» » Откуда берётся зло? Наш духовный отец - протоиерей василий ермаков Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря.

Откуда берётся зло? Наш духовный отец - протоиерей василий ермаков Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря.

Ю. Новиков

Откуда взялось зло?

Вопрос о происхождении зла не является центральным, главным и абсолютно необходимым для человека. Гораздо важнее то, как человек относится к злу и добру, что он выбирает, что считает для себя самым важным в этой жизни. Гораздо более важны вопросы о том, как отличить добро от зла, как не ошибиться в выборе между ними, как выбор между добром и злом влияет на нашу судьбу. Даже совсем не зная о том, откуда взялось зло, вполне можно быть духовно развитым и добродетельным человеком. Ведь откуда бы зло ни появилось, человек должен с ним активно бороться, а не помогать ему. Тем не менее, представление о происхождении зла занимает заметное место в любом более или менее развитом мировоззрении, поэтому совсем отказываться от рассмотрения этого вопроса было бы неверным.

Для начала сформулируем вкратце представления о происхождении зла, предлагаемые некоторыми религиями и попробуем оценить их чисто логически.

Итак, христианство и иудаизм говорят о том, что зло (дьявол) возникло вследствие бунта против Бога одного из ангелов. То есть зло возникло после начала сотворения мира, а его носитель, дьявол, был изначально порожден Богом как ангел, но затем пошел против Бога.

Правда, не совсем ясно, почему Бог сразу же не пресек этот бунт, почему другие ангелы позволили дьяволу набрать такую силу. Неясно также, было ли запланировано появление зла еще в начале Творения, или же это непредвиденная ситуация, трагическая случайность.

Посмотрим, что говорит о происхождении зла зороастризм, первая религия, сказавшая о противостоянии добра и зла.

Современный ортодоксальный зороастризм придерживается точки зрения, что зло (дьявол) в качестве непроявленной, потенциальной возможности разрушения существовало еще до начала Творения мира. И как только мир стал воплощаться, дьявол вторгся в мир и начал его разрушать.

Но тогда возникает вопрос, не является ли в этом случае зло первоосновой, соизмеримой с Богом, ведь его появление никак не связано с началом Творения, с существованием мира. Вторжение зла в мир в этом случае объявляется неизбежным, никак не связанным с волей Творца. Получается, что зло представляет собой некий абсолютно самостоятельный принцип, некую ни от кого не зависящую силу.

Несколько другой позиции придерживается зерванизм, эзотерическое направление зороастризма.

Бог еще до начала сотворения мира решил положить в основу мира принцип свободы всех своих творений. Он вовсе не хотел сделать свои творения послушными марионетками. Творения, и прежде всего человек, имеют возможность развития, все более полного приближения к Творцу. А для такого развития им необходима полная свобода, в том числе и свобода выбора против воли Бога, в сторону разрушения мира, то есть в сторону зла. Таким образом, потенциальная возможность зла является следствием воли Бога. Существование зла с самого начала сознательно разрешается Богом, заботящимся о свободе развития творений. А вторжение зла в мир, то есть начало разрушения мира происходит именно из-за неправильного выбора творений.

Нетрудно заметить, что такая позиция примиряет позиции христианства и ортодоксального зороастризма. Зло не является первоосновой, соизмеримой с Творцом, ни от кого не зависящей силой, его возникновение прямо связано с волей Творца. В этом смысле можно считать, что первоисточником возникновения зла, дьявола, духа разрушения является Бог (как и в христианстве). Однако зло не было создано Творцом в виде ангела, который затем неожиданно и необъяснимо пошел против Бога. Творец с самого начала знал о разрушительной сути дьявола (как и в ортодоксальном зороастризме). Однако Бог не препятствовал существованию зла, так как полное запрещение зла лишало бы человека свободы выбора, возможности полноценного развития. А то, что дьявол набрал в дальнейшем такую силу, было следствием неправильного выбора творений, в первую очередь людей.

Что касается представлений о том, какой будет судьба зла в будущем, то здесь все светлые религии едины. Зло в конце времен будет полностью побеждено, в мире восторжествует добро. Дьявол будет повержен и уже никогда не сможет проявиться в мире. И это также гораздо важнее вопроса о происхождении зла.


Как совместить присутствие зла в мире с существованием Всемогущего и Благого Бога?

Эта проблема существовала во все времена, но особенно остро она встает в наши дни, когда мы уже познали нацизм с его лагерями смерти, атомное оружие, сталинские и послесталинские гулаги, бедствия в странах третьего мира. Проблема, или, лучше сказать, соблазн зла является одним из источников современного атеизма.

На рубеже IV в. христианский писатель Лактанций сформулировал эту проблему в словах, до сих пор не утративших своей силы и актуальности: “Либо Господь хочет искоренить зло, но не может этого [сделать]. Либо Он может это [сделать], но не хочет. Либо же Он и не может и не хочет этого. Если Он хочет, но не может, значит, Он бессилен, а это противоречит Его природе. Если Он может, но не хочет, то Он зол, что тоже противоречит Его природе. Если же Он и не хочет и не может, Он одновременно зол и слаб и, таким образом, не может быть Богом. Но если Он это хочет и может, что единственно соответствует тому, чем Он является, то откуда берется зло и почему Он его не искоренит?” .

Философы, желавшие дать объяснение, каким образом Бог управляет миром, делали упор на двух аргументах. Во-первых, Бог не творец зла. Он не наделен злом по той простой причине, что зло не существует как самостоятельная реальность. Зло не стоит в ряду прочих сотворенных вещей. Оно есть отрицание, отсутствие, потеря того, что должна бы иметь реальность, чтобы всецело быть таковой. Во-вторых, Бог попускает зло как неизбежное условие для существования в сотворенной вселенной большего блага. С одной стороны, Бог попускает зло физическое (страдание, различные бедствия, катастрофы и разрушения), потому что оно неизбежно в такой сотворенной вселенной, которая несовершенна и состоит из множества существ, чье личное благо не может все время совпадать с благом других, но само существование этой вселенной и ее всеобщая гармония одерживают верх над злом, которое вселенная в себя включает. С другой стороны, Бог попускает зло нравственное ради сохранения свободы, которой Он наделил разумные создания.

Такое рассуждение представляется справедливым и единственно возможным, если смотреть на него исключительно с рациональной точки зрения, не учитывая того, что Бог открыл нам по поводу Своего замысла о человеке и вселенной. Но с точки зрения, более приближенной к философии, Божественное откровение предоставляет нам видение динамичное, историческое, которое раскрывает перед нами несравненно более широкие горизонты.

Чисто естественная вселенная, которую Бог не изменяет, внося в нее Свои нетварные энергии, с неизбежностью заключает в себе страдание и смерть. Это единственное, что может постигнуть человеческий разум, опираясь лишь на свои силы.

Между тем, Бог открыл нам посредством Своего Слова, что Он не создал мир, чтобы тот всего лишь оставался заключенным в рамках природы. Она существует только для того, чтобы быть преображенной через даруемое ей приобщение к нетварным энергиям Божества и засиять Божественной славой. Целью творческого деяния Бога является преображенный мир, в котором больше не будет ни бедствий, ни страдания, ни смерти, но где Бог будет Всем во всём. Это будет окончательное состояние вселенной, завершение Божиего замысла, описываемое в 21-й главе Апокалипсиса: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я <…> увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое (Откр 21:1–5).

Но почему же Бог изначально не создал вселенную в таком окончательном, обоженном состоянии, в котором отсутствуют все формы зла?

Ответ заключается в том, что обожение творений, наделенных разумом, - ангелов и людей, через посредство которых Божественная слава воссияет и на созданиях, не обладающих разумом, - есть союз любви, взаимопроникновение нетварной Божественной воли и тварных воль в личной взаимной любви.

Это предполагает свободный ответ со стороны творений - ангелов и людей, согласование их свободы с благодатью Божией. Для того, чтобы обожение творений совершилось, чтобы оно действительно стало всеобщим единением во взаимной любви, надо, чтобы это творение смогло свободно предать себя любви или отказаться от нее.

Современное состояние мира - временное; по Божественному замыслу, оно представляет пространство, в котором человеческая свобода может проявляться в форме выбора между Богом и эгоизмом, самодостаточностью и человеческой тварностью.

Это нынешнее состояние творения может быть конкретно охарактеризовано по двум параметрам. С одной стороны, материальный и животный мир подвержен тому, что Отцы называют тлением, то есть страданию и смерти. Этот мир еще не преображен Божественными энергиями, поскольку не преображен человек, и находится в промежуточном состоянии, которое завершится со Вторым пришествием. Это состояние - не только следствие греха разумных созданий: до создания Адама и до его прегрешения вещественный мир не был преображен. Но очевидно, что грех ангелов, а затем наших прародителей и всех их потомков усилил это тленное состояние вещественного и животного мира. С другой стороны, творения, наделенные свободой (конкретно - часть ангелов, последовавших за Люцифером, и все люди - по наущению диавола и вслед за своим праотцем Адамом) воспользовались своей свободой себе во вред и согрешили, удаляя, таким образом, себя от Бога - источника жизни.

Падшие ангелы в силу своей природы бесповоротно утвердились в ненависти к Богу и Его замыслу любви - и стали демонами.

Человек, - образ Божий, которого Создатель не предназначил для смерти и страдания и который смог бы избежать их, сохрани он единение своей воли и Божией, - отделился от Бога и, таким образом, стал наравне с животными, сделавшись, как и они, тленным, подверженным страданию и смерти. Об этом нам повествует 3-я глава книги Бытия: Жене [Бог] сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3:16–24).

А во 2-й главе Книги Премудрости Соломона мы читаем: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем 2:23–24).

И апостол Павел также говорит в 5-й главе Послания к Римлянам: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим 5:12).

Итак, состояние страдания и смерти, которому подвержен человек, есть следствие греха. Это не означает, что всякая болезнь, настигающая человека, вызвана его личными грехами - она является следствием причастности всего человеческого рода к падшей природе. А всякая индивидуальная ошибка, вместо того, чтобы затронуть только совершившего ее, вызывает, в некотором роде, всеобщий резонанс. Французский писатель Леон Блуа выразил это со всей гениальностью поэта и пророка: “Наша свобода находится во взаимозависимости с мировым равновесием… Всякий человек, совершающий добровольный поступок, проецирует свою личность в бесконечность. Если он от нечистого сердца дает нищему грош, то этот грош прожигает руку нищего, падает, пронзает землю, проходит сквозь планеты, пересекает небесный свод и создает угрозу во вселенной. Если человек совершает нечистый поступок, то, возможно, омрачает этим тысячи сердец, которых он не знает и которые таинственным образом соотносятся с ним и нуждаются в чистоте этого человека, подобно тому как, по слову Евангелия, умирающий от жажды путник нуждается в чаше воды. Акт милосердия, душевное движение истинного сострадания воспевают ему Божественную хвалу со времен Адама до скончания века; он врачует больных, утешает отчаявшихся, усмиряет бури, вызволяет пленных, обращает верных и защищает человеческий род.

Вся христианская философия зиждется на неописуемой важности свободы воли и на понятии всеобъемлющей и нерушимой солидарности”.

Конечно, каждый отвечает за себя лично. Но всякий персональный поступок влечет увеличение в мире добра или зла.

Как пояснял священномученик Ириней Лионский, болезнь и смерть суть не беззаконные кары, наложенные Богом на виновного человека, но логическое следствие, органично вытекающее из греха: “Единение с Богом - это жизнь, свет и пользование благами, исходящими от Него. Напротив, всем тем, кто добровольно отделяет себя от Него, Он [в качестве наказания] налагает отделение, которое они сами избрали. Итак, отпадение от Бога есть смерть, отделение от света есть мрак, отпадение от Бога есть потеря всех благ, исходящих от Него. Те же, кто из-за своего отпадения потеряли то, о чем мы только что сказали, будучи лишенными всех благ, подвергаются всяческим наказаниям: дело не в том, что Бог опережает время, чтобы их покарать, но преследующее их наказание заключается уже в том, что они лишены всех благ” .

Что касается творений, не обладающих разумом, то их тленное состояние - такое, каково оно в настоящий момент, - неоспоримо связано с грехом ангела и человека. Ангелы же, безусловно, имеют связь с материальным миром. Дж. Г. Ньюмен, хорошо знавший богословие Отцов Церкви и одновременно обладавший обостренным чувством реальности невидимого мира, видел в ангелах “не только посланников, используемых Создателем для общения с людьми”, но и служителей, поддерживающих порядок в видимом мире. “Я полагал, - говорит Ньюмен, - что ангелы имеют реальные причины движения, излучения света, жизни, в тех основополагающих принципах материальной вселенной, которые, когда их наличие для нас вполне очевидно, заставляют задуматься над понятием причины и следствия, а также над тем, что называют законами природы”. В беседе на праздник архангела Михаила Ньюмен говорит об ангелах: “Каждое движение воздуха, каждый луч света и тепла, каждое явление красоты - это, если можно так сказать, бахрома их одежд, складки платья тех, кто созерцает Бога лицом к лицу…”.

Если такова роль ангелов по отношению к тварному миру и самим его законам, то нам становится ясно, что падение князя мира сего с ангелами его могло внести в мир большие потрясения. Иногда я спрашиваю себя, не существует ли связи между этим отпадением и порочными, дьявольскими свойствами некоторых насекомых, вирусов и других творений, которые, тем не менее, не являются в своей сущности плохими и не грешат сами по себе.

Как бы оно ни было, очевидно, что сатана переделал безобидные создания в орудия искушения для человека, а тот, используя их для удовлетворения своего эгоизма и жажды наслаждений, овладел ими, еще более усугубляя тление, характеризующее его нынешнее состояние. Это противоречит скрытому динамизму, оживляющему всякое творение, ибо, по слову апостола Павла, тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8:19–22).

Таким образом, зло, от которого мы страдаем здесь, на земле, есть последствие греха. И не Бог его творец. Он не смог бы искоренить зло, не отнимая при этом у нас свободы выбора, а это наше наиболее ценное благо и условие нашего обожения.

Можно ли говорить, что это зло неподвластно Богу и Его провидению? Однозначно, нет. Тем видам зла, которые Бог не хочет, Он кладет пределы и обращает их на службу действительному благу людей, соразмеряя Свою благодатную помощь с тяжестью испытания. Так, апостол Павел писал к коринфянам: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор 10:13). А в одном, по крайней мере, варианте текста Послания к Римлянам значится: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим 8:28).

Поэтому только в этом смысле страдания и испытания, выпадающие на нашу долю, могут быть расценены как исходящие от Бога, ниспосланные Им, и должны быть принимаемы с доверительной непринужденностью. Страдания, попущенные Богом, отпущенные Им в той же мере, что и силы для их преодоления, и ниспосылаемые для нашего же блага, по выражению святителя Иоанна Златоуста, суть не настоящее зло, они не более, чем болезненные процедуры, назначаемые врачом.

Настоящее зло - это только совершаемый нами грех. “Зло? Это слово двусмысленно, и я хочу объяснить вам два его значения из опасения, как бы вы, спутав из-за двузначности этого выражения природу вещей, не дошли до богохульства.

Зло, настоящее зло - это блуд, прелюбодеяние, скупость и все прочие бесчисленные грехи, которые заслуживают осуждения и самых суровых кар. Во-вторых, зло - в несобственном смысле слова - это голод, язва, смерть, болезнь и все прочие бедствия в том же духе. Но на самом деле это не является реальным злом, всем этим явлениям лишь придается такое название. Так почему же это не зло? Если бы они были злом, они не являлись бы для нас причиной стольких благ - а они уменьшают гордость, освобождают [нас] от безразличия, вкладывают [в нас] силу, оживляют внимание и усердие. Когда Он убивал их , - говорит пророк Давид, - они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу (Пс 77:34). Итак, здесь идет речь о зле исправляющем, делающем нас одновременно более чистыми и усердными, о зле, преподающем нам Божественную философию, а вовсе не о том, что заслуживает хулы и осуждения. Последнее, конечно, не сотворено Богом, но проистекает от нашей собственной воли, которую первое стремится отсечь. Если Писание под именем зла разумеет нашу скорбь, которая вызвана страданием, то это не означает, что скорбь с неизбежностью является злом: таковым она является только по мнению людей. В действительности зло - это не только кража и прелюбодеяние, это также несчастье, именуемое злом в нашем языке, и именно с этим употреблением сообразуется священный автор. Это подразумевает Пророк, когда говорит: Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (Ам 3:6). Пророк Исаия, говоря от лица Господа, произнес то же самое: Я, [Господь] <…> делаю мир и произвожу бедствия (Ис 45:7) ; бедствия означают несчастья. Это тот же самый род зла, на который указывает в Евангелии Христос, выражая Свою скорбь и страдание следующим образом: довольно для каждого дня своей заботы (Мф 6:34). Очевидно, что под этим Христос разумеет те тяготы и страдания, которым Он нас подвергает, и которые, я повторяю, в наибольшей степени выявляют Его провидение и доброту.

Врач заслуживает похвал, не только когда он выводит своего больного в сад или на луг, когда он позволяет ему наслаждаться баней, но также - и особенно - тогда, когда он обязывает больного голодать, когда он томит его голодом и жаждой, когда он укладывает его в постель и делает его местонахождение тюрьмой, когда он лишает его света и окружает плотными шторами, когда он вторгается в его тело железом и огнем, когда он дает ему горькие напитки, - ибо он все равно остается врачом. Так вот, если столькие мучения, которым он нас подвергает, не препятствуют ему продолжать носить имя врача, не возмущается ли [наш] разум при виде того, как богохульствуют против Бога, как больше не признают благодеяний Его всеобщего Промысла - в то время, как Он предписывает нам подобные несчастья: голод, например, и даже смерть? А между тем, Бог - единственный истинный Врач душ и телес. Часто, когда Он замечает, что наша природа находит удовольствие в процветании и кичится этим, и допускает порочной гордости одержать над собой верх, Он использует нужду, голод, смерть, все прочие страдания в качестве известных Ему средств, чтобы освободить нашу природу от болезни, ее пожирающей” .

Итак, святитель Иоанн Златоуст утверждает универсальный принцип. Но, тем не менее, он не претендует на то, что человек в каждом случае может распознавать основания и мотивы испытания. Слово Божие нас убеждает, что все, попускаемое Богом, служит ко благу человека и является как бы таинством Его безграничной любви. “Все, что Бог попускает, столь же достойно почтения, как и то, что Он дарует”, - говорит Леон Блуа. Но это не раскрывает тайну путей Божиих и Его икономии. И не нам надлежит дознаваться, почему Бог попустил то или это.

В своем трактате “О Божественном Провидении” святитель Иоанн Златоуст задается вопросом: “Почему в мире сем попускаются действия злых людей, демонов и бесов?” - и сам отвечает: “Если ты задаешься вопросом, почему эти вещи происходят, если ты не полагаешься на глубокие и неизъяснимые причины Его замыслов, но только и делаешь, что задаешь нескромные вопросы, продвигаясь в этом все дальше, ты станешь себя спрашивать и о множестве других вещей, типа: почему осталась почва для возникновения ересей, почему диавол, демоны, злые люди, впавшие в многочисленные ереси, и - самое главное - антихрист должны иметь место, будучи наделены при этом такой силой вводить в заблуждение, что их деяния, по слову Христа, будут способны сбить с толку, если бы это только было возможно, и самих избранных? Так вот, не должно искать [объяснения] всему этому, но нужно довольствоваться необъяснимостью Божественной премудрости”.

Златоуст уже говорил немного выше в этом же произведении:

“Когда ты видишь Серафимов, парящих вокруг возвышенного и величественного престола, защищающих свои очи покровом крыл, закрывающих ноги, спину и лик и испускающих крики, полные изумления… Не побежишь ли ты сам, чтобы спрятаться, не скроешься ли под землей - ты, хотящий с такой дерзостью проникнуть в тайну провидения Бога, сила Которого несказанна, невыразима, непостижима и Силами небесными?.. Ведь все, что касается этого, доподлинно известно Сыну и Святому Духу, но никому больше” .

Но Бог не довольствовался тем, что подчинил Своему Божественному руководству испытания и страдания, выпадающие на нашу долю. Он не ограничился тем, что Своим Промыслом контролирует их и, таким образом, ставит их на службу нашему спасению.

Кроме всего этого, Отец послал Сына, чтобы Тот взял на Себя нашу природу со всеми последствиями греха, со страданиями и смертью. И Господь Иисус Христос, будучи Богом и человеком, сумел, приняв их на Себя, кардинально изменить их смысл. Страдание и смерть были следствием и признаком отпадения человека от Бога в результате содеянного греха. И вот, принятые Христом во исполнение воли Отца и из любви к людям - не исключая и собственных палачей, - они стали знаком и выражением Его сыновней любви к Отцу и Его Божественного человеколюбия. И тем самым Он победил страдание и смерть. А посылая Своего Духа в наши сердца, Он также и нам предоставил возможность сделать наши страдания и смерть наиболее благоприятным условием для нашего отказа от всякого эгоизма, для нашей любви к Богу и ко всем людям, нашего прощения всех врагов и противников.

Христос пришел не упразднить страдание и зло, присутствующее на земле, но Своей смертью и Воскресением дал нам возможность побеждать смерть смертью в ожидании дня Его Второго пришествия во славе, когда смерть будет уже окончательно поглощена победой.

Как написал современный толкователь книги Иова, “для того, чтобы принять загадку страдания, необходимо определенное состояние души, без которого самые красивые рассуждения не имели бы на нас воздействия или, по крайней мере, не успокаивали бы нас совершенно. Такое душевное расположение подобно покорности ребенка, признающего, что любую вещь и, в частности, свое бытие, он не знает до конца, смиряющегося в результате с тем, что он сотворен, и отныне не удивляющегося тому, что он вовлечен в события, участников которых знает лишь Виновник его бытия. Единственно тому удается переносить страдания в мире, кто прекращает пытаться понять жизнь в ее наиболее сокровенной глубине и прибегает, вопреки всему, к мысли, что эта жизнь, порой столь жестоко разбиваемая [несча­стьями], тем не менее есть произведение всемогущего и бесконечно благого Бога. Итак, возвращаясь еще раз [к загадке страдания], [скажем], что все прочие ответы, кроме согласующихся с последним, не имеют никакой ценности” .

Для христианина покорность путям Бога, Его образу руководства нашей жизнью облекается в очень конкретную форму - принятия Креста как орудия спасения, принятия Креста Христова и креста нашего, объединенного с Господним. Читая Евангелие, мы видим, сколь сложно было Христу убедить апостолов в необходимости Крестного страдания. Та же проблема и с нами. Недостаточно верить чисто теоретически, что Христос совершил спасение через Крест. Нам необходимо также, обратя взор к нашему сердцу, просвещенному Святым Духом, совершенно конкретно, реально понять, что для каждого из нас Крест, претерпеваемые страдания суть единственная дорога к Воскресению, что сам Крест заключает в себе силу Воскресения.

В беседе с преподобным Григорием Синаитом, передаваемой в Добротолюбии, преподобный Максим Кавсокаливит говорит, что когда Святой Дух исполняет дух человека, тот начинает видеть окружающие вещи совершенно иначе, чем их обычно видят люди. Так не является ли христианин, по преимуществу, человеком, который, будучи просвещен Святым Духом, видит в страдании, смерти, во всем, что возлагает на нас крест, нечто совершенно иное, нежели простой человек - а именно, славу Воскресения?

Перевод с французского Ю. Казачкова

Проповедь, сказанная протоиереем Василием Ермаковым 12 октября 2003 года

Храм преподобного Серафима Саровского. Серафимовское кладбище. Санкт-Петербург

День памяти преп.Кириака отшельника

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗЛО?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Подумайте, заострите, осознайте своим внутренним чувством, чувством человека – откуда зло на земле? Вроде получается в жизни, нас учат добру, учат нас порядочности, учат нас состраданию. Много книг, много фильмов, много видишь иногда добрых, хороших людей, но вместе с тем, какие глыбы зла всплывают на фоне нашей жизни человеческой и сколько льется крови, сколько льется слез, сколько мы видим трагедий в этой жизни. А вопрос: «А почему все совершается? Кто повинен в этой трагедии нашего земного бытия»? А мы сами в этом повинны. Если бы человек стремился подумать, (а сегодня почти никто не думает) как жить на земле, чтобы вокруг со мной стоящим людям было тепло, радостно и спокойно, чтобы от человека рядом стоящего со мной жизнь излучала благодать радости, утешения, поддержки и помощи.

По своей гордости человек не желает вслушаться, всмотреться в мир человеческий, который живет с одной стороны по законам силы кулака и зла ненависти, но с другой стороны – любви, сострадания и всепрощения, это мы с вами, кто знает Евангелие, кто обязан знать Слово Божие. Внимательно, хотя бы раз прочитав Священные Страницы Слова Божия, найдете очень много прекрасных ответов на все вопросы своего земного бытия. Так и сегодня нам говорит Евангелист Лука, (легкодоступно и ответ на вопрос, откуда зло) – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди – так и вы с ними поступайте». Вот что надо делать, что надо исполнять, как надо жить на сегодня человеку.

Но мы видим на страницах истории нашего русского государства, мы так не жили, мы жили по закону – «если враг не сдается, то его уничтожают», по закону – «бей первого попавшегося», «кто не с нами - тот против нас», так нас учил 20-й век идеологии коммунизма. Вопрос о всепрощении, вопрос о сострадании, вопрос о понятии, как больно тому человеку, кому я наношу боль жизни, боль раны, боль уничтожения, боль оскорбления, боль грабежа, боль насилия. Вот эти насильники земли – они получили все для себя по полной программе житейского бытия. 20-й век – он был кровавый, он был тяжелый, он был почти трагическим для нашей Родины. А за что посетило горе нашу Россию? А за то, что мы, внимая слову зла человеческого, внимая силе кулака, что мне все дозволено, я все могу – мы получили все зло по полнейшей программе. Мы, начиная с революции, уничтожали все святое, все доброе, все хорошее, чему учили детей России, наших родителей.

Им сказали: «зло не держите, не совершайте злодеяний, не поддайтесь - говорили же им тогда – обману коммунизма». Нет, всё, что говорилось святое, всё, что говорилось доброе, о чем предупреждалось явным, ясным, могучим словом нашими добрыми, далеко смотрящими, русскими людьми, грамотными, духовно просвещенными, предупреждающими: «смотрите, не делайте зла, проявите милосердие, проявите сострадание, проявите любовь к ближнему» - нет. И пошло, и поехало. Началась революция, и понеслось.

Уничтожение офицеров, уничтожение умных людей, когда в начале гражданской войны у Аничкова моста стоял городовой (это мне отец рассказывал, по личному наблюдению), подходят разнузданные солдаты русские: «Ах такой-сякой, в Фонтанку его», и булыжниками убивали. Идет офицер, подходит пьяный, кто разграбил Елисеевские склады: «ах, ты, офицерская шкура», камень, туда его, в Фонтанку. Так и понеслось, так и поехало. А когда стали стрелять всех у Александровской станции (как едешь на Сиверскую): приехал поезд с дезертирами, полных 60 вагонов, они бросили фронт под Псковом, пустили немцев под Псков. Подъезжают, на платформе были матросы, 50 пулеметов, они говорят: «выходите», вышли толпой, тысячи, и каждого второго расстреляли. Тогда и подумали: «вот она - советская власть». А вас предупреждали (это маленький пример) – не делайте, проявите милосердие, послушание, надо, значит надо. Нет, вот так, дорогой ценой, платил россиянин, когда бросил фронт. Дорогой ценой, мы платили в 1941-1945-е годы, там еще было чище. Приказ 227, впереди немцы, сзади СМЕРШ, посмотрите кинохронику, где будем искать безвестно пропавших наших дедов, расстрелянных нашими руками.

Это немного я вспомнил о тех злодеяниях 20-го века, что залило Мать Россию кровью русского человека. Ведь мы всегда отличались милосердием, мы всегда отличались любовью к ближним, мы всегда отличались и будем отличаться состраданием к тем, кто страдает. Как нам, (вернусь к войне) не говорил, как нас не учили: «идет пленный немец, фашист, убей его», а ведь русские женщины, мы - кормили пленных немцев, мы их поддерживали, жалость нашего сердца говорила о том, что он такой же рабочий, он такой же человек, он такой же подневольный, которого послали, куда не надо в необъятные пределы России.

Им не надо было воевать, мы им помогали. Вот та сторона теневая, ярко проявленная в те страшные дни войны. Вот облик русского человека, который на сегодня должен вдохновлять, должен очищать наше сознание, наше сердце, наши мысли. Не убивай, не грабь, не проявляй насилие. Мы, сегодня слышим отголоски той трагедии, забывая о том - а платить, кто будет? Платить вы будете, ваши дети за то злодеяние. И перед тем как совершить зло надо подумать – а кому это надо, чью волю я исполняю, что даст это мне. Это надо понять в свете Евангельской правды, в свете Слова Божия, учесть, всматриваясь, вглядываясь - что было в то, кровавое, страшное время.

Но, несмотря на трагедию Матери Родины до 90-х годов все-таки были в нашей жизни, и существовали, да они и доныне остались - те добродетельные, милосердные, любвеобильные русские люди, кто боится обидеть, кто боится оскорбить, кто боится нанести зло, раны на сердце человеку. У нас, русских, это осталось. Если бы не было в нашем сердце Богом заложенная добродетель всепрощения, добродетель сострадания, добродетель милосердия, мы бы с вами, и вы бы здесь не стояли. Но, к сожалению, половина россиян больше думает о зле, думает о том, как бы показать силы кулака, силу удара, какой я мощный, какой я сильный. Вот почему, когда зло коснется данного злодея земли, злодея жизни, террориста, когда оденут его в железные рукавицы и пошлют туда, где очень живется плохо (в Крестах) – зачем же скорбеть, зачем проклинать нас с вами, и кричать: «как мне плохо».

А подумали ли они, что они совершали на свободе жизни? Ах, мало было – ешь, пей, веселись. Ну, они и получили. Вы ко мне обращаетесь: «помогите, помолитесь, чтобы он вышел из Крестов». А кто его посылал туда? Он сам пошел добровольно. Но вы, матери, вы, жены, предупреждали об этом, и друзья говорили: «не делай, не надо торговать наркотиками, не надо ходить на дискотеку, не надо общаться с этими крутыми, не надо, подставят вас, бросят». А мы: « ладно, пусть».

Вот мой ответ краткий на вопрос: «откуда зло?». «Бог всей премудростью сотворил еси». А мы сами не хотим быть добрыми, мы сами не хотим учиться на трагедии прошлого нашего бытия, мы не хотим быть добрыми, хорошими, милосердными, кроткими, не хотим понять, что наше слово в гневе сказанное женой мужу или мужем жене – не нож, а до ножа доводит. Почему боль вы потеряли, откуда гордость, откуда надменность, почему нет сострадания? А ведь получите по полной программе. За все надо платить. За все надо платить - вам говорю, с этого Святого места, - и дорогой ценой. Откуда болячки? От греха. Откуда потери близких? От греха. Откуда тюрьмы, лагеря? От греха. А ведь дает нам Слово Божие назидание – не делай, не совершай. Бог насильно не заставляет нас делать зло, а - как хотите. Подумайте, поразмыслите, осознайте, ощутите и поставьте вопрос: «Зачем? Для чего?» И больно мне, когда нас унижают, больно тому, кого мы унижаем, кого мы давим, оскорбляем. И Господь сказал - будем милосердными, как Отец наш Небесный.

Сегодня ощущаешь напоминания Божия – наводнения, снег в Германии, у нас ветерок проскочил, но еще милосердие Божие с нами находится, требуя от нас милосердия к близким. А если мы будем милосердны, если мы будем сострадательны, если мы будем чуткими к ближнему, в семье, поймите, так легко, так радостно будет нам жить. Но, к сожалению, на сегодня тех, кому надо это знать, тех, кому надо слушать – их нет среди нас. Мне сегодня жалуются, как учителя относятся к школьникам, относятся к первоклассникам – нет любви учительской. Но придется за все дать ответ. Христиане, имеющие Благодать Божию, имеющие крепкую силу Божию здесь на земле - так в наших силах, в наших возможностях, в наших желаниях – быть милосердными. Так давайте же будем теми, кем мы являемся - христианами, милосердными, добродетельными, добропорядочными, терпеливыми, не будем воздавать зло за зло. Бойтесь, подумайте, осознайте, почувствуйте, что за все надо платить.

У нас есть сила, противоядие этому злу – молитва, молитва Храмовая, в храме мы получаем великую духовную помощь, помощь Благодати Божией. Вот ответ - откуда зло, кто его породил. Бог не породил, мы сами его порождаем нашими безумными желаниями, стремлениями, стараясь как-то избавиться от мысли, напоминающей нам о добре, напоминающей нам о том, что надо любить окружающих. И сострадание начинается в семье, надо его хранить и исполнять. И не кричите: «ах, как это трудно». Трудно нести закон возмездия, а покопаться в прошлом, откуда что пришло – нет у нас желания. Так мои дорогие, начнем с нас с вами, мы все знаем, мы молимся, мы все понимаем. Бог нам поможет быть теми милосердными, теми настоящими, русскими, православными христианами в нашей злой жизни на сегодня.

Аминь! Вот вам ответ.

И сказал Господь: «Да будет свет!» И стал свет. И понял Бог, что это хорошо. (с) А откуда же тогда взялось зло? 13-тый архангел возгордился и был сброшен в ад и так далее… Но ведь Бог всемогущий и он не мог не предвидеть этого! Выходит, что либо Всевышний сделал это намеренно, либо вся эта история не более, чем вымысел! А как тогда это проверить? Почему звери не бывают злыми? Хищник, поедая свою жертву, никогда не будет над ней намеренно издеваться! А вот собака бывает «кусачей», как поётся в песне. Всё очень просто. Дело в том, что собака существо очеловеченное. А именно в мире людей зло и существует. Почему? Да потому что люди всю свою жизнь посвящают намереньям. Быть одетыми и сытыми, желанными и уважаемыми, единственными и любимыми. И что происходит, когда на пути появляется препятствие? Оно порождает в человеке обиду, раздражение, ярость, ненависть, … То есть корни зла. Неудачи бывают у всех, но природа так мудро устроена, что когда волк бежит за зайцем, а тот ускользает от него, волк ищет новую добычу. Он не рвёт когти от злости. Он не считает, что должен был непременно поймать зайца, он просто действует. А почему животные поступают именно так? Да потому что ни одно из них не считает этот мир своей собственностью. Чего нельзя сказать о человеке. Люди постоянно живут так, будто им кто-то должен. Если ставят перед собой цель – значит вынь да положь! Любая преграда сразу вызывает раздражение. А уж если лакомый кусочек достался другому – избитая фраза: «Как мир несправедлив!». Проблема не в том, что мы не получаем желаемое, проблема в том, что мы чувствуем при этом. И что же нам делать? – спросите Вы. - Учиться жизни у животных?
- Вовсе нет. Важно понять главную мудрость природы: Невозможно избежать всех неудач, нельзя подчинить себе мир, невыполнимо заставить всех плясать под твою дудку! Просто получай от жизни то, что она даёт и не проси большего. Этой мудрости учат нас многие религии и духовные практики. Мы не хозяева этого мира, мы его гости и составные части. Мы не можем поменять Вселенную вокруг себя, но мы можем измениться сами.
И чем больше мы будем находиться в гармонии со своим внутренним и с окружающим миром, тем меньше будем порождать зла в себе и вокруг.

Рецензии

Плохо-же вы знаете природу.Волк,ворвавшись в овчарню режет ВСЕХ овец,просто из-за куража.Многие животные ПОЖИРАЮТ своих детенышей,если те не успели убежать.Многие хищники умерщвляют и сжирают своих сородичей.
Но самый кровожадный,злой и подлый несомненно человек.Ну уж таким его сделал бог.По образу и подобию своему.

Был бы Бог злым, не послал бы сына своего нам во спасение! Люди ушли от Бога, от этого все беды! Волк убивает овец исключительно инстинктивно, чувство куража животным не знакомо. Поедают своих детёнышей они тоже по задумке природы: чтобы небыло перенаселения. Дикие звери уничтожают своих сородичей исключительно по зову инстинкта, видимо по той же причине. Природа устроена гармонично. А зло порождается исключительно невежеством и эгоизмом! Только непрозревший взгляд видит зло в корне мира!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.