» » Оперативный аналитический центр. Оперативно-аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью

Оперативный аналитический центр. Оперативно-аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью

Система защиты информации – совокупность госорганов, юридических лиц и физических лиц, обеспечивающих защиту информации.

Система защиты информации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Основные функции системы защиты информации:

    оценка состояния информационной безопасности;

    выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз информационной безопасности;

    разработка комплексных прав, экономических, технических и иных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности;

    координация деятельности госорганов, юридических лиц в сфере информационной безопасности;

    защита охраняемой информации;

    лицензирование деятельности юридических лиц и ИП в сфере информационной безопасности;

    осуществление международного сотрудничества в сфере информационной безопасности.

Состав государственной системы защиты информации:

    защита личности, общества и государства от воздействия недоброкачественной информации;

    защита информации и информационных ресурсов от неправомерного воздействия посторонних лиц;

    защита информационных прав и свобод.

5.3 Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, его цели и функции

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ) образован в соответствии с указом президента №229 от 21 апреля 2008 года из Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (ГЦБИ). ГЦБИ образован указом президента №639 от 28 ноября 2000 года. Изменения внесены указом президента №231 от 12 мая 2004 года.

В целях повышения эффективности государственной системы защиты информации в Республике Беларусь постановляю:

    Преобразовать Государственный центр безопасности информации при Совете Безопасности Республики Беларусь в Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь. В настоящее время ОАЦ.

    Переименовать Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт проблем защиты информации" в Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт технической защиты информации".

    Определить Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт технической защиты информации" головной научно-исследовательской организацией в Республике Беларусь по технической защите информации.

ОАЦ при Президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством, от утечки по техническим каналам, несанкционированных и непреднамеренных воздействий.

Общее руководство ОАЦ осуществляется Президентом Республики Беларусь. Штатная численность ОАЦ утверждается Президентом Республики Беларусь.

Основными задачами ОАЦ являются:

    информирование Президента Республики Беларусь о внешних и внутренних угрозах информационной безопасности страны;

    обеспечение технической защиты информации в местах постоянного и временного пребывания Президента Республики Беларусь, а также постоянных членов Совета Безопасности Республики Беларусь;

    предотвращение утечки по техническим каналам информации, содержащей государственные секреты или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее;

    организация и осуществление контроля деятельности по обеспечению технической защиты информации в государственных органах, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

    организация и проведение сертификации, аттестации, экспертизы и лицензирования в области технической защиты информации.

ОАЦ в соответствии с возложенными на него задачами:

    информирует в пределах своих полномочий Президента Республики Беларусь о внутренних и внешних угрозах информационной безопасности страны и вносит предложения по их предотвращению;

    организует и проводит работы по обеспечению технической защиты информации в местах постоянного и временного пребывания Президента Республики Беларусь, а также постоянных членов Совета Безопасности Республики Беларусь;

    обеспечивает техническую защиту информации при проведении мероприятий с участием Президента Республики Беларусь, в том числе заседаний Совета Безопасности Республики Беларусь;

    определяет приоритетные направления технической защиты информации;

    участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов в области технической защиты информации, вносит в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства по вопросам, входящим в компетенцию ОАЦ;

    издает в установленном порядке в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения государственными органами и должностными лицами, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

    выступает заказчиком государственных и отраслевых научно-технических программ, разрабатывает и согласовывает проекты государственных стандартов, организует и проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области технической защиты информации;

    осуществляет руководство деятельностью Научно-производственного республиканского унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт технической защиты информации", находящегося в его ведении;

    создает в установленном порядке подведомственные организации, необходимые для выполнения возложенных на ОАЦ задач;

    осуществляет координацию деятельности по технической защите информации на этапах создания, развития и эксплуатации информационно-аналитических сетей, комплексов технических средств баз данных, информационных систем, систем связи и управления государственных органов, за исключением сетей правительственной и оперативной связи, а также ведомственных сетей шифрованной связи, предназначенных для передачи секретной информации;

    организует и проводит работы по технической защите информации, администрированию и регистрации имен в национальном сегменте сети Интернет;

    проводит работы с использованием активных средств противодействия техническим разведкам;

    организует и проводит в пределах своей компетенции работы по технической защите информации криптографическими методами, в том числе с применением электронной цифровой подписи;

    осуществляет в пределах своих полномочий контроль ввоза, установки и порядка использования радиоэлектронных средств с радиоизлучением и высокочастотных установок;

    осуществляет в пределах своих полномочий контроль деятельности по обеспечению технической защиты информации в государственных органах, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

    проводит экспертизу по вопросам, связанным с обеспечением информационной безопасности Республики Беларусь;

    осуществляет лицензирование деятельности в области технической защиты информации;

    проводит работы по аттестации государственных объектов и сертификации средств технической защиты информации;

    проводит в пределах своей компетенции контроль излучающих радиоэлектронных средств, доступных техническим средствам разведки, с целью выявления и устранения каналов утечки охраняемой в соответствии с законодательством информации;

    образует межведомственные рабочие группы, временные творческие коллективы и иные органы для решения вопросов, отнесенных к компетенции ОАЦ;

    оказывает на договорной основе собственникам, владельцам, пользователям информации услуги по ее технической защите;

    осуществляет в пределах своих полномочий международное сотрудничество;

    принимает участие в организации технической защиты информации при осуществлении сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами;

    организует и проводит конференции и семинары, в том числе международные, по вопросам технической защиты информации;

    осуществляет методическое руководство подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой специалистов в области технической защиты информации;

    выполняет иные функции по поручению Президента Республики Беларусь.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, 1(80) 2017

уголовно-процессуальных

и криминалистических -

мер противодействия преступности

В.В. Загайнов, Ю.Н. Кононов ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются некоторые вопросы организации оперативно-аналитической работы, а также значение и роль аналитической работы в противодействии преступности.

Ключевые слова: аналитическая работа, оперативно-розыскная деятельность, противодействие преступности.

V.V. Zagainov, Yu.N. Kononov OPERATIVE-ANALYTICAL WORK AS A BASIS OF OPERATIANAL

INVESTIGATIVE ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONS

The article considers several issues of the operative-analytical work organization, as well as the importance and role of analytical work in fighting against the crime.

Keywords: analytical work, operational investigative activities, fighting against the crime.

В настоящее время общество столкнулось с криминализацией многих сфер социально-экономических отношений. Появились новые виды преступлений и механизмы их совершения, не виданные прежде угрозы, связанные с экстремистской и террористической деятельностью, этнической организованной преступностью, современными способами совершения преступлений.

Оперативные подразделения правоохранительных органов, несмотря на активное стремление перестроить свою работу в новых условиях, не в состоянии пока в полной мере контролировать складывающуюся

обстановку. Несмотря на то, что за последнее время они претерпели многочисленные организационно-штатные изменения, переподчинения, переименования, результативность их деятельности, к сожалению, еще не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Так, опрос сотрудников оперативных подразделений показал, что эффективность их деятельности составляет около 30 % . Довольно часто она подменяется обычным бумаготворчеством. Причем содержание многочисленных планов, ориентировок, указаний, отчетов, зачастую дублирующих друг друга, иногда весьма далеко от реального положения дел.

За редким исключением еще не вошла в практику оперативных подразделений правоохранительных органов комплексная систематизация сведений о преступной деятельности, которая позволяет своевременно проводить превентивные оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) на стадиях подготовки и совершения преступлений, осуществлять оперативное сопровождение уголовных дел на этапах дознания и следствия, практиковать документирование результатов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) и их использование в качестве доказательств по уголовным делам. С учетом недостаточного профессионального уровня многих оперативных сотрудников силы и средства ОРД зачастую используются неэффективно. Они отвлекаются на второстепенные, а нередко и негодные, в смысле оперативной значимости, объекты. В свою очередь несоответствие решаемых задач складывающимся реалиям оперативной обстановки, их рутинность, многоплановость и мелко-масштабность в конечном итоге порождают безынициативность, равнодушие и нередко бездеятельность личного состава оперативных подразделений.

Все это не может не сказываться и на снижении эффективности управленческой деятельности в сфере ОРД. В связи с этим требуются новые подходы к организации

противодействия преступности. Они, прежде всего, должны основываться на системном анализе разнородной информации, имеющей отношение к решению задач ОРД, который позволял бы определять тенденции развития основных криминальных и криминогенных процессов, происходящих в обществе. Важнейшую роль в этом плане призвана играть оперативно-розыскная аналитическая работа, характеризующаяся совокупностью особых признаков, которые выделяют ее среди прочих видов анализа, используемого в деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД), на примере деятельности которых основывается данное исследование.

Аналитическая работа является одним из основных элементов процесса познания, осуществляемого в ходе решения задач ОРД. На базе использования разноплановых сведений, в первую очередь оперативно-розыскных оперативно-аналитическая работа позволяет устанавливать индивидуальную или групповую принадлежность различных объектов ОРД; исследовать их свойства и состояния, а также результаты и соотношения различных факторов, оказывающих на них определенное воздействие; прогнозировать дальнейший ход криминальных событий; выявлять скрытые взаимосвязи между объектами и т.д. .

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

До последнего времени все, что было связано с аналитикой и прогнозированием, базировалось в основном на положениях, разработанных криминалистикой. Не преуменьшая заслуг этой фундаментальной науки перед правоохранительной деятельностью, назрела необходимость разработки и дальнейшего использования принципиально новых комплексных аналитических методов, рассчитанных на быстро меняющуюся оперативную обстановку, в основе которых заложены не только криминалистические знания, но и положения других наук.

Решение стоящих перед оперативными субъектами ОРД задач во многом определяется эффективностью деятельности специализированных подразделений информационно-аналитической работы.

Однако на сегодняшний день практически ни одному субъекту ОРД не удалось сформировать достаточно эффективную систему информационно-аналитических подразделений, базирующуюся на создании единого информационного пространства своего ведомства, не говоря уже об интеграции в этом направлении усилий всех правоохранительных органов.

До сих пор не выработано единообразного подхода: 1) в вопросах создания информационной базы аналитической работы, предполагающей осуществление эффективной регистрации криминально

активных лиц, криминальных событий и фактов, формирование оперативно-розыскного учета и интегрированного банка данных оперативно-розыскного назначения; 2) к процессам автоматизации аналитической работы с учетом использования возможностей информационных, лингвистических и компьютерных технологий.

При этом следует отметить, что в деятельности ОВД отсутствуют достаточно четкие критерии и показатели оценки эффективности деятельности информационно-аналитических подразделений. Профессиональная подготовка специалистов в данной области практически отсутствует, что в свою очередь вызывает значительное затруднение в качественном и незамедлительном информационном обеспечении решения задач ОРД.

Представляется, что элементы аналитической работы прямо или косвенно присутствуют во всех оперативно-розыскных мероприятиях. Поэтому ее содержание следует рассматривать в гораздо более широком аспекте - не только как деятельность специализированных субъектов в области информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений ОВД, но и как органичную оперативно-розыскную функцию, к реализации которой причастны все действующие оперативные сотрудники субъектов ОРД.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

Основываясь на вышесказанном, можно отметить, что по своей сущности аналитическая работа при планировании, осуществлении и реализации оперативно-розыскных мероприятий является методологической основой ОРД в целом, а также эффективным рычагом ведомственного контроля и в конечном итоге -управления в правоохранительных органах .

На сегодняшний день можно выделить три уровня аналитической работы:

Первый уровень предполагает применение аналитической работы всеми оперативными сотрудниками в ходе планирования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и установление первичных оперативно-розыскных признаков подготавливаемого, совершенного или совершаемого преступления , в первую очередь, в ходе оперативного поиска и оперативно-розыскного предупреждения преступлений ;

Второй уровень предусматривает аналитическое обеспечение работы по делам оперативного учета , а также по возбуждаемым в ходе их реализации уголовным делам на стадиях предварительного расследования или судебного рассмотрения. Оперативно-аналитическая работа на данном этапе может осуществляться с привлечением подразделений оперативно-розыскной информации,

уполномоченных на осуществление ОРД ;

Третий уровень представляет собой анализ полученной оперативно-значимой информации, обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений в сфере ОРД и контроль за их реализацией, который проводится специализированными организационно-аналитическими подразделениями, функционирующими в системе оперативных подразделений ОВД.

При этом анализ применения сил, средств, методов, форм и иных возможностей ОРД позволяет выделить ряд закономерностей с учетом применения указанного арсенала на различных уровнях оперативно-аналитической работы:

1) закономерности, относящиеся к стадии оперативного поиска, включающие в себя деятельность оперативных сотрудников, направленную на обнаружение, получение (добывание), проверку и фиксацию оперативно-розыскной информации. Именно на стадии оперативного поиска информации, представляющей оперативный интерес, наиболее четко проявляется познавательная сущность аналитической работы ;

2) закономерности, относящиеся к деятельности оперативных подразделений ОВД по использованию оперативно-розыскной информации. Анализ и последующее познание полученной информации позволяет вводить результаты ОРД в уголов-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

ный процесс, сохраняя в тайне источники и методы ее получения ;

3) закономерности, относящиеся к организации оперативно -аналитической работы в ОВД. Среди них наиболее важными являются те, которые определяют:

Особенности организационно-штатного построения подразделений оперативно-розыскной информации;

Основы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия на едином информационном пространстве в рамках реализации связей координации и субординации при решении возложенных на них задач;

Надлежащее материально-техническое обеспечение аналитических мероприятий и др.

Изучение данных закономерностей позволяет осуществлять подбор и расстановку специалистов в области криминального анализа, специализацию и совершенствование профессионального мастерства последних, контроль и оказание помощи в организации их деятельности. При этом, как справедливо отмечает А.С. Овчинский, «... перспектива развития информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности состоит в консолидации усилий аналитических подразделений, между кото-

рыми сейчас возведены ведомственные барьеры. Очевидно, что на базах, имеющихся на сегодняшний день значительных технических и кадровых потенциалов УОРИ (Управления оперативно-розыскной информации), ОПБ (Оперативно-поискового бюро) и БСТМ (Бюро специальных технических мероприятий) в системе МВД России можно и просто необходимо создать мощную Единую аналитическую службу - ЕАС» .

Представляется, что аналитическая работа независимо от сферы ее применения - это творческая деятельность сотрудников оперативных подразделений, непосредственно связанная с всесторонней оценкой полученной или имеющейся оперативно-значимой информации и последующей подготовкой на основе ее анализа наиболее эффективных с точки зрения целесообразности и судебной перспективы организационных и правовых решений. В целом оперативно-аналитическая работа, основанная на общенаучных методах познания, призвана сопоставлять единичные или разрозненные сведения, полученные в ходе оперативного поиска, оперативной проверки или оперативной разработки в логически обоснованную стройную систему закономерностей (причинно-следственных, пространственно-временных и др.), что в свою очередь будет давать возможность правильно оценить оператив-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

но-значимую информацию как всю совокупность фактов криминальной деятельности.

С учетом негласного характера оперативно-розыскной деятельности можно назвать ряд характерных особенностей оперативно-аналитической работы, что позволит выделить ее на фоне других видов криминального и криминогенного анализов, имеющих применение в иных видах правоохранительной деятельности (например, к числу особенностей оперативно-аналитической работы можно отнести: преимущественно непроцессуальный характер, специфические субъекты, особенности формирования информационной базы, цели, задачи, объекты и предмет исследования, а также формы, виды, средства, методы и способы осуществления данной деятельности).

Отметим, что в любом виде анализа общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, моделирование, научная абстракция, измерение, описание, сравнение и др.) и приемы логического мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция), тесно переплетаясь между собой вне зависимости от специфики, реализуются в ходе сложного комплекса познавательных действий -установления тождества или различия объектов (идентификация); определения их свойств, соотношений и взаимозависимостей (диагностика); а также определения их воз-

можных состояний в будущем (прогнозирование).

В ОРД средством отыскания истины, сочетающим все эти элементы познания, и является аналитическая работа. Она интегрирует в себе такие основные формы познавательной деятельности, как оперативно-розыскная идентификация, оперативно-розыскная диагностика и оперативно-розыскное прогнозирование.

Аналогичные составляющие присутствуют, например, и в криминалистическом анализе. Здесь они являются базовыми методами исследований при проведении судебных экспертиз и следственных действий. Однако исходными материалами для осуществления исследований в этой области могут служить только те фактические данные, которые получены и зафиксированы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, гарантирующими объективность и достоверность их происхождения. С учетом подобной специфики из поля деятельности криминалистики и уголовного процесса выпадает обширнейший пласт практической деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение и раскрытие преступлений. Объясняется это тем, что криминалистическая регистрация не располагает необходимыми возможностями для создания информацион-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

ной основы, обеспечивающей решение задач оперативно-розыскной информации в полном объеме. Компенсировать этот пробел и призвана аналитическая работа. Данный раздел практической деятельности, в поступательном развитии которого крайне заинтересована и уголовно-процессуальная сфера правоохранительной деятельности, должен разрабатываться исключительно в рамках теории ОРД и, как следствие, -опираться на ее информационное обеспечение .

Однако, несмотря на то, что аналитическая работа в целом носит не процессуальный характер, она не должна дистанцироваться от уголовного процесса и криминалистики. Напротив, все ее формы и виды четко ориентированы на перспективу формирования доказательственной базы по уголовным делам, в связи с чем многие из них предполагают широкое использование криминалистических методик.

Не процессуальный характер аналитической работы придает ей определенное сходство с деятельностью штабных подразделений правоохранительных органов, в ходе которой применяются в основном статистические и криминологические методы исследований. Аналитическая работа не только не опровергает их, а широко заимствует, например, для проведения анализа оперативной обстановки на территории оперативного обслуживания.

Помимо процессуальной значимости результатов, получаемых в ходе реализации тех или иных форм и видов аналитической деятельности, последние можно дифференцировать также по принципу их использования в рамках определенных временных периодов. Например, некоторые специалисты подразделяют методы аналитической деятельности на ретроспективный анализ (анализ прошлого), современный анализ и прогностический анализ (анализ будущего) . Вполне определенно можно заключить, что на ретроспективный анализ событий нацелена оперативно-розыскная идентификация. Факты, имевшие место в прошлом, а также события, фиксируемые в режиме реального времени, исследуются с помощью оперативно-розыскной диагностики. На предвосхищение еще не наступивших событий ориентировано оперативно-розыскное прогнозирование. Аналитический поиск, как правило, связан с анализом событий длящегося характера либо затрагивает все указанные временные периоды.

Соответствующим образом дифференцируются и задачи ОРД, решаемые с помощью тех или иных форм и методов аналитической работы: оперативно-розыскное прогнозирование нацелено на выявление и предупреждение преступлений; оперативно-розыскная диагностика - на пресечение и раскрытие преступлений, а также на осуществ-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

ление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и без вести пропавших; оперативно-розыскная идентификация - исключительно на раскрытие преступлений и осуществление указанных розыскных функций; аналитический поиск - на решение всех перечисленных задач.

В заключение хотелось бы отметить, что значение аналитической работы для оперативно-розыскной деятельности не ограничивается функцией использования информационных ресурсов решения задач оперативно-розыскной деятельности. Имеются и другие не менее значимые сферы ее применения. В первую очередь они связаны с управленческой деятельностью в сфере оперативно-розыскной деятельности, нацеленной на решение оперативно-тактических и стратегических задач. При этом именно объединение оперативно-розыскных ресурсов и массивов поступающих данных с последовательной автоматизацией идентификационных, диагностических, поисковых и прогностических процедур позволит в полной мере использовать возможности современных информационных технологий в аналитической работе .

Проникая во все области познания, аналитическая работа тесно взаимодействует с ними, оставаясь при этом самостоятельным направлением в ОРД. Аналитическая рабо-

та, образуя специфическую систему знаний, порождает новое содержание информационно-аналитической деятельности при подготовке, проведении ОРМ. Аккумулируя методы других наук, аналитическая работа развивает и использует также свои собственные методы (такие, как информационный поиск, оперативное распознание, аналитический поиск и т.д.), играющие немаловажную роль в решении задач ОРД. И именно с этой точки зрения аналитическую работу можно рассматривать в качестве своеобразного метода познания присущего именно ОРД.

1. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. № 608 (с изм. и доп. от 29.09.2016) // Рос. газ. 2012. № 177. 3 авг.

2. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сент. 2013 г. 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // Там же. 2013. № 282. 13 дек.

3. Азаров В.А., Кузнецов Е.В. Теоретическая основа формирования отрасли оперативно-розыскного права: монография М.: Юрлитинформ, 2016. С. 5.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

4. Махинин В.И. Основы управления в органах безопасности: учебник / отв. ред. Б.С. Тетерин. М., 2001. С. 113.

5. Овчинский А.С. Оперативно-розыскная аналитика (ответ современным угрозам): монография / А.С. Овчинский. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2015. С. 26-30.

6. Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность: монография. М., 2002. С. 6.

7. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация: монография / С.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 46-53.

8. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебное пособие / Е.В. Кузнецов, А.Е. Ступницкий. Иркутск, 2011. С. 101.

9. Ступницкий А.Е. Особенности выявления хищений, совершаемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник ВСИ МВД России. Иркутск. 2015. № 4 (75). С. 82.

10. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Го-ряинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 356-358.

11. Шейдяков Г.В. О некоторых вопросах информационно-аналитического обеспечения выявления и розыска лиц, совершивших преступления // Актуальные теоретические и практические проблемы нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: рефераты докладов и сообщений науч.-практ. конф. (Москва, 11-12 марта 2003 г.) / под ред. Н.А. Духно и Ю.Г. Корухова. М., 2003. С. 150.

Александр Лукашенко выступает в Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, 7 июня 2013 г.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь должен активизировать работу по всем направлениям своей деятельности, имея высокий авторитет и президентскую поддержку. Об этом Глава государства Александр Лукашенко заявил 7 июня, посещая ОАЦ.

Как отметил Глава государства, принятое пять лет назад решение о создании Центра было продиктовано жизнью: «Новые угрозы и вызовы времени, в первую очередь связанные с борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти и обеспечением информационной безопасности государства, потребовали создания интеллектуально сильной, мобильной и независимой от корпоративных интересов и внешнего давления структуры».

По словам Александра Лукашенко, перед ОАЦ была поставлена задача постоянно держать руку на пульсе жизни страны, представлять Президенту абсолютно объективный анализ и прогноз развития обстановки, оперативно выявлять проблемы, угрожающие национальной безопасности, экономической и социальной стабильности, и вносить конкретные предложения по их решению. «Благодаря смелости, порядочности и профессионализму сотрудников Центра целый ряд руководителей, запутавшихся в грязных делах, бюрократизме и обмане государства, на собственном примере узнали – неприкасаемых в стране нет», – сказал Глава государства.

«Многие наши граждане воспринимают Оперативно-аналитический центр как последнюю инстанцию в поисках правды, связывают с ним надежды на решение важнейших для себя вопросов и проблем. Для меня это является одним из главных и убедительных свидетельств эффективности вашей работы, - отметил Президент. – Сегодня Центр занял свое место в системе государственных органов Беларуси. Он успешно выполняет специфические задачи и функции, связанные с проведением оперативно-розыскных мероприятий, государственным регулированием в сфере технической защиты информации и информационно-коммуникационных технологий».

«Во многом благодаря работе специалистов ОАЦ Беларусь в последние годы поднялась вверх в мировых рейтингах развития информационного общества. Вами успешно реализуется крупный инвестиционный проект, одним из результатов которого стало построение высокоскоростной транзитной магистрали между Москвой и Франкфуртом», – привел пример Александр Лукашенко.

«Этот проект и все остальные вы инициировали сами. Вы пока, дай Бог, чтобы всегда, работаете так, как я требую. У вас государственный подход к делу. Но вы ни в коем случае не должны останавливаться на достигнутом. Если вы остановитесь, вас обойдут. Поэтому вам надо всегда очень быстро бежать, опережая гигантские государства, которые имеют больше возможностей для развития тех направлений, которые вменены в вашу ответственность», – подчеркнул Президент.

«Кроме того, вы должны быть готовы противостоять угрозам информационной безопасности. В недавнем прошлом Центр совместно с другими структурами сумел пресечь попытки раскачивания политической ситуации с помощью сети Интернет. Уверен, что вы и впредь будете давать достойный ответ на подобные провокации», – заявил Александр Лукашенко.

«Наша задача, и прежде всего ваша, совместно с другими силовыми структурами защитить наше государство и наш народ», – добавил белорусский лидер.

«Имея высокий авторитет и президентскую поддержку, Оперативно-аналитический центр обязан активизировать работу по всем направлениям своей деятельности, – отметил Глава государства. – Я, конечно, жду от вас более глубокой, качественной информации по линии борьбы с коррупцией, о ситуации в экономике, в отдельных стратегических отраслях, в конкретных организациях. Все, что важно для государства, – это ваше, и мимо проходить ни в коем случае нельзя».

Александр Лукашенко вручил Оперативно-аналитическому центру Знамя как символ чести, доблести и славы, напоминание каждому сотруднику о священном долге защиты Отечества.

«Вручение Оперативно-аналитическому центру Знамени является подтверждением его высокого статуса как государственного органа системы обеспечения национальной безопасности. За пять лет своего существования Центр прошел большой путь развития, неизменно демонстрируя высокий профессиональный уровень в решении поставленных задач. Его сотрудники – мужественные и честные люди, преданные своему делу, которым можно доверять всегда и во всем», – говорится в записи Президента, сделанной в историческом формуляре ОАЦ.

«Вы не имеете права на ошибку. Это должен быть самый честный, чистый и справедливый орган нашей страны», – подчеркнул Президент, обращаясь к сотрудникам Центра.

Во время посещения ОАЦ Президенту доложили о деятельности этой структуры, Глава государства ознакомился с работой подведомственных предприятий Центра. Это, в частности, национальные центры электронных услуг и обмена трафиком, Научно-исследовательский институт технической защиты информации, СООО «Белорусские облачные технологии».

Как доложил директор Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) Андрей Ильин, предприятие выполняет функции оператора межведомственных информационных систем, занимается оказанием на базе этих систем электронных услуг организациям и гражданам. Еще одно направление деятельности – обеспечение межведомственного взаимодействия на основе технологий электронного документооборота.

«Деятельность предприятия направлена на эффективное формирование и развитие государственной системы оказания электронных услуг. Реализация поставленных перед нами задач будет способствовать минимизации хождения граждан по госорганам. Мы стремимся в ближайшие два года обеспечить перевод большинства услуг, оказываемых в стране, на уровень, когда нужно максимум одно посещение госоргана, либо такого не требуется вообще», – отметил Андрей Ильин.

В свою очередь, Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ) способствует качественному предоставлению этих услуг населению с помощью высокоразвитых скоростных сетей передачи данных.

По словам директора НЦОТ Николая Кочкина, основными направлениями работы его предприятия являются создание единой республиканской сети передачи данных, защита от несанкционированного доступа, осуществление технического контроля за пропуском международного трафика, создание центров обработки данных и точек присоединения к сетям международных операторов связи. «Достижение этих целей позволит создать в стране современную инфраструктуру сети передачи данных, внедрить новейшие технологии, привлечь инвестиции в отрасль телекоммуникаций, обеспечить оказание услуг с высоким качеством», – рассказал он.

Николай Кочкин привел данные о том, что протяженность всех оптоволоконных линий в республике составляет более 30 тыс. км. «Это хорошая обширная инфраструктура, созданная различными субъектами хозяйствования. К сожалению, не везде она используется эффективно, особенно в местных сетях», – отметил директор.

«Используя выгодное географическое положение республики на пути движения информационных потоков из Азии в Европу, мы стремимся создать новые точки соединения с международными операторами с целью привлечения транзитного трафика», – сообщил Николай Кочкин.

Первый проект, реализованный в этом направлении – это строительство высокоскоростной транзитной магистрали Москва–Минск–Франкфурт-на-Майне. Преимуществом проекта является то, что это полностью наземный маршрут и максимальное время на восстановление при аварии не превышает четырех часов. При этом время прохождения сигнала значительно меньше в сравнении с существующими альтернативными линиями на рынке телекоммуникаций. Емкость магистрали составляет 1.2 Тбит/сек с возможностью расширения до 8 Тбит/сек.

«Сейчас завершены тестовые испытания, и в ближайшее время линия будет запущена в коммерческую эксплуатацию. Получив точки присутствия в Москве и во Франкфурте, мы организуем и другие проекты. Например, во Франкфурте есть возможность соединиться с более чем 200 международными операторами. Это дает возможность оказывать услуги транзита трафика, доступа в Интернет, телематические услуги», - рассказал Николай Кочкин.

Как доложили Президенту, для создания республиканского центра обработки данных и построения единой сети передачи данных привлечены иностранные инвестиции. В частности, создано совместное предприятие «Белорусские облачные технологии», которое сейчас реализует этот и ряд других проектов. Более подробно о них рассказал генеральный директор организации Сергей Поблагуев.

«Объект нашей деятельности уникален тем, что мы планируем создать первого инфраструктурного оператора, чье появление позволит значительно стимулировать рынок облачных и ИКТ-услуг в принципе, усилить базис для развития цифровой экономики», – отметил он.

По словам Сергея Поблагуева, ожидаемый результат от реализации проекта для государства – это ощутимая экономия бюджетных средств при реализации ИКТ-проектов, отсутствие дублирования закупок оборудования, рост индекса развития ИКТ в стране за счет повышения основных показателей, таких, как доступность услуг. Общий бюджет проекта составляет около $400 млн.

Александр Лукашенко дал высокую оценку работе по данным направлениям, поручив и далее реализовывать эти и другие проекты, которые способствуют развитию информационно-коммуникационных технологий в Беларуси.

13:49 — REGNUM Оперативно-аналитический центр при президенте РБ - белорусская спецслужба, чьей задачей является полный контроль над любой активностью в белорусском сегменте интернета

Недавно Совет директоров Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами в Сингапуре определил: техническим администратором кириллической зоны. БЕЛ будет УП «Надежные программы», а администратором - Оперативно-аналитический центр (ОАЦ) при президенте Республики Беларусь.

Процесс открытия новой зоны начинается весной с приема заявок на приоритетную регистрацию доменов. БЕЛ для владельцев торговых марок и фирменных наименований, летом желающие смогут поторговаться за лучшие домены на благотворительных аукционах, а с осени - аккурат к президентским выборам в Белоруссии - начнется открытая регистрация для всех желающих.

Структура, точнее спецслужба, которая будет следить за регистрацией доменов, весьма примечательна, однако почти неизвестна в самой республике, а тем более за ее пределами. Численность ОАЦ, по словам Александра Лукашенко - «менее ста человек» (июнь 2013), по другим данным - около тысячи человек. Начальник Оперативно-аналитического центра при президенте Республики Беларусь - Сергей Васильевич Шпегун .

Создан ОАЦ в апреле 2008 г. секретным Указом президента Республики Беларусь на базе Государственного центра безопасности информации (ГЦБИ) при президенте (ранее при Совете безопасности) РБ (возглавлял Евгений Ильютченко ), основными задачами которого являлись: информирование президента Республики Беларусь о внешних и внутренних угрозах информационной безопасности страны; обеспечение технической защиты информации в местах постоянного и временного пребывания президента РБ, а также постоянных членов Совета безопасности РБ; предотвращение утечки по техническим каналам информации, содержащей государственные секреты или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее; организация и проведение сертификации, аттестации, экспертизы и лицензирования в области технической защиты информации.

ОАЦ - это военизированная спецслужба, приравненная к КГБ. Согласно ст. 17 закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской спецслужбе», граждане, имеющие воинское звание офицера, уволенные из органов государственной безопасности, органов государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при президенте Республики Беларусь в запас органов государственной безопасности, принимаются на воинский учет в управлениях Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Операционно-аналитический центр преобразован из технической службы ГЦБИ в оперативную структуру, де-факто полноценную «семейную спецслужбу» клана Лукашенко за счёт перевода в структуру ОАЦ части сотрудников секретных оперативных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. Подчинён напрямую семье Лукашенко. Фактическим руководителем ОАЦ решением Александра Лукашенко по должности становится его старший сын Виктор - помощник президента по национальной безопасности, в соответствии с изменениями в законодательстве получивший право по определению кандидатуры начальника ОАЦ. Назначение на указанную должность осуществляется президентом по представлению его сына Виктора Александровича.

Экономической задачей ОАЦ, по словам исследователей, являются информационное сопровождение бизнес-проектов «семьи» (включая сбор информации о контрагентах) и контроль за спецбухгалтериями финансовых потоков, выведенных из общего баланса, прибыльных предприятий Республики Беларусь (в основном в сферах нефтепереработки, строительства, фармацевтики, металлургии, ВПК, пищевого и мясо-молочного производства). Цитата: «Я, конечно, жду от вас более глубокой, качественной информации по линии борьбы с коррупцией, о ситуации в экономике, в отдельных стратегических отраслях, в конкретных организациях. Все, что важно для государства, - это ваше, и мимо проходить ни в коем случае нельзя» (Александр Лукашенко, июнь 2013).

Политическая задача ОАЦ, согласно масс-медиа, - выявление и нейтрализация, в т.ч. превентивная, потенциальных слабых звеньев в системе (высокопоставленных чиновников и бизнесменов, имеющих доступ к информации и документам, способным стать веским компроматом), может включать спецмероприятия, вплоть до превентивных арестов, конфискаций, веерных прослушек и тотального контроля (слежения) за фигурантами условных ДОР/ДОП. Цитата: «Благодаря смелости, порядочности и профессионализму сотрудников центра целый ряд руководителей, запутавшихся в грязных делах, бюрократизме и обмане государства, на собственном примере узнали - неприкасаемых в стране нет» (Александр Лукашенко, июнь 2013).

Техническая задача ОАЦ - «борьба с экстремизмом в интернете». Согласно заявлению Александра Лукашенко, ОАЦ не должен допустить «раскачивания политической ситуации» с помощью сети интернет. Центр является администратором домена BY, имеет доступ к базе клиентов телекоммуникационных операторов, а также мобильных сетей. Наделен правом контролировать интернет-переписку и осуществлять мониторинг передвижений белорусских интернетчиков в сети. Пользуется услугами польской Научной академической компьютерной сети (NASK), которая, в свою очередь, подчиняется Министерству науки и высшего образования (информация белорусской службы «Польского Радио», 21.12.2011). По информации Gazeta Polska Codziennie, белорусские спецслужбы используют польский сервер - arwena.nask.waw.pl. NASK является единственным администратором национального домена Польши (pl). Услугами данного сервера одновременно пользуются белорусские спецслужбы и польская полиция . Кроме того, сервер обслуживает домены мэрий польских городов, гмин, а также Варшавского университета.

В марте 2010 года ОАЦ вместе с КГБ получили полный доступ в режиме онлайн к абонентским базам белорусских операторов связи (за счет средств самих операторов). Базы данных об абонентах, в соответствии с указом №129 от 03.03.2010, должны содержать информацию о: 1) физических лицах;, 2) юридических лицах; 3) общие сведения об услугах электросвязи, активированных абонентом. При этом можно говорить не о законодательной легализации действовавшей в республике практики обращений правоохранительных органов к операторам связи за помощью, а о внедрении КГБ и ОАЦ в деятельность операторов связи через установку специального оборудования.

Имеет право прослушивать весь трафик, проходящий через Республику Беларусь. Цитата: «под пропуском международного трафика понимается деятельность, направленная на передачу сообщений электросвязи (включая телефонные вызовы, телеграфные сообщения, служебные и информационные сообщения, сетевые пакеты сетей передачи данных без ограничений по используемым пользовательским, транспортным и сетевым протоколам) между сетями электросвязи Республики Беларусь и сетями электросвязи иностранных государств, а также между сетями электросвязи иностранных государств, если передача сообщений электросвязи из одного иностранного государства в другое осуществляется через сети электросвязи, расположенные на территории Республики Беларусь». (Указ президента Республики Беларусь №46 от 23.01.2014 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий», на основании которого создается так называемая республиканская облачная платформа для размещения программно-технических средств, информационных ресурсов и информационных систем госструктур).

Сегодня, в преддверии президентских выборов в республике, Оперативно-аналитический центр при президенте РБ становится не только политической охранкой-спецслужбой для интернета, наделенной правом контролировать интернет-переписку белорусских граждан и неграждан и следить за тем, на какие сайты заходят белорусы, но и, так сказать, полноценным «субъектом» избирательного процесса в Республике Беларусь.