» » Посеешь ветер пожнешь бурю. Кто сеет ветер, пожнёт бурю! Как объяснить кто сеет ветер пожнет бурю

Посеешь ветер пожнешь бурю. Кто сеет ветер, пожнёт бурю! Как объяснить кто сеет ветер пожнет бурю

Все же приятно читать сказку "Посеешь ветер пожнешь бурю (Американская сказка)" даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Благодаря развитой детской фантазии, они быстро оживляют в своем воображении красочные картины окружающего мира и дополняют пробелы своими зрительными образами. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Каждый раз, прочитывая ту или иную былину, чувствуется невероятная любовь с которой описываются изображения окружающей среды. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Сказка "Посеешь ветер пожнешь бурю (Американская сказка)" читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

Д вое веселых янки как-то попали на Юг, то есть забрели в южные штаты, и оказались там на мели. Денег, стало быть, у них совсем не осталось, нечем было платить за гостиницу, не на что было даже перекусить. И вот что они придумали.
Зашли в типографию и заказали в долг кучу пригласительных билетов. В них жители города приглашались на единственное в своем роде зрелище:
Всем, всем, всем!
Не упустите счастливый случай!
Завтра или никогда!
Вы можете увидеть уникального
Гомо-уродуса!
Спешите, спешите!
Взрослым вход 25 центов, детям
И собакам — полцены.
Хозяин зверинца с радостью уступил двум приятелям на день свой “дворец” из неотесанных досок. И даже сам соорудил вместо сцены высокий помост и задернул его тяжелым занавесом.
И вот заветный день настал. Более ловкий из этой достойной парочки взял на себя роль директора-распорядителя и билетера, пока другой брат его во грехе исполнял задуманную роль за занавесом. Трудился он в поте лица: рычал и ревел не своим голосом, швырял стулья, гремел цепями и все такое прочее, пока любопытные зрители занимали в зале свои места.
Наконец все расселись, не осталось ни одного свободного местечка, в зале яблоку негде было упасть, как любят говорить в таких случаях. Тогда директор-распорядитель, он же билетер, закрыл двери, торжественно прошел через весь зал, поднялся на сцену и скрылся за занавесом.
И тут же со сцены раздались громкие крики, шум, перебранка, вой, лай, лязг железа. Упало что-то тяжелое, послышался удар кнутом. Словом, зрителям в зале стало ясно, что за тяжелым зеленым занавесом идет жестокая борьба. Время от времени оттуда неслось истошное:
-Держи его, Джим!.. Дай ему по голове!.. Вот так!.. Нет-нет, не сюда!.. Публика все слышала и веселилась. Дети визжали от восторга, мужчины улюлюкали и свистели. Среди всего этого шума и гама вдруг раздалось:
— Позовите хозяина! Он сорвется с цепи! Ой, держите его!..
И из-под занавеса вынырнул взъерошенный билетер-янки, без шляпы, без сюртука, в разодранной рубахе, и завопил не своим голосом:
— Бегите, леди и джентльмены! Гомо-Уродус вырвался на свободу! Спасайте детей!
Что тут началось! Словно нефть забила из пустой скважины или табун диких мустангов пронесся по улицам города. Все бросились к выходу, женщины похватали детей, мужчины работали локтями и кулаками, кое-где даже сцепились врукопашную. Крики, вопли, угрозы!
И под этот громкий аккомпанемент янки тихонечно улизнули из зала, а потом подальше из города.
Когда злосчастные зрители очутились наконец на освежающем воздухе, они тут же пришли в себя и очнулись, а узнав, что устроители уникального зрелища сбежали из города, все поняли — к сожалению, поздновато! -что их ловко провели. Каждый про себя и дружно все вместе они признались себе, что оказались в дураках.

Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас грехи нашего воспитания. Он пред нами обличение помыслов наших. Тяжело нам смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других и отличны пути его. Он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших как от нечистот.
Прем. 11, 12, 14, 16.

Федор Михайлович Достоевский, хорошо знающий духовные потребности своего народа, писал следующее в "Братьях Карамазовых": "Для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и грехом, а главное, всегдашней несправедливостью и всегдашним горем, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть перед ним и поклониться ему. Народу без этой веры было бы тяжело жить. А тут думается: а если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле там-то где-то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и водворится по всей земле, как обещано".

Иметь живой образ святости - это действительно духовная потребность человека, надежда его на возрождение падшей души, освобождение ее от оков порока и греха и возвращение грешника на путь христианского самоотвержения. Нелегко человеку, склонному к чувственным удовольствиям, отказываться от них, умерщвлять плоть свою постом и воздержанием; нелегко также человеку, пристрастившемуся к богатству, раздать свои сокровища и жить в евангельской нищете, человеку, жившему в славе и почестях, вступить в безызвестную жизнь. Но отказаться от ума, - этого лучшего украшения человеческой природы, - как это мы видим в юродивых, конечно, каждому должно показаться труднейшим подвигом, лишением, с которым не может сравниться никакое произвольное самолишение.

В разуме Бог положил существенную черту Своего великого образа в нас (Еф. 4, 22-23), и по этой причине с отказом от ума, этого благодатного дара неба, с которым ничто не может сравниться в мире видимом, человек теряет все, что составляет истинное его величие, истинное его достоинство. И при здравом уме, - так как юродивые о Христе были людьми истинно мудрыми, по слову апостола: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будет безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3, 18) - принять на себя вид безумного - это поистине великая жертва.

Отсюда понятно, как должно быть трудно и чувствительно для человека при полном здравом уме выдавать себя за лишенного простого смысла, действовать в течение всей своей жизни подобно умалишенным. Живя в обществе, они были не менее одиноки, чем живущие в диких пустынях; их души, исполненные созерцанием неведомого обремененным грехами людям духовного мира, занятые постоянными заботами о спасении погибающего мира и связанные с обетом юродства до конца жизни, большей частью остаются закрытыми для других.

При таком необычном образе жизни не каждому из них, быть может, случалось в течение всей жизни встретить человека, которому можно было бы открыть свою душу, высказать свои чувства, обменяться мыслями и тем обнаружить, что он не тот, за которого его считают, что он ведом Богом и служит Христу в деле спасения утопающих в грехах людей и искоренения пороков их. Как отрадно и ничем не заменима мысль и сознание, что есть в нашей несовершенной жизни человек, который стоит выше дрязг житейских, служит правде и указывает пути достижения ее и, как немерцающая лампада, освещает непроглядную тьму помраченного суетой ума. Для нас важно видеть именно практическое применение в жизни разных христианских добродетелей, нужно знать, как христианские истины применялись или применяются на деле обыкновенными же людьми среди обычных условий нашей жизни; проще говоря, нам нужны убедительные примеры житейского опыта, образы святого жития, человеком испытанные и Богом благословенные. Без приложения на практике истины Евангелия так и остаются отвлеченными.

Хотя образ совершенства и на все времена дан нам в лице Иисуса Христа, сами, однако, великие подвижники изучали и подражали в своей жизни кому-нибудь из прежде просиявших святых. Поэтому вопрос о том, как спасаться и как спасались, имеет все возрастающее значение в наш век крайнего упадка нравов и ложных ориентиров на достижение материальных благ любой ценой. Для людей, мало знакомых с высшей духовной жизнью, юродство является смешным и, в некотором роде, неестественным поведением лишь с той узкой точки зрения, с какой непонятными и бесцельными могут для них казаться все проявления высшего аскетизма. От их внимания ускользает главное в этом вопросе, - как святые юродивые, показываясь жалкими и безумными, приумножали постоянно сокровища духовного совершенства и нравственного преуспеяния, напоминая суетному миру о высшей цели жизни. Им не понятна сама суть юродства, сколько в нем требуется мудрости, чтобы в смешном поведении, в странных, казалось бы, безумных действиях не дозволить чего-либо греховного, какой-либо несправедливости, неуважения к другим или оскорбления, в неблагопристойном - ничего соблазнительного, и чтобы свое бесславие обращать в славу Божию и на пользу ближних.

Как в жизни этих святых последователей Христа проявлялись все христианские добродетели, завещанные в святом Евангелии, в частности: любовь к Богу и ближнем до самоотвержения, стояние за правду до смерти, незлобие и терпение при невинных страданиях, нестяжательность, воздержание, усердие к молитве - вот те фундаментальные вопросы, решение которых невозможно, пока для себя не определишь цель жизни, - быть искренними последователями учения Христова, с молчанием на устах мужественно переносить обиды и притеснения, твердо памятуя Евангельские слова: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, потому ненавидит вас мир" (Иоан. 15, 19).

Охотно берутся за тему о юродстве наши "ученые богословы", ибо они изначально для себя решили: юродивые давно перевелись и всякий "претендующий" на этот подвиг, не иначе как лжеюродивый или, даже, мошенник! Задача этих сочинителей - разоблачать, не церемонясь! Но о них чуть позже...

В книге протоиерея Михаила Малеева "Подвижники благочестия ХХ столетия", М., 2006 г., рассказывается, в частности, о жизни и подвижническом служении схимонаха Симона: "Село Кузнецово, Шуйского района "при колодцах", находится в семи верстах от Шуи. Первая однокупольная церковь была построена в Кузнецово еще в тридцатых годах семнадцатого столетия. Нынешний вид пятиглавая Успенская церковь приобрела в 1811 году.

Новая история жизни этого прихода началась в 1992 году. По благословению владыки Амвросия, сюда назначили иеромонаха Викторина с его духовным наставником схимонахом Симоном. С их приездом началось формирование на приходе монашеской общины, состоявшей из монахов, монахинь, послушников и послушниц".

В 1998 г., в апреле, Св. Синод РПЦ постановил создание Казанско-Успенского мужского монастыря в с. Кузнецово и утвердил настоятелем игумена Викторина (Кривоногова). Владыка Амвросий принимал деятельное участие в жизни новосозданной обители, помогал внедрить дух и традиции старинного русского монашества, часто навещал монастырь. В один из своих приездов в связи с праздником владыка произнес проповедь, в которой он, в частности, сказал: "Человек, не искушенный в духовной жизни, задается вопросом: что это за монастырь? Кто о. Симон в этой обители? Но этот человек не знает, какое большое значение имеет отец Симон в этом монастыре. Вы узнаете дух смирения - это есть громадное оружие, а у него этот дух есть. Вот он и созидает этот монастырь, он его объединяет и люди к нему приходят. Значит, в нем есть Дух Божий (газета "Инок", N 4, 2001 г.).

Снова отрывок из книги свящ. Михаила Малеева: "В свое время приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) после общения с о. Симоном подарил ему свою книгу, на титульном листе которой написал: "Печальнику земли русской схимонаху Симону на молитвенную память" и много еще теплых слов сказал в его адрес. Архиепископ Пензенский Серафим также знал старца, имел с ним духовное общение и не раз приезжал к нему домой, а о. Симон ездил к нему в Пензу.

Архиепископ Иваново-Вознесенский Амвросий близко общался с о. Симоном, очень благоволил к нему и в марте 1992 г. постриг его в схиму. В свой очередной приезд в монастырь на празднование дня ангела схимонаха Симона (в день памяти св. блаженного Симона Юрьевецкого) сказал с амвона, отмечая заслуги о. Симона, что он является "сердцем монастыря". Владыка подарил о. Симону хрустальные четки и отметил, что они отражают силу его молитвы".

Мир признает для себя счастье иметь нравственные примеры, которыми можно было бы руководствоваться для истинного благоугождения Господу Богу. Для лучшего укрепления на трудном пути добродетелей образ святых подвижников особенно важен, так как они указали путь к небесному отечеству. Святые юродивые ненормальностью своих действий вливали в погрязший в грубой чувственности дух современного им общества, подобно ветхозаветным пророкам, новую благодатную струю жизни духовной. В наше апостасийное время роль подвижников веры, в том числе и юродивых, в деле спасения погибающего мира неизмеримо возрастает и мы должны быть благодарны Богу за то, что Он не лишает нас благодатной помощи в лице Своих посланников.

Однако грех, как метастаз, все глубже проникает в тело современного общества, поражая все новые и новые участки. Имеются в виду некоторые представители духовенства, которые именуют себя "учеными богословами" и претендуют на место законодателей и толкователей "новых" нравственных постулатов. Хотя и сказано в Писании: "от глупых и невежливых состязаний уклоняйся" (2 Тим. 2, 23), тем не менее приведу несколько публикаций, появившихся в печати, которые под видом попечения о чистоте Православия, направлены на разжигание ненависти и вражды по признаку отношения к религии, т. е. на поиск и создание мнимых врагов среди тех, кто "криво" исповедует Православие. О таких "ученых" в свое время писал свят. Игнатий Брянчанинов: "...Чтобы кто сказал истину Христову точно - не найти! Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земли! Науки есть, Академии есть, есть Кандидаты, Магистры, Доктора Богословия (право - смех да и только); эти степени даются людям! К получению такой степени много может содействовать чья-нибудь б... (такое сокращение в тексте. - В. М.). Случись с этим "Богословом" какая напасть - и оказывается, что у него даже веры нет, не только Богословия. Я встречал таких - доктор Богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобная мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!" (Свят. Игнатий Брянчанинов, Собрание писем, СПб, 1995, с. 133-134). Эти случаи, описанные великим святителем полтора столетия назад, можно без всякой подправки отнести к нашим "героям", стяжавшим лавры на ристалище за чистоту Православия!

Вот один из перлов о. Даниила Сысоева: "Надо заметить, что движение "новых симоновцев" имеет тенденцию смыкаться с подобными сектами. Так, паломническая служба монастыря организует (по-русски правильнее - организовывает. - В. М.) поездки к могилам схимонахини Макарии и Пелагеи Рязанской" (Сборник "Искушение наших дней. В защиту церковного единства". Изд-во "Украинская православная церковь, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь", г. Краматорск, 2004 г., стр. 155).

В чем же автор усмотрел "тенденцию смыкания с подобными сектами"? Если в том, что обитатели монастыря посетили могилки многострадальных подвижниц, отслужили панихиду и отдали дань их многотрудному подвигу служения Христу, то честь и хвала им за это, так ведь заведено на Руси с незапамятных времен! Но если же борец за чистоту Православия ученый батюшка Даниил усмотрел какую-то связь между посещением монахов кладбищ и тем самым попыткой установить контакт с духами усопших (он покойных монахинь тоже причислил к сектантам), то это уже относится к таинственному потустороннему миру и секреты его ведомы, надо полагать, лишь нашему православному чародею.

Вот другой шедевр из кухни под вывеской: "За чистоту Православия", где выпекают, например, вот такой блин: "Процесс присоединения к тоталитарным культам, согласно исследованиям американских ученых, соответствует психотехнологии формирования ДДД - синдрома, который принято называть в США "промыванием мозгов", иеромонах Анатолий (Берестов), Алефтина Печерская "Под маской Православия", изд-во Душепопечительного центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, М., 2006 г., стр. 286.

Попытка ориентировать православных при решении насущных нравственно-религиозных вопросов на американские стандарты ведет к профанации самой сущности проблемы и даст прямо противоположный результат и в части единения Православия.

А вот что советует пасквилянтам с ученым званием и без св. апостол Павел: "старцу не твори пакости, но утешай якоже отца" (1 Тим. 5, 1). Инок Захарий (теперь монах Иосиф. - В. М.) из Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря в своей книге "Против течения", 1998 г., на стр. 33 пишет: "Да ведь, пожалуй, все знают и про этот "писанный" закон (что процитировали из первого послания к Тимофею ап. Павла), и про неписаный - закон, написанный на скрижалях сердца нашего и души, который есть совесть, - голос Божий, живущий в каждом сердце. Знают, а ведь по наваждению вражескому, а больше, и вернее, по своим закоренелым, худым наклонностям "творят пакости старцу!". И кто? Да "свои" же". Клевещут, поносят, следят за каждым его шагом, извращают, перевертывают его действия и слова, собирают сплетни со всего света. Кто?! "Свои!". "Свои", которые вышли от нас, но которые, увы, никогда не были наши (1 посл. Иоанна, 2, 19). <...> Не является ли такое поведение, - слава Богу, что только некоторых "своих", которые на самом деле никогда ими не были, - духовным блудом, предательством и изменой к своему старцу" <...> А ведь за духовный соблазн и предательство придется нести строжайший ответ пред Господом. Убойтесь, клевещущие на старца своего и сеющие соблазны! Ведь Господь Сам предупредил нас об этом:...кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской! Горе тому от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит (Мф. 18, 6-7)".

"...Ибо надобно придти соблазнам..." и... они приходят! И приходят они не сами, их доставляют "по заказу" из неведомого "центра" в виде, например, вышеупомянутых статей, которые обычно "вбрасывают" где-то в конце сборника, когда читатель уж подготовлен проглотить чистейшей воды пасквиль на заказанную жертву, не замечая подвоха. Пиар-технология она везде одинакова... Но Бог-то все это видит и в свой час предъявит счет!

Но среди штатных "пиарщиков", таких как Александр Дворкин, крестный отец мертворожденной пиар-бессмыслицы "тоталитарная секта", или же, скажем, диакон Андрей Кураев, известный САТИР-ик на околоцерковные темы, оказываются весьма порядочные люди, не замеченные в явных инсинуациях на своих собратьев. Я имею в виду о. Анатолия Берестова, с ведома которого была помещена в сборник "Под маской Православия" упомянутая в высшей степени скабрезная инсинуация. Так ли это, мы узнаем из последующих его шагов по восстановлению своего доброго имени. В противном случае как согласовать о. Анатолию свои действия с позицией нашего Патриарха к старцу Симону, когда он сердечно приветствует его и сопровождающих монахов при посещении последних богослужений в московских храмах? Также блаж. Схимонах Симон имеет христианскую любовь и благорасположение Патриарха Иерусалимского Феофила, Патриарха Грузинского Илии 2, Патриарха Сербского Павла, многих архиереев и иереев. Поэтому возникает неизбежный и закономерный вопрос: "по неизвестным причинам в ряде московских приходов на о. Симона были устроены гонения. Его не пускали в храмы. А если пускали, то не допускали на елеопомазание, требовали какие-то документы. Чем же так неугоден духовенству ряда московских храмов инвалид первой группы (его возят в инвалидной коляске. - В. М.) смиренный и кроткий схимонах Симон?" (Из книги "Подвижники благочестия ХХ столетия" о. Михаила Малеева, стр. 128).

На этот недоуменный вопрос можно ответить выдержкой из Священного Писания, вынесенной в эпиграф: "... Он пред нами обличение помыслов наших. Тяжело нам смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других и отличны пути его..."

Почерк у пиарщиков почти всегда одинаков, - они помещают в СМИ правдоподобные информации, не ознакомившись с личностью жертвы, на которую получен "заказ". Как ни странно, даже у этих пасквилянтов может зашевелиться совесть от явной лжи, которая неизбежно выявится при личном контакте с жертвой, которая окажется совсем не такой, какой она должна быть в требованиях "заказчика". Поэтому они предпочитают "работать" заочно, что мы и видим со "штатными писателями" вроде диакона Андрея Кураева или Дворкина, или же случайно, как мы думаем, оказавшимися в одной связке с ними о. Даниила Сысоева и о. Анатолия Берестова. Могли они получить у правящего архиерея характеристику на главных лиц намеченного пасквиля: схимонаха Симона, игумена Викторина? Могли, конечно. Но представьте себе, - на их вопрос владыка Амвросий повторит уже приведенную в статье фразу: "Схимонах Симон - сердце монастыря!" Попробуй после этого состряпать маломальскую инсинуацию и... "заказ" окажется сорванным, наверное, не без последствий для исполнителей!

Пора вернуться к тому, с чего начали, и пояснить, о каком же ветре идет речь, который грозит превратиться в смерч? Для этого оглянемся назад лет примерно на 1600, во времена святителя Иоанна Златоуста, и увидим, что история повторяется во времени и пространстве, а вот проблемы, в нашем случае, церковные остаются такими же, какими они были в глубине веков.

Интересующие нас события происходили в Константинополе в 401 г., когда епископскую кафедру занимал св. Иоанн Златоуст. Наш рассказ об этом взят из книги "Крестный путь Иоанна Златоуста" под ред. О. В. Орловой, изд-во "Рарог", М., 1996 г., 379 с. Рамки газетной статьи вынуждают ограничиться кратким изложением событий тех лет.

В течение нескольких месяцев архиепископ Константинопольский отсутствовал в столице Византийской империи (находился в Асии, подведомственной ему метрополии, где он низложил 16 епископов, уличенных в симонии) и в это время в Константинополе появляется епископ Севериан, земляк святителя. Воспользовавшись отсутствием своего "покровителя", он решил "подзаработать", как мы выразились бы теперь, при этом не брезгуя навести тень на своего благодетеля. Налицо коварная измена и вопиющее нарушение христианской этики! И вот возвращается из дальних странствий св. Иоанн Златоуст. Народ с огромным воодушевлением встретил своего любимого Пастыря и ждал от него крутых мер по наказанию изменника и нечестивца. Вот тут-то проявилась у него та великая христианская любовь и миролюбие! Великий Пастырь обратился с проповедью, а точнее речью, к пламенно любящему его народу (а не к Собору, где заранее приглашенные представители епархий и церквей занимают места по своим заслугам земным) и сказал следующее: "Да не будет же разномыслия между братьями, тогда град крепок, и крепость неприступна. Хищный волк, дьявол, не нападет на сердца единодушные, и ограда милосердия защитит нас лучше ограды адамантовой <...> О мире буду говорить я вам. Нет ничего более приличного словам проповедника, как слово о мире, обращенное к слушателям, и, чем священнее предмет послания, тем более посланный нуждается в уверенности, что его выслушают.

Мир! Дабы его принести людям, сошел Сын Божий в сей мир и умиротворил кровью своей дела не только этого мира, но и мира вышнего, чтобы не было более отныне брани между землей и небом. Ради мира Сын Божий пострадал, был распят и погребен, и Он оставил нам его в наследие, как ограду Церкви, щит против ада, меч против нечистых духов, тихую пристань сердцам верным, жертву умилостивления Господа за души наши и прощение грехов наших. Да, ради этого святого мира, этого дара, я послан к вам <...> Если моим выступлением я приготовил души ваши выслушать благосклонно то, с чем я послан к вам, то... приимите брата нашего Севериана <...>

Мир, - сказал он, - это имя самого Христа, ибо Апостол говорит: "Христос наше примирение"; он двоих обращает воедино, между тем как хитростью дьявол два сердца, согласные в вере, разъединяются и вступают в борьбу! (стр. 65-66).

Неужели эти святые слова и, соответственно, дела Великого Проповедника потеряли свою силу и мы снова жаждем лишь крови своего оппонента?!

Так, будем же сеять мир, чтобы пожинать плоды благоденствия!

Минуло 16 столетий с тех пор, как повержен был со своего святительского престола по неправедному суду и отправлен в ссылку святитель Иоанн Златоуст. Он, как и завещал Спаситель, положил жизнь свою за други своя, потому до скончания мира будут звучать его грозные, пророческие слова: "Я теперь в Кукузе (городок в древней Армении. - В. М.), - пишет он диакониссе Олимпиаде, - уважаем всеми и вне опасности: не бойся в отношении меня исаврян (народность на Кавказе, промышлявшая разбоем. - В. М.), которых зима заключила в их норы; я же сам никого не боюсь так, как епископов, исключая немногих. (Из книги "Крестный путь Иоанна Златоуста", стр. 193.)

http://www.rv.ru/content.php3?id=7600

Развернувшееся активное обсуждение чилийской темы (социалист Альенде, попытка марксизации страны, военный переворот, Пиночет, либеральные реформы, экономическое чудо, демократия, права человека, насилие), в частности, здесь:




несколько озадачило.

Казалось бы, основные вопросы в этой теме уже не раз обсуждались, причем принципиально новых аргументов в последнее время, кажется, не появилось. Тем не менее страстность происходящего обсуждения показывает, что, видимо, остались еще недообсужденные вопросы, да и не все аргументы всем участникам известны. Поэтому напомним некоторые факты.

1. Виктор Вольский. Другая годовщина: Альенде и Пиночет
В 1970 году возглавляемая Сальвадором Альенде Госсенсом коалиция из четырех партий (две из них - официально марксистские) победила на всеобщих выборах в Чили, набрав всего 36,3% голосов. Остальные голоса разделились между правой Национальной партией и левоцентристской Христианско-демократической партией. Тем не менее, невзирая на более чем скромные масштабы его победы, новый президент взял бразды правления в атмосфере всеобщей эйфории и доброжелательства.

Победа победой, но, не располагая большинством в парламенте, своими силами Альенде править не мог. Пришлось ему идти на поклон к крупнейшей в стране Христианско-демократической партии. В обмен за свою парламентскую поддержку христианские демократы заставили президента подписать “Статут конституционных гарантий” - обязательство не посягать на основные демократические свободы, в том числе свободу печати, и не лишать оппозицию беспрепятственного доступа к электронным СМИ...

Репрессивная тактика нового президента дала результаты прямо противоположные задуманным. Фракция левых в руководстве Христианско-демократической партии, пытавшаяся сотрудничать с новым режимом, была полностью дискредитирована и заменена более консервативными людьми. Партия начала быстро сдвигаться направо и вскоре заключила тактический союз с Национальной партией, что было бы совершенно немыслимо еще тремя годами ранее. В марте 1973 года в ходе парламентских выборов блок христианских демократов и правых одержал убедительную победу, набрав 56% голосов.

Этому в немалой степени способствовала агрессивная и вопиюще бездарная экономическая политика правительства Альенде. Поспешно национализированные промышленные предприятия работали в убыток. Но ведь рабочим платить зарплату надо, и вот взревели печатные станки. Государство начало безудержно выпускать необеспеченные деньги, в результате чего впервые в истории страны вспыхнула гиперинфляция: за один только 1973 год цены подскочили на 600%.

Массовое разорение промышленного сектора, отчасти намеренное - проводившееся под революционными лозунгами уничтожения капиталистов как класса, имело еще одно следствие, которое не могло не радовать сердца альендистов: независимые газеты и радиостанции лишились источника финансирования (платной рекламы), и, если бы не ненавистное ЦРУ, которое тайком подбрасывало им денег, страна осталась бы вообще без независимой прессы.

В аграрном секторе революционеры тоже наломали дров. Их программа предусматривала экспроприацию и дробление крупных хозяйств. Но наряду с этим альендисты принялись ретиво уничтожать “мелкобуржуазную стихию”, раскулачивая мелких фермеров. Это вызвало неистовое озлобление крестьян. Немедленно возникли перебои с продовольственным снабжением городов, которые усугубились забастовкой транспортников, быстро перекинувшейся на многие другие секторы экономики. Страна оказалась на грани голода. Возник и стал быстро разрастаться черный рынок.

Складывалась критическая ситуация. Правительство зашаталось. Новый парламент, в котором теперь доминировала оппозиция, потребовал отставки президента, но тот категорически отказался. Тогда парламент официально отстранил президента от власти, объявив его “вне закона”. Альенде вновь отказался подчиниться воле законодателей, объявив, что из президентского дворца он уйдет только “ногами вперед”. Стало ясно, что устранить его можно только силой, а сила была только у армии. Парламентские лидеры слезно молили генералов о военном перевороте. Со своей стороны, Альенде тоже усиленно флиртовал с армейским командованием.

Решающий ход в игре был сделан президентом, когда он назначил главнокомандующего вооруженными силами генерала Карлоса Пратса министром внутренних дел. План Альенде был очевиден для всех - контроль над армией и полицией открывал ему путь к неограниченной власти. Но, не полагаясь на случай, левые лихорадочно готовились к вооруженному выступлению с целью установления в стране диктатуры своего лидера. Из Кубы в Чили шел поток “советников” и оружия. Непомерно разросшееся кубинское посольство и военная миссия были штабом готовившегося переворота.

Но тут заговорщики допустили роковой просчет. Генерал Пратс, уходя с поста главнокомандующего, назначил на свое место начальника штаба армии, своего близкого друга генерала Аугусто Пиночета, не подозревая, что тот отнюдь не разделяет его левых симпатий. Как только армия оказалась у него в руках, Пиночет, ни секунды не мешкая, нанес упреждающий удар...

Как оценить фигуру Аугусто Пиночета? Попрал демократию и установил диктатуру? Безусловно. Проливал кровь? Несомненно, в том числе, вероятно, и невинную. Но все познается в сравнении, и роль Пиночета нельзя правильно понять без учета того, какая судьба ждала бы Чили, если бы в нужный момент в нужном месте не оказался человек его калибра.

Пиночет принадлежит к ничтожной горстке политических лидеров, которым удалось разгромить и уничтожить коммунистическую организацию. Он настолько глубоко и основательно изучил стратегию и тактику коммунистов, что смог обратить против них их собственные приемы, воспроизведенные вплоть до мельчайших деталей. Благодаря этому ему удалось сравнительно малой кровью отразить угрозу и спасти свою страну от коммунистического рабства.

Трудно описать степень ненависти, испытываемой «мировой прогрессивной общественностью» по отношению к Пиночету. Казалось бы, за давностью лет пора бы уже утихомириться. Но нет, пламя мстительной злобы сегодня полыхает с такой же неистовой силой, что и три десятилетия назад. Объясняется это двумя главными причинами.

Во-первых, в отличие от подавляющего большинства западных политиков, у которых уши, кажется, специально приспособлены как вешалки для коммунистической лапши, чилийский генерал не питал никаких иллюзий на счет своих противников и трезво оценивал масштабы исходившей от них угрозы. Он переиграл левых в их собственной игре, и их уязвленное самолюбие свербит с неослабевающей силой.

Во-вторых, он разоблачил лживость коммунистической пропаганды. Коммунисты обещают рай на земле, но повсюду несут лишь нищету и страдания. Благодаря Пиночету чилийскому народу стало лучше жить. Он сделал то, что коммунисты лишь обещают, но при всем желании не могут сделать. Он указал на коммунистов и на весь свет возвестил: “А король-то голый”, и этого ему ни за что не может простить «прогрессивная» интеллигенция.

Пиночет отдает себе в этом отчет. Когда один посетитель недавно спросил его, как он видит свое место в истории, старый генерал молча вышел из комнаты и вернулся, неся в руках увесистый том. На переплете было написано “Черная книга коммунизма” (научный трактат о преступлениях коммунистических режимов, написанный во Франции группой исследователей, в основном бывших коммунистов). Пиночет потряс книгой и сказал: “Вот от чего я спас Чили”.

Обыкновенный фашист

Фариасу пришла в голову свежая мысль - обратиться к первоисточникам, и в первую очередь ознакомиться с написанной в 1933 году дипломной работой Сальвадора Альенде, в то время студента-медика. Это сочинение находится в свободном доступе в библиотеке медицинского факультета университета Сантьяго. Но, насколько известно, Виктор Фариас - единственный, кто когда-либо испросил ее для ознакомления. То, что он прочел в дипломной работе молодого Альенде, ошеломило исследователя.

Из текста явствовало, что будущий президент Чили находился под очень сильным влиянием фашистской мысли, у которой в первые десятилетия прошлого столетия были легионы приверженцев среди интеллигенции. В частности, молодой врач выражал убеждение в том, что психические заболевания, криминальное поведение и алкоголизм носят наследственный характер. Что стерилизация и эвтаназия - наилучшие способы борьбы с “нежелательными элементами”. Что гомосексуализм - это болезнь, излечимая экзотическим способом пересадки тестикулярной ткани в брюшную полость.

Альенде также провозглашал, что жаркий климат южных регионов предрасполагает их население к аморальному поведению, и взирал на южан как на “унтерменшей”. Особой ненавистью дышат страницы диссертации, посвященные евреям. Ссылаясь на работы нацистских исследователей, молодой Альенде, в частности, пишет: «Иудеи хорошо известны своей склонностью к определенным типам преступлений, включая мошенничество, обман, диффамация и, в особенности, ростовщичество”.

Виктор Фариас утверждает, что это было не просто кратковременная вспышка юношеского радикализма. По мнению автора, будущий президент Чили долгие годы хранил приверженность расизму и антисемитизму. Во всяком случае, занимая пост министра здравоохранения в правительстве Народного фронта президента Педро Агирре Серда (1939-1942 гг.), Сальвадор Альенде настойчиво, хотя и безуспешно, пытался пробить в парламенте закон о принудительной стерилизации душевнобольных.

2. Виктор Вольский. Загадка смерти Альенде

11 сентября 1973 года. Восставшая армия осаждает президентский дворец “Монеда”. Приближенные Альенде и он сам охвачены паникой. Альенде просит у командира подразделения, готовящегося к штурму дворца, серию кратковременных перемирий, получает их и в конце концов принимает решение прекратить сопротивление. Он мчится по коридору второго этажа с криком “Будем сдаваться”. Оповестив подчиненных о своем намерении, Альенде возвращается в свой кабинет, где его поджидает начальник его личной охраны, сотрудник службы безопасности Кубы Патрисио де ла Гардия...

Кубинская разведка создала в Чили обширную агентурную сеть. В числе прочих был завербован глава президентской пресс-службы Аугусто Оливе (агент “Перро”), благодаря которому все мысли и настроения президента Чили становились практически мгновенно известны Гаване. Оливе дал знать своему кубинскому патрону, что Альенде намеревается просить убежища в посольстве Швеции и поручил ему договориться со шведами.

Такого позорного бегства с поля боя своего союзника Кастро не мог допустить ни в коем случае. Когда президент Чили вошел в кабинет, начальник его личной охраны схватил Альенде, силой усадил его за письменный стол и с криком “Президент умирает на своем посту” прошил ему голову автоматной очередью (вот и разгадка доселе непонятной детали легенды о самоубийстве Альенде - будто он покончил с собой из автомата).

Затем кубинец положил на труп убитого свой “АК-47” - пусть думают, будто Альенде был убит, отстреливаясь от мятежников, - и бегом спустился на первый этаж, где собирались другие эмиссары “острова свободы” при дворе Альенде. Когда вся группа была в сборе, кубинцы покинули горящее здание дворца и в гробовом молчании быстрым шагом направились к своему посольству, находившемуся всего в нескольких минутах хода...

Сальвадор Альенде не фигурировал в дальних планах своего кубинского патрона.На роль своих ставленников в Чили Кастро и начальник кубинской разведсети в Латинской Америки Пинейро (недавно скончавшийся на Кубе от инфаркта) предназначали трех коммунистов из террористической организации под названием “Народное движение революционных левых” (испанская аббревиатура MIR): лидера группы Мигеля Энрикеса, его заместителя Паскаля Альенде и дочь президента Беатрис Альенде, (она умерла на Кубе в 1974 году).

Судьба Сальвадора Альенде была фактически решена после неудачной попытки военного переворота 29 июня 1973 года - прикидки сентябрьского мятежа. Когда в Гаване стало известно, как перепугались соратники президента Чили, Альенде было дано понять, что в следующий раз в аналогичных обстоятельствах он не должен ни сдаваться, ни пытаться спрятаться в каком-либо посольстве.

“Президент Чили должен погибнуть как герой. Любое другое поведение, трусливое или просто менее героическое, будет иметь самые пагубные последствия для дела революции во всей Латинской Америке”, - наказывал Фидель Кастро своему чилийскому союзнику. Но, не очень доверяя его доблести, Кастро отдал приказ Патрисио де ла Гардия “ликвидировать Альенде, если тот в самый последний момент поддастся страху”, - рассказывает Хуан Вивес...

откровения кубинских перебежчиков не должны были бы удивлять. На следующий день после переворота в Чили, 12 сентября 1973 года, ряд агентств печати, включая французское АФП, кратко сообщили о том, что Альенде был убит несколькими выстрелами в упор. В репортаже, напечатанном газетой “Монд”, говорилось: “По сведениям из источников в правых кругах Чили, президент Альенде был убит своим личным телохранителем после того, как он попросил пятиминутное перемирие, чтобы сдаться воинскому подразделению, осаждавшему дворец “Монеда”.

Ален Аммар поясняет, что это сообщение было замолчано и вычеркнуто из анналов истории, поскольку оно было всем не по нутру - “и единомышленникам Альенде, и чилийским левым, и их друзьям за границей, и чилийским генералам, и в особенности Фиделю Кастро”.

Не исключено, что версия, изложенная в книге “Куба Ностра”, будет в дальнейшем подтверждена показаниями других кубинских перебежчиков и документами, хранящимися за пределами Кубы. Вивес и Аларкон сообщили, что конце 80-х годов Патрисио де ла Гардия проходил по делу генерал-майора Арнальдо Очоа, репрессированного Фиделем Кастро, которому огромная популярность командующего кубинским экспедиционным корпусом в Африке была как кость в горле.

Все участники процесса, осужденные по сфабрикованным обвинениям, были казнены, но бывший телохранитель президента Чили избежал смертного приговора, отделавшись тридцатилетним тюремным сроком. Как утверждают оба кубинских перебежчика, дальновидный де ла Гардия поместил на хранение в одном из банков Панамы подробное описание некоторых особенно неблаговидных “художеств” кастровского режима, в том числе и убийства Сальвадора Альенде, с наказом опубликовать его в случае своей смерти.

Автор взрывоопасного документа известил о его существовании своего “верховного вождя”. Предупреждение подействовало - Патрисио де ла Гардия спасся от смерти, в то время как его брат Тони и еще два сотрудника разведки были расстреляны вместе с генералом Очоа 13 июля 1989 года.

Вывезенное Митрохиным досье Альенде из архива КГБ свидетельствует, что он попал на заметку “органов” еще в 50-х годах, а “регулярные контакты” с ним были установлены в 1961 году, когда в Сантъяго открылось советское торговое представительство в качестве прикрытия для шпионских операций. В одном донесении указывается, что Альенде “проявляет готовность сотрудничать с нами на конфиденциальной основе и оказывать нам всемерное содействие… ибо он считает себя другом Советского Союза”. После этого Сальвадор Альенде регулярно снабжал секретной политической информацией своих кураторов из КГБ, в частности, Святослава Кузнецова.

Кузнецов был специально переведен из Мехико в Сантъяго для поддержания контактов с Альенде и координирования тайных операций. Но Альенде сотрудничал с советской разведкой не только из идеологической симпатии. Он потребовал платы за свои услуги, и КГБ пошел навстречу ценному агенту. В те годы советская разведка тратила на операции в Чили больше, чем во всех других странах Латинской Америки.

В списке чилийских расходов КГБ отдельной строкой прописана стипендия в размере 50 тысяч долларов в год, выплачивавшаяся лично Альенде, у которого пламенная теоретическая любовь к пролетариату гармонично уживалась с аристократическими замашками и необузданным пристрастием к прекрасному полу. Всего за годы его сотрудничества с КГБ Альенде было выплачено 420 тысяч долларов.

Святослав Кузнецов договаривался о встречах со своим дорогостоящим чилийским агентом через посредство личной секретарши и главной любовницы Альенде Марии Контрерас Белл, которая проходила в списках агентов КГБ под кодовым именем “Марта”. Советская разведка также поддерживала тесные контакты с женой Альенде Ортенсией и дочерью Беатрис, как в Чили, так и во время их частых наездов в СССР.

КГБ приложил руку и к успеху своего агента на выборах 1970 года, где Альенде баллотировался как кандидат ”Народного единства” - коалиции коммунистов, социалистов и нескольких мелких партий радикального толка. Советская разведка подкупила ряд популярных чилийских политиков, чтобы они сняли свои кандидатуры, тем самым расчистив кандидату левого блока путь к власти. Оппозиция раскололась, и лидер “Народного единства” победил на выборах, набрав всего 36,2% голосов...

Любопытно, что в досье Сальвадора Альенде ни словом не говорится о причастности ЦРУ к военному перевороту в Чили. Но, зная, что любой навет о «происках ЦРУ» будет с энтузиазмом подхвачен “прогрессивной общественностью”, КГБ провел операцию по дезинформации под кодовым наименованием “Тукан”. В ходе этой операции было сфабриковано и запущено по каналам дружественной печати письмо о якобы причастности ЦРУ к репрессивной кампании, которую повели чилийские органы безопасности после пиночетовского переворота.

Операция увенчалась полным успехом: фальшивке поверили даже некоторые сравнительно беспристрастные журналисты, не говоря уже о левых, которые приняли ее на ура. В книге Митрохина-Эндрю с изумлением отмечается, что в 1976 году “Нью-Йорк таймс” поместила 66 статей о нарушениях прав человека в Чили и лишь четыре о неслыханной гекатомбе в Камбодже. Авторы не могут найти объяснения подобному “поразительному дисбалансу”.

3. Один из источников статей В.Вольского - книга CUBA NOSTRA .

4. Маннергейм и Пиночет

В дополнение приведу , участвовавших в гражданских войнах в своих странах на стороне «белых» против «красных». Марк Солонин утверждает, что Пиночет был . Насчет того, была ли эта противоположность полной, сказать трудно, но вот то, что в результатах действий обоих генералов наблюдается заметная разница, это точно.

1. По итогам гражданской войны в Финляндии в плену у белофиннов оказалось 74-76 тыс. пленных краснофиннов, направленных в концлагеря. В месте одного из крупнейших из них в крепости Суоменлинна под Хельсинки гиды напоминают, что весной 1918 г. это был далеко не курорт.

2. В финских концлагерях к смерти было приговорено 555 чел, казнено 113 чел., за несколько месяцев умерло от голода 13,5 тыс.чел.

3. Всего за время гражданской войны в Финляндии погибло 36,6 тыс.чел., в т.ч. 27 тыс. красных.

4. Общие потери во время войны в процентах к численности населения Финляндии (ок. 3 млн.чел. в 1918 г.) составили 1,22%, погибших только в концлагерях - 0,45%.

5. В Чили, по данным комиссии Реттига, по политическим мотивам было убито 2279 чел . Относительно численности населения Чили (примерно 10 млн.чел. в 1973 г.) число погибших составляет 0,023%.

6. Сопоставление цифр погибших показывает, что относительное число смертей (к численности населения страны) в финских лагерях было в 15 раз выше, чем для всех погибших в Чили. Если же учитывать всех погибших в Финляндии (не только в лагерях), то относительный уровень смертности в финской гражданской войне оказывается в 41 раз выше, чем в чилийской. Показательно, что несмотря на это Густав Маннергейм не получал и не получает и доли той ненависти внутри страны и за рубежом, как Аугусто Пиночет.

7. Оба - Маннергейм и Пиночет - участвовали в гражданских войнах в своих странах против местных коммунистов. Оба разгромили коммунистических противников и тем самым обеспечили переход своих стран к демократии (хотя и с разными временными интервалами). При этом удельное число жертв в чилийской гражданской войне (0,023%) оказалось значительно меньше, чем в финской (1,22%).

8. Оно оказалось также намного меньше, чем удельное число жертв в испанской (2%) и индонезийской (0,5%) гражданских войнах, в которой коммунисты потерпели поражение, в российской гражданской войне (2%), в которой победили коммунисты, а также в гражданских войнах в Китае (1%), Югославии (6%), на Кубе (1%), в Никарагуа (2%), Сальвадоре (2%), Эфиопии (4%), Вьетнаме (7%), Анголе (8%), Мозамбике (8%), в которых победили коммунисты, поддержанные СССР .

9. К цифрам погибших в этих гражданских войнах следует добавить число жертв от массовых репрессий, террора, болезней, голода в тех странах, где их победителями оказались коммунисты.

10. Одно только сопоставление числа погибших и показателей удельной смертности в странах, где победили коммунисты и где победили их противники, дает некоторое представление о кратко- и долгосрочных альтернативах, встававших во весь рост перед политическими и военными руководителями стран, оказавшихся на пороге гражданских войн, готовившихся и провоцировавшихся местными коммунистами с помощью СССР.

И это не нами сказано.

Взгляд с другой стороны о закрытии российско-белорусской границы для граждан Польши («Красная горка»).

Напомним. В начале июля этого года власти Польши в одностороннем порядке приостановили МПП (малое приграничное передвижение) для калининградцев и украинцев. Россия тоже приостановила. Все ждали, что будет дальше. В начале августа Польша сообщила о невозможности возобновления МПП по соображениям безопасности, но только для россиян (калининградцев). Для граждан Украины МПП в начале августа возобновилось.

Польские власти время от времени публиковали в СМИ объяснения следующего характера: от России шла угроза, были враждебные акции. Такие, как посещение губернатором Калининградской области Николаем Цукановым (ныне полпред президента в СЗФО) и мотоциклистами Мемориала солдатам Советской армии в Бранево.

Про отсутствие логики в этих объяснениях (по шенгенским визам россияне по-прежнему могут спокойно попасть в Польшу) даже говорить как-то неудобно.

Беда пришла к нашим соседям, откуда не ждали.

В связи с террористической угрозой и миграционным кризисом Россией прекращен неконтролируемый транзит товаров и пересечение иностранцами российско-белорусского участка госграницы. Ближайшая к Польше граница между ЕС и Россией – это Латвия, т.е. плюс 500 км до международного пункта пропуска.

«Горячая» новость о том, что Россия блокирует проезд поляков через российско-белорусскую границу, не прошла мимо польских СМИ:

"Россия возвращает поляков с границы. Месть за блокирование МПП?"

(Rosja zawraca Polaków z granicy. Zemsta za zablokowanie małego ruchu granicznego?)

В статье на удивление объективно сказано:

«Россияне делают все в соответствии с договором и своими правилами, потому что пограничный переход в Красной Горце не имеет международного статуса , … там нет пункта пропуска для обслуживания граждан третьих стран.

До сих пор международное движение проходило по этой дороге в течение более чем 20 лет, и россиянам это не мешало. Сейчас, по мнению российской стороны, произошла необходимость упорядочения ситуации в связи с террористической угрозой и кризисом мигрантов.

Звучит почти так же, как и объяснения польской стороны о приостановке Малого Приграничного Движения с Калининградской областью. С той разницей, что Россияне закрыли пограничный переход в белых перчатках : без какого-либо формального решения , и без политической демонстрации силы » , – отмечает репортер RMF FM Мариуш Пекарски.

Красиво получилось.

Среди комментариев к статье (конечно, разные встречаются) много вполне разумных:

«Я всё время говорю, что с Россией нам нужно торговать и заниматься бизнесом, а не "воевать". Что нам дают эти столкновения верхов? В дополнение к проблемам, абсолютно ничего. Обычные граждане страдают, потому что у кого-то мания величия и он с такой силой хочет войны. Россия ближе к нам, чем США, для которых мы ничтожные сателлиты где-то на старом континенте».

«Качинский закрывает все границы государства и открывает границы абсурда».


Бранёво, Польша. Кампания по сбору подписей за восстановление МПП.

Ну, а исчерпывающий комментарий

«Посеешь ветер – пожнешь бурю. Нужно было без повода вводить санкции и закрывать границу для Калининграда?»

заканчивается … и без перевода понятно:

“A za to Ukraincom do dupy bez wazeliny wlazic?”