» » Где произошла резня варфоломеевской ночи. Какое событие называют Варфоломеевской ночью? Отрывок, характеризующий Варфоломеевская ночь

Где произошла резня варфоломеевской ночи. Какое событие называют Варфоломеевской ночью? Отрывок, характеризующий Варфоломеевская ночь

В ночь на 24 августа 1572 г., в канун дня святого Варфоломея, в Париже началось массовое избиение протестантов. Организатором бойни традиционно считают мать французского короля Карла IX Екатерину Медичи (с подачи итальянских советников, таких как Альбера де Гонди и Лодовико Гонзага) и Генриха де Гиза, герцога Лотарингского, который был организатором и руководителем многочисленного и влиятельного движения - Католической Лиги. Это кровавое событие произошло всего спустя шесть дней после свадьбы лидера гугенотов и короля Наварры Генриха и королевской сестры Маргариты Валуа, в связи с которой значительная часть самых знатных и богатых гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже.

Бракосочетание лидера гугенотов с сестрой французского короля Карла IX и дочерью Екатерины Медичи должно было стать символом укрепления мира между французами разных конфессий. Однако в реальности, это событие стало удобным моментом для ликвидации Католической Лигой множества своих политических противников и нанесения серьёзного удара по гугенотам. Во французскую столицу приехали сотни дворян – протестантов, которые сопровождали короля Генриха Наваррского на брачной церемонии. Чтобы убийцы ночью не ошиблись в поисках жертв, всем католикам Парижа было велено нацепить на шляпы белые кресты. Кроме того, гугенотов можно было отличить по чёрной одежде, а их дома пометили белыми крестами. Колиньи был убит один из первых, его тело подвергли оскорблениям.

Политическая акция была усилена стихией толпы. Горожане-католики с раздражением восприняли наплыв гугенотов в Париж. Ненависть подогревалась ростом налогов, цен на продовольствие, предметы первой необходимости, людей раздражала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы. Кровь привела к тому, что город оказался во власти черни. Преступники совершали свои тёмные дела, люди убивали своих кредиторов, просто иностранцев (немцев, фламандцев), грабили соседей, избавлялись от родственников. Генрих Наваррский и Конде, жившие в Лувре, спаслись тем, что перешли в католичество. Бойня в Париже привела к волне насилия, которая прокатилась в других городах и селениях в масштабах всей страны. Были убиты тысячи людей, но организаторы решили главную задачу – эта резня стала коренным переворотом в Религиозной войне во Франции, гугенотам был нанесён сокрушительный удар. Десятки тысяч гугенотов сбежали в другие страны. Католичество одержало победу во Франции.

Необходимо сказать о цинизме западников и их российских лакеев, которые любят говорить о «кровавом» Иване Грозном, при котором за всё его длинное правление было казнено примерно 4 – 7 тыс. человек (значительная часть из них была сторонниками децентрализации Русского государства, т. е. с языком 20 столетия представители «пятой колонны»). В Париже и Франции было уничтожено больше людей за один день, чем за всё правление Ивана Васильевича!

Предыстория

Реформационные идеи во Франции начали распространяться с 20-х годов XVI века. Сильная королевская власть, отсутствие раздробленности и большая самостоятельность французской церкви от Рима, позволили сохранить во Франции преобладание католической церкви. Король и дворянство были в целом довольны католической церковью. В 1516 году между королём Франциском I и Римом был заключён Болонский конкордат. Папа согласился с тем, что король выбирал кандидатов на высшие церковные должности во Франции, а Рим их только утверждал. Король мог долгое время не замещать открывшиеся вакансии и брать доходы с церковных земель в свою пользу (церковь была крупнейшим землевладельцем Франции). Постепенно церковь стала государственным учреждением. Прелаты церкви назначались из дворянских семей, высшие церковные должности стали уделом младших членов аристократических фамилий Франции.

Необходимо учесть и тот факт, что крестьянская масса была в целом довольна изменениями, которые произошли в 15-16 столетия, ухудшение их положения не произошло. В результате крестьяне в подавляющем большинстве были равнодушны к идеям Реформации.

Королевская власть первоначально не препятствовала распространению протестантских идей в стране. Французский король Франциск I поддерживал протестантских князей в Германии, т. к. это наносило удар по Габсбургам. Однако у идей Реформации не было широкой социальной базы во Франции. За реформацию выступали некоторые аристократы, дворяне, представители интеллигенции, буржуазии в крупных торговых городах. До середины 1540-х годов протестантские общины были небольшими, так в Париже было всего 300-400 человек.

Ситуация изменилась в 1534 году. Приверженец протестантизма Маркур, в связи с арестами нескольких протестантов, выступил с резкими тезисами. Фактически он обвинил папу и весь клир в обмане, идолопоклонстве и богохульстве. По его мнению, Церковь занималась всякими пустяками вроде колокольного звона, пения, пустых церемоний, бормотания молитв и пр. Это выступление мобилизовало католиков Франции. Еретиков стали отправлять на костёр. Так, в январе 1535 года было сожжено 35 лютеран и ещё 300 человек арестовали. Королевская власть попыталась запретить печать и закрыть все типографии, но вскоре выяснилось, что это невозможно. Поэтому, печатное дело поставили под особый контроль парламентской комиссии. С 1538 года началось сближение французского короля с императором и Римом. Протестантов стали жестко преследовать, либеральные времена окончательно ушли в прошлое.

В 1540-1550-е годы во Франции распространяется учение Кальвина. Сторонников Реформации во Франции стало значительно больше. Идеи кальвинизма были близки буржуазии, особенно учение об абсолютном предопределении. Кроме того, кальвинизм создавал мощные организации, которые могли противостоять другим протестантским направлениям и контрреформации. В этот период во Франции ряды кальвинистов укрепляются за счёт дворянства и католических клириков из низшего, разночинного клира, которые переходят в протестантизм. Правительство Генриха II (правил с 1547 г. - по 1559 г.) ужесточает меры против протестантов. В октябре 1547 года при парламенте была создана т. н. «Огненная палата», которая вела дела по делам ереси. Большинство приговорённых было из среды низшего духовенства и ремесленников, т. к. дворяне и богатые буржуа имели средства и влияние, чтобы откупиться, замять дело, или сбежать за границу.

В отличие от Германии, где главной движущей силой Реформации выступило крестьянство и Нидерландов, где в революционном движении преобладала буржуазия, во Франции борьбу начало дворянство (французская буржуазия в большинстве своём не решилась взяться за ). Причём дворяне, когда их притязания провалились, снова в своей массе перешли в католичество. Зажиточная буржуазия, когда после отмены Нантского эдикта в 1685 году началось массовое изгнание гугенотов из Франции, была вынуждена уехать из страны. Дворяне мечтали о конфискации церковных земель и получения политических прав. Крупные гугенотские сеньоры мечтали о разделе Франции на ряд самостоятельных провинций, о возвращении во времена до объединения государства под сильной властью короля. В результате «гугеноты религиозные» далеко не всегда были заодно с «гугенотами политическими». Их интересы сильно различались.

В региональном плане оплотом гугенотов стал юг Франции, который позже всех остальных областей был включён в состав единого французского государства и всегда был центром различного рода ересей (достаточно вспомнить Альбигойские войны – серию военных кампаний, инициированных Римом по искоренению ереси катаров в области Лангедок). Южные города пользовались большой автономией, и усиление центральной власти сопровождалось нарушением привилегий горожан. Наиболее известные центры – это Ла-Рошель, Ним, Монтобан, Монпелье. До Варфоломеевской ночи они защищали свои старые права и прежде всего, право свободы от королевских гарнизонов. Наличие королевского гарнизона означало полное подчинение города центральной власти (особенно в сфере выплаты всех податей, которые постоянно росли).

Однако до 24 августа 1572 года города не шли на открытый конфликт с королевской властью. Варфоломеевская ночь привела к восстанию почти всего дворянства на юге страны. Даже в этот момент города не сразу порвали с королем. Лишь после того, как в городах власть захватили радикальные элементы («рьяные»), они начинают поддерживать дворянство и финансировать его.

Верность католичеству и королю сохранило дворянство севера, северо-востока страны, большая часть бюрократического аппарата, которая была создана королевской властью, буржуазия северных городов, в первую очередь Парижа. Столица сыграла огромную роль в религиозной войне во Франции – это был огромный город с 300 – 500 тыс. населением (данные различных исследователей отличаются). Северная буржуазия выступала с лозунгом: «единый бог, единый король, единая вера, единый закон». Париж имел слишком много преимуществ от единства страны и сильной центральной власти, чтобы выступить против короля и католичества. Осталось верным старой религии и большая часть крестьянства. Ересь во Франции была порождением города, дворянства и интеллигенции. Мелкое крестьянское хозяйство во Франции не было разрушено, как в Англии, не произошло и резкое ухудшение жизни крестьян, как в Германии. Поэтому крестьяне в своей массе сохранили верность католицизму и королю. К тому же крестьяне видели в гугенотах-дворянах классового врага, который мог вернуть страну во времена феодальных войн, регулярных грабежей и насилий.

1559 году трон занял Франциск II. Он ничего не понимал в государственных делах, поэтому вся власть перешла в руки дядям его жены Марии (шотландская королева Мария Стюарт) Гизам. Франсуа Гиз возглавил армию, епископ Лотарингский и кардинал взял в руки гражданское управление. Это привело к созданию двух властных противоборствующих группировок. Гизы привлекли на свою сторону мать короля Екатерину Медичи, но оттерли от власти любимца покойного короля Генриха II коннетабля Монморанси и его родственников адмирала Колиньи и двух его братьев, а также постарались отделаться от ближайших родственников королевского дома, Бурбонов. Принцы крови и вельможи образовали единый фронт против Гизов. Старший представитель Бурбонов Антуан по браку с королевой Наваррской стал королем крошечного государства на границе Франции и Испании. Его жена была страстной поклонницей учения Кальвина, обиженный принц также стал склоняться к кальвинизму. В результате Наварра стала центром оппозиции.

Ситуацию ухудшил ещё один фактор. Франция заключила мир с Габсбургами. Большая часть армии была распущена. Множество офицеров и солдат осталось без дела. Многие были южанами и составили первые кадры дворянского мятежа. Французские и немецкие кальвинистские священники объявили, что недовольные могут взяться за оружие в борьбе с «узурпаторами» (Гизами). Был составлен заговор, во главе которого встал Конде. Он планировал отстранить от власти Гизов, созвать генеральные Штаты и обеспечить интересы Бурбонов и французских протестантов. Заговорщики собирались захватить короля и действовать от его имени. Если бы Франциск стал упорствовать, его решили низложить и отстранить от власти Гизов. Заговор получил название Амбуазского, так как королевский двор тогда находился в замке Амбуаз.

Гизы узнали о заговоре и вызвали Колиньи. Его спросили о причинах недовольства. Адмирал объяснил появление заговора преследованием протестантов и предложил издать эдикт, который успокоит страну. Эдикт от 8 марта 1560 года приостановил гонения за религию и обещал амнистию всем, кроме заговорщиков и кальвинистских проповедников. Вожди заговорщиков успокоились, но дворяне решили попробовать реализовать план захвата короля самостоятельно. В Амбуаз были двинуты войска, но они потерпели поражение. Эдикт от 8 марта был отменён и всех арестованных казнили без суда и следствия. Пленных солдат и командиров вешали на виселицах, стенах Амбуазского замка и топили в Луаре. Однако истинные зачинщики не пострадали. Они обратились за материальной помощью к Англии и протестантским германским князьям. В свою очередь Гизы попросили помощи у испанского монарха. Стране появились слухи о близкой высадке английского десанта.

Гизы от имени короля вызвали ко двору Антуана и Конде. Их арестовали и предали суду. Конде был приговорён к смерти. Его спасла неожиданная смерть короля – он скончался 5 декабря 1560 года. Новым королем стал несовершеннолетний Карл IX (правил с 1560 г. по 1574 г.) и законным опекуном стал Антуан Бурбон. Екатерина Медичи смогла заставить его отказаться от своего права на опеку, но приблизила к себе, чтобы ослабить влияние Гизов. В декабре 1560 года в Орлеане были созваны Генеральные штаты, в 1561 году Штаты созвали в Понтуазе. Однако они не смогли, да и не хотели, вернуть мир в стране. В январе 1562 года правительство издало «эдикт терпимости». Кальвинистам даровали свободу вероисповедования вне городов и собрания в городах. Этот закон озлобил католиков и не мог полностью удовлетворить протестантов (большинство гугенотов жило в городах).

В Париже время от времени происходили погромы и избиения протестантов. На юге Франции жертвами становились католики. Страна скатывалась к гражданской войне на религиозной почве. 1 марта 1562 года Франсуа Гиз устроил бойню в месте Васси. Париж после этого события встретил Гиза, как героя. Это событие привело к серии расправ над кальвинистами. В Париже протестантов изгоняли под угрозой виселицы. Протестанты ответили погромами католиков, гугеноты заняли Лион, Орлеан, Тулузу, Бурж. Страна окончательно раскололась и началась религиозная война.

Варфоломеевская ночь давно стала нарицательной для многих событий, где проявления человеческой жестокости превосходят все мыслимые границы. Ночь с 23 на 24 августа для Парижа стала кровавой и трагичной. А 1572 год, в целом, превратился для французов в один самых беспокойных и пугающих периодов той эпохи.

Кровавая ночь в Париже: немного истории

Междоусобная война между гугенотами (протестантами) и католиками во Франции носила неоднородный характер. Иногда борьба за веру заставляла людей начинать полномасштабные действия, но в иных случаях все заканчивалось локальными драками и поджогами.

Перед праздником Святого Варфоломея в Париже должна была состояться свадьба Генриха Наваррского. И чтобы отпраздновать масштабное событие в центр Франции приехало несколько тысяч гугенотов.

До этого дня в Париже проживали преимущественно католики. После приезда протестантов обстановка в Париже накалилась до предела. То тут, то там, как искры, вспыхивали и угасали споры, распри и физические нападки протестантов на католиков, и наоборот.

23 августа нападение на гугенотов было тщательно спланировано и осуществлено. За Варфоломеевскую ночь в Париже погибло более 2000 человек. Большинство из них были протестантами.

Людей резали и убивали только за намек на принадлежность к протестантству. Не щадили даже женщин и детей. В эту страшную ночь Париж захлебнулся в крови и стонах. Но косвенному виновнику событий Генриху Наваррскому удалось спастись.

Кто организовал нападение на гугенотов?

Герцог Генрих де Гиз и Екатерина Медичи считаются главными организатора Варфоломеевской ночи. После окончания Третьей гугенотской войны мир между католиками и протестантами был столь хрупок, что его необходимо было срочно закрепить браком влиятельных особ.

Так Генрих Наваррский и Маргарита Валуа были выбраны на роль лучшей влиятельной пары, которые бы смогли, создав семью, добиться продолжения хрупкого перемирия. Протестант и католичка были единственными фигурами, способными не допустить главенствующей роли одной из религий. Их брак пришелся не по вкусу итальянским и французским вельможам. Поэтому было решено устроить ту самую кровавую ночь, отголоски которой еще долго звучали в разных уголках Франции.

У королевы Екатерины Медичи были в этой истории не только религиозные интересы. В действиях адмирала де Колиньи она усмотрела прямую угрозу своему царствованию. Ведь он подначивал короля Франции поддержать протестантов в Нидерландах, чтобы затем выступить против испанской королевы.

Если бы король решился на такой шаг, то все католики Европы восстали. А это никак не входило в планы Екатерины Медичи. Поэтому она создала тайный альянс с домом де Гизов, чтобы провести страшную акцию против протестантов.

Как начиналась Варфоломеевская ночь?

По поручению итальянской королевы де Гиз начал действовать. Когда мимо его поместья проезжал адмирал де Колиньи, его ранили. Целью было убийство адмирала, но по стечению обстоятельств пуля попала в плечо, а не в голову. В эту же ночь, после свадьбы Генриха и Маргариты, группа католиков взяла дом Колиньи штурмом, и добила раненого адмирала.

Это убийство послужило отправной точкой всех событий Варфоломеевской ночи. Чтобы протестантам было сложно сбежать из Парижа, ворота города закрыли, а страже отдали приказ быть начеку. И расправляться со всеми, кто попытается ускользнуть от кровавой расправы.

Под прикрытием данной трагедии на улицах Парижа орудовали грабители, мародеры и насильники. В эту ночь никто не разбирался в том, католик перед ним или протестант. Поэтому некоторая часть приверженцев католической церкви также пострадала.

События после Варфоломеевской ночи

Кровопролития не закончились и после 24 августа. Еще неделю Париж был опасен для всех, кто решился приехать туда, или проживал там постоянно.

Во многих уголках страны гугенотов резали и убивали в течение нескольких месяцев. Король Франции взял на себя ответственность за происходящее, но преподнес это так, что как будто бы был раскрыт заговор гугенотов против французской знати.

Когда от последствий кровавой ночи начали страдать добропорядочные горожане, влияние Екатерины Медичи пошатнулось. Мир наступил спустя долгое время, но был формальным. Свобода вероисповедания сохранялась на словах, но на деле регулярно вспыхивали распри между двумя религиозными конфессиями.

Варфоломеевская ночь имела для страны следующие последствия:

  • Сокращение населения;
  • Недоверие к власти;
  • Смена правителя;
  • Осложнения в международных отношениях.

Все вышеприведенное не положило конец войне между католиками и гугенотами, а лишь дало новый повод продолжить противостояние.

Генрих Наваррский смог спастись от смерти только приняв католичество. Затем он бежал на юг страны. И там поднял восстание против парижской знати и всех католиков Франции.

Многие протестанты были вынуждены разъехаться по разным городам Европы, так как оставаться во Франции для них было опасно. Когда страсти немного улеглись, Генрих Наваррский стал королем Генрихом IV. Он положил начало династии Бурбонов. И погиб от рук фанатиков, когда ехал в карете на встречу к своей второй жене из рода Медичи.

На Руси, в Польше, в Англии и Германии осудили действия французских политиков, остальной мир молчаливо одобрил события Варфоломеевской ночи.

Эта резня была настолько наглой, шокирующей и страшной, что сегодня любое массовое убийство людей именуют «Варфоломеевской ночью». Причиной данного события были закулисные игры обличенных властью людей. А погибали и страдали простые жители Парижа. Варфоломеевская ночь навсегда вошла в историю, как пример жестокости, на которую способны люди, воюя за свои идеалы. И стала тяжелым историческим уроком для потомков. Хотя в истории и после данной ночи случались похожие события, Варфоломеевская ночь была первым происшествием подобного масштаба.

Варфоломеевской ночью было названо массовое истребление гугенотов в Париже в ночь с 23 на 24 августа 1572 года в преддверии дня святого Варфоломея. Резня, устроенная в Париже, послужила сигналом для уничтожения гугенотов по всей Франции.

За два года до описываемых событий был подписан Сен-Жерменский мир, который завершил Третью гугенотскую войну во Франции и дал французским протестантам свободу вероисповедания, остановив религиозное противостояние в стране. В результате представители концессии получили доступ к высшим государственным должностям. Так, глава гугенотов адмирал де Колиньи стал членом государственного совета при короле. Ради укрепления мира между гугенотами и католиками было принято решение о заключении брака между принцессой Маргаритой Валуа и одним из видных представителей протестантской конфессии Генрихом Наваррским.

Адмирал де Колиньи был политиком, мечтающим о благополучии и мировом могуществе Франции. Он считал главным врагом Франции католическую Испанию. Став первым советником Карла IX, Колиньи предложил оказать помощь протестантам из Нидерландов, которые отстаивали независимость у испанских католиков. Это послужило бы, по мнению адмирала, началом войны с королевой морей, но поспособствовало сплочению французских католиков и гугенотов, которых бы объединила общая национальная идея. Карл IX, мечтавший о присоединении Нидерландов к Франции и подстрекаемый де Колиньи, всё более и более склонялся к войне с Испанией.

Однако война с католической Испанией категорически не устраивала королеву-мать Екатерину Медичи, крайне недовольную усилением влияния гугенота на молодого короля. Она небезосновательно полагала, что планируемый военный конфликт ополчит против Франции папу римского и всех католиков Европы.

Свадьба Маргариты и Генриха, назначенная на 18 августа, привлекла в Париж огромное число гостей – богатых вельмож из числа гугенотов. Разместившись в центре города, традиционно населённом исключительно католиками, они вызвали негодование и злость горожан. Роскошная свадьба явно пришлась не по душе парижанам. Атмосфера в городе накалялась.

Начало кровавым событиям положило убийство адмирала де Колиньи. Убийство адмирала взял на себя герцог де Гиз, рьяный католик, ненавидевший Колиньи. Выстрел, произведенный из дома Гизов, однако оказался не смертельным – проходивший мимо дома де Колиньи был лишь ранен в руку. Дело довершил наёмник герцога, который вечером 24 августа ворвался во главе толпы в дом раненого адмирала, добил его шпагой и выбросил в окно.

Сигналом для начала массовой резни гугенотов по всему Парижу послужил колокольный звон королевской часовни. Насилие захлестнуло улицы города. Легко различимые своей черной одеждой протестанты нигде не могли найти себе спасения от опьяненной кровью толпы – смерть настигала их на улицах и в домах. Не щадили никого – ни женщин, ни детей, ни стариков.

Екатерина Медичи планировала убить лишь несколько десятков гугенотских вожаков, но ситуация стала неуправляемой. Наступило утро 24 августа, а убийства все не прекращались. В Париже начались грабежи, вооружённые стычки. Граждане гибли просто так. Уже была не важна религиозная принадлежность. Власти потеряли контроль над городом.

Ужас ситуации заключался ещё и в том, что беспорядки в Париже положили начало массовых убийств гугенотов и в других городах. Были убиты тысячи. Беспорядки пошли на спад лишь после издания королевского воззвания, в котором он призвал жителей страны к восстановлению порядка. Также были разосланы письма по городам Франции, в которых писалось, что король предотвратил антигосударственный переворот.

Жертвами кровавых событий стало, по разным оценкам, от 5 до 30 тысяч человек. Позициям протестантов во Франции был нанесён сокрушительный удар – большинство гугенотских предводителей были убиты.

Генрих Наваррский остался невредим, так как принял католичество. Так же поступил и его кузен Генрих Конде.

Современники неоднозначно отнеслись к событиям Варфоломеевской ночи. Одобрение на массовую резню гугенотов дали папа римский и испанский король. Зато это вызвало неодобрение у Англии и Германии. Плохо это восприняли также и в Московском царстве. Даже Иван Грозный, отнюдь не отличавшийся человеколюбием, посчитал «что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».

Но теперь ни католики, ни протестанты не желали повторения этой ужасной ночи. Это было расценено как вышедший из-под контроля народный бунт. Поэтому с тех пор словосочетание «Варфоломеевская ночь» стало нарицательным, а произошедшее не перестает волновать воображение писателей и кинорежиссеров.

Вряд ли католический святой (между прочим, один из апостолов Иисуса Христа) полагал, что с его именем будет связана одна из страшнейших страниц французской истории. В ночь на 24 августа, в преддверии дня святого Варфоломея, католические жители Парижа вышли на улицы, чтобы расправиться со своими соседями-гугенотами. Так во Франции называли приверженцев протестантизма.

Первоначально направленный против верхушки гугентоской элиты, бунт быстро вышел из под контроля. Не щадили никого - ни женщин, ни детей. Дома протестантов, на дверях которых предусмотрительно были намалеваны кресты, поджигались вместе с обитателями. Кровь лилась рекой. По некоторым оценкам "под нож" было пущего до одной десятой населения Парижа.

Естественно, не все пылали религиозной ненавистью. Многие просто восприняли призыв как возможность поживиться у более зажиточных соседей. Так что помимо протестантов-гугенотов на тот свет было отправлено немало обеспеченных добропорядочных католиков. По свидетельству очевидцев, улицы Парижа были завалены раздетыми догола трупами, и никто не мог отделить католика от гугенота.

После Варфоломеевской ночи 200 тысяч приверженцев протестантизма покинули пределы Франции и осели в Англии, Германии и Польше. А сами протестанты до сих пор считают события 24 августа 1572 года и последовавшие за ними погромы в других городах - доказательство истинного лица католицизма.

"Вечерняя Москва" представляет подборку страшных фактов о Варфоломеевской ночи.

1. Модераторы погрома . Религиозные войны во Франции продолжались несколько десятков лет. Две фракции - гугеноты и католики, по сути обладали собственными войсками. В 1572 году в Париже был хоть шаткий, но мир. Принято считать, что Варфоломеевская ночь была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX. А посоветовали ей столь радикальное решение "гугенотской проблемы" ее советники из родной Италии - Альбер де Гонди и Лодовико Гонзага. После неудачного покушения на адмирала Гаспара Колиньи, одного из лидеров гугенотов, а также спустя шесть дней после свадьбы протестанта Генриха Наваррского и сестры короля Маргариты. Те, кто устроили погром, подгадали четко - поздравить одного из самых именитых гугенотов приехала себе на беду почти вся протестантская элита Франции.

2. Призыв к резне. Набат, призвавший "добрых католиков" выйти на улицы и покарать "презренных гугенотов", прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, расположенной в самом сердце Парижа, на Луврской площади. Первоначально колокольный звон должен был стать сигналом "верным людям" для устранения гугенотской верхушки, находящейся в городе. Тотальная резня началась позднее. Ведь чтобы зажечь пожар, хватает одной спички. А чтобы потом потушить, может не хватить и озера.

3. Правые и виноватые. Традиционно, гугенотов (всего в ходе Варфоломеевской ночи и погромах в других городах погибло до 30 тысяч человек) принято считать жертвами, а католиков - палачами. Однако начитавшиеся "Графини де Монсоро" люди забывают о том, что и сами протестанты были далеко не безгрешны. И хотя их антикатолические погромы носили менее масштабный характер, они все же были. Например, резня в Ниме в 1567 году, когда были убиты и сброшены в колодец епископского двора до сотни знатнейших католиков. Или попытка захватить короля Франции Карла IX, предпринятая гугенотами в 1566 году, более известная как "сюрприз в Мо". Так что нельзя считать гугенотов однозначными жертвами. К тому же историки склонны считать, что поводом для начала Варфоломеевской ночи были вовсе не религиозные распри, а политика. Дело, как известно, грязное и лишенное благородства.

4. Иван Грозный не одобряет. Европейские монархи восприняли новости о резне в Париже и других французских городах крайне негативно. Генриха Анжуйского (одного из идейных вдохновителей Варфоломеевской ночи), избранного королем Польши, немецкие дворяне именовали не иначе как "мясным королем". Королева Англии Елизавета также не могла взять в толк, в чем виноваты женщины и дети. А русский царь Иван Грозный и вовсе написал своему тестю, Карла IX, императору Максимиллиану II: «А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».

5. Результаты резни. Как это цинично ни звучит, но организаторы и модераторы Варфоломеевской ночи полностью достигли поставленных целей. Гугеноты были обезглавлены, их верхушка (включая адмирала Колиньи) была вырезана. Помилованы были лишь принцы крови - но только при условии принятия католичества. Ни о каких религиозных войнах речи больше не было, и многие тысячи протестантов покинули пределы Франции. И несмотря на то, что Варфоломеевская стал одним из кровавейших эпизодов французской истории и живым примером того, к чему может привести религиозная нетерпимость, государство после уничтожения мощной гугенотской политической фракции стало лишь сильнее. Что ничуть не умаляет безжалостности католических иерархов и политиков.

Варфоломеевская ночь произошла во Франции, поэтому это слово французского происхождения - massacre de la Saint-Barthélemy, что означает в дословном переводе резня в такой священный день Святого Варфоломея. Всем известна эта ночь тем, что произошло массовое убийство гугенотов. Устроили ее католики, и в эту страшную ночь погибло очень много людей. Поэтому такое выражение, как «Варфоломеевская ночь» вошло в наш обиход, в речи оно стало нарицательным и теперь служит для обозначения самого страшного – организованных убийств большого количества человек.

Смысл названия

В Париже, столице Франции, в 1572 году никак не могли между собой ужиться протестанты –гугеноты, у которых был лидером Генрих Наваррский и католики, во главе которых стоял король. Обычно двадцать четвертого августа отмечается праздник Святого Варфоломея, в этом, 1572 году, он тоже не был исключением. Лидер протестантов решил в ночь на этот день в самый разгар праздника заключить свой брачный союз с Маргаритой Валуа. Но, к сожалению, он не знал, каким станет этот день в его жизни.

Карл Девятый вместе со своей матерью, которые являлись настоящими католиками, решают в это воскресенье избавиться от гугенотов, уничтожив их всех. Считается историками, что главным организатором и вдохновителем на массовое убийство все –таки стала мать короля – Екатерина Медич. Исследователи этого страшного убийства считают, что она легко оказалась под влиянием советников из Италии. И А. де Гонди и Л. Гонзага просто уговорили ее на это. Им не понравилось, что королевская дочь вышла замуж за протестанта, хотя тот был и самым богатым гугенотов во всем Париже.

Исследователи утверждают, для протестантов было дано предупреждение и за два дня до массового убийства было нападение на их предводителя Гаспара Колиньи. Но в ночь на двадцать четвертое число августа месяца погибло огромнейшее число людей. Цифры обычно называют разные, но все-таки примерно около тридцати тысяч человек. После этого во Франции начались убийства, причем эта волна носила массовый характер.

Неравный и неугодный брак


Массовое убийство гугенотов стало результатом сразу несколько событий, которые имели огромное влияние на правящие круги того времени во Франции. К основным причинам можно отнести:

✔ Восьмого августа 1570 года был заключен Жерменский договор о мире.
✔ Было окончена третья религиозная французская война.
✔ Восемнадцатого августа 1572 года был заключен брак предводителя протестантов Генриха Наваррского и королевской дочери Маргариты Валуа.
✔ Двадцать второго августа 1572 года состоялось покушение на жизнь адмирала гугенотов Колиньи.


В начале августа 1570 года был заключен мирный договор, который для Франции оказался призрачным. Конечно, он положил конец практически сразу трем гражданским войнам, которые шли бесконечно, но все-таки отношения между протестантами и большинством католиков по –прежнему оставались натянутыми. Не все католики желали признавать это мирное соглашение, особенно те, кто был агрессивно настроен. Это относилось к радикальным представителям католичества.

В то время радикальных католиков при дворе Карла Девятого представляло семейство Гизов, которые вскоре добиваться того, чтобы Колиньи, адмирал, не входил в состав совета при короле. Но королева и ее сын пытались немного уменьшить этот пыл католиков, которые уже к этому времени были настроены на войну с протестантами. Но кроме благих побуждений у Карла Девятого и его матери были и другие: у них были трудности в финансах, поэтому им просто был необходим мир с гугенотами.

Те хорошо платили своим аристократам, имели сильную и хорошо вооруженную армию, да и они же укрепили несколько городов во Франции и теперь их контролировали. Это Монтобан, Ла-Рошель и Коньяк. Одним из предметов конфликта между этими двумя французскими партиями стала и поддержка Испании и Англии. Понимая, что необходимы какие-то решительные действия, чтобы примерить эти две враждебные стороны, французская королева дает согласие на брак с принцем протестантов. Эта свадьба состоялась восемнадцатого августа, накануне массового убийства.

Протестантский принц, за которого вышла замуж Маргарита, должен был стать в скором будущем королем Генрихом Четвертым, но пока он носил имя Генриха Наваррского. Но католики и Филипп Второй, который, как известно из истории, в то время управлял Испанией, совсем не разделяли политику, которую вела королева Екатерина.

Исторический ход событий


Брак, который вот-вот должен был состояться, стал поводом для того, чтобы в Париж стали собираться и стекаться много протестантов. Именитые гугеноты тоже приехали, чтобы стать участниками брачной церемонии своего принца. Но Париж встречал их недружелюбно, так как парижское общество против того, чтобы гугенотские лидеры приезжали в их город. И что антигугенотские настроения подавлялись, но католики были возмущены и негодовали.

Неодобрительно отнеслись к этому событию в парижском парламенте. Но простые люди, которые уже были на грани восстания, ведь в этом году как раз повысились цены на продукты, были плохие урожаи, да и возросли налоги, теперь протестантов совсем не собирались. Они видели, как шли приготовления к этой ненавистной свадьбе, то, насколько она должна была быть роскошной, да и была потом, и ненависть и злость в них росла.

Разделился во мнениях и королевский двор. Так, Папа Римский не стал одобрять этот брак, тогда королеве Екатерине пришлось уговаривать провести брачный процесс кардинала Бурбона. Губернатор города, видя, как нарастают волнения, понимая, что уже не в силах сдерживать натиск тех, кто протестовал, перед королевской свадьбой, он уезжает за пределы города. Екатерина сама приказала резать гугенотов, так как покушение на адмиралов не неудачно окончилось. Она видела, что де Колиньи оказывал сильнейшее влияние на ее сына.

Адмирал уговаривал Карла Девятого поддержать восстание против испанского короля, которые шли во Фландрии. Он даже послал туда армию. Екатерина же желал восстановить мир с Испанией. Здесь взгляды католиков и протестантов разнились. Екатерина правильно понимала, что ее страна после множества гражданских войн уже была ослаблена, поэтому в войне с Испанским государством она бы получила больше поражений, чем удач. Но Катерина совсем не думала, что получиться после ее приказа устранить Колиньи, такая резня.

Кроме ненависти местного населения, кланы Колиньи и Гизов враждовали между собой. Поэтому приказание Екатерина уничтожить адмирала и его приближенных привело к такой массовой резне. Убийцы легко определяли гугенотов в любой толпе, так как они были одеты в черные одеяния. На домах, где жили или остановились протестанты, заранее были нарисованы кресты. Поэтому озверевшие люди не только убивали гутенотов, но и поджигали их жилища. А люди, убившие несколько гугенотов, потом действовали так, словно они обезумели. Они убивали всех подряд: женщин, стариков и даже детей. Страшным фактом было и то, что людей раздевали, стараясь одежду сделать добычей. Вскоре уже было все равно, кто кого убивает. И тогда король приказал на улицах города навести порядок.

Известно, что сигналом к началу этого массового и страшного убийства послужил звук церковного колокола. В воспоминания Обинье сказано, что королева приказала звонить раньше в придворной часовне:

«приказав звонить на полтора часа раньше».


Но насилие, которое произошло в Париже, потом перебросилось и на другие городские поселения, превратив всю страну в одну кровавую бойню. Несколько дней длились массовые страшные убийства, лилась людская кровь. Протестанты, которые ослабели без своих предводителей, закрепили мнение о том, что католицизм - это предательская религия, основанная на людской крови и бессмысленных жертвах.

Значение варфоломеевской ночи


Эта необычная ночь с массовыми убийствами смогла заслонить все остальные попытки как-то расправиться с гугенотами. Большая часть протестантов после этого события убежали в соседние страны и государства. По подсчетам современников таких беглецов было более двухсот тысяч. Многие государства высказали Франции свое недовольства. Небольшие немецкие княжества, Польша и Англии были возмущены такой вспышкой насилия. Не остался в стороне и Иван Грозный.

С августа и по октябрь этого же года, 1572 года, массовые убийства продолжались. И такие вспышки вспыхивали постоянно где-то во французских городах. В результате этого погибло еще более шести тысяч человек. Принцу Генриху Наваррскому повезло больше, он не был убит, его помиловали, но главным условием было принятие католичества. Среди жертв варфоломеевской ночи были многие именитые протестанты. Например, адмирал Франции Колинья, который по одной из версий был убит немецким наемником. Адмирал был убит Бэмом дома вместе со своей свитой.

Среди жертв были и Рамэ, который относился в философам -гуманистам. Бреу, ученый, который пытался заступиться за принца, был убит прямо в покоя своего воспитанника. Жертвой стал известный композитор К. Гудимель. Но некоторые именитые протестанты все-таки в ту ночь смогли и спастись. Прежде всего, это Наваррский, герцогиня Шартрская, аббат де Клейрак, племянник маршала Франции, барон де Рони, который потом стал министром финансов, сын адмирала Колиньи и другие.

Но, несмотря на все это, государство после этой страшной и жестокой ночи стало лишь только сильнее, да и восстания и недовольство вскоре совсем прекратилось. Своей цели королева достигла, хотя и кровопролитным путем. Принц, женившийся на Маргарите, принял католицизм, и единая вера взяла вверх в этом государстве.