» » Генерал армии захаров георгий федорович. «Со святым Георгием на фюзеляже

Генерал армии захаров георгий федорович. «Со святым Георгием на фюзеляже

Георгий Федорович Захаров (1897–1957) - советский военачальник, генерал армии.

Родился в селе Шилово Саратовской губернии. В 1915 году призван на военную службу, учился в Чистопольской школе прапорщиков (1916), участвовал в боях Первой мировой и Гражданских войн. Проходил обучение на курсах «Выстрел» (1923), в Военной академии им. М.В. Фрунзе (1933), и в Военной академии Генерального штаба (1939), после чего был назначен начальником штаба Уральского военного округа

С начала Великой Отечественной войны начальник штаба 22-й армии Западного фронта, с августа 1941 года - начальник штаба, с октября командующий войсками Брянского фронта, а с декабря – заместитель командующего войсками Западного фронта, участвовавшего в контрнаступлении под Москвой. Далее служил начальником штаба различных фронтов. В 1943 году командовал 51-й, а позже 2-й гвардейской армиями, отличившимися при освобождении Ростова и Севастополя. В 1944 году генерал армии Г.Ф. Захаров командовал войсками 2-го Белорусского фронта и 4-й гвардейской армией, успешно форсировавшей Дунай, участвовавшей в окружении и уничтожении будапештской группировки противника. С апреля 1945 года – заместитель командующего войсками 4-го Украинского фронта.

После Великой Отечественной войны Захаров находился на различных командных должностях: командовал войсками Южно-Уральского и Восточного военных округов, курсами «Выстрел», служил заместителем начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск. Г.Ф. Захаров скончался в 1957 году в Москве.

Г.Ф. Захаров награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, Суворова I-й и II-й степени, Кутузова и Богдана Хмельницкого I-й степени, медалями.

    Колганов, А.М. Захаров Георгий Федорович [Текст] / А.М. Колганов // Большая Российская энциклопедия. – М., 2008. – Т. 10. – С. 296–297.

ЗАХАРОВ Георгий Фёдорович , (5.5.1897 г., с. Шилово ныне Красноармейского района Саратовской области- 26.01.1957 г., г. Москва). Русский. Генерал армии (1944 г.).

В русской армии с 1915 г., подпоручик. Участвовал в Первой мировой войне на Западном фронте, командир полуроты. В октябре 1917 г. Г. Ф. Захаров был избран командиром полка, перешел на сторону советской власти.

В Красной Армии с 1919 г. Окончил Чистопольскую школу прапорщиков (1916 г.), Саратовские пехотные курсы (1920 г.), Высшую тактико- стрелковую школу «Выстрел» комсостава РККА им. Коминтерна (1923 г.), вечерний факультет Военной академии им. М. В. Фрунзе (1933 г.), Академию Генштаба (1939 г.).

В годы Гражданской войны с августа 1919 г. Г. Ф. Захаров командиром роты сражался на Восточном фронте.

В межвоенный период Г. Ф. Захаров командовал батальоном, полком, был начальником военно-хозяйственного снабжения дивизии, преподавал тактику в Военно-инженерной академии РККА. В 1939-1941 гг. начальник штаба Уральского военного округа.

В начале Великой Отечественной войны Г. Ф. Захаров- начальник штаба 22-й армии Западного фронта, которая отражала натиск превосходящих сил противника под Витебском, Великими Луками и Невелем. С августа 1941 г. начальник штаба, с октября командующий войсками Брянского фронта. Под командованием Г. Ф. Захарова войска фронта провели Орловско-Брянскую операцию, в результате которой были сорваны планы гитлеровского командования на глубокий охват Москвы с юга. С декабря Г. Ф. Захаров- заместитель командующего войсками Западного фронта, участвовал в контрнаступлении советских войск под Москвой.

С мая 1942 г. начальник штаба Северо- Кавказского направления, затем Северо- Кавказского фронта. С августа начальник штаба Юго-Восточного (Сталинградского) фронта. С октября 1942 г. заместитель командующего войсками Сталинградского фронта, успешно осуществлял руководство армиями левого крыла фронта в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом. Затем заместитель командующего войсками Южного фронта, с февраля 1943 г. командующий 51-й армией, которая принимала участие в освобождении Ростова. В июле 1943 г. назначен командующим 2-й гвардейской армией, отличившейся при прорыве мощной обороны противника на реках Миус и Молочная, на Перекопе, при освобождении г. Севастополь.

С июня 1944 г. командующий 2-м Белорусским фронтом, внесшим большой вклад в освобождение Белоруссии. Войска фронта под командованием Г. Ф. Захарова 23-28 июня провели Могилевскую операцию, в ходе которой форсировали р.Днепр во всей полосе наступления и освободили г. Могилёв. 29.6-4.7.1944 г. фронт участвовал в проведении Минской наступательной операции. В начале июля войска фронта под командованием Г. Ф. Захарова осуществили Белостокскую операцию, освободили г. Белосток. В ходе дальнейших наступательных действий в августе- ноябре освободили совместно с войсками других фронтов Западную Белоруссию, вышли к границам Польши и Восточной Пруссии, захватили Ружанский плацдарм на левом берегу р. Нарев, севернее Варшавы. С ноября 1944 г. командующий 4-й гвардейской армией, форсировавшей реку Дунай и принимавшей участие в окружении будапештской группировки противника. С апреля 1945 г. Г. Ф. Захаров- заместитель командующего войсками 4-го Украинского фронта.

После войны Г. Ф. Захаров командовал войсками Южно-Уральского и Восточно-Сибирского военных округов, был начальником Высших стрелково-тактических курсов усовершенствования комсостава пехоты «Выстрел» им. Б. М. Шапошникова, а с сентября 1954 г. начальник Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск.

Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1 ст., орденами Кутузова 1 ст., Суворова 2 ст., Богдана Хмельницкого 1 ст., медалями.

Родился 24 апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. С 1930 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник национально - революционной войны в Испании 1936 - 1939 годов. В воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов лично и 4 в группе.

В 1938 году, участвуя в оказании интернациональной помощи народу Китая в борьбе с японскими захватчиками, Георгий Захаров уничтожил ещё 2 самолёта.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался на Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Командовал авиационной дивизией, в состав которой входил и полк "Нормандия - Неман", укомплектованный французскими лётчиками - добровольцами.

Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно. Сбил ещё 10 самолётов противника, из них 2 над Минском в первый день войны.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1961 года - в запасе. Жил в Москве. Написал 2 книги воспоминаний о своей боевой деятельности: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 января 1996 года.

* * *

Георгий Захаров родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семёнкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. В годы Гражданской войны беспризорничал. Окончив сельскохозяйственный техникум работал в совхозе. С 1930 года в рядах Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов в 1933 году и курсы при Военной академии Генерального штаба.

В звании лейтенанта служил сначала в Северо - Кавказском военном округе. Затем, был старшим лётчиком и командиром звена 109-й истребительной авиационной эскадрильи 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Был близким другом прославленного советского лётчика - аса Павла Васильевича Рычагова, трагически погибшего 28 октября 1941 года.

Уже старшим лейтенантом отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. С 20 октября 1936 года по 7 апреля 1937 года был пилотом и командиром звена истребителей И-15. Летал также на трофейном итальянском истребителе "Фиат-32". Имел псевдонимы "Энрике Лопес" и "Родригес Кромберг".

Первый вылет совершил 4 ноября 1936 года над Maдридом. Согласно некоторым источникам советских времён, в одном из боёв сражался в одиночку против 12 истребителей Не-51 и сбил 1 (по другим данным 2 или даже 3) из них, а ещё 1 вражеский самолёт врезался в землю во время боя. Захаров благополучно вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так:

"Наконец всё готово. Устремляюсь вдогонку за своими. Мне надо занять место в строю раньше, чем начнётся бой. Насчёт задания у меня особых сомнений нет: беспрерывные бои над Мадридом приучили нас к тому, что главная наша задача - отражать налёты на столицу республики. Откуда чаще всего приходят фашисты - я тоже знаю достаточно хорошо. Так что главное - успеть пристроиться к группе. Я над Мадридом. Осматриваюсь - нет никого! Ни своих, ни противника...

На всякий случай продолжаю набирать высоту и иду дальше - к позициям противника. Может быть, Рычагов решил упредить фашистов и встретить их на подходе к Мадриду? Обзор у меня прекрасный, видимость - идеальная. Нет никого. Я один во всем мадридском небе...

Это уже странно. Обычно обнаружить группу, а тем более 2 - 3, большого труда не представляет. Особенно когда знаешь, что вот-вот должен начаться бой. Где же они могут быть?

Тщательно осматриваю горизонт в направлении солнца. От яркого света рябит в глазах, но всё же замечаю далёкие контуры бипланов. Напрягая зрение, пересчитываю их: 12 ! Павел заблаговременно решил обеспечить себе хорошую позицию и увёл группу с таким расчётом, чтобы к Мадриду идти со стороны солнца. Всё правильно, решаю про себя, мне следовало бы сразу более внимательно поискать группу в том направлении. Они идут по дуге, а внутри её как бы нахожусь я, поэтому довольно быстро сокращаю расстояние по прямой. Я хочу рассчитать так, чтобы выйти к головному звену и занять своё место слева от Рычагова. Но всё-таки опережаю, выскакиваю немного вперёд. Теперь надо, чтобы они меня заметили. Сбавляю скорость, покачиваю крыльями. Они замечают меня и быстро догоняют.

Ощущение нереальности происходящего... Я запомнил мгновенное своё ощущение, объяснить которое словами просто затрудняюсь, когда очередь из крупнокалиберного пулемёта чуть не отрубила крыло моей машины. Навык, однако, оказался сильнее разума: ещё не успев осознать полностью своё положение, я закрутил машину в глубокий вираж. Не давая вести по себе прицельный огонь, я тянул истребитель на максимальной перегрузке, но всем телом ощущал себя мишенью.

Сейчас я вижу только одну причину, по которой остался тогда жив в первую минуту: против меня было слишком много стрелков. Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу. А первый же из них, который подошёл бы ко мне сзади поближе, разрезал бы мою машину пополам одной очередью. Но они открыли огонь все сразу, продырявили машину, а я был жив!

Я крутился внутри клубка, пытаясь их оттянуть к Мадриду, и в этом видел спасение. Ведь где-то совсем рядом были мои боевые товарищи, и я надеялся на их помощь. От перегрузок у меня темнело в глазах. Но я знал: ни секунды по прямой. Выдержала бы машина... Только бы она выдержала...

Трижды "Хейнкели" попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки. Наконец, подо мной аэродром. Это последнее дело - наводить неприятеля на свой аэродром, но иного выбора у меня не было. На самолёте уже перебиты расчалки крыльев, они выгибаются. Я оглядываюсь назад, и в это время по кабине ещё одна сокрушительная очередь. Приборная доска разбита, замолчали верхние пулемёты, а "Хейнкель" всё висит и висит на хвосте, добивая машину. Но я всё-таки успеваю "притереть" её к земле.

Техники вытаскивают меня из истребителя, мы бежим в укрытие под деревья. Я падаю на землю, прижимаюсь спиной к стволу дерева и чувствую влагу на губах. Кто-то суёт мне флягу... Моя машина ремонту, конечно, не подлежала".

В своих мемуарах Георгий Захаров несколько лукавит: его самолёт не был настолько сильно повреждён - пробоин насчитывалось не 100, как пишут некоторые источники, а лишь 18 (по официальным документам), и машина была восстановлена.

Сам же он, как пишет Захаров, несмотря на тяжёлый бой, был готов к новым вылетам. Резервных самолётов, однако, в эскадрилье не оказалось. Рычагов, идя навстречу одному из лучших пилотов, приказал лётчику из своей Киевской бригады, "мягкому и добродушному" Петру Митрофанову, отдать машину Захарову.

В том бою против Захарова приняла участие эскадрилья итальянских лётчиков на Fiat CR-32 (а вовсе не немецких на Heinkel He-51, как пишет Захаров). Однако зарубежные исследователи в своих работах предпочитают обходить молчанием данный бой. Его результаты не укладывается в культивируемую на Западе картину превосходства любого иностранного лётчика над советским пилотом.

9 ноября 1936 года он сбил самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado-68 (на самом деле это был итальянский разведчик Romeo Ro.37bis).


8 декабря 1936 года советскими лётчиками по ошибке был сбит французский "Potez 540" с гражданской регистрацией F-A000. При вынужденной посадке самолёт скапотировал и загорелся. Один из пассажиров, французский журналист Луи Делапрэ (Louis Delapree) умер от ран. Евгений Ерлыкин в своём отчете писал, что этот "Потез" на счету его подгруппы И-15. Иностранные источники (со ссылкой на мемуары Андреса Гарсиа Лакале) уточняют имена пилотов, причастных к этой "победе" - Николай Шмельков и Георгий Захаров.

К 9 декабря 1936 года он сбил 1 самолёт лично ещё 2 - в паре (1 "Фоккер" + 0,5 "Хейнкель + 0,5 "Фиат").

11 февраля 1937 года 5 И-15, вылетевшие для сопровождения 2-х "Потез-54", встретились с 10 "Фиатами". В воздушном бою оба "Потеза" получили повреждения и сели вынужденно на республиканской территории и подломались (5 человек из их экипажа легко ранены). Это были последние самолёты французской эскадрильи "Испания" (Espana).

По результатам этого боя, наши лётчики заявили о 2-х победах над "Фиатами", на одну из которых претендует, по-видимому, Георгий Захаров.

По зарубежным данным, в этом бою был сбит итальянский ас Адриано Мантелли (Adriano Mantelli), имевший на счету 9 побед, который покинул свой Fiat CR-32 на парашюте. По другой версии - у него просто отказал мотор и он сел вынужденно перед наступавшими колоннами своих соотечественников.

Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея на счету 6 личных и 4 групповые победы. [ По другим источникам имел 2 личные и 3 групповые победы. Кроме того, 8 декабря 1936 года, вместе с лейтенантом Н. И. Шмельковым, он по ошибке сбил французский пассажирский самолёт Потез-540, который при вынужденной посадке скапотировал и загорелся. ]

За бои в Испании он был награждён двумя орденами Красного Знамени (2.01.1937 и 17.07.1937).

После возвращения из Испании получил звание капитана и был назначен командиром отряда 109-й истребительной авиационной эскадрильи.

В 1937 году участвовал в войсковых испытаниях истребителя И-15бис.

Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай. С апреля 1938 года возглавлял истребительную группу советских лётчиков, увеличил свой общий налёт на 87 часов и боевой - на 20. Летая на биплане И-15бис, одержал ещё 2 групповые победы, сбив 2 самолёта Мицубиси A5М.

Во время перегона в Советский Союз трофейного японского истребителя A5M потерпел аварию, и при вынужденной посадке в горах, на берегу речки, сломал левую руку и ногу.

За бои в небе Китая награждён третьим орденом Красного Знамени (14.11.1938).

В 1939 году окончил курсы при Военной академии Генерального штаба, получил звание полковника и был назначен на должность командующего ВВС Сибирского военного округа. По другим данным, был командующим с ноября 1938 года по декабрь 1940 года.

С августа того же года он стал командиром 43-й истребительной авиационной дивизии Белорусского военного округа базирующейся в Минске. В этой должности и встретил Великую Отечественную войну.

Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания. 22 июня 1941 года, в первый же день войны, на И-16 уничтожил в 2-х вылетах 2 бомбардировщика Ju-88. Вот как он сам описывает это:

"Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы" под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас высоты"...


Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126.

В ноябре 1941 года в период неудач Красной Армии он был снят с должности комдива и отправлен в Среднюю Азию командовать Учебной истребительной авиашколой в Улан - Уде, а ещё позже - начальником авиационного училища.

В декабре 1942 года возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Воевал на Западном фронте, принимал участие в борьбе под Курском, участвовал в освобождении Белоруссии.

Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полёте. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа (необходимо учесть, что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет).



Як-3 Г. Н. Захарова, 1945 год.

Летом 1944 года он уничтожил истребитель Ме-109. А с осени 1944 года стал летать на Як-3, на фюзеляже которого был изображён Георгий Победоносец на белом коне, поражающий змея и большая белая стрела.

В 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) генерал - майор авиации Г. Н. Захаров совершил 153 боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых одержал 10 побед. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные и 3 групповые победы лётчика. ]

19 апреля 1945 года за умелое руководство, образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР Захаров Георгий Нефедович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6242).



Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 22 воздушные победы, одержанные им лично и в группе с товарищами в период 3-х войн.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС. Всего за свою лётную карьеру освоил 45 типов самолётов, налетал 7000 часов в воздухе. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей.

Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве. Написал книги: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.

За период службы награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, Красной Звезды (дважды), французским орденом "Почётного Легиона"; многими медалями, а также Российским орденом Жукова (25.04.1995 года).

Родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник национально - революционной войны в Испании 1936 - 1939 годов. В воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов лично и 4 в группе. В 1938 году, участвуя в оказании интернациональной помощи народу Китая в борьбе с японскими захватчиками, уничтожил ещё 2 самолёта.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался на Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Командовал авиационной дивизией, в состав которой входил и полк "Нормандия - Неман", укомплектованный французскими лётчиками - добровольцами.

Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно. Лично сбил 10 самолётов противника, из них 2 над Минском в первый день войны. 19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1961 года - в запасе. Жил в Москве. Написал 2 книги воспоминаний о своей боевой деятельности: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.

Георгий Захаров родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. Окончив сельскохозяйственный техникум работал в совхозе. С 1930 года в Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов и курсы при Военной академии Генерального штаба. Службу начал в 109-й истребительной эскадрильи Киевской Воздушной бригады.

В 1936 году, уже Старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 Ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. 9 Ноября 1936 года сбил первый самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado Ar.68 (это был итальянский разведчик "Ромео"). В Феврале 1937 года сбил истребитель Fiat CR-32.

Лучшие дня

В одном из вылетов, над Мадридом, он был атакован группой из 12 истребителей. Проведя бой в одиночку, Захаров сбил 3 машины и вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так:

"Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу... Я крутился внутри клубка, пытаясь оттянуть их к Мадриду... я знал: ни секунды по прямой!... Трижды "Хейнкели" попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки..."

После посадки в его самолёте насчитали 140 пробоин...

Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея 6 личных и 4 групповые победы.

Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай, где одержал ещё 2 победы, летая на биплане И-152 (в Феврале и 29 Апреля 1938 года сбил по одному самолёту Мицубиси А5М).

По возвращении в Советский Союз ему присвоили звание Полковник, а в 1941 году и Генерал - майор авиации. Начало Великой Отечественной войны Г. Н. Захаров встретил командиром 43-й истребительной авиационной дивизии, базирующейся в Минске. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил 2 Ju-88, в двух вылетах, летая на истребителе И-16. Вот как он сам описывает это:

"Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы" под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас высоты"...

Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале Октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126. В Ноябре 1941 года Захарова назначили командиром Учебной истребительной авиашколы в Улан - Уде, но в Декабре 1942 года, он возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Он принял участие в борьбе под Курском, а затем дивизию перебросили на 3-й Украинский фронт.

Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полете. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа (необходимо учесть, что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет).

Летом 1944 года уничтожил истребитель Ме-109, а в 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К Маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Генерал - майор Авиации Г. Н. Захаров совершил 153 успешных боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых лично сбил 10 самолётов противника.

19 Апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в 3-х войнах.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей. За период службы награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й степени, Отечественной Войны 1-й степени, Aлександра Невского, Красной Звезды (дважды), французским орденом Почётного Легиона, многими медалями. Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве.