» » Эволюция темы родины в лирике блока сообщение. Тема родины в лирике А

Эволюция темы родины в лирике блока сообщение. Тема родины в лирике А

    В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим...

    О, Русь моя! Жена моя!.. А. А. Блок Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание... Единственным...

    Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт--лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать"....

    Лирический герой Блока - это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока - живой, яркий характер самого поэта. Лирический герой Блока проходит через все, что...

    Мне думается, проходит то время, когда, определяя своеобразие поэтики блоковского творчества, можно было ограничиться тем, чтобы выдвинуть как главный и решающий признак этого своеобразия канонизацию романсных форм (Ю. Н. Тынянов), или назвать Блока...

    А. Блок - поэт очень тонкий, сложный и противоречивый. Его ранние стихи связаны с романтическим мировоззрением. Романтический герой - личность творческая, живущая в своем личном мире, который не имеет ничего общего с тем, в котором живут обыкновенные...

Тема родины в лирике А. А. Блока. Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее.

Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна…

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит

Русь за спасение души:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива.

Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны - «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Любовь к Родине, к народу А. А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость: Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…

(Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия - совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Образовательная цель: найти традиционные мотивы темы Родина и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.
  • Развивающая цель: развитие навыка анализа стихотворений А.Блока.
  • Воспитательная цель: воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.

Оборудование к уроку: тексты, презентация с репродукциями картин М. Врубеля. “Царевна – лебедь”, “Пан”, “Сирень”, “Лебедь”, “К ночи”.

Вступительное слово учителя.

В 1911 -1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное “Собрание сочинений”. С тех пор поэзия Блока в сознании читателей существует как единая лирическая трилогия, а по словам поэта, “трилогия вочеловечения”. Собирательным образом всех книг становится Родина. На одном из литературных вечеров Блок читал стихи из разных циклов. Его спросили, нельзя ли что-нибудь из темы Россия. Блок сдержанно ответил: “Это - всё о России”. Действительно, какое бы стихотворение он ни написал, это радость, боль, тревога, восхищение -это всё о России. Кто может поспорить, что “Прекрасная Дама”, “Снежная маска”, “Фаина”, “Страшный мир”, “Скифы”, “Возмездие”, “Двенадцать” не о России. Но объять необъятное на одном уроке невозможно. Существует у Блока цикл стихов “Родина”. На уроке прочитаем несколько стихотворений из этого цикла.

Ещё в 1006 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...”. (Слайд №1, №2, №3).

Беседа о целях и задачах урока.

Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?

Ответ: Нет.

Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.

Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.

Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока. (Слайд №4)

Первое задание.

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение “Русь”. (Слайд №5)

С какой интонацией я читала?

Ответы учащихся: Интонация молитвы.

Учитель: Это не Россия – это Русь.

Какая она? Подобрать эпитеты. Найти излюбленные мотивы Блока.

Ответы учащихся: Древняя, дикая, колдовская. Русь, опоясана реками / И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями, / И смутным взором колдуна Здесь и ночные хороводы, и ведуны, и ведьмы. Русь сказочная и непредсказуемая. Излюбленный мотив вьюги сопровождает колдовской образ девушки, придаёт особую поэзию древнего мира.

Учитель: Каково состояние лирического героя?

Ответы учащихся: Душевные метания, заблуждения и глубокая любовь к родине. Именно Русь спасает человека от потери духовной чистоты.

Живую душу укачала,
Русь на своих просторах ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Учитель: В композиции стихотворения какую особенность можно увидеть?

Ответ учащихся: Кольцевая композиция. С каким светлым молитвенным чувством начинается стихотворение, таким и заканчивается.

Учитель: То, что встречалось на пути, поэт часто узнавал по врубелевским картинам. - День спустя после похорон Михаила Александровича Врубеля Блок.А.А напишет: “С Врубелем я связан жизненно и похож на него лицом”. Обратимся к репродукциям картин Врубеля, найдём символические образы, ассоциативные ряды. (Слайд №6).

Учитель обращает внимание на картины “Царевна Лебедь”. 1990г, “Пан”,1899г,”Сидящий Демон”, 1890г, “Сирень”, “Лебедь” и другие.

Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

(Слайд №7 прослушивание стихотворения “Россия”)

Второе задание. (Слайд №8).

Учитель: Найти общие черты изображения России с братьями по перу золотого века.

  • 1 ряд сравнивает стихотворение Лермонтова “Россия и стихотворение Блока “Россия”.
  • 2 ряд-стихотворение Пушкина “ Зимняя дорога” и стихотворение Блока “Россия”.
  • 3 ряд - отрывок из поэмы Гоголя “Мёртвые души” и стихотворение.Блока “Россия”.

Какие традиции русской классической литературы отчётливо прослеживаются в стихотворении “Россия”.1908 г.

Ответы учащихся: Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение. Он возникает в первой строфе:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

Эти емкие художественные детали: “три стертых... шлеи”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи” - опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину.

Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.

И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слёзы первые любви.
Образ человека - патриота.

Крест любви, веры, преданности и самопожертвования художника во имя спасения родины, быть верным долгу.

Образ женщины-труженицы, “с тоской острожной”.

Но здесь уже не колдуны и ворожеи, а русская женщина – крестьянка.

Анализ некоторых стихотворений из цикла “На поле Куликовом”. 1908 г. (Слайд №9, №10)

Учитель: Бесспорно, лучшее, что написал Блок о Родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране – это цикл “ На поле Куликовом”. Цикл “На поле Куликовом” включает 5 стихотворений, связанных своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. “На поле Куликовом” - цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.”..

Именно в этом стихотворении звучит “О, Русь моя! Жена моя!”. Это совсем звучит по – новому. Никогда ещё в литературе так лично, предельно откровенно не была любима родина. Думается, что поэт – символист образ родины видит как любимую жену, мать, Божью Матерь-всё светлое, не запятнанное ничем. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно: это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. “Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу,- принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение, Разгадка их еще впереди”. И, по его убеждению, время “возвращения” наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, “частушечного” четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более “строгому” классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.
Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Задание третье.

Учитель: Выписать образы символы Родины.

Ответы учащихся: Скудная глина. О, Русь моя! Жена моя, тоска безбрежная, и вечный бой, степная кобылица, закат в крови, покоя нет. Ты сошла в одежде свет струящей. Белый конь. лик нерукотворный, лебеди, всегда символизирующих верность, чистоту, преданность, в стихах Блока они в тревоге, в смятении, образ неба, идут, идут испуганные тучи, красный, кровавый цвет, поле Куликово и так далее.

Из сердца кровь струится – так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю, кровно связанной с трагической судьбой родины. Поле Куликово – символ Родины, как в те далёкие времена, опять перед битвой.

Задание четвертое. (Слайд №12).

Учитель: Прочитаем ещё одно стихотворение Блока. “На железной дороге” 1910 год. Это стихотворение также их цикла “Родина”. Как вы считаете, почему А.А.Блок включил это стихотворение в цикл “ Родина”? Россия - это прежде всего люди. Какие они?

Ответы учащихся: Всеобщее безразличие людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть “тоска, дорожная, железная”. В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Если счастье невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. Не подходите к ней с вопросами. Автор отказывается объяснить причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, “любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена”. Если были при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие. Весь трагизм передаётся кольцевой композицией. (Слайд 13).

Другое стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно” 1914 год. (Слайд 14).

Учитель: Какое сословие предстаёт в стихотворении?

Ответы учащихся: Попы – ничтожество. Но и от такой России не откажется поэт, хотя стыдно, очень больно, что такие люди есть.

Итоги урока. (Слайд 15).

Мы прослушали стихи Блока о Родине, отметили классические мотивы в его стихах, нашли отличительные черты. Какой эпиграф вы бы подобрали к уроку? Ответы учащихся могут быть разнообразные, но следует обратить внимание учащихся, что поэт к судьбе России подходит с интимной любовью. Родина для него жена. Надежда и утешение. С ней и невозможное возможно, она ведёт на вечный бой, покой нам только снится, заставляет человека самосовершенствоваться.. Она так любима, как слёзы первой любви.

Домашнее задание. (Слайд 16).

  • Прочитать стихотворение “Скифы” 1918 г.
  • Объяснить смысл названия.
  • Опираясь на текст стихотворения и полученные знания на уроке, ответить письменно на вопрос: В чём поэт видит высшее предназначение России?

Список литературы.

  1. Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа Москва 2006.

В лирике А. Блока тема Родины являлась ведущей. Любовь к России оставалась незыблемой на протяжении всей жизни поэта. На примере ранних («Осенняя воля», «Русь») и поздних («Россия», «Новая Америка») стихотворений Блока можно проследить эволюцию темы Родины в его творчестве.

Итак, в ранних работах поэт представляет Россию как страну бедную: «Так - я узнал в моей дремоте / Страны родимой нищету, / И в лоскутах ее лохмотий / Души скрываю наготу». Также в стихотворениях преобладают картины необъятной природы, которой Блок искренне дорожит и любуется.

Легко заметить, что Россия у поэта ассоциируется с загадочной красивой девушкой и также не лишена загадочности, окутана тайной. Часто можно встретить фольклорные образы: «Где ведуны с ворожеями / Чаруют злаки на полях / И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах».

Несмотря на все несовершенства Родины, Блок искренно любит её.

Поэт крепко был привязан к ней и к ее природе. Лирический герой всегда неотделим от Родины, такой любимой и такой дорогой сердцу, хотя она и бедна и несовершенна. В ранних стихах Блока Россия дремлет, но она и «во сне необычайна».

В поздних стихотворениях Блок всё так же не стремится идеализировать Россию, он показывает ее такой, какая она есть. Она всё так же представлена девушкой («А ты все та же - лес да поле, / Да плат узорный до бровей»), все такая же нищая («Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, - / Как слезы первые любви!»), но поэт любит ее всем сердцем. Теперь же только Россия не дремлет. Наступил расцвет промышленности, что отражено в стихотворении «Новая Америка». Россия стала мощнее, ее облик немного меняется, но неизменна любовь Блока к ней. Он восторгается новой Россией, она смогла подняться и встать в ряд передовых стран мира: «То над степью пустой загорелась / Мне Америки новой звезда!»

В стихотворении «Двенадцать» поэт открыл новый образ России, демонстрирует крушение старого мира. Революционная Родина теперь идёт вслед за Христом, что может значить начало новой религии, символизирует новую жизнь. Поэма проникнута всемирноисторическим значением. Блок считал ее вершиной своего творчества.

Итак, я пришла к выводу, что на протяжении всей своей жизни в своей лирике Блок отражал любовь к Родине, какой бы ее ни представлял, - нищей ли, убогой или необъемлемой, прекрасной. В своей безграничной любви к России Блок стал великим национальным поэтом.

Блок утверждал, что тема Родины для него центральная, и ей он «сознательно и бесповоротно» посвящает свою жизнь. Но в разные периоды творчества образ Родины менялся. Эволюцию темы можно проследить на стихотворениях «Русь» и «Россия»

В стихотворении «Русь» Блока предстаёт образ Руси поверий и легенд, преданий старины. Это сказочная, колдовская, таинственная страна. Она пропитана образами народной поэтики, наполнена своей мифологией, причём мифологией демонической: ведунами, ворожеями, ведьмами, чертями.

Рождаются ассоциации с сюжетами народных песен: «Где буйно заметает вьюга до крыши — утлое жильё, и девушка на злого друга под снегом точит лезвиё». При этом образ Руси статичен. Не случайно состояние сна: « … И за дремотой тайна, и в тайне почивает Русь». Ощущение тайны придаёт определённую условность образу.

Стихотворение напоминает песню, мелодичность возникает от ассонансного звучания. О реальной России напоминает лишь один мазок — нищета родимой страны и лоскуты её лохмотий. От образа веет первозданной силой и чистотой.

Затем проанализируем стихотворение «Россия». В стихотворении дан образ нищей России, образ, тяготеющий к реальному изображению. Отсюда предметный ряд: «расхлябанные колеи», «избы серые», лес, поле. Вместе с тем поэт не отказывается от символов, но они в большей степени работают на создание русского колорита. Например, «три
стёртых треплются шлеи» — образ-символ русской тройки.

Образ Родины соотносится с женским началом: «твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей», «мгновенный взор из-под платка». В отличие от Руси Россия дана в движении, поэтому ей сопутствует образ дороги: тройка, колея, песня ямщика. Поэт любит Россию: «Твои мне песни ветровые — как слёзы первые любви!» В чувстве поэта к Родине
отсутствует жалость. Крест, который несёт лирический герой, один надвоих. Россия и лирический герой движутся по одному пути.

Так тема Родины вплетается в тему пути. Этот путь страны, движение ярко отражены в цикле «На поле Куликовом». Для
поэта Куликовская битва была символическим событием русской истории. Анализируется стихотворение «Река раскинулась, течёт, грустит лениво и моет берега … ».

Какое впечатление производит это стихотворение? Какие образы возникают в нём, почему их использует автор? Как конкретизируется облик Руси в стихотворении? Проследите за темпом стихотворения. Что с ним происходит, почему?
Почему возникает образ вражеского мира? Какой образ становится центральным? Зачем автор уделяет такое внимание движению?

С самого начала стихотворения автор рисует пространственную картину России. Это образ раскинувшейся реки, её берегов, жёлтого обрыва и степи. Пространственные образы готовят читателя к движению, хотя в первой строке это движение замедленно, а в третьей строка укорачивается по сравнению с первой (пятистопный ямб вместо шестистопного).

Возникает образ Руси, заполняющий степное пространство. Русь дана в облике любимой женщины — жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Появляется мотив пути: «До боли нам ясен долгий путь». Слова «наш путь стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь» уточняют, что речь идёт об историческом пути России. Начинается неотвратимое движение.

Автор во второй строфе паузами и восклицательными знаками дробит длинные строки. Возникают образы вражеского мира, битвы: «В степном дыму блеснёт святое знамя и ханской сабли сталь». Рождается тревожное предчувствие от костров, озаривших степную даль. Есть ощущение судьбоносности сражения.

Мотив тревоги, стремительного движения навстречу своей судьбе достигает кульминации в образе степной кобылицы, летящей «сквозь кровь и пыль» сражений: «И вечный бой! Покой нам только снится». Она напоминает движение
гоголевской тройки. В образе степной кобылицы есть нечто роковое, гибельное: «Закат в крови! Из сердца кровь струится».