» » Когда и как возникла наука. Возникновение науки и стадии ее развития

Когда и как возникла наука. Возникновение науки и стадии ее развития

Все, что нас окружает, можно мысленно разделить на две большие сферы: все, не созданное человеком (естественное) и все, им созданное (искусственное). Первую сферу мы, как правило, называем природой, а вторую - культурой.

Как известно, культура, в свою очередь, также делится на две большие группы: материальную и духовную. Духовная культура существует в различных видах, или формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия. Эти формы духовной культуры сходны между собой в том, что с помощью них человек пытается ответить на бесчисленные вопросы, которые он, будучи существом разумным (homo sapiens), со времени появления на земле не устает себе задавать; а различие между ними заключается в том, что они исследуют различные объекты и используют разные методы.

Так, предметом науки является, как правило, естественный (природный, физический) мир, осваивая который, она стремится к высокой степени точности своих знаний, полагает необходимым все доказывать, а также экспериментировать, все глубже проникая в тайны природы, и извлекать из этого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека.

Предметом религии, наоборот, является сверхъестественный (потусторонний, божественный) мир, который, с ее точки зрения, реально существует и определяет все земные события. Понятно, что в этом мире, в отличие от естественного, ничего не поддается эксперименту, а значит, невозможно ни доказать, ни опровергнуть его существование. А что же тогда возможно? Только бездоказательная вера: произвольно, свободно, в силу одного только нашего желания верить в реальность Бога, бессмертной души и вечной жизни. Итак, религия, в отличие от науки, обращена не на естественный, а на сверхъестественный мир, и базируется не на доказательстве, а на вере.

Предметом искусства является внутренний, эмоциональный мир человека. В отличие от науки искусство не стремится что-либо доказывать, а в отличие от религии не призывает во что-либо безусловно верить. Оно базируется на выражении и передаче через художественные образы человеческих чувств, настроений, переживаний.

Философия в отличие от науки, религии и искусства не ограничивается какой-либо одной сферой реальности и пытается охватить и естественный, и сверхъестественный и внутренний, эмоциональный мир человека. При этом в качестве средств освоения этих миров она признает и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство, отличаясь, как видим, от других форм духовной культуры более широким масштабом.

Вернемся к науке, которой посвящены данные лекции. Как уже было сказано, наука - это одна из форм духовной культуры, которая направлена на изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Такое определение, несомненно, вызовет некоторое недоумение: если наука представляет собой форму духовной культуры, направленную на освоение естественного, или природного, мира, тогда получается, что гуманитарные науки не могут быть науками, ведь природа не является объектом их изучения. Остановимся на этом вопросе подробнее.


Всем известно, что науки делятся на естественные (или естествознание) и гуманитарные (также часто называемые социально-гуманитарными). Предметом естественных наук является природа, исследуемая астрономией, физикой, химией, биологией и другими дисциплинами; а предметом гуманитарных - человек и общество, изучаемые психологией, социологией, культурологией, историей и т.д.

Обратим внимание на то, что естественные науки, в отличие от гуманитарных, часто называют точными. И действительно, гуманитарным наукам не хватает той степени точности и строгости, которая характерна для естественных. Даже на интуитивном уровне под наукой подразумевается, в первую очередь, естествознание. Когда звучит слово «наука», то, прежде всего, на ум приходят мысли о физике, химии и биологии, а не о социологии, культурологии и истории. Точно так же, когда звучит слово «ученый», то перед мысленным взором сначала встает образ физика, химика или биолога, а не социолога, культуролога или историка.

Кроме того, по своим достижениям естественные науки намного превосходят гуманитарные. За свою историю естествознание и базирующаяся на ней техника добились поистине фантастических результатов: от примитивных орудий труда до космических полетов и создания искусственного интеллекта. Успехи же гуманитарных наук, мягко говоря, намного скромнее. Вопросы, связанные с постижением человека и общества, по крупному счету, до настоящего времени остаются без ответов. Мы знаем о природе в тысячи раз больше, чем о самих себе. Если бы человек знал о себе столько же, сколько он знает о природе, люди, наверное, уже добились бы всеобщего счастья и процветания. Однако все обстоит совсем иначе. Давным-давно человек вполне осознал, что нельзя убивать, воровать, лгать и т.п., что надо жить по закону взаимопомощи, а не взаимопоедания. Тем не менее вся история человечества, начиная с египетских фараонов и заканчивая нынешними президентами, - это история бедствий и преступлений, которая говорит о том, что человек почему-то не может жить так, как он считает нужным и правильным, не может сделать себя и общество такими, какими они должны быть по его представлениям. Все это - свидетельство в пользу того, что человек почти нисколько не продвинулся в познании самого себя, общества и истории. Вот почему под понятиями «наука», «научное познание», «научные достижения» и т.п., как правило, подразумевается все, связанное с естествознанием. Поэтому, говоря далее о науке и научном познании, будем иметь в виду естественные науки.

Обрисованные выше различия между естественными и гуманитарными науками обусловлены, конечно же, тем, что те и другие направлены на различные, несопоставимые друг с другом объекты и используют совершенно разные методы. Человек, общество, история, культура представляют собой неизмеримо более сложные для изучения объекты, чем окружающая нас неживая и живая природа. Естествознание широко и повсеместно пользуется экспериментальными методами, постоянно на них опирается. В области же гуманитарных исследований эксперимент является скорее исключением, чем правилом. В силу всего этого гуманитарные науки невозможно построить по образу и подобию естественных, равно как и нельзя обвинять их в недостаточной точности, строгости и малой, по сравнению с естествознанием, результативности. Ведь это, образно говоря, равносильно упреку, адресованному ручейку, в том, что он не водопад... Тем не менее наукой в полном смысле слова обычно считается естествознание.

Существует несколько точек зрения на время возникновения науки. Согласно одной из них она появилась еще в эпоху каменного века, около 2 млн. лет назад, как первый опыт по изготовлению орудий труда. Ведь для создания даже примитивных орудий требуется некоторое знание о различных природных объектах, которое практически используется, накапливается, совершенствуется и передается из поколения в поколение.

Согласно другой точке зрения наука появилась только в эпоху Нового времени, в XVI - XVII вв., когда начали широко применяться экспериментальные методы, и естествознание заговорило на языке математики; когда увидели свет работы Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Х. Гюйгенса и других ученых. Кроме того, к этой эпохе относится и возникновение первых общественных научных организаций - Лондонского Королевского общества и Парижской академии наук.

Наиболее распространенной точкой зрения на время появления науки является та, по которой она зародилась приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции, когда мышление начало становиться все более критическим, т.е. стремилось в большей степени опереться на принципы и законы логики, а не на мифологические предания и традиции. Чаще всего можно встретить утверждение о том, что колыбель науки - Древняя Греция, а ее родоначальники - греки. Однако мы хорошо знаем, что и задолго до греков их восточные соседи (египтяне, вавилоняне, ассирийцы, персы и другие) накопили немало фактических знаний и технических решений. Разве смогли бы египтяне построить свои прославленные пирамиды, если бы не умели взвешивать, измерять, вычислять, рассчитывать и т.д., т.е. если бы не были знакомы с наукой? И все же ее родоначальниками считаются греки, потому что они первыми обратили внимание не только на окружающий мир, но и на сам процесс его познания, на мышление. Не случайно наука о формах и законах правильного мышления - логика Аристотеля - появилась именно в Древней Греции. Греки навели порядок в хаосе накопленных их восточными соседями знаний, решений, рецептов, придали им систематичность, упорядоченность и согласованность. Говоря иначе, они стали заниматься наукой не только практически, но и, в большей степени, теоретически. Что это значит?

Египтяне, например, не были чужды науке, но занимались ей практически, т.е. измеряли, взвешивали, вычисляли и т.п. тогда, когда необходимо было что-либо соорудить, или построить (плотины, каналы, пирамиды и т.п.). Греки же, в отличие от них, могли измерять, взвешивать и вычислять ради самого измерения, взвешивания и вычисления, т.е. безо всякой практической нужды. Это и означает заниматься наукой теоретически. Причем практический и теоретический уровни отстоят друг от друга слишком далеко. Для иллюстрации этой мысли приведем пример-аналогию.

Каждый из нас практически начал пользоваться родным языком примерно в 2-3 года своей жизни, а теоретически мы стали его осваивать только со школьного возраста, занимаясь этим приблизительно 10 лет, и все равно в большинстве своем так и не освоили до конца... Мы практически владеем родным языком и в 3 года, и в 30 лет, но насколько разным является его использование в том и в другом возрасте. В 3 года мы владеем родным языком, не имея ни малейшего понятия не только о склонениях и спряжениях, но также о словах и буквах, и даже о том, что язык этот русский, и что мы на нем говорим. В более старшем возрасте мы по-прежнему практически пользуемся родным языком, но уже не только благодаря интуитивному знакомству с ним, но и, в большей степени, на основе его теоретического освоения, что позволяет нам использовать его намного более эффективно.

Возвращаясь к вопросу о родине науки и времени ее возникновения, отметим, что переход от ее интуитивно-практического состояния к теоретическому, который осуществили древние греки, был настоящей интеллектуальной революцией и поэтому может считаться отправной точкой ее развития. Также обратим внимание на то, что первый образец научной теории - геометрия Евклида - появилась, как и логика Аристотеля, в Древней Греции. Евклидова геометрия, которой 2,5 тысячи лет, до сих пор не устаревает именно потому, что представляет собой безупречное теоретическое построение: из небольшого количества простых исходных утверждений (аксиом и постулатов), принимаемых без доказательства в силу их очевидности, выводится все многообразие геометрического знания. Если все признают исходные основания, то и логически вытекающие из них следствия (т.е. теория в целом) тоже воспринимаются как общезначимые и общеобязательные. Они уже представляют собой мир подлинного знания, а не просто мнений - разрозненных, субъективных и спорных. Этот мир обладает такой же неотвратимостью и непререкаемостью, как ежедневный восход солнца. Конечно, теперь мы знаем, что и очевидные основания геометрии Евклида возможно оспаривать, однако в пределах истинности своих оснований-аксиом она по-прежнему несокрушима.

Итак, по наиболее распространенному утверждению наука появилась задолго до нашей эры в Древней Греции. В этот период и последующую за ним эпоху Средних веков она развивалась крайне медленно. Бурный рост науки начался приблизительно 400-300 лет назад, в период Возрождения и, особенно, Нового времени. Все основные научные достижения, с которыми имеет дело современный человек, приходятся на последние столетия. Однако успехи науки в период Нового времени все же являются весьма скромными по сравнению с теми высотами, на которые она поднялась в XX в. Мы уже говорили о том, что если бы можно было каким-нибудь чудом переместить средневекового европейца в нынешнюю эпоху, он не поверил бы своим глазам и ушам, счел бы все, что видит, наваждением, или сном. Достижения науки и базирующейся на ней техники (которая представляет собой прямое практическое следствие научных разработок) на рубеже веков являются действительно фантастическими и поражают воображение. Мы привыкли не удивляться им именно потому, что слишком тесно и часто с ними соприкасаемся. Для того, чтобы по достоинству оценить последние, надо мысленно перенестись всего на 400-500 лет назад, когда не было не только компьютеров и космических кораблей, но даже примитивных паровых машин и электрического освещения...

Наука XX в. характеризуется не только небывалыми результатами, но еще и тем, что ныне она превратилась в мощную общественную силу, и во многом определяет облик современного мира. Сегодняшняя наука охватывает огромную область знаний - около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В XX в. научная информация за 10-15 лет удваивается. Если в 1900 г. выходило около 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время - несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на XX в. 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, - наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу XX в. достигло свыше 5 млн. человек.

Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы, однако вопрос о том, в лучшую или худшую сторону, является остро дискуссионным. Одни безоговорочно приветствуют успехи науки и техники, другие считают научно-технический прогресс источником многих несчастий, обрушившихся на человека в последние сто лет. Правоту тех или других покажет будущее. Мы же только отметим, что достижения науки и техники - это «палка о двух концах». С одной стороны, они многократно усиливают современного человека по сравнению с людьми прошлых столетий, но, с другой стороны, так же многократно ослабляют его. Современный человек, лишенный привычных ему технических благ, мягко говоря, намного уступает по силам и возможностям (как физическим, так и духовным) своим отдаленным и недавним предшественникам из предыдущего столетия, эпохи Нового времени, Средних веков или Древнего мира.

Вопросы для самопроверки

Каковы основные формы духовной культуры? В чем они сходны между собой и чем отличаются друг от друга?

Что такое наука? Какое возражение может вызвать ее определение как формы духовной культуры, направленной на изучение естественного, или природного мира?

Каковы различия между естественными и гуманитарными науками? Почему под наукой в первую очередь обычно подразумевается естествознание? Почему гуманитарным наукам не хватает той степени точности и строгости, которая характерна для естественных?

Каковы основные точки зрения на время возникновения науки? Какая из них является наиболее распространенной?

Почему родоначальниками науки обычно считаются древние греки, несмотря на то, что их восточные соседи (египтяне, вавилоняне и другие) задолго до них накопили немало научных знаний, решений, рецептов и т.п.? Чем отличается интуитивно-практическое состояние науки от теоретического? Что явилось первым в истории образцом научной теории?

Как развивалась наука в эпоху Древнего мира и Средних веков? Когда начался ее бурный рост? Чем характеризуется наука XX в.? Как Вы думаете, в лучшую или худшую сторону изменил научно-технический прогресс жизнь человечества и окружающей его природы?

Представим точки зрения на проблему

возникновения (места, времени. специфики) науки:

По Дж. Берналу, наука возникает со становлением и появлением человека (30-40 тыс. лет назад). Доказывает это следующее. Уже наличие каменного топора (любого орудия древних людей или их умений, например, использовать огонь), говорит о наличие науки. Ведь человек каменного века делал каменный топор не просто так, а используя адекватные – и в этом плане соотносящиеся с наукой – знания о реальности. Топор делался не из любых, а из определенных пород камня, форма топора также не была произвольна, но нацелена на наилучшее решение проблем рубки чего бы то ни было. Отсюда, изготовление каменного топора говорит о зачатках: минералологии, материаловедения, сопромата, эргономики,

Идея понятна: по делам их – узнаете их. Если люди кричат о дожде и считают, чем громче крикнут, тем сильнее будет дождь, то это не имеет отношение к науке, т.к. современная наука не считает, что крик человека увеличивает силу дождя. Но современный человек на базе современной науки, также как и древний человек будет делать каменный топор не из известняка, а из кремния.

- «чтобы найти наиболее ранние истоки науки нужно обратиться к периоду происхождения человека … отличие человека от животных в том, что он создает материальную, орудийную культуру» (стр. 44); «наличие стандартизированных орудий производства предполагает присутствие идеи орудия в уме делающего еще до того, как он решил его сделать … наличие частично обработанных камней говорит о работе над заготовками … потом отсюда вытекает опыт чертежа» (стр. 45); «животное, пользовавшееся орудием и огнем, твердо стало на путь превращения в человека, применяющего науку. Так же как орудия труда были основой физики и механики, так и огонь является основой химии … практическая химия – приготовление пищи» (стр. 46-47); «лук – первая используемая машина, изучение полета стрелы – начало статики» (стр. 56).

Бернал Д. Наука в истории общества. М.: ИЛ, 1956.

Можно чуть смягчить первую позицию и считать, в принципе, по тем же основаниям, что наука возникла во время неолитической революции (VIII-III тысячелетие), во время когда появилось земледелие, металлургия, гончарное производство …Новое здесь: все-таки металлургия серьезней каменного топора.

Эту точку зрения дадим так. В начале, укажет противоположную ей традицию. А потом представим позицию, на базе которой можно доказывать, что в неолитической революции была наука.

Не согласие с тем, что наука могла возникнуть в древности

Согласно распространенным и сегодня взглядам, их интенсивно обосновывали и развивали в конце 19-20 вв. Гегель, Тайлор, Фрэзер, Леви-Брюль, древние люди в целом действовали иррационально и были неспособны на связное логичное мышления. Мифологические времена берутся в классической прогрессивной схеме движения от менее совершенного к более совершенного. в частности, в области знаний. Известная историческая схема перехода от дикости к варварству, а потом к цивилизации из этой серии. Классика этого подхода – философия Гегеля, учившая о постепенном умственном развитии человечестве, человека (или о постепенном познании богом самого себя). Хорошими, читабельными, хотя и сложными примерами подобного подхода можно взять многие работы этнографов-эволюционистов того времени, например, Э.Б. Тайлора (1832-1917).

Самая известная книга Тайлора «Первобытная культура» (1871) . В ней Тайлор рассматривает как шаг за шагом совершается прогресс в духовной культуре, показывая как последовательно развиваются первобытные представления от начальных, примитивных форм к более глубоким, постепенно переходящим в известные нам религиозные представления. Начало умственного развития человечества, по Тайлору, связано с мифами. В их создании примитивные человеческие племена похожи на детей (аналогия между детьми и первыми, примитивными человеческими племенами имеет у Тайлора серьезный доказательный смысл). Основа «превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы. … Даже в цивилизованных странах оно проявляется в ранних понятиях ребенка о внешнем мире, и мы не можем не заметить как это происходит. Первые существа, доступные пониманию детей, бывают существа человеческие и по преимуществу они сами. Первым объяснением всего происходящего кругом является поэтому объяснение с человеческой точки зрения, как будто стулья, палки и деревянные лошади приводятся в действие такой же личной волей, которая управляет действиями нянек, детей и котят. … ум дикаря воспроизводит состояние детского ума. Дикий туземец Бразилии готов укусить камень о который споткнулся, или стрелу, которая его поранила». С развитием человечества люди оставляют в прошлом свои примитивные представления, которые после этого могут остаться в культуре в виде пережитков, «За 18 столетий до нашего времени Овидий упоминает о народном предубеждении римлян против браков в мае, которое он не без основания объясняет тем, что на этот месяц приходились погребальные обряды Лемуралий … только злую жену в мае бери за себя … Поверье, что супружества, заключенные в мае, бывают несчастливы, живет в Англии и до настоящего времени».

В ХХ в., например, К. Леви-Строс (1908-) , представитель структурализма, демонстрирует, например, что: а) мышление «дикарей» создает огромные классификационные системы, прекрасно в них ориентируется и, в отличие от герой Ж. Верна Паганеля, соотносит теорию с практикой: «почти все мужчины с большой легкостью перечисляют специфические и описательные наименования не менее чем 450 растений, 75 птиц, почти всех змей, рыб насекомых и млекопитающих и даже 20 видов муравьев … 45 сортов съедобных грибов, в плане технологии 50 различных видов стрел … даже ребенок часто может отождествить вид дерева по мельчайшему фрагменту древесины»; б) определенную деятельность дописьменных культур нужно называть не примитивной, а первичной, ее Леви-Строс называет бриколажем, суть бриколажа – использовать сподручные средства для решения любых проблем (т.е. не ждать и не делать специализированные средства для решения именно этой группы проблем), например, так поступаем мы, когда вместо сломанной ножки шкафа используем стопку книг; в) вряд ли возможно предположить, что неолитическая революция (10-3 тысячелетия до н.э.: открытия, разработка скотоводства, земледелия, металлургического производства, гончарного дела) могла происходить без интенсивных опытов и размышлений. Отсюда недалеко и до утверждения, что наука уже возникла в эти времена.

В книге В.С. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов-наДону, 1999) без акцентировки проводится мысль, что в древних цивилизациях существовала такая наука как наука управления. Мы не сталкивались больше с подобными взглядами. Решение: приведем логику, слова, аргументацию автора, поработаем с этим, а потом решим, оставлять ли эту точку зрения здесь или нет.

Из Поликарпова: «… необходимость организации крупных работ по строительству каналов … укорила формирование политической организации в Египте и Месопотамии, которая бы планировала и координировала коллективный труд … жреческая каста трактовала знание прежде всего как средство господства над людьми, осуществляя его поиск не сколько из бескорыстной любви к истине, сколько в целях усилений своей власти … В древнеегипетских верованиях зафиксирована структура психики в чем-то подобная предложенной Фрейдом … человека от злого Сета защищает Амон, судьбу вселенной решает Ра … Знание структуры человеческой психики позволяло жрецам управлять поведением людей… Закономерная связь знаний с властью существовала уже в деятельности первобытных колдунов … «использование специализированных знаний в целях управления и сопутствующая этому социальная дифференциация представляет собой явление более древнее, нежели государство и организованное насилие одного общественного класса над другим»… В процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Эти знания использовались ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способы погасить и вновь зажечь Солнце… «Поучение … Мерикару» - первое известное нам дидактическое сочинение, наполненное рефлексией, знанием людей и умением пользоваться словом, основными факторами в политике… власти фараона следует учиться как профессии… В Шумере специализированное знание трактовалось прежде всего как средство господства над людьми… В Шумере возникают … специализированное (теоретическое или практическое) знание для управления жизнедеятельностью общества, т.е. можно говорить о возникновении и функционировании науки. Возникновение науки в ранних цивилизациях в ранних цивилизациях органически связано с предсказанием социального будущего, оно вытекает из потребностей социального целого предвидеть путь своего развития, чтобы выработать эффективную программу управления деятельностью общественной системы … для сохранения и укрепления власти … Только потом формы и методы освоения социального бытия, общественной деятельности были применены к исследованию природы в иных социокультурных условиях.»

За что-то подобное может говорить и известный образ Мэмфорда: «самая огромная машина была создана не у нас, а в Египте – эта машина была вся египетская цивилизация, которая обеспечивала загробную жизнь фараонам, строя для них пирамиды».

Очень распространенная точка зрения – наука возникла в античности. Эта наука – математика. Родоначальник Фалес – ввел в математику доказательство. С Евклидом связывают формирование античной геометрии, где четко выражены основные требования любого математического знания (и современного в том числе): а) формирования исходных, начальных, самоочевидных или просто постулируемых аксиом; б) формирование правил вывода новой информации из этих аксиом; в) выведение из или на базе аксиом нового знания согласно правилам вывода или доказательствам.

В античности была и медицина (Гиппократ: эпилепсия, теория тела и его болезней, опыт, лечение) и т.д. и т.п. В античности Архимед почти создал современную физическую статику. Но все эти и подобны знания к науке, традиционно, не относят. Считается, что господство в античности созерцательности и определенного презрения, пренебрежения к материальному труду не позволили законно ввести в естественные науки опыт (и обеспечивающую его научную методологию), т.е. естественные науки как современные естественные науки в античности не возникли.

Очень распространенная точка зрения – наука появляется в период с 12 по 17 вв. в Западной Европе. Именно в 12 в. начали разрабатываться Р. Бэконом и Оккамом основы научного эксперимента, и были высказаны идеи о необходимости создания опытной науки. В 17 в. все это было мощно заявлено и сделано Ф. Бэконом в его «Новом Органоне», где он разработал (описал и представил всем в книге ) основы научного, эмпирического метода индукции, гарантирующего истинность науки.

+ В.С. Степин принципиально подчеркивает, что только с опытом наука стала наукой!!

В принципе, опытная наука может существовать вне пользы. Поэтому можно говорить о том, что становление науки здесь связывают только с опытом. Но, насколько мы понимаем, все, кто ставил и требовал опыта в науке, также говорили о том, что наука должна приносить пользу. В принципе, это можно подчеркнуть, как усиление позиции за опытное происхождение науки, опыт+польза, Но, хороший научный опыт может, вообще, не иметь в виду пользу. Тогда здесь можно выделять новую, специальную точку зрения на возникновение науки. Но у Бэкона и ко опыт всегда имел отношение к пользе?

Согласно марксистам, научный опыт не так гарантирует истину как применение научных знаний в реальной жизни людей, к примеру, в промышленном производстве. Т.е. опыт должна + польза (практика). Или опять же это можно давать как специфическую точку зрения, имеющую отношение к возникновению научного знания?

Наука возникла с 16-17 вв. в Западной Европе с появлением мысленного эксперимента. Для иллюстрации/объяснения данной позиции берут творчество Г. Галилея. Утверждается, что Галилей никогда не смог бы открыть свой закон свободного падения без мысленного эксперимента. Галилей никогда бы не вывел свой закон из анализа эмпирических данных, из анализа прямых данных опыта. В его время невозможно было с нужной точностью измерить результаты опытов. В частности, приводят пример того, как Галилей мог опровергнуть широко распространенное в его время представление о том, что тяжелое тело падает быстрее, чем легкое, т.е. 1 кг. быстрее, чем 1 гр. Галилей мысленно разделил 1 кг. на 1000 гр., мысленно связал их веревочками (т.е. оставил их в целом кг.) и мысленно бросил этот «связанный кг.» и 1 гр. Для мысли, очевидно, что «связанный 1 кг. по 1 гр.» и 1 гр. отдельно должны упасть одновременно. В целом говорится о том, что только через такие мысленные эксперименты новая наука могла появиться.

Пояснение. Эта точка зрения должна браться в контексте того, что если есть три яблока, то мы не имеем числа «три», если стол примерно один и тот же на протяжении часов, недель, месяце, то отсюда не выводится закон тождества формальной логики (а=а). Т.е. в этих случая мы должны видеть некий самостоятельный акт ума, независимого от опыта!!!

Наука возникает в сер. 19 века, когда наука становится социальным институтом, когда появляются в массовом порядке научные учреждения, институты, университеты, когда наука начинает тесно сотрудничать с производством, когда прибыль от науки становится весомой (Нобель), когда ученые начинают получать фиксированную зарплату. Складывается научное сообщество, появляется много научных журналов, выходит множество книг, появляются специализированные научные издательства, проходят конференции

Другими словами, наука становится наукой только тогда, когда она становится очевидной общественной силой. Только в этих условиях к ней относятся серьезно, и она может распространять свое истинное видение мира в обществе, и быть, в определенной степени, независимой от общества

В ХХ в. К. Поппер обратил внимание на то, что радость научного сообщества отделяющего научные положение от всех других, тем, что научные положения базируются на опыте, а, например, религиозные или философские нет (дерево горит – научное положение, поскольку оно проверяется в опыте; мир бесконечен – не научное, поскольку в опыте не проверяется) не до конца продуманно, поскольку, к примеру, религиозный деятель всегда подберет доказательства того, почему обещанный им конец света не наступил. Поэтому, по Попперу критерий научного знания не верификация (опытная подтверждаемость), а фальсификация – способнотсь выдержать критику. Соответственно, где есть последнее, там есть наука.

Наука даже в XXI веке не стала еще наукой, поскольку она не решила убедительно главного вопроса: исчерпывает ли научное видение мира истинное видение мира. Другими ловами, можно ли утверждать, что науку обязательно должны дополнять философия или религия, которые, в этом смысле, видят что-то более великое, общее и истинное, чем наука.

Проблема возникновения науки

Однозначного ответа на вопрос, когда и где возникла наука, не существует. Трудность ответа на данный вопрос состоит, прежде всего, в определении содержания понятия «наука». Тем не менее, современная наука уходит в своих истоках в глубинные пласты мировой культуры.

Определение даты и места рождения науки – это вопрос открыто дискуссионный, но можно выделить пять радикальных точек зрения.

1. Наука понимается как опыт практической и познавательной деятельности в целом. Тогда отсчет времени возникновения науки надо вести с каменного века, с первобытного общества.

2. Наука понимается как особый вид знания, которое является обоснованным. Тогда родиной науки является античная Греция. Именно здесь в V до н.э. на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Появляются не только первые образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы. Античность дала миру имена выдающихся мыслителей и ученых: Демокрит, Пифагор, Аристотель, Зенон Элейский, Евклид, Гиппократ, Аристарх Самосский, Архимед и др.

3. Наука понимается как опытное знание, опирающееся на эксперимент, наблюдение, а не на авторитет предания или философские традиции. В таком случае наука возникла в XII-XIV вв. (позднее средневековье) в Западной Европе. Родоначальниками науки являются британские ученые монах Р. Бэкон (1214-1292) и епископ Р. Гроссет (1168-1253).

4. С наукой связывают достижения естествознания. Естественные науки умеют строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мыленного эксперимента. В таком случае наука возникла в XVI-XVII вв. в Западной Европе. Этот период в философии принято называть Новым временем. В этот период в Европе работают гениальные ученые: Р. Гук, Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт и многие другие.

Кроме того, именно в XVII в. наука начинает оформляться как социальный институт. В 1660 г. возникает Лондонское Королевское общество, а спустя шесть лет – Парижская Академия наук.

5. Данная точка зрения существенным признаком науки считает совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Происходит оформление науки в особую профессию. Эти процессы шли наиболее успешно в Берлинском университете под руководством В. Гумбольдта. Следовательно, наука возникла в Германии в середине XIX в.

Не все приведенные точки зрения одинаково авторитетны. Наиболее обоснованной и имеющей большинство сторонников является теоретическая позиция, согласно которой наука возникла в Новое время в Западной Европе.

Необходимо подчеркнуть, что великие цивилизации Азии, Вавилона, Египта, доколумбовой Америки также обладали познавательным опытом и внесли свой вклад в становление новоевропейской науки. По своему содержанию наука глубоко наднациональна и способна впитать завоевания любых эпох и народов.

Античная наука

Научные идеи в древней Греции развивались в составе ранних метафизических картин мира.

В истории античной философии и науки принято выделять несколько этапов:

Классический этап (VII-IV вв. до н.э.);

Эллинистический этап (IV – I вв. до н.э.);

Римский этап (I – IV вв.).

Рассмотрим кратко особенности античной науки, исходя из данной периодизации.

Классический этап .

Первые философы одновременно являлись и первыми учеными. Что такое мир, как он устроен, каковы его первоначала – эти вопросы задавали все античные философы.

Проблема первоначал бытия стала центральной для философов Милетской школы: Фалеса (около 625-547 гг. до н.э.), Анаксимена (около 585-524 гг. до н.э.), Анаксимандра (610-546 гг. до н.э.).

Определенный вклад в развитие античной науки, прежде всего математики, внесла Пифагорейская школа во главе с Пифагором (582-500 гг. до н.э.). Пифагор сформулировал учение о числе как основе Вселенной. Вселенная – это гармония чисел и их отношений. Он считал, что мир состоит из 5 элементов: вода, огонь, воздух, земля, эфир. Пифагор был сторонником геоцентрической модели мира, согласно которой центром мироздания является Земля.

В Афинах, центральном полисе древней Греции, работали такие мыслители, как Эмпедокл, Платон, Сократ. Сократа (469-399 гг. до н.э.) называют первым философским антропологом, потому что его, в отличие от других античных мыслителей, интересовали не онтологические проблемы, а вопросы, связанные с сущностью человека.

Демокрит (около 460-370 гг. до н.э.) ввел понятие «атом» (греч. – «неделимый») и полагал, что все тела состоят из атомов и пустоты. Демокрит утверждал, что Вселенная бесконечна и допускал существование множества миров во Вселенной.

Вершиной развития античной научной и философской мысли можно считать творчество великого философа-энциклопедиста Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он внес вклад в развитие всех наук своего времени: математики, физики, психологии, социологии, философии, метеорологии и других. Он предложил классификацию наук, дал определение «первой философии», создал основы формальной логики. Аристотель является дуалистом, полагая, что любая вещь состоит из материи и формы, создает учение о четырех причинах существования вещи.

Интересны космологические идеи Аристотеля. Он полагал, что Земля является шаром и находится в центре Вселенной. Мир состоит из двух областей: области Земли и области неба. В своей основе область неба имеет эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них – неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недоступны никакому воздействию четырех земных элементов (вода, воздух, земля, огонь). Вселенная является конечной. Аристотель выделяет разум мирового масштаба, полагая, что именно он является «перводвигателем», источником любого движения.

Поэтому для античной науки , особенно ее раннего этапа развития, характерны абстрактность, умозрительность, отвлеченность от конкретных фактов, космоцентризм. При этом космос понимается как окружающий человека мир, природа, огромный организм. Различается макрокосм и микрокосм, под которым понимается человек. Человек является частью макрокосма.

Эллинистический этап .

Эллинизмом называют трехсотлетний период в истории Восточного Средиземноморья и прилегающих к нему континентальных областей в Азии и Африке, оказавшихся вследствие завоеваний Александра Македонского, под военно-политической властью македонской аристократии и под духовным владычеством греческой культуры. Этот период начинается в 338 г. до н.э. (год военной победы Македонии над Грецией) и заканчивается в 30 г. до н.э. (римские войска оккупируют эллинистический Египет).

В этот период философия постепенно утрачивает свой творческий характер, усиливается ее самосознание, начинается эпоха саморефлексии. Утрачивается связь с науками, теоретический уровень снижается. Растет скептицизм и антифилософский мистицизм.

И все же наиболее удивляет в эпоху эллинизма невиданный расцвет наук, которые начинают отделяться от философии и получают предметное определение. Возникают новые центры культуры – Пергам, Александрия, сохранили свое значение Афины. В Афинах преобладала философия, в Александрии – наука. Особенно славятся Александрийская и Пергамская библиотеки.

При этом философы со своей стороны сделали для наук немало. Демокрит был одновременно философом и ученым. Сократ установил, что истинное знание должно выражаться в понятиях. Нет понятия – нет и знания. Платон установил, что научное знание недостижимо без идеализации предмета познания. Как идеалист, Платон такую идеализацию сделал безусловной, выдумав мир идеализированных сущностей-идей. Но если идеализацию понимать условно, как прием исследования конкретно существующих вещей, то такая идеализация в научном знании необходима. Аристотель установил, что научное знание требует знания общего (понятия) и причин.

Таким образом, эллинистическая наука была подготовлена и в теоретическом, и в социальном аспектах развитием древнегреческого интеллекта, логоса. Однако все же подлинный расцвет ряда специальных наук произошел лишь в начале эллинизма, когда реализуется тенденция к «отпочкованию» наук от философии и их дифференциации. Отныне у каждой науки появляется свой предмет, своя история, свои методы.

Рассмотрим кратко творчество наиболее выдающихся представителей эллинистической науки.

Архимед Сиракузский (287-212 гг. до н.э.)

Архимед из Сиракуз был выдающимся инженером, изобретателем, механиком. Он не был философом: его мало интересовали умозрительные проблемы и вопросы. В книге Архимеда «О сфере и цилиндре» мы находим выражение для поверхности сферы: поверхность сферы в четыре раза больше площади большого круга. Архимед исследует параболоиды и гиперболоиды;
тела, образованные вращением эллипсов; определяет число В области механики он создает основы статики и гидростатики. Архимед принимал участие в обороне Сиракуз при осаде города римскими войсками и в ходе данной обороны погиб.

Одним из самых выдающихся ученых не только эллинистического этапа, но и науки в целом является Евклид (первая половина III в. до н.э.).

Основная работа Евклида называется «Начала», она состоит из 13 книг.

В плане философии математики особенно интересна первая книга, которая начинается с определений, постулатов, аксиом. Евклид определяет точку как то, что не имеет частей. Линия – это длина без ширины. Прямая линия равно расположена по отношению к точкам на ней. Из постулатов Евклида видно, что греческий ученый представляет пространство как пустое, безграничное, изотропное, трехмерное.

В «Началах» Евклида мы видим завершение математики как стройной науки, исходящей из определений, постулатов, аксиом и построенной дедуктивно. «Начала» – вершина древнегреческой дедуктивной науки.

Основные постулаты геометрии Евклида сводятся к следующим:

1. От каждой точки до каждой другой можно провести прямую.

2. Ограниченную прямую можно продолжить неопределенно.

3. Из любого центра можно описать окружность любым радиусом.

4. Все прямые углы равны.

5. Если две прямые при пересечении с третьей образуют с одной стороны внутренние односторонние углы, сумма которых меньше двух прямых углов, то эти прямые пересекаются при достаточном продолжении с этой стороны.

В современном звучании пятый постулат выглядит так: «Через данную точку можно провести лишь одну параллельную данной прямой».

Все постулаты геометрии Евклида, кроме пятого постулата, были доказаны. Хотелось доказать пятый постулат, но попытки были неудачными. Наконец, К. Гаусс в 1816 г. высказал гипотезу, что этот постулат может быть заменен другим. Эта догадка была реализована в параллельных исследованиях независимо друг от друга Н.И. Лобачевским (1792-1856) и Я. Больяи (1802-1866). Из отрицания пятого постулата возникли неевклидовы геометрии. Б. Риман (1826-1866) своей теорией многообразий (1854) доказал возможность существования многих видов неевклидовой геометрии. Сам Б. Риман заменил пятый постулат Евклида на постулат, согласно которому вообще нет параллельных линий, а внутренние углы треугольника больше двух прямых углов.

В геометрии Евклида основной объект – прямые, а если мы возьмем кривую поверхность, то как на ней будут лежать прямые? Прямая – кратчайшее расстояние между точками А и В. Но что будет на сфере? К. Гаусс вводит понятие «кривизна поверхности». У прямой линии кривизна стремится к бесконечности.

Далее, Ф. Клейн (1849-1925) показал соотношение неевклидовой и евклидовой геометрий. Геометрия Евклида относится к поверхностям с нулевой кривизной, геометрия Лобачевского – к поверхностям с отрицательной кривизной, а геометрия Римана – к поверхностям с положительной кривизной.

Сравним основные показатели разных геометрий с помощью таблицы.

Таблица 1 – Сравнительные характеристики геометрии Евклида, геометрии
Н.И. Лобачевского, геометрии Б. Римана

Римский этап.

Римский этапизвестен творчеством такого выдающегося ученого, как александрийский математик, астроном, механик Клавдий Птолемей (около 87-165). Он предложил геоцентрическую модель Вселенной, просуществовавшую около 1375 лет и сменившуюся гелиоцентрической системой Н. Коперника только в XV в.

В Центре Вселенной находится неподвижная Земля, ближе к Земле – Луна, далее располагаются Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Данная космологическая модель была математически обоснована и сыграла выдающуюся роль в мировоззрении поздней античности, Средневековья и Возрождения. Кроме того, данная модель обосновывала религиозную картину мира, согласно которой Бог является источником творения мира и человека, а земля является центром мироздания.

5.3. Средневековая наука: основные достижения

И ключевые персоналии

В средние века науке, как и философии, отводилась роль «служанки богословия». Это выражалось в том, что она привлекалась для иллюстрации и подтверждения религиозных истин. Догматические положения христианской философии оказали сильнейшее воздействие на процесс формирования всего концептуального аппарата средневековой науки, начиная с введения целого ряда постулатов (о творении мира из ничего, о существовании первой причины и т.п.) и заканчивая постановкой самих задач научного исследования.

Как показали исследователи средневековой науки, в науке этого периода можно выделить четыре больших направления. Первое – физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. Второе – учение о свете, в рамках которой строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма.

Третий раздел – науки о живом. Они понимались как науки о душе, рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни и содержали богатый эмпирический материал, трактуемый в свете идей Аристотеля.

Четвертый раздел – это комплекс астролого-медицинских знаний, к которому примыкает учение о минералах, а также алхимия.

Философские проблемы, рассматриваемые в этот период, несмотря на их определенную религиозность и метафизичность, оказали большое влияние на дальнейшее развитие философии. К числу обсуждаемых философских проблем можно отнести проблемы универсалий (решение этой проблемы привело к появлению направлений номинализма, концептуализма, реализма). Также важными были вопросы, связанные с соотношением веры и разума , доказательства бытия Бога , философии истории (вспомним Августина и его работу «О граде Божьем»).

Со второй половины VIII в. научное лидерство переместилось из Европы на Восток. В IX в. на арабский язык были переведены «Начала» Евклида, работы Аристотеля, «Математическая система» Клавдия Птолемея. Мы наблюдаем прогресс в области математики, физики, астрономии, медицины. Строятся обсерватории, библиотеки. Научным центром является Багдад, где работает много ученых. переводчиков, мыслителей. Особые успехи достигнуты в астрономии и математике. Известны своими идеями Аль-Фараби (870-950), развивший логическое наследие Аристотеля; Аль-Бируни (973-1048) – энциклопедист-ученый, высказавший предположение о гелиоцентризме впервые на средневековом Востоке.

Известен своим творчеством Омар Хайям (1048-1131) – иранский ученый, философ, поэт. Вместо лунного календаря О. Хайям предложил солнечный календарь.

Известен Улугбек (1394-1449) – среднеазиатский ученый, астроном. Он изложил теоретически основы астрономии, указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет.

На арабском Востоке работает выдающийся мыслитель, ученый, врач Ибн Рушд (лат. Аверроэс ) (1126-1198), сторонник философии Аристотеля. Большинство философских сочинений Ибн Рушда представляет собой комментарий к трудам Аристотеля. Он сформулировал концепцию двойственной истины, согласно которой Бога и книгу природы, написанную Богом, можно познавать двумя путями: с помощью рациональной религии (доступна немногим образованным) и с помощью образно-аллегорической религии (доступна всем). Концепция двойственной истины признавала права «естественного разума» наряду с христианской верой.

Необходимо назвать арабского ученого, врача и астронома Ибн Сину (Авиценну), также представителя аристотелизма.

В IX в. страны Европы стали соприкасаться с богатством арабской цивилизации, а переводы арабских текстов на латинский язык стимулировали восприятие знаний Востока европейскими народами.

Таким образом, естествознание в этот период еще не сформировалось, оно находилось в стадии «преднауки». Познавались отдельные явления, которые легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). Средневековую науку отличают тенденция к систематизации и классификации знаний, компилятивный характер научных теорий.

Становление современного естествознания началось с первых двух глобальных научных революций, происходивших в XVI-XVII вв.

Контрольные вопросы

В истории науки обычно выделяют две стадии: возникновения и стадию самой науки. В свою очередь, стадия возникновения науки включает в себя период донауки и преднауки.

Донаучные знания о мире отражены в мифологии. Характерной особенностью донаучного, мифологического отношения к миру является отсутствие представлений о разделении реального и нереального, объективного и субъективного, подлинного и мнимого - в нем все едино, слитно. В мифологическом сознании предмет сливается с его образом, однако этот образ мог меняться, и, в свою очередь, предмет, его отражающий, также менялся, как бы "оборачивался", претерпевая различные, в том числе и не свойственные ему, трансформации. Причиной такого восприятия мира являлась опора на чувственную наглядность, на изменчивость, нестабильность чувств, на духовно-личностное отношение к действительности.

Спустя некоторое время в рамках мифологического познания мира произошли трансформации, в результате которых сформировалось представление о действительности как о некоем "вещном", "внесубъективном" объекте, самодостаточном и обладающем внутренней организацией. Наметился важнейший для истории науки и человечества, сдвиг в восприятии мира. Появилась возможность размышлять о нём. Так совершился скачок от чувственно-слитного, антропоморфного и анимаморфного мира психической реальности к миру, в котором субъект и природный, "вещный" мир разделены, и этот, второй, не зависит от первого, а "живет" по собственным законам, познание которых основано на рациональных комплексах и аргументах и ориентировано на объективный мир.

Следующий этап развития донаучного знания определяют как переход от логоса к преднауке. Наиболее ярко этот процесс проявил себя в древневосточных цивилизациях - Египте, Месопотамии, Индии, Китае.

Модели научного познания носили эмпирический характер. Они не всегда давали точные результаты. Самое же главное, существенное их свойство в том, что создавались они с опорой на известные эмпирические (наблюдаемые) образы, а не на абстрактные понятия, что и позволяет определять их как преднаучные.

Знания в этот период возникали путем индуктивного обобщения непосредственного практического опыта, не имели дедуктивного и доказательного характера и имели целью практическое применение, то есть носили рецептурный характер.

Древневосточные знания рассматривать лишь как переходный период от донауки к науке. В дальнейшем в математике и геометрии древних греков именно этот момент достиг своего развертывания, придав им черты науки. В естествознании переход к научному изучению природы произошел лишь в XVII веке. Колыбелью подлинной науки считают античную Грецию периода наивысшего расцвета ее культуры - VI-IV вв. до н.э., а также римский период античности - III в. до н.э. - I в. н.э.

Греки многое заимствовали у египтян и вавилонян, в частности математические знания, что и позволило им совершить переход от наглядности, эмпиричности к их рациональной, теоретической обработке. Можно сказать, что они "работали" не с реальными предметами, а их моделями (математическими, геометрическими и т.д.), выделяя в них основные понятия и недоказуемые утверждения, которые они назвали аксиомами (от греч. axioma - бесспорная, не требующая доказательств истина).

Остальные знания они пытались доказать, используя также и логику, из чего выводились теоремы (от греч. theorema - рассматривать, обдумывать). Таким образом, в античной науке, в первую очередь геометрии, произошел скачок, переход от эмпиричного изучения и накопления знаний к их теоретическому исследованию. Для этого необходимо было прибегнуть не к чувственным формам доказательства знаний, а к логическим обобщениям. Необходимо было выделить исходные утверждения геометрии из всех других знаний о мире, сформулировать их в виде аксиом, а затем остальные утверждения выявить логически из аксиом или доказать как теоремы.

В отличие от Востока, где знания имели рецептурный характер, применялись для чисто практических нужд, не были систематизированы, не имели текстового оформления, строго рационально-логического обоснования, в античной культуре начала развиваться "наука доказывающая", недаром понятия "аксиома", "теорема", "лемма" - греческого происхождения.

В античности сложился иной способ построения знаний - абстрагирование от наличной практики и её систематизация, что обеспечивало предсказание ее результатов. Фундамент новой системы знаний начинает строиться по иному - не "снизу вверх", а как бы "сверху" по отношению к реальной практике и, впоследствии, с помощью ряда опосредований, проверяются созданные идеальные конструкции методом сопоставления их с предметными отношениями практики.

Чтобы понять специфику средневековой науки, необходимо знать особенности мировоззрения этой эпохи, поскольку знания о мире в то время подчинялись определенным принципам.

Заимствуя из Античности идею, согласно которой подлинное знание - это знание всеобщее, доказательное, универсальное для всех случаев жизни, средневековые схоласты указали на то, что обладать таким знанием может лишь творец, а потому изучать, познавать следует не природу и объективные законы, а "Слово Божье", переданное человеку, которое выступает универсальным орудием постижения мира. Так сложился один из ведущих принципов средневекового мировоззрения - ревеляционизм (от лат. revelatio - откровение). Принцип откровения предполагает, что существует некое всеобщее, универсальное и в то же время таинственное знание, которое необходимо людям знать для их спасения, но которым сами они овладеть не могут в силу ограниченности своего ума. Тем не менее, Бог передает знания через пророков и апостолов в Священном писании (Библии), открывает эти знания.

Однако средневековые патристы (отцы церкви) признали возможность и право интерпретации Откровения со стороны церкви, которая рассматривалась как единственный и никогда не ошибающийся толкователь. Право церкви на интерпретацию содержания Откровения оформилось в Священной традиции, закрепленной в Священном предании отцов церкви. Что же исследуется в таком случае? Исследуются не вещи или явления, а тексты, понятия. Каждая же вещь или явление рассматривается лишь как символ, дубликат текстового ее значения. Процесс познания вещи начинается с исследования понятия, ее выражающего, что обусловило такие специфические черты познавательной деятельности, как символизм (одновременно переходящий в структуру мировоззрения) и ее текстовый характер.

Кроме того, поскольку познавательная деятельность в Средневековье носит теологически-текстовый характер, это потребовало применения уже сложившегося в греческой культуре метода познания - дедуктивной логики Аристотеля, в которой наличествовала субординация понятий, отражающая иерархический ряд действительных вещей.

Приведенные установки и мировоззренческие принципы Средневековья позволяют выявить и особенности познания этого периода. Как и в Античности, оно носило созерцательный характер, настраивало на мистический и теологический лад. О познании объективных законов не могло идти и речи, а без них невозможно естествознание. Следовательно, научное познание в период Средневековья приостановилось, и многое из достижений греков оставалось невостребованным.

Из наук в Средние века достаточное развитие получила логика, которая, наряду с математикой, геометрией, риторикой, астрономией, музыкой, преподавалась в церковных школах и появившихся уже в XI веке университетах. Отмечено, что средневековые схоласты привнесли новый момент в понимание задач логики - быть не только искусством доказательства истины (и отличения от лжи), но и искусством открытия истины.

Средневековая культура и наука - явление глубоко противоречивое и специфическое. С одной стороны, Средневековье многое заимствует из Античности - созерцательность, стремление постичь суть общего, а не единичного (поскольку оно производно от общего), абстрактное теоретизирование, манипулирование абстрактными моделями и доказательствами ложного и истинного с помощью приемов логики и др.

С другой - оно порывает с Античностью - средневековых схоластов не интересует природа в отличие от античных натурфилософов, но в то же время интерес к ней в скрытой специфической форме проявляется в алхимии, астрологии, магии, что привело к зачаткам экспериментального (опытного) знания, подготовив тем самым переход к культуре и науке Возрождения и Нового Времени.

Соединение этих двух составляющих (эмпирической и теоретической деятельности) происходит только в эпоху Возрождения, что и означало возникновение науки в собственном смысле этого слова.

Предпосылки возникновения опытной науки историки находят в целом ряде факторов экономического, политического и общекультурного характера, сложившихся в Европе XIV-XV вв. К ним следует отнести разложение феодальных отношений, сопровождающееся усилением обмена товаров, переход от натурального к денежному обмену, что способствовало накоплению капитала и постепенному переходу к капиталистическим отношениям. Развитие торговли потребовало расширения сфер деятельности, освоения новых стран и континентов: географические открытия расширили горизонт видения мира средневекового европейца. Оказалось, что мир не ограничивается территорией княжеств или отдельного государства, он населен разными народами, говорящими на разных языках, имеющими свои традиции и обычаи. Возникают интерес и необходимость их изучения, а также обмен идеями (торговые отношения с арабским Востоком привели к открытию для Западной Европы натурфилософии арабов).

Средневековые университеты, ставшие впоследствии центрами науки, сыграли важную роль в процессе секуляризации (от лат. sacularis - мирской, светский), освобождения культуры от авторитета церкви, разделения философии и теологии, науки и схоластики.

У истоков становления опытной (экспериментальной) науки стоят фигуры Н. Коперника (1473-1543) и Галилео Галилея (1564-1642).

Ньютон - основатель классической механики. И хотя сегодня с позиции современной науки механистическая картина мира Ньютона кажется грубой, ограниченной, именно она дала толчок для развития теоретических и прикладных наук на последующие почти 200 лет. Ньютону мы обязаны такими понятиями, как абсолютное пространство, время, масса, сила, скорость, ускорение; он открыл законы движения физических тел, заложив основу развития науки физики.

Ньютон довел до совершенства язык математики, создав интегральное и дифференциальное исчисление, он - автор идеи корпускулярно-волновой природы света. Можно было бы и еще перечислять многое из того, что дал науке и пониманию мира этот ученый.

Остановимся на главном достижении научных изысканий Ньютона - механистической картине мира. Она содержит следующие положения:

Утверждение о том, что весь мир, Вселенная есть ничто иное, как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в пространстве и времени, связанных между собой силами тяготения, передающимися от тела к телу через пустоту.

Отсюда следует, что все события жестко предопределены и подчинены законам классической механики, что дает возможность предопределять и предвычислять ход событий.

Элементарной единицей мира является атом, и все тела состоят из абсолютно твердых, неделимых, неизменных корпускул - атомов. При описании механических процессов им использовались понятия "тело" и "корпускула".

Движение атомов и тел представлялось как простое перемещение тел в пространстве и во времени. Свойства пространства и времени, в свою очередь, представлялись как неизменные и независящие от самих тел.

Можно отметить плюсы и минусы такой картины мира. К плюсам следует отнести тот факт, что она позволяла объяснить многие явления и процессы, происходящие в природе, не прибегая к мифам и религии, а из самой природы.

Что касается минусов, то их немало. К примеру, материя в механистическом истолковании Ньютона представлялась как инертная субстанция, обреченная на вечное повторение вещей; время - пустая длительность, пространство - простое "вместилище" вещества, существующее независимо ни от времени, ни от материи. Из самой картины мира был устранен познающий субъект - априорно предполагалось, что такая картина мира существует всегда, сама по себе и не зависит от средств и способов познающего субъекта.

Механистическая картина мира, методы научного объяснения природы, разработанные Ньютоном, дали мощный толчок развитию других наук, появлению новых областей знания - химии, биологии и т.д.

Огромное влияние механистическая картина мира оказала на философию - она способствовала утверждению материалистического взгляда на мир среди философов.

Однако по мере развития науки, различных ее областей (биологии, химии, геологии, самой физики) становился очевидностью факт, что механистическая картина мира не подходит для объяснения многих явлений. Так, исследуя электрическое и магнитное поля, Фарадей и Масквелл обнаружили факт, согласно которому материю можно было представить не только как вещество (в соответствии с механистическим ее толкованием), но и как электромагнитное поле. Электромагнитные процессы не могли быть сведены к механическим, и потому напрашивался вывод: не законы механики, а законы электродинамики являются основными в мироздании.

Конец XIX - начало XX вв. ознаменованы целым каскадом научных открытий, которые завершили подрыв механистической концепции Ньютона. Это открытие элементарной частицы - электрона, входящей в структуру атома (Дж. Томпсон), затем - положительно заряженной частицы - ядра внутри атома (Э. Резерфорд, 1914 г.), на основе чего была предложена планетарная модель атома: вокруг положительно заряженного ядра вращаются электроны. Резерфорд также предсказал существование и еще одной элементарной частицы внутри атома - протона (что позже и было открыто). Эти открытия перевернули существующие до сих пор представления об атоме как об элементарной, неделимой частице мироздания.

Следующий ощутимый удар по классическому естествознанию нанесла теория относительности А. Эйнштейна (1916 г.), которая показала, что пространство и время не являются абсолютными, они неразрывно связаны с материей (являются ее атрибутивными свойствами), а также связаны движением между собой.

Поистине революционным было открытие М. Планком (1900 г.) квантов - дискретных частиц или порций, лежащих в основе процесса электромагнитного излучения. Теория квантов противоречила существующей волновой и электромагнитной природе света, разработанной Д. Масквеллом, которая в свое время (конец XIX в.) привела к необходимости смены механистической картины мира на электродинамическую. Возникло противоречие в представлении о материи - или она непрерывна (волновая теория), или состоит из дискретных частиц (корпускул). Это противоречие разрешилось в 1924 г., когда физик Луи де Бройль высказал гипотезу о том, что частицам материи присущи и свойства волны (непрерывность), и свойства дискретности (квантовость). Впоследствии эксперименты подтвердили эту гипотезу, и был открыт важнейший закон природы о том, что все материальные объекты обладают и корпускулярными, и волновыми свойствами.

Перемены, привнесенные наукой XIX-XX вв., повлекли за собой целую серию технических изобретений. Если в начале XIX века на железных дорогах, фабриках, заводах использовался пар, уже в 30-е годы XIX века ему на смену приходит электричество. Далее следовали электрический телеграф, телефон, автомобили, железобетонные конструкции - одним словом, наука тесно внедряется в производство, смыкается с техникой, что привело к разительным переменам в образе жизни развитых капиталистических стран.

Огромным достижением науки XIX века является прорыв к вопросам о том, как устроена жизнь человеческого общества, подчиняется ли она неким объективным законам (как природа) или в ней действует стихия, субъективизм.

Сегодня, глядя с расстояния прожитых лет, можно сказать, что рубеж XIX-XX вв. ознаменовал переход от классической науки к неклассической (или постклассической). Их отличия можно представить в следующем виде:

Не раскрывая в деталях сущность обозначенных отличительных признаков постклассической науки (в той или иной мере это было сделано по ходу раскрытия этапов развития науки), отметим, что происшедшие в ней изменения оказали огромное влияние на мир в целом и на отношение к нему человека. Это проявляется, во-первых, в том, что в современной научно-технической эпохе не существует неких единых канонов, общепринятых стандартов в восприятии мира, его объяснении и понимании - эта открытость выражается в плюрализме идей, концепций, ценностей. Другой (второй) особенностью современной ситуации являются ускоренный ритм событий, их смысловая плотность и конфликтность. В-третьих, сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, утеряна вера в разумное устройство мироздания, а с другой - прослеживается тенденция рационализации, технизации всех сторон жизни как общества, так и отдельных индивидов. Итогом этих процессов являются радикальное изменение стиля жизни, предпочтительное отношение ко всему быстротечному, меняющемуся в отличие от устойчивого, традиционного, консервативного.

наука опытная логос познание

В процессе работы над материалом были сделаны выводы о том, что понятие науки довольно обширно и имеет важное значение на протяжении своего существования. Само понятие "наука" в древности имело размытое представление и включало в себя знания, полученные из мифологии и наблюдений. Несмотря на изменения, произошедшие в Средние века, где наука стала иметь божественные предпосылки и исследования проводились под строгим надзором Церкви, было совершено несколько важных открытий. Со временем она стала включать как теоретические методы познания (логика, философия, ораторское искусство, наблюдение), так и практические (опыт, эксперимент).

Последние столетия ознаменованы обширными открытиями, научными революциями, изменениями картины мира. Здесь имеет место понятие электромагнетизма, открытие таблицы химических элементов, несовершенство и отход от классической механики, теория относительности и т.д., которые являлись переломными моментами для современных наук.

Говоря о современной науке, то, несмотря на обширное количество подразделений и накопленных за последние несколько тысяч лет знаний в различных областях познания мира, можно сделать вывод о том, что здесь не существует четкой структуры или методики в изучении окружающего мира.

Технический и прогресс и достижения в области робототехники, кибернетики и искусственного интеллекта, открытия в поисках новых источниках энергии, частиц, а также ускоренный темп жизни общества с внедрением большого количества информации, говорит о тотальном изменении стиля жизни, предпочтение всему быстротечному в отличие от устойчивого и традиционного.

История - это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.

История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.

История - это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое - это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.

Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение,

позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».

История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал - «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.

История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин - психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.

История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.

История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.