» » Кто был учителем. Люди, призванные быть учителями

Кто был учителем. Люди, призванные быть учителями

Кто такой учитель? Прежде всего, это человек, дающий нам знания. Им не обязательно должен быть преподаватель нашей школы или университета, учителями так же являются наши родители. Они дают нам знания с самого нашего рождения: учат ходить, читать, считать и писать, вести себя в обществе. Но первый большой шаг в серьёзную жизнь мы делаем в начальной школе, в этом помогает нам наш первый учитель.

К сожалению, некоторые люди совершенно забывают тех, кто дал им первые, но такие важные знания. Даже забывают имена и вряд ли вспомнят, что сегодня праздник у того, кто так за тебя переживал, когда отпускал в старшие классы и так радовался, узнав о твоей победе на олимпиаде по твоему любимому предмету.

Мы не можем видеться со своей первой учительницей каждый день, но мы всегда помним о ней и всей душой благодарим за то, что она сделала для нас.

Профессия учителя является одной из самых сложных в наши дни и при этом далеко не всегда оценивается по достоинству. Все мы прекрасно знаем о том, что у учителей не такая уж и высокая заработная плата, что немногие решают стать учителем и посвятить себя детям сейчас. Но, к счастью, есть и те, кого не пугают условия работы.

Быть учителем очень ответственная задача. Ведь именно от него мы получаем знания, которыми пользуемся в дальнейшем. И знания эти должны быть верными, глубокими и полезными. Мне кажется, что каждый преподаватель хочет, чтобы именно его ученик добился больших успехов в изучении его предмета, во взрослой жизни и даже превзошёл своего учителя. Это будет лучшим подарком и означать то, что педагог сумел научить всему, что умеет сам.

Но часто ученики сопротивляются получать ценные учения: прогуливают уроки, не выполняют домашние задания, грубят учителям и вытворяют совершенно невыносимые вещи, не понимая, что они теряют и сколько боли порой причиняют преподавателю. А им ведь в свою очередь нужно терпеть, понимать и пытаться что-то исправить с помощью только одного своего средства – слова. Это удаётся далеко не всем и не всегда. Ведь так сложно порой сдержаться!

В нашей жизни было и будет ещё много учителей. Мы сталкивались и с хорошими, и с плохими. Но в каждом из них были свои плюсы. Только в сравнении мы понимаем, что каждый может работать учителем, но далеко не каждый им является. Ведь такая работа является именно призванием потому, что она очень сложна. Так же учитель должен оценивать и любить всех своих учеников не забывать остальных, по-моему, непедагогично показывать любовь и симпатию только любимчикам.

Так же у учеников есть учителя к урокам, которых они готовятся охотнее и всегда относятся с любовью. У меня же таких нет просто потому, что каждый учитель, который был в моей жизни по-своему хорош. Каждый имел свою неповторимую черту, путь обучения, характер и отношение к людям. Да, работа некоторых не являлась их призванием, но они были хорошими, добрыми и умными людьми, дети тянулись к ним. Многих из них я не забуду потому, что они дали неоценимо дорогие знания, научили по-другому относиться ко всему, что нас окружает. У меня нет и учителей, которых я не люблю, на все уроки я иду с хорошим настроением и радуюсь любому преподавателю. Очень часто учителям бывает сложно справиться с нами. Я хочу поблагодарить вас, наши дорогие педагоги, за ваше терпение, за ваши знания, которыми вы делитесь с нами, за вашу любовь к нам и за то, что вы есть. Спасибо!

gedichte

Афоризмы об учителях и учениках, учебе и образовании

Воскресенье, 23 Августа 2015 г. 09:50 (ссылка)


Мудрые мысли об ученье и учителях










































Ученье - свет, а неученье - тьма. Пословица








К чему сокровища в руках глупца.

Библия. Притчи Соломона


Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Аристотель


Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь.

Аристотель


Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя. Галилео Галилей


Знатное происхождение есть благо,

Но это - благо предков.

Богатство почетно, но это - дело счастья. Слава желательна, но непостоянна.

Красота прекрасна, но преходяща.

Здоровье ценно, но легкоразрушимо.

Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями..

Образование - единственное, что божественно и бессмертно в нас;

И две вещи лучшие в человеческой природе: разум и речь.

Плутарх


Занятия наукой питают юность и приносят усладу старости, служат убежищем и утешением в несчастье.

Цицерон


Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит.

Цицерон


Чему бы ты ни учил, будь краток.

Гораций


Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.

Сенека


Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.

Сенека


Польза не во многих, но в хороших книгах.

Сенека


В наш век люди слишком много читают, чтобы быть мудрыми, и слишком много думают, чтобы быть красивыми.


Оскар Уайльд


Речь людей такова, какой была их жизнь.

Сенека


Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Сенека


Уча учимся. Сенека


Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.


Леонардо да Винчи



Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом.

Брюс Ли


Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. Мишель де Монтень

Нет школы лучше и полезней, нежели общение с людьми.


Л.Вовенарг


Изучай все не из тщеславия, а ради практической пользы.

Г.Лихтенберг


Учите ребенка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит.

Джон Локк


Наставнику легче командовать, чем учить.

Джон Локк


Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью.

Томас Сас


Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гёте


Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

Белинский В. Г.

Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других. Бернард Шоу


Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других; а кто не умеет и этого, учит учителей. Лоренс Питер


Сам не умеешь - научи другого.

Антон Лигов


Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

Тадеуш Котарбиньский


Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером.


В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу.

Максим Звонарев


Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя.

Персидское изречение

=============================


>>> " " в дневнике НАТАЛИЯ11 <<<








Источники афоризмов:


  • Большая книга афоризмов. Автор-составитель: К.Душенко.

    Мос ква, изд-во Эксмо-Пресс:1999



  • Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. Автор-составитель: В.Балязин.


  • Москва, изд-во Олма-Пресс: 2006


  • Цитаты и афоризмы про учителей (moudrost.ru/tema)


Учитель вечен на земле!
Из истории образования и учительства...

В двадцатом веке и в двухсотом -
Учитель вечен на земле, -

это строчки из стихотворения И. И. Бейнаровича, учителя-историка с 50-летним стажем. А в чудесном стихотворении Вероники Тушновой сказано так:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же основываться на результатах археологических раскопок, то первые школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. С тех давних пор школа является основой для эволюции человечества.

В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах – жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы - для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов - готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления.

Более обширным было образование в жреческих школах. Здесь, кроме обучения письму, счёту, чтению, преподавалось также право, астрономия, астрология, медицина, и, конечно, большое внимание уделялось религии.

В античном мире сложились три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ).

Античный период с его высокоразвитой культурой и искусством имеет большое значение для формирования учительской профессии. От человека, занимавшегося педагогической деятельностью, требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством. Воспитание было направлено на разностороннее развитие личности. О дурно воспитанном человеке в эти времена говорилось: «Он не умеет ни читать, ни плавать». В Древней Греции произошло разделение деятельности по обучению и воспитанию детей и юношества. В Древней Греции появились многие педагогические термины, которыми мы пользуемся до сих пор: «педагогика», «дидактика», «педагог», «риторика» и др.

Люди, занимавшиеся педагогической деятельностью, в Древней Греции назывались:

педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально «детоведение, детовождение» - воспитатель) - домашний раб, сопровождавший ребёнка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребёнка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя;

педоном (пайдоном) - воспитатель детей от 7 до 15 лет, в его задачу входила подготовка к военной службе, физическое развитие, воспитание дисциплины, терпеливости, умения переносить физические лишения;

грамматист - учитель грамоты, обучал письму, чтению, счёту;

кифарист - учитель музыки (игры на кифаре, лире), знакомил с поэзией;

дидаскал - учитель хора, хорового пения;

софист - платный учитель, обучал «мудрости управлять частными и общественными делами».

Расцвет греческой культуры во многом обязан этим учителям - грамматистам, дидаскалам, кифаристам и др.

В Древней Греции существовали различные типы учебных заведений. Мусические школы - для детей 7-16 лет, где давалось начальное образование, а также литературное и музыкальное. Гимнастические школы - для детей 12-16 лет, где занимались физической подготовкой детей и подростков. Гимнасии (или палестры) - для юношей 16-18 лет, в них завершалось образование, полученное в мусической и гимнастической школах, обучались философии, литературе, политике, совершенствовались в области гимнастики.

В период расцвета Древней Греции было три гимнасия: Ликей, Академия и Киносарг. Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

В Древнем Риме широкое развитие получили грамматические школы для мальчиков из богатых и знатных семей. Подросток, окончивший такую школу в 15 лет, мог посвятить себя деятельности политического и судебного оратора. Подростки и юноши от 13-14 до 16-19 лет могли обучаться в риторских школах, которые можно назвать высшими учебными заведениями. После падения Римской империи (476 г.) античные школы исчезли не сразу, некоторое время ещё существовали школы грамматиков и риторов.

В средневековую эпоху появляются новые формы обучения и воспитания. Центрами образования становятся монастыри, при них создаются школы, а роль учителей выполняют лица духовного звания: священники и монахи. Но постепенно появляются и городские школы. Развитие торговли, промышленности требует образованных, грамотных людей. Для этих школ купеческими гильдиями и ремесленными цехами приглашаются наёмные учителя. Появляются и частные школы. Учителей становится всё больше и больше, учитель становится заметной, общественно значимой фигурой в обществе. Это по-прежнему лица духовного звания, позднее - выпускники университетов.

При дворах богатых аристократов были и свои домашние учителя, входившие в состав обслуживающего персонала. Так как системы профессионального образования учителей ещё не существовало, эту задачу выполняли книги. Это были педагогические сочинения Винсента из Бове («О воспитании детей знатных граждан»), Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Мишеля Монтеня и др.

Фундаментальным произведением, обобщившим всё, что было накоплено практикой, стала книга Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632). Эту книгу можно назвать первой педагогической энциклопедией, где говорилось о цели обучения и воспитания, чему и как учить, какие требования предъявлять. С. Л. Соловейчик так сказал о нём: «Коменский впервые учил учителей преподавать... Его так и называли - «учитель учителей», как позже стали называть немецкого педагога Дистервега - «учитель немецких учителей» и русского педагога Ушинского - «учитель русских учителей».

В 1652 году Я. А. Коменским были написаны «Законы для учителей» - своеобразный кодекс профессиональной чести педагога. Коменскому принадлежит и описание школы, какой она должна быть: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...».

Всё это справедливо и сегодня. В эпоху капитализма школьное дело продолжает бурно развиваться, а профессия учителя приобретает всё более массовый характер. Появляются многочисленные школы и училища различных типов. Наряду с классической школой появляются реальные и профессиональные школы, готовящие кадры для промышленности и торговли. Одновременно в 18-19 вв. в дворянских и буржуазных семьях было распространено домашнее воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернёров (от фр. Gouverneur - управлять).

Истоки русской национальной школы берут своё начало в Древней Руси и связываются с именем князя Владимира, принёсшего на Русь христианство (988 г.). Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие – «учительные люди». Появилась и «учительная литература»: летописи, сказания, жития, поучения... Одно из них – «Поучение Владимира Мономаха».

Уже в ту далёкую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Фёдорова стала «Азбука». С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске, в Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия - было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора.

Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра I. При нём была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре I был издан указ об открытии цифирных школ. В них учились «молодые робятки изо всяких чинов». Учителями этих школ должны были стать выпускники Навигацкой школы или Морской академии. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

С развитием горнозаводской промышленности открываются горнозаводские школы для обучения детей нижних чинов грамоте и «горным делам». 1724 год – Петром I подписан Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук с университетскими курсами и гимназией. В 1755 году открывается гимназия для дворян и разночинцев при Московском университете (основан в 1755 г.). Были в России и частные школы, например училище Феофана Прокоповича, созданное в 1721 году.

Школа должна не только учить, но и воспитывать. И во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.

В губерниях и уездах открывались народные училища. Но всё же школ к концу XVIII века было ещё очень мало. А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек. Но чем больше требовалось грамотных людей - для развития производства, строительства, освоения новых земель - тем больше становилось и разнообразных учебных заведений. Духовные семинарии, военные учебные заведения, элитные пансионы и лицеи (например, знаменитый Царскосельский лицей, открытый в 1811 году), вновь открытые университеты (в Казани, Харькове). Но подбор учителей и педагогов-наставников составлял большую проблему.

До конца XVIII века в России вовсе не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году, в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом. По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение - учительская семинария. В дворянских семьях по-прежнему продолжалась традиция нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения - первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования. Появилась чёткая система образования: приходская школа (1 год) - уездное училище (2 года) - гимназия (4 года) - университет. В университет можно было поступить только окончив классическую гимназию.

Реальное училище давало возможность поступить в технологический институт или сельскохозяйственную академию. Девочки учились отдельно, в женских гимназиях, затем мог ли поступить на Высшие женские курсы. Если в начале XIX века гимназий в России было 32, то к середине века уже около 100, в конце - 165, а в 1915 году средних учебных заведений уже насчитывалось 1798.

Симон Соловейчик в своей книге «Час ученичества» представляет общий ход развития народного образования в России на примере известных, знаменитых её граждан:

«Тенденция обозначается ясно, - пишет Соловейчик, - с каждым десятилетием образование всё более упорядочено. Если продолжать список, то всё чаще станут попадаться два слова: гимназия и университет (или высшее техническое училище, или институт)» .

Россия была разделена на шесть учебных округов - в каждом из них был университет (в Москве, Петербурге, Казани, Дерпте, Вильно, Харькове). Многие выпускники университетов пополняли число университетских преподавателей.

Рост числа учебных заведений требовал всё большего количества учителей, их по-прежнему катастрофически их хватало. В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году графом С. С. Уваровым был основан Главный педагогический институт, получивший права университета. Здесь готовили учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и преподавателей для университетов.

Если в начале XIX века ещё господствовало представление об учителе как о человеке приезжем, немце, или французе, или малограмотном дьячке, то к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе. В 1870-е годы в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. В 1874 году был введён экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. К 1876 году было открыто 44 педагогических училища с 3-годичным обучением – учительские семинарии. В 1894-м их было уже 60, в них обучалось 4600 учащихся, в том числе 613 девушек. В начале ХХ века в стране было уже 280 тысяч учителей, 189 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.

Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе.

Тут можно назвать такие имена, как Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделеев. А в ХХ веке эту традицию продолжили А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, С. Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили и многие другие.

Постер: иллюстрация Николая Устинова к книге Юрия Коваля «Полынные сказки».

Кто будет учителем?

ождь пошёл. Пойдёмте переждём его в нашей беседке. Тучка небольшая - скоро пройдёт, - сказала Зина.

Они сели на скамейки и смотрели сквозь листья и сквозь струйки дождя на свой школьный участок.

Задумались, а о чём? - спросил Мохов.

Да вот думаю, что все старшеклассники только и говорят: надо раньше выбирать профессию. Уже после восьмого надо идти в ПТУ, а в какое? Какую профессию выбрать? Выберешь, а потом не понравится, - рассуждал Серёжа.

Нам о профессии говорить раненько, - усмехнулся Базыкин.

Всё-таки хоть мы только в шестом классе, - рассуждал Мохов, - но у нас уже могут быть интересы, увлечения. Я твёрдо решил - буду ботаником. Не физиологом растений - они уж слишком захимичились и заматематичились, - а флористом-экологом. И не столько по защите и охране природы, а как влиять, улучшать природу самими растениями. Как бы сказать, не влиять средой на растения, а растениями создавать среду.

Обстоятельно рассуждаешь, - перебил Базыкин. - Но вот вопрос: а если ты потом не найдёшь по сердцу работы? Куда ты пойдёшь? Станешь учителем ботаники?

Ну, это видно будет.

А я вот хочу быть методистом. Такое слово есть, означающее учи-и-тель учи-и-телей, - пропела Зина.

Ого, хватила как далеко! - крякнул Мохов.

Учит учителей - методист. Моя тётя учит студентов и учителей. А что? Для артистки нужен талант, для инженера - способности в математике и по конструкциям и для хорошего учителя тоже должны быть способности и даже талант. Вот Николай Павлович сначала ко мне плохо относился, а потом сказал, что у меня пе-да-го-ги-чес-кий талант.

Ну ты, Зинка, и задаёшься. Надо же, ни более ни менее - учитель учителей, - пробурчал Серёжа.

Ничего не задаюсь. Ведь вот у Николая Павловича талант учителя. Ты, Серёжа, умеешь рассуждать. Обсудим, что хорошего как у педагога у нашего Николая Павловича? Пусть каждый скажет, что ему нравится в его преподавании.

Нет, сначала мы обсудим, можешь ли ты быть учительницей.

Почему нет?

А потому, что ты, Зинка, злая.

Ничего подобного, что я, к Базыкину или к Кате злая?

Ты подзуживаешь, а это всех обижает. Поучаешь всех, когда надо и не надо. Кроме того, ты первая ученица.

Ну разве плохо для учителя на отлично знать предмет?

Первые - это у них в крови - они всегда и везде выхваляются, завидуют успехам других и презирают неуспевающих, - сказал Мохов.

Что правда, то правда, - сказал Базыкин, - а вот Николай Павлович, наоборот, больше внимания обращает на отстающих и всегда хотит… хочет им помочь…

Он справедлив и ко всем равно хорошо относится. Вон Зинке, зная её норов, сначала ходу не давал, а потом стал поощрять, - сказал Егор.

Всё дело в том, что каждый учитель, как и Николай Павлович, старается заинтересовать нас наукой, знает, что нам интересно. Открывает нам неизвестное. Он сам любит науку и природу, - раздумчиво высказался Николаев.

Умеет привлечь всех ребят к работе, хороший организатор. Он боец, всегда отстаивает свою ботанику.

Он фантазёр, твой Николай Павлович, - усмехнулся Мохов, - но он осуществляет свои фантазии.

Во-первых, он не мой, не твой. Это наш учитель. Во-вторых, всё это не фантазия, а методика - такая наука, чему и как учить. Я смотрела книги у моей тёти-методиста.

И он наверняка методику хорошо знает.

Мы столько наговорили о качествах нашего учителя ботаники, и получается, что таким учителем быть трудно. Ответственная работа. Отвечай за знания и воспитание таких оболтусов, как мы. Кто решится стать учителем? - спросил Мохов.

Ну конечно, ты хочешь быть просто ботаником. Значит, Николай Павлович как пример учителя на тебя не повлиял.

Наоборот, он заставил меня полюбить ботанику. И я ему за это благодарен.

А ты, Базыкин? - спросила Зина.

Что мне сказать, какой из меня учитель был бы. Если бы мне одолеть эту математику да физику, я подался бы, пожалуй, в технику. Интересно конструкциями заниматься. Может быть, бионикой? Здорово эта вся техника у растений, как говорил Николай Павлович, заимствуется.

Я, пожалуй, хочу быть учителем, - заявил Серёжа. - Что растения или что конструкции, машины, разная продукция, сходящая с конвейеров, в сравнении с воспитанием живых детей, растущих на глазах учителя. Воспитание людей в школе, самое значительное, замечательное в человеческом обществе…

Ну, зафилософствовал наш Серёже-е-енька, - запела Зина.

Я буду простым учителем. Учительство - нужнейшая из всех профессий, - закончил Николаев.

Я не хочу быть учительницей в школе, - сказала Катя. - Я люблю самых маленьких. Где мне справиться с пятиклассниками? Шумные, не слушаются, не успевают, дерутся. Я лучше пойду в детский сад малышей воспитывать.

Ну эти, маленькие, дадут там тебе жизни, - пробасил Базыкин.

С ними-то как-нибудь справлюсь.

Дождь перестал…

В беседке стемнело. А ребята всё ещё оживлённо обсуждали свои взгляды, сомнения и мечты.

Учитель Николай Павлович сидел за письменным столом у окна и размышлял. Окно упиралось в зелёную листву деревьев. Они забирали солнечные лучи, и в комнате было темно. На столе горела лампа. Вокруг света лежали бумажки с записями: «План преподавания», «Варианты уроков», «Сделанные ошибки». За пределами светлого круга - штабеля книг и тетрадей. Учитель размышлял.

«Доволен ли я своей работой, что я - учитель?

Да, несомненно. Что может быть радостней работы с детьми. Видеть, как они растут на глазах, словно растения, и не физически только, но умственно, как личности.

Своим радостным восприятием, своими вопросами они обновляют меня. Я начинаю жить их интересами и сам становлюсь моложе, бодрее, и для меня… открываются двери в неизведанное.

Почему я обратил такое внимание на ботанику в пятом классе и потратил столько сил на её преподавание в таком многообразии различных форм?

Ботаникой начинается целый цикл последующих биологических курсов: зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Но в других курсах уже нет такого богатства возможностей многообразного общения с живой природой: экскурсий, опытов в школьном саду, в уголке живой природы.

И опытов, и наблюдений, общения с живыми организмами и природой в старших классах постепенно становится всё меньше. И запас впечатлений и практическое умение в процессе изучения всей биологии основывается на том, как была изучена ботаника. Ботаника - фундамент для всей школьной биологии».

Затем снова стал себя допытывать.

«Конечно, легче преподавать биологию в малокомплектной школе на селе. Детей мало, параллельных классов нет, старшие классы тоже не везде есть. Всех ребят можно знать наизусть. И природа рядом, и сельское хозяйство. Главное же, в сельских школах часто нет оборудования и тут открывается такое широкое поле творческой деятельности учителя. Всё нужно создавать самому с помощью учащихся… Мечтать, планировать и осуществлять. В этом смысл, радость и счастье жизни.

Я доволен своей деятельностью учителя. Но вот кто из учащихся пойдёт на эту трудную и сложную работу? Скажут, какая радость быть учителем?!»

Николай Павлович долго сидел, размышляя у светлого круга от лампы. За окном шёл дождь.

Он не знал, что в беседке сидели его ученики, с любовью обсуждавшие его уроки и его отношение к ним, к науке, к природе. А любовь учеников - это самая большая награда учителю.

Наверное, отчасти - это верно, ведь когда мы слышим словосочетание «первый учитель» воображение тут же навевает ассоциации со школой. В памяти всплывает первое сентября , ты, такой маленький, забавный, но жутко важный стоишь на своей первой в жизни торжественной линейке, с восхищением разглядываешь здание школы, кажущееся таким загадочным и величественным и своих будущих одноклассников… Потом садишься за парту и внимательно, буквально раскрыв рот, слушаешь эту удивительную женщину или девушку (ведь в начальных классах учитель мужчина во все времена был неслыханной редкостью), ловишь каждое ее слово и поражаешься, какая же она умная и скольким интересным вещам может тебя научить…

Иногда привязанность к первому учителю оказывается настолько прочной, что бывшие школьники, будучи уже взрослыми, состоявшимися людьми продолжают общаться с ними. Устраивают всевозможные встречи одноклассников, на которых со светлой грустью вспоминают ушедшее школьное детство и с умилением слушают рассказы своей учительницы о том, какими они были проказниками и что вытворяли в стенах класса, по традиции, делятся с ней проблемами, спрашивают совета… Что ни говори, а право «первого учителя» весьма серьезное и ответственное и, чтобы овладеть этим искусством, мало окончить пединститут, пусть даже с самым красным дипломом. Необходим талант, стремление, призвание, в конце концов. А главное - искренне желание - не только помочь своим ученикам правильно выводить буквы и складывать цифры, но и стать для них мудрым и терпеливым наставником по жизни…

Впрочем, если рассматривать определение «первого учителя» именно в этом ключе, оказывается, что распространяется оно далеко за пределы школьных стен. Ведь к первым учителям справедливо будет отнести и родителей, которые с рождения закладывали в нас азы знаний и своей житейской мудрости. Именно они с самых первых дней помогали нам адаптироваться в этом мире и открывали нам тайны бытия, отвечая на все наши детские и бесконечные «Почему?». И старших братьев/сестер , которые всегда были самыми лучшими друзьями, которым можно было рассказать свои самые заветные секреты и попросить совета, будучи уверенным, что взрослые твоих переживаний просто не поймут.

Первым учителем может стать тренер спортивной секции или преподаватель в любимом кружке, умеющий не просто отдавать команды или демонстрировать технику, но и стать хорошим старшим другом (нередко даже лучшим, чем родители или школьные учителя)… Вообще, если задуматься, то «первые учителя» не обязательно связаны с детством. Так или иначе, они появляются на каждом этапе нашей жизни. Профессор университете, приоткрывающий для тебя дверь в будущую профессию; преподаватель на курсах по изучению чего бы то ни было нового и неизвестного; наставники или просто коллеги по работе, помогающие адаптироваться и почувствовать себя комфортно в новом коллективе. Даже муж или жена, которые вместе осваивали и преодолевали все тяготы и проблемы семейной жизни , учатся друг у друга терпению, понимаю, искусству любить и строить гармоничные отношения…

Наши настоящие учителя - это те люди, которые оказывали нам помощь и поддержку в тот или иной период нашей жизни, становясь для нас непоколебимым авторитетом, мудрым советчиком, примером для подражания или просто человеком, которому хочется доверять и доверяться. Те, кто помогал искать ответы на важные вопросы и справляться со страхом неизвестности. Кто указывал правильный путь в запутанном лабиринте жизни и позволял ежесекундно ощущать, что ты не одинок в этом мире , что у тебя рядом есть крепкое плечо, на которое всегда можно опереться.

Знаете, думаю учителем может стать и ваш ребенок, который только родился. Ведь благодаря ему вы тоже многому учитесь, по-другому начинаете смотреть на этот мир. Круг замкнулся. С праздником, дорогие наши учителя!