» » Использование и охрана диких животных. Охрана и рациональное использование животного мира

Использование и охрана диких животных. Охрана и рациональное использование животного мира

Разнообразие природных условий на обширной территории России обусловило разнообразие животного мира страны. В пределах России обитает не менее 180 тыс. видов животных, в Красную книгу занесены 463 вида животных. Живая природа находится в угрожающем состоянии. Каждый десятый вид птиц, пятый - млекопитающих, четвертый - рептилий и амфибий находятся под угрозой исчезновения. Не менее четырех видов млекопитающих и трех видов птиц исчезли из фауны страны за 15-18 лет, а численность полутора десятков видов птиц и зверей не превышает 100- 200 особей.

Главными причинами такого катастрофического состояния живой природы являются антропогенное изменение мест обитания и непреднамеренное уничтожение. Так, на водозаборах страны гибнет по меньшей мере 14 млрд штук молоди рыб ежегодно.

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации , неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

Российское законодательство в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции РФ, федеральных законов об охране окружающей среды, состоит из Закона о животном мире, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране и использовании животного мира.

Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Следовательно, законодательство РФ об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, постоянно или временно населяющих территорию страны, обитающих в условиях естественной свободы на суше, в атмосфере, в почве, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях. Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. Российская Федерации обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира. Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся: определение государственной и единой инвестиционной политики; разработка и совершенствование федерального законодательства и контроль за его соблюдением; координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области охраны и использования животного мира в пределах территории Российской Федерации; организация и осуществление охраны, федеральный государственный надзор и регулирование использования объектов животного мира, установление порядка предоставления разрешений на пользование животным миром; ведение Красной книги РФ; установление единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира; заключение и реализация международных договоров РФ в области охраны и использования животного мира и другие полномочия.

Полномочиями органов государственной власти субъектов РФ являются: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих соответствующие отношения, а также контроль за их исполнением; разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания; учреждение и ведение Красной книги субъекта РФ; участие в выполнении международных договоров РФ; осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством, в том числе переданных Российской Федерацией.

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Наибольшие полномочия в области фаунистических отношений принадлежат органам местного самоуправления па землях поселений.

Участие международных общественных организаций в охране и устойчивом использовании объектов животного мира на территории Российской Федерации регламентируется международными договорами и осуществляется в различных формах - в деятельности Гринпис 1 , филиала Всемирного фонда дикой природы, форумов и конгрессов по обеспечению биоразнообразия.

Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются: приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания; обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира; поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания; осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности; недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью но использованию объектов животного мира; привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира; отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами; платность пользования животным миром.

Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляют государственное управление в области охраны и использования животного мира.

1 Гринпис - международная независимая неправительственная экологическая организация.

Специально уполномоченные государственные органы состоят из федеральных органов исполнительной власти, а также из органов исполнительной власти субъектов РФ, их территориальных органов и государственных учреждений, находящихся в ведении этих органов и выполняющих задачи по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Они образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания.

В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира, который содержит совокупность сведений о географическом распространении животных, их численности, характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие данные. Ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Президентом РФ или Правительством РФ.

Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным законом.

Законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без разрешения запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Предусмотрены три вида ответственности за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира: административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Споры по вопросам охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, предоставления животного мира в пользование разрешаются судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством РФ.

Неотъемлемым элементом природной среды и объектом охраны является животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Животный мир является важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. Основное регулирование осуществляется Федеральным законом "О животном мире" 1995 г.

Принципы охраны и использования животного мира

Как и охране всей окружающей среды и ее отдельных частей, охране и использованию животного мира присущи основные принципы направления этой деятельности. Некоторые из них являются общими для природоохранения, другие носят специфический характер, свойственный охране животного мира, сохранению и восстановлению среды его обитания. Именно поэтому рассмотрение проблем охраны отдельных природных ресурсов, использование которых влияет на состояние окружающей среды, а от нее в свою очередь зависит их сохранение и восстановление, необходимо при изучении экологического права.

Первым принципом охраны и использования животного мира является обеспечение его устойчивого существования. Для этого необходимы стабильное и регулярное использование животного мира, государственная и общественная поддержка деятельности по охране животного мира и среды его обитания. На определенных территориях и акваториях или на определенные сроки могут быть ограничены, приостановлены либо запрещены отдельные виды пользования животным миром, изъятия его объектов из среды обитания.

При введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных и прибрежных территорий, выпасе и прогоне сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться мероприятия по сохранению условий нагула, миграции, размножения, выращивания молодняка, зимовки объектов животного мира. При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику участков выплачивается компенсация.

Важным принципом управленческой деятельности в отношении любого природного ресурса, в том числе в отношении животного мира, является недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира или их популяция).

Гипермаркет знаний >>Экология >>Экология 10 класс >> Рациональное использование и охрана животных

§ 40. Рациональное использование животных

Вспомните
Роль животных
в биосфере
Районы наибольшего
разнообразия животных
Значение животных
для человека


Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека.
Участвуя в круговороте веществ в биосфере , влияя на состояние ее компонентов, животные играют важную роль в поддержании в ней динамического равновесия.

Для человека животные служат источником белкового питания и жира, поставщиком сырья для кожевенной и пушно-меховой промышленности.

Животные имеют и отрицательное значение для человека. Среди них есть возбудители и переносчики болезней домашних животных и , вредители сельскохозяйственных и лесных растений. Деление животных на полезных и вредных условно и зависит от их численности, характера и интенсивности хозяйственной деятельности людей. В зависимости от места, времени, численности один и тот же вид может быть полезным и вредным для человека. Например, скворцы весной полезны: они уничтожают большое количество насекомых - вредителей садов, полей и огородов, а осенью, питаясь плодами винограда, приносят виноградникам значительный ущерб. Черный дрозд и полевой жаворонок полезны в Европе, а в Новой Зеландии, куда их перевезли, стали вредителями сельского хозяйства. Поэтому при оценке пользы и вреда каждого вида животных необходимо учитывать особенности питания, поведения, численность, роль в распространении природно-очаговых заболеваний в ко"нкретных условиях места и времени.

Прямое и косвенное воздействие человека на животных. Вымирание одних и появление других видов животных неизбежно и закономерно. Это происходит в ходе естественной эволюции, при изменении климатических условий, ландшафтов, в результате конкурентных взаимоотношений. Процесс этот медленный. До появления человека на Земле средняя продолжительность жизни вида у птиц была около 2 млн лет, млекопитающих - около 600 тыс. лет. Человек ускорил гибель многих видов.

С 1600 г., когда исчезновение видов начали подтверждать документально, на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Гибель большинства их связана с деятельностью человека (рис. 131).

Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих. Это воздействие может быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие (преследование, истребление, переселение, разведение) испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т. п. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают.

Для борьбы с сельскохозяйственными вредителями ряд видов переселяют из одних областей в другие. При этом нередки случаи, когда переселенцы сами становятся вредителями. Например, мангуст, завезенный на Антильские острова для борьбы с грызунами, стал вредить наземно- гнездягцимся птицам, распространять бешенство среди животных.

К прямым воздействиям человека на животных относится их гибель от ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве, и от отравления выбросами промышленных предприятий.

Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов, распашке степей, осушении болот, сооружении плотин, строительстве городов, поселков, дорог и т. д.

Некоторые виды в измененной человеком среде находят благоприятные для себя условия и расширяют ареалы. Так, домовый и полевой воробьи вслед за продвижением земледелия на север и восток в Палеарктике достигли тундры и побережья Тихого океана. Вслед за появлением полей и лугов далеко на север продвинулись жаворонок, чибис, скворец, грач.

Под влиянием хозяйственной деятельности возникли антропогенные ландшафты с характерной для них фауной. Только в населенных пунктах в субарктике и умеренной зоне северного полушария встречаются домовый воробей, городская ласточка, галка, домовая мышь, серая крыса, некоторые насекомые.

Большинство видов животных не могут приспособиться к измененным условиям, вынуждены переселяться в новые районы, сокращают численность и погибают. Так, по мере распашки европейских степей сильно сократилась численность сурков-байбаков. Вместе с сурком исчезла утка пеганка, гнездившаяся в его норах. Исчезли во многих районах своего распространения степные птицы - дрофа и стрепет (рис. 134).

Отрицательное воздействие человека на животных возрастает, а для многих видов становится угрожающим. Ежегодно погибает один вид (или подвид) позвоночных животных; опасность исчезновения грозит более 600 видам птиц и около 120 видам млекопитающих. Для таких животных необходимы специальные меры по их сохранению.

Охрана редких и исчезающих видов животных. Основная задача охраны редких и исчезающих видов в том, чтобы путем создания благоприятных условий обитания добиться такого увеличения их численности, которое устранило бы опасность их исчезновения.

Редкие и исчезающие виды животных (как и растений) заносятся в Красные книги. Включение вида в Красную книгу - сигнал о грозящей ему опасности, о необходимости принятия срочных мер по его спасению. Каждая страна, на территории которой обитает вид, включенный в Красную книгу, несет ответственность перед своим народом и всем человечеством за его сохранение.

В нашей стране для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники, заказники, животных расселяют в районы их былого распространения, подкармливают, создают укрытия и искусственные гнездовья, охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности животных разводят в неволе (питомниках и зоопарках), а затем выпускают в подходящие для них условия.

Охрана и восстановление численности промысловых животных. Особо важное значение имеет сохранение и восстановление численности промысловых животных. Как известно, ценность промысловых животных состоит в том, что они живут за счет естественных кормов, недоступных или непригодных для домашних животных, о них не нужно специально заботиться. От промысловых животных человек получает мясо, меха, кожу, сырье для парфюмерной промышленности и лекарственных препаратов. Для некоторых народов Севера охота на диких животных является основой их существования.




Среди промысловых животных наибольшее значение имеют рыбы, птицы и звери. Многовековое, постоянно усиливающееся добывание, а также изменение среды их обитания привели в первой половине текущего столетия к резкому сокращению их запасов. Из млекопитающих наиболее сократились запасы копытных, пушных и морских зверей. Возникло даже мнение, что сохраниться они смогут только в заповедниках. Однако успешное восстановление численности некоторых видов - лося, бобра, соболя - позволило вновь включить их в число промысловых животных.

Среди охотничье-промысловых птиц особенно сильно пострадали по вине человека водоплавающие, куриные и дрофиные. Сильно сократилась численность гусей, лебедей, казарок. Краснозобая казарка, малый лебедь, белый и горный гуси, кавказский тетерев, дрофа и многие другие виды включены в Красную книгу Российской Федерации (рис. 130).

Система охраны диких животных складывается, с одной стороны, из мер по охране самих животных от прямого истребления, гибели от стихийных бедствий, а с другой - из мер по сохранению их среды обитания. Охрана самих животных осуществляется законами об охоте. Они предусматривают полный запрет охоты на редкие виды и ограничение сроков, норм, мест и способов добычи на другие промысловые виды.

Рациональное использование запасов промысловых животных не противоречит их охране, если основано на знаниях их биологии.

Известно, что в популяциях животных существует определенный резерв неразмножающихся особей, они способны повысить плодовитость при низкой численности и обилии корма. Можно добиваться благополучия популяций промысловых животных, поддерживая определенное соотношение половых и возрастных групп, регулируя численность хищных животных.

Охрана охотничьих угодий основана на знании условий обитания, необходимых для жизни промысловых видов, наличии укрытий, подходящих мест для устройства гнезд, обилии корма. Часто оптимальными местами для существования видов служат заповедники и заказники.

Реакклиматизация вида - это его искусственное расселение в районах былого распространения. Она часто бывает успешной, так как при этом вид занимает свою прежнюю экологическую нишу. Акклиматизация новых видов требует большой предварительной подготовки, в том числе составления прогнозов их влияния на местную фауну и возможную роль в биоценозах. Опыт акклиматизации свидетельствует о многих неудачах. Завоз в Австралию в 1859 г. 24 кроликов, которые через десятки лет дали многомиллионное потомство, привел к национальному бедствию. Размножившиеся кролики стали конкурировать за пищу с местными животными. Поселяясь на пастбищах и уничтожая растительность, они принесли огромный ущерб овцеводству. Борьба с кроликами потребовала огромных усилий и длительного времени. Таких примеров немало. Поэтому переселению каждого вида должно предшествовать тщательное изучение возможных последствий внедрения вида на новую территорию на основе экологической экспертизы и прогноза.

Своевременно принятые меры позволяют успешно поддерживать необходимую численность промысловых животных, длительное время использовать их.

Примеры и дополнительная информация

1. Впервые Красная книга была издана в 1966 г. Международным союзом охраны природы. Она включала 292 вида и подвида млекопитающих, 287 видов и подвидов птиц, 36 видов земноводных и 119 видов пресмыкающихся, из них 16 видов зверей и 8 видов птиц встречались на территории нашей страны (в границах СНГ).

В Красную книгу Российской Федерации (1983 г.) вошло видов и подвидов: млекопитающих - 65, птиц - 108, рептилий -11 , амфибий - 4, рыб - 10, моллюсков - 15, насекомых - 34.

2. Северный калан, морской зверь средних размеров, прежде обитал у рифов и скал Командорских островов и северо-восточного побережья Камчатки. Предполагают, что первоначальная численность калана была около 150 тыс. особей. С XVIII в. на зверей начали интенсивно охотиться ради густого, упругого и теплого меха. К концу XIX в. он был почти истреблен, в 1924 г. оставалось только 350 особей. Промысел калана на Командорских островах был запрещен в 1912 г., ас 1926 г. - во всех местах обитания. В 1980 г. численность калана в нашей стране достигла 2,5-3 тыс. особей, за ее пределами - около 25 тыс.

3. Примером эффективности мер по сохранению редкого вида, находящегося на грани исчезновения, может служить история зубра. В прошлом зубр был распространен в лесах Европы, на востоке до бассейна реки Дон и на Кавказе. К началу нашего столетия в естественном состоянии зубры сохранились только в Беловежской пуще (727 голов) и на Кавказе (9600 голов). Последний вольный зубр в Беловежской пуще был убит в 1919 г., на Кавказе - в 1927 г. Оставалось только 48 зубров, живущих в зоопарках и на акклиматизационных станциях. Зверь был на грани исчезновения, началась работа по восстановлению его численности. Наиболее активно она проводилась в Польше и трех заповедниках СНГ - Беловежской пуще (Белоруссия), Приокско-Террасном и Кавказском (Россия). К 1975 г. в Польше насчитывалось 320, в России и Белоруссии - 155 чистокровных беловежских зубров; более 500 зубробизонов было на Кавказе. Успешная работа по разведению зубра в неволе позволила в 1961 г. перейти к созданию вольных стад. К началу 1980-х гг. численность зубров в России и Белоруссии достигла 830, в мире - более 2000 особей. Численность зубров продолжает увеличиваться.

4. Китобойный промысел возник очень давно, в Древнем Китае. В XII в. н. э. он имел уже большое значение. С совершенствованием техники промысел расширялся, охватывая обширные акватории Мирового океана. Появились специальные китобойные флотилии с плавучими перерабатывающими заводами, способными в местах промысла разделывать и перерабатывать до 50 крупных китов в сутки. Добыча китов постоянно возрастала: в 1920 г. в мире было добыто 11 369, а в 1964-1965 гг. - 64 800 голов, из них более половины в водах Антарктики. Столь интенсивный промысел пагубно сказался на естественных запасах китов: их добывали значительно больше, чем позволяли естественные темпы размножения и восстановления численности. В Атлантике был уничтожен бискайский кит, на грани гибели находится гренландский кит. В связи с истощением запасов в середине текущего столетия был запрещен промысел серого, южного гладкого и горбатого китов, основной промысел переключился на синего кита, финвала и кашалота. В 1965 г. из-за малой численности была запрещена добыча самых крупных, синих китов, в настоящее время в Красную книгу включены синий кит, финвал и сейвал. Обсуждается вопрос о полном прекращении китобойного промысла.

5. Причиной вымирания тура, предка европейского крупного рогатого скота, было косвенное воздействие человека. Тур был распространен в Европе, Западной Сибири, Средней, Малой и Центральной Азии, Северной Африке. Охота и вырубка лесов постепенно вытесняла тура из мест обитания. В Африке он исчез к 2400 г. до н. э., в Месопотамии - к 600 г. до н. э., в Центральной и Западной Европе - к 1400 г. н. э. К XV в. он сохранился в Польше, Литве, России, в XVI в. и здесь стал редок: небольшие стада содержались в загонах и зверинцах, в бассейнах рек Вислы, Буга, Нарова. В лесостепных и степных районах Западной Сибири тур встречался до XVIII в. Наиболее близки к туру по внешнему облику испанские боевые быки. Около 60 лет назад двое немецких зоологов, братья Л. и X. Хек, путем восстановительного скрещивания получили животных, внешне очень похожих на тура. Однако «восстановленный» тур представляет собой лишь одну из пород домашнего скота. Как биологический вид дикий европейский тур навсегда исчез из природы.

Вопросы.

1. В чем вы видите свое посильное участие в охране животных?
2. Объясните, почему в последнее время вокруг городов и поселков так мало шмелей. Какими мерами можно увеличить их численность?
3. Как можно привлечь насекомоядных и хищных птиц в городские парки и скверы? Нужно ли это делать и зачем? Есть ли какие-либо ограничения в привлечении птиц?
4. Назовите редких животных вашего района. Какие меры по их охране вам известны?

Задания.

1. Выясните, каких рыб ловят в реках и озерах вашего района. Как можно дольше сохранить здесь возможность рыбной ловли?
2. Какие меры охраны применяют при промысле рыб?

Темы для дискуссий.

1. Обсудите причины высокой численности немногих видав животных в городах и поселках. Наметьте меры по обогащению фауны населенных пунктов. Какие виды животныхдля этого подходят?
2. К чему приводит необоснованная и случайная акклиматизация новых видов? Приведите примеры, которые вам известны из курсов ботаники и зоологии.
3. Почему наиболее совершенной является охрана всего природного комплекса, а не отдельных видов?
4. На конкретных примерахдокажите, что использование знаний по биологии животных способствует рациональному использованию и сохранению охотничье-промысловых видов.

Исполнил

Ученик 11 класса "А"

Покровский Юрий.


План.

1) Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека.

2) Прямое и косвенное воздействие человека на животных.

3) Охрана редких и исчезающих видов животных.

4) Рациональное использование запасов промысловых животных


Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека .

1) Участвуя в круговороте веществ в биосфере, животные играют важную роль в динамическом равновесии.

2) Так же для человека животные служат источником питания и сырья (поставщиком кожевенной и пушно-меховой промышленности).

Так же животные имеют и отрицательное значение для человека. Среди них есть возбудители и переносчики болезней, вредитель сельскохозяйственных и лесных растений.

Но деление животных на "полезных" и "вредных" условно и зависит от и численности, места, времени, от хозяйственной деятельности людей. Например, скворцы весной полезны: они уничтожают большое количество насекомых-вредителей, А осенью питаясь плодами винограда, приносят виноградникам значительный ущерб. Поэтому при пользы и вреда необходимо учитывать многие факторы.

Прямое и косвенное воздействие человека на животных .

Животных мир нашей планеты насчитывает около 2 млн. видов животных. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли.

Современный человек существует на Земле около 40 тыс. лет. Скотоводством и земледелием он начал заниматься лишь 10 тыс. лет назад. Поэтому в течение 30 тыс. лет охота была почти исключительным источником пищи и одежды. Совершенствование орудий и способов охоты сопровождалось гибелью ряда видов животных.

Да и сейчас человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир. Это воздействие может быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т.д. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают. Так же к прямым воздействиям человека на животных относят их гибель от ядохимикатов, и отравления выбросами промышленных предприятий. Наиболее ярким примером данного воздействия на животных является китобойный промысел в начале столетия приведший к исчезновению отдельных популяций китов, резкому падению их общей численности.

Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов, распашке степей, осушении болот, сооружении плотин, строительство городов и т.д. Распашка степей и прерий, уменьшение островных лесов в лесостепи сопровождаются почти полным исчезновением многих степных зверей и птиц. В степных агроценозах исчезли почти полностью сайгаки, дрофы, стрепеты, серые куропатки, перепела и т.д.

Отрицательное воздействие человека на животных возрастает, а для многих видов становится угрожающем. Ежегодно погибает один вид (или подвид) позвоночных животных; опасность исчезновения грозит более 600 видам птиц, 120 видам млекопитающих. Для таких животных необходимы специальные меры по их сохранению.

Охрана редких и исчезающих видов животных.

Основная задача охраны редких и исчезающих видов в том, чтобы путем создания благоприятных условий обитания добиться увеличения их численности, которое устранило бы опасность их исчезновения. Сюда можно включить создание заповедников, в которых создаются благоприятные для них условия.

Особо важное значение имеет сохранение и восстановление численности промысловых животных . Как известно, ценность промысловых животных состоит в том, что они живут за счет естественных кормов, недоступных или непригодных для домашних животных, о них не нужно специально заботиться. Система охраны диких животных складывается, с одной стороны, из мер по охране самих животных от истребления, гибели от стихийных бедствий, с другой - из мер по сохранению их среды обитания. Охрана самих животных осуществляется законами об охоте, предусматривающие полный запрет охоты на редкие виды, ограничение сроков, норм, мест и способов добычи на промысловые виды.

Рациональное использование запасов промысловых животных не противоречит их охране, если основано на знаниях их биологии. Можно добиваться благополучной популяции промысловых животных, поддерживая определенное соотношение полов и возрастных групп, регулируя численность хищников. В этом и заключается идея рационального использования.

Исполнил Ученик 11 класса "А" Покровский Юрий. 15.05.2003г.План. 1) Значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека. 2) Прямое и косвенное воздействие человека на животных. 3) Охрана

Государственный лесной реестр – систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация:

1) о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;

5) о лесных участках;

6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов;

8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Перечень видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

1. Общие положения об охране и рациональном использовании животного мира

2. Мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира

Животные выступают одновременно в двух качествах: как объект гражданских правоотношений, подпадающий под действие ст. 137 и других статей Гражданского кодекса РФ, так и объект экологических и фаунистических правоотношений, урегулированных Федеральными законами от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Законодательство не содержит нормы-дефиниции, распространяющейся на всех животных и содержащей четкие указания на квалификационные признаки, позволяющие отнести те или иные живые организмы к категории животных как объекту правоотношений.

Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 Закона о животном мире). Объектом животного мира являются млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и т.д., на которые распространяются требования закона об их использовании и охране. Домашние животные не подпадают под действие Закона о животном мире и на них не распространяются нормы природоресурсового и экологического законодательства по их использованию и охране.


Животный мир является достоянием народов РФ, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ.

Особый правовой режим предусмотрен для экспериментальных животных, которые не могут быть непосредственно отнесены ни к диким, ни к домашним животным. Среди лабораторных могут оказаться животные как традиционно относящиеся к диким (например, перепел, мышь), так и обычно относящиеся к домашним (домашняя собака, кошка). Поэтому по отношению к этим животным понятие «состояние естественной свободы» не подпадает под действие фаунистического законодательства. Но особый порядок их использования не регламентируется и нормами гражданского права. Действует специальное законодательство, которое только формируется.

Федеральное экологическое и фаунистическое законодательство устанавливает два режима использования и охраны объектов животного мира - диких живых организмов, находящихся в состоянии естественной свободы: общий и особый. Общий режим установлен Законом о животном мире.

По критерию использования объекта животного мира для охоты и рыболовства Закон о животном мире различает две категории объектов с общим и особым режимом правовой охраны :

а) объекты охоты или рыболовства, перечень которых указан в постановлениях Правительства РФ, а их пользование допускается в установленном законом порядке на основании лицензии;

б) объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты или рыболовства.

Особый режим охраны установлен в отношении особо охраняемых объектов животного мира, в том числе указанных в Красной книге РФ и красных книгах субъектов Федерации.

Действуют следующие правила, распространяемые на все категории объектов животного мира: установление системы ограничений и контроля над изъятием объектов животного мира из среды их обитания (например, для акклиматизации, гибридизации), требования к природопользователям в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности (обязательность применения технологий ведения сельскохозяйственных или иных работ, не подвергающих уничтожению объекты животного мира), а также создание особо охраняемых природных территорий. Например, в границах национального парка запрещены промысловая охота и рыболовство, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций и т.д. (ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Охране подлежат все виды растений и животных, находящиеся в границах национального парка.

Как объект природоресурсных правоотношений животный мир характеризуется признаками, закрепленными в законодательстве об его охране и использовании:

Во-первых, объектом животного мира являются животные, принадлежащие к дикой фауне (домашние кошки, хомячки и др. не подпадают под действие Закона о животном мире ни в части вопросов использования, ни в части вопросов охраны).

Во-вторых, нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой. Дикие животные, находящиеся в зоопарках, вольерах, а также некоторые виды животных (например, северные олени), содержащиеся в полувольных условиях, могут находиться на праве собственности как у государства, так и у других лиц, и охраняться как товарно-материальные ценности. Отношения по охране и использованию сельскохозяйственных и одомашненных животных, равно как и животных, содержащихся в неволе, регулируются гражданским, аграрным и иным законодательством, но не экологическим и фаунистическим.

В-третьих, установление территориальных границ нахождения дикого животного. Только на территории России дикие животные входят в единый государственный фаунистический фонд.

В-четвертых, непотребляемость объекта, т.е. при переходе отдельного животного с территории России на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т.д. животный мир как объект права собственности и объект охраны не исчезает. Термин «потребляемость» относится не к отдельным объектам или видам животного мира (которые, конечно, потребляемы), а к фаунистическому фонду, поскольку, даже если останется хотя бы одно дикое животное, отвечающее этим признакам, фаунистический фонд как объект правоотношений сохраняется.

Как объект гражданских правоотношений животный мир по критерию оборотоспособности подразделяется на следующие три группы (ст. 129 ГК РФ):

1) объекты, разрешенные в обороте или свободно обращаемые, - могут свободно, без разрешения органов публичной власти переходить от одного лица к другому в результате гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены, завещания и др.);

2) объекты, ограниченно оборотоспособные, - могут принадлежать лишь отдельным участникам оборота либо находиться в обороте по специальному разрешению органов публичной власти;

3) объекты, изъятые из гражданского оборота, - не могут быть предметом гражданско-правовых сделок и менять на законных основаниях собственника.

В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки решением органа исполнительной власти России или органа исполнительной власти субъекта Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 21 Закона о животном мире).

Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени России и субъектов Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (ст. 33 Закона о животном мире). Примерные виды пользования таким животным миром, в частности охота, перечислены в ст. 34 Закона о животном мире:

· рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

· добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

· использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

· изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

· извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

· получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Следовательно, объекты животного мира (дикие животные), на которые можно приобрести право собственности на основе специального разрешения (лицензии), следует относить к ограниченно оборотоспособным. В дальнейшем отношения между охотниками и пушнозаготовительными конторами, в которые сдаются шкуры убитых животных на основании соответствующих документов (лицензии), строятся на основе гражданско-правового договора.

Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 26 Закона о животном мире). На эти объекты животного мира (дикие животные) распространяются ограниченная оборотоспособность и возможность их иного использования лишь по специальному разрешению.

Домашние животные не подпадают под действие норм Закона о животном мире, в законодательстве нет специальных указаний насчет их оборотоспособности, что позволяет их отнести к свободно обращаемым в гражданском обороте.

Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются (ст. 12 Закона о животном мире):

· обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;

· поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

· осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

· недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;

· привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

· отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

· платность пользования животным миром;

· приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

Пользователи объектами животного мира, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира.

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда.

Сверхлимитное и нерациональное пользование объектами животного мира влечет взыскание штрафа в соответствии с законодательством РФ.

В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается:

· выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;

· установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;

· устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;

· расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.

Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных. Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы.

При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в местах концентрации объектов животного мира. Трубопроводы должны быть заглублены, а при невозможности этого следует приподнимать их на высоту не ниже 3 м.

Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия вредных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо:

· хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации;

· помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации;

· максимально использовать безотходные технологии и замкнутые системы водопотребления;

· обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья;

· снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных.

Юридические и физические лица, виновные в совершении правонарушений в области использовании животного мира, несут гражданскую, дисциплинарную, административную (ст. 7.11, 8.17, 8.20, 8.29, 8.34 - 8.38, 10.6 - 10.8, 10.11 КоАП РФ) и уголовную (ст. 256 - 259 УК РФ и др.) ответственность.

Никакая ответственность и размеры штрафов не могут дать надлежащий положительный эффект для сохранения природных объектов, в том числе объектов животного мира, до тех пор, пока не появится естественная потребность природопользователей и хозяйствующих субъектов в сохранении природного дома, окружающего человечество.