» » Бог луны нанны в уре. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов

Бог луны нанны в уре. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов

В древние времена на территории современного Ирана находилось шумерское государство (3 в. до н.э.). В славном городе Уре Халдейском, родине самого патриарха Авраама, был построен величественный зиккурат, посвященный богу Луны Нанне. Зиккурат в переводе с древневавилонского означает «вершина».

Именно гору и напоминали эти культовые сооружения. Внутри них отсутствуют помещения; наружные лестницы ведут вдоль стен на самый верх. Согласно реконструкциям зиккуратов, на самой вершине располагалось одно-единственное помещение, где находилось святилище бога Луны. Сюда допускались только жрецы, проводившие религиозные ритуалы и жертвоприношения.

Шумеры почитали луну, как главное божество, и этим отличались от других народов, поклонявшихся солнцу. Зиккурат использовали также как обсерваторию. Те же жрецы вели здесь наблюдения за звездным небом, проводили астрологические исследования. В древности, когда зиккурат был действующим храмом, между его террасами росли деревья и цветущие кустарники, а стены были выкрашены в разные цвета. К сожалению, шумеры для своих строений использовали глиняные кирпичи, которые постепенно под воздействием атмосферных осадков теряли форму.

В отличие от других, зиккурат в Уре сохранился. Видны террасы и ступени, ведущие к святилищу. Ученые считают, что и Вавилонская башня была построена по тому же принципу, так что, глядя на зиккурат бога Луны Нанны, вы сможете себе представить, как она выглядела.

О том, насколько величественными были зиккураты Междуречья, последующие поколения знали довольно хорошо в первую очередь благодаря описаниям этих сооружений в античных источниках – греки и римляне искренне восхищались грандиозными постройками древних. Практически же до наших дней зиккураты не сохранились в силу человеческого фактора: эти культовые сооружения были попросту разобраны многими поколениями местных жителей на стройматериалы. Но кое-чем мы всё-таки располагаем – и по останкам зиккурата в Уре можем хотя бы отдалённо представить, насколько монументальным было это строение.

Храм широкого профиля

Зиккурат в Уре, одном из сильнейших шумерских городов-государств, был возведён легендарным местным царем Ур-Намму в XXI веке до нашей эры. Вернее, его строительство было лишь начато Ур-Намму, заканчивал зиккурат его сын и наследник Шульги, а впоследствии зиккурат претерпевал регулярные перестройки, пусть и незначительные, со стороны вавилонских царей. Это сегодня зиккурат возвышается над окрестностью одинокой громадой, а создавался он как важная часть единого административно-храмового комплекса, сердца всего Ура. Сегодня можно встретить описание зиккурата в Уре, согласно которому он был одновременно и храмовой башней, и храмом, и царским дворцом, и административным управленческим центром, и так далее. Это не совсем так. Дело в том, что зиккурат в Уре был посвящён богу Луны Нанна (позднее его имя трансформировалось в «Син»), но это не был храм Нанна, здесь лишь на вершине был небольшой храм, где совершались отдельные ритуалы.

Основной храм был расположен рядом с зиккуратом, это было святилище Экишнугаль, также посвящённое богу Нанна, и, по описаниям видевших его древних авторов, это было не менее выдающееся и прекрасное сооружение, чем зиккурат. В этот же комплекс входил и отдельно выстроенный царский дворец правителей Ура. Так что зиккурат не был одновременно и храмовой башней, и храмом, и дворцом, хотя административные помещения в нём находились – например, в периметре зиккурата был обнаружен архив глиняных табличек. Точная высота зиккурата неизвестна и по некоторым оценкам достигала тридцать метров с учётом десятиметрового скального фундамента (сегодня из трёх или четырёх ярусов сохранился лишь первый и часть второго, что вместе основанием составляет 18 метров высоты). Зиккурат был построен из кирпича-сырца, что объясняет его относительно небольшую высоту в сравнении, например, с каменными египетскими пирамидами (кирпичные стены не выдержат нагрузки слишком высокого сооружения), и имеет основание размером 65 на 43 метра.

Архитектурные изюминки зиккурата

Специфику строительного материала зиккурата определило и то, что в течение своего существования он регулярно обновлялся, разрушающиеся кирпичи заменялись новыми – последняя масштабная реконструкция относится к концу XX века, когда зиккурат «подновлялся» по приказу Саддама Хусейна. Однако хрупкость кирпичей это отнюдь не единственная и далеко не главная архитектурная особенность зиккурата в Уре, это сооружение имеет предостаточно «изюминок» и без этого. Например, археологи, изучавшие зиккурат в первой половине прошлого века, то есть до последней «реставрации», существенно изменившей его облик, пришли к открытию – во всём зиккурате не было ни одной прямой линии. То есть со стороны зиккурат выглядит как весьма гармоничное здание с прямыми линиями, но при этом все прямые оказались на самом деле тщательно рассчитанными и искусственно созданными кривыми.

Это было сделано для того, чтобы создать ощущение массивности и прочности сооружения для стороннего наблюдателя, для которого незначительные неровности всех линий компенсировали друг друга и создавали в целом образ пропорционального и гармоничного архитектурного ансамбля. Создатели зиккурата рассчитали высоту всех его террас и придали стенам такой наклон, чтобы направлять взгляды вверх и к центру сооружения: острые линии тройной лестницы подчеркивали наклон стен и привлекали внимание к расположенному на вершине храму. Также археологами была обнаружена на зиккурате сложная система стока воды, предназначение которой сначала расшифровали как предотвращение просачивания воды от дождя через толщу сооружения в его основание. Но затем были получены свидетельства, что система стока воды, скорее всего, была создана для обслуживания существовавших на некоторых террасах зиккурата искусственно разбитых садов, нуждавшихся в орошении. Судя по всему, свои аналоги знаменитых «Садов Семирамиды» были и в Уре.


Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели cвoeгo владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов.

Богу-покровителю посвящался центральный храм города . Eгo размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные гopы, долины, реки . Частые, а временами кaтaстрофические подъемы соленых гpyнтoвыx вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

Главным богом считался Энлиль, «владыка-ветер», царь богов и людей. Он отделил небо от земли, сотворил деревья и злаки, изобрел для возделывания земли и строительных работ мoтыгy, установил изобилие и процветание. Не менее значимые функции выполнял Энки, владыка воды и мудрости, судья богов и людей. В образе ярого быка он соединился с рекой Тигр, представленной в образе дикой коровы, и наполнил ее свежей, сверкающей, животворящей водой. Он «назвал по имени.. (т. е. дал жизнь) животворящий дождь, заставив eгo падать на землю, болота и тростниковые заросли, наделив их рыбой. Инанна почиталась как богиня плодородия, любви и раздора.

Из-за тoгo что на этих землях не было достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять мecта и строить «жилище богаl> на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Причем каждый последующий объем был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. По существу, храм, воплощая образ мирового древа, зримо воспроизводил тот ковчег, который боги в шумеро-аккадском эпосе о гильгамеше 1 повелели выстроить перед Всемирным потопом.

Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъема вод, но и позволяющей обозревать eгo со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Ее тяжелую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.

Так выглядел зиккурам Эмемепнигуру в Уре (ХХI в. дон. э.) – храм шумерского бога луны Нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, paковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными, черными, синими, золотистыми искрами. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виногpaд, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод , впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вaвилонских царей.

Не менее великолепное зрелище являл собой зиккурат Зтеменанкu (VI в. до н. э.) – храм вавилонского бога солнца Мардука, возведенный на священной территории в Нoвом Вавuлоnе. В библейской легенде о том, как Бог в гнeвe смешал языки людей, решивших построить башню до небес, он получил название Вавилонская башня (Вавилонское столпотворение)* .

Храм состоял из семи платформ. Вертикальные кирпичные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесные объемы , придавая силуэту устремленность вверх, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов сооружение приобретало вид сказочнoгo фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.

* Вавилонское столпотворение – выражение, которое благодаря знаменитой легенде стало синонимом беспорядка и неразберихи, возникающих, когда люди перестают понимать Apyг Apyгa.

Красочны и монументальны были и сооружения общеcтвeннoгo назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности – еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом мнoгoкpaтное воспроизведение одного и тoгo же рельефа* на глазурованных кирпичах белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов создавало особый церемониальный ритм (см. цв. вкл., рис. 2).

Линейный тип рельефа идеально подходил к жестким линиям монолитной архитектуры, о чем свидетельствуют такие сооружения в Новом Вавилоне, как ворота богини любви и плодородия Иштар (шумеро-аккадской Инанны) и Дорога процессий.

Мощный прямоугольный объем ворот Иштар (VI в. до н. э.), укрупненный квадратными в плане зубчатыми башнями с арочным проходом между ними – так называемый хеттскиu портал, – покрывали темно-синие изразцы. Эту синюю громаду несколько смягчало монотонное чередование рельефа: золотисто-желтого, изображающего священных быков, и молочно-белого, воссоздающего зверей бога Мардука, фантастических существ с маленькой рогатой гoловкой на змеевидной шее, с передними львиными и задними орлиными лапами (см. цв. вкл., рис. 3).

Дopoгy процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена, также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие львы кофейного

* Рельеф (от лат. гelevo – поднимаю) – вид скульптуры . в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона.

цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму.

Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью при изображении живой природы. Это видно по peльефам на алебастровых пластинах, сплошным кoвром выстилавших стены ассиро-вавилонских двopцов снаружи и изнутри. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению дaров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» – божеств возрождающейся весенней природы.

Совершенным образцом пластической выразительности, многообразия поз, накала эмоций служат рельефы из дворца Ашшурнасирлапа ll в Капьху (lX в. до н. э.), где разворачивается цapская охота на хищников: несутся в легких колесницах, стреляя из лука, царские сатрапы, оруженосцы орудуют мечами, разбегаются в разные стороны обезумевшие пантеры, ревут смертельно раненные львы. Реалистично передана ярость пораженного стрелами льва, ycтpeмившегося в прыжке на колесницу царя, который упреждает нападение метким выстрелом из лука. Невдалеке пытается подняться львица с перебитым хребтом. Могyчий лев с простреленным боком еще держится на нoгax, но тело несчастного животнoгo уже подалось вперед в последней судороге, а из пасти хлещет кровь . Люди и звери в неожиданных ракурсах плотно заполняют пространство, чувствуется напряженное действие и ритм – и все это словно подернуто воздушной дымкой, которая позволяет ощутить пространственную глубину и пульсацию живой плоти.

Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. При этом, не придавая значения портретному сходству, месопотамские художники достаточно точно воспроизводили азиатский типаж: коренастая мускулистая фигypa, большая голова с тяжелой нижней челюстью, крючковатым носом, торчащим, как птичий клюв, тонкими извилистыми губами, низким скошенным лбом и огромным глазом, глядящим на зрителя. Царя можно было узнать по длинной завитой бороде, густым волосам, тоже завитым и ниспадающим на плечи, могучему торсу и пышно изукрашенным одеждам из вышитых тканей с бахромой и тяжелыми кистями.

* * *
Характерные для народов Месопотамии обожествление царской власти и культ богов обусловили строительство посвященных им монументальных зиккуратов, ставших знаковым явлением месопотамского искусства. Вместе с тем не стесненное религиозными рамками, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках царей, месопотамское искусство носило по преимуществу светский характер с преобладанием в зодчестве дворцовых и общественных сооружений.

Наряду с масштабностью они отличались пышной декоративностью. Органичный сплав ликующей красочности глазуровaннoгo кирпича и жесткости линейного ритма рельефа coставляет самобытность месопотамского стиля. Рельефы точностью и обилием деталей напоминают царские летописи тoгo времени, которым свойственны бесстрастность и четкость изложен ия событий. Но именно в рельефах впервые в мировом изобразительном искусстве засверкала жизнь природы.

Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших соседей – египтян и персов. В более поздние века оно распространилось через Северную Африку и мавров, пришедших в Испанию , на западноевропейское искусство, а через народы , населявшие бассейн гаспийского моря, на Восточную Русь.
"
"
Вопросы и задания
1. Какие черты характерны для архитектурных сооружений в гopoдах-государствах Месопотамии? Чем они обусловлены?
2. Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигyру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре? Выполните задание № 1 из рабочей тетради.
3. Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?


Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Рефераты, домашняя работа по исскуству скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46 м, высоту до 30 м.

История

Строительство зиккурата вела третья династия Ура , восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и гутиев . Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город.

Зиккурат представлял собой 20-метровое кирпичное здание, которое располагалось на платформах различной ширины, с основанием 64 на 46 метров, с тремя этажами. Фундамент был сложен из сырцового кирпича, внешние стены выложены каменными плитами .

Вся поверхность здания была облицована кирпичами , которые предварительно прошли обработку битумом .

Три подъёма наподобие приставных лестниц (крутая-центральная и две боковые соединялись вверху) вели на первую площадку, откуда ступени вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище-храм богини луны Нанны. Верхняя площадка служила также жрецам для наблюдений за звездами. Внутри стен, поддерживающих платформы, находилось множество комнат, где жили священники и работники храма .

Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам зиккурат Этеменнигуру, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни .

Современное состояние

В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован. Во дворе зиккурата Вулли открыл останки храмового архива - глиняные таблички с информацией о торговых сделках , в которых жрецы выступали представителями лунного божества.

В 1979-1980 гг., во время правления

Месопотамия, шумеры – именно с этих слов обычно начинается история. Ведь именно там зародилась первая цивилизация, первая письменность и первые города. Месопотамия в переводе с греческого «междуречье», территория между реками Тигр и Евфрат.

С конца 4-го тысячелетия до н.э. там уже жили шумеры. Жители были земледельцами, которые соорудили на полях ирригационную систему, изобрели гончарный круг и повозку на колесах.

Конструкция колеса из 3-х частей

Глиняная статуэтка колесницы, найденная в захоронениях

Выглядело это всё примерно так.

Шумеры работали, трудились, временами воевали с соседями, в общем как и все. И со временем появился переизбыток продовольствия и часть людей взяли на себя другие обязательства, такие как ремесло и торговля. Возникла городская цивилизация, стало проявляться классовое общество. Возникли такие города как Ур, Лагаш, Киш и Урук.

У шумеров было многобожие и боги воплощали суровые силы природы. В каждом городе был свой главный бог, которому посвящали строительство храма и обращались за поддержкой. Шумеры считали, что молиться богам нужно не переставая, поэтому храмы украшались молящимися фигурами.

Львиноголовый орел. Ур. Ок. 2500 до н.э. Лазурь, золото, битум, медь. В мифологии древнего Шумера орел с головой льва был символом бога Нингирсу.

На территории двуречья были постоянные затопления, поэтому было целесообразно все важные постройки делать на возвышениях. Также на месте старого храма возводили новый храм, поэтому он со временем становился выше и находился на платформе. Но здесь еще есть и психологический эффект. Храм и дворец возвышались над городом, так же как цари и жрецы. И это к тому же еще олицетворяло связь неба и земли. Да и наблюдать за городом с высоты гораздо удобнее. Цари располагались на территории храмового комплекса.

В этот период также появляется монументальная архитектура, храмы украшались пестрой мозаикой, вставленных в сырцовую стену здания. Из наиболее известных и сохранившихся построек известен Зиккурат в Уре.

Выглядел он как-то так.

Он служил не только храмом, но и общественным учреждением и царским дворцом. Как и все важные постройки в Месопотамии Зиккурат возвышается над землей на платформе.

То, что есть сейчас. Находится в Ираке.

К центральному входу ведут 3 лестницы.

Чтоб сооружение не выглядело как большая каменная глыба, были сделаны прямоугольные ниши в стенах.


При подъёме по лестнице человек попадает сначала на площадку, которую использовали жрецы для наблюдений за звездами, а цари для наблюдений за городом. Далее лестница вела в сам храм.

Зиккурат был облицован обожженным кирпичом.

Внутренние помещения и конструкции.

План города Ур

Также весьма известен Зиккурат в Чога-Замбиль. Находится в Иране.

Боги требовали подношений и для того, чтобы определить персональные подношения стали применять печати – цилиндры с миниатюрными рельефами. На печати писали имена владельцев, либо изображали их самих. Так сказать появились первые личные подписи. Они прокатывали цилиндр по сырой глине и на ней отпечатывалось имя. Таким способом подписывали налоговые подношения. Именно это впоследствии способствовало развитию письменности.

Первая письменность шумеров была пиктографической – т.е. знаки изображали предметы окружающего мира. Через некоторое время знаки стали упрощаться и стали более условными. Росла численность населения, увеличивалось продовольствие и возникла торговля с соседними территориями. Для точного подсчета ввели систему записи и фиксации всех сделок. Записи делались клинком по сырой глиняной табличке. Отсюда название «клинопись».

Призма. Около 710 г. до н.э. Из простых пиктограмм клинопись превратилась в сложное абстрактное письмо.

Читать и писать могли только избранные. Это еще больше расслоило людей на классы. Также в месопотамии была изобретена шестидесятиричная система счета. Развилась астрономия. В классовом обществе появились военные, жрецы и цари. На время войны во главе армии ставили лугаля – «большого человека». Лугали подолгу оставались у власти и в мирное время, потом и вовсе стали передавать власть по наследству. Так возникли царские династии.

Шумеры изготавливали различные ритуальные предметы, на которых изображали сцены сражений и пиров. Распространены были и музыкальные инструменты, отделка которых была выполнена из золота и драгоценных камней, которых в Месопотамии не было. Это еще одно свидетельство торговых связей с соседними поселениями. Все эти предметы также указывают на высокий уровень мастерства.

Шлем. 2450 г. до н.э. Золото. Принадлежало предположительно Мескаламдуг. Очень много изящных стилизованных элементов

Тоже весьма тонкая и изящная работа.

Музыкальный инструмент. Украшен золотой головой быка с синей бородой из лазурита.

Но около 2300 г. до н.э. Саргон, правитель Аккада, города на севере Шумера, где жили семитские племена, нанес поражение шумерскому царю Лугальзагеси и завоевал все города Междуречья. Система «город-государство» рухнула, начала формироваться империя.

Голова аккадского правителя. Предположительно Саргон или кто-то из его наследников. Около 2350 г. до н.э.

Изменения коснулись и искусства. Победная стелла Нарам-Суэна, внука Саргона. На ней фигура правителя наделена атрибутами божественности: на голове рогатая тиара, над ним сияют солнца и луна, под его ногами побежденные враги.

О высоком уровне художественной культуры свидетельствуют монументальные скульптуры. Правитель Гудеа запечатлен в таких скульптурах. Эти статуи были предназначены для храмов города.

В 2132 г. до н.э. с территории Двуречья были изгнаны племена гутиев и власть перешла к городу Ур, где сформировалось Шумеро-Аккадское государство.

Знаменитые крылатые быки и крылатые львы. Здесь шумеры соединяли силу животного и разум человека. Заметьте, что у фигур 5 ног, это делалось для того, чтобы воспринималось спереди как стоящую и сбоку как идущую фигуру.

Но со временем Ур пришел к упадку и амориты, смешавшиеся с местным населением, создали новое царство со столицей в Вавилоне, прежде небольшим городком. Этот город стал культурным центром.

Шестым царем этой новой династии был знаменитый Хаммурапи. Он известен своим сводом законов, который укрепил авторитет царя. На стеле «Кодекса Хаммурапи» есть изображение царя, которому бог вручает атрибуты царской власти. После смерти Хаммурапи его царство распалось.