» » Что происходило на лобном месте. Вопрос “Кого казнили на Лобном месте Красной площади?”

Что происходило на лобном месте. Вопрос “Кого казнили на Лобном месте Красной площади?”

Преступников практически никогда не казнили на Лобном месте, а казнили обыкновенно «на Болоте», за Москвою-рекою, а прежде — на Кучкове поле (Лубянка). Степана Разина казнили на Болотной площади, или же на Болоте, как в то время говорили. Именно там располагалось место, специально предназначенное для показательных казней. Там же лишили жизни Емельяна Пугачева. А само Лобное место служило своеобразной трибуной для объявления важнейших царских указов, государственных актов, сюда на всеобщее обозрение возлагались мощи почитаемых святых.
Лобное - значит стоящее на взлобье, то есть на возвышенности. И предназначение Лобного места было иным - здесь для москвичей зачитывали царские указы. Тут традиционно начиналось шествие патриарха на осляти - главное шоу Вербного воскресенья. Тут же находился популярнейший кабак «Под пушками». Подразумевались пушки, некогда стоявшие у основания Лобного места. Но из них ни разу так никто и не выстрелил. Пушки, скорее, были аттракционом для туристов. В частности, поляк В. Немоевский хвастался: «Вблизи этого места стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал».

Правда существуют факты, что в 1682 году на Лобном месте обезглавили Никиту Пустосвята (в миру - Никита Константинович Добрынин). Он пострадал за веру - был старообрядцем. А еще раньше, в 1610 году, на этом месте собирались лишить жизни свергнутого с престола Василия Шуйского. Но в последний момент передумали - заменили смертную казнь пострижением в монахи.

А вот французы здесь и впрямь устраивали показательные экзекуции. Одна из них была описана Львом Толстым в романе «Война и мир»: «Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно-болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу».

Долгое время считалось, что на Лобном месте был казнен Степан Разин. После революции здесь даже водрузили деревянную скульптуру Разина работы С. Коненкова. «Вечерние известия» писали: «На Лобном месте в центре высится фигура Степана Разина; рядом, немного выдвинутая вперед, полулежит персидская княжна; сбоку ватага, ближайшие друзья Разина - Ефимыч Рулевой, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов и татарин Ахмет Иваныч. Но вскоре памятник перенесли в Пролетарский музей на Большую Дмитровку.

Лобное место, давний сосед храма Василия Блаженного на Красной площади, - не только памятник древнерусской архитектуры, но еще и самая популярная на карте Москвы точка для загадывания желаний. Но историю этой достопримечательности сопровождает одна ошибочная легенда, в правдивость которой многие безоговорочно верят: на Лобном месте в старину рубили головы.

Как рождаются легенды, все мы знаем: один другому рассказал - и началось… Вот так когда-то этот миф пришел и ко мне - от подруги, а ей от мужа. Помню, она недовольным голосом заявила: «Мне Жора сказал не кидать монетку - тут головы рубили, а они желания загадывают!» И ведь позиция здравая: если это - место казни, то здесь ли мечтать о чем-то добром и светлом… Но почему же люди круглый год приходят сюда и ждут своей очереди, для того чтобы бросить ту самую монетку? (Суть «игры»: попасть в центральный пятачок, загадав желание. Считается, что именно в этом случае оно исполнится).

Что говорят люди?

Я отправилась искать ответ к памятнику-«волшебнику». Даже поздним, по-осеннему прохладным вечером к его ступеням, что называется, не заросла народная тропа. Внимание Лобному месту уделяют многие - осматриваются, читают таблички, фотографируются.

Москвич Константин осмотрелся, но загадывать желание не стал: «Я не бросал монету, потому что не понимаю сути. Была бы в этом какая-то символичность - тогда да. Ну а как другие это делают, думая, что здесь людей казнили, не понимаю. Для меня казни не являются таким символизмом, чтобы кидать здесь монетки».

Но такого мнения придерживаются не все. Например, супруги Алексей и Яна невеселую легенду знали, но и монетки с радостью бросили:

Алексей: «Я бросил, потому что мне жена сказала».

Яна: «А я это знаю, так как лет 16 назад была здесь, и мне сказали кинуть сюда монетку. Наверно, для того, чтобы вернуться».

Алексей: «История места? Я думаю, что здесь было “секир-башка”».

Я: «То есть вы, зная это, все равно бросили монетку и загадали желание?»

Алексей: «Да, а почему нет?»

А вот группа иностранных туристов в возрасте традицию не поддержала, о «казнях» известно даже им. Мужчина из тургруппы спускается по ступеням со словами: «Ivan Grozny here…» -и показывает характерный жест «рубить».

После этого я уже не удивилась ответу итальянки Алессандры, которая пришла загадать желание перед отлетом прямо с чемоданом: «Я бросила монетку, так как хотела, чтобы мое желание сбылось, но не попала в середину. Подруга рассказала мне, что здесь убивали людей, но я не знаю, когда именно».

Удивил девятилетний Дима: «Головы здесь не рубили. Сюда в старые времена простые люди приносили жалобы, а их потом забирали и думали, какие исполнить». Интересная версия.

Были и люди, всё правильно понимающие: «Здесь оглашали указы, может, даже и приговоры, а казни совершались где-то рядом, но не здесь». И часть из них - просто приверженцы популярной традиции: «Вы знаете, как люди любят бросать монетки в реку, в фонтан? Так же и здесь. Загадывают и верят».

А как на самом деле?

Историк, москвовед Михаил Коробко:

«Лобное место впервые документально упоминается в 1549 году. Тогда царь призвал враждовавших бояр к примирению - перед толпой, естественно. По легенде же устройство Лобного места связано с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году при Василии III, отце Ивана Грозного. То есть тут как с основанием Москвы: первое упоминание и легенда расходятся.

Архитектор Баталов и археолог Беляев предположили, что Лобное место возникло как составляющая обряда шествия на осляти, который символизировал вход Иисуса Христа в Иерусалим. Оно, расположенное напротив придела во имя Входа Господня в Иерусалим Покровского собора, стало символом Голгофы, как Покровский собор - символом Иерусалима.

Патриарх в Вербное воскресенье раздавал с Лобного места освященные вербы царю, духовенству и боярам, садился на осля и оттуда ехал на нем, ведомом царем (шествие на осляти).

Казней на Лобном месте никогда не было. Это легенда. В центре памятника есть приступка из трех ступенек, на которую можно войти. Ее многие воспринимают как плаху. На самом деле это как раз место для царя или патриарха».

30 октября 1653 года в России вышел указ об отмене смертной казни для воров и разбойников. С тех пор на эшафоте в основном оказывались лишь те, кто выступал за свержение правителя или же за смену государственного строя. В историю вошли массовые казни участников Стрелецкого бунта, а также экзекуции над Степаном Разиным и Емельяном Пугачёвым, которые закончились четвертованием бунтовщиков.

Большевики в 1918–1923 годах проводили репрессивную политику, которая получила название «Красный террор». Его жертвами становились не только «классово чуждые элементы» из числа дворян, офицеров и священников, но и простые рабочие и крестьяне, далёкие от политики.

Особой вехой в истории репрессий ХХ века стало время, когда к власти в СССР пришёл Иосиф Сталин. В ходе большой чистки, которая проводилась в 1937–1938 годах, погибло около миллиона человек.

В каких местах Москвы казнили и расстреливали приговорённых к смерти заключённых:

1. Ильинский крестец

Биржевая площадь

Площадь на пересечении Ильинской улицы и Богоявленского переулка раньше называлась Ильинский крестец, то есть перекрёсток. В годы опричнины Иван Грозный проводил на этом месте массовые казни своих врагов. Опальных бояр колесовали, травили собаками и сажали на кол.

2. Красная площадь

В 1685 году Пётр I специальным указом постановил перенести плахи с территории Ильинского крестца прямо под стены Кремля. Правда, рубить головы на Красной площади начали задолго до этой инициативы государя-реформатора. Историки до сих пор спорят, проводили ли казни непосредственно на Лобном месте. Ряд исследователей указывает на то, что этого быть никак не могло. Ведь это было место, с которого к народу обращались цари. И бесчестить его эшафотом ни один из чиновников бы никогда не решился. Другие историки, напротив, утверждают, что головы рубили именно там. По их мнению, своим названием Лобное место обязано как раз казням - на небольшом пяточке Красной площади якобы «рубили лбы».

3. Болотная площадь

В XV–XVII веках Болотная площадь была местом народных развлечений и кулачных боёв. На ней проводились публичные наказания преступников, включая смертную казнь. Здесь был казнён в 1671 году зачинщик крестьянского восстания Степан Разин. А в 1691 году «был сожжён на Болоте Андрюшка Ильин Безобразов за умысел на Государево здоровье». Последняя публичная смертная казнь на Болотной площади состоялась в 1775 году, когда там четвертовали предводителя крестьянского бунта Емельяна Пугачёва.

4. Лубянка

Большая Лубянка, 11

В 1918 году Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем переехала из Петрограда в Москву. ВЧК заняла здание бывшего страхового общества «Якорь». Расстрелы в этом доме производились вплоть до 1954 года. По приблизительным оценкам, здесь были убиты от 10 до 15 тысяч человек.

5. «Расстрельный дом»

Никольская, 23

Историческое здание, в котором находились палаты князей Хованских, в 1930-х годах москвичи прозвали «расстрельным домом». Там в это время располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР. За неполных 20 лет ведомство приговорило к расстрелу 31,5 тысячи человек. Рассмотрение дела осуществлялось в течение 10–15 минут и проходило без участия защиты, возможность обжалования приговора заключённым не предоставлялась.

6. Расстрельный двор

Варсонофьевский переулок, 7

В XVIII веке в Варсонофьевском переулке располагались палаты князей Голицыных, которые позже отошли к военной династии Измайловых. В 1874 году корпуса были перестроены в доходные дома, а в 1918 году это здание оказалось в собственности ВЧК. Формально в большом дворе действовала ведомственная автобаза. На деле там проходили расстрелы.

7. Ивановский монастырь

Малый Ивановский пер., 2

В 1918 году на территории женского Ивановского монастыря начал действовать исправительно-трудовой лагерь. Там были расстреляны до 350 человек.

8. Новоспасский монастырь

Крестьянская пл., 10

На территории основанного ещё в XIII веке монастыря с 1918-го по 1935-й год содержались «враги народа». Площадкой расстрелов служил так называемый «итальянский двор» - пространство между Спасо-Преображенским, Покровским и Знаменским храмами. Сейчас в монастыре работает экспозиция, посвящённая жертвам репрессий.

9. Городская больница № 23

Яузская улица, 11

Усадьба предпринимателей Баташевых в конце XIX века превратилась в больницу. В 1920-х здание стало местом массовых расстрелов. Во дворе были найдены останки 969 человек. Большинство из них - дворяне и офицеры царской армии.
10. Петровский парк

Петровский парк начали использовать для расстрелов 5 сентября 1918 года - в день выхода декрета о «красном терроре». В парке были убиты бывший министр внутренних дел Николай Маклаков, экс-министр юстиции Иван Щегловитов и последний председатель Государственного Совета протоиерей Иоанн Восторгов.

11. Андроников монастырь

Андроньевская пл., 10

В 1918 году монастырь XIV века был преобразован в концентрационный лагерь ВЧК. Большинство заключённых никуда не вывозились и были расстреляны там же.

Лобное место в Москве расположено в историческом месте - на Красной площади. Представляет собой круглое в основании возвышение-трибуну из камня, верх которого обнесен парапетом с выкованными чугунными воротами. Происхождение названия «Лобное место» точно так до сих пор и не выяснено. Одна из версий гласит, что связано это с осуществлением здесь казней (в ту пору это называлось «рубить лбы» или «складывать лбы»).

Другие исследователи подразумевают, что это перевод на славянский язык еврейского слова «Голгофа» (на греческом - «Краниево место»), которое само ассоциируется с черепами, складываемых на месте казни еще в древнем Иерусалиме (план Лобного места на Красной площади напоминает своими контурами череп). Наиболее приемлемой считается версия, имеющая наши, русские, корни.

Дело в том, что место расположено в самом начале Васильевского спуска, круто спускающегося к Москве-реке. «Лбами» называли именно такие перепады местности. Трудности возникают не только с определением понятия Лобное место, но и с датой его постройки. Если опираться на древние предания, то сооружение появилось здесь еще в 1521 году, и было воздвигнуто по случаю освобождения города от татарского нашествия.

Следуя трактовке старинных документов, некоторые исследователи отправной точкой считают 40-е годы шестнадцатого столетия, при этом ссылаются на некую рукопись от 1549 года с речью тогда еще молодого Ивана Грозного, пытавшегося примирить враждующих между собой бояр, и восклицавшего к ним именно с Лобного места (правда, со временем выяснилось, что это был всего лишь политический памфлет, а не достоверный исторический документ, к тому же, написанный в XVII веке). Первое подтвержденное упоминание о нынешнем Лобном месте на Красной площади значится в «Пискаревском летописце» и датируется 1599 годом. Также о нем есть записи в «Петровом чертеже» (относятся к началу правления Бориса Годунова) и указание на Сигизмундовом плане Москвы от 1610 года.

Первоначально сооружение было выстроено как кирпичный помост с деревянной решеткой поверху и навесом, закрепленным на столбах. Место выбрали напротив Спасских (тогда - Фроловских) ворот Кремля. Последующие сто лет Лобное место на Красной площади было главной трибуной города. Здесь оглашали важные государственные указы, отсюда обращались к народу и русские цари. Кроме этого, место стало культовым после того, как здесь начали выставлять на всеобщее обозрение мощи почитаемых на Руси православных святых и проводить Крестные ходы, которые продолжались вплоть до революции 1917 года.

В дни великого праздника Входа в Иерусалим на Лобное место всегда поднимался патриарх со всем российским духовенством и раздавал царю и высочайшим лицам освященные к этому событию веточки вербы. Уезжал духовный лидер с Красной площади на осле, как того требовали традиции. Здесь же дважды в год, в обязательном порядке, царь представлял народу своего наследника.

Мероприятия повторялись вплоть до достижения последним возраста совершеннолетия. Долгие годы считалось, что Лобное место на Красной площади было и площадкой для проведения казней. Прямых подтверждений этому нет. Да, рядом, иногда, устраивались эшафоты для приведения смертного приговора (стрелецкий бунт, казненные мздоимцы), но сам постамент никогда не был окроплен кровью.

Кроме того, следует учесть, что Лобное место никогда не было полностью деревянным, а только кирпичным или каменным, что еще раз подтверждает его значимость и невозможность осквернения (в камне в давние времена строились только исключительные и важные объекты). После того, как столицей Российского государства стал город Санкт-Петербург, Лобное место на Красной площади утратило свою важную роль, и надобность в нем отпала (к счастью, это не привело к его демонтажу ни тогда, ни в последующем). Первая реставрация Лобного места пришлась на 1753 год. Работы были выполнены архитектором Дмитрием Васильевичем Ухтомским по указу Сената. Перестройку исторического объекта выполнили уже в 1786 году на основании плана благоустройства городских площадей, представленного Екатерине Второй тогдашним главнокомандующим Москвы Яковом Александровичем Брюсом.

Работу выполнил архитектор Матвей Федорович Казаков. За основу был взят старый план Лобного места, но поднимали его уже из тесаного камня белого цвета. Круглый помост по периметру оградили каменными перилами, которые прерывались чугунной решеткой с западной стороны, смотрящей прямиком на Спасскую башню. К возвышению-трибуне вела лестница с устроенными 11-ю ступенями. Новое место под объектом было несколько смещено в восточном направлении от первоначального месторасположения. Во время правления большевиков, в 1919 году, здесь был установлен деревянный памятник Степану Разину.

Правда, век скульптуры оказался недолог и вскоре ее демонтировали. История Лобного места связана и с событиями августа 1968 года, когда здесь проводилась сидячая забастовка в знак протеста по поводу ввода войск Советского Союза на территорию Чехословакии для усмирения восставших против социалистического строя. Лобное место на Красной площади является историческим памятником и охраняется государством. До недавнего времени здесь существовала традиция забрасывания на него монеток, как подтверждение желания вновь вернуться в Москву и в эти места. Сегодня этот ритуал сместился к знаку «Нулевой километр России».