» » Быт древнего китая кратко. Культура древнего китая

Быт древнего китая кратко. Культура древнего китая

Раздел - I - КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Раздел - II - КИТАЙ В III ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ — II ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Раздел - III -Культура древнего Китая

Раздел - IV - Искусство Древнего Китая кратко

Раздел - V - Религия Древнего Китая кратко

Древний Китай — одна из величественнейших цивилизаций Древнего мира . Происхождение древнего Китая похоже на происхождение Шумера, Древней Индии, и Древнего Египта . Величественная река Хуанхэ постоянно приносит с гор частички плодоносных почв — лесса.

В долине Желтой реки(Хуанхэ) зародилась древняя цивилизация. Первое царство появилось во втором тысячелетии до нашей эры и называлось Инь или Шан.

Современные археологи проводили раскопки, в результате чего им удалось раскопать столицу данного царства Великий Город Шан и гробницы некоторых шанских царей —их звали ваны. Хоронили Вана в достаточно глубоком (до 10 метров) котловане, в который была проведена вела лесенка. В могилу клали золотые украшения, украшения из нефрита, яшмы, а так же устанавливали огромные бронзовые сосуды. В обязанности ванна входило следующее: управлять государством, исполнение особых религиозных обрядов а так же верховный суд.

Ван считался священной и неприкосновенной личность. В тысяча сто двадцать втором году до нашей эры племя под названием Чжоу во главе с У-ваном нанесло большое поражение шанцам, установив тем самым свое господство, а большая часть жителей государства Шан-Инь было обращено в рабство. В восьмом веке до нашей эры под ударами кочевников распалось государство Чжоу; теперь, на главную роль выдвигаются то одни, то другие царства, из которых самым крупным государством было царство под названием Цзинь (седьмой - пятый века до нашей эры). После распада государства Цзинь начался тяжелый период Чжаньго (в переводе как «Сражающиеся царства»), когда древний Китай был поделен на два десятка мелких княжеств которые постоянно враждовали между собой, а так же практически не подчинялась чжоускому вану.

6-5 в.до.н.э — время когда в древнего Китае начинают появляться первые философские учения. В шестом столетии до нашей эры в Китае жил великий мудрец, его звали Конфуций, он был очень почитаемый среди китайцев, как в то время, так и во все последующие столетия. Учение Конфуция об уважении к старшим, о «благородном человеке», о важности образования, о скромности, и т.д стали в последствии важным эталоном взаимоотношений в Китае между людьми — как в семье, так и в самой стране.

В 221г.до н. э. правитель Цинь Ин Чжэн стал объединять огромные территории в единственную империю и взял титул Цинь Шихуанди, что означает «Первый император династии Цинь». Этот
правитель достаточно жестоко уничтожал всякое сопротивление, используя самые ужасные виды экзекуции. Если человек не соблюдал закон, то в этом случае наказанию подвергалась и вся семья этого человека: его членов семьи попросту превращали в рабов заставляя их работать на тяжелых строительных работах.

Когда Цинь Шихуанди установил свою собственную власть в империи, он начал войну с кочевниками-гуннами, которые часто нападали с северной стороны на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить, построив мощную пограничную стену, которая получила название Великая Китайская стен. После падения династии Цинь к власти приходит Лю Бан. Он уменьшил налогообложение и отменил некоторые наиболее жестокие законы, которые были введенные в Древнем Китае императором Цинь Шихуанди. Лю Бан, которому наследовали затем одиннадцать его потомков, стал основателем династии Хань. В эпоху Ханьской династии сложились основные черты Древнекитайского государства. В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры — искусства, литературы, науки. В двести двадцатом году династия Хань пршла в упадок, а на все ее территории сформировалось несколько независимых друг от друга государств. Это событие считается концом античного периода в китайской истории.

Природные условия Древнего Китая кратко

Древние китайцы населяли Северо-Китайскую равнину, находящуюся на крайнем востоке Азии, С запада на восток равнину пересекала Хуанхэ (Желтая река), несшая много плодородного ила. Оседая, ил заполнял русло и заставлял реку менять его. Хуанхэ затопляла поля, смывая селения. Народ прозвал ее «горем Китая». Упорным трудом, вырубая леса, осушая болота, укрепляя берега рек, древние китайцы превратили свою родину в страну развитого земледелия. Долина реки Янцзы (Голубая река), расположенная южнее Хуанхэ, была завоевана китайцами позднее, Реки, в особенности Янцзы со своими многочисленными притоками, служили в древности важнейшими путями сообщения.

Занятия населения.

В середине второго тысячелетия до н. э, область Хуанхэ и ее притоков населяли многочисленные племена охотников и рыболовов. Одному из этих племен, племени инь, удалось подчинить своих соседей. В последнее время учеными- археологами раскопаны десятки поселений иньцев. Обнаружены многие тысячи надписей на костях животных и черепашьих щитках. Это позволяет изучить быт и занятия древнейшего населения Китая.

Основным занятием древних китайцев, осевших в долине Хуанхэ, было земледелие. Этому благоприятствовали мягкий, умеренный климат, плодородная почва и обилие влаги.

На полях произрастали просо, пшеница, ячмень, рис. В течение года убиралось два урожая: в первую половину года снимали урожай проса, а во вторую — пшеницы. Землю обрабатывали деревянной сохой, деревянными мотыгами, каменными серпами.

Скотоводство, рыболовство, охоте приобрели подсобное значение, Кроме крупного рогатого скота и лошадей, древние китайцы разводили овец, коз, свиней, Молочные продукты китайцами в древности в пишу не употреблялись.

Первоначально земледельцы сами изготавливали простейшие сельскохозяйственные орудия, глиняную посуду, ткани. Со временем ремесло превращается в особую, самостоятельную отрасль производства. Раньше всего выделилось ремесло литейщика, требовавшее особого умения и навыков. Бронзолитейщики Плавили И ковали металл и делали из негооружие и различную утварь. Гончары стали выделывать красивую и прочную посуду, пользуясь гончарным кругом и печью. С древнейших времен китайцы умели изготавливать тонкие
шелковые ткани. Мастерство это держалось в тайне.

С развитием земледелия и ремесла возникает и развивается торговля. Торговля велась не только с непосредственными соседями, но и с народами на берегах Тихого океана. Роль денег вначале выполняли драгоценные раковины. Добывать их было трудно. Поэтому стали мастерить искусственные раковины из драгоценного камня и из кости. Затем начали отливать из бронзы слитки в форме раковин и других предметов. Так в Китае появились металлические деньги.

Древнейшие рабовладельческие государства.

Во втором тысячелетии до н. э. у китайцев возникает рабство. Главный источник его — войны с соседями, в особенности с северными кочевыми племенами. Рабов получали также в виде дани с покоренных племен.

Труд рабов начал применяться в хозяйстве. В этот период рабы еще находились в коллективной собственности общины. Рабов не только заставляли работать до изнеможения, но и приносили в жертву богам. Археологи раскопали погребения с захоронениями сотен людей, погибших насильственной смертью. Это были принесенные в жертву рабы.

Наряду с погребениями, содержащими богатые вещи, а также " принесенных в жертву рабов, раскопаны могилы, в которых нет никаких вещей. Это говорит о том, что в обществе появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы.

Чтобы держать в повиновении рабов и бедняков, рабовладельческая знать создает государство. Во главе древнейшего Китайского государства становится военный вождь — ван. Его опорой были знать и многочисленные чиновники. Они взимали с населения непосильные подати. За службу ван раздаривал приближенным землю и рабов. Это вело к развитию крупного землевладения.

В XII в. до н. э. племя чжоу, жившее к западу от государства Шань-Инь, подчиняет себе иньцев. Образовалось государство Чжоу. Помимо этого, в Китае появилось много других рабовладельческих государств.

Земледельцы в этих государствах жили общинами, но каждая семья получала в пользование земельный надел. Орудия труда, скот, семена также находились в частной собственности отдель

ной семьи. Родовая и племенная знать, пользуясь своим положением руководителей общины, стала захватывать лучшие земли. Свободные общинники изнемогали от малоземелья, попадали в долговую зависимость к своим богатым соседям — крупным землевладельцам.

Недовольство крестьян нашло отражение в песнях, порицающих алчность и жестокость богачей. В одной из таких песен крупные землевладельцы сравниваются с полчищем крыс, поедающих плоды человеческого труда:

«Наши крысы, наши крысы, Не грызите наше просо. Мы живем у вас три года, А забот от вас не видно... Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно»,

В городах жили искусные ремесленники. Из глины и металлов они изготовляли красивую посуду. С середины первого тысячелетия до н. э. китайцам был известен лак. Лаком покрывали мебель и другие деревянные изделия. Сок лакового дерева был ядовит, поэтому ремесленники, делавшие красивые, нарядные вещи, рано умирали.

В первой половине первого тысячелетия до н. э. расширяются торговые связи китайцев. Развитию торговли способствовало появление первых монет из металла. Постепенно города превращаются в центры ремесла и торговли.

Северные границы Китая постоянно подвергались нападениям кочевников, которые впоследствии стали известны под названием «гунны». Китайские государства заключали между собой союзы, так как силами одного государства бороться с кочевниками было невозможно. Но эти союзы были непрочными. Часто китайские государства воевали друг с другом. Междоусобные войны разоряли хозяйство Китая и вели к еще большему усилению эксплуатации трудящихся масс.

В древние времена основная часть населения Китая была занята сельским хозяйством. Короли, дворяне и торговцы составляли только небольшой процент общей численности населения. Фермеры были угнетаемой частью населения, и их низкий уровень жизни хорошо можно оценить по способу, которым они строили свои дома. Они были сделаны из грязи и древесины, и у многих из них не было даже надлежащего настила.

У китайского народа были очень важны традиции семейной жизни. Мужчины в Китае наслаждались авторитетными положениями в семье. Членов старшего возраста семьи нужно было уважать. Важные решения принимались только старшими. А женщины тем временем столкнулись с дискриминацией в семье и обществе в целом. Их рассматривали практически как рабов. Женщины обязаны были во всем повиноваться своим родителям и родственникам со стороны супруга после женитьбы. Женщина всегда должна была вести себя в спокойной и сдержанной манере. Любой вид непокорного поведения со стороны женщины был совершенно недопустим. Закрепление ноги в специальных колодках так же было жестокой практикой, существующей в Китае в древние времена. Маленькие ноги считали признаком красоты в женщинах. Закрепление ноги было не только оскорбительной практикой, но также и очень болезненным процессом, который должны были вынести женщины. В возрасте 6-7 лет пальцы ног ломали и связывали. Это делали для того, чтобы ограничить рост пальцев и насильственно уменьшить размер ног. Этот процесс продолжался сроком приблизительно в десять лет.

Главными религиями, исповедоваемыми в древнем Китае, был Буддизм, конфуцианство и Даосизм. Пагоды были построены как места для вероисповедания.
Что касается денег, китайский народ использовал в качестве валюты монеты с отверстиями

Торговцам в древнем Китае не имели особой значимости в общественной жизни. Во время войны, торговцы не были защищены правительством, им не позволялось покидать границы города, пока война не прекратилась.

Повседневная жизнь в древнем Китае претерпевала много изменений с приходом к власти различных династий. Земля Китая была окружена множеством тайн, которые покрывают ее и по сей день. Однако, с приходом глобализации, эта ситуация начала меняться и в итоге, сегодня, мы знаем намного больше об этой великой нации.

ГП древнего Китая.

Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.

Население древнего Китая.

В нашем распоряжении нет и, надо полагать, никогда не будет прямых данных о том, на каких языках говорили люди, населявшие бассейн Хуанхэ в неолитическое время; можно лишь предполагать, что создатели культуры крашеной керамики Яншао (V-IV тысячелетия до н. э.) были протосинотибетцами, вытеснившими и частично ассимилировавшими более древнее палеоазиатское население. Вероятно, иньская этническая общность (II тысячелетие до н. э.) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибет-цев с племенами южного происхождения. Другая, более западная группа протосино-тибетцев стала основой формирования чжо-уской этнической общности. На базе взаимодействия иньцев и чжоусцев в I тысячелетии до н. э. в среднем течении Хуанхэ складывается древнекитайский этнос. В формировании его принимали участие также и соседние этнические общности, говорившие на палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) языках

Как и в настоящее время, в древности население Китая не было однородным. Значительную часть Восточного, Северного и Северо-Западного Китая, согласно некоторым литературным источникам, уже в ранние времена занимали собственно китайские племена шан, ся, чжоу и другие. На юге и юго-западе Китая проживали родственные китайцам племена сино-тибетской языковой группы. Север, северо-восток и запад страны заселяли, по большей части, племена монгольской, тюркской и манчжуро-тунгусской групп языков.

Периодизация истории древнего Китая

1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э.). 2. Древний Китай в VIII-III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае - империя Цинь (221-207 гг. до н. э.). 4. Империя Хань (III-I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I-III вв. н. э.

§ Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу - до 221 до н.э)

§ Имперский Китай (Цинь - Цин)

§ Новый Китай (1911 - совр.)

Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части - Западное Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII-Ш вв, до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды.

Образование первых государств в Китае: эпоха Инь и Чжоу.

Образование первых государств в Китае.

Самоназвание же народа, создавшего на территории Китая совместно с другими народами Восточной Азии одну из великих мировых цивилизаций, которая сохранила преемственность на протяжении тысячелетий и продолжает развиваться поныне,- «ханьжэнь», или «ханьцы» - происходит от наименования дальневосточной империи эпохи поздней древности - Хань (202 г. до н.э.), хотя засвидетельствовано в памятниках лишь значительно позже. Предшественница Хань - империя Цинь (221-206 гг. до н.э.) также не была забыта в мировой истории: к ее имени восходят европейские названия Китая со времен античности - латинское Sinae, французское Chine, английское China.

Государственные образования, возникавшие в пределах Китая, вплоть до династии Цинь, осуществившей объединение страны, не были результатом исторического развития одних ханьцев. На территории Китая начиная с эпохи каменного века обитало множество разных этнических общностей (предположительно наряду с разными племенами - носителями сино-тибетских языков, носителями языков тунгусо-маньчжурской семьи, австронезийской семьи и т.п.). Они создавали свои самобытные культуры; к тому же экологические факторы обусловливали образование на этих территориях целого комплекса устойчивых этнокультурных ареалов, по своим масштабам соответствовавших целым странам. Лишь синтез этих культур сформировал на протяжении веков тот удивительный культурно-исторический феномен, который мы называем китайской цивилизацией. До того как возник термин «ханьцы», протокитайцы наделяли себя разными самоназваниями, среди которых нам известен как один из самых ранних и, пожалуй, доминирующий собирательный этнический термин - этноним хуа. Судя по древнейшим надписям конца II тысячелетия до н.э., другими ранними самоназваниями населения бассейна Хуанхэ, колыбели древнекитайской цивилизации, были шан и чжоу. Хуа, шан(Не смешивать с современными шанцами, живущими в Бирме.) и чжоу с известными оговорками можно считать наиболее древними из известных нам этнонимов носителей бронзовой культуры в Северном Китае.

Надо заметить, что территория обитания хуа и других далеких предков современных китайцев сначала охватывала лишь небольшую часть нынешней Китайской Народной Республики. Поэтому, рассматривая древнюю историю Китая, целесообразнее говорить не о «древнем Китае» вообще, а об «Иньском Китае», территориально ограниченном сроднен частью бассейна Хуанхэ, или «Чжоуском Китае», занимавшем значительную часть бассейна Хуанхэ и северную часть бассейна Янцзы. Лишь «Цинь-Ханьский Китай» был своего рода древней «вселенской» империей, охватившей весь собственно Китай. Но не одни лишь протоханьцы (хуа) и ханьцы занимали в те времена его территорию: взаимодействие разных этносов и различных общественных укладов продолжалось во все периоды истории «древнего Китая».

Принципиальное (в социально-экономическом и политическом плане) единство империй Цинь и Хань несемненно; ведущая роль ханьской народности в этой огромной древневосточной деспотии окончательно определяется с конца III в. до н.э.

Древнее общество на территории Китая представляет собой самостоятельный замкнутый социальный и политический комплекс с особыми, присущими древним обществам закономерностями и узловыми вехами развития. Вместе с тем древнекитайское общество является одним из важнейших звеньев в мировой цепи цивилизаций древности.

Эпоха Инь

Государство Шан-Инь(商殷)(династия Шан, кит. 商, пиньинь shāng ), возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ в селе Аньян, было первым государственным образованием бронзового века на территории Китая, существование которого подкреплено сообщениями археологических, нарративных и эпиграфических источников. Согласно современным представлениям, у него были предшественники в различных районах бассейна р. Янцзы Учэн и др. и в бассейне р. Хуанхэ Эрлитоу, Эрлиган. В результате войн с соседними народами к XI веку до н. э. влияние шанских правителей распространилось на территории современных провинций Хэнань и Шаньси, а также часть территорий провинций Шэньси и Хэбэй. Тогда существовал лунный календарь и использовалась письменность - прообраз современного иероглифического китайского письма. Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения - у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы. Иньцы практиковали человеческие жертвоприношения - чаще всего в жертву приносились пленные.

В XI веке до н. э. государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу - У-ваном.

Основой иньского общества были большесемейные общины, жили в городах с мощно укрепленными стенами.

Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине, правившем во второй половине XIII в. до н. э. При нем в Великом Городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин значительно расширил территорию Инь. В памяти потомков он остался могущественным завоевателем.

Иньское государство не имело какой-либо иной системы территориального деления, кроме родоплеменного. Оно возникло скорее всего как союз племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их своему влиянию

Эпоха Чжоу

Обширная территория государства Чжоу (кит. 周, пиньинь Zhōu ), охватывавшая практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государственных образований - изначально, наследственных уделов на территориях, заселённых различными племенами и расположенных на удалении от столиц - Цзунчжоу (западной - около г.Сиань) и Чэнчжоу (восточной - Лои, Лоян). Эти уделы предоставлялись во владение родственникам и приближённым верховного правителя - обычно чжоусцам. В междоусобной борьбе число первоначальных уделов постепенно сокращалось, а сами уделы укреплялись и становились более самостоятельными.

Население Чжоу было разнородным, причём наиболее крупную и развитую его часть составляли иньцы. В государстве Чжоу значительная часть иньцев была расселена на новых землях на востоке, где была построена новая столица - Чэнчжоу (современная провинция Хэнань).

Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии - царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.

Период Чжоу (XI-III вв. до н. э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 до н. э. под угрозой нашествия варварских племён из Цзунчжоу - первоначальной столицы государства - в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи.

Период Восточное Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода:

§ Чуньцю («Период Весны и Осени» VIII-V вв. до н. э.);

§ Чжаньго («Период Сражающихся царств», V-III вв. до н. э.).

В период Восточного Чжоу власть центрального правителя - вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), - постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали играть сильные уделы, превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных) именовали себя «срединными государствами» (чжун-го ), ведущими своё происхождение от раннечжоуских уделов.

В период Восточного Чжоу формируются основные философские школы Древнего Китая - конфуцианство (VI-V вв. до н. э.),моизм (V в. до н. э.), даосизм (IV в. до н. э.), легизм.

В V-III вв. до н. э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век. Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле.

В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств - Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное - Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь - будущий император Цинь Ши Хуан - объединил весь Китай под своей властью.

Так в середине III века до н. э. завершился период Восточного Чжоу.

1.Западное Чжоу.

Период с 1122 по 770 г. до н. э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. В отличие от войн Шан-Иньской эпохи, носивших характер вооруженных набегов, походы чжоусцев с самого начала имели целью захват новых территорий, перекачивание из них рабочей силы

Западное Чжоу по структуре представляло собой весьма рыхлое и этнически пестрое государственное образование, в котором местные владетели были обязаны данью и военной помощью верховному чжоускому правителю, но автономно управляли выделенными им областями. Территории, захваченные чжоусцами, либо отдавались в управление (го ) членам правящего чжоуского дома, либо оставлялись в подчинении прежних правителей, поставленных под надзор "наблюдателей" чжоуского вана. Титул вон был унаследован верховными царями Чжоу от шанцев.

2.Восточное Чжоу.

В VIII в. до н. э. под напором непрекращающихся вторжений западных кочевых племен из глубин Центральной Азии чжоусцы стали покидать свои исконные земли в бассейне р. Вэйхэ. В 771 г. войско Ю-вана было разбито кочевниками, сам он попал в плен, после чего его сын Пин-ван перенес столицу на восток. Этим событием традиционная китайская историография начинает эпоху Восточного Чжоу (770-256 гг. до н. э.).

Правители царств широко практикуют раздачу земли за службу, что, в частности, означало переуступку прав на получение поступлений от общин. В связи с разложением общинной собственности во многих царствах прекратились общинные переделы земли, которая наследственно закреплялась за отдельными семьями. Это вызвало изменение всей системы изъятия государством прибавочного продукта у основной массы производителей. По имеющимся данным, сначала в царстве Лу (в 594 г. до н. э.), потом в Чу (в 548 г. до н. э.), а затем и в других государствах система коллективной обработки общиной части ее полей в пользу царя была заменена зерновым налогом (обычно в одну десятую урожая) с поля каждой семьи. По сути, это и было началом регулярного налогообложения земледельцев, что повлияло на характер общинных органов самоуправления.

Столицей вост.Чжоу Пи-Ван сделал г.Лои; переняты достижения шань-иньской культуры(иероглифическое письмо, бронзолитейное производство)

В середине I тысячелетия до н. э. политическая карта древнего Китая по сравнению с началом периода "Чуньцю" кардинальным образом меняется: от двухсот государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются "семь сильнейших" - Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу "периферийных", а также Вэй, Чжао, Хань и Ци - крупнейшие из "срединных царств". Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяющим фактором политической истории древнего Китая в последующий период - V-III вв. до н. э., - вошедший в традицию под названием "Чжаньго" ("Борющихся царств"), который завершается 221 г. до н. э.

Империя Цинь.(221-207до н.э.)

Китайская империя Цинь явилась первым централизованным государством. До него существовали отдельные разрозненные царства, в целом обособленные друг от друга. Территорию, на которой проживали народы этих царств, окружали различные кочевые племена, периодически нападавшие на китайцев. Правителю империи Цинь – Цинь Ши-хуанди – удалось преодолеть разрозненность и междоусобицу, присоединить к своему государству достаточно большие территории и провести ряд реформ. Несмотря на то что империя Цинь просуществовала недолго (14 лет), это время по количеству событий и важности произошедших изменений занимает целую эпоху в истории страны

Основатель династии - Цинь Шихуан - объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Император Цинь Шихуан создал централизованное, управляемое государство на основе легизма, при этом проводились репрессии против сторонников конфуцианства: так, в 213 до н. э.был издан указ о сожжении недозволенных сочинений, находящихся в частном владении, а в 212 до н. э. были казнены 460 конфуцианцев и значительное число было «сослано на границы».

Цинь Шихуан объявил о прекращении всех войн навек, собрал от князей оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему правления.

Правление Цинь Шихуана характеризовалось большим количеством общественных работ, на которых были задействованы миллионы граждан. В этот период была начата постройка Великой Китайской стены длиной 8851,8 км, построены уникальная гробница Цинь Ши Хуана, в которую входилаТерракотовая армия, огромнейший императорский дворец Эпан. Сеть дорог общей длиной

7500 км опоясывала страну, дороги были шириной 15 м с тремя полосами, причём центральная полоса предназначалась для императора.

Смерть Цинь Шихуана в 210 до н. э. наступила во время поездки по стране, в которой его сопровождали его младший сын Ху Хай, начальник канцелярииЧжао Гао и главный советник Ли Сы. Опасаясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от имени императора письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший - Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о «даровании почётной смерти» Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.

Ху Хай в 21-летнем возрасте вступил на трон под именем Эр Ши-Хуанди, однако фактически оставался марионеткой Чжао Гао и через три года был принуждён к самоубийству по его приказанию.

В империи начались восстания, возглавленные Чэнь Шэном, У Гуаном и Лю Баном (конец 209- начало 208 до н. э.). В октябре 207 до н. э. столица империи Сяньян была взята армией Лю Бана, провозглашённого императором и ставшего основателем династии Хань.

В январе 206 до н. э. генерал Сян Юй повторно взял столицу, которую ему уступил Лю Бан, разрушил город и массово истребил жителей, последний правитель Цинь был казнён.

Слайд 2

  • Введение
  • Быт жителей Древнего Китая
  • Интересная особенность
  • Великие изобретения
  • Культивирование риса
  • Китайские палочки для еды
  • Лапша
  • Колокола
  • Фарфор
  • Белый чай
  • Слайд 3

    Древний Китай

    • Древний Китай – одного из первых государств на Земле.
    • Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и
    • духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы,
    • что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы.
  • Слайд 4

    Быт жителей Древнего Китая

    • Мужчины и женщины в древнем Китае носили халаты с поясом. Рукава были длинными и широкими. Внутри рукавов пришивали карманы для мелких вещей. Богатые люди носили шёлковые или хлопчатобумажные халаты с узорами. Одежду императора украшали изображениями дракона. Слуги и рабы носили синюю и тёмную одежду.
    • Китаянки делали себе сложные и причудливые причёски. Волосы скрепляли на голове шпильками и клейким соком алоэ. Такая причёска держалась на голове несколько дней. Чтобы не измять её во время сна, под шею подкладывали твёрдую фарфоровую или деревянную подставку.
  • Слайд 5

    • Издавна в Китае существовал обычай туго бинтовать ноги девочкам, чтобы ступни не росли, а оставались маленькими.
    • Такие маленькие изувеченные ножки считали признаком красоты и называли «золотыми лотосами» (лотос - цветок, похожий на лилию). Мужчины носили сандалии или сапоги.
  • Слайд 6

    • В древнем Китае каждый человек имел несколько имён. Одно из них - детское, или молочное - родители давали при рождении ребёнка. Когда ребёнок подрастал, то учитель или родители давали ему взрослое имя, с которым человек жил всю жизнь. Если раба продавали, он брал фамилию своего нового хозяина и новое имя.
    • У китайцев принято сначала писать фамилию, а потом - имя. Фамилий было немного, а вот имя родители могли придумать какое угодно, например: Фань Лань - «Ароматная орхидея», ЦюЖун - «Осеннее лицо».
    • Императоры имели тронные и посмертные имена, а также девизы правления, например: Тай Пин - «Великий покой», ШаоСин - «Продолжение расцвета».
    • Здороваясь, китайцы сжимают руку в кулак и подносят его ко лбу.
  • Слайд 7

    Великие изобретения

    • Бумага
    • Порох
    • Компас
    • Книгопечатание по праву считаются четырьмя великими изобретениями Китая.
  • Слайд 8

    Бумага

    Придворный евнух Цай Лунь изобрёл процесс производства бумаги с применением новых сырьевых материалов. В процессе производства бумаги, кипящая смесь из коры тутового дерева, пеньки, старых тканей и старых рыболовных сетей превращается в пульпу, растирается до пастообразного состояния и затем смешивается с водой. Сито из тростника в деревянной раме опускают в смесь, вытаскивают и встряхивают. Образовавшиеся листы бумаги сушат, а затем отбеливают под воздействием солнечных лучей. Самый ранний известный фрагмент бумаги с надписью на нём был обнаружен в развалинах китайский башни.

    Слайд 9

    Порох

    • Самый ранний известный рецепт пороха записан в военном манускрипте.
    • Порох использовался в зажигательных бомбах, которые выстреливали из катапульт, сбрасывали с оборонительных стен или свешивали вниз на железных цепях, используемых как рычаги
  • Слайд 10

    Самое раннее художественное изображение первого порохового оружия - огненного копья.

    Слайд 11

    Компас

    • В эпоху династии Хань китайцы начали использовать ориентированный в направлении север-юг магнитный железняк в компасах ковшово-чашечного типа в геомансии и других гаданиях, а не для навигации.
    • Компас описывали так: «Этот инструмент похож на ложку, и когда его кладут на тарелку на земле, его ручка указывает на юг».
  • Слайд 12

    Модель китайского компаса ковшово-чашечного типа, используемого в геомансии (разновидность гадания).

    Слайд 13

    Книгопечатание

    • Иллюстрация показывает литеры наборной печати, расположенные в строгом порядке по секторам круглого стола
    • Печать с деревянных досок: Самым старым известным образцом печати с деревянных досок является листочек с сутрой на санскрите, который был напечатан на бумаге из конопли.
    • Самой ранней известной напечатанной книгой стандартного размера является Алмазная Сутра
  • Слайд 14

    Культивирование риса

    • В 2002 году китайские и японские учёные сообщили об обнаружении в восточном Китае окаменелого фитолита одомашненного риса. Доказанные данные свидетельствуют о том, что рис культивировался в 7000 г. до н. э.
    • В настоящее время рис остаётся основой рациона питания в южных и северо-восточных районах Китая.
  • Слайд 15

    Китайские палочки для еды

    Император Ди Синь первым воспользовался палочками из слоновой кости в XI веке до н. э. Самые древние палочки для еды из бронзы найдены археологами в гробницах.

    Слайд 16

    Лапша

    При проведении археологических раскопок в 2005 году была обнаружена лапша 4000-летней давности из проса (вместо традиционной пшеничной муки), сохранившаяся в перевернутой глиняной миске, что создало вакуум между миской и осадочными отложениями, в которых она лежала. Лапша напоминает традиционную современную китайскую лапшу для лагмана, которая делается путём «многократного раскатывания и растяжки теста руками».

    Слайд 17

    Колокола

    Колокола были сделаны по ранее существовавшему керамическому прототипу. Ранние металлические колокола были не только источниками звука, но играли и важную культурную роль. С появлением других видов колоколов, им были отведены вспомогательные функции, например, для оснащения лошадей и колесниц или как деталь ошейника собак.

    Слайд 18

    Шёлк

    Самый древний шёлк в Китае найден в провинции Хэнань. Он относится к периоду неолита и датируется приблизительно 3630 г. до н. э. Шёлковые предметы из раскопок датируются приблизительно 2570 г. до н. э., и включают шёлковые нити, плетёные шёлковые пояса, и кусочки из тканого шёлка.

    Вопросы

    • Жители Древнего Китая верили,что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил,каких?
    • Что носили мужчины и женщины в Древнем Китае?
    • Что желали женщины, чтобы не измять прическу во время сна?
    • Что, здороваясь, китайцы подносят ко лбу?
    • 4 великих изобретения Древнего Китая.
  • Слайд 22

    • Где использовался порох?
    • В каких необычных целях использовался компас?
    • Император Ди Синь первым воспользовался палочками для еды, из чего были эти палочки?
    • Из чего в Древнем Китае делали лапшу?
    • Что производили в горах провинции Фуцзянь?
  • Слайд 23

    Ответы

    • Света и тьмы
    • Халаты с поясом
    • Под шею подкладывали твёрдую фарфоровую или деревянную подставку.
    • Кулак
    • Бумага, Порох, Компас, Книгопечатание.
    • В бомбах
    • Гадание
    • Из слоновой кости
    • Просо
    • Белый чай
  • Основанием пирамиды государственности китайской цивилизации всегда оставалась семья . Число членов семьи исчислялось сотнями и тысячами. Держалась она на соблюдении «пяти постоянств»:

    ü отец должен был следовать долгу и справедливости;

    ü мать – источать милосердие;

    ü старшие братья – питать к младшим дружеское расположение;

    ü младшие к старшим – уважение;

    Государственные и коллективные интересы ставились всегда выше личных. Согласно конфуцианским нормам, от мужчины требовалось честно и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, подчиняться вышестоящим и главе рода. Обязанности женщины – служение мужу, смирение и послушание свекру и свекрови, усердие в труде и продолжение рода. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу. Чем богаче был дом, тем бесправнее чувствовала себя в нем женщина. Только рождение сына делало ее сопричастной власти глав семьи, безграничны были ее права в роли свекрови.

    Китайское общество снизу доверху было связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена, поэтому нередко за вину одного человека казнили четыре поколения такой семьи.

    Китаец всегда своими помыслами устремлен не в будущее, а в прошлое. Отдельный человек значил очень мало, не случайно в китайском имени фамильный знак и до сего времени предшествует имени собственному: сначала – клан, потом – человек.

    Воспитание осуществлялось также в соответствии с постулатами и суждениями Конфуция. Идеально воспитанный человек должен был иметь высокие моральные качества: благородство, правдивость, стремление к истине. Именно Конфуцию принадлежит идея всестороннего, гармоничного развития личности, где приоритетная доля принадлежит не образованности, а морально-духовному началу.

    Брачным возрастом мужчины было достижение им 30 лет, а женщины – 20 лет. Но такие правила нередко нарушались, известны случаи, когда императоры женились в 15, 16 лет, а девушки выходили замуж в 13, 14 лет. Приверженцы конфуцианства осуждали ранние браки. Выбор невесты осуществлялся по нескольким критериям: внешний вид, происхождение, богатство. Эстетическим идеалом китайской девушки считалась та, которая имела утонченную, почти невесомую фигурку с полным отсутствием всяких выпуклостей (поэтому девушкам туго бинтовали грудь), максимально маленькие и изящные руки и ступни, высокий округлый лоб, выразительные глаза, маленький нос и рот с ярко-красными губами. Широко использовались различные косметические средства. На свадьбу приглашали множество гостей, нередко родители жениха вынуждены были брать деньги в долг.


    Китай – родина многих величайших изобретений и открытий . Здесь появились шелк, чай и чайная церемония, порох и компас, фарфор, бумага и книгопечатание (с досок). Воздушные легчайшие велосипеды с остовом из бамбука и бумаги, на которых смельчаки перелетали Ла-Манш, были известны в Древнем Китае.

    Однако в целом отношение к техническим новшествам в Китае всегда было отрицательным : концепция, пришедшая из даосизма, приводила китайцев к мнению, что тот, кто занимается механическими ухищрениями, обретает механическое сердце, т. е. нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим духовным океаном Дао. Китаец всегда мыслил себя частью природы, включался в ритм природы. Он не позволял себе земляной работы зимой, так как нельзя было будить заснувшую землю. Человек в этой культурной системе стремился не к подчинению природы, а к жизни во всей ее полноте и рациональной устроенности.

    Таким образом, восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае. Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга.

    Ментальность народов восточного типа была своеобразной. Общественное сознание носило харизматический характер: действительность воспринималась через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Боги и небесные силы воспринимались как часть живой природы.

    Представление об историческом времени на Востоке имело не меньшие особенности: прошлое, настоящее и будущее существовало как бы одновременно, вместе. Это объяснялось тем, что душа – бессмертна, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие существуют в настоящем и влияют на человека, также существуют и неродившиеся потомки, поэтому на Востоке не возникла проблема «отцов и детей».

    Главной ценностью бытия народов Востока являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Общества были построены на принципах коллективизма, личностное начало развито слабо. Изменения в обществах происходили медленно, был очень высок авторитет старшего поколения.

    Тем не менее, каждая из рассмотренных цивилизаций имела и свои отличительные черты, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие народов этих стран.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основная

    Гомбрих Эрнст. История искусства.– М., 1998.

    Культурология / Под ред. А. Н. Марковой – М., 2003.

    Культурология./ Под ред. А. С. Неверова – Мн., 2004.

    Моисеева Л. А. История цивилизаций.– Ростов-на-Дону, 2000.

    Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии.– М., 2003.

    Силичев Д. А. Культурология.– М., 2000.

    Дополнительная

    Виноградова Н. А., Каптерева Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь.– М., 1997.

    Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии в древности и средние века.– М., 1963.

    Искусство стран и народов мира. Т. 2.– М., 1965.

    Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства.– М., 1966.

    Культура Древней Индии.– М., 1975.

    Тюляев С. И. Искусство Индии, архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло.– М., 1968.

    Виноградова Н. А. Искусство Китая.– М., 1988.

    Кравцова М. Е. История культуры Китая.– СПб., 1999.

    Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая.– Мн., 1997.

    Рифтин Б. Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре.– М., 1961.

    Энциклопедия Нового Китая.– М., 1989.

  •