» » Человек который развивается сам рождается дважды. Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе

Человек который развивается сам рождается дважды. Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе
  • Поведение как предмет психологии. Проблема объективного метода в психологии. Экспериментальные исследования поведения в бихевиоризме и необихевиоризме.
  • Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации, методы изучения.
  • Основные понятия и положения гештальтпсихологии. Примеры гештальтфеноменов (Вертгаймер), представление об инсайте (Кёлер, Дункер), теория поля (Левин).
  • Культурно-исторический подход к пониманию психологического развития человека. Понятие высших психических функций, их строение, свойства, закон развития. Понятие интериоризации (л.С. Выготский).
  • Соотношение понятий субъект, индивид, личность, индивидуальность. Три варианта соотношения объема и содержания понятия личность.
  • Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (Кречмер, Шелдон). Выделение общих психологических типов (Юнг).
  • Определение, функции эмоций. Различные классификации эмоций.
  • Определение, функции воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого процесса. Воля и принятие решений.
  • Представления о строении и развитии личности в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг).
  • Стадии развития личности в эпигенезе: вклад Эриксона в современный психоанализ.
  • Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии (Олпорт, Маслоу, Роджерс).
  • 6 Признаков гуманистического подхода:
  • Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе. «Личность рождается дважды» (Леонтьев): закономерности развития личности в онтогенезе.
  • Понятие ведущей деятельности (а.Н.Леонтьев) и периодизация психического развития личности (д.Б.Эльконин).
  • Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятие образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки.
  • Определение мышления. Виды мышления в различных классификациях.
  • Воображение: определение, виды, функции. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Роль игры в развитии воображения. Воображение и творчество.
  • Определение, классификация и функции эмоций. Экспериментальные исследования эмоций: аффект и стресс, тревога и тревожность, фрустрация. Чувства как эмоционально-смысловые образования личности.
  • Память как высшая психическая функция и ее экспериментальные исследования (а.Н.Леонтьев). Закономерности памяти: кривые забывания, закон «края ряда», память и деятельности, мотивация и запоминание.
  • Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Внимание как высшая психическая функция (л.С.Выготский) и его экспериментальные исследования (а.Н.Леонтьев, п.Я.Гальперин).
  • Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных. Сравнительный анализ психики животных и человека.
  • Основные понятия и принципы развития интеллекта в концепции Пиаже. Стадии развития интеллекта в онтогенезе.
  • Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика типов. Свойства нервной системы и продуктивность деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности (Мерлин, Климов).
  • Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе. «Личность рождается дважды» (Леонтьев): закономерности развития личности в онтогенезе.

    Леонтьев выделил критерии изучения личности:

        Объем (количество мотивов) – количество связей человека с миром, богатство внутреннего мира.

        Устойчивость (иерархия мотивов)

        Изменения иерархии. Личность всегда меняется.

    Личность характеризуется :

      Надситуативной активностью – стремлением действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Эксперимент В.И.Асина (достать конфету, рядом палка). Маленькие дети легко справлялись. Старший ребенок не использовал палку, отвечал, что «так каждый сможет!». Данный эффект назван «интеллектуальной инициативой». У ребенка возникал мотив не просто решить задачу, а решить её своим оригинальным способом (сверхзадача).

      Направленностью – устойчивой системой доминирующих мотивов, задающей главные тенденции поведения человека.

      Единицы анализа функционирования личности представленыустойчивыми смыслами значимых объектов и явлений, отражающих отношения человека к ним, а также личностными ценностями, которые вместе с потребностями являются источником этих смыслов. То есть смысл для человека приобретают те объекты, которые имеют отношение к реализации его потребностей и ценностей.

    Основные положения теории деятельности

      Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)

      Поведение нельзя рассматривать в отрыве от со­знания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства со­знания и поведения)

      Деятельность – это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)

      Действия человека предметны; они реализуют со­циальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности)

    Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отра­жения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предметом психологии является психически управляемая деятель­ность. Более узкая точка зрения состоит в выделении в качестве предмета психологии ориентировочной деятельности, т. е. системы психического управления деятельность.

    А.Н. Леонтьев о личности:

      Личность производится деятельностью. Личность – это дериват деятельности (т.е. производное от деятельности). Для понимания личности следует смотреть на неё через призму системы деятельностей, в которую включен человек.

    Так как любая деятельность детерминирована своим мотивом, основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчиненных мотивов её деятельности. Для описания личности важно выяснить, что в наблюдаемом поведении человека является операцией, что действием с осознаваемой целью, а что – мотивом и является ли этот мотив сознательным или нет.

    Как только человек включается в социально организованную предметную деятельность, личность начинает изменять и развивать саму себя. Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим сам себя изменяет. Вступая в деятельность, личность выполняет функцию регуляции этой деятельности. При этом личность не остается неизменной и сама развивается в процессе деятельности.

      личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается ;

      личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество , хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;

      с этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение:

    а) иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;

    б) это исследование его места, позиции в системе общественных связей, общений, которые открываются ему;

    в) это исследование того, что, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им;

      антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;

      личностью не рождаются, личностью становятся ;

      личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

      личность есть специальное человеческое образование;

      реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.

      Личность определяется природой порождающих её социальных отношений, в которые человек вступает в процессе деятельности.

      становление личности – это становление связной системы личностных смыслов:

      личность формируется и развивается на протяжении всей жизни, пока человек включен в динамику социальной деятельности.

    существуют три основных параметра личности:

    1) широта связей человека с миром;

    2) степень их иерархизованности и

    3) их общая структура;

      личность рождается дважды :

    Леонтьев предполагает считать в качестве отправной точки формирования личности конкретный момент в развитии психики ребенка. Это момент в который мы можем эмпирически зафиксировать, что два мотива – социальный и биологический - стали обнаруживать иерархическую зависимость, т.е. социальный мотив подчинил себе биологический. (Эксперимент с конфетой, «феномен горькой конфеты»). Старший дошкольник начинает плакать, когда предлагают в «награду» вторую конфету. Изменился личностный смысл действия. Личностный смысл – отношение мотива к цели действия. Социальное требование стало реально действующим мотивом личности.

    а) первое рождение личности относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;

    б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания. Подросток учится решать задачу на личностный смысл, т.е. он может провести рефлексию того, что для него на самом деле важно и приобрести свободу выбора действий в соответствии со своими мотивами, а затем и свободу осознанно перестраивать иерархию значимых мотивов.

    "

    Понятие «человек», как и любое другое понятие в нашем языке - это конвенция, заключенная людьми. Поэтому правильно вопрос ставить иначе - не «с какого момента человек является человеком», как будто бы он сам по себе может являться человеком, в отрыве от нас, а «с какого момента мы должны признавать человека человеком».

    Подобного рода определения никогда не создаются просто так, они конструируются под задачу. Если наша задача определить, что есть человек, в медицинских целях, где человек - тот, кого надо лечить как человека, то мы получим несколько иное определение, нежели если у нас юридический вопрос и человек - тот, за лишение жизни которого полагается наказание. И проложенные двумя разными определениями границы могут пересекаться таким образом, что не всякий, кто человек в медицинском смысле, окажется человеком в юридическом и наоборот.

    Так вот, я думаю, многие со мной согласятся, что мы, когда ведем речь об убийстве, которое должно преследоваться по закону, говорим не о всякой жизни в биологическом смысле - ведь не судим мы за убийство тараканов илр микробов. Жизнь, лишение которой мы воспринимаем убийством - это жизнь чувствующего и мыслящего существа, способного страдать, испытывать боль и страх, осознавать, что с ним происходит. Мы не знаем, в какой именно миг эмбрион приобретает эту способность, но в 6 месяцев она уже определенно есть, он способен реагировать на внешние раздражители. А до 3 месяцев этой способности определенно нет. Соответсвенно, между 3 и 6 месяцами беременности пролегает серая зона, где у нас нет уверенности, имеет ли мы дело уже с мыслящим существом или еще нет. До этого момента перед нами не более, чем кусок плоти. Такой же, как тело с необратимо мертвым мозгом, подключенное к аппарату жизнеобеспечения. Формально это еще жизнь, в смысле протекания химических процессов, но в этом смысле и орган, готовый к пересадке, жив, однако человека, который прервет эту «жизнь» по неосторожности, например, случайно вытряхнув орган из контейнера, мы вряд ли будем судить за убийство, а лишь за нанесенный вред. Так же и человек с мертвым мозгом - конечно, мы никому не позволим ходить по больницам и отключать таких людей от аппаратов просто потому, что захотелось, но у нас есть процедура принятия такого решения и решающий голос тут принадлежит родственникам человека, некогда жившего в этом теле. По их воле мы можем приостановить его биологическую жизнь, потому что его жизнь мыслящего индивида давно прекратилась. И мы не будем предьявлять его родственникам обвинение в убийстве.

    Тот же принцип применяем и к эмбриону. Пока мы уверены, что он не начал свою жизнь мыслящего индивида, мать вправе принять решение о том, что не хочет продолжать его биологическое существование. Только она, потому что именно на ее плечах лежит задача по обеспечению его жизни, она тот аппарат, к которому эмбрион подключен и мы не вправе, из соображений гуманизма, принуждать ее быть таким аппаратом.

    После трех месяцев наше отношение к проблеме закономерно меняется - если раньше на одной чаше весов были права матери, как мыслящего индивида, а с другой не было ничего, то теперь весы постепенно уравниваются. Мы запрещаем аборт иначе, как по медицинским показателям, потому что право этого ребенка на жизнь уже перевешивает лишение матери права выбора, хотя врачи все еще обязаны спасать в случае выбора мать, а не ребенка - актуальная жизнь ценнее потенциальной.

    Пассажирский поезд «Москва - Владивосток» подходил к остановке. Хрипловатый голос репродуктора успел только донести, что состав принимается на второй путь, и тут же потонул в грохоте буферов.

    Варенец!., Горячая картошка!.. Яички! - У вагонов толпились торговки.

    Матвеева убрала остатки завтрака, отнесла стаканы проводнику и вытерла столик. По крыше простучали гулкие шаги, и мимо вагона, покачиваясь, проплыл конец шланга, оставив на стекле грязные узоры. Донеслись удары молоточков по буксам колёс. Вот они приблизились, застучали под вагоном и смолкли. «Неужели отцепят?» - насторожилась Матвеева. Прислушалась.

    Года три назад она отважилась расстаться с родным Ленинградом и поехала на юг. В пути сгорела букса, их вагон отцепили в Харькове. Она пошла посмотреть город и отстала от поезда. Теперь всякий стук под вагоном вызывал страх.

    Но нет. Молоточки стукнули ещё раз и двинулись дальше по составу. Она подошла к окну. На первом пути уже стоял какой-то поезд.

    Два раза ударили в колокол. В вагон с шумом и смехом вбегали девушки. Парни толпились у подножки, не было видно только Колосова.

    Останется!.. - Матвеева выбежала в тамбур. Высокий проводник с безразличным лицом и длинными, вислыми усами посторонился.

    Ой!.. Ой!.. Отправление., Юры нет, останется!.. Вот горе.

    Проводник пошевелил усами и вытер о тряпку руки.

    Не волнуйтесь, гражданочка, это не нашему. Мы выбились из графика, теперь, считай, будем стоять на каждом полустанке. - Он спрятал улыбку и встал на ступеньку. - О парне вы напрасно. Слава богу, не маленький. Да такого и хотел бы оставить… - Он махнул рукой и поднялся в вагон.

    Матвеева так и не успокоилась. Через открытый тамбур другого состава она спустилась на платформу. Шла посадка. Пассажиры, сгибаясь под тяжестью багажа, бежали по перрону, толкали встречных, хватались за поручни вагонов и, ругаясь с проводниками, лезли на подножки.

    Рядом с вагоном-рестораном играла гармошка и толпилась молодежь. Кто-то плясал, виднелись растрёпанные волосы и мелькающие платочки. Колосова здесь не было. Она забежала в буфет, заглянула в зал ожидания, посмотрела в дверь почты… Нет.

    Этот большой ребёнок, как она называла Колосова, постоянно тревожил и заставлял волноваться. Вспомнилось.


    …Ещё в Москве, на Ярославском вокзале, она одиноко стояла у открытого окна вагона и смотрела на провожающих эшелон Дальстроя. На платформе обнимались, танцевали, плакали, смеялись и пели песни. Потом бежали за вагонами, прыгали на ходу, целовались с подножек, что-то кричали, махали кепками, платками.

    Её охватило чувство горечи. Одна… Совсем одна. Она закрыла глаза. Жила себе тихо, спокойно, и вдруг - на тебе. Сразу на Колыму.

    Останется!.. Честное комсомольское… - ахнула рядом совсем молоденькая девушка с длинными белокурыми косами и схватила её за руку.

    Поезд набирал скорость. За ним гнался черноволосый парень в клетчатой ковбойке, со свёртком в руке. Вот он поравнялся с вагоном, ещё рывок, но тут он сбил с ног старика. Парень помог ему подняться и снова пустился бежать. Но состав уже оторвался от платформы.

    Остался, дурень. Допрыгался, - засмеялась блондинка и прошла в купе.

    Веселёнькая спутница, - подумала Матвеева и заняла своё место напротив девушки.

    На верхней полке, выставив длинные ноги в стоптанных туфлях, лежал молодой парень в больших выпуклых очках. Он ел бутерброд и читал книгу. Четвёртая полка была пуста.

    Нас никак трое? - удивилась Матвеева.

    А тот, что остался, был наш. Вон его вещи, - показала девушка на небольшой чемодан и рюкзак. - Большой, а смешной какой-то.

    Как остался? - свесился с полки парень и, сняв очки, стал рассматривать своих спутниц. - Значит, Юрка отстал? Вот тебе раз. И кто бы мог подумать? - пробормотал он с завидным спокойствием.

    Они познакомились. Блондинка оказалась топографом и назвала себя Валькой Новиковой. Высокий парень - геологом. Он представился: Анатолий Дмитриевич Белоглазов. Но через несколько минут Новикова называла его Толькой.

    А скоро совсем неожиданно появился в купе и черноволосый со свёртком в руке.

    Юрка? А сказали, остался, - без особого удивления отметил Белоглазов и снова раскрыл книгу.

    Остался? Чего это ради? В крайнем случае бросил бы к чертям Твою воду, - улыбнулся вошедший и поставил на стол две бутылки фруктовой воды. - Еле догнал. А тут ещё какой-то гражданин подвернулся. Пришлось целый перегон сидеть на буферах.

    Через два часа все они подружились. Белоглазов оказался рассеянным и хорошим парнем. Непоседа Юрка успел познакомиться с ребятами из других вагонов. На остановках он бегал смотреть вокзалы. Вот и теперь куда-то умчался, а на первом пути состав.

    Матвеева оглянулась. Расталкивая встречных, спешила Валя.

    Вы Юрку? Да он в вагоне этого поезда. Каких-то парней уговаривает пересесть к нам и ехать на Колыму.

    С первого пути отходил состав. На подножке мелькнула голова Колосова. Он с кем-то попрощался и спрыгнул.

    Вон он, Юрка! Бежим!

    Большие серые глаза Вали вспыхнули, на щеках зарумянились милые Ямочки. Колосов уже заметил девушек и пошёл навстречу.

    Бессовестный. Опять заставил Нину Ивановну волноваться.

    А чего я сделал такого?

    Юра, не нужно отходить далеко от вагона… - начала было Матвеева, но Валя тут же её перебила:

    Вот он всегда так. Что-нибудь натворит, а потом разводит руками.

    Ну Нина Ивановна - понятно. А ты-то чего кричишь?

    А я тоже волнуюсь.

    Да хватит вам. Боюсь и дохнуть, - пробормотал он и послушно пошёл в вагон.

    Наконец дали отправление. Все разбрелись по своим купе. Мимо плыли рубленые домики с тесовыми крышами. Серые грядки огородов, коза. А впереди снова леса, луга, поляны…

    Нина любила стоять у окна и без устали смотреть, смотреть. Порой её охватывало сожаление: дожить почти до тридцати лет и не представлять, как велика страна. А то вдруг возникало ощущение тоски, словно навсегда она расстаётся со смолистыми лесами, полями, перелесками, железнодорожными домиками.

    В купе Валя подсмеивалась над Юрием.

    Юрка! Ты ведь совсем не такой. Ну зачем тебе это надо?

    Какой это ещё не такой? Чего пристаёшь?

    Во-первых, врёшь на каждом шагу,

    Кто это врёт?

    Хвалишься, что куришь пять лет, а курить не умеешь. Твердишь всем, что провожала невеста. Опять врёшь! Всем же совершенно Ясно, что это твоя сестра: вылитый ты.

    Колосов только краснел.

    Ты, наверное, за всю жизнь не додумался девушке сказать ласковое слово?

    Возвратимся к проблеме определения понятия «личность» в современной психологической литературе. В широком смысле слова личность - это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). Эта точка зрения на личность подразумевает, что, изучая, например, телосложение и его связь с особенностями темперамента, мы занимаемся личностью. При этом подчеркивается уникальная не-

    1 Эта проблема часто формулируется в психологии как проблема соотношения «интеллекта» (под которым в данном случае подразумеваются все познавательные процессы) и «аффекта» (под которым в данном случае имеются в виду все мотивационно-смысловые стороны деятельности человека). Как мы видим, в деятельностном подходе эта проблема диалектически решена: аффект и интеллект находятся друг с другом в конкретном единстве.

    повторимость личности уже на уровне телесной организации (рост, вес, цвет глаз, особенности внешности и т.п.). «Правда» этой точки зрения состоит в том, что человек действительно уникален и индивидуален уже на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже собственно личностных свойств. Но войдет ли та или иная физическая особенность в структуру собственно личности - в этом можно сомневаться.

    А. Н.Леонтьев приводит в этой связи следующий пример. У мальчика врожденный вывих бедра. Определит ли данный грубый анатомический дефект его личностные особенности, как думают некоторые люди (считая, что, родившись с тем или иным уродством, например с горбом и т.п., человек уже автоматически становится злобным завистником, мечтающим отомстить всему человечеству за свои недостатки)? Нет. Сам по себе дефект выступает лишь «органической предпосылкой» формирования личности, а на базе этих предпосылок могут быть сформированы разные типы личности. Как говорил в таких случаях Л. С. Выготский, если взрослый определенным образом не «означит» этот дефект, он может вообще не существовать для ребенка или восприниматься им просто как индивидуальная особенность. Впрочем, нельзя отрицать, что имеющиеся дефекты накладывают ограничения на приемы и технику воспитания.

    Обратимся в этой связи к литературному примеру (может быть, он покажется кому-то немного искусственным, но зато он хорошо иллюстрирует процесс означивания дефекта другим человеком и тем самым осознания данного индивидного свойства как «дефекта» его обладателем). В опере П.И.Чайковского «Иоланта» главная героиня слепа от рождения, но не знает об этом, поскольку окружающие тщательно выстроили способы общения с ней и избегают упоминаний в речи соответствующих слов. Случайная встреча «открывает ей глаза»: она не такая, как все, она не знает о мире, который знаком любому зрячему человеку. И девушка переживает, можно сказать, душевный кризис и чувствует себя неполноценной. Так что какой именно будет личность мальчика с врожденным вывихом тазобедренного сустава (станет ли он завистником или будет, напротив, чрезвычайно доброжелателен к людям) - зависит от очень многих факторов, которые нельзя искать в самом дефекте и в самом индивиде.


    Поэтому в школе А.Н.Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность», сужая при этом объем последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся). Мы называем словом «индивид» отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической 1 эволюции. Индивид - продукт онтогенетическо-

    1 Выше говорилось, что в чистом виде биологического развития человека в условиях человеческого общества не бывает. Поэтому надо помнить об условности термина «биологическое» по отношению к развитию человека даже на самых ранних этапах его приобщения к культуре.

    го развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде. Конечно, становление индивида как носителя врожденных и приобретенных свойств можно лишь в абстракции отделить от становления собственно личности, которая характеризует человека уже с другой - социальной - стороны. Поэтому А. Н.Леонтьев давал более узкое определение личности, чем это встречалось в подавляющем числе концепций зарубежной психологии, и с данной позицией согласны практически все отечественные психологи.

    Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды», говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

    Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериори-зации социальных норм является «феномен горькой конфеты» (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали - и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

    Как объяснял этот феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение - отношение «ребенок - взрослый», второе - «ребенок - предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что

    одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.

    Второе рождение личности, по А. Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.

    Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В. Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо

    решать самому) - и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась - «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.

    Впрочем, всю диалектику становления человека личностью можно понять, лишь изучив соответствующую систему курсов по психологии личности. В следующем параграфе мы представим ориентировочную основу дальнейшего движения в проблематику психологии личности, предложив возможную схему строения личности (в данном случае мы используем понятие «личность» в самом широком смысле - как синоним понятия «человек»). В создании данной схемы (имеющей исключительно учебный характер) были использованы материалы исследований А. Г.Асмолова и Д.А.Леонтьева, работы которых можно рекомендовать читателю для дальнейшего знакомства с проблемами психологии личности .

    Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды» , говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

    Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериоризации социальных норм является «феномен горькой конфеты » (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали - и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

    Как объяснял этот феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение - отношение «ребенок-взрослый», второе - «ребенок -предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.



    Второе рождение личности , по А.Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.



    Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В.Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо решать самому) - и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э.Фромма так и называлась - «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться и оказаться в проигрыше, выбрав не самую удачную стратегию поведения, потерпеть фиаско в борьбе с людьми, которые придерживаются иных систем ценностей.