» » Функции президента рф по конституции таблица. Роль и функции президента

Функции президента рф по конституции таблица. Роль и функции президента

Под функциями Президента РФ следует понимать основные направления его деятельности, вытекающие из особого положения данного органа в системе разделения властей.

Основные функции Президента Российской федерации как главы государства определены в ст. 80 Конституции.

Президент Российской Федерации:

1) является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

2) в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая данную функцию необходимо иметь в виду, что любой государственный орган, осуществляя свои полномочия, должен исполнять Конституцию, соблюдать и защищать права и свободы граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции РФ. Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, только перед Президентом ставиться задача охранять устойчивость конституционного строя в целом, и только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право:

Обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ по вопросу о конституционности федеральных законов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ);

Отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);

В своих ежегодных посланиях Федеральное Собрание ориентировать парламент на первоочередное рассмотрение каких-либо законопроектов и др.;

Важной функцией Президента РФ как главы государства является деятельность по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Конституция предписывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ и соответствующими федеральными конституционными законами).

Принципиальной является и функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. По существу ч.2 ст. 80 Конституции РФ определяет, что Президента РФ занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президенту отводится роль «арбитра» в разрешении споров между ветвями и органами государственной власти. Исходя из этой роли, глава государства вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и во взаимоотношениях органов власти Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 80 Конституции РФ на Президента возложена функция определения основных направлений внутренней и внешней политики государства . Традиционными формами осуществления данной функции являются: ежегодные послания Президента Федеральному Собранию РФ, содержащие оценку государственного и общественного развития, а также перспективные цели и задачи; бюджетные послания Президента Правительству; концептуальные указы Президента РФ, публичные выступления.

Одной из характеристик главы государства является наличие представительской функции. Он представляет государство как внутри, так и на международной арене. Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие страны. «Внутреннее представительство» проявляется, прежде всего, во взаимоотношениях главы государства с органами государственной власти субъектов федерации, общественными структурами, населением и т.д.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

1. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

3. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4. Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т. д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, нов наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует свою конституционную функцию, хотя и сформулированную в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом субъектами безопасности.

В этом Законе закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т.е. минуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, обеспечивающей безопасность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службой, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой правительственной связи и информации, обеспечения безопасности средств связи и, информации и др. Эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственная техническая комиссия, Федеральная служба железнодорожных войск, Государственная фельдъегерская служба).

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопасности и задачи по обеспечению национальной безопасности.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

Полномочия Президента РФ

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей.

На основании четвёртой главы конституции президент России осуществляет следующие полномочия:

Назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации;

Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

Принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

По предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

Формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

Утверждает военную доктрину Российской Федерации;

Формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

Назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;

Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

Назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

Назначает выборы Государственной думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;

Распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;

Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Вносит законопроекты в Государственную думу;

Подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;

Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государств;

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

Ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

Подписывает ратификационные грамоты;

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;

Решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

Награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Осуществляет помилование.


Похожая информация.


Они связаны важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).

  1. Президент - гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.
  2. Президент - гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т.п.).
  3. Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.
  4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы,- с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.
  5. Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.

Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их, избрав из предложенных Президентом кандидатур.

Президент:

  • назначает Председателя Правительства;
  • назначает заместителей Председателя Правительства;
  • назначает министров;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
  • принимает решения об отставке Правительства;
  • предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);
  • предлагает кандидатуру Генерального прокурора;
  • предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  • может формировать свою Администрацию;
  • определяет своих представителей в Федеральных округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента;
  • назначает высшее командование Вооруженных Сил;
  • назначает дипломатических представителей.

Полномочия по отношению к власти законодательной:

  • назначает выборы в Государственную Думу и референдум;
  • распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;
  • подает запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании;

Полномочия в военной области. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении чрезвычайного положения на территории России.

Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

Полномочия по отношению к гражданам:

  1. решает вопросы гражданства;
  2. предоставляет политическое убежище;
  3. награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
  4. решает вопросы помилования.

Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету - его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

  • - представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т.п.);
  • - функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;
  • - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней);
  • - определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, -- естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Дискреционная власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как га-рант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т. д.

Столь же широко сформулирована в Конституции PФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае на исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый кому дороги интересы России, должен признать, что rpoш цена всей конституционной законности, если Президент не реализует своей конституционной функции, хотя и сформулированной в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в "установленном Конституцией РФ порядке" (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда.

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ "арбитром" во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит "над тремя властями", но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе -- самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д. в большей мере под силу Президенту. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ "О безопасности". Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом субъектами безопасности.

В этом Законе закреплены некоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, Федеральной службой охраны, обеспечивающей безопасность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службой, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой правительственной связи и информации, обеспечения безопасности средств связи и информации и др. Практически все эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, федеральная пограничная служба. Служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Государственная техническая комиссия, Федеральная служба железнодорожных войск, Государственная фельдъегерская служба.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопасности и задачи по обеспечению национальной безопасности.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства "внутри страны"), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и обя­занностей указаны в ст. 85–90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Прави­тельству:

1) Президент в соответствии с Конституцией назначает Пред­седателя Правительства РФ с согласия Го­сударственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двух­недельного срока после вступления в должность вновь избран­ного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Пред­седателя Правительства Государственной Думой;

2) Президент имеет право председательствовать на засе­даниях Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в дан­ном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3) Президенту принадлежит право принятия решения об от­ставке Правительства в случаях: подачи Правительством заяв­ления об отставке, выражения недоверия Правительству Госдумой, отказа Госдумой в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной ини­циативе принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Госдумы на освобождение Председателя Правительства.

При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. Президенту дано право не согласиться и с решением Госдумы о выраже­нии недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Госдумы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распус­кает Госдуму;

4) в особую группу можно выделить полномочия Президен­та, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать долж­ностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, чле­нов Совета директоров Центробанка производится Государст­венной Думой. При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Цен­трального банка, Президент в течение двух недель вносит но­вую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных ми­нистров, хотя эти лица и назначаются по предложению Пред­седателя Правительства, но Президент оставил за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правитель­ства;

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Россий­ской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществ­ляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить от должности Генерального прокурора. Пре­зидент России самостоятельно назначает судей других Феде­ральных судов;

Президент формирует Администрацию Президента, ко­торая представляет собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения деятельности Президента. В Администра­цию входят Руководитель Администрации, первые заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация Президента осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указа­ми и распоряжениями Президента России;

В соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президента в феде­ральных органах государственной власти, органах государствен­ной власти субъектов федерации, органах местного самоуправ­ления, а также в российских иностранных и международных организациях;

Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назна­чает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

Президенту дано конституционное право назначать и от­зывать дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организаци­ях. Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Фе­дерального Собрания, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. По данному вопросу Пре­зидент издает Указ.

Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана суверенитета РФ, ее целостности и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности, ста­тус которого определен Федеральным законом (Закон «О безо­пасности» от 5 марта 1992 г.). Совет Безопасности осуществля­ет подготовку решений Президента в области обеспечения безо­пасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и во­енной политики и иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные члены и чле­ны Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. По важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента России.

Военная доктрина определяет военно-политическую деятель­ность нашего государства. Основные положения военной доктри­ны Российской Федерации представляют совокупность офици­альных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизнен­но важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным Штабом Воо­руженных Сил. Основные положения военной доктрины гаран­тируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН, меж­дународных норм, принципов и имеют оборонительную направ­ленность.

Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью.

Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В конституции определен срок полномочий Государственной Думы – четыре года. Днем вы­боров является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

Президент Российской Федерации назначает выборы депу­татов Государственной Думы также в случае роспуска Государ­ственной Думы в сроки и порядке, предусмотренные Консти­туцией России.

Президент распускает Государственную Думу лишь в случа­ях, определенных самой Конституцией в статьях 111 и 117 (см. комментарии к указанным статьям). Необходимо иметь вви­ду, что Президент вправе распускать только одну палату Феде­рального Собрания. Роспуск другой палаты – Совета Федера­ции – Конституцией вообще не предусмотрен.

В полномочия Президента входит и назначение референду­ма, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положе­ния проведения референдума, порядок его назначения, проце­дуры голосования и другие вопросы определяются федераль­ным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.

Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государст­венную Думу, причем, если законопроект носит срочный ха­рактер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседа­ниях Думы.

Президент РФ наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конститу­ции России.

На Президента возложена обязанность подписывать и обна­родовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президен­ту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотре­ние. В силу Конституции Президент не вправе отказаться под­писать и обнародовать федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официаль­ного опубликования, если самими законами не установлен дру­гой порядок вступления их в силу.

В том случае, если не соблюден порядок подписания и обна­родования закона, такой закон не имеет юридической силы.

В Конституции России установлено, что Президент обраща­ется к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов.

Послания Президента рассматриваются на совместных засе­даниях палат парламента.

Президент определяет основные направления военной по­литики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и орга­низациями. К полномочиям Президента относятся издание ука­зов о призыве граждан на военную службу, а также утвержде­ние плана гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы дислокации Вооруженных Сил и дру­гих войск, размещения военных объектов. Президент ведет пе­реговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховный Главно­командующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, во­инскими формированиями. Управление Вооруженными Сила­ми России осуществляет Министерство обороны и Генераль­ный штаб Вооруженных Сил.

Президент РФ вводит своим Указом во­енное положение на всей территории страны или в ее отдель­ных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим па­латам Федерального Собрания. Указ Президента о введении во­енного положения подлежит утверждению Советом Федерации, который подтверждает юридическую силу этого Указа.

Военное положение вводится Президентом в случае агрес­сии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизнедеятельно­сти государства. Во время военного положения органы государ­ственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями, создаются новые органы управления во­енного времени. Введение военного положения связано с оп­ределенными ограничениями прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положе­ния Государственная Дума не подлежит роспуску.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным за­коном, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамед­лительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).

Целью введения чрезвычайного положения является обеспе­чение безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного положения определен Зако­ном Российской Федерации от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении». Чрезвычайное положение вводится Указом Пре­зидента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, мас­совых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения.

Право Президента вводить на территории Российской Феде­рации или в отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью незамедлительно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Прези­денты о чрезвычайном положении подлежит утверждению Со­ветом Федерации.

Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы:

Приема в гражданство РФ иностран­ных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

Принимает решения по вопросам восстановления граж­данства;

Дает разрешение на выход из гражданства;

Разрешает гражданину РФ иметь двой­ное гражданство.

До решения указанных вопросов Президентом они предва­рительно рассматриваются в Комиссии по вопросам граждан­ства при Президенте РФ.

В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое является су­веренным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право пре­доставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения – награждение государственными наградами Рос­сии. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.

Государственными наградами являются звание Героя Рос­сийской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Россий­ской Федерации, почетные звания Российской Федерации. Го­сударственных наград могут быть удостоены граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане. Президент Рос­сийской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения дан­ных вопросов при Президенте создана Комиссия по государст­венным наградам.

Президенту предоставлено право помилования. Помилова­ние - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц уже отбывших наказание. Акты поми­лования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они при­нимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

Президент РФ обладает неприкосновен­ностью (ст. 91 Конституции РФ).

В указанной статье дана важная характеристика статуса Пре­зидента Российской Федерации – его неприкосновенность. Эта статья не раскрывает содержание понятия неприкосновенно­сти. Но из анализа других положений Конституции можно сде­лать следующий вывод:

1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы соз­дать ему все гарантии в течение срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;

2) неприкосновенность также распространяется на жилые и служебные помещения, которые Президент занимает, на ис­пользуемые личные и служебные транспортные средства, вещи;

3) Президент не может подвергаться уголовной, админист­ративной и гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президенту абсо­лютную неограниченную неприкосновенность.