» » Кровь в метро. Ужас «Славянского бульвара» затмил кошмар на «Авиамоторной

Кровь в метро. Ужас «Славянского бульвара» затмил кошмар на «Авиамоторной

Наше метро — лучшее в мире! Вряд ли кто-нибудь из тех, кто оказался на станции «Авиамоторная» за 1-2 минуты до 5 часов вечера 17 февраля 1982 года, вспоминал этот расхожий лозунг. Но они об «этом» знали и потому без страха вступили на эскалатор № 4. Если бы они только догадывались, что ждет их впереди...

Михаил Зайцев, Сергей Борисов

ХОДЫНКА ПОД ЗЕМЛЕЙ

Взбесившаяся лестница

Пассажиры, спускавшиеся на эскалаторе, почувствовали, что правый поручень начал останавливаться, тогда как лестница, наоборот, увеличивает скорость. В нижней части эскалатора поручень слетел с направляющей и провис. Сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода. Но рабочий тормоз не смог остановить эскалатор. Под тяжестью пассажиров, чей суммарный вес составлял около 12 тонн, возникло ускоренное движение лестничного полотна. В таких ситуациях вступает в действие аварийный тормоз, но в данном случае он бездействовал.

Дежурный поступил по инструкции и попытался остановить эскалатор с пульта. Тщетно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, повернул рукоятку аварийного тормоза — результат тот же.

Люди, ехавшие вниз на параллельном эскалаторе, улыбались: мол, быстро едете! Но тем, кто оказался на «взбесившейся» лестнице, было не до смеха. Один из пассажиров (потом выяснили его фамилию — Марфин) бросился бежать вверх, но стоявшие люди мешали ему. Он споткнулся и упал. Облицовочные щиты ограждения, сделанные в угоду экономии из хлипкого 3-миллиметрового пластика, треснули. Обнажились металлические ролики, стойки... Руку упавшего затянуло под ступени.

Скорость эскалатора все увеличивалась. Под сводами раздавались истошные крики, перекрывающие зловещий гул моторов. Кто-то ухватился за фонари-столбики и повис на них, но большинство осталось на несущемся вниз лестничном полотне. У схода с эскалатора образовалась «куча-мала», около сотни человек не смогли удержаться на ногах и падали друг на друга, загораживая проход. Один из очевидцев и участников трагедии М. Миронов позже рассказывал: «Я влетел в эту кучу, упал и оказался в самом низу. Меня тащило в сторону звеньев «гребенки», обдирая спину. Правая нога попала под балюстраду, потом я почувствовал, как она сломалась... Перелом был открытый, я протянул руку и нащупал острый край кости».

Скорая помощь

Один из авторов этого материала служил тогда в армии. Однажды он получил письмо: «Сергей, — писал отец, работавший тогда в Институте скорой помощи им. Склифосовского, — может быть, ты слышал или читал, что недавно в Москве произошло несчастье. Я тогда был на дежурстве. Пришлось поработать...»

Разумеется, я ничего не слышал, поскольку ничего не читал. Отец навестил меня в апреле, и я, получив увольнительную, отправился с ним в город. Пограничный Брест был переполнен туристами и напоен запахами оттаявшей земли. Тогда-то отец и рассказал мне о том, что произошло на «Авиамоторной».

— Позвонили нам, на центральный пост «Скорой помощи», когда все уже закончилось — эскалатор остановили. Говорили сбивчиво, но я понял, что произошло что-то страшное. Как «дежурный по городу» я должен был организовать медицинскую помощь пострадавшим. Но сколько их? Что за травмы? Есть ли погибшие? Судя по всему, есть — и немало. Я дал соответствующие распоряжения - и побежал к лифту.

От Склифа на Колхозной площади до «Авиамоторной» мы долетели за несколько минут. Водитель гнал как сумасшедший. Когда остановились, я увидел огромную толпу. Следом стали подъезжать рафики «Скорой помощи». Никто ничего толком не знал, и мы с водителем, работая локтями и крича во все горло: «Мы врачи!» — стали пробираться ко входу в метро. Прямо на асфальте сидела пожилая женщина и плакала. Колени ее были ободраны до крови. Видно, лица у нас были такие, что растерянный милиционер у дверей пропустил нас безропотно. Люди с перекошенными от страха лицами спешили выбраться наружу. Мы кинулись вниз. На платформе было черно от людей. После того, как эскалатор сломался и начался весь этот кошмар, какое-то время поезда еще продолжали прибывать на станцию и высаживать ничего не понимающих пассажиров. Но нашлись люди, не утратившие рассудка. Они взялись за руки и оттеснили толпу от схода с эскалаторов.

Я увидел это, когда еще бежал по ступенькам. Ступив на мраморный пол, почувствовал, как он уходит у меня из-под ног. Я поскользнулся и упал спиной на плиты. Ударился затылком — хорошо, шапка на мне была зимняя... Боли не было, а может, была, да я ее не почувствовал, как на фронте бывало. Я поднялся и понял, что поскользнулся на луже крови.

Люди вповалку лежали друг на друге, кто-то пытался ползти, кого-то оттаскивали. Мужчина с нелепо вывернутой, затянугой куда-то под ступени эскалатора ногой кричал от боли.

Пострадавших было намного больше, чем я ожидал. По эскалаторам уже спускались врачи с носилками наперевес, но их было мало, (носилок).

— Где дежурный по станции? — заорал я.

Через минуту, да, наверное, меньше, мы были у дверей склада Гражданской обороны.

— Там есть носилки?

— Есть... — пролепетал дежурный. — Но у меня нет ключа! Я не имею права...

— Ломайте! Как мы вынесли ту дверь—не помню. Носилок было много, целые штабеля...

У эскалаторов — все больше людей в белых халатах. Раненых и погибших клали на носилки и поднимали наверх. Мужчине со сломанной ногой сделали укол — прямо через штанину, и он затих.

Минут через десять меня вызвали наверх. Я побежал по ступенькам, чувствуя, как сердце колотится у самого горла. В вестибюле царила неразбериха, хотя народу было уже не так много. А на улице... Машины «Скорой помощи» не успевали вывозить пострадавших, и носилки ставили прямо на заснеженный асфальт. Кажется, я схватил кого-то из местного начальства за грудки и закричал: «Расстреляю!» Потом опомнился и приказал внести носилки в вестибюль. Мертвым все равно, а раненых нужно было чем-то укрыть, и я снова вышел наружу.

— Нужна теплая одежда!

Люди, плотным кольцом окружившие павильон, стали стаскивать пальто и шубы...

— Спасибо! Спасибо! — говорил я. — Вы можете забрать одежду в больницах... Узнайте у врачей, в каких. — Но этого можно было и не говорить...

Подкатывали все новые машины «Скорой помощи» и «труповозки», и я вновь отправился вниз. Вокруг мужчины со сломанной ногой уже колдовали врачи. Вытащить ногу было невозможно. Хотели отпилить, напичкав несчастного болеутоляющими, но потом кто-то предложил вырезать автогеном часть металлической конструкции и все же попытаться сохранить человеку ногу... Жаль, не удалось. Ногу ему потом все равно ампутировали.

Позже мне говорили, что эвакуация раненых заняла не более 30 минут. Может быть.

«Порвалось» на «Авиамоторной»

Трагедия длилась 110 секунд. Весть о катастрофе разнеслась по городу мгновенно. «Вечерка» — чуть ли не единственная из газет — опубликовала лаконичное сообщение, в котором отмечалось, что «среди пассажиров имеются пострадавшие». Молва, подогретая «вражескими голосами», наводнила Москву сотнями трупов. Лишь через девять месяцев, на заседании Верховного суда РСФСР, было названо точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.

Расследование установило, что утром того дня машинист опробовал злополучный эскалатор с замером тормозного пути. Результаты оказались удовлетворительными. Но в декабре 1981 г. на всех эскалаторах «Авиамоторной» установили тормоза новой системы, мастер же производил регулировку по старой инструкции, так что все четыре эскалатора станции эксплуатировались фактически неисправными.

Более того, 40 новых эскалаторов Калининской, Калужско-Рижской и Горьковско-Замоскворецкой линий, изготовленные Ленинградским объединением «Эскалатор», имели серьезные конструктивные недостатки, и в конце концов Госгортехнадзор СССР запретил их выпуск. Но ведь надо было что-то делать с действующими! Их латали...

Где тонко, там и рвется! «Порвалось» на «Авиамоторной».

Послесловие

Мой отец, Юрий Владимирович Борисов, врач, умер 1989 году. Потом, когда я уже вернулся из армии, он никогда не рассказывал о той своей «работе» на станции «Авиамоторная», как никогда не рассказывал о партизанском отряде, куда попал четырнадцатилетним, о фронте, Кенигсберге и войне с японцами. Наверное, не хотел тревожить память.

От мамы я знал, что за то «дело» он был награжден почетной грамотой и, кажется, даже премией. Подозреваю, куда ушли эти деньги — пальто и шапку пришлось отдавать в химчистку. До конца кровь отчистить так и не смогли.

110 секунд... Всего 110 секунд, 110 секунд ужаса, кошмара. 110 секунд, приносящих столько смерти и увечий... Что же именно там такого ужасного произошло? В 16.55 по московскому времени. У одного из эскалаторов останавливается левый поручень. Сам эскалатор в это время начинает увеличивать свою скорость. Люди бросились бежать вверх, против хода эскалатора, но стоявшие вверху сбивали их с ног. Внизу образовался завал. Началась паника. Крики... Многие пытались перепрыгнуть на соседний эскалатор, на пластиковая балюстрада, разделяющая их, была слишком тонкая, всего 3 мм... Она ломалась и люди попадали в ловушку. А внизу тем временем был настоящий хаос. Кто-то не успевал слазить с эскалатора, а попробуй слезь в такой куче человеческих тел, и их части тела тут же оказывались под металлической гребёнкой. Одежда, дипломаты, и что самое ужасное, части тела людей - всё разрывалось железными зубьями этой гребёнки. 8 погибших... 30 пострадавших...

К сожалению, в Московском метрополитене не раз случались аварии и теракты.

Наверняка, о некоторых из них мы не знаем. Так, немного подробностей.


Авария эскалаторов на «Авиамоторной» в 1982 году

Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.

Примерно в 16.30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора, как потом оказалось из-за цепей-тележек эскалатора, оторвавшихся от державшего их двигателя, неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2-2.4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора скатились вниз. В давке погибло 8 человек, 30 человек, по оглашению 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР, были ранены. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 перекрыт, а в 17.45 станция была полностью закрыта — поезда проследовали её без остановки.

Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших — это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?

Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на нее людей, и люди действительно проваливались сквозь нее, однако никаких механизмов под балюстрадой нет — люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев с момента установки тормозных систем по день катастрофы все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм.

1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. Сменный машинист метропоезда, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой на «Третьяковской», обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку, похожую на визитку или косметичку. Открыв ее, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнес находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент произошел взрыв. В результате взрыва разбиты стекла кабинки дежурной — она ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы станции получили легкие травмы и нервный шок.

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:

Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

Замоскворецкая от ст. Красногвардейской до ст. Павелецкая, включая Каховскую линию
Серпуховско-Тимирязевская от ст. Серпуховской до ст. Бульвар Дм. Донского
Калужско-Рижская от ст. Битцевский парк до ст. Проспект Мира
Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро.

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Бутовской, Люблинской, Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20—35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа, при этом мощностей аварийных генераторов в метро не везде хватало даже для того, чтобы обеспечить освещение на погрузившихся в полную темноту станциях. Остановились эскалаторы.

На пересадочных станциях также часть поездов была возвращена. Например, на «Китай-Городе» работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку — на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях она была закрыта на вход и выход до конца дня.

А вы знали об этом?
Оригинал взят у


4. Аварии и теракты
5. Пересадки

Авария эскалаторов на «Авиамоторной» в 1982 году

Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.

Примерно в 16.30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора, как потом оказалось из-за цепей-тележек эскалатора, оторвавшихся от державшего их двигателя, неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2-2.4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора скатились вниз. В давке погибло 8 человек, 30 человек, по оглашению 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР, были ранены. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 перекрыт, а в 17.45 станция была полностью закрыта — поезда проследовали её без остановки.

Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших — это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?

Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на нее людей, и люди действительно проваливались сквозь нее, однако никаких механизмов под балюстрадой нет — люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев с момента установки тормозных систем по день катастрофы все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм.

Теракт на станциях Третьяковская 1 января 1998 года

1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. Сменный машинист метропоезда, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой на «Третьяковской», обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку, похожую на визитку или косметичку. Открыв ее, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнес находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент произошел взрыв. В результате взрыва разбиты стекла кабинки дежурной — она ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы станции получили легкие травмы и нервный шок.

Авария энергосети 25 мая 2005 года

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:

Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

  • Замоскворецкая от ст. Красногвардейской до ст. Павелецкая, включая Каховскую линию
  • Серпуховско-Тимирязевская от ст. Серпуховской до ст. Бульвар Дм. Донского
  • Калужско-Рижская от ст. Битцевский парк до ст. Проспект Мира

Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро.

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Бутовской, Люблинской, Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа, при этом мощностей аварийных генераторов в метро не везде хватало даже для того, чтобы обеспечить освещение на погрузившихся в полную темноту станциях. Остановились эскалаторы.

На пересадочных станциях также часть поездов была возвращена. Например, на «Китай-Городе» работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку — на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях она была закрыта на вход и выход до конца дня.

  • Обесточенные станции — фотографии очевидцев

35 лет назад, в 1982 году, на станции «Авиамоторная» Московского метрополитена из-за аварии эскалатора погибли и пострадали несколько десятков человек. Отсутствие официальной информации привело к распространению зловещих слухов о данном происшествии. Многие москвичи и гости столицы долгое время боялись ездить в метро, чтобы не стать жертвами новой трагедии. О том, что действительно случилось в тот роковой день, стало известно только несколько десятилетий спустя.

Из заключения экспертизы: «В 17 часов 17 февраля сего года при работе эскалатора на спуск пассажиров… сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода. Введенный в действие рабочий тормоз в результате допущенных нарушений не развил тормозного момента и не обеспечил остановки лестничного полотна. Под тяжестью веса пассажиров (около 12 тонн) возникло ускоренное движение лестничного полотна, но выведенный ранее из действия аварийный тормоз также не остановил эскалатор».

Эти сухие протокольные строчки нуждаются в расшифровке. Последовательная цепь событий выглядела так.

Марат Гельман. «Эскалатор». 1989 год
Начиная с 16:30 поток пассажиров метро всегда увеличивается - многие в это время едут с работы. На станциях задействуют все дополнительные эскалаторы. Так случилось и 17 февраля - работники станции «Авиамоторная» включили резервный четвертый эскалатор.

Аварию вызвал излом одной из ступеней. В результате чего сработала защита и отключился электродвигатель. Набравшее ход полотно эскалатора по инерции разорвало крепежные цепи - и с увеличивающейся скоростью поехало вниз. Люди, стоявшие на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, их выносило к нижней площадке, где на них сверху налетали другие пассажиры. Дежурный по эскалатору попытался остановить движение полотна рабочим тормозом с пульта в своей кабине - но тот не сработал. Аварийный тормоз, находящийся на балюстраде, тоже не помог. В груду лежавших внизу тел врезались все новые пассажиры. Этот кошмар длился 110 секунд. Полотно эскалатора развило скорость, примерно в 2,5 раза превысившую максимально допустимую, количество упавших друг на друга пассажиров составило почти 100 человек.

Некоторые пассажиры во время ускоренного движения лестницы пытались запрыгнуть на балюстраду, но она была сделана из тонкого (три миллиметра) пластика, который не выдерживал тяжести человека. Люди провалились в образовавшееся после схода лестничного полотна пространство - на глубину в несколько метров. Они получили серьезные ушибы, а также порезы из-за разбившихся балюстрадных светильников. При этом работники станции не перекрыли вход на аварийный эскалатор, и туда продолжали становиться люди. Только когда дежурный смог дозвониться до машиниста эскалаторов и тот обесточил все механизмы, металлическая лестница остановилась.

В 17:10 вход на станцию ограничили, а в 17:35 полностью закрыли. Поезда проходили мимо нее без остановки. Врачи и работники станции бросились разбирать завал из десятков тел. Погибших относили в сторону, раненым оказывали помощь. Кстати, среди тяжело пострадавших была известная ведущая научно-популярной телепрограммы «Здоровье» Юлия Белянчикова, ее увезли в больницу. Еще через полчаса две уборщицы засыпали опилками лужи крови и потом тщательно вымыли мраморный пол.

Официально о катастрофе ничего не сообщалось. Единственную краткую заметку опубликовала газета «Вечерняя Москва»: «17 февраля 1982 года на станции „Авиамоторная“ Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие.

Причины аварии расследуются».

Зато слухов о происшествии было великое множество. Из уст в уста передавались слова свидетеля, который якобы чудом спасся, - а прямо за его спиной порвалось лестничное полотно, и он видел, как люди проваливались под эскалатор и их перемалывало работающими механизмами (на самом деле под движущейся лестницей на глубине в несколько метров было бетонное основание, но механизмы отсутствовали).

Пользовался популярностью рассказ о милиционере, которому удалось зацепиться за поручень, после чего за его одежду стали хвататься другие люди - и их было столько, что от тяжести у стража порядка оторвались кисти.

Зловещим слухам способствовало то обстоятельство, что пол около эскалаторов на станции «Авиамоторная» был вымощен мрамором с красными прожилками. «Знающие» люди объясняли, что это следы крови после трагедии - и они мистическим образом никак не отмываются.

Главными виновниками аварии, по народной версии, были конструкторы, спроектировавшие новые эскалаторы, получившие за них Ленинскую премию и тут же уехавшие на постоянное место жительства за границу, А их творения оказались очень ненадежными. Обвиняли и дежурного, который растерялся и не смог вовремя включить тормоз.

Количество жертв в сообщениях сарафанного радио исчислялось сотнями. Тем более что точных данных долгое время не объявляли. Более того - сотрудникам предприятий, расположенных рядом со станцией «Авиамоторная», чьи коллеги погибли в этот день, запретили вывешивать некрологи, чтобы не волновать народ. А врачам скорой помощи настоятельно рекомендовали ничего не говорить по поводу их вызова на станцию метро. Слухи породили боязнь многих москвичей ездить в подземке - несколько недель количество ее пассажиров было меньше обычного.

Рассказы о гибели людей при попадании во вращающиеся механизмы активно поддерживали зарубежные средства массовой информации - вещающие на русском языке для советских слушателей радиостанции «Свобода» и «Голос Америки», а также эмигрантские печатные издания. Упор делался на кровавые подробности и свидетельские показания. В частности, выходящая в Нью-Йорке газета «Новое русское слово» описывала произошедшее так: «По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы».

Итоги работы следственной группы были оглашены в ноябре 1982 года на закрытом заседании Верховного суда РСФСР. Они стали достоянием гласности только в конце 1990-х годов.

Во время аварии травмы различной степени тяжести получили более 20 человек, восемь погибли - все в результате давки на нижней площадке эскалатора.

По мнению следствия, к трагедии привели конструкторские просчеты, недостаточная подготовка дежурного персонала, а также халатность работников, отвечающих за эксплуатацию эскалаторов.

Выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, которые следовало настраивать согласно присланной инструкции. Но мастер продолжал проводить регулировку тормозов по инструкции, относящейся к другому типу эскалаторов. Таким образом, с декабря 1981 года и до дня катастрофы авария могла грозить любому из эскалаторов станции.

Технический осмотр четвертого эскалатора проводился за два дня до трагедии. Согласно его акту, результаты оказались удовлетворительными. Аварию вызвала сломавшаяся ступень N26. после ее прохождения через нижнюю гребенку сработала система защиты, отключившая электродвигатель. Рабочий тормоз из-за неправильной настройки не смог остановить движение лестничного полотна, а аварийный тормоз не включился, поскольку скорость данного движения не достигла соответствующей величины.

Гораздо раньше к таким же выводам пришли специалисты Московского метрополитена, проводившие внутреннее расследование. По их мнению, следовало немедленно проверить все эскалаторы новой серии ЭТ, которые недавно установили на многих станциях - в том числе на всех (тогда их было шесть), относящихся к Калининскому радиусу, открытому в 1979 году в преддверии Олимпиады. Начальник Московского метрополитена Юрий Сенюшкин направил в горком КПСС и исполком Моссовета письмо с просьбой срочно закрыть для проверки эскалаторов Калининский радиус и еще несколько других станций.

Но городские власти разрешили временно закрыть только станцию «Авиамоторная», что и было сделано. С 12 по 28 мая 1982 года велись работы по монтажу новых эскалаторов. Люди трудились круглосуточно, без выходных, в три смены по 70 человек, для них организовали бесплатное горячее питание.

На других станциях ремонт эскалаторов серии ЭТ проводился постепенно. Были усилены крепежи ступеней, модернизированы тормоза, изменены схемы включения и выключения. Пластиковое покрытие балюстрад заменили на подобное, но толщиной 8-10 миллиметров.

Трагический опыт не прошел даром. Люди ценой своей жизни заплатили за усиление безопасности пассажиров всех метрополитенов страны.

В 16 часов 30 минут из-за начинающегося наплыва пассажиров, возвращающихся с работы, эскалатор №4 станции «Авиамоторная» был включен на спуск. Несколько минут эскалатор работал без пассажиров. Вскоре, эскалатор был открыт, и на лестницу ступили первые пассажиры. Через пятнадцать минут в результате поломки механизма, пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз, набирая скорость.

Из заключения экспертизы:

«В 17 часов 17 февраля с.г. при работе эскалатора на спуск пассажиров сошел с направляющих правый поручень, сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода. Введенный в действие рабочий тормоз в результате допущенных нарушений не развил тормозного момента и не обеспечил остановки лестничного полотна. Под тяжестью веса пассажиров (около 12 тонн) возникло ускоренное движение лестничного полотна, но выведенный ранее из действия аварийный тормоз также не остановил эскалатор».

Лестничное полотно развило скорость, в 2-2,4 раза превышающую номинальную, около ста человек не смогли удержаться на ногах и стали падать, загородив проход в зоне нижней выходной площадки. За несколько секунд, почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз.

Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло… В 17 часов 10 минут вход на станцию был ограничен, в 17 часов 35 минут перекрыт, а еще через десять минут полностью закрыта станция. Поезда проезжали без остановки.

Весть о катастрофе разнеслась по городу мгновенно. «Вечерка», чуть ли не единственная из газет, опубликовала лаконичное сообщение, в котором отмечалось: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Лишь через девять месяцев, на заседании Верховного суда РСФСР, было названо точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.

Вопреки слухам, наводнившим город, люди не проваливались в машинное отделение, и никого не затянуло в механизмы. Все погибшие восемь человек были задавлены массой навалившихся на них людей. Некоторые пассажиры, пытаясь спастись, запрыгивали на балюстраду эскалатора. Пластиковые листы облицовки не выдержали и провалилась (вот откуда слухи), но провалившиеся отделались всего лишь легкими ушибами, поскольку под самой балюстрадой всего в нескольких метрах бетонное основание и нет никаких движущихся частей.

Буквально за два дня до аварии проводился его осмотр, регулировка и проверка действия тормоза. Работу выполнил мастер Загвоздкин. Утром 17 февраля, после ночного отстоя, машинист Крысанов опробовал машину с замером тормозного пути. Результаты оказались удовлетворительными.

Начавшееся расследование выяснило, что в декабре 1981 г. на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» установили рабочие тормоза новой системы, которые должны были настраиваться с соблюдением требований «Инструкции по эксплуатации тоннельных эскалаторов ЭТ-2 и ЭТ-3 Т-65215ИЭ», разработанной СКБ эскалаторостроения Ленинградского производственного объединения «Эскалатор». Однако мастер по эксплуатации эскалаторов этой станции В.П. Загвоздкин регулировал рабочие тормоза не по имевшейся у него указанной инструкции, а по инструкции, относящейся к другому типу эскалаторов (ЛТ-4), которые он ранее обслуживал.

Поэтому следствие пришло к выводу, что в период с декабря 1981 г. по день катастрофы включительно, все четыре эскалатора «Авиамоторной» эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии, явился излом ступени №96. Поврежденная ступень при прохождении нижней входной площадки вызвала деформацию и разрушение гребенки, при этом сработала защита подъема ступеней низа и входной площадки. При срабатывании защитных устройств отключился электродвигатель главного привода и включился электромагнит рабочего тормоза, но вследствие недостаточного тормозного момента, путь торможения значительно превысил установленную величину и составил около одиннадцати метров. Аварийный тормоз не включился, так как скорость движения лестничного полотна не достигла величины срабатывания датчика аварийного тормоза, а электрической схемой контроль состояния рабочего тормоза эскалаторов этой серии не был предусмотрен.

К трагедии привело наложение как конструктивных недоработок эскалатора, так и пресловутого «человеческого фактора».

После аварии на руководство метрополитена оказалось в сложной ситуации. С одной стороны, следовало немедленно проверить все эскалаторы серии ЭТ, поскольку нареканий на них было более чем достаточно, но для этого пришлось бы закрыть свыше полутора десятков станций, а Калининскую линию полностью.

Ю.В. Сенюшкин, начальник Московского метрополитена, направил письма в Горком КПСС и в исполком Моссовета с просьбой решить вопрос о полном закрытии Калининской линии на время ремонта:
«Учитывая, что по заключению судебно-технологической экспертизы эксплуатация ступеней с проплавными электрозаклепочными соединениями представляется опасной и их следует немедленно заменить, прошу для демонтажа ступеней эскалаторов на станциях «Авиамоторная», «Шоссе Энтузиастов», «Площадь Ильича» и «Марксистская» и усиления их на заводе Минтяжмаша разрешить закрыть Калининскую линию.

Естественно, ни городская власть, ни, тем более, партийная, не могли пойти на такой скандал. Закрыта была только станция «Авиамоторная» на три недели, с 12 по 28 мая. Работу организовали круглосуточно, в три смены, бригадами по 70 человек, без выходных. Смены возглавили опытные специалисты, на станции дневали и ночевали инженеры из Управления метрополитена и Главного управления метрополитенов МПС. Ремонтный персонал доставляли специальными автобусами, было организовано бесплатное питание. Координацию работ осуществлял специальный штаб. Эскалаторы на остальных станциях ремонтировались постепенно.

После аварии на станции «Авиамоторная», Минтяжмашем совместно с МПС были намечены неотложные меры по повышению надежности эскалаторов серии ЭТ. Произвели усиление ступеней, модернизацию рабочих тормозов с изменением в электрической схеме; заменили главные приводные валы, щиты балюстрады заменили с 3 мм на 8-10 мм.

В заключение вспомним имена людей, которые ценой своей жизни оплатили нашу с вами безопасность:

Комашко Лариса Ивановна
Кузьма Елизавета Юрьевна
Мулкиджан Григорий Александрович
Павлов Александр Юрьевич
Романюк Валентина Hикитична
Скобелева Александра Алексеевна
Уваров Виктор Петрович
Улыбина Лидия Кузьминична.

Использована информация из статьи в Московской Промышленной Газете №19 (184) 23 — 29 мая 2002.