» » Что такое долг презентация. Презентация по обществознанию на тему "Долг и совесть" (8 класс)

Что такое долг презентация. Презентация по обществознанию на тему "Долг и совесть" (8 класс)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Долг и совесть ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА. Жизнь, не освещенная чувством долга, не имела бы, в сущности, никакой цены. С. Смайлс

Как появился долг? Искра Божья (дан от Бога) Врожденный закон (общественный инстинкт) Формируется по мере развития общества Проанализируйте учебник стр.45. Долг – внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом.

Долг Моральный Общественный человек превращает требования морали в личную задачу, сам предъявляет к себе требования и следует им в жизни. все объективные обязанности, которые человеку в жизни необходимо выполнять.

Как мы можем охарактеризовать долг самаритянина? Ответ аргументируйте. Зависит ли исполнение долга от национальности, социального статуса? В каком значении мы сегодня употребляем словосочетание «добрый самаритянин»? Прочитайте притчу о добром самаритянине и ответьте на вопросы:

Назовите ваши обязанности: В учебе; На отдыхе; В семье; По отношению к друзьям.

Контроль исполнения долга:

Прочтите текст и заполните пропуски Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным ________(1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг – значит следовать по пути ________(2), делать по возможности ________ (3), не допускать в себе порочности, противостоять ________ (4). Но порой в долге усматривают лишь ________(5). Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою ________ (6). а) добро б) добродетель в) идеал г) ответственность д) зло е) принуждение ж) независимость

Виды санкций

Выделите ключевые слова синонимы к слову «совесть». Составьте схему. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества. М. А. Савицкий Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь. Шопенгауэр Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Д. С. Лихачев Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. С. Моэм Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

Домашнее задание Параграф 6 – пересказ. Подберите примеры из художественной литературы, кинофильмов о долге и совести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по основам духовно-нравственной культуры в 5 классе, учебник Н.Ф. Виноградовой, тема "Плод добрых трудов славен"

Презентация содержит материал к уроку №6 "Плод добрых трудов славен". В материал включены вопросы для проверки домашнего задания, сформулирована проблемная задача, даны задания для самостоятельной раб...

Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"

Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...

Презентация для 8 класса "Образование" раздел "Сфера духовной культуры"

Для актуализации знаний предложены задания из ГИА, на этапе освоения новых знаний применяются приемы технологии развития критического мышления: фишбоун и кластер. Предусмотрена работа с ФЗ "Об образов...

Долг - это нравственная обязанность человека перед другими людьми (обществом, семьей), выполняемая под влиянием обще­ственного мнения и внутренних нравственных побуждений. Что такое долг?

Слайд 2: Что такое объективные обязанно­сти?

Объективные обязанности – обязанности, неза­висимые от нашего личного желания. Что такое объективные обязанно­сти?

Слайд 3: Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Общественный долг - это все объек­тивные обязанности, которые человеку необходимо в жиз­ни выполнять. Моральный долг – это выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Слайд 4: Моральный долг

Когда человек превращает требо­вания морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жиз­ни. Моральный долг – это моральная обязанность. Моральный долг

Слайд 5: Кто контролирует и оце­нивает исполнение долга?

внешний - контроль общества (общественное мнение) и внутренний - само­контроль человека, т. е. совесть. Кто контролирует и оце­нивает исполнение долга?

Слайд 6: Что такое совесть?

Совесть - это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный само­контроль и самооценка человека. Что такое совесть?

Слайд 7: Проверочный тест

Слайд 8

Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем - как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.

Слайд 9

Почему в одних ситуациях человек может быть добрым, вели­кодушным, милосердным, а в других - способен на неблаговид­ные поступки? Одни руководствуются в жизни идеалами, стре­мятся поступать по совести, отвергая расчетливость и цинизм. Другие же, достигая свою цель, «идут по головам ». Почему мы поступаем так или иначе? Чем руководствуемся в своем выборе?

10

Слайд 10: Моральный выбор  это ответственность

11

Слайд 11: План урока

Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. План урока

12

Слайд 12: Проблемные вопросы

Какое поведение вызывает моральное одобрение и мораль­ное осуждение? Способен ли человек творить себя? Проблемные вопросы

13

Слайд 13: 1. Моральный выбор

«Можно сказать о людях, что они в целом неблагодарны, непостоянны, ли­цемерны, трусливы, желают избегать опасностей и жаждут наживы, до тех пор, пока ты приносишь им пользу, выгоду, они целиком твои... Дружба приобретается через куплю-продажу, приобретается без гарантий и через мгновение ока она уже не готова служить тебе ». Итальянский мыслитель Н. Макиавелли 1. Моральный выбор

14

Слайд 14: 1. Моральный выбор

Это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям. 1. Моральный выбор

15

Слайд 15: 1. Моральный выбор

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, какой бывает проблема морального выбора в жизни человека. Андрий предал свою семью и своих товарищей-казаков, перешел на сторону врага из-за любви к поль­ской панночке. 1. Моральный выбор

16

Слайд 16: 1. Моральный выбор

Противоположный путь - путь самопожертвования избрал Данко - герой произведения М. Горького «Старуха Изергиль ». Ценой своей жизни он спас людей. 1. Моральный выбор

17

Слайд 17: 1. Моральный выбор

Могли ли герои этих произведений поступить иначе? Почему человек в одном случае выбирает путь предатель­ства, а в другом - поступает честно, морально? 1. Моральный выбор

18

Слайд 18: 1. Моральный выбор

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ник кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. (Ю.Д. Левитанский) 1. Моральный выбор

19

Слайд 19: 2. Свобода - это ответственность

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела из клетки в окно, за которым весело летали птицы. Птичка задумы­валась о том, как им живется на воле. Ее сердце начинало учащен­но биться, она садилась на перекладину и почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица присаживалась на карниз у окна и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты маленькая пленница чувствовала себя совсем несчастной. Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка почувствовала волнение, когда заметила, что окно откры­то. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе. 2. Свобода - это ответственность

20

Слайд 20: 2. Свобода - это ответственность

Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Какими качествами должен обладать человек, чтобы совер­шить осознанный выбор? 2. Свобода - это ответственность

21

Слайд 21: 2. Свобода - это ответственность

Познакомьтесь еще с одной притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи? Вывод. Человек должен осмысливать свои поступки и пред­видеть их последствия. 2. Свобода - это ответственность

22

Слайд 22: 2. Свобода - это ответственность

Ответственность - способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а так­же их последствия. 2. Свобода - это ответственность

23

Слайд 23: 2. Свобода - это ответственность

Работая с п. 2 § 9 учебника, проследите взаимосвязь поня­тий « свобода » и « ответственность ». Приведите примеры. 2. Свобода - это ответственность

24

Слайд 24: 3. Моральные знания и практическое поведение личности

Народная мудрость гласит: «Суди о человеке не по словам, а по его поступкам». Предположим, человек, твердо уверенный в истинности таких моральных норм, как «человек человеку друг», «сам пропадай, но товарища выручай», попадает в кораблекру­шение. На корабле только одна спасательная шлюпка и восполь­зоваться ей может только половина пассажиров корабля. Что победит в этой ситуации? Чувство самосохранения или мораль­ные знания о том, что спасать надо в первую очередь тех, кто сам о себе позаботиться не может? 3. Моральные знания и практическое поведение личности

25

Слайд 25: 3. Моральные знания и практическое поведение личности

Работая с п. 3 § 9 учебника Что может гаран­тировать выполнение моральных норм? 3. Моральные знания и практическое поведение личности

26

Слайд 26: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы. Как надо оценивать человека - по словам или по его по­ступкам? Почему? Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра? Что для вас сложнее - суд собственной совести или пори­цание окружающих? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

27

Слайд 27: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Попробуем провести анализ различных ситуаций. Алгоритм анализа Определить проблему выбора. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность). Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант. Обосновать свое решение. 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

28

Слайд 28: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 1. В выходной день вы с друзьями собираетесь на концерт любимой группы. Вы долго ждали этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне вы узнаете, что у родителей изменился график работы, и некому остаться с больной бабушкой. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

29

Слайд 29: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 2. Вы гуляете вечером с друзьями. Их мнением вы очень дорожите. Один из друзей предложил с целью позабавиться разукрасить краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

30

Слайд 30: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 3. На уроке во время объяснения учителя один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учи­тель попросил виновного признаться в содеянном проступке. Вы знаете, кто это сделал. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

31

Слайд 31: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Ситуация 4. Команда вашего класса выступает на туристиче­ском слете. Во время соревнований один из участников команды повредил ногу и не сможет продолжить дальнейшее участие в турнире. Физорг класса выбрал вас в качестве замены. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а вы очень боитесь высоты. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

32

Последний слайд презентации: Что такое долг?: Домашнее задание

§ 9. Объясните смысл высказываний: « Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязан­ность ». Французский писатель и философ А. Камю «Мораль начинается там, где кончаются разговоры ». А. Швейцер «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Ф. Искандер, российский писатель Домашнее задание

«Прости меня…» Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул: - Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать! - Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он! Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему: - Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений. Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал: - Прости меня! Будда произнес: - Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!


Что такое долг?

Долг – внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом.

Долг -объективные обязанности, которые мы приобретаем, вступая в отношения с другими людьми.


  • -Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.
  • -Есть ли у Вас обязанности?

Долг

Моральный

Общественный

  • человек превращает требования морали в личную задачу, сам предъявляет к себе требования и следует им в жизни.
  • все объективные обязанности, которые человеку в жизни необходимо выполнять.

  • В учебе;
  • На отдыхе;
  • В семье;
  • По отношению к друзьям.


Контроль исполнения долга:

Внешний

(общественное

мнение)

Контроль

Внутренний

(совесть)


  • Некоторые учёные считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите и обоснуйте ваше мнение.
  • Есть мудрое китайское изречение: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди». А каково ваше мнение? Раскройте смысл изречения.

  • - Для меня совесть – это….
  • - Всегда ли я поступаю по совести?
  • - Что мне мешает это сделать?

Домашнее задание

  • Параграф 8 – пересказ.
  • Прочитать рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обществознание 9 кл. ДОЛГ И СОВЕСТЬ

Одной из основ духовного мира общества и человека является_____ (А). Она является ____(Б) и нормой оценки поведения людей в обществе. Она основана на _____(В). Она складывается из моральных норм и _____(Г).Они служат оценкой поступков, слов и ___(Д) людей. К аждый человек имеет моральную ___(Е), которая способствует выбору личного решения. 1. Мораль 7. Нормы 2. Намерения 8. Ответственность 3. Правила 9.Система ценностей 4. Свобода 5. Нравственность 6. Моральные ценности Заполните пропуски в тексте: 135624

общественный моральный Долг – независимая от желания самого человека обязанность необходимость выполнения обязанностей перед обществом, государством, народом, коллективом, семьёй и отдельным человеком. выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений.

Контроль за исполнением долга

санкции - меры воздействия на человека со стороны общества или государства

социальные санкции

Совесть способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков;

Собери пословицу Долг не ревёт, а честь смолоду. Сам погибай, а спать не даёт. Береги платье снову, товарища выручай

У высоконравственного человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите свое мнение, согласны ли вы?

§ 35, составить план по теме « Долг и совесть». Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности....

Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"

В результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; о...

Долг и совесть

Тепкина Е.В.

МБОУ СШ № 10, г.Архангельск


  • Что такое долг и совесть?

С.И.Ожегов:

«Долг – обязанность; взятое взаймы».

«Долг - все должное, что должно исполнить, обязанность».


«Самое главное украшение – чистая совесть».

«Совесть – когтистый зверь, скребущий в сердце».

А.С.Пушкин


Вода все отмывает,

а грызет.

Совесть без зубов,

кроме нечистой совести.

От человека утаишь,

у кого совесть нечиста.

Вечно живёт в страхе тот,

а от совести нет.


способность отличать хорошие поступки от плохих, и испытывать за плохой поступок чувство вины перед самим собой.


Портрет совестливого человека

  • Он все делает по совести, стыдится поступать…
  • Это – человек…
  • Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает…
  • Он не совершает поступков…
  • Он не пройдет мимо …
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то …, и они вызывают у него… .
  • Совесть побуждает человека следовать….

  • Что такое долг и совесть?
  • Определить отличие между совестью и стыдом.
  • Что помогает человеку поступать хорошо и правильно?


Домашнее задание

1). Подобрать пословицы о долге и совести;

2). Сообщение «Муки совести в судьбе известных литературных героев»;

3). Нарисовать рисунок на тему «Долг и совесть».