» » Как писать эссе русскому языку план. Как правильно составить план к сочинению: рекомендации

Как писать эссе русскому языку план. Как правильно составить план к сочинению: рекомендации

Русский язык - в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. План сочинения из задания № 25 и особенности его написания предлагаются в данной статье. Более 150 слов текста позволят набрать максимально возможные 23 балла или 30 % общей суммарной оценки за экзамен.

Суть задания

Учащимся предлагается авторский текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Максимальный объём неограничен, но практика показывает, что раскрыть содержание возможно с помощью 250-300 слов. Этим следует ограничиться, чтобы избежать риска грамматических ошибок.

В самом задании чётко изложен план сочинения. ЕГЭ по русскому требует знания литературного материала, на который предстоит ссылаться. Поэтому 6 из 12 критериев оценки работы касаются её содержательной части.

В статье предлагается план, сформулированный экзаменаторами, и даются рекомендации по написанию каждой из её частей.

  • Формулировка проблемы.
  • Её комментарий.
  • Позиция автора.
  • Собственная позиция.
  • Первый аргумент (пример из литературы).
  • Второй аргумент (пример из опыта).
  • Заключение.

С чего начать план написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ)?

Введение

Проверяющими отдельно оценивается композиционная целостность работы, поэтому очень важно введение, где формулируется проблема текстового фрагмента. Это может быть понятие (трусость, предательство, доброта), явление жизни (голод, война), характер человека.

Во вступлении происходит плавное вхождение в текст сочинения: возникновение заинтересованности читателя, знакомство со стилем изложения. Его объём не должен превышать пяти предложений. Вводную часть по содержанию и эмоциональности необходимо привести в соответствие с авторским фрагментом.

План написания сочинения (ЕГЭ) предусматривает следующие варианты начала творческой работы :

  • Риторические вопросы по проблеме текста. Пример: «Что такое истинное мужество и в чём оно проявляется? Над этой проблемой размышляет (ФИО автора)».
  • Общие рассуждения или сведения по теме: «Человечество с незапамятных времён искало ответ… »
  • Использование цитаты или пословицы. После её написания можно продолжить словами: «Эта мысль пришла на ум во время прочтения текста (ФИО автора)».

Комментарий

Часто учащиеся ошибочно полагают, что комментарий требует краткого пересказа текста. За этот пункт проверяющие выставляют до 2 баллов (за вступление - 1) по результатам ЕГЭ. План сочинения предусматривает не подробное цитирование, а проникновение в авторскую логику раскрытия обозначенной проблемы. Предлагаем два варианта комментирования:


В первом случае предстоит ответить на вопросы:

  • С помощью каких приёмов автор привлекает внимание читателя к проблеме?
  • На каком материале её раскрывает?
  • Какие поступки герой отрывка совершает и что это говорит о нём?
  • Какие эмоции по данному поводу переживает сам автор?

Во втором варианте первый вопрос остаётся неизменным, но дальнейшая логика несколько иная:

  • Каков характер проблемы (философская, экологическая, психологическая, социальная или нравственная)?
  • Насколько она сегодня актуальна?
  • Кто и в каких ситуациях сталкивается с ней?
  • Если проблема нова, то что способствовало её появлению?

План написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) не должен исключать переходов, чтобы сохранить смысловую цельность работы. Этому помогают вводные слова и обороты, которыми не следует злоупотреблять: «Анализируя данную проблему, автор вспоминает случай из своей жизни …».

Авторская и собственная позиция

Третий пункт плана предусматривает введение цитаты со ссылкой на авторское мнение, которую необходимо взять в кавычки. Удобнее сделать это с помощью следующих клише:

  • «Писатель считает, что...»
  • «По мнению автора…»
  • «Свою позицию писатель выразил в словах…»

Четвёртый пункт плана предусматривает переход к обозначению собственной позиции экзаменуемого. Она может выражать согласие или несогласие, которое должно быть корректным и развёрнутым. План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) требует пропорциональности частей. Каждый пункт следует начинать с красной строки, он состоит из одного-двух абзацев. Переходными могут стать следующие фразы:

  • «Действительно, нельзя не поддержать автора в том, что…»
  • «Мне понятно и близко мнение автора о том, что…»
  • «Я согласен с автором, что…»

При иной точке зрения, допустимы обороты:

  • «Мнение автора интересно, но…»
  • «Думаю, что утверждение автора нельзя считать применимым к…»
  • «Нельзя не согласиться с писателем, что <…>, однако…»

Аргументация позиции

Требование о наличии двух аргументов по обоснованию собственной позиции изложено в задании ЕГЭ. План сочинения предусматривает для каждого довода отдельный абзац. В первом случае необходимо показать хорошее знание литературы, во втором - эрудицию, ибо примеры лучше приводить из жизни известных людей. Уместны следующие обороты:

  • «В доказательство своего мнения приведу пример из повести Н. В. Гоголя <…>»
  • «В поддержку сказанного можно вспомнить роман…»
  • «Об этом говорил в своей поэме…»
  • «Пример революционеров-народников доказывает, что …»
  • «Аналогичный случай был описан в автобиографии В. В. Маяковского…»
  • «Хочу напомнить случай из жизни А. С. Пушкина о том, как…»

Ссылаясь на пример, следует кратко изложить ситуацию в подтверждение выдвинутого тезиса. Пятый и шестой пункты максимально оцениваются в 3 балла, поэтому следует обратить внимание как на убедительность аргументов, так и на точность изложения фактов. Недопустимы ошибки в имени автора или названии произведения.

Заключение

План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) завершается выводами, которые решают следующие задачи:

  • Обобщают информацию по проблеме: «Ещё раз хочется подчеркнуть, что…»
  • Дают оценку сказанному: «Это позволяет сделать вывод…»
  • Выражают прогноз: «Хочется надеяться, что читатели по-настоящему задумаются над…»
  • Призывают к активности: «Осуществляя тот или иной морально-нравственный выбор, каждому из нас необходимо помнить о…»

Финальный абзац должен перекликаться со вступлением, ибо творческая работа должна быть цельной, что оценивается в 2 балла. За точность формулировок и выразительность речи проверяющие добавят ещё два, поэтому нельзя уходить от главной мысли, не повторяя при этом используемые обороты. На что ещё следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ?

План сочинения нельзя произвольно менять. Он отвечает требованиям сочинения-рассуждения и является частью экзаменационного задания.

План написания сочинения в формате ЕГЭ

  1. Постановка проблемы (с привязкой к тексту)

Проблема может быть сформулирована

В виде предложения: Добро – это важнейшее качество человека ;

В виде вопроса: Что такое добро?

В вопросно – ответной форме: Что такое добро? Это важнейшее качество человека.

  1. Комментарий (пересказ с элементами оценивания) : автор рассказывает, говорит, утверждает, приводит, убежден и т.п.
  2. Позиция автора текста с доказательством : позиция автора выражена в…абзаце (в …предложении), где он убеждает читателя в том, что…
  3. Ваше мнение с доказательством (согласен / не согласен): я полностью разделяю точку зрения автора. Дейсвительно, … // Не могу согласиться с …, поскольку…
  4. Аргумент 1(из жизненного опыта или из художественной литературы): соглашаясь с Петровым П.П., хочется обратиться к собственному опыту…
  5. Аргумент 2 (из жизненного опыта или из художественной литературы) Также в качестве примера можно привести произведение «…» А.С.Пушкина
  6. Вывод (заключение) : в заключение хочется еще раз отметить…

Таким образом,…

Подводя итоги,…

В заключении возвращаемся к мысли из 1 абзаца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения (в формате ЕГЭ)

Различные пути в подготовке учащихся к написанию сочинения(в формате ЕГЭ) Часть 2 –написание сочинения...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Конспект урока русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Анализ публицистической философской статьи, выявление основной проблемы и позиции автора, инсценирование эпизода статьи, закрепление понятие о мифе, сказке, притче. Роль выразительных средств языка в...

Авторские тексты для написания сочинений в формате ЕГЭ

Проработав много лет филологом, считаю, что сочинение будет удачным, если проблема волнует ученика или наталкивает на размышление. Поэтому мои авторские тексты посвящены именно этим проблемам....

Один из лучших способов организовать свои мысли - это составить план. Такое умение необходимо всем, в частности, школьникам. В течение учебы дети очень часто составляют план параграфа, сочинения и т.д.

Зачем нужно уметь составлять план текста?

Если вы хотите написать хорошее эссе, речь, роман или же простое сочинение, то вам необходимо предварительно составить план. Без этого важного этапа конечный текст будет хаотичен, не продуман, а главная мысль будет «бродить по кругу». Как правильно составить план? Как отразить структуру плана в тексте? Об этом читайте в нашей статье.

Работа над сочинением: этапы

Прежде чем начать составлять план к сочинению, необходимо понять всю последовательность работы. В первую очередь нужно обдумать тему будущего текста, определиться с его основной идеей. Далее необходимо подобрать материал: высказывания, цитаты, определиться с тезисами. Составление плана сочинения можно начинать после того, как вы точно будете знать, что хотите сказать в своем тексте. Далее необходимо обдумать вступление и заключение. Составление плана основной части текста так же важно, как и работа над общим планом. Теперь можно перейти непосредственно к написанию сочинения.

План к сочинению: что это такое?

Давайте рассмотрим, как правильно подготовиться к написанию сочинения. В целом составление плана подразумевает выделение отдельных пунктов. Необходимо обозначить ключевые мысли уже готового текста или же того, который вы планируете написать. Здесь план стихотворения или рассказа ничем не отличается от плана сочинения.

Что значит составить план сочинения? Это значит разбить текст на определенные фрагменты, при этом выделив пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый из получившихся фрагментов - это микротекст, который будет равен одному абзацу или нескольким. Каждый такой микротекст необходимо озаглавить. А заглавие, в свою очередь, является одним из пунктов плана.

Как правильно составить план?

Важно, чтобы весь текст был объединен одной мыслью, а выделенные фрагменты были логически связаны. В результате должен получиться текст, в структуре которого можно выделить вступление, основную часть и заключение.

Как правильно составить план и что вынести в его пункты? Как правило, в качестве пунктов выступают не отдельные слова, а целые фразы и развернутые словосочетания. Отдельными словами очень сложно передать главную тему или мысль, они слишком конкретны и «узки». Однако сложные предложения так же малопригодны, так как они представляют собой законченную мысль: все, что хотели сказать, уже сказали.

Как правильно составить план? Использовать в качестве пунктов именно словосочетания, ведь они несут информацию в сокращенном, свернутом виде, при этом представляют собой смысловое единство. В самом же сочинении эту мысль необходимо будет «развернуть». Однако возможно сформулировать пункты и в виде вопросов, ответы на которые вы дадите в тексте.

Что важно помнить при составлении плана?

Во время работы не следует забывать о том, что составленный ранее план несет информацию о структуре вашего сочинения. Он содержит конкретные сведения о содержании каждой смысловой части текста. То есть через план должно «просматриваться» все сочинение.

Начало работы: структура сочинения

Составляя план, необходимо продумать направление мысли, которую вы собираетесь отразить в сочинении. С чего вы начнете? Чем закончите? О чем будете писать в основной части? Любой текст состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Подберите заголовки к каждой из них. Можете дополнить их своими заметками-пояснениями. Так у вас получится развернутый план сочинения, по которому будет гораздо легче написать текст, не потеряв логической связи между частями. Можно сформулировать пункты плана в виде вопросов, на которые вы ответите в сочинении.

Помните, что все три части текста будут неравнозначны по своему объему. Кроме того, нельзя допускать, чтобы какая-то из них «выпала».

А что же писать в каждой из частей сочинения?

  • Вступление. Предвосхищением является вступление. Оно как бы «рекламирует» ее, стремясь заинтересовать читателя. Вступление подготавливает к восприятию главной мысли, а также задает тон всему тексту. В этой части сочинения можно привести интересные афоризмы или выразить свои эмоции.
  • Основная часть. Этот раздел должен раскрывать мысль, которую ты хочешь выразить.
  • Заключение. В этой части необходимо подвести итог тому, что ты говорил в сочинении. Помни, что текст не должен обрываться резко. Кратко повтори основной тезис, сделай вывод.

План сочинения: пример

Приведем образец плана сочинения-рассуждения. Например, необходимо написать текст на тему «Что такое дружба?» В этой теме можно порассуждать о том, кто такой друг, или рассказать о вашей собственной дружбе и доказать, что это именно дружба.

План к рассказу или рассуждению строится по следующей схеме:

  • Вступление. В этой части сочинения мы готовим читателя к тому, о чем будем рассуждать в тексте. Можно сказать о том, что дружба - это важная часть нашей жизни, или привести интересное высказывание знаменитого человека и выразить свое согласие или несогласие, в дальнейшем обосновав его.
  • Основная часть. Здесь необходимо привести аргументы, доказывающие то, о чем вы сказали в начале. Например, обосновать, почему дружба в жизни человека играет не последнюю роль. Если вы согласились или не согласились с нужно аргументированно объяснить, почему вы того же мнения или почему считаете иначе.
  • Заключение. Подведите итог ваших аргументов, сделайте вывод.
  • Составление любого плана начинается с осмысления темы и ответа на вопрос о том, что я хочу сказать в своем сочинении. Как это логически связать?
  • Сначала на черновике набросайте основные тезисы, которые должны найти отражение в вашем тексте.
  • Не бойтесь пользоваться вспомогательными материалами. Это вовсе не означает, что можно просто списать все из интернета. Но посмотреть варианты чужих сочинений на похожую тему и взять какие-то идеи на заметку не возбраняется.
  • Помните, что далеко не весь объем материала найдет свое отражение в вашей работе: выберите самое интересное и важное.

  • В первую очередь помните, что композиционный строй сочинения должен подчиняться его содержанию.
  • Продуманность предварительно составленного плана определяет такие важные вещи, как последовательность изложения мыслей в тексте и логическая связь между его частями.
  • Соразмерность частей сочинения также важна: суммарный объем вступления и заключения не должен превышать трети объема всего текста.
  • При составлении плана используйте краткие и простые предложения. Выражайте свои мысли по существу. Необязательно, чтобы на этапе создания плана язык был совершенен, главное, чтобы пункты точно отображали вашу точку зрения.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку неизменно вызывает у школьников печаль и тоску хотя бы потому, что от сдачи обязательного экзамена никуда не уйти. Не так пугает тестовая часть, как сочинение. Однако практика показывает, что любой, даже не самый креативный ученик, способен написать достойную работу, потому что творческого полета мысли здесь никто не ждет, нужно просто следовать структуре и соблюдать канон. План следует запомнить и постоянно иметь перед глазами для подготовки к сочинению. Также поможет создание собственного банка аргументов по проблемам, предлагаемым в экзаменационных КИМах. В этот банк записываются подходящие литературные произведения с кратким содержанием по данному вопросу или случаи из общественной жизни. В написании аргументов важна точность: указывается автор (режиссер), название произведения, имена героев. И помните: чем больше вы напишите разных сочинений, тем легче вам будет на экзамене.

  1. Первое и самое главное при написании сочинения – внимательно прочитать текст и найти его тему.
  2. Далее необходимо отыскать проблемы, которые поднял автор. Именно по одной из них предстоит писать сочинения. Однако в тексте обычно не одна, а несколько проблем, из которых нужно выбрать наиболее подходящую для себя. Стоит внимательно читать исходник, ведь автор сам аргументирует поставленную им тему, его пример идет до или после искомого конфликтного вопроса. Подходящей можно считать наиболее понятную проблему, к которой есть наиболее убедительные аргументы.
  3. Чтобы получить за них высший балл, нужно привести либо два литературных примера, либо один литературный и один жизненный. Не рекомендуется приводить два аргумента из жизни, оценка снижается, какими бы гениальными они не были.
  4. Писать сочинение, даже если опыт в этом деле приобретен уже солидный, стоит сначала на черновике. После того, как поставлена последняя точка, рекомендуется ненадолго отвлечься, потом перечитать (если возможно, то вслух) и исправить написанное, при таком способе ошибки гораздо легче заметить.
  5. После правки работа переписывается набело и вновь перечитывается. При чистовом переписывании на экзамене следует постараться, ведь проверяют сочинения пока все же люди, которым будет приятнее читать аккуратно написанный текст без помарок.

План сочинения

Структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку проста и состоит из шести элементов. Каждый из них оснащается фразами-клише и вашими мыслями, вот и готовое эссе. Чтобы упростить себе нелегкую и нервную процедуру экзамена, выучите назубок план написания. Когда придет час-икс, будет гораздо легче сосредоточиться, если руководство к действию будет в голове, а не на шпаргалке.

  • Вступление – проще всего сразу поставить в нем проблему, но можно написать пару фраз об авторе, произведении или теме (но не нужно затягивать, длинное вступление или заключение – минус к сочинению, объем должен набираться за счет аргументов).
  • Комментарий к проблеме – необходимо объяснить, как найденная проблема выражена в тексте. Существует два вида комментариев: текстуальный и контекстуальный. Текстуальный комментарий опирается на текст, нужно проследить аргументацию проблемы самим автором, увидеть факты, явления, цитаты, подтверждающие его точку зрения. Контекстуальный комментарий предполагает интерпретацию проблемы: какого она типа, насколько актуальна, почему автор обратился именно к ней.
  • Авторская позиция – мнение писателя о поставленной им в тексте проблеме.
  • Собственное мнение – согласие или несогласие с позицией автора. Ориентируясь на свою позицию, нужно подбирать аргументы. С автором можно не соглашаться, однако это требует еще более убедительных примеров, потому что в экзаменационных текстах используют общеизвестные и общепризнанные мнения.
  • Аргументы – хотя бы один из них должен черпаться из литературных произведений. Второй может быть из жизни (фильмы, сериалы, песни, фольклорные произведения, события в СМИ и общественной жизни, личный опыт). Если литературные произведения никак не вспоминаются, придется использовать два примера из жизни, потому что вспомнить (или сочинить) несколько фактов из своего опыта можно всегда.
  • Заключение – в нем подводится итог сказанному, здесь можно сказать, что текст заставляет задуматься о важной и актуальной проблеме и путях ее решения. Заключение – это вступление другими словами.
  • Шаблоны и клише

    Пункт плана Клише
    Вступление Риторические вопросы («Что такое любовь? Всегда ли это светлое и радостное чувство?»). На эти вопросы пытались ответить с давних времен, затронул проблему … и …(имя автора)
    Проблема … всегда волновала человечество, обратился к ней и … в своем тексте о…

    В предложенном для анализа тексте, который написал … , поднимается проблема …

    Проблема…наиболее остро встала в последнее время, к актуальному вопросу обратился и….
    Текст … посвящен/рассказывает о проблеме…

    Комментарий к проблеме Контекстуальный:
    Вопрос … является актуальной в настоящее время, потому что…
    Проблема… относится к типу…, актуальных для многих
    Позиция автора Автор так относится к поднятому вопросу:…
    Позиция автора однозначна….
    Собственное мнение Я полностью согласен(на)/не согласен(на) с мнением автора, потому что…

    Я придерживаюсь/разделяю/поддерживаю точку зрения автора, потому что…

    С позицией автора трудно не согласиться, потому что…
    Убедительная аргументация автора заставляет каждого согласиться с его позицией, потому что…
    Казалось бы, позиция автора однозначна, но я с ней не согласен(на), потому что…
    Я не во всем разделяю позицию автора, потому что…
    По моему мнению, автор слишком категоричен в своих суждениях, потому что…

    Аргумент 1 В качестве первого аргумента можно привести…
    Первым аргументом может послужить…
    В литературе эта проблема широко представлена, например, в…
    В доказательство справедливости моей позиции/моего мнения приведу…
    Наиболее полно проблема раскрывается в…
    Аргумент 2 В качестве второго аргумента можно использовать…
    Вторым аргументом может послужить…
    Приведу еще один литературный аргумент…
    В фильме…/сериале…/песне…/сказке…/в пословице…/в поговорке… находим еще одно подтверждение вышесказанного
    Следующий аргумент взят мной из личного опыта
    Я сам(а) сталкивался(ась) с данной проблемой
    Заключение В заключении хочу сказать…

    Таким образом, проблема… действительно важна и актуальна и требует внимания со стороны общества, потому что…
    Надеюсь, читатели задумаются над проблемой… и по-новому расставят приоритеты в своей жизни

    Проблемы

  1. Взаимоотношения отцов и детей.
  2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
  3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
  5. Человеческое благородство.
  6. Честь и человеческое достоинство.
  7. Отношения человека с другими людьми.
  8. Восприятие человеком окружающего мира.
  9. Одиночество человека.
  10. Человек и искусство.
  11. Отношение человека к миру природы.
  12. Бережное отношение человека к языку.
  13. Человек и власть, которой он наделён.
  14. Сострадание окружающим.
  15. Отношение человека к войне.

Пример сочинения

Образец сочинения на ЕГЭ 2018 по русскому языку написан по тексту из демонстрационной версии КИМа по русскому языку.

Серенады, томные вздохи, роскошные подарки и страстные слова – это ли настоящая любовь? Или она проявляется в чем-то менее очевидном и более глубинном? Именно к проблеме истинной любви обращается Ф.Сологуб.

Этот вопрос с давних пор актуален для каждого, ведь так часто мы находимся в заблуждении, принимая собственные иллюзии за настоящие чувства. В экстремальных ситуациях все эмоции ярче и честнее, человек показывает самое сокровенное, поэтому в условиях войны сразу понятны приоритеты в отношениях людей. Так, Пауль Сепп готов оставить привычную жизнь, идти на фронт ради защиты Родины, дома, любимой. Лиза, возлюбленная героя, наконец, оценила поклонника, полюбила и тоже готова защищать его, сопровождая на фронт.

В литературе эта проблема широко представлена, например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» воспевается всепобеждающая любовь главных героев. Маргарита ради любимого готова продать душу дьяволу, провести бал Сатаны, отправиться в ад, лишь бы быть вместе, лишь бы Мастер обрел долгожданный покой. Такие чувства приносят счастье и гармонию, преодолевая все препятствия.

Примером ложных иллюзий в любви могут послужить отношения Элен Курагиной и Пьера Безухова, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Если она его совсем не любила, а руководствовалась выгодой, то герой принимал за любовь чувственное влечение к блестящей и доступной женщине. Вот почему Пьер был несчастлив в своем первом супружестве, ложные чувства быстро заменяются раздражением и скукой.

Таким образом, проблема истинной любви действительно важна и актуальна до сих пор. Каждый, у кого она есть, должен всеми силами удержать это чувство, ведь настоящая любовь может больше не повториться.

Если у вас на примете есть тема, которая вызывает затруднения, то напишите

Для того чтобы написать сочинение ЕГЭ на высокие баллы, нам необходимо знать, по каким правилам и требованиям это сочинение должно быть написано. Только в этом случае оно может быть хорошо написано. В данной статье я попытаюсь подробно разобрать план сочинения и его особенности. Итак, сочинение должно состоять из трёх основных частей. Это:

  • Введение
  • Основная проблема, затронутая в тексте
  • Комментарий к затронутой проблеме
  • Авторская позиция
  • Ваша точка зрения
  • Заключение

Давайте подробнее разберём каждый пункт.

1)Введение.

Во первых, здесь мы должны пригласить читателя к разговору. Например:
«(Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора)». Во вторых, вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!

Максимальный бал: 1

2)Основная проблема.

Достаточно одной раскрытой проблемы. Но в этом случае вы должны постараться по максимуму раскрыть проблему. К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.

Максимальный бал: 1

3)Комментарий к затронутой проблеме.

Это по сути объяснение того, как избранная проблема раскрыта автором текста. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.

Максимальный бал: 2

Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?

Максимальный бал: 1

5)Ваша точка зрения.

Следующий этап, на мой взгляд самый важный – отражение вашей позиции. Она может как совпадать с позицией автора, так и отличаться. Но вы должны помнить, что необходимо как минимум привести 2 аргумента. (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего). Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается. Где искать аргументацию?
А) личный жизненный опыт (ну придумайте что-нибудь, что происходило с вами/друзьями/родственниками/соседями, подтверждающее вашу мысль.
Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научные факты, способные подтвердить вашу точку зрения).
В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры)

Максимальный бал: 3

6)Заключение.

Заключение так же как и введение должно быть кратким, но в то же время содержать твоё мнение. Надо подвести итог. Написать, какое впечатление произвело на тебя это сочинение. заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема).
Также вы должны постараться сохранить в вашем сочинении смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.


Дата добавления: 07:04:16