» » Кирилл пирогов. Кирилл Пирогов: «На сцене ничто не спасает, кроме работы Кирилл Пирогов в фильме "Дневник убийцы"

Кирилл пирогов. Кирилл Пирогов: «На сцене ничто не спасает, кроме работы Кирилл Пирогов в фильме "Дневник убийцы"

Кирилл Альфредович Пирогов. Родился 4 сентября 1973 года в Тегеране (Иран). Российский актёр театра и кино, композитор. Заслуженный артист РФ (2005).

Отец - Альфред Пирогов, в прошлом сотрудник советского Внешторга, занимался экспортом и импортом тяжёлой дорожной и строительной техники.

Именно во время командировки отца в Иран, где он работал в представительстве советского Внешторга, и родился Кирилл.

Мать была домохозяйкой, занималась семьей.

После Тегерана семья жила в столице Венгрии Будапеште. Затем вернулись в Москву.

Учился в спецшколе с углубленным изучением английского и французского языков. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Занимался спортом - фехтованием.

В старших классах стал посещать театральную студию, которой руководил Сергей Зиновьевич Казарновский.

Несмотря на то, что родители видели его студентом университета (МГУ или МГИМО), Кирилл выбрал актерскую профессию.

В 1994 году окончил училище им. Щукина, курс Владимира Иванова.

После окончания училища стал актером Театра «Мастерская Петра Фоменко». К слову, он стал первым, кого взяли в театр «со стороны».

Среди театральных работ Кирилла Пирогова в Театре «Мастерская Петра Фоменко»: «Шум и ярость» по роману У. Фолкнера - Квентин; «Балаганчик» - Человек в пальто, Первый мистик, Черный плащ; «Таня-Таня» Оли Мухиной - Мальчик «Двенадцатая ночь» У. Шекспира - Антонио, Себастьян; «Месяц в деревне» И. С. Тургенева - Беляев; «Чичиков. Мёртвые души, том II» по Н. В. Гоголю - Генерал-губернатор; «Приключение» М. Цветаевой - 2-й испанец, 2-й француз; «Владимир III степени» по Н. В. Гоголю - Петр; «Варвары» М. Горького - Лукин; «Танцы на праздник урожая» Б. Фрила - Майкл; «Безумная из Шайо» Ж. Жироду - Уличный музыкант; «Война и мир. Начало романа. Сцены» по роману Л. Толстого - Долохов, Николай Ростов; «Отравленная туника» Н. Гумилёва - Имр; «Три сестры» А. П. Чехова - Тузенбах; «Носорог» Э. Йонеско - Беранже; «Сказка Арденнского леса» Ю. Кима по комедии У. Шекспира «Как вам это понравится» - Жак-меланхолик; «Волки и овцы» А. Н. Островского - Горецкий; «Триптих» по произведениям А. С. Пушкина - Лидин, Дон Гуан, Фауст; «Семейное счастие» по повести Л. Н. Толстого - Француз, Кавалеры на балу; «Театральный роман (Записки покойника)» по М. Булгакову - Сергей Леонтьевич Максудов; «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира - Френсис Дудка.

Имеет множество театральных наград. Лауреат премии им. К. С. Станиславского в номинации «Мастерство актёра» (мужская роль). Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» - за актёрский ансамбль спектакля «Три сестры» (2004). Лауреат премии «Молодёжный Триумф» 2004 г. Премия «Чайка-2006» в номинации «Главный герой» за роль Беранже в спектакле «Носорог».

В 2007 году ему была присуждена Премия Москвы в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» за исполнение главной роли в спектакле «Три сестры». В 2008-м получил Премию фестиваля «Золотой Витязь» в номинации «Театр - Большая форма» («Лучшая мужская роль») за работу в спектакле «Носорог». В 2009 году был награжден Премией Станиславского.

В кино снимается с 1995 года, дебютировав в главной роли в фильме Георгия Данелия «Орёл и решка» , где он сыграл Олега Чагина. Фильм принес актеру первую узнаваемость и целый ряд призов: Премия «Ника-95» за лучший кинодебют; Премия кинокритиков за лучший актёрский кинодебют на кинофестивале в Гатчине «Литература и кино»; Диплом кинопрессы за лучший актёрский дебют 1995 года.

Кирилл Пирогов в фильме "Орёл и решка"

Широкую популярность ему принесла роль Ильи Сетевого в фильме «Брат 2» Алексея Балабанова.

Следующим успехом стала роль Николая Воинова в исторической драме «Дневник убийцы» . За эту работу он получил Премию «За лучшее исполнение главной мужской роли» на Четвертом фестивале телевизионного художественного кино «Сполохи» (2003).

"Мы пытались сделать наш сериал не низким. Цели, которые мы ставили, были выше, чем можно подумать. Планка была необыкновенно, нереально высокой. Материал позволял. И снимали мы «Дневник убийцы» не как сериал, а как кино. А кино - это искусство", - говорил он о своей работе в проекте.

Кирилл Пирогов в фильме "Дневник убийцы"

Заметными стали работы в проектах «Красная капелла» (Гилель Кац), «Агитбригада "Бей врага!"» (Вадим Алексеевич), «Исчезнувшие» (майор Топорков), «Обитаемый остров» (Деверь), «Откровения» (инспектор Олег Листок).

В 2012 году сыграл роль Антона Павловича Чехова в картине «Поклонница» . За эту работу он получил Приз за лучшую мужскую роль имени Михаила Ульяновa 10-го Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера».

Кирилл Пирогов в фильме "Поклонница"

В активе актера главная роль в мелодраме «Раскоп», в которой он исполнил роль писателя-неудачника Пашу. В 2017-м ему была предложена главная роль в детективном триллере Вано Бурдули «Территория».

Кирилл Пирогов реализовал себя и в качестве композитора, написав музыку для нескольких фильмов: «Питер FM», «Откровения», «Раскоп» и др.

"У меня нет сильного желания сыграть какую-то определенную роль в театре или в кино, чтобы я этой роли рьяно добивался. Жизнь как-то сама предлагает... А мечтать о чем-то не получается, потому что работы много. И можно мечтать только о том, чтобы сделать ее хорошо", - говорит актер.

Рост Кирилла Пирогова: 176 сантиметров.

Личная жизнь Кирилла Пирогова:

Состоит в отношениях с коллегой по театру «Мастерская Петра Фоменко» актрисой .

Фильмография Кирилла Пирогова:

1995 - Орёл и решка - Олег Чагин
1995 - Самодельная истина (короткометражный)
2000 - Ростов-папа - Коля
2000 - Брат-2 - Илья Сетевой, боевой товарищ Данилы
2001 - Таня-Таня (фильм-спектакль)
2001 - Сёстры - бандит, преследующий девочек
2002 - Дневник убийцы - Николай Воинов, студент
2002 - Александр Пушкин
2002 - Азазель - Николай Ахтырцев
2003 - Прогулка - уличный музыкант
2004 - Красная капелла (Sarkanā Kapela) - Гилель Кац
2004 - Волки и овцы (фильм-спектакль) - Клавдий Горецкий
2005 - Жмурки - Палач, подручный Михалыча
2005 - Доктор Живаго - Михаил Гордон, друг детства Юрия Живаго
2006 - Питер FM - Глеб
2007 - Наблюдатель (Beholders, The) (не был завершен) - Тузов, карманник
2007 - Фома. Поцелуй через стекло (документальный)
2007 - Агитбригада "Бей врага!" - Вадим Алексеевич, московский художник
2008 - Игра - Олег Павлович Кузьмин, технический директор
2009 - Утро - клиент
2009 - Рокеры
2009 - Обитаемый остров. Схватка - Деверь
2009 - Обитаемый остров - Деверь
2009 - Исчезнувшие - Топорков, майор, командир группы, сопровождающей обоз
2009 - Адмиралъ - эсер-боевик
2011 - Откровения - инспектор Олег Листок, частный детектив
2011 - Нонна Гришаева. "Я из Одессы, здрасте!" (документальный)
2012 - Триптих (фильм-спектакль)
2012 - Поклонница - Антон Павлович Чехов
2014 - Раскоп - Паша, курьер, мечтающий стать писателем
2015 - Сон в летнюю ночь (A Midsummer Night"s Dream) (фильм-спектакль) - Фрэнсис Дудка, починщик мехов
2016 - Разбуди меня (Wake Me Up) - Стас
2017 - Территория

Кирилл Пирогов родился 4 сентября 1973 года в Тегеране, хотя в свидетельстве о рождении и написано, что он родился в Москве. Своё детство Кирилл называет хорошим и светлым. Как все дети он был то хитрым, то прилежным. Взрослые его любили. Отец Кирилла был часто занят, - он занимался экспортом товаров, которые вывозили из Советского Союза. Зато мама очень много времени уделяла детям. Учился Кирилл в хорошей английской спецшколе, где и научился непринуждённо говорить по-английски и по-французски. Кроме того, мальчик окончил и музыкальную школу. А еще он успевал заниматься фехтованием и посещал театральную студию под руководством Сергея Зиновьевича Казарновского. Короче говоря – интересы у него были самые разнообразные. Что же до будущей своей профессии, то об актёрстве Пирогов, несмотря на занятия в театральной студии, долгое время всерьез не задумывался, его больше прельщала карьера дипломата. И все же в один прекрасный день юноша решил, что будет поступать в театральное, а именно в Щукинское училище. Решил – и прошел с первого раза на курс к Владимиру Иванову. На выходе из училища молодому актеру подфартило - Кирилл Пирогов попал в знаменитый ГИТИСовско-щукинский спектакль «Шум и ярость» по Фолкнеру. После чего он был зачислен в труппу театра прозрачно-психологической направленности, вотчину ГИТИСа, свежеобразованную «Мастерскую Петра Фоменко». Кирилл Пирогов стал первым и единственным щукинцем, которого тогда со стороны принял под своё крыло знаменитый режиссёр. Кирилл признается, что ему нравится работать в «Мастерской Петра Фоменко». Здесь он играет разные роли: и лихого негодяя Клавдия Горецкого в «Волках и овцах» по Островскому, и легкомысленного Долохова и добропорядочного русского дворянина Николая Ростова в «Войне и мире» Льва Толстого. На его актерском счету роль студента Беляева в «Месяце в деревне», уличного музыканта в «Безумной из Шайо» и Майкла в драматической хронике Фрила «Танцы на празднике урожая». С кино Кириллу Пирогову тоже, смело можно сказать, повезло. Середина 90-х – российский кинематограф в полном упадке, хороших фильмов практически не снимается, и тут - главная роль в фильме самого Георгия Данелии. В его неспешном, неторопливом фильме «Орел и решка» актер сыграл идеалиста – героя дней минувших, живущего по воле автора в нынешнем времени. Пироговский Олег – романтик. Он не ультрасовременен, но внутри живой. У него нет радиотелефона и лимузина, но при этом он совершенно нормальный, искренний человек. Может быть, он чуть-чуть отсталый, но он неподдельный. Сам актер, признается, что поначалу очень волновался, - как ни как первая роль и сразу у такого мэтра. Но Данелия оказался очень внимательным и заботливым режиссером. Он много и подробно работал с молодым актером, передавая свой бесценный опыт, за что Кирилл Пирогов ему очень благодарен. Картина была тепло встречена и зрителями и критиками. За свою дебютную работу Кирилл был удостоен Диплома кинопрессы и Приза жюри Гатчинского кинофестиваля «Литература и кино».

Заслуженный артист России (2005).

В детстве занимался в театральной студии под руководством Сергея Зиновьевича Казарновского, окончил музыкальную школу. Свободно говорит по-английски и по-французски.

В 1994 году окончил ВТУ им. Щукина (курс В.Иванова).
Работает в Московском театре "Мастерская Петра Фоменко".

В кино дебютировал в 1995 году, сыграв главную роль в фильме Георгия Данелия "Орел и решка", но настоящую популярность актеру принесла роль Ильи Сетевого в фильме "Брат-2" А.Балабанова. Зрительскую любовь Кирилл также заслужил и исполнением главной роли в сериале "Дневник убийцы" К.Серебренникова. Не остались незамеченными и немой Кац в сериале "Красная капелла" и Палач в беспредельной комедии А.Балабанова "Жмурки".

театральные работы

Квентин - "Шум и ярость", 1993
Мальчик - "Таня-Таня", 1996
Себастьян - "Двенадцатая ночь", 1995
Беляев - "Месяц в деревне", 1996
Генерал-губернатор - "Чичиков. Мертвые души, том II", 1998
Долохов и Николай Ростов - "Война и мир. Начало романа. Сцены", 2001
Майкл - "Танцы на праздник урожая"
Уличный музыкант - "Безумная из Шайо"
Имр - "Отравленная туника"
Тузенбах - "Три сестры", 2004
Кавалер на балу, француз - «Семейное счастие»
Горецкий - «Волки и овцы»
Беранже - «Носорог»
Жак-меланхолик - «Сказка Арденнского леса»
Человек в пальто - «Балаганчик»
Петр - «Владимир Третьей Степени»
Испанец - «Приключение»
Антонио, Себастьян - «Двенадцатая ночь»
Лидин, Дон Гуан, Фауст - "Триптихъ"
Максудов - "Театральный роман", 2012

Участвовал в сценической постановке оратории Артюра Онеггера "Жанна д"Арк на костре" (реж. К.Серебренников) в рамках международного музыкального фестиваля "Владимир Спиваков приглашает…" (2005).

призы и награды

Премия "Ника-95" за лучший кинодебют (за фильм «Орел и решка») (1995).
Премия кинокритиков за лучший актерский кинодебют на кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине (1996, за фильм «Орел и решка»).
Диплом кинопрессы за лучший актерский дебют 1995 года

Премия «За лучшее исполнение главной мужской роли» на Четвертом фестивале телевизионного художественного кино "Сполохи" в 2003 году.

Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» - за актерский ансамбль спектакля «Три сестры» (2004).

Лауреат премии «Молодёжный Триумф» 2004 г.

Премия «Чайка-2006» в номинации «Главный герой» за роль Беранже в спектакле «Носорог».

Был номинирован, как лучший композитор, за музыку к фильму «Питер FM» на Российскую национальную кинопремию «Золотой орёл-2006», национальную премию Российских кинокритиков «Белый слон-2007» и кинопремию «Ника-2007».

Премия Москвы в области литературы и искусства в 2007 г. в номинации “Театральное искусство” за исполнение главной роли в спектакле «Три сестры».

2008 г. - Премия фестиваля «Золотой Витязь». Номинация «Театр - Большая форма» «Лучшая мужская роль» за работу в спектакле «Носорог», а весь актерский состав «Носорога» отмечен Дипломом за «Лучший актерский ансамбль».

Лауреат премии Станиславского (2009).

Приз за лучшую мужскую роль имени Михаила Ульяновa 10-го Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера» за роль Чехова в фильме «Поклонница» 2012 г.

» Кирилла Пирогова представить этот театр просто невозможно. Он занят почти во всех спектаклях Мастера, и сейчас уже мало кто вспоминает, что Пирогов – первый, кто попал к Фоменко извне, из другой « школы». Да так и остался в « Мастерской», с которой неразрывно связана вся его актерская жизнь. Недавно с благословения Петра Наумовича Кирилл Пирогов успешно попробовал себя и в режиссуре – выступил соавтором спектакля « Театральный роман». А в этом творческом сезоне стал режиссером возобновления постановки Петра Фоменко « Безумная из Шайо».

- Кирилл, сейчас, спустя два десятка лет, как вы воспринимаете свой приход в « Мастерскую Фоменко»?
- Во всяком случае, не как что-то предопределенное. В моей жизни все могло пойти совершенно по-другому. Я учился в Щукинском училище, при Вахтанговском театре. Но мой мастер Владимир Владимирович Иванов вместе с Сергеем Васильевичем Женовачом затеяли выпуск совместного дипломного спектакля двух институтов – Щукинского и ГИТИСа, и Петр Наумович поддержал их идею. До сих пор не понимаю, как такое могло получиться, это просто нонсенс. Но спектакль « Шум и ярость» благополучно вышел, и я, в то время еще второкурсник, был занят в нем вместе с выпускниками Фоменко. Потом Иван Поповски пригласил меня в « Балаганчик» по Блоку, я как раз заканчивал учебу. Наверное, это были просто счастливые случайности.

- Случайности ли?
- Иначе я вряд ли попал бы в этот театр. Меня никто не приглашал в « Мастерскую» — я просто играл там в одном спектакле, потом еще в одном, и еще. Принимались за новую работу, меня занимали – больше мне было ничего не нужно. Я помладше ребят с курса Петра Наумовича, и они для меня были настоящие кумиры. Никогда не понимал, как они играют. А значит, не мог этому научиться. В какой-то момент мне показалось, что у меня ничего не выйдет, и я плюнул на попытку им подражать. Наверное, это было верное решение, потому что их секрет в том, что они всегда оставались самими собой. Помню, еще до своего ввода в « Волки и овцы», я смотрел этот спектакль раз тридцать – и совершенно не мог объяснить, как у них так здорово получается. А мой ввод на роль Горецкого, которого прежде прекрасно играл Иван Поповски, до сих пор – одно из самых ужасных воспоминаний в моей жизни, я думал, что никогда это не сыграю.

« Волки и овцы». Горецкий - Кирилл Пирогов

Видимо, звезды так распорядились, что в 1988 году Петру Наумовичу удалось набрать курс, из которого вырос абсолютно гармоничный ансамбль. А то, что меня вдруг волна туда забросила… Да, пожалуй, все-таки ничто не случайно. Но я не выбирал этот театр. Меня в нем просто как-то сразу приняли. И это решило все. Очень важно, когда тебя принимают.

- В « Сказке Арденнского леса» вы сами уже выступили как старший товарищ для своих коллег-стажеров?
- Это была их первая учебная работа с Петром Наумовичем, и для меня участие в ней запомнилось повышенной ответственностью и необходимостью относиться к себе особенно строго. Как сказала Людмила Васильевна Максакова, в актерской профессии нет былых заслуг. Каждый раз, когда ты выходишь на сцену, ничто тебя не спасет, кроме твоей работы. Такова жестокая правда этой профессии. И я прекрасно понимал, что молодые артисты смотрят, как я работаю, и просто не мог позволить себе расслабиться.

Те, кому посчастливилось побывать на репетициях Петра Наумовича, говорят, что он мог показать, как играть какую-то сцену – и это выглядело безупречно. Но потом он показывал ее совершенно по-другому – и это казалось еще точнее.
- Да, и повторить его было невозможно.

« Сказка Арденнского леса». Жак-меланхолик - Кирилл Пирогов

- А разве он показывал не то, что хотел увидеть от актеров?
- Сложно объяснить… Знаете, когда в сотый раз повторяешь сцену, каждый раз заново, – в какой-то момент перестаешь чего-то желать от себя, и это самое лучшее состояние. Но никто из артистов к этому не стремится, потому что нам важно сказать или привнести что-то свое. Однако когда, обычно уже на выпуске спектакля, всякие желания поисков в нас атрофируются – это самые чистые моменты репетиций. Сил чего-то хотеть не остается и внутри в это время рождается что-то подлинное. Петр Наумович такие вещи разъяснял индивидуально, потому что одному актеру противопоказано то, что необходимо другому. Насколько каждый из нас усваивал его уроки, мог оценить только он.

- До « Театрального романа» вы почти двадцать лет успешно проработали актером. Чем было вызвано желание попробовать себя в режиссуре?
- Желания как такового не было, все началось с полушутливой пробы. У нас в театре давно практикуются « вечера проб и ошибок», когда любой артист может предложить некий материал, который ему хочется сыграть. Иногда Петр Наумович рекомендовал продолжить работать над чем-то дальше. Мы взяли сцену первого визита Максудова в театр. Делали почти капустно, беззаботно, по большому счету иронизируя сами над собой. Потому что далеко ходить не надо, такие ситуации можно отыскать в любом театре. Поначалу это были домашние радости, набросали за месяц что-то веселое. Но, видимо, Петр Наумович увидел в наброске что-то большее и поверил, что с нашей компанией он сможет это сделать. 40 лет назад он начинал ставить « Театральный роман» в Петербурге, еще с артистами из разных театров. Тогда его постановку закрыли. Но если он что-то затевал, не мог бросить и пусть через годы, но возвращался к этому.

« Театральный роман (Записки покойника)». Максудов - Кирилл Пирогов

- Каким было продолжение работы?
- Петр Наумович предложил нам сделать еще кусочек, потом еще и еще. В результате мы каким-то совершенно непонятным образом за полгода собрали спектакль, даже придумали к нему первые декорации – из всего, что было под руками. После показа на Большой сцене Петр Наумович сказал, что можно и так играть. И если мы хотим оставить все, как есть, то остается только назначить день премьеры. А можно еще немного вместе посидеть и поразбираться с материалом. Конечно, мы согласились на дальнейший разбор! На это ушел год, за который от первоначального варианта мало что осталось. Петр Наумович отказался от прежнего оформления, полностью перевернул пространство – разрезал его, привнес воздух. Определил жанр, то есть показал, куда идти. Ведь внешне спектакль вовсе не кажется мистификацией. В нем очень много бытового, подчас фельетонного. Но в его атмосфере есть какая-то зыбкость, которая дает странные, совершенно не бытовые ощущения. Хотя изнутри мне трудно об этом судить в полной мере. Могу лишь сказать, что комический эскиз перерос в спектакль об отношении к театру и к жизни, в котором есть все – и прекрасное, и ужасное, и ненависть, и любовь. Как и в каждом человеке.

- Когда вы начали погружаться в творчество Булгакова, что нового для себя в нем открыли?
- Прежде всего, я, наверное, открыл для себя самого автора. Когда знакомишься с человеком, его творчество воспринимаешь уже иначе. Михаил Афанасьевич – очень нежный и тонкий писатель. Никому не пожелаешь пережить то, что он пережил. И при этом он все равно был счастлив, очень любил жизнь. Не хочу идеализировать, он был сложным человеком, как и все гении. Но у него однозначно был восторг перед театром, настоящее преклонение. Даже когда произошел разрыв с МХАТом, он ни дня о нем не забывал.

А еще благодаря этой работе я невольно погрузился в театральную жизнь Москвы начала прошлого века и непосредственно Художественного театра. И утонул там безвозвратно, потому что не полюбить это невозможно. О том времени написано много прекрасных книг и воспоминаний. Как люди жили, мучительно и прекрасно, как театр умирал и возрождался, – в общем, безумие, которое творится с ним по сей день.

- О таких авторах, как Булгаков или Гоголь, в театре говорят, что к ним притягивает, как бабочку к огню, но работа над ними нередко сопровождается различными препятствиями, подчас необъяснимыми. Во время постановки « Театрального романа» вы это ощутили?
- Мне кажется, если бы было не нужно, чтобы этот спектакль появился, ничего не получилось бы. Но он вышел, и будем надеяться, что его судьба окажется долгой и счастливой. А что касается препятствий… Наверное, мы так воспитаны, что не ждем легкой работы. Все, за что мы беремся, дается трудом. Просто надо быть очень внимательным к автору. У Петра Наумовича было любимое выражение: « Чтобы ежу было понятно». Так вот, добиться, чтобы даже ежу было понятно, очень и очень сложно. Особенно с такими авторами, которые писали вроде бы о самых простых вещах, но дотянуться до них иногда совершенно немыслимо. Каждый автор предъявляет свои загадки.

« Безумная из Шайо»

- Что вы разгадывали при возобновлении « Безумной из Шайо»?
- Нам пришлось поломать голову не только над загадками драматурга, но и режиссера. У нас обновился состав участников, и хотя Петр Наумович выстроил свой спектакль досконально, какие-то вещи в нем пришлось открывать для себя и для других заново. Скажем, почему у него в первом акте такая аскетичность в оформлении, кафе в нем лишь условно обозначено? Просто его не интересовал французский бытовой флер. И так далее, проходили шаг за шагом. Думаю, с « Безумной из Шайо» нам предстоит еще большой путь. И если все намечено верно, спектакль еще многим нас одарит. А сейчас меня особенно поражает, как люди слушают эту пьесу. В театре такое сегодня редкость!

- За счет чего, как вы думаете? Узнаваемой социальности?
- Мне как раз этого не хотелось бы. Она заложена в пьесе, но Петр Наумович всячески избегал социальности, всячески. После премьеры про его спектакль писали, что он сделал шутку. Да, это шутка до поры до времени, но шутка горькая. Если упирать на социальную составляющую, спектакль может стать пошлым. Я считаю, что театр не должен заниматься публицистикой. И когда, ссылаясь на Константина Сергеевича Станиславского, говорят, что театр – зеркало жизни, я не согласен с тем, что он якобы говорил о буквальном отражении. Театр – не телевидение. Он может показывать социальные проблемы, но художественно. А призывать и вести никого никуда не нужно, люди сами все поймут и пойдут, если захотят.

« Три сестры», репетиции спектакля в Гавре. Тузенбах - Кирилл Пирогов

В чем сила и прочность спектакля? Мне кажется, в глубокой проработке материала и попытке как можно ближе подойти к замыслу автора. И в то же время – увидеть театральный образ произведения. Особенно это сложно для прозы – приходится искать эквивалент сценического языка. Одной иллюстративности для литературного сочинения в театре зачастую недостаточно. Я этот урок от Петра Наумовича получил при работе над « Театральным романом».

- А как выявляется эта прочность?
- У нас в театре – порой не сразу. Некоторые наши большие постановки вообще очень тяжело делали первые шаги. Просто не совпадали с восприятием публики – люди уходили, не оставались до конца. Но такова особенность спектаклей Петра Наумовича – они раскрываются постепенно. Так было и с « Войной и миром», и с « Тремя сестрами». Зато сейчас очевидно, что фундамент у них очень крепкий.

- Тузенбаха обычно показывают скучным и непривлекательным. Как случилось, что в « Мастерской Фоменко» эту роль дали самому обаятельному артисту?
- Это вопрос к Петру Наумовичу. Он очень внимательно проверял, отзывается ли артист на его предложение – причем не на словах, а на ментальном уровне. У меня все его идеи не вызывали ничего, кроме какой-то детской радости. И в то же время – панического страха, что не справлюсь. Когда он спросил, хочу ли я сыграть Тузенбаха, я, конечно, согласился. Хотя совершенно не представлял, что мне предстоит играть. Пьесу читал, но что я о ней знал?.. Только в процессе работы стало понятно – это история о недостижимости того, чего хочешь. Абсолютно чеховская тема.

« Три сестры». Тузенбах - Кирилл Пирогов

Не странно ли, что мы до сих пор узнаем себя в пьесах Чехова?.. И в произведениях Пушкина то же самое. Их нельзя играть. Если можешь быть на одной волне с ними, тогда они открываются. И вроде бы самые простые вопросы задают, но попробуй на них ответь… Меня неизменно поражает их отношение к женщине, она была для них всем. И я лично всегда гордился тем, что наш театр называют женским, что у нас культ женщины. Мне кажется, это лучший комплимент для мужчин театра.

Фото из архива театра