» » История миграций населения в эпоху средневековья. Миграции в средние века Этнические миграции в эпоху Великих географических открытий

История миграций населения в эпоху средневековья. Миграции в средние века Этнические миграции в эпоху Великих географических открытий

Современные историко-демографические исследования Средневековья не только позволили установить главные тенденции движения численности народонаселения и факторы, влиявшие на него. Они позволили также по-новому взглянуть и на самою эпоху как время мощных миграционных процессов - перемещений огромных масс и групп людей, в ходе которых осуществлялось формирование этнического облика европейского континента и его хозяйственно-культурное освоение.

Миграции - явление, присущее всем историческим обществам, так же как и современному. Но в средние века этот процесс имел свои особенности и формы, разные для разных периодов этой многовековой эпохи.

Миграции раннего Средневековья, как и периода Древности, отличались от позднейших тем, что они нередко втягивали в себя целиком весь народ, который в течение относительно короткого времени переселялся полностью на новое место. Именно такой характер носили миграции германских племен. Их результатом было значительное обновление населения на европейском Западе, что засвидетельствовано как письменными и археологическими источниками, так и данными топонимики - названий селений, областей, до сих пор напоминающих об этом "Великом переселении народов"1. Во Фландрии, Лотарингии, Эльзасе, Франш-Конте широко распространены топонимы с суффиксом "инг", обозначавшим у германцев ближайшее окружение - "фамилию" франкского, алеманнского или бургундского вождя: "люди такого-то". Таков, например, Ракранж в департаменте Мозель, название которого происходит от слова "рахеринг" - "люди Рахера". Особенно многочисленны названия со словом "фер" или "фара", обозначавшим у франков, бургундов, вестготов и лангобардов семейный германский клан, осевший после переселения в одном месте и сохранявший единство. Таковы во Франции Ла-Фер (деп. Эн), Фер-Шампенуа (деп. Марна), Ла-Фар (деп. Буш-дю-Рон, Воклюз) и многочисленные "фара" в наименовании поселений, встречающиеся в Италии. (Ле Гофф Жак. Цивилизация... С. 33-34).

На первых порах расселение новопришельцев, их господствующего слоя регулировалось римскими властями. Уже в период Поздней Империи было обычным, что народы, которых правительство пригласило само, исходя из своих нужд - обычно охраны границ Империи, расселялись на отведенных им общественных землях или конфискованных частных владениях. Эту практику старались сохранить и тогда, когда переселение приняло обвальный характер.

Остготы именно таким образом получили в Италии треть римских культурных земель, бургунды - половину, вестготы в Аквитании и Испании - две трети. Относительная легкость, с которой осуществилось германское расселение, свидетельствует о степени обезлюдения имперских территорий. Сыграло свою роль вероятно и то обстоятельство, что и готы, и вандалы, и бургунды были еще "крепко привержены" римскому миру: они стремились воспринять не только то высшее, что осталось от Империи в области культуры и политической организации, но также и в экономической сфере. Об этом говорит сохранение денежного хозяйства, дальней торговли, крупного землевладения, основанного на эксплуатации рабов и колонов. Римляне сохранили свой высший слой - сенаторскую знать, которая по-прежнему обитала в городах. Германцы в массе осели в сельской местности, но их правители и короли имели резиденции в городах: Равенна стала столицей вестгота Теодориха; Тулуза, Барселона, Мериде, Толедо - центрами обитания вестготских правителей; Турне, Суассон, Париж - главными городами франкских королей; Лион - столицей бургундов; Павия - лангобардов.

И, тем не менее, как показывают археологические раскопки, подтверждающие письменные свидетельства, разрушения, которыми сопровождались переселения, были достаточно внушительны, чтобы посеять панику среди местного населения и заставить его искать убежища. Вот как описывает страдания населения провинции Овернь, захваченной предводителем франков Теодорихом, один из современников и очевидцев событий аббат-хронист Хуго. Все, кто был знаменит происхождением и богатством дошли до нищенской сумы и вынуждены были удалиться из страны, выпрашивая кусок хлеба или зарабатывая на жизнь поденным трудом. Жителям ничего не было оставлено кроме земли и то только потому, что варвары не могли ее унести с собою. Когда были срыты все укрепления, а добыча поделена, длинные ряды повозок и пленников, окруженные франкскими воинами, потянулись из Оверни на север Галлии. За обозом вели людей всех состояний, и духовных и светских. Особенно много шло детей, юношей и молодых женщин, которых франки продавали во всех местах, через которые они проходили,

В Италии при приближении лангобардских полчищ местное население римской культуры, к которой относились и быстро ассимилировавшиеся остготы, бежало на побережье, где утвердилась Византия, и на лагуну Венецианского залива. Когда двумя столетиями позднее на полуостров вторглись каролингские отряды, настала очередь спасаться и лангобардам, бежавшим в область Беневента, которой в течение довольно длительного времени удавалось оставаться вне пределов Каролинского господства.

Подобными явлениями сопровождалось и завоевание Пиренейского полуострова арабами (VIII в.). В ходе его возникли замкнутые поселения сирийских, палестинских, египетских, берберийских военных групп. Одновременно, несмотря на довольно толерантное отношение завоевателей к местному вестготскому населению, произошел мощный отток его на север под защиту гор.

Миграции в Европу варварских народов, даже первые волны, завершившиеся адаптацией германцев к римской культуре, в конечном счете, ускорили тот процесс упадка, который наметился уже в Поздней Империи. Их варварство наложилось на варварство одряхлевшего римского мира, выпустив наружу, по выражению Ж. Ле Гоффа, "дикие примитивные силы, скрытые ранее лоском римской цивилизации". Но регресс этот был чисто количественным: "загубленные человеческие жизни", разрушенные памятники архитектуры и система коммуникаций, хозяйственные постройки, исчезновение произведений искусства, систем орошения и т. п.

К середине XI в. сопровождающиеся насилием миграции в Западную Европу этнически замкнутых групп кочевых народов прекращаются. После военных набегов X в. на юго-востоке Европы осели венгры, а на северо-западе континента и Британских островах - норманны.1 То мощное миграционное движение, которое, начавшись с середины XI в., охватило всю Европу и продолжалось вплоть до середины XIII в., было вызвано уже иными, внутренними жизненными импульсами самого европейского континента и имело другую природу и иные последствия. В основе его лежал резкий, охвативший более чем два с половиной столетия рост народонаселения Европы и связанный с этим процесс освоения - так называемой колонизации обширных пространств, осваивались, прежде всего, приграничные и пограничные земли Иберийского плато и равнины за Эльбой, а также площади старинных областей расселения, что полностью преобразило культурный ландшафт европейского континента. Корчевались леса, целина превращалась в пашню, а на полянах, отвоеванных у леса, на девственной земле вырастали новые поселения и деревни.

Все это способствовало сближению людей. Отныне селения уже не разделялись обширными пустынными пространствами, которые трудно было преодолевать, за исключением, конечно, самых бедных областей, особенно в труднодоступных, например горных местностях. Именно к эпохе великой колонизации восходит обычай европейцев присоединять к своему имени прозвище, указывающее на местность, откуда этот человек был родом - так называемый патронимии. Исследование патронимов, передававшихся по наследству, позволило историкам-демографам изучить географию переселенческих потоков. Так, например, анализ патронимов крестьян-мигрантов в Пикардии показал, что жители новых поселков происходили из деревень, расположенных по соседству - не более чем в 15 км. Аналогичная ситуация имела место и в юго-западной Франции, где большинство крестьянских мигрантов происходило из ближайших сельских поселений. Избыточное население устремлялось и в города, что способствовало их росту. Среди переселенцев в городах могли быть не только местные, но и люди из областей за несколько десятков и даже сотен километров, особенно, если речь шла о крупных торговых центрах (см. стр. 96-103).

Избыточное население, политические интересы и устремления феодальных господ, духовно-религиозные движения XI-XIII вв. являлись мощным импульсом для перемещения больших масс людей, включавшихся в освоение завоеванных силой оружия новых территорий. К числу таких миграций, связанных с завоевательными походами, ученые относят сегодня, например, норманнское завоевание Англии в 1066 г., в ходе которого на Британские острова переселилось до 6 тыс. воинов со своими семьями; Оттонову экспансию за Эльбу и Заале; испанскую Реконкисту; крестовые походы, в ходе которых образовалась Латинская империя и крестоносные княжества на Ближнем Востоке; шведскую экспансию в область Восточной Балтики; захват англичанами Ирландии и Уэльса, также как и постоянный обмен людскими ресурсами между континентальной Европой и Англией в правление Анжуйской династии, т. е. в годы Столетней войны.

В миграционные процессы, связанные с завоевательными походами, были вовлечены (по призыву власть имущих или по собственной инициативе) люди разного социального статуса, положения, осваивавшие новые земли либо своим трудом, либо как организаторы их хозяйственной жизни. С этой точки зрения особенно активна была церковь, создававшая на новых землях епископства и аббатства, обеспечивавшиеся огромными земельными владениями, требовавшими для своего освоения рабочих рук. Не уступали церкви в активности и светские феодалы. Так, наряду с фламандскими рыцарями, принявшими участие в походе Вильгельма Завоевателя, в Англию переселилось немало фламандских крестьян. Но несравнимо большие размеры крестьянское переселение приобрело в ходе так называемой восточной колонизации. Движение на Восток, за Эльбу, как политическое и завоевательное началось с середины X в. и сохраняло такой характер до XIII столетия, когда развернулось мощное крестьянское переселенческое движение, которое очень скоро вышло за пределы империи и вновь присоединенных к ней земель, распространившись на соседние венгерские и западно-славянские территории: высшие сословия этих территорий были заинтересованы в приеме квалифицированных рабочих рук.

Основную массу крестьян-переселенцев составляли выходцы из перенаселенных западных областей, прежде всего - из Рейнской области, а также из Фламандии и Голландии. С переселением крестьяне связывали надежды не только на обзаведение собственным хозяйством, уменьшение опасности голодовок, но и на освобождение от барщины, снижение денежных платежей и оброка, словом, на более свободный статус, чем был у крестьян в тех землях, которые они покидали, и у местных жителей. Расселившиеся в Бранденбурге, Саксонии, Силезии, предгорьях чешских Рудных гор эмигранты осваивали пустоши, заболоченные земли. Льготы, которыми они пользовались, были зафиксированы в специальном праве: "немецком" или "фламандском".

Вместе с тем в землях, куда направлялся поток эмигрантов с Запада, развертывалась собственная внутренняя колонизация. По инициативе чешских, польских, венгерских королей местное крестьянство, соблазненное льготами, переселялось в приграничные местности, в предгорья для того, чтобы поднимать новь и осваивать для жизни новые места.

Восточная колонизация не ограничивалась только переселениями крестьян. В нее было вовлечено и ремесленное население городов, мастера горного дела и по обработке металлов из различных областей Германии, Италии, Валлонии. В ходе колонизации возникла сеть не только новых деревень, но и городов, основанных по инициативе правителей, королей или крупных князей. Так был основан Любек в 1158 г., в 1160 г. - Шверин и Лейпциг. Через полстолетия волна градостроительства распространилась в Силезии, Чехии, Моравии, в землях Польского королевства, в Венгрии. Новые города создавались как на новых, неосвоенных землях, так и рядом с уже существующими старинными центрами. Некоторые из новых городов скоро сами превращаются в исходные пункты колонизационного движения. Так произошло, в частности, с Любеком, одним из самых могущественных городов на Балтике, жители которого (выходцы из Рейнской области и Вестфалии) создали сеть торгово-ремесленных колоний на Востоке - вплоть до Литвы и Эстонии, а также в Скандинавии. Здесь в XIII в. большинство горожан было немецкого происхождения. Одним из ярких свидетельств демографических результатов восточной колонизации может служить Саксония, население которой в течение XII-XIII вв. удесятерилось.

На самом Западе Европы ареной мощного колонизационного процесса сделался в XI-XIII вв. Иберийский полуостров. Однако колонизация здесь отличалась от той, что происходила на Востоке Европы, прежде всего тем, что развертывалась в ходе отвоевания (Реконкисты) христианскими государями и их воинством мавританских владений, в хозяйственном отношении не только не уступавших, но порой и превосходивших области, откуда родом были прибывшие сюда переселенцы. Имелось здесь достаточно и рабочих рук для возделывания земель. Апогей Реконкисты приходится на XIII в., когда были отвоеваны богатые южные провинции и после поражения берберов при Лас-Навас-де-Толоза исчезла опасность нападений со стороны мавров (см. также стр. 157-170).

Изучение миграционных процессов открыло неведомый прежде облик средневековой Европы. Одностороннее представление о неподвижности средневекового мира, привязанности к месту - клочку земли и господину человека в эту эпоху оказалось несостоятельным. Люди много путешествовали. Перемещались в пространстве купцы, школяры и студенты, стремившиеся посетить знаменитые монастырские школы, а с XII в. - новые и редкие еще университеты. Перемещались из города в город монахи, мелкие клирики, паломники, нищие и бродяги, но также и подмастерья, стремившиеся к овладению профессией. От двора к двору, от бурга к бургу, от города к городу переходили художники, работавшие на заказ, трубадуры и миннезингеры, предлагавшие свою поэзию, не говоря уже о миссионерах, видевших свое призвание в том, чтобы нести свет христианской религии в новые земли! .

Перемещениям огромных масс населения, как мы видели, способствовали также и трагические события. Люди бежали от войн, эпидемий, устремляясь одновременно туда, где наступало затишье и где из-за больших людских потерь возникала острая потребность в рабочих руках. Характерно, в частности, что на всем протяжении Средневековья города восполняли потери в населении исключительно за счет притока иммигрантов из числа как крестьян, так и жителей других городов. Путем естественного прироста население городов начинает пополняться лишь в Новое время.

Таким образом, несмотря на огромные пространства и расстояния, отделявшие подчас страны и земли, европейскому средневековому обществу была присуща очень высокая степень географической мобильности. Для неподвижной старины здесь просто не оставалось места.

Видимо тема наплыва беженцев в Европу не дает многим покоя. Во многом она раздута СМИ и 2 млн. это для Европы не так уж и много.

Я вот например могу вспомнить всего несколько крупных миграционных процессов для Европы в Средине века и Раннем новом времени.

Отголоски Великого переселения народов в 9 - 11 вв. Скандинавская миграция эпохи Викингов. В данном случае они не спрашивали власть имущих на британских островах, а просто захватывали земли для поселений (яркий пример Полоса датского права в Британии или Daneloo). Либо предводители викингов получали земельные наделы из рук монархов для поселения и становились частью местной феодальной элиты (яркий пример Нормандия).

В 9 - 10 вв. из Предуралья в Паннонию на среднедунайскую равнину пришли венгры (угры, обры, мадьяры), они тоже никого не спрашивали и долго кошмарили Франкскую империю и ее осколки.

Более поздние внутри европейские миграционные процессы (12 - 16 вв.).

Крестовые походы в Южной Балтике привели к движению части балтского населения. Часть прусов и ятвягов была вынуждена переселиться восточнее Западного Буга (прослеживается по топонимике). Тут они получали земли от местных князей из Рюриковичей, а потом от великих князей литовских. Ятвяги до конца ассимилированы на территории Беларуси к концу 20 века. (последняя вспышка ятвяжской национальной активности пришлась на 90 гг., но быстро прошла из-за не популярности).

Так называемый "натиск на восток" германских феодалов на западнославянские и прибалтийские земли (8 - 13 вв.) так же сопровождался переселением германоговорящих крестьян и бюргеров на завоёванные земли. В данном случае славян, балтов и финно-угров тоже никто не спрашивал. Но они находились на более низкой ступени общественного развития и государственность у них только начинала формироваться, а племенная власть не смогла дать отпор "мигрантам".

Гонения на евреев в Западной Европе, пик которых приходится на 15 в. Многие из них искали убежища в Восточной Европе. Польские короли и (зачастую) по совместительству великие князья литовские с радостью принимали евреев в своих владениях (с оговорками конечно: им гарантировалась свобода вероисповедания, но запрещалось владеть пахотной землей, эксплуатировать христиан и т.д.). Правителям в данном случае были интересны капиталы, которые привозили с собой евреи и их потенциальный вклад в экономику.

Князь Витовт переселил из Крыма общину караимов (подробнее можете сами про них гуглонуть), их представители входили в личную охрану этого князя. Так же при Витовте группа татар во главе с Тахтамышем перебралась на территории современной Беларуси, где живет и поныне (эти татары стали жертвой внутри ордынских разборок). Им была дана личная свобода, свобода вероисповедания, а взамен татары несли военную службу.

В Новое время европейцы сами начинают активно заселять Новый свет, при этом из Нового света практически нет притока населения. Похоже Европа в те времена не самое лучшее место для "убежища" по политическим или экономическим мотивам. При этом власти сами во много способствовали выпроваживанию части населения из-за земельного голода (после "огораживания" в Англии появилась масса безземельных крестьян), идеологических разногласий (пуритане, евреи и т.д.) и прочих причин. Восточную Европу и европейскую часть России начинают освиавать немецкие крестьяне и бюргеры, их миграция также связана с земельным голодом и поиском новых возможностей. Власти в новых землях им не препятствуют, а чаще способствуют. Отдельно можно рассмотреть феномен сторобрядцев, которые бежали в Речь Посполитую.

Можно привести еще примеры. Это лишь те, которые сразу вспомнились. По ним видно, что было два основных пути решения проблемы "мигрантов". Проиграть им в схватке и уступить земли на поселение (викинги, венгры). Либо позволить им жить на своей земле на определенных условиях с очевидной выгодой для власти, которая предоставляет такую возможность. В большинстве случаев эти мигранты быстро ассимилируются и становятся частью народов, которые их приняли (викинги, прусы) или становятся частью Европейской цивилизации (венгры). Исключение - это европейские евреи и татары в ВКЛ. Они живут в обособленных общинах, однако постепенно происходит синтез культур. Так у евреев появляются языки идиш и ладино, а татары с 16 века начинают записывать свои священные тексты арабской вязью, но старобеларуским языком.

Массовые миграции славянских племён а затем и переселение их на территорию Византийской империи – завершающий этап Великого переселения народов. Противостояние Барбарикума и Рима, длившееся уже не одно столетие получило новый импульс. Гунны, не сумев проникнуть на запад, в конечном итоге способствовали развалу Западной Римской империи. Правда, отражающие волны римского сопротивления уничтожили и самих гуннов. Основные потоки славянских племён не были устремлены на запад. Вступив в противостояние с Византией и сосредоточив на себе её внимание, славяне косвенным образом способствовали трансформации Барбарикума, особенно его западных областей. За спиной славянских передвижений стабилизируется германский племенной мир между Рейном и Одером, франки создают «варварское королевство». В славянском «присутствии» на Балканах и Центральной Европе «увязли» новые миграции с востока тюркского и угро-финского происхождения – протоболгары и авары.

Первые известия о славянском племенном мире появляются уже в преддверии Великого переселения. В предшествующее Маркоманнским войнам столетие славяне были слишком отдалены от границ Римской империи. Но тем не менее такие латинские авторы, как Плиний Старший и Тацит выделяют их как особую этническую общность с названием «венеды». Согласно Плинию венеды обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вислы. Соседями их были германцы-ингевоны, которые, возможно, и дали им такое название. Спустя полвека Тацит, отмечая этническое отличие германского, славянского и сарматского миров, отводил венедам обширную территорию между Балтийским побережьем и Прикарпатьем. Отметил Тацит и склонность венедов к передвижениям: «ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами». Современник императора Марка Аврелия, знаменитый александрийский учёный Клавдий Птолемей, также свидетельствует о расселении весьма многочисленного народа венедов в этом регионе. Располагавшихся на огромном пространстве бассейна Вислы венедов археологи связывают с пшеворской культурой. Однако она встречается и на заселённых германцами землях. В настоящее время выделение славянских и германских древностей находится в стадии изучения. Предположительно перед началом Великого переселения народов славяне входят в состав населения пшеворской культуры. По мнению археологов элементы этой культуры концентрируются между Верхним Поднестровьем и Средним Поднепровьем, включая лесостепь верхнего и среднего течения Южного Буга. Возможно, часть славян Восточной Европы была сосредоточена именно здесь. Можно предположить также, что в ходе Маркоманнских войн какая-то часть висло-одерских славян, включившись в германские передвижения, продвигается в район Среднего Дуная.

Таким образом в канун Переселения основной массив славянских племён занимал территорию от берегов Балтийского моря до северных склонов Карпатских гор, прежде всего – бассейн Вислы. На западе славяне граничили с германским и кельтским племенным миром, на востоке с миром балтийских и финно-угорских племён, на юге и юго-востоке их соседями являлись сарматы.

На первом этапе Великого переселения народов, являясь частью Барбарикума, славяне включились в общий поток миграционных процессов и противостояние Римской империи. Предполагают, что какая-то их часть могла участвовать в Маркоманнских войнах, а позже, в III в., в морских и сухопутных походах в Римскую империю. К III – IV вв. территория расселения славян значительно увеличилась. Они мигрируют в южном направлении, о чем свидетельствуют Певтингеровы таблицы. Кроме бассейна Вислы славяне занимают также Верхнее Поднестровье, Днестро-Днепровское междуречье. Их поселения достигают нижнего течения Дуная. Вероятно, на этом же этапе Переселения в результате миграций, сопровождавшихся постоянным делением и одновременно объединением племён, некогда единая общность венедов разделилась на две части – славян (склавен) и антов, шёл процесс формирования двух племенных союзов. В состав каждого входили различные племена, которые составляли, по-видимому, особые этносоциальные общности. Склавины обитали между Карпатами и Балтийским морем, анты – в Подольско-Днестровском регионе. Предполагают, что антами первоначально называлось славяно-скифо-сарматское население междуречья Днестра и Днепра, а позднее его потомки – славяне, сформировавшиеся в условиях славяно-иранского симбиоза.

На первом этапе Великого переселения народов противостояние Римской империи не более существенно для славян, чем их взаимоотношения с готами и гуннами. Уже в конце II в. миграционные волны готов прокатились по землям венедов. Началось активное распространение последних на соседние земли в западном и юго-западном направлении. Венеды в составе населения вельбарской культуры продвигаются также в Северо-Западное Причерноморье, где вероятно, чересполосно, обитали с готами, участвуя в военных коалициях племён. Вопрос об археологическом эквиваленте венедов в низовьях Днестра и Дуная находится в стадии изучения. Известно, что продвигаясь на юго-восток, готы вступили в «пределы антов» (Antorum fines). До прихода гуннов серьёзные военные конфликты между этими племенами, видимо, отсутствовали. Угроза со стороны готов «применить оружие», вероятно, не была реализована. Возможно, антам пришлось подчиниться тому обстоятельству, что готы стали их соседями, причём соседями весьма беспокойными. Не исключено, что они контролировали основные торговые магистрали, которыми анты были связаны с другими племенами.

Продолжающиеся многолетние поиски археологического эквивалента антов и споры об этнической принадлежности населения черняховской культуры дали неожиданные результаты. Они приблизили нас к пониманию природы взаимовлияний и взаимоотношений племён европейского Барбарикума эпохи Переселений. Не поддающиеся бесспорной этнической интерпретации археологические культуры косвенно отражают переходный, мирный характер отношений между племенами предположительно находившимися в зоне этих культур. Постепенно возникает единый культурно-исторический мир, где эти племена всегда находятся в процессе становления. Этот мир и представлен, к примеру, черняховским, пшеворским или липицким населением. С другой стороны этническая атрибуция культур, являясь важнейшим индикатором для эпохи Переселения народов, имеет свои особенности. Общеизвестно, что её, как правило, легче проследить в стабильной среде. Известно также, что этнические общности времени Переселения – весьма подвижные коалиции людей. Однако вражда на этнической основе была чужда варварскому миру. Враждовали племена, сталкивались племенные группы и союзы племён. Но эти напряжённые и неприязненные отношения не носили характера этнических преследований. Взаимовлияние и обмен традицией шли постоянно, преобладая в мирные периоды.

На втором этапе Великого переселения народов, когда гунны держали во власти весь варварский мир и когда наиболее мобильные к этому времени германцы двинулись в пределы Империи, не склонные к постоянным передвижениям славянские племена были подхвачены волнами переселений. В связи с появлением гуннов в Северном Причерноморье между готами и антами произошёл конфликт. Согласно историческому преданию ему предшествовало вторжение гуннов в пределы «государства» Эрманариха, распад этого образования и гибель конунга остроготов. Вероятно среди готов Эрманариха не было достаточного единства, как его не было и среди наследников конунга. Одни из них увели часть готов к Днестру и расположились неподалёку от готов Атанариха, не желая сливаться с последними. Некоторая часть готов оказалась под властью гуннов. Степная зона Северного Причерноморья к концу IV в. превратилась в конфликтогенный регион. Рассказ раннесредневекового историка Иордана о столкновении готов с антами лишь небольшой «стоп-кадр» определённого момента в этом конфликте. Первоначально анты отразили нападение готов, но в дальнейшем конунг готов Винитарий распял предводителя антов Божа с семьюдесятью старейшинами. Следы этого конфликта сохранились не только в славянском, но и в готском эпосе. Нашествие гуннов заставило часть славянского населения покинуть свои земли и искать спасения на новых местах. Это нашествие положило начало тем передвижениям славян, которые с особой силой развернулись в V в. и привели к противостоянию с Византийской империей и освоению Балканского полуострова в VI-VII вв.

Усиливающееся давление с востока, а также вероятные изменения экологических условий, ставших неблагоприятными для славян-земледельцев, определили основные направления славянских миграций – запад и юго-запад. За «спиной» переселявшихся в пределы Западной Римской империи германцев, часть славянских племён покидает бассейн Вислы и устремляется на запад. Этот миграционный импульс в конце IV в. достиг пределов нынешней Чехии, а в V в. Словакии. Известно, что «тихая экспансия» славян распространялась на междуречье Одры и Лабы. В Полабье славяне появились на рубеже V-VI вв. Славянские передвижения здесь продолжались вплоть до VIII в.

Другая волна славянских племён приблизилась к границам Византийской империи с востока и северо-востока, занимая местности на левом берегу Дуная. Отмечено, что хронология и характер проникновения и заселения славянами левобережья Дуная значительно варьируют в зависимости от конкретно-исторических и этнологических обстоятельств в придунайских областях, путей миграций отдельных групп славян, целей их движения. В Подунавье можно выделить Паннонию и Дакию как районы, куда стекались разноплемённые славянские образования. Полагают, что заселение славянами левобережья Нижнего и Среднего Дуная произошло не позднее второй половины V в. Переселению племён в Империю предшествовало почти столетнее их пребывание в хорошо известных ромеям прибрежных областях. Для Империи стало уже привычным присутствие варваров-славян на Дунае. Периоды мирных отношений чередовались с конфликтами, набегами с грабежами и захватом рабов.

Однако, не только появление новых лидеров варварских передвижений – славян характеризует третий этап Переселения народов. В конце V в. миграции завершили те, кто их начал – западногерманская группа племён – франки. Нестабильный образ жизни, сопровождавшийся более или менее частыми изменениям местожительства, у этих племён закончился, как завершился в целом процесс их консолидации.

Несмотря на высокий уровень концентрации в Подунавье германских и гуннских племён, все же в плане мобильности лидирующее положение здесь в VI-VII вв. занимали славяне. Уже в первой половине VI в. они проникали в пределы Империи. Склавины к этому времени обитали в районе озера Балатон и по нижнему течению р. Савы. Территория их расселения простиралась до Днестра. Левобережье Нижнего Подунавья и его юго-восточные районы были заселены антами. Взаимоотношения между склавинами и антами на различных этапах варьировались от мирных, союзнических до открыто враждебных.

Вторжения славян в Империю следовали одно за другим. Как обычно, эти набеги сопровождались грабежом и разбоем. Захватив добычу, варвары возвращались на левый берег Дуная в Барбарикум. К этому времени значительная часть Среднего, а также Нижний Дунай по-прежнему являлись границей, отделявшей Византийскую империю от варварского мира. Эти северные рубежи Империи постоянно укреплялись. Немалое внимание этому уделяли византийские императоры Юстиниан, Юстин, Маврикий. От Сингидуна до Понта Эвксинского было создано несколько линий укреплений, восстановлены старые крепости и построены новые. Однако в связи с многочисленными войнами Империя была не в состоянии укомплектовать крепости необходимыми гарнизонами. Основу гарнизонов в византийских крепостях составляли, как известно, готы и гепиды, но которые и теперь являлись не очень надёжной опорой Империи. Как правило, славянские племена не селились близ береговой линии, а обживали левые притоки Дуная. Они занимали традиционные «федератские» территории, где этнически разноликие переселенцы постоянно сменяли друг друга будучи федератами Империи. Славянские нападения на Империю известны в правление Анастасия I (491-518). Засвидетельствованы нападения и при Юстине I (518-527), но с 40-х гг. VI в. в правление Юстиниана I (527-565) начинаются широкие и частые наступления на византийские земли. Они носят массовый характер и затрагивают в основном сельские районы, ибо славяне избегали вторжений в города. В 540-542 гг. склавины, объединившись с гунно-булгарами, трижды вторгались в Империю. Они даже предприняли попытку взять Константинополь. В 545 г. славяне проникли во Фракию, где по свидетельству Прокопия «огромное полчище варваров-склавинов, недавно перейдя реку Истр, разграбило тамошние места и поработило великое множество ромеев». Следует череда славянских вторжений, из которых наиболее частыми и массовыми были нападения антов на Нижнюю Мёзию и Скифию (Добруджу). Распри между антами и склавинами открыли Империи возможность переломить отношения с варварами. К антам отправили послов, которые предложили варварам поселиться в качестве союзников («энспондов») в городе Туррисе (у нын. Галаца), чтобы обезопасить эту часть дунайской границы. По всей вероятности переговоры закончились успешно. Как сообщает Прокопий «…император Юстиниан обещал их одарить и помочь им в заселении, насколько в его силах, а также выплатить им много денег, с тем, чтобы они, будучи впредь ему союзниками, всегда являлись препятствием гуннам, желающим совершить набеги на державу ромеев». Возможно союз с антами был направлен не только против тюркских племён, но и против склавинов. В 547-548 гг. варвары обрушились на Иллирик и Далмацию, на Адриатическом побережье взяли Диррахий (нын. Дуррес), в 549 г. снова вторглись во Фракию. Натиск славян Империя пыталась сдерживать, заключая с ними мирные договоры. Славяне обещали пресекать вторжения других варваров на византийские территории, если они будут осуществляться через их земли. Империя гарантировала «энспондам» выплату крупных денежных сумм.

С середины VI в. набеги славян приобретают качественно иной характер. В ходе этих вторжений славяне надолго задерживаются в пределах Империи. Весной 550 г. началось вторжение в Иллирик и Фракию. Славяне перешли Дунай, затем Гебр (нын. Марица). После этого они, вероятно, разделились на две части, каждая из которых действовала самостоятельно. Был взят ряд византийских крепостей, в том числе город-крепость Топир (нын. Ксанти), расположенный вблизи устья р. Несты (нын. Месты). Летом они снова перешли Дунай и появились у Наисса (совр. Ниш). Избегая столкновения с византийским войском, возглавляемым Германом, славяне отошли в Иллирик а затем в Далмацию. Перезимовав на земле ромеев, славяне весной 551 г. вторглись снова во Фракию и Иллирик. Принято считать, что с этого времени начинается массовое освоение славянами земель Балканского полуострова. Византии удалось на этот раз справиться с варварами: «многих из врагов они убили, спасли массу ромейских пленных. Остальные же варвары с прочей добычей вернулись домой». Осенью 551 г. последовало новое вторжение славянских племён в Иллирик, «огромное полчище склавинов, напавшее на Иллирик, сотворило там неописуемые беды» после чего варвары «со всей добычей вернулись домой».

Передвижения славян переплетались с вторжениями на Балканы и в Центральную Европу кочевых тюркских племён. После распада гуннской державы в южных районах Восточной Европы остались кочевать многочисленные племена: акатциры, савиры, утигуры, хунугуры, сарагуры, угоры, авары, оногуры, кутригуры, булгары, хазары. Вскоре большинство из них начинает выступать под единым именем болгар. Уже в 463 г. в Константинополь прибыло посольство болгар-сарагур. Оно сообщило о нападении на них новых кочевников – аваров. Полагают, что авары – потомки разбитого тюрками азиатского кагана жуань-жуаней. Пройдя евразийский степной коридор от Приуралья, Нижнего Поволжья и находясь в Предкавказье, авары отправили в 558 г. посольство к Юстиниану в Константинополь. Они стали союзниками («симмахами») Византии. Взаимоотношения с новыми варварами развивались по стандартной схеме. Сначала было достигнуто соглашение, по которому авары брали на себя обязательство, при условии получения ежегодной дани от Византии, охранять дунайские границы от вторжения других варваров. Но затем Империя отказалась выплачивать им дань. Начался более чем полувековой период разногласий, конфликтов и войн. В 562 г. авары подошли к Нижнему Дунаю. Они обратились к Византии с просьбой выделить им земли на византийском пограничье и в Подунавье. Авары потребовали от Византии постоянных мест расселения в определённых границах и с оседлым населением. Они отказались от расселения во второй Паннонии, которая после ухода герулов была свободна, не желая отдаляться от дунайской дельты. Вновь степное общество Барбарикума проявило стремление утвердить по-соседству с Империей «державу» с двойной структурой – кочевое ядро тюркских племён и подчинённые земледельцы-славяне. Получив отказ, авары заняли земли обитания славян и остатков гуннов. Они вступают в союзнические отношения с франками, а затем, вмешавшись в распри лангобардов и гепидов, разбивают последних в 567 г. и обосновываются на их землях в Паннонии, а в начале VII в. занимают области Далмации. Основой могущества Аварского каганата являлось покорённое славянское население Среднего Подунавья. Авары пытались подчинить славян с Нижнего Дуная. Однако нижнедунайским склавинам и антам удалось сохранить независимость. Славянские воины в качестве вспомогательной силы участвовали во многочисленных войнах каганата против Византии и франков.

Славяне и авары опустошали Балканы. В 576 и 577 гг. эта коалиция племён нападает на Фракию. В 578 г. стотысячное войско славян, перейдя Дунай, опустошает Фракию и Грецию. Империя спровоцировала нападение аваров на славян, но это не спасло её от новых вторжений. В 581 г. славяне совершают успешный поход в византийские земли, после которого уже не возвращаются в Барбарикум, а расселяются в пределах Империи. Они «…стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной…». К 584 г. относится первое нападение славян на Фессалонику. В 585-586 гг. последовало новое аваро-славянское вторжение и вторая осада Фессалоники. Появившиеся из-за Дуная с левобережья Савы варвары в течение семи дней пытались взять Фессалонику. Потерпев неудачу, они стали грабить Македонию и Грецию. Вероятно, какая-то часть славян после вторжения остановилась на этих землях. В 587-588 гг. славяне проникают в Фессалию, Эпир, Аттику, Пелопонес.

В 593 г., вторгшись в Сремскую область и осадив Сингидун, авары в очередной раз нарушили мир с Империей. В это же время славяне нападали на области Мезии и Фракии. Император Маврикий решил продолжить борьбу с варварами на их территории. Дважды (594 г., 595 г.) византийские войска переправлялись на левый берег Дуная, вторгаясь во владения славян и аваров, подвергая их земли опустошению. Карательные экспедиции византийцев не принесли ожидаемых результатов. Славяне продолжали свой натиск на юг. В 597 г. они осаждали Солунь, в 599 г. – напали на Фракию. В 602 г. византийские войска, опираясь на поддержку аваров, наносят поражение какой-то части антов на их собственной земле. Закрепить победу Империи не удалось, так как вскоре вспыхнул солдатский мятеж, затронувший и придунайские гарнизоны. Дунай перестал быть границей, отделявшей не одну сотню лет варваров от римского, а затем византийского мира. Племена Барбарикума получили возможность беспрепятственно заселять Балканский полуостров. Большого размаха этот процесс достиг у славян. Следует череда вторжений на Балканы с суши и с моря. В 616 г. была предпринята попытка взять Фессалонику, «…имея с собой на суше свои роды с их имуществом. Они намеревались поселить их в городе после захвата». В 626 г. славяне в союзе с аварами и персами осаждали, правда безуспешно, столицу Империи. В ходе этих, как и всех предыдущих вторжений, славянские племена «просачивались» в Империю мелкими группами, осваивали земли Балканского полуострова. С конца VI в. и в VII столетии шло массовое заселение славянами Македонии, Фракии, Мёзии, Греции, Пелопоннеса. Многочисленные славянские поселенцы появились в VII в. в Малой Азии – у побережья Мраморного моря, в Вифинии, в Каппадокии – Сирии. Полагают, что основная масса славянских мигрантов переселилась в Империю из районов Среднего Дуная. Именно здесь аваро-славянские отряды для набегов и вторжений, которые «расчищали» дорогу массовым переселениям. Конкретные формы переселений пока не известны. Возможно, они происходили в осеннее время, когда урожай был собран и варвары-переселенцы рассчитывали воспользоваться чужими запасами продовольствия, чтобы на первых порах прокормить свои семьи. Переселение славян в Империю шло через Дунай. Предполагают, что переправа совершалась как в нижнем течении, так и в среднем, где-то в районе Железных ворот. Основная переправа славянскими мигрантами через Дунай осуществлялась в его среднем течении, около Видина. После переправы через реку славяне-переселенцы, как правило, двигались в двух направлениях. Одни осваивали земли Македонии, Фессалии, Албании, Греции, Пелопоннеса и Крита. Другие – достигали северного побережья Эгейского моря и направлялись к Мраморному морю.

Области сплошь заселённые славянами в Северной Фракии, Македонии, Фессалии, получили название «Славинии». Эти племенные объединения славян возникали на территориальной основе и некоторые из них существовали в течение нескольких столетий. На террритории бывшей римской провинции Мезии в VII в. возникло объединение славян «Семь родов». Появившиеся в Мёзии протоболгары Аспаруха подчинили входившие в этот союз славянские племена и в дальнейшем они создали ядро образовавшегося в 681 г. Болгарского государства. В 20-30 годы VII в. сложилось объединение славян на Среднем Дунае, возглавляемое франком Само. Славяне, предводительствуемые Само, воевали с франками, несколько раз вторгаясь в области Франкского «королевства». Это племенное объединение нанесло сильный удар по аварскому каганату, который был окончательно разбит в 791 г. Карлом Великим.

Таким образом реальным результатом третьего, не менее бурного, чем первые два, этапа Переселения народов было заселение славянами Балкан и объединение германских племён в рамках «франкского королевства».

Основные исторические итоги этой эпохи, на первый взгляд столь богатой предзнаменованиями великого будущего, могут показаться неожиданными и даже в какой-то мере разочаровывающими. Государственность большинства «варварских королевств» так и не сложилась. Первое «королевство» вестготов, заслуживающее этого названия, достигнув своего зенита, так и не смогло преодолеть важнейший исторический рубеж, отделяющий варварство от цивилизации. Из всех «варварских королевств», вышедших на «старт» в начале V в., достигли «финиша» и подошли вплотную к порогу средневековой цивилизации одни лишь франки. В ходе Великого переселения они, казалось бы, не подавали особенно больших надежд и во многих отношениях сильно уступали таким племенам как готы, лангобарды, бургунды. Многие участники этого своеобразного марафона, как, например, гепиды или герулы, «сошли с дистанции» уже на первом этапе Переселения, так и не достигнув той общей цели, к которой, согласно бытующим в науке представлениям, должны были стремиться переселяющиеся в Империю варвары. В ходе переселения большинство германских племён растеряло почти все свои достижения, постепенно утратило свой индивидуальный исторический облик, так и не преодолев барьер, отделяющий варварство от цивилизации. «Королевство», а впоследствии «империя» франков – это общее детище той части Барбарикума, которая относилась к германскому племенному сообществу. Образование и проявившаяся жизнеспособность «королевства» франков являются своеобразным итогом большого исторического пути, пройдённого западногерманским племенным миром за сотни лет.

Однако внимательный взгляд историка, проникая за череду войн, набегов, расселений и смен властителей, может заметить и начало более глубинного процесса. Вновь в Европе формируется «двуполярная система мира». Но теперь на одном полюсе «Постбарбарикум» – германские племена, консолидирующиеся в рамках франкского королевства, на другом «Второй Рим» – византийская цивилизация ромеев. Их взаимодействие определит многие дальнейшие события в истории Европы.

Источники

1. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т. I (I-VII вв.); 1995. Т. II (VII-IX вв.). Литература

1. Авенариус А. Авары и славяне: «Держава Само» // Раннефеодальные государства и народности. М., 1991.

2. Иванов С.А. Оборона Византии и география «варварских» вторжений через Дунай в первой половине VI в. // ВВ. 1983. Т. 44.

3. Иванова О.В., Литаврин Г.Г. Славяне и Византия // Раннефеодальные государства на Балканах (VI-XII вв.). М., 1085.

4. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982.

5. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.

6. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.

7. Славяне и Русь (в зарубежной историографии). Киев, 1990.

8. Шувалов П.В. Славяне в середине VI в.: зимние набеги и начало переселения за Дунай // Проблемы истории государства и идеологии античности и раннего средневековья. Барнаул, 1988.

    • Предмет исторической географии
      • Предмет исторической географии - страница 2
    • История возникновения и развития исторической географии
    • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху
      • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху - страница 2
    • Физико-географическое районирование Западной Европы
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 2
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 3
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 4
    • Отличительные черты физической географии средневековья
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 2
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 3
  • География населения и политическая география
    • Этническая карта средневековой Европы
      • Этническая карта средневековой Европы - страница 2
    • Политическая карта Европы в период раннего средневековья
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 2
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 3
    • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 2
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 3
    • Социальная география
      • Социальная география - страница 2
    • Численность населения, его состав и размещение
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 2
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 3
    • Типы сельских поселений
    • Средневековые города Западной Европы
      • Средневековые города Западной Европы - страница 2
      • Средневековые города Западной Европы - страница 3
    • Церковная география средневековой Европы
    • Некоторый черты географии средневековой культуры
  • Экономическая география
    • Развитие сельского хозяйства в раннее и развитое средневековье
    • Системы земледелия и землепользования
      • Системы земледелия и землепользования - страница 2
    • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы
      • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы - страница 2
  • География ремесла и торговли
    • Особенности размещения средневекового ремесленного производства
    • Шерстяное производство
    • Горное дело, металлообработка судостроение
    • География ремесла отдельных стран Западной Европы
      • География ремесла отдельных стран Западной Европы - страница 2
    • Средневековая торговля
    • Средиземноморский район торговли
      • Средиземноморский район торговли - страница 2
    • Северный район европейской торговли
    • Ареалы монетных систем
    • Транспорт и пути сообщения
      • Транспорт и пути сообщения - страница 2
  • Географические представления и открытия раннего и развитого средневековья
    • Географические представления раннего средневековья
      • Географические представления раннего средневековья - страница 2
    • Географические представления и открытия эпохи развитого средневековья
    • Картография раннего и развитого средневековья
  • Историческая география Западной Европы в позднее средневековье (XVI - первая половина XVII В.)
    • Политическая карта
      • Политическая карта - страница 2
    • Социальная география
    • Демография позднего средневековья
      • Демография позднего средневековья - страница 2
    • Церковная география
    • География сельского хозяйства
      • География сельского хозяйства - страница 2
    • География промышленности
      • География промышленности - страница 2
      • География промышленности - страница 3
    • Торговля позднего феодализма
      • Торговля позднего феодализма - страница 2
      • Торговля позднего феодализма - страница 3
    • Транспорт и пути сообщения
    • Путешествия и открытия XVI-XVII вв.
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 2
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 3

Демография позднего средневековья - страница 3

Особенностью географии населения эпохи позднего феодализма является резкое увеличение числа людей, живущих в городах. Причины этого разнообразны: пауперизация сельского населения, потребности развивающейся промышленности и т. д., в результате чего массы деревенского населения хлынули в город. Это явление наблюдалось почти повсеместно: Милан наводнили «бергамаски», жители района Бергамо, Геную - батраки Лигурии, Лондон - изгнанные со своих наделов английские крестьяне.

Население городов бурно растет; если за столетие до этого средний европейский город насчитывал 15-20 тыс. жителей, то в XVI в. размеры его увеличиваются вдвое. В Испании, например, в 1530 г. такие центры, как Кордова, Вальядолид, Толедо, Барселона, Валенсия, имели по 30-40 тыс. жителей. К концу столетия даже такие, далеко не первостепенные, городские центры, как Палермо, Севилья, Мессина, Лиссабон, Рим, выросли до 100 тыс. человек.

Венеция, после Черной смерти насчитывавшая около 60-70 тыс. жителей, имела в 1540 г. 130, а в 1568 г. - 170 тыс. человек. Свыше 100 тыс. населения к концу столетия было в Генуе, Милане, Антверпене, Амстердаме. Население Лондона в начале XVII в. приближалось к 200 тыс., Неаполя и Парижа (с пригородами) - 300. Темпы роста городского населения были невиданно большими. Амстердам, например, с 8 тыс. жителей в конце XV в. вырос к 1506 г. до 25 тыс., во второй половине века - до 50 тыс:, а в 1630 г. насчитывал 130 тыс. человек.

Население Лондона за вторую половину XVI в. увеличилось вдвое - со 100 до 200 тыс. Прирост населения городов совершался главным образом за счет деклассированных элементов - люмпен-пролетариата, бывших крестьян, что особенно было характерно для столиц: Неаполя, Парижа, Лондона. В столицах значительную часть населения составляли двор, армия, бюрократия и т. п. Так, в Берлине начала XVII в. гарнизон доходил до 20%от всего числа жителей.

В XVII в. рост городского населения притормаживается. В связи с эпидемиями этого столетия население многих городов катастрофически уменьшилось. Так, число жителей Венеции после чумы 1630 г. снизилось до 100 тыс. человек. Еще больший удар нанесла эта эпидемия Милану; по мнению современников, возможно, преувеличенному, она унесла жизни трех четвертей жителей. Невиданно тяжелые последствия имела также «Великая чума» 1665 г. для Лондона.

Наиболее густым городское население было в Голландии. Здесь в 1622 г. свыше 60% всех жителей проживали в городах; причем 75% из них жили в нескольких городах (Амстердам - 105 тыс. человек, Лейден - 45тыс., Хаарлем - 40 тыс., Роттердам - 20 тыс. и т.д.). В дальнейшем процент городского населения увеличился: считается, что за последующие 30 лет численность населения крупных городов возросла в полтора раза.

Другой особенностью географии населения позднего средневековья были миграции. Они были вызваны разными причинами. Одно из них было резкое обнищание населения, особенно деревенского, заставлявшее многих крестьян искать счастья на стороне - как в городах, так и в других областях. Возникают стабильные пути переселений - савойских горцев на Нижнюю Рону, арагонцев в Каталонию, корсиканцев в Тосканскую Марему - и встречный поток Лигурийских батраков на равнины и плоскогорья Центральной Корсики.

В связи с перемещением торговых и ремесленных центров идет миграция специалистов различных профессий - генуэзских моряков в Испанию, Португалию и Англию, итальянских шелкоткацких мастеров и венецианских стеклодувов в Нидерланды, Англию и Францию, миланских горных рабочих (из областей Комо и Бреши) в южно-германские земли и т. д. Новые районы промышленного производства и добычи ископаемых притягивают к себе массы специалистов со всех концов континента; так, на шахтах Саксонии, Богемии, Тироля работают мастера из разных мест Центральной и Южной Европы, немецкие горные мастера руководят производством на английских, французских и других приисках.

Большое значение имела военная и военно-колонизационная миграция. Из Испании, например, ежегодно эмигрировало в Новый Свет 10-15 тыс. идальго и других искателей приключений и легкой добычи. К середине XVII в. Северная Америка насчитывала до 50 тыс. английских и столько же голландских колонистов. За три столетия, с конца XV до конца XVIII в., Швейцария дала только Франции около 700 тыс. наемников. Как правило, эти лица составляли самую активную часть населения своих стран, и потенциальные потери от их отсутствия были еще более велики.

Наибольшего размаха достигали миграции, вызванные религиозными преследованиями. В 1609 г. несколько сот тысяч морисков покинули Испанию. Во время 30-летней войны австрийские лютеране массами переселялись во Франконию и другие протестантские земли. В предыдущем столетии десятки тысяч беженцев из Испанских Нидерландов уходили пешком на север и переправлялись через Ла-Манш; за XVI в. население Голландии выросло вдвое - в значительной степени за счет выходцев с юга. Периодические изгнания евреев из земель испанской короны (Неаполитанского королевства, Миланского герцогства) привели к постоянному миграционному потоку их в северные области континента.

Сама же Испания пополнялась беженцами - католиками из Ирландии, спасавшимися от преследований англичан. В Германии в XVI в., как и прежде, население западных областей переселялось на восточные земли. Масштаб переселения не уступал колонизационному движению XIII-XIV вв., однако теперь в нем значительную роль играли религиозные моменты: происходило массовое переселение меннонитов, гуттеритов и представителей других сект, подвергавшихся преследованию на старых местах и искавших «землю обетованную».

Страницы: 1 2 3

Люди - творцы своей истории. Естественно поэтому, что вопрос о численности народонаселения в те или иные ее эпохи - один из тех вопросов, который прежде всего возникает перед историком. При этом его интересуют не только абсолютные цифры общего числа жителей области, страны или континента в целом, но и их изменения под влиянием увеличения или уменьшения смертности или рождаемости, то, как это население было размещено, компактно или рассеянно, какие изменения претерпевал его этнический состав или ареал расселения в целом, - словом все то, что ученые объединяют понятием "движение".
Для каждой исторической эпохи характерны свои особенности движения народонаселения. Изучением соответствующих процессов и проблем занимается специальная научная дисциплина - историческая демография. Это сравнительно молодая область исторического знания, насчитывающая немногим больше сорока лет, и именно ей мы обязаны нашими сегодняшними представлениями о движении народонаселения средневековой Европы.

Миграции в средние века

Современные историко-демографические исследования Средневековья не только позволили установить главные тенденции движения численности народонаселения и факто
22
ры, влиявшие на него. Они позволили также по-новому взглянуть и на самою эпоху как время мощных миграционных процессов - перемещений огромных масс и групп людей, в ходе которых осуществлялось формирование этнического облика европейского континента и его хозяйственно-культурное освоение.
Миграции - явление, присущее всем историческим обществам, так же как и современному. Но в средние века этот процесс имел свои особенности и формы, разные для разных периодов этой многовековой эпохи.
Миграции раннего Средневековья, как и периода Древности, отличались от позднейших тем, что они нередко втягивали в себя целиком весь народ, который в течение относительно короткого времени переселялся полностью на новое место. Именно такой характер носили миграции германских племен. Их результатом было значительное обновление населения на европейском Западе, что засвидетельствовано как письменными и археологическими источниками, так и данными топонимики - названий селений, областей, до сих пор напоминающих об этом "Великом переселении народов"1. Во Фландрии, Лотарингии, Эльзасе, Франш-Конте широко распространены топонимы с суффиксом "инг", обозначавшим у германцев ближайшее окружение - "фамилию" франкского, алеманнского или бургундского вождя: "люди такого-то". Таков, например, Ракранж в департаменте Мозель, название которого происходит от слова "рахеринг" - "люди Рахера". Особенно многочисленны названия со словом "фер" или "фара", обозначавшим у франков, бургундов, вестготов и лангобардов семейный германский клан, осевший после переселения в одном месте и сохранявший единство. Таковы во Франции Ла-Фер (деп. Эн), Фер-Шампенуа (деп. Марна), Ла-Фар (деп. Буш-дю-Рон, Воклюз) и многочисленные "фара" в наименовании поселений, встречающиеся в Италии. (Ле Гофф Жак. Цивилизация... С. 33-34).
На первых порах расселение новопришельцев, их гос
1 См: "У истоков западноевропейской средневековой цивилизации". Часть первая, Раздел I.

23
подствующего слоя регулировалось римскими властями. Уже в период Поздней Империи было обычным, что народы, которых правительство пригласило само, исходя из своих нужд - обычно охраны границ Империи, расселялись на отведенных им общественных землях или конфискованных частных владениях. Эту практику старались сохранить и тогда, когда переселение приняло обвальный характер.
Остготы именно таким образом получили в Италии треть римских культурных земель, бургунды - половину, вестготы в Аквитании и Испании - две трети. Относительная легкость, с которой осуществилось германское расселение, свидетельствует о степени обезлюдения имперских территорий. Сыграло свою роль вероятно и то обстоятельство, что и готы, и вандалы, и бургунды были еще "крепко привержены" римскому миру: они стремились воспринять не только то высшее, что осталось от Империи в области культуры и политической организации, но также и в экономической сфере. Об этом говорит сохранение денежного хозяйства, дальней торговли, крупного землевладения, основанного на эксплуатации рабов и колонов. Римляне сохранили свой высший слой - сенаторскую знать, которая по-прежнему обитала в городах. Германцы в массе осели в сельской местности, но их правители и короли имели резиденции в городах: Равенна стала столицей вестгота Теодориха; Тулуза, Барселона, Мериде, Толедо - центрами обитания вестготских правителей; Турне, Суассон, Париж - главными городами франкских королей; Лион - столицей бургундов; Павия - лангобардов.
И, тем не менее, как показывают археологические раскопки, подтверждающие письменные свидетельства, разрушения, которыми сопровождались переселения, были достаточно внушительны, чтобы посеять панику среди местного населения и заставить его искать убежища. Вот как описывает страдания населения провинции Овернь, захваченной предводителем франков Теодорихом, один из современников и очевидцев событий аббат-хронист Хуго. Все, кто был знаменит происхождением и богатством дошли до нищенской сумы и вынуждены были удалиться
24
из страны, выпрашивая кусок хлеба или зарабатывая на жизнь поденным трудом. Жителям ничего не было оставлено кроме земли и то только потому, что варвары не могли ее унести с собою. Когда были срыты все укрепления, а добыча поделена, длинные ряды повозок и пленников, окруженные франкскими воинами, потянулись из Оверни на север Галлии. За обозом вели людей всех состояний, и духовных и светских. Особенно много шло детей, юношей и молодых женщин, которых франки продавали во всех местах, через которые они проходили,
В Италии при приближении лангобардских полчищ местное население римской культуры, к которой относились и быстро ассимилировавшиеся остготы, бежало на побережье, где утвердилась Византия, и на лагуну Венецианского залива. Когда двумя столетиями позднее на полуостров вторглись каролингские отряды, настала очередь спасаться и лангобардам, бежавшим в область Беневента, которой в течение довольно длительного времени удавалось оставаться вне пределов Каролинского господства.
Подобными явлениями сопровождалось и завоевание Пиренейского полуострова арабами (VIII в.). В ходе его возникли замкнутые поселения сирийских, палестинских, египетских, берберийских военных групп. Одновременно, несмотря на довольно толерантное отношение завоевателей к местному вестготскому населению, произошел мощный отток его на север под защиту гор.
Миграции в Европу варварских народов, даже первые волны, завершившиеся адаптацией германцев к римской культуре, в конечном счете, ускорили тот процесс упадка, который наметился уже в Поздней Империи. Их варварство наложилось на варварство одряхлевшего римского мира, выпустив наружу, по выражению Ж. Ле Гоффа, "дикие примитивные силы, скрытые ранее лоском римской цивилизации". Но регресс этот был чисто количественным: "загубленные человеческие жизни", разрушенные памятники архитектуры и система коммуникаций, хозяйственные
1 Об арабском вторжении см. "Франкское государство и империя Карла Великого". (Часть первая, Раздел II).

25
постройки, исчезновение произведений искусства, систем орошения и т. п.
К середине XI в. сопровождающиеся насилием миграции в Западную Европу этнически замкнутых групп кочевых народов прекращаются. После военных набегов X в. на юго-востоке Европы осели венгры, а на северо-западе континента и Британских островах - норманны.1 То мощное миграционное движение, которое, начавшись с середины XI в., охватило всю Европу и продолжалось вплоть до середины XIII в., было вызвано уже иными, внутренними жизненными импульсами самого европейского континента и имело другую природу и иные последствия. В основе его лежал резкий, охвативший более чем два с половиной столетия рост народонаселения Европы и связанный с этим процесс освоения - так называемой колонизации обширных пространств, осваивались, прежде всего, приграничные и пограничные земли Иберийского плато и равнины за Эльбой, а также площади старинных областей расселения, что полностью преобразило культурный ландшафт европейского континента. Корчевались леса, целина превращалась в пашню, а на полянах, отвоеванных у леса, на девственной земле вырастали новые поселения и деревни.
Все это способствовало сближению людей. Отныне селения уже не разделялись обширными пустынными пространствами, которые трудно было преодолевать, за исключением, конечно, самых бедных областей, особенно в труднодоступных, например горных местностях. Именно к эпохе великой колонизации восходит обычай европейцев присоединять к своему имени прозвище, указывающее на местность, откуда этот человек был родом - так называемый патронимии. Исследование патронимов, передававшихся по наследству, позволило историкам-демографам изучить географию переселенческих потоков. Так, например, анализ патронимов крестьян-мигрантов в Пикардии показал, что жители новых поселков происходили из деревень, расположенных по соседству - не более чем в 15 км. Аналогичная ситуация имела место и в юго-западной
1 См. Очерк "Распад Каролингской империи" (Часть первая. Раздел II).

26
Франции, где большинство крестьянских мигрантов происходило из ближайших сельских поселений. Избыточное население устремлялось и в города, что способствовало их росту. Среди переселенцев в городах могли быть не только местные, но и люди из областей за несколько десятков и даже сотен километров, особенно, если речь шла о крупных торговых центрах (см. стр. 96-103).
Избыточное население, политические интересы и устремления феодальных господ, духовно-религиозные движения XI-XIII вв. являлись мощным импульсом для перемещения больших масс людей, включавшихся в освоение завоеванных силой оружия новых территорий. К числу таких миграций, связанных с завоевательными походами, ученые относят сегодня, например, норманнское завоевание Англии в 1066 г., в ходе которого на Британские острова переселилось до 6 тыс. воинов со своими семьями; Оттонову экспансию за Эльбу и Заале; испанскую Реконкисту; крестовые походы, в ходе которых образовалась Латинская империя и крестоносные княжества на Ближнем Востоке; шведскую экспансию в область Восточной Балтики; захват англичанами Ирландии и Уэльса, также как и постоянный обмен людскими ресурсами между континентальной Европой и Англией в правление Анжуйской династии, т. е. в годы Столетней войны.
В миграционные процессы, связанные с завоевательными походами, были вовлечены (по призыву власть имущих или по собственной инициативе) люди разного социального статуса, положения, осваивавшие новые земли либо своим трудом, либо как организаторы их хозяйственной жизни. С этой точки зрения особенно активна была церковь, создававшая на новых землях епископства и аббатства, обеспечивавшиеся огромными земельными владениями, требовавшими для своего освоения рабочих рук. Не уступали церкви в активности и светские феодалы. Так, наряду с фламандскими рыцарями, принявшими участие в походе Вильгельма Завоевателя, в Англию переселилось немало фламандских крестьян. Но несравнимо большие размеры крестьянское переселение приобрело в ходе так называемой восточной колонизации.

27
Движение на Восток, за Эльбу, как политическое и завоевательное началось с середины X в. и сохраняло такой характер до XIII столетия, когда развернулось мощное крестьянское переселенческое движение, которое очень скоро вышло за пределы империи и вновь присоединенных к ней земель, распространившись на соседние венгерские и западно-славянские территории: высшие сословия этих территорий были заинтересованы в приеме квалифицированных рабочих рук.
Основную массу крестьян-переселенцев составляли выходцы из перенаселенных западных областей, прежде всего - из Рейнской области, а также из Фламандии и Голландии. С переселением крестьяне связывали надежды не только на обзаведение собственным хозяйством, уменьшение опасности голодовок, но и на освобождение от барщины, снижение денежных платежей и оброка, словом, на более свободный статус, чем был у крестьян в тех землях, которые они покидали, и у местных жителей. Расселившиеся в Бранденбурге, Саксонии, Силезии, предгорьях чешских Рудных гор эмигранты осваивали пустоши, заболоченные земли. Льготы, которыми они пользовались, были зафиксированы в специальном праве: "немецком" или "фламандском".
Вместе с тем в землях, куда направлялся поток эмигрантов с Запада, развертывалась собственная внутренняя колонизация. По инициативе чешских, польских, венгерских королей местное крестьянство, соблазненное льготами, переселялось в приграничные местности, в предгорья для того, чтобы поднимать новь и осваивать для жизни новые места.
Восточная колонизация не ограничивалась только переселениями крестьян. В нее было вовлечено и ремесленное население городов, мастера горного дела и по обработке металлов из различных областей Германии, Италии, Валлонии. В ходе колонизации возникла сеть не только новых деревень, но и городов, основанных по инициативе правителей, королей или крупных князей. Так был основан Любек в 1158 г., в 1160 г. - Шверин и Лейпциг. Через полстолетия волна градостроительства распространилась в
28
Силезии, Чехии, Моравии, в землях Польского королевства, в Венгрии. Новые города создавались как на новых, неосвоенных землях, так и рядом с уже существующими старинными центрами. Некоторые из новых городов скоро сами превращаются в исходные пункты колонизационного движения. Так произошло, в частности, с Любеком, одним из самых могущественных городов на Балтике, жители которого (выходцы из Рейнской области и Вестфалии) создали сеть торгово-ремесленных колоний на Востоке - вплоть до Литвы и Эстонии, а также в Скандинавии. Здесь в XIII в. большинство горожан было немецкого происхождения. Одним из ярких свидетельств демографических результатов восточной колонизации может служить Саксония, население которой в течение XII-XIII вв. удесятерилось.
На самом Западе Европы ареной мощного колонизационного процесса сделался в XI-XIII вв. Иберийский полуостров. Однако колонизация здесь отличалась от той, что происходила на Востоке Европы, прежде всего тем, что развертывалась в ходе отвоевания (Реконкисты) христианскими государями и их воинством мавританских владений, в хозяйственном отношении не только не уступавших, но порой и превосходивших области, откуда родом были прибывшие сюда переселенцы. Имелось здесь достаточно и рабочих рук для возделывания земель. Апогей Реконкисты приходится на XIII в., когда были отвоеваны богатые южные провинции и после поражения берберов при Лас-Навас-де-Толоза исчезла опасность нападений со стороны мавров (см. также стр. 157-170).
* * *
Изучение миграционных процессов открыло неведомый прежде облик средневековой Европы. Одностороннее представление о неподвижности средневекового мира, привязанности к месту - клочку земли и господину человека в эту эпоху оказалось несостоятельным. Люди много путешествовали. Перемещались в пространстве купцы, школяры и студенты, стремившиеся посетить знаменитые монастырские школы, а с XII в. - новые и редкие еще
29
университеты. Перемещались из города в город монахи, мелкие клирики, паломники, нищие и бродяги, но также и подмастерья, стремившиеся к овладению профессией. От двора к двору, от бурга к бургу, от города к городу переходили художники, работавшие на заказ, трубадуры и миннезингеры, предлагавшие свою поэзию, не говоря уже о миссионерах, видевших свое призвание в том, чтобы нести свет христианской религии в новые земли! .
Перемещениям огромных масс населения, как мы видели, способствовали также и трагические события. Люди бежали от войн, эпидемий, устремляясь одновременно туда, где наступало затишье и где из-за больших людских потерь возникала острая потребность в рабочих руках. Характерно, в частности, что на всем протяжении Средневековья города восполняли потери в населении исключительно за счет притока иммигрантов из числа как крестьян, так и жителей других городов. Путем естественного прироста население городов начинает пополняться лишь в Новое время.
Таким образом, несмотря на огромные пространства и расстояния, отделявшие подчас страны и земли, европейскому средневековому обществу была присуща очень высокая степень географической мобильности. Для неподвижной старины здесь просто не оставалось места.