» » Что такое народное искусство кратко. Народное искусство россии

Что такое народное искусство кратко. Народное искусство россии

Осмысление реальности, выражение мыслей и чувств в символической форме - все это описания, которыми можно охарактеризовать искусство. Происхождение искусства кроется за веками тайны. Если некоторые виды деятельности можно проследить по археологическим находкам, то остальные просто не оставляют следа.

Теории происхождения

Уже много тысяч лет людей завораживает искусство. Происхождение искусства преподается в различных учебных заведениях. Исследователи разрабатывают гипотезы и стараются их подтвердить.

На сегодняшний день существуют разнообразные теории происхождения искусства. Наиболее популярны пять вариантов, о которых мы поговорим далее.

Итак, первой будет озвучена религиозная теория. Согласно ей, красота - это одно из имен и проявлений Господа на земле, в нашем мире. Искусство является материальным выражением этой идеи. Следовательно, все плоды человеческого творчества обязаны своим появлением Творцу.

Следующая гипотеза говорит о чувственной природе феномена. Происхождение в частности, сводится к игре. Именно данный вид деятельности и отдыха появился раньше труда. Мы можем его наблюдать у представителей животного царства. Среди сторонников версии можно назвать Спенсера, Шиллера, Фриче и Бюхера.

Третья теория видит в искусстве проявление эротизма. В частности, Фрейд, Ланге и Нардау считают, что этот феномен появился как следствие потребности полов привлекать друг друга. Примером из животного мира могут быть брачные игры.

Древнегреческие мыслители считали, что искусство своим появлением обязано человеческой способности подражать. Аристотель и Демокрит говорят, что, подражая природе и развиваясь в рамках общества, люди постепенно смогли символически передавать ощущения.

Наиболее молодой является марксистская теория. Она говорит об искусстве как следствии производственной деятельности человека.

Театр

Театр как вид искусства зародился достаточно давно. Исследователи считают, что подобное представление возникло из шаманских ритуалов. В древнем мире люди сильно зависели от природы, поклонялись различным явлениям, просили духов помочь с охотой.

Для этого употреблялись разнообразные маски и костюмы, прорабатывались сюжеты, отдельно для каждого случая.

Однако те ритуалы невозможно назвать театральным представлением. Это были именно обряды. Для того чтобы определенную игру отнести к разряду зрелищного искусства, должен быть, кроме актера, еще и зритель.

Поэтому фактически рождение театра начинается в эпоху античности. До этого были неразрывно связаны разные действия - танец, музыка, пение и т. д. Впоследствии происходит разделение, постепенно формируются три основных направления: балетное, драматическое и оперное.

Поклонники игровой теории происхождения искусства утверждают, что оно появилось как забава, увеселение. В основном данное утверждение базируется на античных мистериях, где люди переодевались в костюмы сатиров, вакханок. В эту эпоху несколько раз в год устраивались маскарады, многолюдные и веселые праздники.

Впоследствии они начинают оформляться в отдельное направление - театр. Появляются работы драматургов, например, Эврипида, Эсхила, Софокла. Выделяются два жанра - трагедия и комедия.

После искусство театра было забыто. Фактически в Западной Европе оно рождалось заново - опять из народных праздников и гуляний.

Живопись

История уходит корнями в глубокую древность. До сих пор находят новые рисунки на стенах пещер в разных частях света. Например, в в Испании, Ниах-Кейвс в Малайзии и других.

Обычно для них смешивали красители с вяжущими веществами, например, уголь или охру со смолой. Сюжеты не отличались многообразием. В основном это были изображения зверей, сцены охоты, отпечатки ладоней. Данное искусство относится к палеолиту и мезолиту.

Позже появляются петроглифы. Фактически это та же наскальная живопись, но с более динамичным сюжетом. Здесь уже появляются увеличивается количество сцен охоты.

Однако некоторые исследователи происхождение изобразительного искусства относят к эпохе Древнего Египта. Именно в этом появляются строгие каноны разных жанров. В частности, изобразительное искусство здесь вылилось в скульптуру и монументальную живопись.

Если изучить древние рисунки, мы увидим, что это направление творческой мысли появилось из попыток человека скопировать, зафиксировать окружающую действительность.

Позже живопись представлена памятниками крито-микенского периода и древнегреческой вазописью. Развитие этого искусства начинает ускоряться. Фрески, иконы, первые портреты. Все это возникает в период первых веков до нашей эры.

Если фрески были особенно популярны в античности, то в Средние века большинство художников работали над созданием ликов святых. Только в период Ренессанса постепенно начинают выделяться современные жанры.

Так дало толчок для развития всей западноевропейской живописи. Караваджизм, например, значительно повлиял на фламандских художников. Позже развивается барокко, классицизм, сентиментализм и прочие жанры.

Музыка

Музыка не менее древнее искусство. Происхождение искусства относят к первым ритуалам наших предков, когда развивался танец, зарождался театр. В это же время появилась и музыка.

Исследователи уверены, что еще пятьдесят тысяч лет назад в Африке люди передавали свои эмоции с помощью музыки. Подтверждением этому служат флейты, которые находят археологи рядом со скульптурами в этом районе. Возраст статуэток - около сорока тысяч лет.

Гипотезы происхождения искусства, кроме прочих, не отметают и божественного влияния на первых творческих людей. Сложно представить, что скучающий пастух или охотник создает продуманную систему дырочек на трубке, чтобы сыграть веселую мелодию.

Тем не менее уже первые кроманьонцы использовали в ритуалах ударные и духовые инструменты.

Позже наступает эпоха древней музыки. Первая записанная мелодия датируется двухтысячным годом до нашей эры. Глиняная табличка с клинописным текстом была найдена при раскопках в Ниппуре. После расшифровки стало известно, что музыка записана терциями.

Этот вид искусства широко известен в Индии, Персии, Месопотамии, Египте. В этот период применяются духовые, ударные и щипковые инструменты.

На смену приходит старинная музыка. Это искусство, относящееся к эпохе от падения Римской империи до середины восемнадцатого века. В этот период особенно мощно развивалось церковное направление. Светский вариант представлен творчеством трубадуров, скоморохов и менестрелей.

Литература

История искусства и культуры более понятной и аргументированной становится, когда речь заходит о письменных источниках. Именно литература позволяет наиболее полно передать информацию. Если остальные виды искусства ориентированы в основном на чувственно-эмоциональную сферу, то последняя оперирует еще и категориями разума.

Наиболее древние тексты обнаружены в таких странах, как Индия, Китай, Персия, Египет и Месопотамия. В основном они были высечены на стенах храмов, камнях, вырезаны на глиняных табличках.

Среди жанров данного периода стоит упомянуть гимны, погребальные тексты, письма, автобиографии. Позже появляются повествования, поучения, пророчества.

Однако более обширной и развитой стала античная литература. Мыслители и драматурги, поэты и прозаики Древней Греции и Рима оставили потомкам неисчерпаемый клад мудрости. Здесь были заложены основы современной западноевропейской и мировой литературы. Фактически разделение на лирику, эпос и драму предложил Аристотель.

Танец

Один из самых трудно документируемых видов искусства. В том, что танец зародился очень давно, не сомневается ни один человек, однако определить даже примерные рамки вряд ли удастся.

Самые ранние изображения найдены в пещерах Индии. Там нарисованы человеческие силуэты в танцующих позах. Судя по теориям, происхождение искусства, кратко говоря, это потребность в выражении эмоций и привлечении противоположного пола. Именно танец наиболее полно подтверждает эту гипотезу.

До сих пор дервиши используют пляски для вхождения в транс. Мы знаем имя самой известной танцовщицы в Древнем Египте. Это была Саломея, родом из Идома (древнее государство на севере Синайского полуострова).

Цивилизации Дальнего Востока до сих пор не разделяют танец и театр. Оба этих вида искусства всегда шли в паре. Пантомима, японские выступления актеров, индийские танцовщицы, китайские карнавалы и шествия. Все это мероприятия, которые позволяют выразить эмоции и сохранить традицию, не используя слов.

Скульптура

Оказывается, что история изобразительного искусства неразрывно связана с остальными проявлениями творчества. Например, скульптура стала остановленным мгновением танца. Подтверждением служат многие статуи древнегреческих и римских мастеров.

Исследователями проблема происхождения искусства раскрывается неоднозначно. Ваяние, например, с одной стороны, возникло как попытка персонифицировать древних богов. С другой - мастера смогли остановить мгновения обычной жизни.

Именно скульптура позволила художникам передать чувства, эмоции, внутреннее напряжение или, наоборот, умиротворение в пластике. Застывшие проявления духовного мира человека фактически стали древней фотографией, которая сохранила в течение многих тысячелетий идеи и облик людей того времени.

Как и многие другие виды искусств, скульптура происходит из Древнего Египта. Наверное, самым знаменитым памятником является Сфинкс. Вначале мастера создавали украшения исключительно для царских дворцов и храмов. Значительно позже, в античности, статуи выходят на народный уровень. Под этими словами подразумевается, что с той эпохи украсить свой дом скульптурой мог любой человек, у которого хватит денег для заказа.

Таким образом, этот вид искусства перестает быть прерогативой царей и храмов.

Как и многие другие проявления творчества, скульптура в Средние века была в упадке. Возрождение начинается только с приходом Ренессанса.

Сегодня этот вид искусства переходит на новую орбиту. В комплексе с компьютерной графикой 3D-принтеры позволяют упростить процесс создания объемных изображений.

Архитектура

Искусство архитектуры, наверное, наиболее практичный вид деятельности из всех возможных способов проявления творческой мысли. Ведь именно зодчество объединяет в себе организацию пространства для комфортной жизни человека, выражение идей и мыслей, а также сохранение определенных элементов традиции.

Отдельные элементы этого вида искусства возникли, когда произошло разделение общества на слои и касты. Желание правителей и жрецов украсить собственные жилища, чтобы они выделялись на фоне остальных построек, впоследствии привело к появлению профессии архитектора.

Рукотворная реальность, упорядоченность окружающей среды, стены - все это создает ощущение защищенности. А декор позволяет художнику передать настроение и атмосферу, которые он вкладывает в постройку.

Цирк

Понятие «люди искусства» редко ассоциируется с цирком. Этот вид зрелищ часто воспринимается как развлечение. его основным местом были ярмарки и прочие празднества.

Само слово «цирк» происходит от латинского термина «круглый». Открытое здание такой формы служило местом для увеселения римлян. Фактически это был ипподром. Позже, после распада империи, в Западной Европе попытались продолжить традицию, но популярности подобная деятельность не получила. В Средние века место цирка заняли менестрели в народе и мистерии у знати.

В то время люди искусства больше сосредотачивались на том, чтобы понравиться правителям. Цирк же воспринимался как ярмарочное увеселение, то есть был низкосортным.

Только в эпоху Возрождения появляются первые попытки создать прообраз современного цирка. Необычные умения, люди с врожденными дефектами, дрессировщики животных, жонглеры и клоуны в то время веселили публику.

Не слишком ситуация поменялась и сегодня. Этот вид искусства требует недюжинной выносливости, умения импровизировать и способности к «бродячей» жизни.

Кинематограф

Ученые говорят, что человек осмысливает действительность через науку и искусство. Происхождение искусства, судя по теориям, связано с потребностью самовыражения и взаимодействия в обществе.

Постепенно развивались традиционные виды творческой деятельности, изобразительные и зрелищные искусства. Однако с развитием прогресса наступил этап совершенно беспрецедентных способов передачи мыслей, эмоций, информации.

Появляются новые виды искусства. Одним из них стал кинематограф.

Впервые людям удалось спроектировать картинку на поверхность с помощью «волшебного фонаря». Он базировался на принципе «камеры-обскуры», над которой работал еще Леонардо да Винчи. Позже появляются фотоаппараты. Только в конце девятнадцатого века удалось изобрести прибор, который позволял проецировать движущиеся изображения.

В начале двадцатого века говорили, что театр как вид искусства себя изжил. А с появлением телевидения это воспринималось как неоспоримый факт. Однако мы видим, что у каждого вида творчества есть свои почитатели, просто происходит перераспределение зрительской аудитории.

Таким образом, мы с вами разобрались в теориях происхождения искусства, а также поговорили о различных видах творчества.

НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК КРАСОТЫ

Человека окружают вещи. Всюду - дома, на улице, на работе. Вся­кие - посуда, автомоби­ли, станки. Эта «вторая природа», созданная твор­ческим гением человека, отражает уровень разви­тия общества. В то же время весь предметный мир - от детской игруш­ки до гигантского про­мышленного комплекса - влияет на формирование духовного облика человека. Вот почему далеко не безразлично, какие именно вещи нам служат.

Мы с вами свидетели научно-технической рево­люции. Удивительно ли, что окружают нас в основ­ном вещи, изготовленные на заводах и фабриках громадными партиями и поэтому неотличимые друг от друга. Стандарт. В XX веке весь мир почувство­вал, что массовое машинное производство приводит к снижению духовного начала в жизненном окру­жении человека. И люди вновь обратились к тра­диционному творчеству народа, которое всегда уме­ло сочетать полезное с духовным и .

Одна из главных особенностей народного - рукотворность про­изведений. Каждое изделие народного мастера не­повторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Рассматривая традиционный хохломской узор - так называемую «травку», мы можем про­следить движения кисти художника. На деревянной ложке хорошо видны следы работы мастера. Всякая ложка индивидуальна, непохожа на другую. Форма ее живая, так как родилась, вылупилась именно из этого куска дерева. Ложка была как бы спрятана в нем, и мастер лишь выявил ее форму. Произведение народного искусства всегда сближает человека с живой природой, которой современному человеку подчас так не хватает. Не здесь ли еще одна причи­на нашего повышенного интереса к народному ис­кусству?

В эпоху широкого межнационального общения усиливается внимание народов друг к другу. Инте­ресует и то, что роднит, и то, что отличает народы, придает каждому неповторимый духовный облик.

И вот вместе с голубой керамикой в наш дом при­ходит как бы частичка солнечного Узбекистана. Резная фигурка из моржовой кости - частица самобытной культуры народов Чукотки. А Хохло­ма? Разве это не яркий символ России! Да, все это не просто красивые вещи - перед нами многовеко­вая культура народа. Она во всем: в традиционном материале и приемах его обработки, в форме и пред­назначении предмета, в орнаменте и цветовом строе.



Народное искусство - фундамент национальной культуры. Традиции его складывались веками, лю­бое новаторство проверялось совместным опытом огромного коллектива мастеров. В результате ро­дился изобразительный канон, в котором нашли отражение не только эстетические, но и нравствен­ные представления трудового народа, его нацио­нальный характер и миропонимание, фантазия и особое чувство красоты. Народное искусство во всех своих проявлениях: былинах и сказках, пес­нях и музыке, вышивке и росписи - воспевало луч­шие человеческие качества. Все чаще сейчас гово­рится, что народные художественные промыслы - это своеобразные памятники истории и культуры.

К концу XIX - началу XX века крупное про­мышленное производство победило кустаря. Народ­ные мастера в условиях капитализма не выдержали конкуренции с машиной. В индустриально развитых странах традиционное искусство стало угасать, мно­гие его очаги заглохли навсегда.

Второе рождение в нашей стране оно пережило с выходом на историческую арену широких народных масс. В 1920 году было принято постановление «О мерах содействия кустарной промышленности». В последующие годы был возрожден ряд художествен­ных ремесел, народное искусство получило возмож­ности для дальнейшего расцвета. Качественно но­вый этап открыло принятое в декабре 1974 года по­становление «О народных художествен­ных промыслах». В нем говорится:

«Народное деко­ративно-прикладное искусство является неотъемле­мой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики».

Восста­новлены и успешно развиваются такие уникальные виды народного творчества, как среднеазиатская го лубая керамика, пензенская игрушка, грузинская синяя набойка и алванские ковры, узорное ткачест­во ивановских мастериц, якутские изделия из меха и архангельские - из мореного дерева. В Белорус­сии, где во время войны были уничтожены все про­мыслы, идет их широкое возрождение.

Центральной в народном искусстве стала фигура мастера, художника, у которого свой почерк, своя творческая индивидуальность. Регулярно проводят­ся выставки их произведений. Большой отряд масте­ров - члены Союза художников. Подрастает и достойная смена. При многих промыслах организованы художественные училища, где юноши и девушки овладевают секретами ремесла.

Если вам ближе живопись или графика, скульп­тура или дизайн, не торопитесь проходить мимо ка­жущихся вам «простыми» изделий народных масте­ров. Вспомните, как любили искусство родного на­рода А. Венецианов и В. Суриков, В. Васнецов и А. Рябушкин, М. Врубель и Б. Кустодиев . Изучая народное творчество, можно многое понять, многому научиться.

Например, тому, как умело пользоваться выра­зительными качествами материала. Чтобы камень оставался камнем, дерево - деревом. Народному мастеру свойственно тонкое понимание цвета, его декоративных и эмоциональных качеств. И здесь бо­гатые возможности для постижения живописных ре­шений, применяемых в народном искусстве. Форма изделий проста, но всегда логична и выразительна. Возьмите вятскую игрушку - как торс, юбка и го­лова просто, даже примитивно сделаны и собраны в фигуру. А в целом образ интересный, типаж очень характерный.

Всегда в народном искусстве подкупают доброта, искренность, непосредственность. И поразительная свобода исполнения! Здесь нет «замученных» вещей. Этой творческой раскрепощенности тоже следует учиться. Она приходит не сразу - через годы упор­ного труда.

Разнообразен сегодня процесс познания. Об окру­жающем мире ребенок узнает не только из уст ма­тери и бабушки, из песни и сказки. Очень о многом рассказывают ему телевидение, интернет, книги. Но песня и сказка, краски народных росписей и узоры ковра ему по-прежнему необходимы. И наша общая задача: сохранить все это ради настоящего и буду­щего.




Если бы мне предложили по­добрать эмблему для народ­ного искусства, я выбрал бы толь­ко Древо Жизни. Прекрасный этот образ - один из наиболее древних и широко распространен­ных, причем в разные эпохи и у разных народов. Еще важнее дру­гое. Олицетворяя мирное произ­растание всего живого на земле, он глубоко раскрывает самую суть народного искусства. Суть эта - никогда не прекращающее­ся развитие.


Замечено - в жизни народного искусства много общего с жизнью природы. Подобно природе оно отбирает только лучшее и шлифу­ет его столетиями, создавая по­истине совершенные технологию, форму, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает ха­рактер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохранить­ся - таково требование народа. Поэтому традиционное творчест­во практически не знает плохих вещей. Бывает, они неумело сде­ланы. Но в подобной неумелости подчас такая сила, такое чувство красоты! За ними не одно поколе­ние безвестных мастеров.

Да, народное искусство всегда в движении. Замечательный ис­следователь его В. С. Воронов любил сравнивать это движение с ходом плота по широкой реке:

«Словно недвижим... дремлющий плот на воде, но это неверно: он движется и преодолевает тысяче­верстные пространства».

И на са­мом деле! В народной орнаменти­ке до сих пор встречаются очень древние мотивы . Но поглядите, как они изменились за долгие ве­ка: орнамент поздних времен сложнее, богаче, изящнее. Подоб­ные изменения говорят о жизнен­ности старых образов: они про­должают волновать людей.

Многие мотивы вошли в твор­чество народа в XVII-XIX ве­ках - источниками служили сти­ли барокко , классицизма, ампира. Однако образы эти становились выражением чисто народного ми­ровоззрения, приобретая нередко даже новый облик. Так, нижего­родские резчики ввели в свои узо­ры листья аканфа, но сделали их очень живыми, гибкими, подвиж­ными. Львы на подоконных до­сках изб явно перекликаются с каменными львами усадеб XVIII века. Но смотрите, как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народ­ное искусство никогда ничего не копирует, всегда остается самим собой.

Силы его так велики, что неко­торые ремесла выстояли в борьбе с фабрикой. Они стали основой, на которой возрождалось народное творчест­во в наше время. Однако оно содержит и ряд новых черт.

Каковы современные формы его бытования? С одной стороны, еще традиционное искус­ство деревни, связанное с непов­торимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы. С дру­гой - развиваются художествен­ные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. Напри­мер, хохломская роспись по дере­ву, богородская резная игрушка. А рядом живут виды творчества, возникшие в глубоком прошлом из художественных ремесел горо­да и посада: чернение по серебру Великого Устюга, холмогорская резьба по кости, финифтяные рос­писи Ростова Великого.

Декоративно-прикладное искус­ство дореволюционной России бы­ло по преимуществу крестьянским. Долгое время оно «помнило» о своей связи со старинной сельско­хозяйственной обрядностью, было полно отголосков древних земле­дельческих мифов. Правда, в XIX веке крестьянин часто уже не знал, что означают те или иные образы, и все же по-прежнему признавал за ними силу. Они ни­когда не воспринимались как устаревшие, были органической частью мировоззрения пахаря, так как выражали причастность к труду и природе.

Верили в старой деревне и в си­лу доброй магии. Вот один при­мер. На расписных прялках ча­сто изображали птицу Сирин в окружении фантастических цве­тов. Сладкогласная эта птица жи­вет, по древним поверьям, в раю. Услышав ее дивное пение, люди забываются и в счастливом за­бытьи проводят долгие годы... Но отчего не рисовали Гамаюна и Алконоста - птиц, предвещаю­щих несчастье? Красивая прялка была, как правило, свадебным по­дарком жениха. Преподнося ее, он как бы желал невесте счастья - жизни прекрасной, как песня чудесной птицы. И верил: Сирин поможет этому сбыться.

В наши дни подобные представ­ления отошли в прошлое. Древ­няя символика не исчезла из на­родного искусства и продолжает играть важную роль. Но магиче­ский ореол она утратила. Для сегодняшнего мастера традицион­ные образы стали прежде всего поэтическими мотивами, сказоч­ными темами, которые он часто сочетает с современной символи­кой. Художники некоторых про­мыслов охотно обращаются к те­мам современности. В то же вре­мя они не теряют своей «врож­денной» склонности к сказочно сти, к фантастической разработ­ке многих образов и сюжетов.

Яркая примета нашей эпохи - рождение новых видов народного творчества. Например, таких за­мечательных художественных яв­лений, как лаковая миниатюра бывших иконописцев Палеха, Мстеры, Холуя. Работы здешних художников насыщены образами советской действительности, не­сут новое сложное содержание, какого не знало дореволюционное народное искусство (можно ска­зать, что содержание постепенно покидало его). Взять хотя бы раз­работку миниатюристами тем рус­ской истории или их богатейшую Пушкиниану.

Многие перемены можно по­нять, только сравнив прежнего ремесленника с народным масте­ром наших дней. Последний бли­же современному художнику. Это образованный, с большим круго­зором человек. Подчас он сам пишет статьи и книги - вспомним «Искусство Палеха» Н. Зиновь­ева. Могло ли быть такое где-ни­будь в XVIII веке? Современные мастера показывают свои работы на крупнейших выставках. Из­вестность многих из них прости­рается далеко за рубежи нашей Родины.

Не значит ли это все, что на­родное творчество в наши дни перестает быть коллективным? Что вековые традиции утрачива­ют живительную силу? Что сов­ременный мастер волен творить, исходя лишь из собственной фан­тазии и вкуса? Давайте пораз­мышляем над этими непростыми вопросами вместе.

Прежде народное искусство бы­ло неотделимо от быта, ненужных вещей крестьянин не делал - каждая имела практическое на­значение. Сегодня соотношение пользы и красоты в изделии не­сколько иное. Мы не ткем сами холст, не пьем из ковшей меды. И хохломскую чашу покупаем, как правило, не потому, что она нам нужна в хозяйстве. Она оча­ровывает нас благородством фор­мы, необычностью «наряда», изяществом росписи. И всегда особым радостным чувством, ко торое вызывает орнамент. За ве­ликолепную эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполне­ния ее прямой функции и ставим на полку как украшение интерь­ера . Декоративная сторона начи­нает все больше преобладать в произведении народного искусст­ва.

Хорошо ли это? Прямого раз­рыва с традицией как будто нет - при желании вещь можно исполь­зовать. Она словно хранит вос­поминание о службе, которую долго несла. Но ниточка эта столь тонка, что легко может оборвать­ся. Что тогда?

Напомню некоторые неписаные правила - своеобразные законы народного искусства, которым следовали старые мастера.

Пер­вый: форма предмета всегда про­диктована его назначением. По­этому она предельно проста и идеально продумана.

Второй: любая форма - результат особых свойств материала. Глиняный кувшин будет иметь одну конфи­гурацию, таких же размеров де­ревянный - совершенно другую, медный - тоже свою.

Третий: форма предмета и его декор долж­ны соответствовать друг другу.

Итак, важнейшие компоненты произведения - материал, форма, декоративное убранство - нераз­рывно связаны. И форма в этой цепи - центральное звено. А она, как сказано, определяется быто­вым назначением изделия. Если не поверять ее вновь и вновь са­мым простым вопросом: насколь­ко удобно? - тонкая ниточка, о которой мы говорили, порвется...

И тогда на очередной худо­жественной выставке или в мага­зине сувениров мы встретим вещь, явно перегруженную орна­ментом. Взгляните - он сущест­вует словно бы отдельно от пред­мета. Утратив ощущение целого, автор сосредоточил внимание на деталях узора. А это, в свою оче­редь, привело к дроблению цвета, угасанию колорита. Произведе­ния искусства не получилось... В таких случаях мне вспоминает­ся мой учитель, профессор А. В. Бакушинский. Заказывая в Хохломе или на другом промыс­ле что-либо для музея или вы­ставки, он всегда предупреждал мастеров:

«Делайте как прежде, не перебарщивайте с орнаментом. Пусть форма и узор живут вме­сте».

Как видите, определенные пра­вила, которым должен следовать каждый, кто называет себя на­родным мастером, существуют и сегодня. Пусть расширяется его кругозор, усложняется внутрен­ний мир. Все же главное богатст­во он получил в наследство - это народное понимание красоты. На­до умножить его, насколько хва­тит сил и способностей, и пере­дать следующим поколениям. Забвение выверенных столетиями эстетических идеалов обернется творческой неудачей. Правда, не всякий и не сразу понимает это, порой на бесплодные поиски ухо­дят долгие годы.

В старину в жизни простого че­ловека было немало горя. Однако искусство народа на редкость жизнерадостно. Это понятно: за каждой вещью - будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая ска­терть - талант и труд многих лю­дей, в идеале целого народа. На­циональные представления о кра­соте, несомненно, отразились в ритмах , пронизывающих русский орнамент. Они неторопливы, плавны, величавы, близки ритмам нашей природы. Может ли сегод­няшний мастер, отталкиваясь от более «современных» ритмов -нервных, быстрых, сделать вещь иного строя - мрачную, неприят­ную для зрителя? В принципе да, это нетрудно. Но к народному ис­кусству она не будет иметь ника­кого отношения.

Самое время сказать, как из­менилось в наши дни понятие коллективности этого искусства. Раньше она была стихийным вы­ражением всего крестьянского уклада жизни. Теперь коллектив­ность - сознательное проявление художественного единства масте­ров, работающих на одном про­мысле. Они понимают, что искус­ство их представляет ценность, и гордятся тем, что входят в число его создателей. Сегодняшние художники вдумчиво изучают на следие старых мастеров, бережно развивают заложенные ими тра­диции. Они внимательно следят за творчеством своих товарищей и даже зачастую не могут рабо­тать вдали от них.

Выходы за пределы традиции всегда вызывают горячие споры в коллективе. В конечном счете именно он решает, как дальше развиваться местному искусству. В середине 1930-х годов некото­рые мастера в Мстере начали писать на шкатулках настоящие «картины», очень напоминающие станковые. Это привело к отказу от традиционных приемов роспи­си и поставило под угрозу самое существование мстерского стиля лаковой миниатюры. И промысел не пошел по такому пути.

Не нужно думать, что тради­ция - нечто неприкасаемо ока­менелое. Сила ее как раз в том, что она постоянно отвечает по­требностям жизни и помогает раз­виться таланту новых поколений. Будь иначе, народное искусство давно превратилось бы в холод­ную стилизацию, нужную лишь немногим эстетам. Представьте себе, хохломская роспись с ее бо­гатством растительного узора не всегда была такой! Век назад из нее ушла знаменитая «травка» - искусство Хохломы фактически вырождалось. И вот, исходя из более простого орнамента XIX ве­ка, здешние мастера в 1930-е го­ды создали новые орнаменталь­ные формы, развившиеся в вели­колепное «травное» узорочье, ко­торое мы знаем и любим.

Таких примеров много. Подоб­ные процессы произошли в холмо­горской резьбе по кости, в федо­скинской лаковой миниатюре, в жостовской росписи подносов, в тобольской костяной пластике, в шемогодской резной бересте. Уди­вительно новым и свежим явле­нием предстает перед нами укра­инская настенная роспись, нашед­шая себя в искусстве станкового типа. То же можно сказать о ко­совской керамике, о расписных узбекских блюдах, гончарных грузинских и армянских сосудах, творчестве северных народов.

Народное искусство не знало простой реставрации ста­рых традиций. На их основе соз­давалось новое декоративно-при­кладное искусство, проникнутое подлинной народностью.

У Древа Жизни глубокие корни и мощная крона. Оно зеле­неет, оно растет в будущее.

К. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

ИСКУССТВОВ ЕДЕНИЕ

© Л.А. Кузнецова

Л.А. КУЗНЕЦОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета

Тел. 89065717982

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

Статья раскрывает историю исследования народного декоративного искусства, его роль в развитии и формировании художественных, эстетических наклонностей студентов. В статье рассматриваются народные промыслы, их роль в воспитании подрастающих поколений. Затрагивается вопрос о роли коллективного в процессе создания декоративных изделий мастерами народного прикладного искусства, раскрывается роль наследия декоративно-прикладного искусства для современных художников.

Ключевые слова: народное искусство, декоративно-прикладное искусство, промысел, народный мастер, народная культура.

«...Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»1.

Начало изучению народного искусства было положено в конце 19 - начале 20 века. Всеобщее признание получили труды искусствоведов А.В. Бакушинского, В.С. Воронова. Значительный вклад внесли работы А.Б. Салтыкова, В.М. Василенко (50-е, 70-е годы 20 века). И.Я. Богуславская, Т.М. Разина, А.К. Чекалов в своих трудах раскрыли разнообразные аспекты народного творчества. Особое место занимают исследования М.А. Некрасовой, в её работах на методологическом уровне определена роль народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства как особого типа художественного творчества.

Научные исследования, посвящённые народному искусству, сегодня стали частью теории искусства. Наука о народном искусстве формировалась, постепенно выделяясь из контекста вопросов культуры, этнографии, материальной жизни, истории искусств. Работа, которую делали и делают исследователи народного искусства, важна не только как метод решения научных проблем. Изучение народной культуры в 18 веке было тесно связано с укреплением государства. Этнографические материалы, полученные в результате экспедиций в конце 18 века, стали основой последующих способов изучения народного творчества. Начало 19 века было ознаменовано противостоянием «западников» и «славянофилов», дискуссия между которыми способствовала формированию разносторонних представлений о народной культуре. К середине 19 века этнография утверждается как наука. Она получает официальное признание, а только что образованное Русское географическое общество (1845) впервые отчётливо провозглашает её основные положения. В предреформенные 50-е и послере-форменные 60-70-е годы 19 века произошли государственные изменения, вызвавшие большие изменения в российском обществе. Вопросами народного искусства

начинают заниматься «Общество древнего искусства» и «Археологическое общество» в Москве и Санкт-Петербурге. В данный период вопросами развития народного искусства занимались такие учёные, как В.И. Даль, П.А. Бессонов, П.И Якушкин и др.

Середина 19 - начало 20 века характеризуются появлением идей о содержании и высокой ценности народной культуры. Огромное значение приобретает экономический интерес к ремеслу. Проблема изобразительности появляется вместе с пониманием социальной неоднородности русского искусства. Первый опыт систематического изучения крестьянских промыслов относится к началу 50-х годов 20 века. По поручению Министерства государственных имуществ были созданы специальные комиссии, которым было поручено наиболее полно собрать сведения о крестьянских промыслах и кустарной промышленности. В данный период неоценимый вклад внесли В.С. Воронов, А.И. Некрасов, А.В. Бакушинский, Н. Щеко-тов. Особое значение для понимания специфики художественного образа в народном искусстве имеют изыскания В.С. Городцова (1926), которые были продолжены Л.А. Динцес (1951), В.Я. Пропп (1963). Исследования этих учёных раскрыли значение семантики для искусствоведения. Когда ясны смысловая основа, обрядовая и ритмическая основа, значение орнаментальных композиций художественного образа, то он раскрывается более чётко и полно.

Народное искусство представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точек зрения. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей должно стать неотъемлемой частью духовной культуры студента, обучающегося по специальностям художественного направления. Народное искусство позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.

Народное искусство, культура, постоянно созидающие, отдающие опыт, мудрость культуре художников профессиональных, помогают им проявить способность обживать, чувствовать мир. Синтез природного и народного можно выделить как главный источник эстетических переживаний в русском искусстве. Мир народного искусства -это мир целостного человека. Он растёт, развивается в условиях природного окружения. Человек, пользуясь благами природы, добытыми трудом

на земле, чувствует себя внутри природы. Так, народный мастер особенно чувствует причастность к культуре родного края, сохраняя в своём творчестве масштаб всеобщего. Художник, обращающийся к народному искусству, познаёт мир через познание самого себя. Причастность к целому создаёт в каждой культуре свой национальный образ мира, свои образы, типы. Сущностью народного идеала всегда было противопоставление добра - злу, красоты и порядка - мировому хаосу, преобразующих сил творчества - распаду, смерти, вечного - конечному, временному.

Под народным чаще всего подразумевают декоративно-изобразительную и прикладную его форму, которая связана с предметами быта, народным зодчеством. Другие виды народного художественного творчества имеют свои названия, например: фольклор, народный танец, устное творчество, сказка и другое народное искусство как общественное явление восходит к мировоззрению дохристианского или даже доязыческого периода развития общества. После принятия христианства Русью народное искусство перенимает много от греко-византийской культуры.

Как историко-художественная форма опыта народное искусство завершается в 20-30-е годы 20 века. Сейчас русское народное искусство остаётся лишь источником наших представлений об истории мировоззрения. Изменение народного сознания в первой трети 20 века было связано с общественным переустройством, когда ценности крестьянства и ремесленничества вытеснились на задний план развитием индустриального общества. Но народное искусство и поныне несёт в себе огромное значение, это связано с его многообразными функциями. Одной из важнейших является опыт эстетического переживания, который и сейчас остаётся востребованным, несмотря на новые реалии. В нём тесно переплетены особенности художественной формы, понятия национально-идейной основы. Всё это удобный материал для образовательных программ, в которых образная природа знания связана с технологическим опытом, приёмами и методами сенсорного и сенситивного опыта, заложенными в изобразительном и декоративном искусстве. В деле гуманизации образования обращение к народному искусству даст возможность сформировать общекультурный интеллект личности, приблизить её к природе как началу души человека.

Народное искусство выражало целостное мироощущение, миропонимание русского человека. Главное в нём не было сиюминутным, оно опиралось на вечное, общее, что определяло связь вре-

мён и на каждом своём отрезке развития создавало нечто своё, новое. Несмотря на многообразие своих проявлений, русское народное искусство отличается большой любовью к природным формам. Народное искусство, как и любой народный промысел, - это результат творчества коллектива, постоянно оттачивающего и совершенствующего культуру мастерства, художественного языка. Промысел не только объединяет людей общим делом, но и направляет творческую деятельность разных индивидов к одной цели. Глубинный дух коллективности жизни села оказал большое влияние на всю народную культуру. В народном искусстве он сообщает образу вселенский масштаб и формирует самую сущность творчества, его духовно-нравственную основу, те принципы коллективности, на которых зарождается и складывается искусство в народном промысле.

Педагогическая ценность познания народного и декоративно-прикладного искусства заключается в том, что произведения этих видов искусства позволяют воспитывать определённую культуру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают лучше познать художественно-выразительные стороны окружающего. На основе знаний о народном искусстве разрабатываются национальные региональные программы возрождения промыслов народов России. Образовательные программы, в которые были введены материалы народного искусства, получили возможность обращения к корням историко-художественного наследия, определяющим широкий социальный контекст народного искусства.

Предметный мир, окружающий нас, меняется очень быстро. Необходимо практически направлять художественные наклонности студентов так, чтобы это помогало им в организации своего жилья, выборе одежды, раскрывать эстетическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства прошлых эпох и настоящего времени. Знакомство студентов с декоративной образностью, особенно в творчестве народных мастеров, способствует развитию у них эстетического отношения к действительности. Истоки декоративной выразительности, декоративного искусства - в умении мастеров эстетически осмысливать природу. Значение произведений декоративно-прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается ещё и тем, что в них специфично преломляются выразительные средства других видов изобразительного ис-

кусства - живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Например, в русских художественных лаках сохраняются такие живописные приёмы, как подмалёвок, лессировки, придающие особую звучность и выразительность колористической гамме. В других видах декоративно-прикладного искусства - керамике, художественной обработке дерева, камня, кости, рога - преобладают скульптурные качества. В творчестве народных мастеров можно увидеть глубокое понимание органической связи эстетического восприятия формы предмета с его функциональным назначением. Процесс обобщения в декоративном творчестве, создания формы неотделим от выявления свойств материала. Материал диктует свои условия. Рассмотрим народную игрушку-свистульку. В основе игрушки - декоративный образ птицы, но как неодинаково трактуется он в глине и в дереве. Изготовление глиняных свистулек предполагает мягкость, податливость глины, способность по-разному выявлять фактуру, блестящую под поливой глазури и матовую, шероховатую в простой покраске. Форма деревянной точёной игрушки имеет строгие линии, объём игрушки создаётся на основе вращения с поверхностью дерева, гладкой до блеска. Разные формы птиц-свистулек не только из-за разности материала исполнения, все глиняные игрушки различны по форме, по характеру и выразительности. Один и тот же материал ведёт себя по-разному в руках разных мастеров дымковской, филимоновской, каргопольской, плешков-ской игрушки. На примере старых мастеров современные мастера учатся понимать декоративную природу материала: фактуру, цвет, текстуру.

Предметы декоративно-прикладного искусства трудно представить без узора. Со временем родилась удивительная гармония содержания и формы, орнамента и средств его воплощения, которая и сегодня восхищает нас в любом изделии народного искусства. Примеры орнаментальных композиций, выполненных народными мастерами в разных материалах, с применением различных технологий обработки формы предмета, позволяют просто и доходчиво ознакомить студентов с единством эстетического и функционального в создании художественной вещи, выделить приёмы декоративного обобщения, показать, что каждая вещь создаётся для человека и живёт в тесной взаимосвязи с окружающими вещами.

Народное искусство являет нам пример подлинного величия художественной силы, созданное народным коллективом, оно гениально, оно продолжает жить и развиваться.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Библиографический список

1. Богуславская И.Я. Проблемы традиции в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л., 1981.

2. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. - М., 1977.

3. Каплан Н., Митлявская Т. Народные художественные промыслы. - М., 1980.

4. Кошаев В.Б. Вопросы формирования понятий в науке о народном искусстве. - Ижевск, 1998.

5. Некрасова М.А. Народное искусство России // Народное искусство как мир целостности. - М., 1983.

6. Попова О., Каплан, Н. Русские художественные промыслы. - М., 1984.

7. Рондели Л. Народное декоративно-прикладное искусство. - М., 1984.

This article exposes the history of folk decorative art research, its role in development and formation of artistic and aesthetic bents of students. In this article folk crafts and their role in education of rising generations are considered. The role of the collective in the process of decorative products creation by masters of a folk applied art is mentioned. The role of arts crafts heritage for modern artists is revealed in the article.

Key words: folk art, arts and crafts, craft, folk master, folk culture.

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ

Курс лекций (40 ч)


ЛЕКЦИЯ №1

Декоративно-прикладное искусство как форма творчества

Основные черты декоративно-прикладного искусства

Развитие художественных промыслов и ремесел

Народные промыслы Беларуси и местного региона.

Литература

1. Каплан Н.М., Митлянская Т.Б.Народные художественные промыслы-М.: Высшая школа, 1989

2. Кацер М.С. Народное прикладное искусство Беларуси-Мн.: Вышэйшая школа, 1972

3. Молчанова Л. Материальная культура белорусов.-Мн.: Наука и техника, 1968

4. Паньшина И. Декоративно-прикладное искусство-Мн.: Народная асвета, 1975

5. Сахута Е.М., Говор В.А. Художественные ремесла и промыслы Беларуси.-Мн.: Наука и техника, 1988

6. Сахута Е.М. Народное искусство и художественные промыслы Беларуси.-Мн.: Полымя, 2001

Народное творчество, его основные формы и характерные черты

Для того, чтобы объяснить, почему мы рассматриваем декоративно-прикладное искусство как одну из форм творчества, необходимо раскрыть сущность понятий, которыми мы будем оперировать далее.

Творчество -процесс и результат создания материальных и идеальных ценностей, обладающих новизной (объективной или субъективной) и оригинальностью, а также процесс и результат самовыражения творца.

Народное творчество -процесс создания материальных и художественных ценностей, главным субъектом которого является народ

Народное искусство -создание культурных материальных и духовных ценностей, обладающих художественной значимостью.

Прикладное творчество - создание материальных ценностей, обладающих утилитарной значимостью.

Самодеятельное искусство - процесс создания материальных и духовных ценностей, основной движущей силой которого является инициативность творца. Этим видом искусства человек может заниматься без специального образования, не обязательно следуя даже устоявшимися традициями того вида деятельности, которым он занимается. Этот вид искусства является источником и главной ветвью народного искусства. Разница между произведениями профессионального и самодеятельного творчества заключается в степени их художественного совершенства и проявившегося в них профессионализма.

Искусство возникло за тысячи лет до нашей эры. К этому времени человечество прошло значительный путь развития. Грубые орудия труда из камня, кости, дерева, при помощи которых человек добывал себе пищу, сменились более совершенными. Человек овладел новыми способами обработки материала, расширился его кругозор, усложнилась общественно-трудовая деятельность. Ряд направлений народного искусства дошли до наших дней, другие- затерялись.

Веками народное прикладное искусство совершенствовалось, приобретало законченность форм и стилей, отражая обычаи и вкусы народа. Развивалось оно в основном в двух формах :

Как домашнее ремесло;

В виде художественных промыслов, связанных с рынком.

Эти формы возникли в древние времена, развивались параллельно, тесно переплетаясь и взаимно влияя друг на друга. Белорусское народное прикладное творчество развивалось преимущественно в первой форме. Промыслами были лишь гончарство, набойка, плетение.

Несмотря на разнообразие видов народного искусства, можно выделить основные черты , являющиеся общими для них. Эти черты можно считать принципами существования и развития народного искусства.

Народное искусство реалистично по своему характеру . Оно создает правдивые, глубокие, жизнеутверждающие образы. Эта особенность произведений народного искусства объясняется участием в их создании широких народных масс, большим жизненным опытом, накопленным народом, извечным его стремлением к счастью, правде и красоте.

Творчество народа тесно связано с его трудовой деятельностью . С помощью топора, ножа, иглы и других орудий труда наши предки строили жилища, делали мебель, обрабатывали шкуры, ткали сукно, шили одежду. Каждое бытовое изделие - практически необходимая вещь, обладающая в то же время красотой и эстетичностью.

Народное искусство первично по отношению к профессиональному . Произведения народного искусства - не только плод умения их создателей, но и неотъемлемая часть их повседневной жизни. Это основа зарождения и развития всех видов профессионального искусства. Появление произведений профессионального искусства обязано многовековой творческой деятельности безымянных мастеров народного творчества, накопивших богатый опыт и передавших его деятелям профессионального искусства.

Рожденное природой и самой жизнью определенной общности людей, народное искусство не может не быть в высшей степени национальным .

Коллективная природа народного творчества - один из коренных его принципов. В общении и взаимодействии людей внутри коллектива, общности, социума сами по себе выявлялись и отбирались самые удачные художественные решения, образцы художественных форм, композиции, выразительные и изобразительные приемы. Принцип коллективности-тот главный фактор, который оказывает господствующее влияние на остальные признаки народного искусства и определяет его отличие от самодеятельного и профессионального.

Другим отличием народного искусства от профессионального является преемственность традиций . Следование сложившимся традициям определенного вида творчества обогащало личный опыт творцов, способствовало успешности их труда. Такое невозможно в творчестве профессиональном, где основным залогом успеха в деятельности является талант человека и для занятий ею необходимо специальное образование. По сравнению с профессиональным, в народном искусстве больше от традиций, чем от самого мастера, рукою которого «водит» многовековая художественная культура и опыт.

Народное искусство более устойчиво , оно в меньшей степени поддается моде, нежели профессиональное. Оно открыто и сильно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему является прямым свидетельством его таланта и творческой мощи.

Источником художественных образов народного искусства является природа, окружающая среда, ситуации повседневной жизни.

Произведения народного прикладного искусства играют большую познавательную и общественно-воспитательную роль. Они отражают жизнь народа, его быт и трудовую деятельность, дают оценку общественным явлениям. Народное искусство является свидетельством талантливости и трудолюбия народа, его оптимизма и человеколюбия.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 3637 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) ...

синтетическое по характеру иск-во, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Н. и. восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции; носит преимущественно эпический характер (Эпос), к-рый определяется и самим типом творчества, коллективным методом работы над образом, основанном на подробности, повторе и вариации. Образная структура Н. и сохраняет изначальный образ, входящий в синтезе с его вариациями и новыми элементами в единую худож. целостность произв. Синтез заложен в самой образности Н. и.. в принципах формообразования, где определяющими являются родовая сущность и функция. Синтетичность проявляется также в соединении в одном произв. пластического, живописного, графического, архитектонического начал. На основе синтеза в Н. и. формируется образ-тип, определяются образные системы, возникают ансамбли, складывается эстетический критерий. Буржуазная наука не изучает народное творчество как особый род иск-ва, т. е. в аспекте его худож. специфики и изобразительно-выразительных средств. Рассматриваемое исключительно в свете концепций фрейдизма, этнопсихологизма, структурализма, оно определяется как творчество «безличное», «бессознательное» и толь- ко как продукт городской культуры, опускающийся якобы в крестьянские массы, хотя оно во все эпохи питало городское иск-во. Так, канадский социолог М. Маклюэн усматривает в народном творчестве разновидность «коллективного сна». Иногда народное творчество трактуется на Западе настолько расширительно, что к нему причисляется даже реклама. Советские эстетика и искусствознание утверждают содержательный подход к изучению Н. и. Оно рассматривается как живой феномен худож. культуры, как особый тип худож. творчества, взаимодействующий с др. типом - индивидуализированным творчеством. Если раньше не выделялась специфика Н. и. как самостоятельного явления культуры и оно приравнивалось или к художественной промышленности, или к самодеятельному творчеству, то в настоящее время оно получило самостоятельный, родовой статус, что открывает новые перспективы не только в его изучении, но и в решении проблем худож. практики. На совр. этапе Н. и. имеет четыре формы бытования и развития. Первая форма - Н. и., не вычлененное из своей этнографической среды, связанное с породившим его национальным, социальным укладом жизни. Это Н. и. отдаленных районов СССР, замкнутых в силу особых географических условий. Отвечая эстетическим запросам, Н. и. обслуживает и практические нужды населения (кошмы, гончарная посуда и пр.). Представленное этой формой Н. и. живет как элемент национального сознания людей. Вторая форма - творчество единичных мастеров, основанное на коллективном опыте, сохраняющее и развивающее худож. традицию. Осн. его стимулом является потребность в самом творчестве. В каждой советской республике есть свои мастера - резчики, гончары, мастера ткачества, вышивки. Третья форма - худож. промысел (Промыслы художественные), вырастающий стихийно на почве местной культурной традиции, поддерживаемый спросом извне. Четвертая форма - худож. промысел на базе мастерских с необходимым оборудованием. Существуя в указанных четырех формах, Н. и. сохраняет общую творческую структуру развития, ориентированного на канонические системы, на традицию, живущую в устно-зрительной передаче. Оно отражает культурно-психологические структуры, связанные с этническим самосознанием, базируется на культуре мастерства, на коллективном опыте.