» » Каравеллы колумба нинья санта мария и пинта. Корабли колумба

Каравеллы колумба нинья санта мария и пинта. Корабли колумба

«Колумб Америку открыл, великий был моряк», - как говорится в одной песенке... Однако, прежде чем отправиться в плаванье, знаменитый мореплаватель долгие годы искал финансирование для своей затеи. И хотя многим вельможам того времени проект Христофора Колумба был по душе, выделять деньги на его осуществление они не спешили. Однако будущий первооткрыватель был человеком напористым, и все-таки собрал необходимые средства, и снарядил три корабля, каждый из которых имеет свою удивительную историю.

Христофор Колумб

Прежде чем узнать о кораблях, на которых совершил свое легендарное путешествие Колумб, стоит вспомнить о самом великом мореплавателе.

Родился Христофор Колумб в 1451 г. в О его национальности ученые особенно горячо спорят. Сам Христофор считается испанским мореплавателем, поскольку испанцы снарядили его экспедицию. Однако разные источники называют его итальянцем, каталонцем и даже евреем, принявшим христианство.

В любом случае человеком Колумб был незаурядным, что дало ему возможность получить приличное образование в университете итальянского города Павии. После учебы Христофор стал часто плавать. Чаще всего он участвовал в морских торговых экспедициях. Возможно, именно из-за увлечения морскими путешествиями в девятнадцать лет Колумб женился на дочке известного мореплавателя донье Фелипе де Палестрелло.

Когда будущему первооткрывателю Америки исполнилось двадцать три, он стал вести активную переписку с известным флорентийским ученым Паоло Тосканелли, который подсказал ему идею путешествия в Индию через Атлантический океан.

Проведя собственные расчеты, Христофор Колумб убедился в правоте своего друга по переписке. Поэтому в ближайшие годы он представил проект путешествия самым состоятельным людям Генуи. Но они не оценили его и отказались финансировать.

Разочаровавшись в соотечественниках, Колумб предлагает организовать экспедицию а после вельможам и духовенству Испании. Однако годы шли, а никто так и не выделял средств на проект Колумба. В отчаянии мореплаватель обращался даже к британскому королю, но все тщетно. И уже когда он собрался переехать во Францию и там попытать счастья, королева Испании Изабелла взялась профинансировать экспедицию.

Путешествия Колумба

Всего совершил четыре плаванья из Европы в Америку. Все они осуществлены в период с 1492 по 1504 год.

Во время первой экспедиции Колумба вместе с ним отправилось около ста человек на трех кораблях. Всего путешествие туда и обратно заняло около семи с половиной месяцев. Во время этой экспедиции мореплаватели открыли острова Кубу, Гаити и Багамы в Карибском море. Открытые Колумбом земли еще долгие годы все называли Западной Индией. Примечательно, что некоторые исследователи утверждают, что целью экспедиции Колумба была не Индия, а Япония.

Со временем, из-за различных споров открытые земли перестали быть собственностью только испанской короны и были разделены между европейскими морскими державами.

Пока Христофор был в третьей экспедиции, Васко да Гама открыл настоящий путь к Индии, тем самым поставив клеймо обманщика на репутации Колумба. После этого самого мореплавателя в кандалах отправили домой и хотели судить, но испанские богачи, уже неплохо заработавшие на открытых землях, отстояли Колумба и добились его освобождения.

Стараясь доказать свою правоту, мореплаватель предпринял четвертую экспедицию, во время которой добрался наконец-то до самого континента Америки.

В последние пытался вернуть дворянский титул, пожалованный ему венценосной четой испанских монархов, а также привилегии на открытых землях. Однако ему так и не удалось сделать это. После смерти останки первооткрывателя несколько раз перезахороняли, так что теперь существует несколько вероятных могил Христофора Колумба.

Три корабля Колумба (каракка и каравеллы)

Когда Христофор Колумб добился наконец-то финансирования своей первой экспедиции, он занялся подготовкой судов.

Прежде всего необходимо было определиться с количеством. Так как его предприятие было довольно рискованным, снаряжать большую флотилию было накладно. В то же время один-два корабля - слишком мало. Поэтому решено было снарядить три единицы. Как назывались корабли Колумба? Главный из них - каракка «Санта-Мария», и две каравеллы: «Нинья» и «Пинта».

Каракка и каравелла - что это?

Корабль Христофора Колумба «Санта-Мария» по типу был караккой. Так называли распространенные в 15-16-м веках парусные корабли на 3-4 мачты. Примечательно, что в Европе они были самыми огромными в то время. Как правило, на таких кораблях свободно могло помещаться от пяти сотен человек до полутора тысяч. Если учесть, что весь экипаж трех суден Колумба составлял сто человек, вероятно, «Санта-Мария» была небольшой караккой.

Другие корабли Колумба (названия их «Нинья» и «Пинта») были каравеллами. Это 2-3-мачтовые судна, распространенные в те же годы. В отличие от каракк, они были менее приспособленными для длительных экспедиций. При этом они отличались большей маневренностью, а также были легкими и дешевыми, поэтому в скором времени они незаслуженно вытеснили громоздкие каракки.

Корабль Колумба «Санта-Мария»

Как и портрет великого мореплавателя, так и внешний облик его первых трех кораблей не сохранился. Описание кораблей Колумба, как и их рисунки, довольно приблизительные и составлены со слов выживших очевидцев спустя много лет или по предположениям ученых.

Как принято считать, «Санта-Мария» была небольшой однопалубной караккой с тремя мачтами. Предполагается, что длина корабля была до 25 м, а ширина - до 8 м. Водоизмещение его было около 1200 т. Трюм корабля был глубиной 3 м, а на палубе была двухъярусная пристройка, где располагались каюты и кладовые. На баке находилась треугольная платформа.

«Санта-Мария» (корабль Колумба) была оснащена несколькими пушками разного калибра, предназначенными для стрельбы каменными ядрами. Примечательно, что в своих записях мореплаватель периодически называл свой флагманский корабль то караккой, то каравеллой. Флагманский корабль Колумба принадлежал Хуану де ла Косе, который также являлся и его капитаном.

Судьба «Санта-Марии»

К сожалению, «Санта-Марии» не суждено было вернуться домой в Испанию, так как еще в декабре 1492-го, во время первого путешествия, флагманский корабль Колумба сел на рифы вблизи Гаити. Поняв, что спасти «Санта-Марию» невозможно, Христофор приказал забрать с нее все, что могло представлять ценность, и перенести на каравеллы. Сам же корабль было решено разобрать на стройматериалы, из которых позже на том же острове был построен форт «Рождество» («Ла-Навидад»).

«Нинья»

По утверждению современников первооткрывателя, «Нинья» (корабль Колумба) была любимым судном первооткрывателя новых земель. За все свои путешествия он преодолел на ней свыше сорока пяти тысяч километров. После гибели «Санта-Марии» именно она превратилась во флагманский корабль Колумба.

Настоящее имя этого судна было «Санта-Клара», однако члены экспедиции нежно называли ее «деткой», что на испанском звучит как «нинья». Владельцем этого корабля был Хуан Ниньо. Но в первом путешествии Колумба капитаном «Ниньи» был Висенте Яньес Пинсон.

По мнению ученых, размер «Санта-Клары» был около 17 м в длину и 5,5 м в ширину. Также считается, что на «Нинье» было три мачты. Согласно сведениям корабельного журнала, первоначально у этой каравеллы были косые паруса, а после пребывания на Канарских островах их заменили на прямые.

Изначально на корабле находилось чуть более двадцати членов экипажа, но после гибели «Санта-Марии» их стало больше. Интересно, что именно на нем моряки впервые стали спать в гамаках, переняв эту традицию у индейцев.

Судьба «Ниньи»

Благополучно вернувшись в Испанию после первой экспедиции Колумба, «Нинья» участвовала также и во втором путешествии Христофора к берегам Америки. Во время печально известного урагана 1495 года «Санта-Клара» оказалась единственным уцелевшим кораблем.

Между 1496-м и 1498-м любимый корабль открывателя Америки был захвачен пиратами, но благодаря мужеству ее капитана был освобожден и отправился в третье путешествие Колумба.

После 1501 г. информации о ней нет, вероятно, каравелла затонула во время одного из походов.

«Пинта»

Точных данных о внешнем виде и технических характеристиках этого корабля в истории не сохранилось.

Известно лишь, что корабль Колумба «Пинта» был самой большой каравеллой в первой экспедиции Однако по неизвестным причинам после гибели «Санта-Марии» руководитель плаванья выбрал не ее в качестве флагмана. Скорее всего, дело было в хозяине и капитане корабля - Мартине Алонсо Пинсоне. Ведь во время путешествия он не раз оспаривал решения Колумба. Вероятно, великий мореплаватель опасался бунта и поэтому избрал корабль, где капитаном был брат Мартина - более покладистый Висенте.

Примечательно, что землю Нового Света первым увидел именно моряк с «Пинты».

Известно, что возвращались домой корабли порознь. Более того, капитан «Пинты» всеми силами добивался, чтобы его корабль пришел первым в Испанию, надеясь сам сообщить радостную весть. Но опоздал всего на пару часов из-за бури.

Судьба «Пинты»

О том, как складывалась судьба корабля «Пинта» после путешествия Колумба, неизвестно. Есть данные, что после возвращения капитан корабля был довольно холодно принят на родине. А из-за проблем со здоровьем, полученных во время экспедиции, умер через несколько месяцев. Вероятно, корабль либо был продан и сменил название, либо погиб во время очередного плаванья.

Другие корабли Колумба

Если во время первой экспедиции флотилия Колумба насчитывала всего три небольших корабля, то во второй их было семнадцать, в третьей - шесть, а в четвертой - всего четыре. Это было связано с потерей доверия к Христофору Колумбу. Иронично, но спустя всего несколько десятков лет Колумб станет одним из величайших героев Испании.

Названия большинства этих суден не сохранились. Известно лишь, что флагманом во второй экспедиции стал корабль под названием «Мария-Галанте», а в четвертой - «Ла-Капитана».

По прошествии стольких лет, после того как было выяснено, на каких кораблях Колумб отправился в свое первое путешествие и открыл для всего человечества новый мир, становится удивительно, как они вообще смогли туда доплыть. Ведь в распоряжении испанской короны были более мощные и объемные суда, однако их хозяева не захотели рисковать ими. Радует то, что владельцы «Санта-Марии», «Санта-Клары» («Ниньи»), а также «Пинты» оказались не такими и рискнули отправиться в экспедицию Колумба. Именно благодаря этому они навсегда вошли в мировую историю, как и открытые ими острова и два новых материка.

Каравеллы Колумба

"Нинья ", "Пинта ", "Санта-Мария " - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.

После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.

Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно? Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре - неоправданно дорого. А вот три - в самый раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны , (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях. Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.

Что такое каравелла

Первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

Происхождение названия "каравелла"

caravel - lat. / caravela-port. / carabela-hisp./ caravella-it./

Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara - дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).

Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла

Смотрите сами: / his./ carabela = корабль

Типовая конструкция каравеллы

Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот -мачты и бизань -мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок -мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение - несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.

Какую скорость развивали каравеллы

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.


Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.

Мореходные качества каравеллы

Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот- мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. При крутом бейдевинде , (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.

каравелл

Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну .

«Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба

Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров. Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке — треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение "Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами.
Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” - «Рождество».

Каравеллы Колумба

Открытие Америки, первое кругосветное путешествие Магеллана, нанесение на карту Австралии, Новой Зеландии и, наконец, Антарктиды - эти Великие географические открытия были совершены на парусных судах.

Знаменитые каравеллы Христофора Колумба скорее всего не каравеллы, а суда другого типа. Многочисленные изображения парусных кораблей Колумба, которые мы так часто видим на страницах книг, на открытках, значках, марках, очень неточны. И привычные названия кораблей Колумба: Санта-Мария, Нинья и Пинта - это скорее всего прозвища судов...

Ни одна техническая характеристика «каравелл» Христофора Колумба не может считаться достоверной. Поясним это более подробно.

В XIV-XV вв. на юге Европы получили широкое распространение большие, как правило, трехмачтовые маневренные парусные корабли с прочным деревянным корпусом, с высокими носовой и кормовой надстройками. Эти корабли, преимущественно испанской и португальской постройки, назывались караками . Наиболее крупные караки носили название , что по-испански означает «большое судно».

В XV в. также широкое распространение получили суда типа каравелла : небольшие трехмачтовые торговые суда, предназначенные главным образом для перевозки почты и пассажиров. Характерной особенностью карак и каравелл было то, что обшивка корпуса на этих кораблях крепилась встык . Впоследствии такой способ крепления стали называть креплением «по типу каравеллы».

Такое крепление обшивки корпуса принципиально отличалось от принятого при постройке кораблей в северной Европе, в частности драккаров викингов , обшивка которых крепилась внакрой (так называемая ).

Все корабли на юге Европы строили по одному принципу, т. е. с креплением обшивки «по типу каравеллы», и очень часто их в отличие от кораблей с другим креплением обшивки называли каравеллами. Так, во всяком случае, объясняет эту терминологическую путаницу специалист по истории и архитектуре корабля В. Урбанович, который считает, что корабли Христофора Колумба являются караками.

Сам же Христофор Колумб свою Санта-Марию называл нао , а остальные корабли - каравеллами.

Пока специалисты по истории кораблестроения не пришли к единому мнению о том, к какому типу относятся корабли Колумба, будем называть их полным романтики словом «каравелла».

Точно не установлены названия кораблей Колумба. В дневниках Колумба ни разу не встречается имя флагманского корабля Санта-Мария . Великий мореплаватель называл корабль не иначе как Ла Галега, т. е. жительница Галисии (Галисия - часть Испании, где был построен корабль).

Официальное название второй каравеллы Колумба - Санта-Клара , а Нинья - это ласкательное прозвище, в переводе означающее «детка», «крошка» (Колумб очень
любил этот корабль). Впрочем, есть и другая версия о происхождении названия каравеллы: прежнего владельца Санта-Клары звал и Хуан Ниньо,

И наконец, Пинта - название третьего судна, - это тоже прозвище, в переводе с испанского «кружка». Хотя и в этом случае название судна как-то ассоциируется с фамилией прежнего владельца Пинто. Подлинное же имя третьей каравеллы Колумба до сих пор установить не удалось.

Несмотря на множество изображений кораблей Колумба и даже на постройку их копий, форма корпусов каравелл, главные размерения, основные характеристики, а также конструкции отдельных узлов и элементов не известны, и любое техническое описание каравелл Колумба - одна из возможных версий.

Изображение флагманского корабля Колумба, которое мы приводим в этой книге, и описание Санта-Марии может дать только самое общее и приближенное

представление о знаменитом корабле мореплавателя-первооткрывателя.

Год постройки Санта-Марии не установлен. Известно только, что ее построили на Галисийском побережье Испании и до экспедиции Колумба Санта-Мария была торговым судном и перевозила грузы и пассажиров между портами Испании и Фландрии. Как предполагают исследователи, длина Санта-Марии составляла около 23 м, водоизмещение - около 130 т.

Санта-Мария

Главные размерения, м. . . 23,0 х 6,7 х 2,8

Валовая вместимость, per . т ...... 237

Экипаж, чел............................ 90

Пинта

Главные размерения, м. . . 17,3 х 5,6 х 1,9

Валовая вместимость, per . т ....... 101,24

Экипаж, чел................................ 40

Нинья

Главные размерения, м. . . 20,1x7,28x2,08

Валовая вместимость, per . т...... 167,4

Экипаж, чел................................ 65


Над палубой каравеллы Санта-Мария возвышались три мачты; высота грот-мачты составляла 28 м. Характерная особенность Санта-Марии - две высокие надстройки: носовая и кормовая, из-за которых средняя часть палубы казалась особенно низкой, тем более, что она не была защищена от волн и в свежую погоду заливалась.

Корпус отличался плавностью обводов, гармоничностью пропорций. Подводная часть была просмолена, что в известной степени защищало ее от гниения и разрушения древоточцами. Как мы уже говорили, обшивку крепили встык, «по типу каравеллы», внутренняя обшивка корпуса не предусматривалась. Набор корпуса был слабый, поэтому предусматривались наружные подкрепления корпуса.

В нос от грот-мачты находился колодец, в котором стояла трюмная помпа (как мы знаем, полной водонепро ницаемости деревянного корпуса добиться не удавалось). В средней части корпуса располагался камбуз, состоявший из деревянной камеры, выложенной изнутри кирпичом. Камбуз часто заливало, поэтому горячую пищу команда получала только в спокойную погоду. В средней части судна была предусмотрена специальная площадка, на которой в особом деревянном ящике хранился компас. Около фок-мачты находился брашпиль для подъема якоря.

Высокая кормовая надстройка была двухъярусной. В верхнем ярусе (тодилье) находилась каюта Христофора Колумба, руководителя экспедиции. В нижнем ярусе (тольде) хранилось различное корабельное имущество: канаты, якоря, блоки.

В носовой, одноярусной, надстройке размещались матросы. Другая часть матросов жила в трюме. Только для адмирала Колумба и нескольких избранных имелись постели. Подвесные койки появились только в XVI в. (кстати, прототипом для них стали индейские гамаки, с которыми Колумб и его спутники познакомились в Америке). Основная часть экипажа ютилась в тесных помещениях, в тяжелых условиях. Матросы спали где попало: на досках, ящиках, подстилая под себя собственную одежду или вообще не раздеваясь.


На Санта-Марии были две шлюпки: 14-весельный баркас и восьмивесельный катер . Шлюпки помещались в средней части судна, на палубе, в нос от грот-мачты. Чтобы облегчить подъем шлюпок на борт, в фальшборте (в районе расположения баркаса и катера) предусматривались специальные вырезы.

На каравелле было много небольших пушек, стрелявших в основном каменными ядрами: четыре 20-фунтовых, шесть 12-фунтовых, восемь шестифунтовых и т. д.

Особенностью каравелл Колумба является тип их парусного вооружения . Первоначально на каравеллах ставили треугольные, так называемые латинские паруса , но к началу эпохи Великих географических открытий все более широкое распространение стали получать прямые паруса , которые при попутном ветре позволяли достигать большей скорости.

При выходе из Испании Санта-Мария и Пинта несли прямые паруса и только Нинья - латинские. Но при первой же стоянке на Канарских островах латинские паруса Ниньи были заменены прямыми. И, видимо, успех плавания каравелл Колумба, которые благополучно пересекли Атлантический океан и достигли берегов Америки, был еще одним доводом в пользу кораблей с прямым парусным вооружением. В последующие века стали создавать огромные многомачтовые корабли с пятью-шестью ярусами прямых парусов.

Все корабли Колумба отличались легкостью, маневренностью, хорошей остойчивостью, но больше всего адмирал любил Нинью и считал ее прекрасным судном. По формальным признакам Колумб должен был сделать Санта-Марию флагманским кораблем: ее водоизмещение было больше суммарного водоизмещения двух других каравелл Ниньи и Пинты.

Мы не будем останавливаться на описании каравелл Ниньи и Пинты , потому что по архитектурному типу и общему устройству они практически не отличались от флагманского корабля. Хотя даже на фоне кораблей того времениСанта-Мария, Нинья и Пинта считались небольшими, каравеллы сумели пересечь огромный, еще неведомый европейским мореплавателям океан (если не считать плаваний викингов). Впоследствии немало несравненно более крупных парусных судов, а затем

пароходов и теплоходов не выдерживали сурового испытания, который устраивала им Атлантика, и погибали.

Одной из главных заслуг Христофора Колумба и его спутников, видимо, следует считать не только открытие новых земель Америки (Америка уже была открыта викингами), а отважный переход через Атлантический океан.

Христофор Колумб родился в 1451 г. в семье простолюдина-шерстяника в итальянском городе Генуе, хотя честь считаться родиной Колумба оспаривала и Испания, и Португалия, и Франция, и даже... Англия.

Колумб родился на рубеже средневековья и возрождения, и в его личности сочетались черты, характерные для людей обеих эпох: с одной стороны, это был человек пытливого ума и широких взглядов, эрудированный в самых различных областях знаний, свободно владеющий четырьмя языками. С другой стороны, - религиозный фанатик. Отважный мореплаватель, человек, тонко чувствующий красоту природы и в то же время жестокий к местному населению вновь открытых земель, способный травить собаками местных жителей, продавать их в рабство.

Колумб в юношеском возрасте стал матросом и много плавал на торговых генуэзских кораблях. В 1476 г. во время морского сражения генуэзский корабль , на котором плавал Колумб, погиб, и раненый юноша с трудом добрался до португальского берега.

С этого времени Португалия на много лет стала его родиной. В этой стране Колумб стал профессиональным моряком, и прошел все ступени морской службы от матроса до капитана, отлично освоил практическое судовождение, изучил астрономию и географию. На португальских торговых судах Колумб ходил от Северного полярного круга почти до экватора и от Эгейского моря на востоке до Азорских островов на западе.


Колумб был хорошо знаком с записями, картами, судовыми журналами известного в то время путешественника Мониса де Перестрелло, на дочери которого он был женат. Колумб изучил записки Марко Поло, географические карты, которые мог достать. По утверждению некоторых биографов в 1477 г. Колумб совершил путешествие в Исландию и собирал легенды и другие сведения об открытии Америки викингами. Великий мореплаватель изучал труды Аристотеля, Сенеки, Плиния, которые доказывали, что в Индию можно попасть, двигаясь не на восток, а на запад, потому что земля круглая. Колумб внимательно слушал рассказы жителей Азорских и Канарских островов о том, что иногда течение прибивало к их берегам плоды неведомых деревьев, диковинные изделия из дерева и даже трупы краснокожих людей.

Постепенно у Колумба сложилось твердое убеждение: на западе, по другую сторону Атлантического океана, лежит Китай, а недалеко от него - Индия. Стало быть, если плыть по Атлантическому океану на запад, то можно достичь берегов Индии, и этот путь будет несравненно более коротким и легким, чем плавание на восток, вокруг мыса Доброй Надежды.

Предложение Колумба снарядить экспедицию в Атлантический океан и попытаться, следуя на запад, открыть новый путь в Индию, долго нигде не получало поддержки: ни в Португалии, ни в Италии, ни в Англии, ни во Франции. Слишком глубоко укоренилось в сознании людей то представление о строении мира, которое было

сформулировано античным мыслителем Птоломеем: земля плоская, со всех сторон она омывается океаном, и тот, кто приблизится к краю океана, провалится в бездну.

В 1486 г. Колумб, живший в эти годы в Испании, получил первую аудиенцию у испанской королевы Изабеллы . На свое предложение снарядить экспедицию к противоположному берегу Атлантического океана Колумб не получил отрицательного ответа, но решение вопроса затянулось на целые шесть лет. И только 17 апреля 1492 г. король и королева Испании подписали с Колумбом договор. Согласно этому договору Колумб, если он откроет новые земли, должен был получить звание адмирала и назначение вице-королем и главным правителем всех земель, которые он откроет. Король Фердинанд и королева Изабелла обещали Колумбу десятую часть всех богатств, которые он добудет в заморских землях.

Колумб выезжает в порт Палос и начинает готовить экспедицию. Город Палос провинился перед королем и был обязан снарядить два корабля для экспедиции Колумба. Третий корабль снарядил сам Колумб. В Палосе жил хорошо знакомый Колумбу глава большого рода потомственных мореплавателей Мартин Алонсо Пинсон, владелец верфей, кораблей и искусный капитан, не раз выходивший в Атлантический океан. На него Колумб возлагал особые надежды.

Надежды Колумба на семью Пинсонов оправдались. В первом плавании Колумба командные должности занимали несколько человек из этой семьи: сам Мартин Алонсо командовал Пинтой , шкипером на этом корабле был младший брат Мартина Франсиско, капитаном Нин ьи был Винсенте Яньес Пинсон.

Активное участие в экспедиции приняли члены друга семьи потомственных моряков и судовладельцев Ниньо. Представители родов Пинсонов и Ниньо очень помогли Колумбу привлечь к участию в экспедиции опытных моряков, подобрать сильную команду, что в конечном счете обеспечило успех плавания.

Всего наСанта-Марии, Нин ье и Пинте отправилось в плавание 90 человек. В состав экспедиции вошло несколько должностных лиц: полномочный инспектор ко роны, который должен был следить за строгим соблюдением условий договора; нотариус, которому надлежало оформлять юридическим документом присоединение новых земель как собственность испанской короны; переводчик, знающий некоторые восточные языки (ведь экспедиция намеревалась попасть в Индию).

Первая экспедиция. 3 августа 1492 г. корабли Колумба вышли из порта Палос и взяли курс на Канарские острова. На этом переходе Пинта дважды поломала руль, и в ее корпусе обнаружилась течь. Пришлось надолго задержаться в Лас-Пальмасе, где был произведен основательный ремонт, включающий, как мы уже говорили, замену латинского парусного вооружения Ниньи прямыми парусами.

Лишь спустя месяц, 6 сентября 1492 г. корабли Колумба вышли из Лас-Пальмаса и взяли курс на запад.

Начался переход через Атлантический океан. Плавание было долгим и мучительным. Мы уже говорили об условиях жизни матросов на кораблях XV в., об отсутствии элементарных удобств, духоте, грязи. Рацион не отличался разнообразием: вяленое мясо, растительное масло, бобы, горох. Из-за отсутствия витаминов люди жестоко страдали от цинги.


Во время плавания Колумб и его спутники пользовались самыми примитивными приборами, которые позволяли очень приближенно определять широту места. Поэтому, чтобы не заблудиться, мореплаватели спускались до определенной широты и двигались по ней строго на запад.

Время отсчитывали по песочным часам «ампольетам». Точность этих часов зависела от добросовестности дежурного юнги, который должен был каждые полчаса переворачивать их. Разумеется, ошибки подобного «хронометра» были колоссальными.

Настроение команды было мрачным, близким к отчаянию: ведь каравеллы с каждым днем все дальше уходили от родных берегов, навстречу полной неизвестности, к краю света, как считали многие. Ужас охватил людей, когда каравеллы вошли в Саргассово море: зеленые водоросли казались им зловещими щупальцами чудовищ, которые хотели увлечь корабли в бездну.

Больше месяца люди находились в открытом океане. Плавание было тяжелым испытанием на выносливость, в первую очередь психологическую. Но вот навстречу каравеллам начали попадаться ветви, обтесанные доски, стаи птиц. Стало очевидно, что близко земля. Христофор Колумб приказал всем внимательно вглядываться в

горизонт и обещал первому, кто увидит берег, подарить шелковый камзол и пожизненную пенсию 10 000 мараведи (26,5 дуката).

В 2 ч ночи 12 октября 1492 г. матрос Родриго де Триана с Пинты радостно прокричал: «Земля!». С корабля просигналили выстрелом из пушки. На каравеллах убрали паруса, и на рассвете корабли подошли к живописному зеленому острову, одному из группы Багамских островов, которому Колумб дал имя Сан-Сальвадор (Святой

Спаситель).

Так началась цепь удивительных открытий. Каравеллы Колумба , медленно двигаясь вдоль Багамского архипелага, чуть ли не ежедневно открывали большие и малые острова. Путешественники любовались богатейшей природой, диковинными растениями и животными.

«Эти острова очень зеленые и плодородные, - писал Колумб, - воздух здесь приятен... Видел я много деревьев, которые весьма отличаются от наших... и так все это необычно, что кажется величайшим на свете дивом. И каково же разнообразие этих форм и видов!».

Но цель экспедиции была отнюдь не в том, чтобы изучать новые земли В дневнике Колумб вполне откровенно пишет: «Я иду далее только ради золота и

пряностей... Желаю проникнуть на многие острова, чтобы найти золото...».

Узнав от местных жителей, что южнее есть острова, где сосредоточены «несметные» запасы золота, Колумб устремился на юг и открыл огромный остров (Кубу). Записи в дневнике Колумба полны восхищения этим прекрасным островом.

Продолжение на странице

Три судна Христофора Колумба - первые европейские корабли, которые в 1492г. пересекли Атлантику, открыв земли Нового Света: Багамские острова, Кубу и Эспаньолу (Гаити). Каравеллы «Пинта» и «Нинья», водоизмещением в 60 тонн каждая, обладали хорошими мореходными качествами.

Это были однопалубные суда с высокими бортами и надстройками на носу и корме. «Нинья» несла треугольные латинские паруса, а «Пинта» - прямые. Впоследствии такими же парусами, предпочтение которым обычно отдавалось при полных курсах, оснастят и «Нинью». Третий корабль флотилии, небезызвестная «Санта-Мария», не была каравеллой. Зафрахтованная у галисийского капитана Хуана де ла Коса, она представляла собой стотонную каракку.

Словом, это были корабли своего времени и установленные ими рекорды до сих пор вызывают восхищение у мореплавателей. Флотилия адмирала Колумба была сильна и вынослива, чего нельзя сказать об экипаже. Тридцать дней в открытом море - и никакой земли! Плыть дальше казалось безумием. Назревал бунт.

Чтобы успокоить моряков, капитан дает обещание повернуть, если в течение следующих трех дней они так и не увидят земли. На что надеялся Колумб, устанавливая этот срок? Наверняка, не только на интуицию. Признаки близкой суши были налицо. Все чаще встречались водоросли, стаи птиц садились на мачты, и когда в ночь с 11 на 12 октября с «Пинты» раздался крик: «Земля!», адмирал Колумб уже не сомневался, что его мечта сбылась.

«Нинъя», одна из каравелл Колумба

Вслед за Колумбом на берега Нового Света устремились испанские конкистадоры - завоеватели и колонизаторы. Спустя всего полвека во владении Испании оказались вся Мексика, Центральная Америка и даже часть Южной вместе с широкой полосой земель от Карибского моря до мыса Горн.

Обретенные богатства - огромные запасы золота, серебра и меди, оказавшиеся на захваченных землях, - надменная родина Колумба не захотела делить ни с кем. «Карибское море - закрытое море», - провозгласили испанцы, введя жестокую монополию на торговлю с Новым Светом. Однако уже в первой четверти XVI в. Англия и Франция задумывают перекроить мир по-своему. Огромную роль в борьбе за морское господство сыграли пираты, вышедшие на большую морскую дорогу с ведома и благословения высочайших особ своих государств.

Реконструкция «Санта-Марии», выполненная в наше время

Пожалуй, самым жестоким и удачливым корсаром можно назвать Френсиса Дрейка. Навсегда затаив обиду на вероломных испанцев, «конфисковавших» его торговое судно у берегов Африки, капитан Дрейк создает небольшую эскадру и совершает свой первый налет на Карибское побережье.

Грабя испанские города и захватывая один за другим корабли с сокровищами, он щедро делится добычей с английской казной. Неудивительно, что королева Елизавета, которая становится основной пайщицей корсарской «фирмы» Дрейка, в расчете на крупные дивиденды выдает ему официальное разрешение активно препятствовать испанской торговле в Тихом океане.

Реконструкция судна «Золотая лань» Френсиса Дрейка

Елизаветы оправдались: пиратский вояж 1577- 1580 гг. принес Дрейку четыре тысячи семьсот процентов чистой прибыли, львиную долю которой, разумеется, получила английская королева. Не из простой любознательности, а силою обстоятельств, спасаясь от преследования испанских кораблей, Дрейк совершает второе, после Магеллана, кругосветное путешествие.

Первым из европейцев он доходит до реки Колумбия и южной оконечности острова Ванкувер, после чего, направив свой корабль через тихоокеанские воды, оставляет позади Марианский архипелаг и достигает Тернате - одного из Молуккских островов. Оттуда, миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, Дрейк вернулся в родной Плимут.

Португальская каравелла

Княвдигед - выступающая вперед верхняя часть форштевня, зачастую украшалась резной фигурой.

Шкафут - часть верхней палубы между баком и шканцами.

Ют - часть палубы между! бизань-мачтой и кормовым флагштоком.

Стеньга -рангоутное дерево, служащее продолжением мачты.

Румпель -рычаг, насаженный на голове руля и служащий для его перекладки.

Марсы - площадка на топе составной мачты, служит для разноса стенъ-вант и местом работ при постановке и уборке парусов.

Верным спутником Дрейка в морских скитаниях было судно «Пеликан», впоследствии за свои прекрасные мореходные качества переименованное корсаром в «Золотую лань». Новое имя, однако, не изменило облика корабля: нарисованный на его корме пеликан еще долго продолжал кормить своих птенцов, а скульптурное изображение гордой птицы по-прежнему украшало выступавший на носу судна княвдигед.

Легендарная «Золотая лань» представляла собой небольшой 18-пушечный корабль длиной около 18м. Ладно сработанный набор из дубовых шпангоутов и обшивка, выполненная из твердых пород дерева, придавали судну особую прочность. На шкафуте между трапом, идущим с короткого бака, и грот-мачтой находились две пушки - по правому и левому борту Три легких фальконета, помещенных на специальные вертлюжные установки, вели огонь по судам противника, а в случае абордажа разворачивались и могли стрелять вдоль палубы.

Возвышение на палубе между грот- и бизань-мачтами получило название шканцев. Отдыхать на шканцах дозволялось только капитану. Два трапа вели на высокий ют. Трехмачтовое парусное вооружение корабля отвечало последним веяниям своей эпохи. На блинд-рее, под высоко поднятым бушпритом красовался блинд-парус. Фок- и грот-мачты, несшие прямые паруса, состояли из двух частей - к так называемой нижней мачте крепилась стеньга, которая держала флагшток. Короткая бизань вооружалась косым латинским парусом. Для управления навесным рулем все еще использовали румпель, заменявший штурвал.

Испанский галион «Флемиш». 1593г.

Крюйсель - второй снизу прямой парус на бизань-мачте.

В XV в. словом «cannone» (пушка) начинают называть артиллерийское орудие любого типа и размера. Самыми мелкими из них были фальконеты, мушкеты (постепенно превратившиеся в ручные ружья) и судовые бомбардели, которые стреляли каменными или железными ядрами. Пушки малого калибра размещались на фальшборте и удерживались поворотными вилками - вертлюгами.

Во время боя их ставили на квартердеке, баке и марсах мачт. Для того чтобы придать судну дополнительную остойчивость, тяжелые картауны и длинноствольные крупнокалиберные кулеврины располагали на нижней палубе. Постепенно пушечные стволы начинают отливать вместе с цапфами - цилиндрическими выступами, позволявшими наводить орудие в вертикальной плоскости.

Французский пинас XVII в.

К середине XVI в. термин «каракка» выходит из употребления, а большой парусник с тремя или четырьмя мачтами начинают величать просто «судном». Разновидностью нефов тех времен были португальские и французские каравеллы, а также испанские галионы. На морях доминируют крупные парусные суда, вооруженные артиллерией различного калибра.

Отношение длины корпуса к его ширине возросло и составляло от 2:1 до 2,5:1, благодаря чему улучшились мореходные качества парусников. Составные мачты одновременно несли несколько парусов. Корабелы увеличили площадь марселей и крюйселей - и управление судном стало намного проще, а сам парусник - неожиданно резвым и маневренным.

«Грейт Гарри». 1514г.

Не так давно со дна реки Хембл были подняты останки такого корабля, имевшего клинкерную обшивку. По убеждению специалистов, найденный парусник - не что иное, как знаменитый «Грейт Гарри» английского короля Генриха XVIII, построенный в 1514 г. Наверное, «Гарри» был последним большим судном с водоизмещением 1000 тонн, которое обшивалось внакрой с применением деревянных нагелей.

Старые технологии отходили в прошлое, и в XVI в. на севере Европы появляется новый тип парусного судна - трехмачтовый пинас водоизмещением 100-150 (а впоследствии до 800) тонн. Небольшой пинас в основном использовался как грузовое судно, а потому был вооружен только 8-10 пушками.

Много общего с пинасом имел португальский галион, охотно позаимствованный испанцами, англичанами и французами и ставший к концу столетия основой всех сильных европейских флотов. Особенностью галиона являлся острый корпус, длина которого по килю (около 40м) почти в четыре раза превышала его ширину На смену тяжелой кормовой надстройке, характерной для каракки, пришла узкая и высокая, вмещавшая до семи палуб, в которых располагались каюта капитана, крюйт-камера (пороховой погреб) и складские помещения.

Пятьдесят-восемьдесят пушек, установленные на двух батарейных палубах, обстреливали врага через порты. Носовая надстройка сдвинулась к центру, а на носу был оборудован таран, который со временем превратился в гальюн, украшенный носовой фигурой. На корме располагались одна-две галереи; позже их стали застраивать и стеклить. Сборную конструкцию мачт усилили брам-стеньгами. На грот- и фок-мачтах обычно поднималось по три паруса (главный, марсель и брамсель). Бизань и бонавентур-мачты имели косые паруса - латинские, а на носу натягивали еще один прямой парус, получивший забавное название «артемон».

Из-за высоких бортов и громоздких надстроек галионы обладали невысокой мореходностью. Экипаж галиона, как и полагалось тогда крупному военному кораблю водоизмещением 500-1400 тонн, доходил до 200 человек. Нередко галионы доставляли переселенцев в Америку, возвращаясь назад с грузом драгоценных металлов - лакомым куском для многочисленных морских пиратов, от всевидящих глаз которых, казалось, невозможно было ускользнуть.

Гальюн - свес в носовой части парусного судна, по бортам которого устраивались отхожие места для команды.

Бонавентур-мачта - четвертая мачта, располагалась на корме за бизань-мачтой и несла латинский парус.

"Нинья ", "Пинта ", "Санта-Мария " - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.

После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.

Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно? Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре – неоправданно дорого. А вот три – в самый раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны , (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях. Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.

Что такое каравелла

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

Происхождение названия "каравелла"

caravel – lat . / caravela - port . / carabela - hisp ./ caravella - it ./

Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara – дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).

Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла

Смотрите сами: / his. / carabela = корабль

Типовая конструкция каравеллы

Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот -мачты и бизань -мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок -мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение – несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.

Какую скоростьразвивали каравеллы

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.

Мореходные качества каравеллы

Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот- мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> При крутом бейдевинде , (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.

каравелл

Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну .

Точно известно, что не сохранилось ни одного чертежа или рисунка хотя бы одного из кораблей первой экспедиции Колумба. И как в действительности выглядели «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» не знает никто. Исследователи попытались восстановить их внешний вид и конструкцию по косвенным свидетельствам и словесным описаниям. Поэтому всё, что вы прочтете ниже, это предположительные описания судов, осенью 1492 года.

«Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров. Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке - треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение "Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” - «Рождество».

К", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">ак вы уже знаете, не сохранилось ни одного подлинного изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая копия «Санта-Марии». В 20-м веке был выполнен еще целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии» в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между караккой и каравеллой не существовало.

Как выглядела каравелла «Пинта»

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Про «Пинту» - второго по величине корабля флотилии, известно меньше всего подробностей. Скорее всего, это была типичная каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением 70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани - косой.

Что из себя представляла каравелла «Нинья»

Настоящее имя этого корабля было «Санта-Клара», а «Нинья» - всего лишь прозвище каравеллы, толи от испанского слова «детка», толи от имени владельца Хуана Ниньо. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Об этой каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения, которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует относиться как к любым неподтвержденным данным. Итак: по одним сведениям длина судна 17 метров, ширина - 5,5 метров, осадка около 2 метров, водоизмещение - 100 тонн, экипаж 40 человек; по другим сведениям «Нинья» имела водоизмещение 40-60 тонн, на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских островах для проведения ремонтных работ на «Пинте», а на "Нинье" в это время косые паруса заменили на такие же прямые, как на "Пинте".

«Нинья » - «Санта-Клара» участвовала и во второй экспедиции Колумба к а потом ходила туда еще раз, в 1499 г. на остров Гаити уже сама по себе, как частное лицо. По всеобщему утверждению - любимое судно Колумба.

Морские термины, использованные в тексте:

Латинский парус

По форме - прямоугольный треугольник. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Верхней шкаториной (гипотенузой) крепится к наклонной рее, передний или нижний конец которой доходит до палубы. В средние века латинский парус получил широкое распространение, благодаря способности судна с таким парусом ходить очень круто к ветру. Причём движущей силой при этом являлся не сам ветер, а подъемная сила крыла , как у самолета, только крыло, то есть парус, располагались не горизонтально, а вертикально.

Каракка = нао – просто большое парусное судно, больше каравеллы. Передние паруса прямые, задние – косые.

Фок-мачта – первая от носа корабля мачта.

Грот-мачта – вторая от носа корабля мачта.

Бизань-мачта – задняя мачта на 3-4 мачтовых судах с косым парусом для маневров.

Водоизмещение количество воды, вытесненной плавающим судном.

Бак – часть верхней палубы от носа до первой мачты.

Бейдевинд – курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90°. Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется «подъёмной силой».

Шкаторина – любой край паруса.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шхуна Шхуна
– тип парусного корабля, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Имеет много разновидностей. Было основным судном пиратов Карибского моря и побережья Америки в 16-17 веках.

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы