яркий пример расовой демократии – недавний режим в ЮАР, где первостепенной была политика апартеида.

Правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека здесь практически не защищены.

Антидемократический режим - это такой порядок (состояние) государственной (политической) жизни общества, при котором:

  • не реализуется (зачастую юридически не закреплён) принцип «разделения властей»;
  • сужается или прекращается влияние и их объединений на управление государством;
  • отсутствует либо становится формальной выборность;
  • запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций;
  • применяются политические репрессии;
  • сужаются или нарушаются политические права граждан и меньшинств;
  • реальная власть сосредоточивается в руках либо одного лица, неконтролируемых народом.

Виды антидемократических режимов:

  1. тоталитарный;
  2. авторитарный.

Тоталитарный режим

Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основные характеристики тоталитарного политического режима:

  • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • государственная власть формируется способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
  • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие их реализации;
  • фактически устраняется плюрализм;
  • централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Фашистский режим - особая разновидность тоталитарного режима, своего рода радикальный тоталитаризм.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Отличие авторитарных режимов от тоталитарных:

  1. если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
  2. если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Основные характеристики авторитарного политического режима:

  • в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  • игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  • суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
  • сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";
  • существует частичный плюрализм;
  • права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
  • силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
  1. деспотический,
  2. тиранический,
  3. военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние . В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.