» » Повседневная жизнь и быт при петре 1. Повседневная жизнь и быт в эпоху петра i

Повседневная жизнь и быт при петре 1. Повседневная жизнь и быт в эпоху петра i

Наконец последнее, что нам предстоит рассмотреть в рамках нашей лекции – это новшества в быту, которые были введены при Петре I.

Новшества в быту царь начал вводить одним из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. Когда царя, возвратившегося из заграничного путешествия в Москву, 26 августа 1698 года прибыли поздравлять бояре, он схватил ножницы и начал самолично обрезать им бороды. Позже, в 1705 году последовал указ, вводивший налог за право носить бороду. Борода дворянина и приказного оценивалась в 60 рублей, купца 100 рублей в год. За бородой пришел черед одежды. 4 января 1700 года последовал указ о запрещении носить длиннополые платья. Вместо него дворянам и горожанам предложено было нарядиться в венгерские и немецкие кафтаны. У горожан, не успевших сменить гардероб, брали пошлину либо укорачивали платье прямо на улице. Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок бракосочетания. Старомодные смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. При заключении брака главными действующими лицами становились именно жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. При вступлении в брак руководствовались традиционной принадлежностью жениха и невесты к одной социальной среде. Впрочем, и здесь встречались – правда, редко – отступления от обычая. Пример показал сам царь, когда выбрал себе в супруги неразведенную жену шведского солдата, пленницу, к тому же женщину низкого происхождения. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. Дворянин должен был отличаться от окружающих не только внешностью, но и изысканными манерами, респектабельностью, образованностью и так даже. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них, на протяжении 18 века много раз переиздававшееся, было опубликовано в 1717 году под названием “Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”. Это компилятивное сочинение, составленных из текстов, заимствованных у западно-европейских авторов, задачу воспитания излагает в традиционном духе смирения и послушания Богу, царю и родителям. Вместе с тем “Юности честное зерцало” допускает прекословие сына родителю, но при этом надлежало говорить благочинно, учтиво и вежливо. Так же внушалась мысль о трудолюбии, под которым подразумевалось выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, верховой езде и всему, что пристойно дворянину. “Юности честное зерцало” наставляло поведению не только в семье, но и в обществе. Уделялось внимание даже мелочам: походке и осанке молодого человека, умению правильно вести себя за столом. Заключительные страницы “Юности честного зерцала” излагают правила поведения девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями “смирен, приветлив и учтив”, то девице их надлежало иметь два десятка. И все они подробно перечислялись. Другим руководством по воспитанию детей служило сочинение Прокоповича “Первое учение отрокам”. Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте. Отсюда обязанность родителей наставлять детей от самого маленького возраста до подросткового. Обязанность родителей состояла в заботах об образовании детей, чтобы они в будущем в соответствии со своими способностями и склонностями могли обеспечивать себя материально.

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и ее развития.
Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны, поиском и использованием полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.
Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада. А в 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нем госпитальная школа. С 1718 г. в Петербурге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.
В 1720 г. была издана карта Каспийского моря.
В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 г. молотовый мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. В начале 20-х гг. рудознатец Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурые угли были обнаружены в Подмосковье.
Сподвижник Петра Яков Вилимовнч Брюс в 1699 г. организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия. Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована первая в России обсерватория, оборудованная в Сухаревой башне. На основе пятилетних наблюдений в 1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.
Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Леонтия Филипповича Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености».
Андрей Константинович Мартов в 1712-1725 гг. первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков.
В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика -Никонова была создана и испытана на Галерном дворе первая русская подводная лодка.
Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфях.
По указанию Петра I с 1722 г. начался сбор материалов по истории России для последующего написания научных трудов и учебников. В Петербург со всех концов страны и из-за границы начали свозить интересеные документы и материалы, положившие начало русским архивам.
Интерес к знаниям у Петра сохранялся на протяжении всей жиз-i ни. Не удивительно, что именно при нем впервые начала формироваться государственная политика в области образования. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и отправление талантливой молодежи для обучения за границу, не может дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.
Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения (где готовили офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.
Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
С 1703 г. начала издаваться первая официальная печатная газета - «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1719 г. Кунсткамера (помещение для редкостей), в которой хранились собрания минералов, медицинские препараты, древние монеты, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов», был устроен зоологический кабинет. Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 г. в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 г. об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725 г.).
При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства.
Однако в целом все эти преобразования и нововведения носили переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.
Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосное пение ансамбля или хора певцов без музыкального сопровождения, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).
Архитектура петровского времени представлена прежде всего ансамблями зданий Санкт-Петербурга, для строительства которых были приглашены лучшие зарубежные специалисты - Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы - И. К. Коробов и М. Г. Зсмцов. Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля.
Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов.
Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690-1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.
По обилию новых явлений в культурной жизни первая четверть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории.
По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды - камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем - ссылка.
Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.
С января 1700 г. Петр ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 г. наступил 1700 г. К тому же новый год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.
Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки, маскарады. С 1718 г. он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. На них приглашались знакомые сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, тал цах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиоз-ный ужин, в ходе которого каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием и новинками превзойти своего предшественника.
Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярной стала игра любительских оркестров, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие по правилам хорошего тона. В 1717 г. вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов».
Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление светских ее начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры. Эти перемены были неоспоримы и весьма заметны.
Именно на их основе зародилась и развилась отечественная нау-ка, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только в последующие десятилетия XVIII, но и XIX вв.
Однако культура петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси.
Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более чем чудачества самого царя и своих господ.

Праздники

Во времена Петра I проводилось много празднеств, которые от-мечали пышно, с размахом, с фейерверками, иллюминацией, паль-бой из пушек. Поводов для праздников находилось много: это и по-беды в Северной войне, празднование Нового года, спуск на воду нового корабля, именины государя.

Указ Петра I о Новом годе

Пётр I издал указ, по которому новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше, и отсчёт лет шёл от Рождества Христова, как на Западе, а не от Сотворения мира, как было в Рос-сии. Указ издали в декабре 1699 г. и, таким образом, с 1 января в стране наступил новый, 1700 год, а не продолжался 7208 г. от Со-творения мира.

Первый Новый год отмечался так. Был издан специальный указ, по ко-торому царь велел 1 января 1700 года в Москве на Красной площади рас-ставить 200 пушек, из которых палили шесть дней кряду. Устроили пыш-ный фейерверк. Каждому владельцу дома приказали украсить свои воро-та сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками. А те хозяева, у ко-торых имелось огнестрельное оружие, должны были салютовать в честь Нового года. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Петровские ассамблеи

Царь Пётр I также ввёл ассамблеи. В указе говорилось, что это слово — французское. Оно подразумевало приёмы в каком-то богатом доме, где присутствовали не только мужчины, но и женщины. Там танце-вали, вели светские разговоры и дружеские беседы, обменивались мнениями, пили ранее неизвестный в России напиток — кофе, курили трубки с табаком по европейскому обычаю, играли в шашки и шахматы.

Каждый петербургский вельможа хотя бы один раз в году (а то и чаще) должен был устроить в своём доме ассамблею, выставить угощение, обеспечить залу для танцев, комнаты для отдыха, игр и бесед. В основном ассамблеи устраивались зимой.

Картинки (фото, рисунки)

  • Быт и одежда во времена петра 1

  • Изменение в быту при петре 1 кратко

  • Как жилось крестьянам при петре 1

  • Крестьяни жизнь и быт при петре 1

  • Быт во время петра 1

Вопросы к этой статье:

§ 11. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ ПРИ ПЕТРЕ I

Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей?

Титульный лист «Юности честного зерцала…».

1. Дворянский образ жизни

При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в.

они часто служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях — вместе со вчерашними крестьянами и посадскими.

Служба и в XVII в. была нелёгкой. Но теперь, помимо обычных боевых и походных тягот, дворянину надо было облачаться в «немецкий» мундир, усваивать приёмы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат.

Самим им нужно было учиться артиллерийскому или инженерному делу и в соответствии с царскими указами стараться дать образование своим детям.

Учиться же дворянину Петровской эпохи было очень трудно — не было ни системы преподавания, ни профессиональных учителей, ни учебников.

Юному недорослю приходилось сталкиваться с «премудростью» на невразумительном научном языке, терпеть порки, холод в неотапливаемых помещениях и голод, поскольку копеечное жалованье выдавалось нерегулярно. Дежурившие в классах Морской академии гвардейские солдаты за нарушение порядка били воспитанников независимо от их происхождения. Отправлявшиеся по приказу Петра за границу дворянские отпрыски должны были (умея лишь читать и писать по-русски) изучать математику или «навигацию» на чужом языке.

Какие учебные заведения существовали в России до Петра I?

Какие были созданы в его правление?

«Отставка» — по болезни или по ранению — при Петре I и его преемниках не означала вольной жизни в имении.

Дворянин увольнялся с военной службы и тут же назначался на «статскую» — воеводой в провинциальный город, чиновником в новое учреждение или сборщиком подушной подати.

Покоя не было и дома.

Надо было носить «немецкий» кафтан и брить бороду — царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье». А ещё надо было отмечать новые праздники, являться на маскарад, обучаться манерам.

Пётр приказывал также собираться на ассамблеи, куда мужчины обязаны были приходить с жёнами и взрослыми дочерьми. Пленные шведские офицеры и жительницы немецкой слободы учили русских полонезу, менуэту и любимому Петром танцу — гросфатеру.

Дворец Шереметевых на Фонтанке в Петербурге.

На смену церковной литературе пришли отечественные и переводные книги по математике, механике, фортификации; руководства по составлению писем и приобретению светских навыков («Юности честное зерцало…»).

В круг чтения людей той эпохи вошли сочинения античных авторов Квинта Курция, Юлия Цезаря, Иосифа Флавия и занимательные повести о храбрых и галантных героях («Гистория о российском матросе Василии Кориотском» или «О Александре российском дворянине»).

Дамы сменили русские сарафаны на пышные платья с открытыми плечами, освоили модные причёски. Появились новые привычки вроде курения табака, новые развлечения — игра в карты и шахматы.

Местом гуляний петербургской публики стал Летний сад, украшенный античными скульптурами богов и героев.

Для царя европеизация означала прежде всего овладение прикладными знаниями, техникой. А дворянские недоросли предпочитали менее трудный путь для сближения с «во нравах обученными народами» — знакомство с модами, светскими развлечениями и т.

Так реформы способствовали отчуждению верхов общества от низов. К тому же новые культурные запросы обходились дорого: чтобы жить «по-европейски» (иметь хороший дом, модную одежду, карету, учителей для детей), нужно было иметь не менее 100 крепостных душ.

Крестьяне.

XVIII век. Художник Ф. Лерье

2. В крестьянском и городском «миру»

Деревенская жизнь, в отличие от дворянской, шла, как и прежде, согласно вековым обычаям и повторявшемуся из года в год кругу земледельческих работ. Пётр I, правда, пытался своими указами приучить крестьян убирать рожь косами и ткать широкие холсты. Но на практике ничего не изменилось: приёмы работ определялись местными условиями, а широкий холст нельзя было изготовить на обычном ткацком станке.

Крестьянский мальчик с 8—9 лет приучался к крестьянскому труду, а девочки — прясть, вышивать, ткать, доить корову, стряпать.

В традиционном обществе сын занимал место отца и точно так же воспитывал своих детей. Община-«мир» регулировала порядок пользования землёй, разбирала ссоры односельчан, занималась раскладкой повинностей, т. е. определяла, кто будет сколько платить и кто пойдёт ремонтировать дорогу и мост через речку. Круговая порука заставляла самих крестьян преследовать тех, кто уклонялся от общих дел.

Все важнейшие дела решались на сходе женатых мужиков — глав хозяйств, как правило, единогласно — взгляды выросших в тесном крестьянском «миру» людей были близкими.

Вся жизнь «мира» строилась на основе обычая: как молиться, как жениться, как справлять поминки, как сеять, как праздновать — всё это было определено традицией и проходило на виду и под контролем односельчан. Нарушителя принятых порядков ожидало всеобщее осуждение и даже изгнание.

Жители городов во многом походили на крестьян. Они жили в усадьбах — замкнутых мирках, окружённых забором. Горожане держали лошадей, коров, свиней, птицу; обрабатывали свои огороды; гуляли на Рождество и Масленицу, водили хороводы на Троицу и развлекались кулачными боями.

В крестьянской и посадской среде известия о небывалых новшествах — «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин — воспринимались с осуждением, как нарушение «старины» и православного благочестия.

Тем более что их введение сопровождалось увеличением податей, рекрутчиной, отправкой на строительство Петербурга, крепостей или каналов.

3. Новшества в повседневной жизни

Нам сейчас трудно представить себе потрясение традиционно воспитанного человека Петровской эпохи, когда он, оказавшись в столице, видел непривычно прямые улицы, построенные по европейским образцам дома и в Летнем саду мог столкнуться с самим Петром Алексеевичем — в «пёсьем облике» (бритым), в «немецком» кафтане, с трубкой в зубах, общавшимся на голландском языке с гостями.

Но со временем новые моды и привычки входили в повседневную жизнь.

В обиход дворян и богатых горожан вошёл европейский костюм: у мужчин — короткие штаны, камзол и кафтан с галстуком, башмаками, шляпой, париком; у дам — корсеты и платья с юбками на каркасах — фижмах, шарфы, веера, кружева, перчатки.

В обстановке домов появились зеркала и гравюры, новая мебель — кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг; серебряная, оловянная и стеклянная посуда.

Москвичи покупали импортный тростниковый «Канарский» сахар и кофе по 60 копеек за фунт; чай же был ещё дорог (фунт стоил 6 рублей) и несоизмерим по цене с икрой (5 копеек за фунт). В Грановитой палате устраивались ассамблеи, на улице можно было зайти в «кофейный дом», а о новостях из Лондона, Парижа, Вены и даже Лиссабона (пусть и с месячным опозданием) можно было прочитать в приходившей из Петербурга газете.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Петровские реформы способствовали формированию в России светского образа жизни и светской культуры, без которых не мог бы впоследствии появиться тип по-европейски образованного интеллигентного человека и гражданина — главное культурное достижение XVIII в.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра I по сравнению с предыдущим временем? 2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян? 3. Опишите крестьянский быт начала XVIII в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены. 4. Что изменилось в жизни горожан в начале XVIII в., а что осталось по-прежнему?

5. Какие товары, появившиеся в России при Петре I, были неизвестны жителям страны раньше?

Изучаем документ

ИЗ СТАТЬИ ИСТОРИКА М. П. ПОГОДИНА

Мы просыпаемся. Какой нынче день? 18 сентября 1863 года. Пётр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Пётр Великий велел считать месяцы от января.

Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром I, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завёл он, шерсть настрижена с овец, которых развёл он. Попадается на глаза книга — Пётр Великий ввёл в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнёте читать её — этот язык при Петре I сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят вам газеты — Пётр Великий начал их издание… За обедом, от солёных сельдей до картофеля, который сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведённого, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдём в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. Вы получаете чин — по Табели о рангах Петра Великого. Чин доставляет мне дворянство: так учредил Пётр Великий. Мне надо подать жалобу: Пётр Великий определил её форму. Примут её перед зерцалом Петра Великого. Рассудят по его генеральному регламенту.

Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Пётр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение.

Какие новшества Петровской эпохи в документе не названы? 2. Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России.

Думаем, сравниваем, размышляем

2. Используя Интернет, подготовьте презентацию на тему «Мода Петровской эпохи».

Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.

Докажите (с помощью текста параграфа), что модернизация Петра изменила и повседневную жизнь людей.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Перемены в повседневной жизни при Петре

Е. И. Кириченко (из книги «Русский стиль»): Культурный перелом в России рубежа XVII—XVIII веков — не поворот, а переворот. Переход от средневековья к Новому времени стал для неё одновременно переходом к ускоренному развитию (отставание требовалось навёрстывать).

Главное же, радикальность едва ли не величайшего за всю историю России стадиального переворота усугублялась сопровождавшим его другим переворотом. А именно: выходом за рамки связанной с православием культуры византийского типа и насильственным насаждением европейской культуры, генетически связанной и развивавшейся в контексте иных вариантов христианства.

Культура при Петре 1

Мудрец избегает всякой крайности.

Культура при Петре 1 в России это очень важная тема, поскольку принято считать, что петр 1 стал великим реформатором именно благодаря изменениям культуры в России.

На самом деле нужно разделять понятия: Петр Великий скорее не реформировал и создавал, а рушил старое.

И реформы Петра 1 в культуре лишний раз это подчеркивают. Сегодня я предлагаю детально поговорить о том, что собой представляла петровская культура, какие изменения происходили в стране и какие последствия эти изменения имели.

Насколько массовыми были изменения

Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее.

Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.

О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:

  • Петр 1 никогда ничего не позволял или разрешал. Он приказывал и заставлял. Поэтому когда говорят, что он позволит читать, учиться или пить кофе, нужно понимать, что Петр 1 заставлял читать, учиться и пить кофе. Разница между понятиями гигантская. Заставил это тоже самое, что солдат с палкой в школе, который бил детей и “вбивал” в них знания (именно по такому принципу работали петровские школы).
  • Как писал историк Ключевский — несмотря на все преобразования петровской эпохи, население России как было тягловым, так и осталось.

    Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, а один из виднейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения народа и общества мало, что изменилось.

Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.

Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.

Реформы Петра 1 в области культуры затронули в лучшем случае 2% населения — дворянство. Остальных 98% нововведения практически не касались. В результате Петр нанес удар по русскому обществу — он навсегда разделил дворян и всех остальных. Если раньше русское общество было единым, но с разными сословиями, то теперь это было 2 разных общества: с разными традициями, обычаями, культурой и так далее.

Новый календарь

При Петре в России был введен европейский календарь.

Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга.

Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.

Первый Новый год отмечали так. На красной площади Москвы было установлено 200 пушек и было велено палить из них 6 дней подряд. Впервые на празднике применялись фейерверки. Каждому жителю домов было приказано украшать дома и ворота сосновыми и еловыми ветками. Всем владельцам огнестрельного оружия было приказано палить в воздух. Обратите внимание — всем было приказано.

Введение новой азбуки и шрифтов

На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием.

Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.

В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг.

Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.

Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.

При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.

Михаил Ломоносов

Одновременно вводились в обиход арабские цифры.

Ранее все цифры обозначались буквами.

С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.

Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:

  • Петр 1 ввел в русской алфавит букву «Э ».Говорят, что буква уже использовалась и поэтому петр ее просто «узаконил».

    Но использоваться эта буква стала именно в петровскую эпоху, когда в русском языке стали использовать сотни иностранных слов, где буква Э важна.

  • Петр изъял из алфавита букву «ижица», в 1710 году эту букву вернули и просуществовала она до распада Российской Империи в в 1917 году.
  • Алфавит изымал дублетные буквы (это 2 буквы, использующиеся для обозначения 1 звука).

    Это были такие буквы как «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ». Последняя была заменена классической сегодня буквой Я, начертание которой разработал лично Петр.

Бритье бород

Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее.

Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:

  • Купцы платили по 100 рублей в год
  • Бояре платили по 60 рублей в год
  • Прочие горожане платили по 30 рублей в год.
  • Крестьяне платили по 1 копейке за въезд и выезд из города.

После выплаты «налога на бороду» человек получал специальный медный знак, который носился под бородой, и к этому человеку уже никаких вопросов не было.

Обращаю внимание на крестьян — пока они жили в деревнях, они могли носить бороды вообще без проблем. Проблемы возникали только при пересечении солдатского КПП на въезде (выезде) в город. Но опять же выплатой 1 копейки они получали право ехать дальше с бородой.

Архитектура эпохи

Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай».

Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.

Трезини разработал для города 2 типа домов:

  • Для людей «именитых» предлагались двухэтажные каменные здания.
  • Для людей «подлых» предлагались здания одноэтажные.

Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения.

Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).

Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня).

Она была построена по проекту архитектора Зарудного.

Культура и быт России при Петре I

Новшества культуры и быта

Когда Петр I по возвращении из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Бороды и кафтаны стали цветочками, но пошли и ягодки.

Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.

В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких) но и парики.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше, по старорусскому обычаю, пришедшему из Византии, годы исчислялись от мифического сотворения мира.

Новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) - от Рождества Христова, а новый год открывать 1 января. Первого января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.

Вскоре после переноса столицы в Петербург в этих праздниках стали участвовать царская семья, двор, гвардия, все население города.

Проходили торжественные церковные службы, а на улицах устраивались елки, веселые гулянья, фейерверки; в домах горожан начинались пиры, в которых нередко принимал участие и царь.

За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера.

Петр же ввел новое, европейское деление - деление суток на равные 24 часа. Все часы в России, в том числе на Спасских воротах Кремля, стали переделываться. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.

Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным, чтобы ушли в прошлое закоснелые старомосковские ритуалы, сложные церемонии, подчеркивавшие важность и родовитость Княжеских и боярских фамилий.

Первым пример новым способам общения давал сам Петр. Он запросто общался как со своими сподвижниками, так и с простыми горожанами и даже солдатами. Заходил в их дома, усаживался за стол, нередко становился крестным отцом детей не только знати, но и простолюдинов.

Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки.

С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи - собрания.

Они периодически проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду. Молодежь танцевала, развлекалась играми.

Государственные мужи вели солидные беседы, решали назревшие дела, купцы, предприниматели обсуждали профессиональные проблемы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.

Другими становились и манеры русских дворян и горожан, появился так называемый «политес», правила хорошего тона.

Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Все это меняло облик высших слоев общества. Вышедшая в 1717 г.

книга «Юности честное зерцало» (написана она была по указанию Петра), стала сводом правил хорошего тона - правил внешней культуры и поведения дворянина в обществе. В ней порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там в частности, говорилось о поведении за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное (от слова уха), чтобы везде брызгало, не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей, но обрежь ножом».

При Петре российская жизнь засияла чередой новых праздников и увеселений.

Помимо традиционных празднеств, связанных с именами и днями рождения царя, царицы, их детей, появились и новые - день коронации Петра I, день царского бракосочетания, а также ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам под Гангутом и Грен гамом (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадского мира (30 августа). Особый праздник устраивался в честь учреждения первого и высшего русского ордена Св.

Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.

При активном участии Петра в России была издана и новая гражданская азбука - вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков

Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами.

Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.

Появились новые типографии.

В них печатались русские и перевод) н.и учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки - общедоступные и бесплатные.

В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы.

Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу.

Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.

Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечении всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых и иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны. Письма царя пестрят немецкими, голландскими словами и терминами. Началось настоящее засорение русского языка.

Подражание западной моде привело к тому, что люди порой были вынуждены менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату и одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды.

Действительно, какая польза от коротких панталонов, шелковых чулок, фетровых шляп при двадцатиградусных петербургских морозах!

Перемены в культурном облике России коснулись и внешнего вида русских городов.

Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, как в европейских городах. Он в своих указах предписывал в уже существующих городах вносить элементы «правильности» - выносить жилые дома за «красную линию», «строить их не по середь дворов своих», создавать тем самым прямые улицы, добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем впервые в России загорелись уличные фонари. Конечно, это было в Петербурге.

А ранее в Европе только в семи городах - Гамбурге, Гааге, Берлине, Копенгагене, Вене, Лондоне и Ганновере (столице Саксонии) существовало освещение.

Для строительства Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных крестьян. День и ночь к городу на телегах зимой - на санях везли строительный камень, кровельный материал, доски.

Для проектирования и строительства улиц, дворцов, общественных зданий приглашены итальянские и французские архитекторы, инженеры, мастера. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли - Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меньшикова, здание Кунсткамеры и др.

«Аз есмь в чину учимых»

Так говорил о себе Петр, который учился всю жизнь.

Того же он требовал от всей страны.

В первой четверти XVIII в. в России, по существу, появилась сеть светских школ и других учебных заведений. Во многих городах страны открылись «цифирные школы». В них учились дети дворян, чиновников, низшего духовенства.

Расширилась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц, отдельные школы создаются для детей солдат и матросов.

Но развитие экономики, торговли, градостроительства требовали все новых и новых кадров грамотных и смышленых людей. Этого же требовала усложнившаяся система государственного - центрального и местного - управления. Нужны были хорошо подготовленные, владеющие иностранными языками губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, чиновники, дипломаты.

В ответ на эти запросы времени в России создаются горные школы, школа переводчиков, где ученики овладевали европейскими и восточными науками.

Расширяется обучение в Славяно-греко-латинской академии, на которой формируются школы - славяно-латинская, славяно-греческая, и славяно-русская.

При Петре I в России впервые появляются технические учебные заведения. Навигацкие школы вслед за Москвой создаются в Новгороде, Нарве и других городах, а на их основе открывается Морская академия в Петербурге. Основной предмет в ней - кораблестроение. Следует еще раз упомянуть об открытии в Москве и Петербурге инженерных школ и возникновении первых медицинских училищ.

В основном здесь учились дети дворян. Петр сам занимался подбором учеников, строго следил за обучением, поэкзаменовал учащихся, хвалил прилежных, корил и даже наказывал нерадивых.

Специальным указом он запретил молодым дворянам жениться, если они не имели образования. По существу, царь силком втаскивал Россию в просвещение.

Развитие науки

Еще будучи в Европе во время великого посольства, Петр I много внимания уделял ознакомлению с европейской наукой.

Он встречался с выдающимися учеными, изобретателями. Царь-реформатор прекрасно понимал роль науки в развитии цивилизации. Но как перенес научные знания в Россию, как дать мощный импульс научной мысли в отсталой стране? Первое, что он сделал, - пригласил на службу европейских научных светил. Петр не скупился на расходы. Обеспечивал их хорошими окладами, предоставлял удобное жилье, давал различные льготы.

Так в России появились швейцарский математик и механик Даниил Бернулли (1700-1782), французский астроном и картограф Жозеф Делиль» (1688-1768) и некоторые другие. Во-вторых, царь помогал продвинуться в науке талантливым русским самородкам.

Многие из них при его поддержке проходили обучение в европейских странах. В-третьих, он всячески способствовал развитию научно-технических знаний, а также тех областях науки, которые имели большой практический интерес для становления русской промышленности, освоения природных ресурсов. По всей стране рассылались геологические экспедиции, которые обнаруживали месторождения каменного угля, железной и медной руд, серебра, серы.

Впервые в петровское время стали разрабатываться нефтяные месторождения.

Открытие новых земель, присоединение Сибири привели к подлинному буму новых экспедиций на восток. Русские люди появились на Камчатке и Курилах. Цель этих экспедиций заключалась не только в разведывании и освоении новых богатых пушниной и полезными ископаемыми земель, но и в научном изучении пространств России и близлежащих стран, составлении географических карт.

Была послана специальная экспедиция на Чукотский полуостров, перед которой царь поставил цель разведать «сошлася ли Америка с Азией». За три недели до смерти Петр составил инструкцию для датского капитана Витуса Беринга, состоящего на русской службе.

Он направлялся в свою первую камчатскую экспедицию ради поиска пути через Ледовитый океан в Китай и Индию. Уже после смерти Петра Беринг достиг берегов Аляски, открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем.

Другая экспедиция пробивалась в Индию через среднеазиатские ханства Хиву и Бухару.

Казачьим атаманам поручалось обследовать и описать земли по Аму-Дарье, в районе озера Иссык-Куль. Постоянными стали экспедиции на Северный Кавказ. В результате к началу 20-х гг. появились карты отдельных частей России.

Общий подъем экономики и просвещения в стране привел к сдвигам в области технических новшеств.

В механике появились изобретения Андрея Константиновича Нартова, создавшего серию оригинальных токарских и винторезных станков. Новыми, более экономичными и эффективными способами стали ковать и обрабатывать оружейные стволы. Зародилась отечественная оптика. Русские умельцы стали мастерить микроскопы, подзорные трубы, которые прежде покупались за границей.

По инициативе Петра были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды.

Литература и искусство

Эпоха Петра 1 не могла не наложить отпечатка на литературу и искусство.

В традиционные народные литературные жанры властно вторгается «петровская» тема.

Новым явлением в литературе стала публицистика – произведения, созданные петровскими сподвижниками и прославляющие деяния царя-реформатора.

Первая четверть XVIII в.

России отмечена новыми явлениями в области искусства.

В Москве был вновь возрожден театр. Самодеятельные театры организовывали ученики различных средних и высших учебных заведений.

Произошли существенные сдвиги в живописи, и главное из них – развитие наряду с традиционной иконописью светской реалистической живописи.

В первую очередь это относится к портретной живописи.

Появились первые художники-реалисты. Оценив их талант, Петр послал некоторых из них на выучку за границу. Виднейшим портретистом своего времени был Иван Никитич Никитин, создавший галерею портретов знаменитых людей той эпохи. Его кисти принадлежит и картина «Петр I на смертном ложе». Другим известным русским художником-портретистом стал Андрей Матвеевич Матвеев.

Оба они прошли обучение в Голландии.

В музыке также произошли изменения. Наряду с традиционными хоровыми произведениями, народными песнями звучала военно-строевая музыка. Полки во время парадов, триумфов маршировали под русские и иностранные марши. Обыватели с восторгом взирали на военно-музыкальные зрелища.

Одежда

В столице, а особенно на официаль-ных приёмах и в учреждениях, требова-лось появляться в «европейском платье». Для россиян оно было непривычно ко-ротким. Русский человек привык к долгополой одежде с широкими рукавами. Неподчинившимся обрезали полы одежды и выставляли на всеобщее посмешище.

Праздники

Во времена Петра I проводилось много празднеств, которые от-мечали пышно, с размахом, с фейерверками, иллюминацией, паль-бой из пушек.

Поводов для праздников находилось много: это и по-беды в Северной войне, празднование Нового года, спуск на воду нового корабля, именины государя.

Указ Петра I о Новом годе

Пётр I издал указ, по которому новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше, и отсчёт лет шёл от Рождества Христова, как на Западе, а не от Сотворения мира, как было в Рос-сии.

Указ издали в декабре 1699 г. и, таким образом, с 1 января в стране наступил новый, 1700 год, а не продолжался 7208 г. от Со-творения мира.

Первый Новый год отмечался так. Был издан специальный указ, по ко-торому царь велел 1 января 1700 года в Москве на Красной площади рас-ставить 200 пушек, из которых палили шесть дней кряду. Устроили пыш-ный фейерверк. Каждому владельцу дома приказали украсить свои воро-та сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками.

А те хозяева, у ко-торых имелось огнестрельное оружие, должны были салютовать в честь Нового года. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Петровские ассамблеи

Царь Пётр I также ввёл ассамблеи.

В указе говорилось, что это слово — французское. Оно подразумевало приёмы в каком-то богатом доме, где присутствовали не только мужчины, но и женщины. Там танце-вали, вели светские разговоры и дружеские беседы, обменивались мнениями, пили ранее неизвестный в России напиток — кофе, курили трубки с табаком по европейскому обычаю, играли в шашки и шахматы.

Каждый петербургский вельможа хотя бы один раз в году (а то и чаще) должен был устроить в своём доме ассамблею, выставить угощение, обеспечить залу для танцев, комнаты для отдыха, игр и бесед.

В основном ассамблеи устраивались зимой.

По-разному относились к этой затее Петра I. Одни приветствова-ли, другие не одобряли, но подчинялись.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

  • Быт людей петре 1

  • Научные знания в период петра 1

  • Перемены в быте при петре 1 картинки

  • Общество при петре 1 доклад

  • Перемены в быту при петре i

Вопросы к этой статье:

  • С какой целью учреждались в столице ассамблеи?

  • Кто мог и обязан был присутствовать на ассамблеях?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Изменения в культуре и быту в Петровскую эпоху

Образование и школа

Создание светской системы образования, в основу которой был заложен принцип обучения дворянства.

Учёба приравнивалась к государственной службе.

Петровская школа создавалась как техническая школа, среди дисциплин преобладали точные науки

Появление:

  • «цифирных» школ для обучения детей дворян и чиновников
  • «гарнизонных» и «адмиралтейских» школ для обучения детей солдат и матросов, работных людей
  • Технические специальные школы в Москве и Санкт-Петербурге
  • Отправка дворянских недорослей для учёбы за границу

1702 г.

– изданиепервой периодической газеты «Ведомости»

1703 г. – введение арабских цифр

1708 г. – переход на гражданский шрифт – введение новых букв «е», «я», «э», упрощено правописание …

1714 г. – открытие первой в России публичной библиотеки в Санкт-Петербурге

1714 г. - указ о запрете жениться неграмотным дворянским недорослям

Основание Кунсткамеры – собрания редкостей на базе личной коллекции Петра І.

С 1719 г. – доступна для обозрения

Создание «Модель-камеры», ставшей впоследствии основой для Центрального военно-морского музея

Появляются учебники:

  • «Букварь» Ф. Поликарпова
  • «Арифметика» Л. Магницкого
  • «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича

Научные знания

Создание первой карты Каспийского моря и 30 карт уездов.

Открытие многих месторождений:

  • Каменный уголь – в Донецком и Кузнецком угольных бассейнах
  • Нефть – в Поволжье и Коми крае

1709 г. – начало действия Вышневолоцкой системы каналов

1714 г.

– открытие первого ботанического сада в Санкт-Петербурге

1724 г. – указ об учреждении Академии наук

В 1712 г . известный изобретатель А.К. Нартов создает токарный станок с использованием самоходного металлического держателя резца-суппорта. Он изобрёл машину для сверления дул у пушек, ряд оригинальных винторезных, зуборезных, токарно-копировальных станков, технологию и механизацию производства монет

Театр

1702 г.

– открытие в Москвеобщедоступного публичного театра.

Труппа – немецкие актёры. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Популярностью пользовались школьные театры при Славяно-греко-латинской академии и Хирургической школе. Сестра Петра І Наталья Алексеевна организовала свой театр.

Публицистика

Феофан Прокопович – вице-президент Синода, публицист, поэт, драматург – написал:

  • 1721 г.

    – «Духовный регламент», где обосновывал необходимость ликвидации патриаршества и преимущество коллегиального правления, обосновал подчинение духовной власти светской;

  • 1722 г. – «Правда воли монаршей», где доказал, что наилучшая форма государства для России – абсолютная монархия

И.Т. Посошков («Книга о скудности и богатстве (1724 г.).

Он выступал за развитие отечественной промышленности путём государственного поощрения предпринимательской деятельности и рационального использования недр, считал, что исключительное право торговли должно принадлежать купечеству, отстаивал меры по ограничению произвола дворян, регламентации крестьянских повинностей

Архитектура

Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербура, Азова, Таганрога) с улицами, пересекающимися под прямым углами, и выравниванием фасадов домов по линии улиц.

Новым явлением в архитектуре стало сооружение триумфальных арок

Светское начало в архитектуре стало возобладать над церковным

Господствующий стиль – «петровское барокко» , для которого характерны: симметрия фасадов, высокие двускатные крыши, простое композиционное решение, монументальность, обилие украшений, волнообразные или изломанные карнизы, окраска фасада в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.

В Санкт-Петербурге:

  • Летний дворец Петра І (Доменико Трезини)
  • Петровские ворота Петропавловской крепости
  • Здание Двенадцати коллегий
  • Благовещенская церковь Александро-Невской лавры и др.

Развивалось деревянное зодчество (Преображенская церковь на острове Кижи )

Скульптура

Развивалась монументально-декоративная скульптура, рельефы, фонтанная и садово-парковая скульптура

Б.К.

Растрелли – создал бюсты Петра І, А. Д. Меньшикова, конный монумент Петру І, скульптурную группу «Нептун»

Живопись

Живопись по характеру стала преимущественно светской. Художники отходили от иконописных традиций и стремились передать объём предметов и глубину окружающего пространства, изобразить фигуры в соответствии с законами анатомии:

  • И.Н.

    Никитин «Портрет Петра І», «Петр І на смертном ложе»,

  • А.М. Матвеев «Автопортрет с женой), портреты И.А.

    и А. П. Голицыных

Бурное развитие гравюрного искусства (А.Ф. Зубов «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга»

Быт людей

1700 г. – введение юлианского календаря . Счёт лет стали вести от Рождества Христова, а не от сотворения мира (5508 лет), Новый год – 1 января 1700 г. (вместо 1 сентября)

1700 г. – указ, обязывающий дворян, приказных и служебных чинов, торговых людей носить европейскую одежду (венгерское и немецкое платье)

1705 г. – указ, обязывающий население страны брить усы и бороды

1717 г.

введение правил поведения в обществе – «Юности честное зерцало»

1718 г. – введение ассамблей (от фр. – собрание)- светской формы развлечений, когда собирались представители разных сословий, мужчины и женщины, танцевали, играли в шахматы, вели беседы

Проведение публичных праздников с фейерверками, карнавальные шествиями, маскарадами

Знак об уплате пошлины за бороду

Эрмитаж.

Русская культура петровского времени.

Выполнила: Юденко Ирина Викторовна,

учитель истории и информатики, 1 категории,

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя

России Александра Прохоренко»

Методическая разработка урока

«Повседневная жизнь и быт при Петре I», 8 класс

Раздел: «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Учебник: История России. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – Москва: Просвещение, 2016.

Цель урока

Задачи

образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе Петра I на основе уже имеющихся знаний.

развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.

уметь воссоздать исторический образ;

сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

воспитательная – определить свое отношение к событиям 17в.

Тип урока

комбинированный

Основные вопросы изучения нового материала

1) Дворянский образ жизни.

2) В крестьянском и городском «миру».

3) Новшества в повседневной жизни.

Основные понятия и термины

Повседневная жизнь, быт, дворянская культура.

Ресурсы урока

Учебник, § 12, раздаточный материал.

План урока:

    Организационный момент;

    Актуализация знаний;

    Целеполагание;

    Мотивация;

    Изучение нового материала;

    Закрепление изученного материала;

    Рефлексия;

    Домашнее задание;

    Выставление отметок.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

2 . Актуализация знаний:

28 января 1725 г. умер первый российский император Петр Алексеевич Романов. «… Кого хороним?… Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской» - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра I.

«Солнце земли Русской», «земной бог» - такие высочайшие оценки были даны Петру как человеку. Но, уже при жизни Петра, однако, высказывали и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти споры продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

Для одних он был – «царь – просветитель», а для других – «злодей, деспот, тиран».

Работа с историческими документами

Учитель: Кто же может назвать тему сегодняшнего урока? (ответы обучающихся).

Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о реформах, проводимых Петром I в быту, вызвавших неоднозначную реакцию во всех слоях российского общества.

Откроем ваши тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока: «Повседневная жизнь и быт при Петре I» .

3. Целепологание:

Учитель: Ребята, какова цель урока? ( Д ать представление об изменениях в сознании и образе жизни высшего общества при Петре I , в быту и традициях русского народа).

Учитель: Что вам поможет в изучении темы? (учебник, знания, презентация и т.д.).

4. Мотивация:

Учитель: Как вы понимаете слова повседневная жизнь? (ответы обучающихся).

Почему историки занимаются изучением и этой сферы жизни людей? (предположение учащихся )

Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей? (предположение учащихся )

5. Изучение нового материала:

Задания для работы с текстом параграфа (работа в группах)

1. Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра 1 по сравнению с предыдущим временем?

Дворяне часто служили рядовыми в пехотных или драгунских полках или матросами на кораблях – вместе со вчерашними крестьянами и посадскими. Нужно было усваивать приемы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат, самим учиться артиллерийскому или инженерному делу.

2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян?

Царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье».

3. Опишите крестьянский быт начала 18 в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены.

Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как-то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей. Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей. В крестьянской и городской среде известия о небывалых новшествах – «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин – воспринимались с осуждением, как нарушение старины и православного благочестия.

4. Что изменилось в жизни горожан в начале 18 в., а что осталось по-прежнему?

После возвращения из «Великого посольства» Петр I самолично стриг бороды ближайшим боярам, вскоре последовали указы о громадном налоге на ношение бороды, запрещение носить длиннополое платье. Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое раньше, по Соборному уложению 1649 г. расценивалось как уголовное преступление. Резко разошлось с правилами «Домостроя» XVI в. оформление браков: смотрины были заменены обручением, запрещалось принуждение к браку. В 1714 г. был введен ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался. Много внимания уделялось распространению в российском обществе европейских норм морали и этикета, обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» - свода правил общежития. Венцом политики насаждения европейских традиций стало появление в 1718г. указа царя о проведении «ассамблей» - вечеров публичного общения дворянства и наиболее знатных горожан. К участию в них в обязательном порядке привлекались женщины - завершалось вековое затворничество жен и дочерей на женской половине дома. Народные гуляния, представления и фейерверки по поводу побед Русского оружия стали средством мощного политического воздействия на городское население. Петр сам принимал участие в организации этих торжеств. Некоторые празднования приобрели регулярный характер. К их числу относится празднование нового года. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от «рождества Христова», как это было принято в большинстве стран Европы. С этого времени стала устанавливаться традиция отмечать это событие устройством елок и народных гуляний.

5. Какие товары, появившиеся в России при Петре 1, были неизвестны жителям страны раньше?

Кофе, шелк, шляпы, парики, веера, шарфы, перчатки, зеркала, гравюры, шкафы-кабинеты для бумаг, табуреты.

Учитель: Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства.

Перемены были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Поэтому в петровское время нередко происходили мятежи (Астраханское восстание, стрелецкий бунт, восстание К. Булавина). Цена за реформы была заплачена немалая, по некоторым данным в России при Петре погиб каждый десятый человек (из 14-17 млн. чел.). Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе не без основания видели виновника всех бедствий.

В целом все преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.

6. Закрепление изученного материала:

Учитель: Итак, можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы петровских преобразований?

Могло ли быть по-иному? Своё мнение аргументируйте.

Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России.

Что из списка используете лично вы?

7. Рефлексия:

Учитель: дайте характеристику Петру Первому

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

8. Домашнее задание:

Учитель: Запишите домашнее задание § 11.

По выбору:

*Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.

*Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте презентацию по теме «Мода Петровской эпохи».

* Подберите дополнительный материал и иллюстрации по истории традиций и обычаев родного края XVIII в. Составьте список литературы, ресурсов Интернета по этой теме.

9. Выставление оценок.

Исторические источники

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

Задание: На основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

Рефлексия

Дайте характеристику Петру Первому (напишите напротив каждой буквы прилагательное, характеризующее Петра I )