» » Презентация на тему "мастер и маргарита". Презентация "Мастер и Маргарита: история создания" Материал по булгакову презентации мастер и маргарита

Презентация на тему "мастер и маргарита". Презентация "Мастер и Маргарита: история создания" Материал по булгакову презентации мастер и маргарита

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

История создания, сюжет, композиция, герои.


О романе

Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия.

Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.


История создания романа

Первая редакция Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.


История создания романа

Вторая редакция Вторая редакция создавалась до 1936 года.

Третья редакция Третья редакция была начата во второй половине 1936 года. 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой). Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя (1940), Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»… Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.



Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» - «последнего, закатного» произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В «Мастере и Маргарите» весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма «Мастера и Маргариты» и ее содержание, делают ее уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».


Композиция

Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.

Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.



Время и пространство

Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных

повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.


Три уровня реальности

Три временных пласта - прошлое - настоящее - вечное.

Три уровня реальности - земной (люди), художественный (библейские персонажи) и мистический (Воланд со своими спутниками);

Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита


Герои романа. Ершалаимские главы

Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.


Понтий Пилат

Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Пилат объявляет приговор:

«Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.

И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.»

Иллюстрация Николая Королева


Воланд и его свита

ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ,

ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА

И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО.

ГЁТЕ «ФАУСТ»

Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).

Иллюстрация Николая Королева


Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева

«Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб»

Иллюстрация Николая Королева


Роль библейских глав

В евангельских главах - своеобразном идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы».

  • Что есть истина? Что такое добро и зло? Человек и его вера. Человек и власть. В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.
  • Что есть истина?
  • Что такое добро и зло?
  • Человек и его вера.
  • Человек и власть.
  • В чём смысл человеческой жизни?
  • Внутренняя свобода и несвобода человека.
  • Верность и предательство.
  • Милосердие и всепрощение.

Коровьев

Коровьев – рыцарь, владеющий черной магией, аферист.

В действительности он темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив каламбур о свете и тьме, был наказан; вынужден служить Воланду.


Азазелло

Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца".

Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.

Этот персонаж олицетворяет собой смерть.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Кот Бегемот

Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении романа. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы, поэтому можно предположить, что она самый младший член свиты.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Роль свиты Воланда

Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.

Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.


«Московские» главы. МАССОЛИТ

Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан.

"Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.


Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом.

Фотоиллюстрация Жана Лурье


Иван Бездомный

Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии.

По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.

Иллюстрация Николая Королева


Беседа Мастера и Ивана

«Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил: – Видите ли, какая странная история, я здесь сижу из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата» Иллюстрация Николая Королева


Образ Мастера - символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире.

- Вы - писатель?

- Я - МАСТЕР.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Мастер и Маргарита


Маргарита

В начале романа Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу.

Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу.

Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий.

Фотоиллюстрация Ретрограда


«Рукописи не горят!»

Фотоиллюстрация Жана Лурье


Мастер и Маргарита

История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем.

Фотоиллюстрация Ретрограда



Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

Такие рукописи действительно не горят!..

Презентация состоит из 4 частей, каждая из которых представлена на сайте. В материал включены основное содержание сюжета романа, иллюстрации разных авторов и викторина по произведению "Мастер и Маргарита".

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Афанасьевич Булгаков 1891-1940 Презентацию выполнила преподаватель КГБОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» Любич Ольга Александровна

В произведении - две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века. действие второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме почти две тысячи лет тому назад - в самом начале новой эры.

Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причём эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий себя за специалиста по чёрной магии, а на самом деле являющийся сатаной.

Воланда сопровождает странная свита: мрачный и зловещий Азазелло, хорошенькая ведьма-вампир Гелла, развязный тип Коровьев, также известный как Фагот, весёлый толстяк Бегемот, который предстаёт перед читателем в обличье чёрного кота невероятных размеров.

Первыми встречаются с Воландом редактор художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе.

Берлиоз с жаром доказывает дьяволу, что его не существует. Дьявол флегматично курит папиросу. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности

Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка.

На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову.

Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, а затем является в Массолит (Московская Литературная Ассоциация) в кальсонах и с зажженной свечой.

Ивана отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа - Мастера.

Воланд со своей свитой является в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым

Воланд выпроваживает Лиходеева прочь из квартиры…

… и Стёпа непонятным образом оказывается в Ялте, откуда шлёт телеграммы, а Воланд остаётся жить в «нехорошей» квартире.

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302-бис, является в квартиру № 50 и застаёт там Коровьева, который просит сдать эту квартиру Воланду, так как Берлиоз погиб, а Лиходеев в Ялте.

Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева деньги, которые прячет в вентиляции.

Рубли, полученные Никанором Ивановичем, превратились в доллары. Его арестовали. Ошеломлённый Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику.

В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха пытаются разыскать исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизёром Воландом.

Решив, что это - дурацкая шутка Лиходеева, Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удаётся: Азазелло и кот Бегемот, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.

Вечером в театре Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты. Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы.

Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы.

Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления деньги превращаются в бумажки, а всё, приобретённое в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.

После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему являются превращённый поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Римский смертельно напуган и пытается убежать. Тем временем наступает утро, слышится первый крик петуха, и вампиры исчезают. Не теряя ни минуты, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и уезжает в Ленинград.

Иван Бездомный, познакомившись с Мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившим Мишу Берлиоза.

Мастер объясняет, что Иван встретился с сатаной, и рассказывает о себе.

Мастером его называла его возлюбленная Маргарита.

Мастер был историком по образованию и работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно выиграл огромную сумму - сто тысяч рублей.

Он оставил работу в музее, снял две комнаты в подвале домика в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате.

Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита» 2 часть Презентацию выполнила преподаватель КГБОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» Любич Ольга Александровна

Маргарита была замужем за достойным человеком, жила с ним в особняке на Арбате, но не любила его.

Каждый день она приходила к Мастеру. Они были счастливы.

Наконец роман был дописан, и Мастер отнёс его в журнал, но напечатать его там отказались.

Только отрывок из романа был напечатан, и вскоре в газетах появились разгромные статьи о романе, подписанные критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем.

И тут мастер почувствовал, что заболевает.

Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибежавшая встревоженная Маргарита выхватила из огня последнюю пачку листов.

Она ушла, унося рукопись с собой, чтобы достойно проститься с мужем и утром вернуться к возлюбленному навсегда.

Однако через четверть часа после её ухода к нему в окно постучали и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обнаружил свои комнаты занятыми и отправился в загородную клинику, где и живёт уже четвёртый месяц, без имени и фамилии, просто - больной из комнаты № 118.

Однажды Маргарита просыпается с ощущением, что что-то должно произойти. Утирая слёзы, она перебирает листы обгоревшей рукописи, разглядывает фотографию мастера, а после отправляется на прогулку в Александровский сад.

Здесь к ней подсаживается Азазелло и сообщает ей, что один знатный иностранец приглашает её в гости.

Маргарита принимает приглашение, потому что надеется узнать хоть что-то о Мастере.

Вечером того же дня Маргарита, раздевшись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло.

Она становится невидимой и вылетает в окно.

Домработница Маргариты Наташа взяла крем и полетела за хозяйкой

Пролетая мимо писательского дома, Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского, погубившего Мастера.

Затем Маргариту встречает Азазелло и приводит её в квартиру № 50, где она знакомится с Воландом и остальными членами его свиты. Воланд просит Маргариту быть королевой на его балу. В награду он обещает исполнить её желание.

В полночь начинается великий бал у сатаны, на который приглашены доносчики, палачи, растлители, убийцы - преступники всех времён и народов; мужчины являются во фраках, женщины - обнажёнными.

В течение нескольких часов нагая Маргарита приветствует гостей, подставляя руку и колено для поцелуя.

Наконец бал закончен, и Воланд спрашивает у Маргариты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. Маргарита помогает Фриде – женщине, задушившей своего ребёнка.

«Что Вы хотите для себя?» – спрашивает Воланд.

Маргарита просит вернуть ей Мастера. Тут же появляется Мастер в больничном одеянии.

Маргарита, посовещавшись с ним, просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счастливы.

Тем временем одно московское учреждение начинает интересоваться странными событиями, происходящими в городе, и все они выстраиваются в логически ясное целое: и таинственный иностранец Ивана Бездомного, и сеанс чёрной магии в Варьете, и доллары Никанора Ивановича, и исчезновение Римского и Лиходеева.

Становится ясно, что всё это работа одной и той же шайки, возглавляемой таинственным магом, и все следы этой шайки ведут в квартиру № 50.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Афанасьевич Булгаков Роман «Мастер и Маргарита» Презентацию выполнила преподаватель КГБОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» Любич Ольга Александровна

Обратимся ко второй сюжетной линии романа.

Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешуа Га-Ноцри,…

… которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату.

Пилат допросил арестованного и понял, что перед ним не разбойник, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости.

Однако Понтий Пилат не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверждает смертный приговор.

Первосвященник Каифа может отпустить на свободу одного из четырёх осуждённых на казнь преступников, в честь наступающего праздника Пасхи; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри.

Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана.

На вершине Лысой горы осуждённых распяли.

После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город,…

…на Лысой горе остаётся только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей.

Палач закалывает измученных осуждённых, и на гору обрушивается внезапный ливень.

Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своём доме арестовать Иешуа Га-Ноцри.

Вскоре молодая женщина по имени Низа встречает Иуду и назначает ему свидание, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами.

Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами - тридцать тетрадрахм - подброшен в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокуратору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри. «Самый тяжкий порок - трусость», - читает прокуратор.

Но вернёмся в Москву. На закате солнца на террасе одного из московских зданий прощаются с городом Воланд и его свита.

Внезапно появляется Левий Матвей, который предлагает Воланду взять Мастера к себе и наградить его покоем.

«А что же вы не берёте его к себе, в свет?» - спрашивает Воланд. «Он не заслужил света, он заслужил покой», - отвечает Левий Матвей.

Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина - подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств.

«Прощайте!» - кричит Воланд; Маргарита и Мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит: «Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

Волшебные чёрные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и Мастера.

«Ваш роман прочитали, - говорит Воланд Мастеру, - и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой».

«Свободен! Он ждёт тебя!» - кричит Мастер, и над чёрной бездной загорается город с садом, к которому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.

А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают.

Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизёрами.

Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, ли видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и Мастер, и Иешуа Га-Ноцри, и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Предварительный просмотр:

Верите ли вы, что роман «Мастер и Маргарита» в литературоведении называют «Евангелие от Михаила»?

Верите ли вы, что описанный в булгаковском романе вечер 1 мая 1929 года в Москве, оказавшийся необычайно жарким, был на самом деле таким?

По сообщениям прессы, 1 мая 1929 года в Москве наблюдалось резкое потепление, необычное для этого времени года, в результате чего температура за один день поднялась от нуля до тридцати градусов.

Верите ли вы, что в первой редакции романа содержалось детальное описание примет Воланда длиной 15 рукописных страниц?


Слайд 2

«Мастер и Маргарита» - роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Вид романа трудно однозначно определить, поскольку произведение многослойно и содержит в себе множество элементов таких жанров, как сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, роман-миф. На его сюжет сделано множество театральных постановок и несколько фильмов.

Слайд 3

Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации распространялся в перепечатанных вручную копиях. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Слайд 4

Высказывались соображения, что замысел романа возник у Булгакова после посещения редакции газеты «Безбожник». Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. В первой редакции роман имел варианты названий «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году. К роману были сделаны черновые наброски, причём здесь уже фигурировали Маргарита и её тогда безымянный спутник - будущий мастер, а Воланд обзавёлся своей буйной свитой.

Слайд 5

Вторая редакция, создававшаяся до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто инженера» Третья редакция, начатая во второй половине 1936 года, первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 году появилось заглавие «Мастер и Маргарита». 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой).

Слайд 6

В произведении - две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. нашего века. Действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад - в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причем эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

Слайд 7

Мастер

Мастер - профессиональный историк, выигравший крупную сумму в лотерею и получивший возможность попробовать себя в литературном труде. Лицо, достигшее наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Мастер пишет роман об Иешуа (Иисус) и Пилате. Мастер пишет роман, по-своему интерпретируя евангельские события, без чудес и силы благодати - как у Толстого. Мастер общался с Воландом - Сатаной, свидетелем, по его словам, произошедших, описываемых событий романа.

Слайд 8

Маргарита

Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с мессиром сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргарита - это символ любви и самопожертвования во имя другого человека

Слайд 9

Воланд

Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка». При первом же появлении повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате). Основной чертой внешности являются дефекты глаз. Внешний вид: «росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Носил дорогой серый костюм, дорогие заграничные туфли под цвет костюма, всегда при себе имел трость, с черным набалдашником в виде головы пуделя; правый глаз черный, левый почему-то зеленый; рот какой-то кривой. Выбрит гладко». Курил трубку и постоянно носил с собой портсигар.

Слайд 10

Свита

Фагот. Один из персонажей свиты Сатаны, всё время ходящий в нелепой клетчатой одежде и в пенсне с одним треснутым и одним отсутствующим стеклом. В своём истинном облике оказывается рыцарем, вынужденным расплачиваться постоянным пребыванием в свите Сатаны за один когда-то сказанный неудачный каламбур о свете и тьме.

Слайд 11

Азазелло. «Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. „Совершенно разбойничья рожа!“ - подумала Маргарита». Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».

Слайд 12

Кот Бегемот. Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота. Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных. В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом.

Слайд 13

Слайд 14

Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жестокий и властный человек, тем не менее успевший проникнуться симпатией к Иешуа Га-Ноцри во время его допроса. Пытался остановить отлаженный механизм казни за оскорбление кесаря, но не сумел этого сделать, о чём всю жизнь впоследствии раскаивался. Страдал сильной мигренью, от которой избавил его во время допроса Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат

Слайд 15

Иешуа Га-Ноцри

Странствующий философ из Назарета, описываемый Воландом на Патриарших прудах, а также Мастером в своём романе, сопоставляемый с образом Иисуса Христа. Имя Иешуа Га-Ноцри обозначает на иврите). Однако данный образ значительно расходится с библейским прототипом. Характерно, что он говорит Понтию Пилату, что Левий-Матвей (Матфей) неправильно записал его слова и что «путаница эта будет продолжаться очень долгое время». Гуманист, отрицающий противление злу насилием.

Слайд 16

Единственный последователь Иешуа Га-Ноцри в романе. Сопровождал своего учителя до самой смерти, а впоследствии снял его с креста, чтобы похоронить. Также имел намерение зарезать ведомого на казнь Иешуа, чтобы избавить его от мук на кресте, но в итоге потерпел неудачу. В конце романа приходит к Воланду, посланный своим учителем Иешуа, с просьбой о даровании покоя для Мастера и Маргариты. Левий Матвей

Слайд 17

Пилат и другие (телефильм, ФРГ, 1971, 90 мин.) Мастер и Маргарита (Россия, 1994) Мастер и Маргарита (телесериал, Россия, 2005, 10 серий ~500 мин.) - реж. Владимир Бортко. Кинокомпания Скотта Стейндорфа, StoneVillageProduction, купила права на экранизацию романа у Сергея Шиловского, внука Е. С. Булгаковой, под названием «Master & Margarita». Роли Мастера и Маргариты могут сыграть Джонни Депп и АнджелинаДжоли. Экранизации

Посмотреть все слайды

Михаил Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Гриценко Наталия
11 – Б класс

2
План
Биография
Творчество
«Мастер и Маргарита»

3
Михаил Булгаков родился в Киеве 15 мая 1891 года. Его отец был профессором Киевской духовной академии. Некоторое время Михаил получал домашнее образование, а потом отец отдал его в очень престижную на тот момент Александровскую гимназию. Это время позволило Булгакову раскрыть свои многочисленные таланты. Он рисовал, писал стихи и прозу, занимался пением. В 1909 году Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета святого Владимира. Во время первой мировой войны вместе со своей супругой Татьяной работал в госпитале. А потом Михаил добровольно ушел на фронт, где обретал опыт работы военным хирургом.

4
После университета началась карьера гражданского врача Михаила Булгакова. В 1919–1921 годах он проживал во Владикавказе. Там он освоил журналистскую профессию и начал писать тексты для театральных выступлений. В 1922 году, находясь уже в Москве, Булгаков опубликовал «Необыкновенные приключения доктора». Затем было много произведений Михаила Булгакова, которые вызывали негодование официальных властей. В частности, цензура запретила публиковать «Собачье сердце».

5
С 1928 года Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита». В итоге это произведение стало культовым в мировой литературе. 10 марта 1940 года гениальный писатель умер, оставив после себя множество уникальных произведений, актуальность которых не утратилась по сей день.

Родители
Отец - Булгаков Афанасий Иванович Мать - Булгакова Варвара Михайловна
6

Жены
Лаппа Татьяна Николаевна (1892-1982) - первая жена, основной прототип персонажа Анны Кирилловны в рассказе «Морфий».
Белозёрская Любовь Евгеньевна (1895-1987) - вторая жена.
Булгакова Елена Сергеевна (1893-1970) - третья жена, хранительница литературного наследия. Основной прототип персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».
7

8
Повести и романы Михаила Булгакова

«Похождения Чичикова» (1922)
«Белая гвардия» (1922-1924)
«Дьяволиада» (1923)
«Записки на манжетах» (, 1923)
«Багровый остров» (1924)
«Собачье сердце» (1987)
«Великий канцлер. Князь тьмы» (1928-1929)
«Копыто инженера» (роман, 1928-1929)
«Тайному другу» (1929,опубликована в 1987)
«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940, опубликован 1973)
«Жизнь господина де Мольера» (роман)
«Театральный роман» («Записки покойника») (1936-1937)

«Классической является та книга, которую некий народ или группа народов на протяжении долгого времени решают читать так, как если бы на ее страницах все было продумано, неизбежно и глубоко, как космос, и допускало бесчисленные толкования» tttttХ.Л. Борхес.

11
Тема романа

Основная тема романа "Мастер и Маргарита" - борьба добра и зла. Большинство персонажей символизируют зло. Жадность, взяточничество, зависть, притворство, предательство и т.д. - все эти качества в большей или меньшей степени являются злом и именно они присущи героям романа. Любовь, напротив, символизирует добро.

В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственными положительны-ми, достойными персонажами. В образах Мастера и Маргариты Булгаков создал простых русских людей. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить их рядом с героями Достоевского и Толстого, жизнь которых переполнена сомнениями, поисками, свойства и качества которых передают лучшие черты и особенности русского национального характера.

13
История создания Романа «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» явился итогом всей жизни Булгакова, его лучшим творением. Роман принес писателю мировую известность, был и остается одним из самых читаемых произведений XX века. Прочитав роман в рукописи, А.А. Ахматова сказала об авторе: «Он гений».Над созданием романа Булгаков работал в течение 12 лет. К концу 30-х годов была завершена 15 глава романа. Елена Сергеевна, жена писателя, отнесла одну главу в газету и ее напечатали. Последовавшая критика ясно дала понять, что о публикации всего романа не может быть и речи. Булгаков пытался сжечь рукопись романа. Однако ему не стало легче. Роман продолжал жить в мыслях писателя. Пророческими оказались слова Воланда: «Рукописи не горят». Вскоре писатель восстановил рукопись. Роман был закончен 22-23 мая 1938 года. 14 мая 1939 года были внесены важные изменения в конец романа и его эпилог.

14
Узнав о смертельной болезни, Булгаков начал диктовать жене поправки к роману и продолжал работать над ним до последних дней своей жизни. Лишь через 30 лет, благодаря усилиям той же Елены Сергеевны, он был напечатан в сокращении в журнале «Москва» (1966-1967 гг.).
Первоначально роман задумывался как продолжение темы «дьяволиады», начатой им в 20-е г. В процессе работы задуманная тема отошла на второй план, уступив место истинным героям.

15
Персонажи

16
Мастер
Профессиональный историк, выигравший крупную сумму в лотерею и получивший возможность попробовать себя в литературном труде. Став писателем, сумел создать гениальный роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, но оказался человеком, не приспособленным к эпохе, в которой жил. Он был доведён до отчаяния гонениями со стороны коллег, жестоко раскритиковавших его произведение. Нигде в романе не упоминается его имя и фамилия, на прямые вопросы об этом он всегда отказывался представляться, говоря - «Не будем об этом». Известен только под прозвищем «мастер», данным Маргаритой. Сам считает себя недостойным такого прозвания, считая его капризом возлюбленной. Мастер - лицо, достигшее наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Мастер, главный герой романа, пишет роман об Иешуа (Иисус) и Пилате. Мастер пишет роман, по-своему интерпретируя евангельские события, без чудес и силы благодати - как у Толстого. Мастер общался с Воландом - Сатаной, свидетелем, по его словам, произошедших, описываемых событий романа.

17
Маргарита Николаевна
Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с мессиром сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргарита - это символ любви и самопожертвования во имя другого человека. Если называть роман, не используя символы, то «Мастер и Маргарита» трансформируется в «Творчество и Любовь».

18
Воланд
Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка». При первом же появлении (в романе «Мастер и Маргарита») повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате). Основной чертой внешности являются дефекты глаз. Внешний вид: «росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Носил дорогой серый костюм, дорогие заграничные туфли под цвет костюма, всегда при себе имел трость, с черным набалдашником в виде головы пуделя; правый глаз черный, левый почему-то зеленый; рот какой-то кривой. Выбрит гладко». Курил трубку и постоянно носил с собой портсигар.

Фагот
Один из персонажей свиты Сатаны, всё время ходящий в нелепой клетчатой одежде и в пенсне с одним треснутым и одним отсутствующим стеклом. В своём истинном облике оказывается рыцарем, вынужденным расплачиваться постоянным пребыванием в свите Сатаны за один когда-то сказанный неудачный каламбур о свете и тьме.
У Коровьева-Фагота есть некоторое сходство с фаготом - длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое.

20
Азазелло
У древних евреев Азазель был козлообразным духом пустыни. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду

21
Кот Бегемот
Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота. Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных. В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом.

Гелла
Ведьма и вампир из свиты Сатаны, смущавшая всех его посетителей привычкой не носить на себе практически ничего. Красоту её тела портит только шрам на шее. В свите Воланда играет роль горничной. Воланд, рекомендуя Геллу Маргарите, говорит, что нет той услуги, что она не смогла бы оказать.

23
Михаил Александрович Берлиоз
Председатель МАССОЛИТа - литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. На балу Сатаны его дальнейшая судьба была определена Воландом по теории, согласно которой каждому будет дано по вере его…. Берлиоз предстает перед нами на балу в образе собственной отрезанной головы. В дальнейшем голова была превращена в чашу в виде черепа на золотой ноге, с изумрудными глазами и жемчужными зубами….крышка черепа была откинута на шарнире. В этой-то чаше дух Берлиоза и обрел небытие.

24
Символы

25
Москва - глобальный символ романа. В.И.Немцев называет ее «сгустком «земных» проблем, крепко привязанных к советским реалиям». В романе Булгакова Москва символизирует хаос, беспорядок, водоворот. Это чувствует Рюхин, возвращаясь из клиники Стравинского: «Вот и лес отвалился..., и река ушла куда-то в сторону, навстречу грузовику сыпалась разная разность..., - словом, чувствовалось, что вот-вот она, Москва, тут же, вон за поворотом, и сейчас навалится и охватит.» Это видит Маргарита, пролетая над «реками кепок», от которых «отделялись ручейки и вливались в огненные пасти ночных магазинов»: «Э, какое месиво! - сердито подумала Маргарита, - тут повернуться нельзя.» О фетишизме москвичей говорит В.Г.Маранцман: «В романе коммунистическая Москва представлена как шаг назад от христианства, возвращение к культу вещей и бесов, духов и призраков»

Слайд 1

Мастер и Маргарита
История создания романа

Слайд 2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Слайд 3

Время начала работы
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий:
«Черный маг» «Копыто инженера» «Жонглер с копытом» «Сын В.» «Гастроль»

Слайд 4

Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Слайд 5

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок«Фантастический роман» и варианты названий:
«Великий канцлер» «Сатана» «Вот и я» «Черный маг» «Копыто консультанта»

Слайд 6

Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы»
Но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…

Слайд 7

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»…

Слайд 8

Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…

Слайд 9

Роман «Мастер и Маргарита»
Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров:
человеческого (все люди в романе) библейского (библейские персонажи) космического (Воланд и его свита)

Слайд 10

Самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира – частные. Один из них – человеческий, микрокосм; другой – символический, т.е. мир библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает, как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человек есть «внешний» и «внутренний». И последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего зем-ного тела.