» » Китай меняет партийную систему? Партийная система КНР в типологическом аспекте: однопартийность или неконкурентная многопартийность? Коммунистическая партия китая.

Китай меняет партийную систему? Партийная система КНР в типологическом аспекте: однопартийность или неконкурентная многопартийность? Коммунистическая партия китая.

Основные формы многопартийного сотрудничества

1. Участие в политической жизни страны

Это означает, что члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии Китая участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны.

Консультации Коммунистической партии Китая с различными демократическими партиями по конкретным вопросам в основном принимают следующие формы:

1) Демократические консультации. Главные руководители ЦК КПК приглашают главных лидеров различных демократических партий и беспартийных деятелей на консультацию, на которых заслушивают мнения деятелей демократических партий по важным политическим установкам и курсу до их принятия. Такие консультации обычно проводятся раз в год.

2) Встречи на высоком уровне. Главные руководители ЦК КПК, когда возникает необходимость, нерегулярно приглашают главных руководителей различных демократических партий и беспартийных деятелей на встречи в малом кругу, на которых обмениваются с ними мнениями и взглядами.

3) Регулярные собеседования. Проводятся под председательством ЦК КПК с участием главных руководителей демократических партий и беспартийных деятелей, на собеседованиях происходит обмен информацией и мнениями по важным вопросам, передаются важные циркуляры, заслушиваются предложения различных демократических партий и беспартийных деятелей по политическим установкам или обсуждаются определенные темы. Обычно такие собеседования проводятся раз в два месяца, однако в случае важных дел в любое время проводится обмен информацией.

4) Руководители различных демократических партий и беспартийные деятели могут в любое время подавать ЦК КПК предложения в письменном виде по вопросам государственной политики и курса или конкретным важным вопросам или приглашать на встречу ответственных лиц ЦК КПК.

2. Демократический контроль

Демократический контроль есть контроль демократических партий над ЦК КПК, а также над работой государственных органов, руководимых Коммунистической партией Китая. Этот контроль проводится в рамках многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Контроль принимает в основном следующие формы: Демократические партии во время сессий Политического консультативного совета могут выдвигать замечания, предложения и критику в отношении ЦК КПК; демократические партии, основываясь на результатах обследования, выносят предложения и критику по важным вопросам государственной политики, экономики и общественной жизни; депутаты Собраний народных представителей и члены Политического консультативного совета, имеющие статус членов демократических партий, осуществляют контроль посредством внесения предложений, проектов резолюций и ревизии; члены демократических партий могут быть приглашены в правительство на посты специальных контролеров, инспекторов, ревизоров и инструкторов-воспитателей с целью надзора.

3. Члены демократических партий выдвигаются на некоторые посты в правительстве и органах юстиции различных ступеней.

Обычно отдельные члены почти всех демократических партий выдвигаются Коммунистической партией Китая на руководящие должности в правительствах и органах юстиции разных ступеней.

Центральная административная система
Структура административного руководства
Образование Государственного совета и его полномочия
Структура Госсовета Китая
Конституционная система
Правящая партия Китая
Характер Коммунистической партии Китая
Четыре основных требования в деле строительства партии
Организационные принципы демократического централизма
Организационная структура партии
Члены партии
Руководство Коммунистической партии Китая в отношении государства

Характер и статус
Всекитайское Собрание народных представителей
Постоянный Комитет Всекитайского Собрания народных представителей
Местные Собрания народных представителей и местные народные правительства
Собрания народных представителей волостей, национальных волостей и поселков
Депутаты Собрания народных представителей

Основное содержание
Партии-соучастницы в политической жизни Китая
Основные формы многопартийного сотрудничества

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризу­ется в документах как "правящая партия", а демократические партии - как "партии, участвующие в политической жизни".

Коммунистическая партия Китая определяется в ки­тайской литературе как авангард рабочего класса, вырази­тель интересов многонационального народа страны, руководя­щая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успе­хи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальней­шем возлагается руководство "народами всех национальностей Китая". В своей деятельности КПК руководствуется марксиз­мом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопи­на. Главной задачей партии в настоящее время признается "со­циалистическая модернизация" и превращение Китая в "соци­алистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией". Феномен КПК, сохранившей свои позиции в ус­ловиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунис­тические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонст­рировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отка­заться от целого ряда догматических положений (о несовмести­мости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую плат­форму КПК путем использования традиционных конфуцианс­ких ценностей и идей национального патриотизма.

Численность КПК составляет 57 млн. человек, организо­ванных в 3,45 млн. низовых партийных организаций*.

* См.: Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 57.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный коми­тет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дис­циплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК. Фор­мально распределение полномочий в данной структуре выгля­дит следующим образом.

Высшим руководящим органом считается всекитайский съезд КПК, созываемый один раз в пять лет. Съезд избирает центральный комитет, центральную комиссию советников и центральную комиссию по проверке дисциплины, принимает и пересматривает устав КПК; заслушивает и рассматривает отчет ЦК, центральной комиссии советников и центральной комиссии по проверке дисциплины, обсуждает и принимает решения по важнейшим партийным вопросам.

Центральный комитет создается "для проведения в жизнь решений съезда", руководства КПК и представления КПК во внешних сношениях. На пленуме ЦК избираются политбюро ЦК, секретариат и генеральный секретарь ЦК и утверждаются в должности председатель и заместители председателя цент­ральной комиссии советников, члены ее постоянного комите­та, секретарь центральной комиссии по проверке дисциплины и члены ее постоянного комитета.

Военный совет совпадает по своему составу с конституци­онным органом - Центральным военным советом (см. ниже - п. 5 § 5 настоящей главы).

Центральная комиссия советников - политический кон­сультативный орган ЦК. Главная его задача состоит в том, что­бы вносить предложения и давать консультации по вопросам осуществления принципов и политики КПК, помогать ЦК в изучении и решении сложных вопросов, а также выполнять отдельные поручения ЦК.

Центральная комиссия по проверке дисциплины занима­ется решением дисциплинарных вопросов и подготовкой пред­ложений по кадровой политике КПК.

В период между пленумами ЦК его функции и полномочия выполняют политбюро ЦК и его постоянный комитет. Текущую работу ведет секретариат. На генерального секретаря ЦК воз­ложена задача проведения заседаний политбюро и его постоян­ного комитета, а также руководство работой секретариата ЦК.

Фактическое распределение власти в данной структуре на­поминает "перевернутую пирамиду": формально признаваемый высшим руководящим органом всекитайский съезд КПК на практике только одобряет решения, рождающиеся в процес­се внутренней борьбы партийной элиты.

Для политической системы КНР характерно тесное пере­плетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчине­ние территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Имен­но поэтому разработка, например, пятилетних планов осуще­ствляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принима­ются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. "Предложений ЦК КПК о разра­ботке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны", в которых были определены все основные моменты документов, приня­тых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии ВСНП - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социально­го развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается глав­ным образом идеологический и политический характер руко­водства КПК. "Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установ­ки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государ­ства"*. Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь лю­бые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что "в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и дей­ствия, которые ставят под сомнение ее (КПК. - Авт.) руко­водящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии"**.

* Права человека в Китае. С. 16.

** К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 49.

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами.

Мы подробно остановились на организации и практике деятельности КПК потому, что она подобно КПСС в бывшем СССР представляет собой как бы сверхгосударство, а не партию в общепринятом понимании этого термина. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

"Особенностью и преимуществом политической системы Китая" в официальных китайских документах называют су­ществование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демок­ратическая лига Китая, Китайская ассоциация демократиче­ского национального развития, Китайская ассоциация содей­ствия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократи­ческая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество "3 сентяб­ря"), Лига демократического самоуправления Тайваня. В со­ставе всех этих партий насчитывалось, по данным на 1999 г., более 500 тыс. человек*.

* См.: Страны мира: Справочник. 1999. М., 1999. С. 200.

Указанные партии организационно самостоятельны: каж­дая имеет свой собственный устав, выборные органы, собствен­ную социальную базу и печатный орган. "Однако самостоя­тельность эта чисто формальная, поскольку все они призна­ют руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки"*.

* Степанова Г. А. Демократические партии в политической системе КНР // Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. Тезисы докладов VII Международной научной конференции "Китай. Китай­ская цивилизация и мир. История, современность, перспективы" (Москва, 25-27 сентября 1996 г.). Ч. 2. М., 1996. С. 92.

В отношении этих партий проводится курс на "длитель­ное существование и взаимный контроль, откровенное выска­зывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор"*. Основными формами взаимодействия КПК и демокра­тических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рам­ках НПКСК**, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фрон­та) и его местные органы курируют деятельность демократи­ческих партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий явля­ются депутатами Всекитайского собрания народных предста­вителей и местных собраний народных представителей, зани­мают руководящие посты в государственных органах, но, "как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, замести­телей председателя народного правительства и т. п."***.

* Права человека в Китае. С. 17-18.

** Более половины Постоянного комитета Всекитайского комитета НПКСК составляют члены демократических партий, их представители занимают почти треть постов в руководстве ВК НПКСК. См.: Степанова Г. А. Указ, соч. С. 93.

*** Там же.

В китайской литературе отмечается определенная акти­визация деятельности демократических партий после длитель­ного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении по­литической власти. Фантом многопартийности придает значи­тельное своеобразие политической системе Китая. В докумен­тах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учиты­вать китайскую специфику, исключающую "многопартийность и парламентаризм западного образца"*.

* К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ. С. 49.

Сложившаяся "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК" офици­ально расценивается как "особенность и преимущество поли­тической системы Китая"*. В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюра­лизма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что "в современном Китае широкой социальной базы для оп­позиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличи­вать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические под­вижки в политической области"**.

* См.: Степанова Г. А. Указ. соч. С. 91-92.

** Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 58.

Смотрите также:

Последние добавления:

А. В. Баринкова
Е. В. Кремнёв

В статье рассматриваются основные типологии партийных систем и даётся анализ партийной системы КНР. Особое внимание уделено рассмотрению Народного политического консультативного совета Китая как особого органа системы многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Ключевые слова: партийная система, однопартийная система, многопартийная система, система многопартийного сотрудничества и политической консультации, Народный политический консультативный совет Китая.

Barinkova Alyona Vadimovna
Kremnyov Evgeny Vladimirovich

PARTY SYSTEM OF CHINA IN THE TYPOLOGY ASPECT: ONE-PARTY SYSTEM OR NON-COMPETITIVE MULTIPARTY SYSTEM?

The article discusses the basic typology of party system and analyses the party system of China. Particular attention is paid to the Chinese People’s Political Consultative Conference as a special body of multi-party cooperation and political consultation.

Key words : party system; one-party system; multiparty system; multiparty cooperation and political consultation; Chinese People’s Political Consultative Conference.

Баринкова А.В., Кремнёв Е.В. Партийная система КНР в типологическом аспекте: однопартийность или неконкурентная многопартийность? // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 3. С. 129-142.

Старший преподаватель кафедры востоковедения и регионоведения АТР Иркутского государственного университета. Область научных интересов – партийная система КНР. Окончила Иркутский государственный лингвистический университет по специальности «Регионоведение (Китай)» и Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске - филиал Московского государственного лингвистического университета, получив квалификацию магистра зарубежного регионоведения по профилю «Регионоведение и этнология стран Дальнего Востока». Тема магистерской диссертации - «Партийная система КНР в типологическом аспекте». Проходила научную стажировку в Ляонинском педагогическом университете (г. Далянь, КНР).

Кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой востоковедения и регионоведения АТР Иркутского государственного университета. Области научных интересов – социология управления в Китае, социально-политическая система Китая, изучение АТР в русле трансдисциплинарной регионологии, грамматология китайской письменности, проблемы перевода китайского кино и методика преподавания китайского языка. Окончил Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с дополнительной квалификацией «Преподаватель высшей школы». Проходил многочисленные научные и образовательные стажировки в КНР. В 2008 г. состоялась защита кандидатской диссертации по социологии управления на тему «Формирование культуры государственного управления КНР на современном этапе». Является автором более 60 учебных и научных изданий, в том числе учебного пособия "Социально-политическая система КНР" (в соавторстве с Ван Ланьцзюем) и коллективных монографий «Отечественные труды в области грамматологии китайской письменности второй половины XIX – первой половины XX вв. В. П. Васильев, С. М. Георгиевский, Ю. В. Бунаков, И. М. Ошанин» (в соавторстве с Готлибом О.М. и Шишмаревой Т.Е.) и «Кинодиалог. Образ-смысл. Перевод» (под редакцией В.Е. Горшковой). Переводчик художественной прозы, лауреат международного конкурса переводов выдающих современных литературных произведений-2013, организованного Пресс-канцелярией Госсовета КНР.

Партийная система КНР по внешним формальным признакам может считаться многопартийной. Уже к началу 1950-х гг. здесь сложилось 8 политических партий, помимо КПК, которые назывались демократическими. Ни одна из этих партий ни по отдельности, ни вместе взятые никогда не были в оппозиции к КПК

Исключением может считаться период весны–лета 1956 г., когда в ходе критической кампании в печати, провокационно санкционирован-ной, как всегда руководством компартии, лидеры ряда демократических партий выступили с определенными претензиями на власть. Были даже предложения объединиться всем демократам в единую оппозиционную партию, способную стать реальной альтернативой коммунистам. Такие претензии закончились печально для отдельных руководителей партий.

Помимо Коммунистической, в КНР существуют следующие партии:

1. Ассоциация демократического национального строительства Китая (АДНСК). Основана в 1945 г. Насчитывает около 70 тыс. членов. Основной состав – специалисты в области промышленности и торговли. Важное место в деятельности Ассоциации отводится организации экономических консультаций, разработке рекомендаций по совершенствованию управления народным хозяйством, подготовке специалистов в этой области, оказанию помощи в трудоустройстве молодежи. Председатель партии – Чэн Сывэй.

2. Ассоциация содействия развитию демократии Китая (АСРДК). Создана в 1945 г. Объединяет представителей культуры, деятелей литературы, преподавателей в количестве 65 тыс. членов. Партия ставит задачу активно разворачивать движение интеллектуальной помощи наиболее отсталым районам, налаживать консультационную службу, организовывать лектории, создавать школы. Председатель партии – Сюй Цзялу.

3. Демократическая лига Китая (ДЛК). Основана в 1941 г. Является самой крупной демократической партией страны, насчитывает свыше 131 тыс. членов, также, в основном представителей науки, культуры, образования. Одна из основных целей партии – активное участие в создании в Китае социальной, материальной и духовной культуры. Председатель Лиги – Дин Шисунь.



4. Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРДПК). Создана в 1947 г. Насчитывает около 65 тыс. членов, в основном представителей медицины и здравоохранения. Возглавляет партию Цзян Чжэнхуа.

5. Лига демократического самоуправления Тайваня (ЛДСТ). Действует с 1947 г. Большая часть членов партии – уроженцы Тайваня, проживающие в КНР. Главным направлением деятельности Лиги является развитие широких связей с тайваньскими соотечественниками, установление взаимопонимания с ними, содействие воссоединению Тайваня с Китаем. Многие члены партии являются депутатами парламента страны – Всекитайского Собрания народных предста-вителей или СНП провинциального уровня, членами НПКСК. Председатель Центрального комитета ЛДСТ – Чжан Кэхуэй.

6. Революционный комитет Гоминьдана (РКГ). Основан в 1948 г. Насчитывает свыше 53 тыс. членов. Основной контингент партии – лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом. Главное направление деятельности – содействие «ускорению завершения великого дела объединения родины», пропаганда и последовательное проведение в жизнь курса КПК на «возвращение Тайваня в лоно родины», всемерное развитие связей с соотечественниками на Тайване и за рубежами страны, содействие претворению в жизнь концепции «одно государство – две системы». Председателем партии является Хэ Лули.

7. Общество 3 сентября . Создано в 1944 г., а название получило в 1945 г. в честь дня победы над японцами. Более 68 тыс. членов. Возглавляет общество У Цзепин.

8. Китайская партия стремления к справедливости (Чжигундан). Основана еще в 1925 г. Первоначально была организацией, созданной живущими за пределами страны китайцами. Реорганизована в 1947 г. В настоящее время большинство из 16 тысяч членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, живущих за пределами КНР. Основным направлением деятельности организации является поддержание контактов с зарубежными китайцами, содействие государственным организациям, ведающими делами эмигрантов, работа с репатриантами. Члены партии содействуют импорту технологий, приглашению зарубежных китайских ученых и специалистов для чтения лекций, оказывают помощь иностранным китайцам при создании ими предприятий в КНР. Председатель партии – Ло Хаоцай. Известно, что некоторые члены демократических партий одновременно являются и членами КПК.

Важнейшим и фундаментальным партийно-политическим институтом в КНР является система так называемого многопартийного сотрудничества и политических консультаций, которая задействуется при принятии наиболее существенных решений. Данный институт действует под руководством КПК.

Практикуются две формы многопартийного сотрудничества и политических консультаций:

1) Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК) и

2) консультативные совещания и собеседования, созываемые по инициативе Центрального и местных комитетов КПК с участием представителей других партий и беспартийных.

В 1949 г. демократические партии были объединены в рамках Единого фронта – Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Сюда же вошли общественные организации, представители различных национальностей, а также китайцев, проживающих за границей. Основным постоянным органом НПКСК является Постоянный комитет всекитайского совета. Председателем его после 2002 г. был избран Цзя Циньлинь.

НПКСК не является государственным органом и отличается от обычных общественных организаций. Комитеты НПКСК всех уровней проводят раз в год пленарные заседания, а в период между сессиями привлекают своих членов для участия в различного рода деятельности: в социологических обследованиях, консультациях по важным вопросам государственной политики, проблем местного значения. Члены комитетов могут высказывать свои мнения, рекомендации и критические замечания. Тем самым как бы осуществляется «демократический контроль» за деятельностью правительства и проведением в жизнь Конституции и законов КНР.

Консультативные совещания, на которых обсуждаются важные государственные вопросы, обычно созываются руководителями КПК раз в год. На них приглашаются ответственные лица всех партий и беспартийные представители. Консультативные собеседования проводятся раз в два месяца. И на совещании, и на консультациях руководители ЦК КПК информируют участников встреч о тех или иных вопросах, заслушивают их мнения.

В апреле 2005 г. был принят новый документ по многопартийному сотрудничеству – «Соображения ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества», который и определяет порядок «политического участия» во власти демократических партий и беспартийных.

Таким образом действует формула о многопартийном сотрудничестве, которая закреплена в Конституции. Демократические партии КНР считаются участвующими во власти, но нынешний уровень такого участия намного ниже, чем в первые годы социализма. Тогда не коммунисты занимали немало важных государственных постов и в правительстве, и в Административном совете, в судах. В настоящее время не члены КПК занимают гораздо меньше руководящих постов, причем не самых высоких и важных, хотя они есть и среди заместителей Председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора, министров, вице-губернаторов провинций. Более всего лидеров демократических партий представлено в Постоянном комитете ВСНП.

Тем не менее, аналитики отмечают, что политический вес некоммунистических деятелей вырос при правлении Дэн Сяопина и последующих поколений руководства КПК, в первую очередь, за счет установления политического обычая предварительного консультирова-ния с демократическими партиями и деятелями до принятия важнейших государственных решений. Кроме того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемых для обсуждения и принятия на партийных съездах и пленумах, по кадровым назначениям, проектам важных законов и др. Иногда представители других партий становятся инициаторами некоторых общественно-политических акций (освоение зоны дельты Янцзы). Как полагает Л.М. Гудошников, во всем этом просматривается поиск коммунистами взаимодействия и компромисса с социальными слоями, не совсем принимающими собственно коммунис-тическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой».

Вопросы и задания:

1. Какие факторы обеспечивают сохранение у КПК высокого авторитета в обществе?

2. Каковы основные факторы и принципы, обеспечивающие КПК роль гегемона в китайском обществе?

3. Почему при наличии нескольких политических партий нельзя считать партийную систему КНР многопартийной?

Арсланов Г. Реформы в Китае: смена поколений на политическом олимпе // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4.

Буров В. Собственным путем. ХVI съезд КПК и социально-экономическое развитие Китая // Свободная мысль ХХI. – 2003. – № 1.

Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя. – М.: Муравей, 2003.

Гудошников Л.М. Эволюция политических институтов Китая во второй половине ХХ и начале ХХI вв. // Политические системы и политические культуры Востока. Отв. Ред. А.Д. Воскресенский – М.: «Восток-Запад, 2006.

Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В.В. Михеева. – М.: Московский Центр Карнеги, 2005.

Мамаева Н.Л. КПК на современном этапе развития (конец ХХ –начало ХХI века) // ПДВ. – 2006. – №2.

Михеев В.В. Стратегия «стабильности» (об итогах ХVI съезда КПК) // Аналитические записки ИПМИ. Т.1. №3. – М., 2002.

Михеев В.В. Демократизация Китая: уровень, проблемы, тенденции //МЭиМО. – 2006. – № 7.

Мэнион М. Политическая система Китая // Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002.

Китайский рывок: оценки на Западе //Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2005. – № 1.

Партия в эволюции политической системы в КНР // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2006. – № 2.

Первый год нового руководства КНР: итоги, проблемы, перспективы. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2004. – № 3–4.

Портяков В.Я. От Цзян Цзэмина к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале XXI в. М.: ИДВ РАН, 2006.

Портяков В.Я. Китайская Народная Республика в 2006 году // ПДВ. – 2007. – № 2.

Портяков В.Я. От Цзян Цземиня к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале ХХI в. – М.: ИДВ РАН, 2006.

Решения ХVI съезда Компартии Китая. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // ПДВ. – 2003. – №1.

Смирнов Д. 6-й пленум ЦК КПК 16-го созыва // ПДВ. – 2007. –

Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. – М.: ИДВ РАН, 1999.

08:32 — REGNUM Разобраться в различиях некоммунистических партий Китая, столь непонятных для иностранцев, и понять их содержание и цели предлагает 6 марта агентство «Синьхуа» в разгар сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Агентство отмечает, что удачный шанс поднять тему возник 6 марта, когда лидеры некоммунистических партий Китая выступили на пресс-конференции, представляя, каким образом они планируют интегрировать свои организации в китайскую систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций, а также, какой вклад они намерены внести в модернизацию страны.

Пресс-конференция проводилась в кулуарах продолжающейся первой сессии Народного политического консультативного совета Китая 13-го созыва, являющего главным консультативным органом Поднебесной.

Кто же они?

  • Революционный комитет Гоминьдана (RCCK ) — партия создана в 1948 году в Гонконге левыми сторонниками Гоминьдана, порвавшими с Гоминьданом во время Гражданской войны в Китае.
  • Китайская демократическая лига (CDL ) — основана в 1941 году в Чунцине и состоит в основном из интеллектуалов, работающих в сфере культуры, образования, науки и техники. Изначально была сторонником «третьего пути» между коммунистами и националистами в период гражданской войны, однако сблизилась с КПК под давлением авторитаризма лидера Гоминьдана Чан Кайши .
  • Ассоциация демократического национального строительства Китая (CNDCA) — была основана в 1945 году одним из бывших членов Китайской демократической лиги. Состоит преимущественно из патриотических промышленников, бизнесменов и интеллектуалов.
  • Ассоциация содействия развитию демократии (CAPD) — основана в 1945 году, преимущественно состоит из интеллектуалов сферы культуры, образования, печати и науки.
  • Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (CPWDP) — основана в 1930 году и состоит преимущественно из ведущих интеллектуалов в сфере здравоохранения, социальных ресурсов и экологической защиты.
  • Китайская партия стремления к справедливости была основана в 1925 году в Сан-Франциско. Состоит из китайцев, вернувшихся в Поднебесную, а также их родственников и китайцев, живущих за рубежом и связанных с китайскими эмигрантами. Партия придерживалась принципов федерализма и многопартийности и изначально возглавлялась двумя бывшими военачальниками Гоминьдана.
  • Общество «Цзюсань» (Общество «3 сентября») — основана в 1945 году интеллигенцией высшего и среднего звена, связанной с наукой, техникой, культурой, медициной и здравоохранением.
  • Лига демократической автономии Китая — основана в 1947 году выходцами с Тайваня, живущими на материке.

Как оно работает?

Лидеры партий принимают участие в политической жизни страны в вопросах консультации и обсуждении государственных отношений, а также следят за демократичностью процедур в стране.

Значительная часть членов некоммунистических партий также являются депутатами высшего законодательного органа Поднебесной — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — и имеют возможность участвовать в законодательных инициативах государства.

Некоммунистические партии также запустили ряд расследований по проблемам здравоохранения, образования, региональной экономической интеграции и борьбы с бедностью.

Доклады по результатам расследований напрямую поступают в ЦК Компартии Китая или Госсовет КНР и помогают сформулировать или скорректировать политику и законодательство, отмечает председатель ЦК Революционного комитета Гоминьдана Вань Эсян .

Новый тип партийной системы

Председатель КНР Си Цзиньпин поделился своим видением китайской политической системы во время панельной дискуссии с политическими советниками, которая прошла 4 марта в преддверии 1-й сессии Национального политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Система военного сотрудничества и политической консультации под предводительством КПК представляет собой «Новый тип партийной системы, взошедший на китайской почве» , — заявил Си, который по совместительству является генеральным секретарем ЦК Компартии Китая и председателем Центральной военной комиссии КНР, о чем уже сообщало ИА REGNUM .