» » Особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом. План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: урок "Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом. План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: урок "Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Особенности внутреннего строения.

В теле любого моллюска действует пищеварительная, кровеносная, выделительная и другие системы органов. Пищеварительная система начинается с ротовой полости, которая переходит в глотку (с теркой), пищевод, желудок с пищеварительной железой, печенью, среднюю и заднюю кишку, открывающуюся наружу анальным отверстием в мантийную полость. У многих видов моллюсков есть слюнные железы.

Кровеносная система моллюсков незамкнутая. Она состоит чаще всего из двухкамерного сердцаи отходящих от него кровеносных сосудов. Нервная система образована несколькими парами нервных узлов с нервами. Ненужные для организма продукты обмена поступают из крови моллюсков в почки, а затем в мантийную полость и удаляются наружу. Почек может быть одна, две или четыре.

Размножение.

Среди моллюсков имеются как гермафродиты, так и раздельнополые животные. Прудовики и катушки – гермафродиты. Из отложенных ими яиц, склеенных между собой студенистым веществом, выходят маленькие улитки. Перловицы большинства видов раздельнополы. Оплодотворение яиц у них происходит в мантийной полости самки. Из оплодотворенных яиц развиваются личинки, которые выталкиваются перловицей через сифон наружу, когда мимо нее проплывает какая – либо рыба. Личинки прикрепляются к коже и жабрам рыбы и развиваются на ее теле 1 – 2 месяца. Такая приспособленность перловиц и беззубок способствует расселению их в природе в фазе личинки. Это связано с малоподвижным образом жизни взрослых особей.

Основные классы моллюсков

В типе моллюсков выделяют три основных класса. Прудовиков, катушек и сходных с ними моллюсков относят к классу брюхоногих. Эти животные имеют цельную раковину (реже она редуцирована, как у слизней). Большую часть брюшной стороны тела занимает мускулистая нога (отсюда и название класса). Глаза брюхоногих располагаются или у основания щупалец (у прудовиков), или на концах щупалец (у катушек, слизней). Если моллюск имеет две пары щупалец, то глаза располагаются на их первой паре. Класс брюхоногих - самый многочисленный класс в типе моллюсков. Он объединяет около 90 тысяч видов.

Перловицы, беззубки, устрицы, мидии – представители класса двустворчатых. Тело этих животных заключено в двустворчатую раковину. У них нет головы, глаз, языка с теркой, слюнных желез. В классе двустворчатых около 30 тысяч видов пресноводных и морских моллюсков.

Кальмары, осьминоги и каракатицы относятся к классу головоногих. Этих моллюсков около 600 видов. Головоногие заселяют в основном теплые и полносоленые моря. Одна часть их ноги превращена в щупальца с присосками, которые находятся на голове и окружают ротовое отверстие. Другая часть ноги образует воронку. У некоторых головоногих под кожей сохранились остатки раковины, которая исчезла в связи с переходом предков к активному образу жизни.

Наибольшего развития у головоногих по сравнению с другими моллюсками достигает нервная система: нервные узлы слились и образовали крупный головной мозг. Органы чувств у них высоко развиты. Глаза головоногих моллюсков по сложности строения напоминают глаза рыб, а по остроте зрения не уступают глазам человека.

Ученые считают, что моллюски произошли от древних кольчатых червей. Одно из доказательств этого – сходство в строении личинок морских брюхоногих моллюсков и личинок морских многощетинковых червей. Кроме того, некоторые примитивные моллюски имеют общие черты строения с кольчатыми червями.

  • 1. Приспособленность к полету во внешнем строении (обтекаемая форма тела. Перьевой покров, крылья, хвост из рулевых перьев) .
  • 2. 2. Скелет птиц характеризуется прочностью и легкостью. Это качества обусловлены тем, что многие кости срослись между собой и образовали прочные отделы (череп, туловищный отдел позвоночника, цевка, кости кисти и др.), а трубчатые кости полые, содержат воздух, поэтому они и легкие.
  • 3. 3. Особенности мускулатуры птиц, связанные с полетом - сильное развитие мышц, приводящих в движение крылья: большие грудные мышцы опускают крыло, подключичные поднимают. Межреберные - имеют большое значение в дыхании птиц. Сильно развиты мышцы ног.
  • 4. 4. Приспособленность к полету в пищеварительной системе (клюв без зубов, быстрое переваривание, частое опоражнивание кишечника и др.) . 5. Приспособленность к полету в дыхательной системе (воздушные мешки способствуют увеличению объема вдыхаемого воздуха, участвуют в механизме двойного дыхания, содействуют теплоотдаче, предохраняя организм от перегрева, облегчают вес тела птицы) .
  • 5. 6. Особенности кровеносной системы (крупные размеры сердца, наличие 4-х камер, благодаря которым ткани организма получают артериальную кровь, богатую кислородом) . Процессы жизнедеятельности протекают быстро (окисление), обеспечивая интенсивный обмен веществ и высокую постоянную температуру тела.
  • 6. 7. В связи с полетом и разнообразным образом жизни нервная система, в частности головной мозг, имеет более сложное строение. Это выражается в более крупных размерах его переднего отдела и мозжечка, в наличии относительно больших зрительных долей, что связано с более сложным строением органов зрения.
  • 7. 8. Высокое развитие центральной нервной системы обусловлено более сложное поведение птиц. Оно проявляется в различных формах заботы о потомстве (гнездостроение, откладка и насиживание яиц, обогревание птенцов, их кормление), в сезонных перемещениях, в развитии звуковой сигнализации. Сложные формы заботы о потомстве у птиц - это прогрессивные особенности, сложившиеся в процессе их исторического развития.
  • 8. 9. Приспособленность к полету в органах размножения (у самок один левый яичник и один левый яйцевод) . Размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества, кислород и тепло; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствуют о родстве позвоночных этих классов.

Особенности внешнего строения птиц

Класс Птицы - это единственная группа животных, тело которых покрыто перьями. Передние конечности птиц преобразованы в крылья. Задние конечности - ноги. Они обычно покрыты роговыми чешуями. На концах хорошо развитых пальцев имеются когти

Птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся - животные теплокровные. Они имеют постоянную и высокую температуру тела, для поддержания которой потребляют большое количество пищи, быстро и почти полностью усваивая ее. Питаются птицы и растительным, и животным кормом, в поисках которого много передвигаются.

За редкими исключениями, птицы прекрасно летают, превосходя в этом отношении всех других позвоночных животных. Кроме этого, птицы хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, многие ныряют и плавают в воде.

Птицы чрезвычайно разнообразны по величине, формам, окраске, повадкам и приспособились к обитанию в различных климатических условиях.

Наибольшее видовое разнообразие птиц наблюдается в Центральной и Южной Америке. Из наземных птиц одним из наиболее многочисленных видов считается домовый воробей.

Численность птиц иногда снижается очень быстро, так как они чутко реагируют на негативные изменения в среде обитания.

В чем заключаются особенности внешнего строения птиц? Рассмотрим внешнее строение птиц. У них имеется голова, шея, туловище, конечности и хвост.

Голова у птиц обычно маленькая. На ней расположены клюв, глаза, ноздри. Клюз образован вытянутыми вперед костными челюстями, которые сверху покрыты роговыми чехлами. Зубов у птиц нет, что облегчает череп - скелет головы. У основания верхней части клюва расположены ноздри. Округлые глаза прикрываются двумя веками и мигательной перепонкой. Ближе к затылку под перьями скрыты ушные отверстия.

Подвижная шея соединяет голову с компактным туловищем.

Части тела (внешнее строение)

Типы перьев:

Основу оперения птицы составляют контурные перья. Центральная часть контурного пера - узкий твердый стержень. Нижняя его часть погружена в кожу. Вдоль остальной части стержня расположены две широкие боковые пластины, образующие опахало. Оно имеет упругую, плотную и почти непроницаемую для воздуха поверхность.

Самые крупные и крепкие контурные перья - маховые и рулевые- расположены на крыльях и хвосте. Они создают гребные лопасти крыльев и рулевую поверхность хвоста. Сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет, образуют на теле птицы покровные перья.

У многих птиц под контурными перьями находятся мелкие пуховые перья. Их стержни короткие и тонкие, в мягкие опахала не имеют сомкнутых пластинок. Пуховые перья сохраняют тепло, то есть обеспечивают теплоизоляцию. Температура тела у птиц постоянная (не зависит от окружающей температуры) и высокая, около +42 °С.

Перья постепенно изнашиваются и нуждаются в обновлении. Под старыми перьями глубоко в коже образуются новые. Они выталкивают отмершие перья, которые выпадают, а на их месте вырастают новые. Смена оперения называется линькой.

Уходу за перьями птицы уделяют много времени. Они постоянно чистят оперение. Смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной па спинной стороне у основания хвоста. Это предохраняет перья от намокания.

Формы хвоста.

Наблюдая за полетом птицы, можно заметить, что при боковом повороте она так перекашивает хвост, что его крайние-рулевые перья с одной стороны поднимаются, а с другой опускаются, давая крен хвосту в ту сторону, куда поворачивает птица. Наблюдая за парящим хищником, можно видеть, что его хвост все время в движении: то он слегка расширяется, то чуть сложится; медленными волнообразными движениями крайние рулевые перья то поднимаются вверх, то опускаются,-- и птица плавно изменяет направление полета.

Маневрирующие в полете птицы (ласточки, стрижи, чайки) имеют хвост вильчатой формы (развилкой); из хищников таким хвостом наделены только коршуны.

Хвост может служить и как руль глубины. Когда птица взмывает в небо, вертикальные силы хвоста направлены вниз. Обратное явление происходит при спуске летящей птицы к земной поверхности. Крутизна подъема или спуска в полете зависит от того, насколько сильно птица отвела хвост вверх или вниз. В момент резкого поднимания или опускания птицы хвост работает, как тормоз. Поэтому же лесные птицы, которым издавна свойственны крутые взлеты и такие же посадки (например, сороки, кукушки), наделены длинным хвостом.

У соколов и некоторых других птиц из "благородного сословия" (их не так уж много) хвост приспособлен для пикирования. У таких птиц удлинены средние рулевые перья. Однако не у всех пернатых, способных к пикированию, средние рулевые перья длиннее остальных. Объясняется это тем, что, например, у крачки и ей подобных пикирующих птиц хвост выполняет и другие функции. У птиц, обитающих в густых зарослях, где они находят себе "стол и дом" (пеночки, камышевки и др.), укороченный, округлый, вздутый хвост. Подобной формы хвост, конечно, снижает летные качества птицы, но он необходим для коротких перелетов в зарослях, для посадки (и взлета) на ствол или ветку и тому подобное.

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом.

Пищеварительная система. Челюсти

образуют клюв - орган захвата пищи.

Зубы отсутствуют. В ротовой полости

расположен язык. Секрет,

выделяемый слюнными железами ,

смачивает пищу и облегчает её

движение по пищеводу . У большинства

птиц он имеет расширение - зоб , где

пища подвергается химической

обработке. Во время вывода птенцов

стенка зоба некоторых видов птиц

выделяет питательный секрет –

"молочко", которым выкармливаются

птенцы. Желудок состоит из двух

отделов – железистого ( пища расщепляется под действием ферментов) и мускулистого (механическая обработка пищи). Из желудка пища поступает в двенадцатиперстную кишку , куда открываются протоки печени и поджелудочной железы . Продвигаясь далее по тонкому кишечнику, она переваривается и всасывается. У растительноядных птиц он длиннее, чем у насекомоядных. Интенсивность пищеварения очень высокая. Непереваренные остатки пищи поступают в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. Быстрое переваривание пищи и быстрое опорожнение кишечника избавляют птиц от избыточной массы.

Дыхательная система . Через ноздри

воздух поступает в носовую полость,

глотку, гортань, трахею, в нижней

аппарат птиц. Трахея разделяется на

два бронха , которые, входя в лёгкие ,

ветвятся на 15-20 вторичных бронхов .

Лёгкие птиц - не мешки, как у

земноводных или пресмыкающихся, а

губчатые тела с большой дыхательной

поверхностью. Часть вторичных

бронхов проходит в воздушные мешки.

Акт дыхания в покое осуществляется за

счёт сужения и расширения грудной

клетки. При вдохе грудина опускается,

при выдохе - поднимается. При полёте вентиляция легких осуществляется с помощью воздушных мешков. При подъёме крыльев мешки растягиваются и воздух частично поступает в лёгкие, где происходит газообмен, а частично в воздушные мешки. В них окисления крови не происходит. При опускании крыльев воздушные мешки сжимаются и воздух из них поступает в лёгкие, где снова происходит окисление крови. Таким образом, в полете газообмен у птиц происходит и на вдохе и на выдохе. Такой механизм получил название двойного дыхания . Помимо участия в газообмене, воздушные мешки предохраняют организм при большой мышечной работе от перегрева, отводя с выдыхаемым воздухом избыток тепла.

Кровеносная система птиц характеризуется полным разделением артериального и венозного токов крови в связи с формированием четырёхкамерного сердца , состоящего из двух предсердий и двух желудочков. Как и у всех наземных позвоночных - два круга кровообращения. Венозная кровь из правого желудочка поступает по лёгочным артериям в лёгкие и окисляется. Артериальная кровь по лёгочным венам поступает в левое предсердие. Это малый круг кровообращения . Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке. Из него берёт начало только одна, правая дуга аорты, несущая артериальную кровь к органам. Венозная кровь собирается в парные передние и непарную заднюю полые вены, впадающие в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения. У птиц высокая скорость кровотока. Это, наряду с высокой кислородной ёмкостью крови, а также интенсивным газообменом в лёгких, позволяет осуществлять эффективное насыщение тканей организма кислородом. Благодаря этому птицы способны поддерживать постоянную температуру тела.

Органы выделения - парные почки. От каждой почки отходит мочеточник , открывающийся в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует .

Нервная система отличается большим, чем у пресмыкающихся, размером головного мозга. Полушария крупные, доли среднего мозга хорошо развиты, мозжечок - большой, От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

Цель работы:

изучить внутреннее строение рыб;

выявить особенности внутреннего строения рыб, связанные с водным образом жизни.

Для работы необходимы:

влажный препарат “Внутреннее строение рыбы”, учебник.

Ход работы

  1. Возьмите рыбу в левую руку, поверните ее брюхом вверх и сделайте скальпелем или лезвием безопасной бритвы короткий поперечный разрез брюшной стенки, расположенной перед анальным отверстием. С помощью ножниц осторожно (чтобы не повредить внутренние органы) сделайте разрез по средней линии брюшной стороны тела до нижнего края рта. Положите рыбу в препаровальную ванночку на правый бок и приколите ее двумя булавками, воткнув одну в конец хвоста, а другую — в боковую стенку ротовой полости. Приподнимите левую боковую стенку тела пинцетом и, начиная от анального отверстия, сделайте ножницами поперечный разрез по направлению к спине. Доведите разрез почти до боковой линии. Поверните затем ножницы вперед и продолжайте делать разрез параллельно боковой линии. Доведите его до заднего угла жаберной крышки. Перережьте жаберную крышку так, чтобы открылась жаберная полость. Вырезанную часть левого бока удалите и налейте в ванночку воды.
  2. Рассмотрите общее расположение органов в полости тела рыбы.
  3. Зарисуйте вскрытую рыбу, но обозначения пока не делайте. Отдельные органы и системы органов обозначайте постепенно, по мере детального изучения внутреннего строения.
  4. Изучение внутреннего строения начнем с жаберной полости. Найдите жабры, лежащие одна на другой. Сколько их? Раздвиньте пинцетом жабры и рассмотрите глоточный отдел пищеварительной трубки. Что вы здесь обнаружили? Отрежьте одну из жабр, опустите ее в плоский сосуд с водой и рассмотрите с помощью лупы. Что вы обнаружили на вогнутой внутренней стороне жаберной дужки? Каково значение этих образований? Рассмотрите выпуклую наружную сторону дужки. Что вы здесь обнаружили? Какова функция этих образований? Почему жабры имеют ярко-красную окраску? Обозначьте изученные органы на рисунке. Отдельно зарисуйте одну жабру. Перерезав дужки сверху и снизу, удалите все жабры.
  5. Изучите пищеварительную систему. Отпрепарируйте ее. Для этого осторожно подрежьте брыжейку и расправьте кишечник. Рассмотрите органы пищеварения. Чем начинается пищеварительная система? С помощью лупы рассмотрите ротовую полость. Найдите зубы. Много ли их? Каковы их размер и форма? К чему они прикреплены? Найдите язык. Где он располагается? Какой он? Найдите пищевод, отходящий от ротовой полости. Какова его форма? Куда он открывается? Найдите и рассмотрите желудок. Каковы его форма и размер? Рассмотрите тонкий кишечник. Найдите пилорические отростки (если они есть). Сколько их? Где они располагаются? Каково их значение? Найдите толстую кишку. Имеется ли четкая граница перехода тонкой кишки в толстую? Где и как толстая кишка открывается наружу? Найдите рыхлую печень, прикрывающую часть желудка. Осторожно вырежьте ее и рассмотрите внутреннюю поверхность, прилегающую к желудку. Что вы здесь обнаружили? Каковы размер и форма обнаруженной структуры? Связана ли она с другими органами пищеварительной системы? Если “да”, то с какими и как? Обозначьте органы пищеварительной системы на рисунке. С помощью ножниц отделите кишечник в области пищевода и задней кишки и удалите его.
  6. Найдите селезенку. Опишите ее. Какова ее функция? Обозначьте селезенку на рисунке.
  7. Между позвоночным столбом и кишечником найдите плавательный пузырь. Что он собой представляет? Каково его строение? Проткните плавательный пузырь препаровальной иглой. Что он содержит? Каково значение плавательного пузыря? Обозначьте плавательный пузырь на рисунке.
  8. Рассмотрите кровеносную систему. Чем она образована? Найдите сердце и отходящие от него сосуды. Рассмотрите сердце. Где оно располагается? Чем покрыто снаружи? Пинцетом приподнимите сердце и рассмотрите его отделы. Какими отделами образовано сердце? Чем они отличаются друг от друга? Рассмотрите сосуды, отходящие от сердца. Сколько их? С какими отделами сердца они связаны? Обозначьте органы кровеносной системы на рисунке.
  9. По бокам позвоночника найдите парные узкие красновато-бурые ленты. Что это? Под оболочкой внутреннего края этих органов найдите тонкие трубочки. Как они называются? Найдите место их слияния в непарную трубку. Обратите внимание на ее боковое расширение. Как оно называется? Найдите, где открывается наружу рассмотренная непарная трубка? Какую систему органов вы рассматривали? Обозначьте органы этой системы на рисунке.
  10. Найдите половые органы рыбы. Опишите их. Рыбу какого пола вы рассматриваете? Как и где открываются наружу изученные половые органы?
  11. Возьмите голову рыбы в левую руку и постукивайте сверху крышки черепа в направлении от затылка к глазам до тех пор, пока не откроется черепная полость. Струей воды из пипетки смойте сероватую пену (капельки жира), заполняющую полость черепа. Пинцетом удалите кости у глаз и кости, расположенные между ними. Полученный препарат положите в воду и рассмотрите головной мозг. Каково его строение? Отдельно зарисуйте головной мозг, сделайте обозначения.
  12. Опустите рыбу на несколько секунд в кипящую воду, а затем осторожно пинцетом снимите кожу. Рассмотрите мускулатуру. Каковы особенности строения мускулатуры рыб? Обратите внимание на то, как располагаются мышечные сегменты левой и правой сторон тела друг относительно друга? Какое это имеет значение?
  13. По результатам работы сделайте выводы об особенностях внутреннего строения рыб, связанных с водным образом жизни.

Класс Птицы

Тема: «Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту»

Цели: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Формирование умений: устанавливать причинно-следственные связи, анализиро­вать, сравнивать, обобщать, работать с учебни­ком.

Оборудование: таблица «Класс Птицы. Голубь»; таблица рельефная «Внутреннее строение птицы»; макет головного мозга позвоночных животных; табл. «Основные классы позвоночных животных».

Ход урока:

I . Организационный момент(1-2 минуты).

Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1).

II . Проверка знаний (5-10 минут).

Назовите отделы и кости скелета птицы (слайд 2).

1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-5.

Пока одни ребята работают с индивидуальными карточками, другие выполняют диктант (слайд 3).

1. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:

1) Перо – это видоизмененная чешуя – состоит из... вещества.

2) Контурное перо состоит из твердого... и расположенного по бокам....

3) У большинства птиц грудина имеет высокий гребень – ....

4) Прочную опору для крыльев создает....

5) Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других назем­ных позвоночных...,..., пояс задних конечностей образован …., срос­шимися с...

6) Цевка – это часть....

2. Выберите правильные ответы.

1) Только птицы из позвоночных животных: (слайд 4)

а) приспособились к полету;

б) имеют перьевой покров тела;

в) откладывают яйца с известковой скорлупой.

2) Крылья поднимают:

а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;

б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела
птицы);

в) большие грудные и подключичные мышцы.

3) Длина шеи у птиц зависит от: (слайд 5)

а) длины тел позвонков;

б) количества позвонков;

в) количества позвонков и длины их тел.

4) Пояс передних конечностей у птиц образован:

а) двумя ключицами; двумя лопатками и двумя вороньими костями;

б) двумя ключицами и двумя лопатками;

в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими
костями.

5) Скелет собственно передней конечности состоит из: (слайд 6)

а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;

б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;

в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.
6) В скелете кисти птиц сохранились остатки:

а) трех пальцев; б) двух пальцев; в) одного пальца.

7) Киль на грудине птиц: (слайд 7)

а) способствует рассеканию воздуха при полете;

б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;

в) не имеет значения, как приспособление к полету.

8) Цевка у птиц - результат приспособления к:

а) поднятию туловища над землей;

б) смягчению при приземлении;

в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

9) Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является:

(слайд 7)

а) отсутствие зубов;

б) срастание нескольких отделов позвоночника;

в) большой объем мозговой кости черепа.

Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в. 3.

III . Изучение нового материала (25-30 минут).

Ученики разделяются на 5 групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующий раздел в учебнике (слайд 8).

I группа. Пищеварительная и выделительная системы.

1) Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функ­ции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочево­го пузыря?

2) План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одина­ковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пище­варительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.

3) Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.

4) В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обра­ботка пищи из-за отсутствия зубов?

II группа. Дыхательная система.

1) Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

2) Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, свя­занные с полетом, в тетрадь.

3) Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.

III группа. Кровеносная система, обмен веществ.

1) Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пре­смыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2) Используя рис., определите направление движения крови по со­судам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

3) Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?

IV группа. Система органов размножения.

1) Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.

2) На рис. изображена система органов размножения птиц. Назо­вите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодо­творение у птиц?

3) Выберите правильные утверждения:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.

б) В яичнике созревает сразу много яиц.

в) Собственно яйцом считается желток.

г) Оплодотворение у птиц наружное.

V группа. Нервная система птиц.

1) Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Ка­кие особенности строения головного мозга птиц указывают на бо­лее высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2) Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с ры­бами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведе­ния птиц и уровня организации их нервной системы?

3) Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:

б) высиживание птенцов; г) цыплята клюют все подряд.

После завершения работы ученики в течение 2-3 минут готовятся к устно­му ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу (слайд 9).

Система органов

Органы

Функциональная приспособленность

к полету

1. Пищеварительная.

2. Выделительная.

3. Дыхательная.

4. Кровеносная.

5. Нервная.

6. Половая.

Во время ответа ученика 2-й группы преподаватель демонстрирует учащимся работу дыхательной системы птицы, используя для этого модель «Ды­хательный аппарат птиц». При отсутствии данной модели один из участников второй группы объясняет движение воздуха в дыхательной системе по схеме (рис.), увеличенной для демонстрации ее в классе.

Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц свя­заны с приспособлением к полету.

Организуется проверка таблицы, которую заполняли учащиеся в ходе выступления групп.

IV . Закрепление изученного материала (3-5 минут).

Выберите правильные ответы:

1. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них

челюстей и зубов: (слайд 10)

а) зоб; в) мускульный отдел желудка;

б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник.

2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:

а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;

б) легкие; г) трахея.

3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: (слайд 11)

а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.

4. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе

а) с необходимостью облегчения тела;

б) с интенсивным обменом веществ;

в) с особенностями продуктов выделения.

5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся: (слайд 12)

а) передний мозг; г) мозжечок;

б) средний мозг; д) продолговатый мозг.

в) промежуточный мозг;

6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:

а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.

7. Птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно, так как:

а) у них функционирует только один яичник;

б) это позволяет не увеличивать массу тела;

в) у птиц небольшое число яиц.

Ответы: 1 – в); 2 – б); 3 – а); 4 – а); 5 – а), б), г); 6 – а); 7 – а).

Домашнее задание. Изучить текст учебника, с.212-216. Тетрадь на печатной основе задание 136-140. Сообщение «От яйцеклетки до яйца» (слайд 13).

Спасибо за внимание! (слайд 14, 15)