» » Какими бывают строфы? Что такое строфа Что такое строфа в литературе.

Какими бывают строфы? Что такое строфа Что такое строфа в литературе.

Строфика это деление поэтического произведения на строфы; раздел стиховедения, который изучает законы объединения стихотворных строк в строфы, их строение, классификацию, историю возникновения, развитие, связь с литературным жанром, стихотворным размером и общей композицией поэтического произведения.

Композиционные формы стихов

В зависимости от способа построения поэтического текста разделяют следующие композиционные формы:

  • Астрофическая стихотворная форма – поэтический текст, построенный в виде целостных столбцов стихов без распределения их на группы. К примеру, эпические поэмы видных античных авторов Гомера и Вергилия характеризуются астрофическим строением;
  • Строфическая стихотворная форма – организация поэтического текста, которая предусматривает разделение текста на строфы – группы стихов, графически отдалённые друг от друга, но равные по количеству строк и связанные между собой рифмой, метрико-ритмической структурой;

Наряду со строфами встречаются группы стихов, которые состоят из разного количества строк. При членении текста на неравные группы стихов образуются «стихотворные абзацы», как, напр., в героической поэме «Песнь о Роланде» (XI в.) или в произведении А. А. Блока «Двенадцать» (1918 г.).

Композиция текста с обособленными группами стихов графически отличается от астрофического строения стиха, но эти формы близки в произношении. И напротив: текст астрофического вида может содержать «строфоиды», т. е. равные группы строк, которые не разделены автором на письме, но логически выделяются читателем. Таким образом астрофические тексты при чтении получают строфически организованный характер. К примеру, баллады М. Ю. Лермонтова «Русалка» и «Ангел» состоят из четверостиший, но в силу смежной рифмовки за ритмическую единицу стихов часто принимают двустишие. В стихотворении поэта «Благодарность» (1840 г.) первые шесть строк визуально и фонетически объединяются в строфу в связи с наличием словесной анафоры, остальные два ряда стихов создают замыкающее двустишие.

В образцах знаменитой онегинской строфы А. С. Пушкина, состоящей из 14-ти строк, выделяют три катрена (четверостишия) и заключительное двустишие. Таким образом, «строфоиды» возникают в результате членения стихотворного текста на интонационно и логически завершенные части, и чем больше в художественном произведении таких элементов, тем богаче его композиционная структура.

Предмет изучения

Строфика изучает свойства, внутреннюю структуру строфы как ритмической единицы стиха. Большое количество стихотворных строф имеют античное происхождение . Многие ранние строфы названы именами своих создателей: Асклепиадова, Алкеева, Сапфическая; или же походят от названий стихов, которые входят в их состав: ионическая строфа.

Русский поэт и литературовед В. Я. Брюсов в предисловии к книге «Опыты…» назвал строфику более разработанным учением стиховедения, чем метрика и евфония. Термин «строфика» также употребляется в значении строфического порядка сочинений конкретного автора или стилевого направления .

Формальные признаки строфы

Строфы, используемые в стихотворном тексте, характеризуются общими формальными признаками:

  • графическая обособленность;
  • равное количество стихов;
  • ритмическая и смысловая завершенность;
  • постоянный стихотворный размер;
  • упорядоченная система рифмовки (в нерифмованном стихе композиционная целостность достигается путем чередования клаузул);

Твердая строфическая форма

Устойчивые строфические характеристики стиха в сочетании с конкретной тематической направленностью способны образовать твердую форму.
Твердая строфическая форма – традиционно установленная строфа, содержание которой относится к конкретной тематике и выражает поэтический жанр. Например, сонет одновременно представляет собой сложную строфу и жанр лирической поэзии. К классическим твердым формам также относятся баллада, рондо, октава, секстина, терцины, газель, касыда, рубаи, онегинская строфа и др.

Строфическое строение в русской поэзии

Строфическая композиция текста распространена в русском стихосложении. На строфическом строении основаны произведения великих русских писателей А. С. Пушкина, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина и др. Наиболее частая строфа – четверостишие (катрен). Четырехстрочными строфами написан стих В. Я. Брюсова «Слепой» (1899 г.).

Слово строфика произошло от греческого strophe, что в переводе означает поворот.

СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ

Строфа (греч. strophe - поворот) - изначально, в трагедии, песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота; впоследствии система из организованного сочетания стихов, закономерно повторяющаяся на протяжении стихотворного произведения или его части. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.

Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу.

В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т.д.) дает кратчайшую из возможных строф, дистих, двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрестное (ABAB CDCD и т.д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т.д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) - чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлиненных стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы напр. допускают удвоение, посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.

Виды строф:

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

(Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня?

(Расул Гамзатов)

ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

В беспечных радостях, в живом очарованье,

О дни весны моей, вы скоро утекли.

Теките медленней в моём воспоминанье.

(А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима глядит в глаза.

(И.А. Крылов)

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю. Лермонтов)

ШЕСТИСТИШИЕ - строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

(А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

Опять звучит в моей душе унылой

Опять передо мной с неотразимой силой

Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;

Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!

Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.

СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Hедаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю. Лермонтов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне...

(М.В. Лермонтов)

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) - сложная строфа из 10 стихов.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать

(М.В. Ломоносов)

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественные оды.

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб.

(Г. Державин)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

(А.С. Пушкин)

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливым твоим,

Не хочу и славы;

Слава – нас учили – дым;

Свет – судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье».

(В.А. Жуковский) .

37. Основные и вспомогательные стихотворные размеры .

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.

Стопа – единица измерения стихотворного размера.

Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).

Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.

Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Ямб - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

· Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

· Пример:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

(А.С. Пушкин)

Хорей (греч. choreios - плясовой), или трохей (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

· Пример:

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

(А.С. Пушкин)

Дактиль (греч. daktylos - палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

· Пример:

В рабстве спасённое
Сердце свободное
-
Золото, золото
Сердце народное!

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

· Пример:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

(М.Ю. Лермонтов)

Анапест (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

· Пример:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

Пеон - четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- u uu), 2-й(u- uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

· Примеры:

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом

(К.Д. Бальмонт)

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное,
-
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.

(Р. Рождественский)

Пентон (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

· Пример:

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

(А.В. Кольцов)

Пиррихий - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

· Пример:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

(А.С. Пушкин)

«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог …»

(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).

«В красе негаснущих страстей».

Перрихий - чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.

Трибрахий - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать… »).

Анакруза (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

· Пример:

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

(М.Ю. Лермонтов)

Сверхсистемное ударение - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М.Ю. Лермонтов).

· Пример:

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

(А. Ахматова)

Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

· Пример:

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)

Классический пример - начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:

«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Усечение - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

· Пример:

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой...

(М.Ю. Лермонтов)

Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

· Пример:

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

(К.Ф. Рылеев)

Гекзаметр (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.

В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н.И. Гнедич (перевод «Илиады»), В.А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А. Дельвиг.

· Пример:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),
-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)

Пентаметр - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.

В чистом виде пентаметр не употреблялся.

Логаэд (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

· Пример:

Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулл)

Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

· Пример:

Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.

(В.Я. Брюсов)

Брахиколон - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

· Пример:

Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев)


Похожая информация.


Такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа, основывается на порядке расположения рифм в стихах (здесь под стихами мы подразумеваем отдельные строки).

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.

Наименьшей из строф является двустишие . Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).

Нестрофические встречаются:

В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.

Отечески пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)

В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.

Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие. Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.

Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит поздное молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви; текут полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются - и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!.. А.С.Пушкин, Ночь

Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой - И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока - Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил. В.А.Жуковский, Мщение

Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"

Я не поэт - и, не связанный узами С музами, Не обольщаюсь ни лживой, ни правою Славою. Родине предан любовью безвестною, Честною, Не воспевая с певцами присяжными, Важными Злое и доброе, с равными шансами, Стансами, Я положил свое чувство сыновнее Все в нее. В.С.Курочкин, фрагмент .

Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

Смежная - рифмовка смежных стихов : первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

Схема октавы: абабабвв

В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, не смотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын!

Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки . В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Схема терцины:

аба бвб вгв гдг дед и т.д.

Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.

Изучать стихотворную строфу стали еще во времена позднего Средневековья. Но появилась она, возможно, лишь чуть позже возникновения собственно человеческой речи.

В XX веке появилась даже специальная область знаний «строфика», изучающая редкие виды стихотворных первичных форм, их наличие, например, в «белых стихах» или в «стихотворениях в прозе». Сейчас издано огромное количество интересных научных исследований по этой тематике. Но что такое строфа, прекрасно знали еще древние греки: у них этим термином обозначались части трагедии, разделенные смыслом или паузой. На сцене это разделение подчеркивалось поворотом актеров, участников «хора» в другую сторону.

Вконтакте

Умение разбивать речь для большей выразительности и более сильного воздействия на слушателей существует с древнейших времен.

Проще всего определить, что является строфой в стихотворении, при помощи ритмического рисунка, рифмы и смысловой законченности. Наиболее очевидным, при наличии в стихотворении рифмы, является деление, связанное с рифмовкой.

Таким образом, для простейших форм стихосложения очевидны строфы в виде:

  • двустишия (каждая нечетная строка зарифмована с четной, и получившееся двустишие создает законченный образ или формулирует определенную мысль);
  • четверостишия (комбинация двустиший с различным методом рифмовки);
  • шестистишия (комбинация четверостишия и заключительного, реже вводного, двустишия).

Таким образом, простейшие строфы состоят из двух, четырех или шести строк. Наиболее верным определением этого сочетания строк в стихотворении будет: «Строфа - это две или несколько стихотворных строчек, связанных ритмикой, смыслом и способом рифмовки».

Помимо простейших строф, существуют и более сложные их виды, связанные с развитием искусства стихосложения и разнообразием стихотворных форм. Но тут следует быть осторожным и помнить об определении этого сочетания строк, приведенного выше.

Так, четырнадцать строк в сонете не считаются отдельной специфической строфой из четырнадцати строк. Считается, что классический правильный сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов (трехстиший). Усложненные сонеты могут состоять из двух четверостиший и заключительного шестистишия, если первые три строчки заключительных шести строчек рифмуются с последними тремя (рисунок рифмы АbbА bААb AbCAbC, строчными символами обычно обозначают мужскую рифму, прописными - женскую).

А вот четырнадцать строк «Евгения Онегина» , скомпонованных по рифменной схеме AbAb CCdd EffE gg, принято считать одной «онегинской строфой», это устойчивое научное название. Хотя, на первый взгляд, трудно определить, сколько строк в «онегинской строфе». Ведь поначалу кажется, что каждый авторский фрагмент «Евгения Онегина» можно разделить на два четверостишия и три двустишия или на два катрена (четверостишия) с различной рифмовкой и заключительное шестистишие.

Не пропустите: в литературе, примеры использования.

Исторически сложившиеся и искусственно созданные

Выражаясь более научно: «Строфа есть единица поэтического текста, выраженная в группе стихов, исполняющая функцию абзаца в прозе, обладающая собственным ритмическим рисунком, чаще всего ограниченная рифмой и соответствующая другим единицам произведения».

Но поэтический мир настолько разнообразен, что в поэзии есть большое количество сочетаний строк или «стихов», обязанных своему появлению на свет или собственной уникальностью, или историческому развитию стихосложения в той или иной стране, или изощренному взлету поэтического гения какого-либо поэта или группы поэтов. А эти уникальные литературные формы, соответственно, рождают и специфические виды строф.

Обязательно нужно выделить:

Есть и более экзотические виды поэтических стихотворных форм, например, арабские и среднеазиатские «газели», латинские секвенции и итальянские мадригалы, в которых количество строчек в этой «единице поэтического текста» следует определять, ориентируясь не на рифмы, а на законченность смыслового фрагмента произведения.

В песнях, белом стихе и в «стихотворениях прозой»

В песенном и народном творчестве строфы определяются почти так же, как в рифмованных стихах, стоит только обращать внимание на музыкальную законченность фрагмента произведения.

В «белых стихах», сказаниях (былинах или тюркских «дастанах») или произведениях, подобных «стихотворениям в прозе» И. С. Тургенева , законченный первичный фрагмент произведения можно выделять:

  • или исследованием текста на паузы в ритмике («клаузулы»);
  • или принимать за строфы выделенные автором абзацы из нескольких предложений.

Например, в известнейшем «Буревестнике» Максим Горький лично работал над разбивкой текста, выделяя наиболее важные в смысловом отношении фрагменты. Из-за чего и получается, что довольно длинный абзац:​ «Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады», ─ это одна строфа, совершенно равноправная с самым коротким абзацем этого шедевра: «Буря! Скоро грянет буря!».

Более глубокий анализ текста ─ на паузы или клаузулы ─ ученикам школ делать не понадобится, но, если необходимо подготовиться к поступлению в гуманитарные вузы, стоит почитать специальную литературу.

Вот короткий список наиболее значимых книг и изданий:

  • «Теория стиха», Жирмунский М. В. , 1985 год;
  • «Русские стихи в комментариях», Гаспаров М. Л. , 1993 год;
  • «Литературная энциклопедия» (соответствующая статья).

Также необходимые уточнения по данному предмету можно получить на некоторых научно-литературных сайтах. Из их огромного количества, безусловно, стоит рекомендовать сайт «Академкнига» и сайт «Гуманитарная Россия» и посвященный строфике раздел: www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?course=4&raz=3&pod=1&view=c

Строфа (от древнегреч. stropho – кружение, поворот) – сочетание нескольких стихотворных строк (стихов), составляющих ритмическое, синтаксическое и смысловое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк.

Простейшей строфой является двустишие (дистих). Этот вид строфы сравнительно редко используется в русской поэзии. Приведем несколько двустиший из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Морская царевна»:

В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет,

Брызжет и плещет и дале плывет.

Строфа, состоящая из трех стихов, называется трехстишием (терцетом). Терцет используется в довольно небольшом количестве стихотворений русских поэтов. Гораздо чаще этот вид строфы входит в состав крупных строф. Терцетами написано стихотворение А.А. Блока «Песнь Ада»:

День догорел на сфере той земли,

Где я искал путей и дней короче.

Там сумерки лиловые легли.

Меня там нет. Тропой подземной ночи

Схожу, скользя, уступом скользких скал.

Знакомый Ад глядит в пустые очи.

(Какой кошмар! Брррррр!)

Наиболее популярным видом строфы у русских поэтов является четверостишие (катрен). Сочетание четырех стихотворных строк позволяет достичь невероятного разнообразия ритма, интонации. Четверостишие отличается гибкостью синтаксиса и может, в свою очередь, входить в состав более крупных строф (например, сонета или онегинской строфы). В четверостишии используются все способы рифмовки, однако наиболее часто встречаются перекрестные рифмы.

Особый вид строфы, состоящей из четырех строк, представляют собой стансы. В русской поэзии стансы – это строфа из четырех стихов четырехстопного ямба, в которой используется перекрестная рифма. Кроме этих формальных особенностей, каждая строфа отличается смысловой завершенностью. Наиболее яркие стихотворения, написанные стансами: «Во глубине сибирских руд…», «Стансы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (А. С. Пушкин)

Из других видов строф, которые сравнительно редко использовались в русской поэзии, следует отметить октаву, сонет и особый вид строфы, созданный Пушкиным, - т.н. онегинскую строфу.

Октава – строфа из восьми стихов, которые рифмуются по схеме abababcc с обязательным чередованием мужских и женских клаузул. Наиболее известным произведением русской поэзии, в котором использована октава, является пушкинская поэма «Домик в Коломне».

Сонет чаще всего рассматривают как один из лирических жанров. Но с формальной точки зрения он является строфой, состоящей из 14 строк. Сонет состоит из двух частей: первая часть включает два катрена (четверостишия), вторая – два терцета (трехстишия). Стихотворный размер сонетов – пятистопный (реже – шестистопный) ямб. Схема рифмовки даже в строгом, классическом сонете может варьироваться при обязательном условии: в катренах должны использоваться две равнозвучные рифмы, а терцетах – две (реже – три) рифмы, отличающиеся от рифмы в катренах.

Онегинская строфа была создана Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Структурная схема онегинской строфы выглядит так: AbAbCCddEffEgg (прописными буквами обозначены женские клаузулы, строчными – мужские). Эта структура выдерживается во всем тексте романа, за исключением писем Татьяны (гл.3), Онегина (гл.8) и «Песни девушек» в гл.3. При этом каждая строфа представляет собой отдельное законченное произведение. Таким образом, все произведение выглядит именно так, как его описал