» » Профессия вышивальщица. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования

Профессия вышивальщица. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования

31.5

Для друзей!

Справка

Человеку всегда хотелось перенести красоту мира в свой быт. На основе этого зарождались искусства, в том числе и искусство вышивания. С давних времён женщины украшали вышивкой одежду. Эта работа требовала мастерства и длительного кропотливого труда. Работы мастериц ценились и передавались из поколения в поколение. Благодаря этому мы можем сейчас увидеть реальные образцы работы вышивальщиц разного времени. Особенно это важно для изучения и сохранения традиций народного костюма.

Тяга к красоте никогда не исчезнет. И, хотя современный текстиль поражает разнообразием красок и узоров, искусство вышивальщиц не просто востребовано, но и выходит на новый уровень, как и многие .

Интересный факт. Вышивальщица из Вильнюса Северия Инсираускайте-Криауневисиене занимается вышивкой на металлических поверхностях крестом. В числе её работ вышитые ложки, вёдра, лопаты, сковородки и даже дверцы и капоты машин.

Описание деятельности

Нет такого человека, кто не имел бы вышитого предмета. Что только не украшают вышивками, всего и не перечислить.

Вышивку выполняют либо в ручную, либо на вышивальных машинах. На производствах могут использоваться высокотехнологичные машины с программным управлением, способные использовать до 18 нитей разных оттенков одновременно. Так что современная мастерица может вышивать с помощью клавиатуры и мышки.

Однако ручная вышивка до сих пор высоко ценится за её неповторимость. Она требуется при изготовлении эксклюзивных вещей. Например, высокой моды часто используют вышивки в своих коллекциях. Вышивальщицы вручную работают с разными нитями, лентами, бисером, стеклярусом, жемчугом и даже драгоценными камнями.

Мастер ручной вышивки может работать как на дому, так и на производствах, в художественных студиях в команде с дизайнерами, фольклористами. Работа требует напряжения зрения, долгого нахождения в статичной позе без движения. Поэтому есть требования к здоровью.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Трудовая обязанность вышивальщицы - создавать вышивки.

В процессе работы ей приходится выполнять различные стежки в разных техниках, продёргивать нити, подбирать бисер, нити и другие материалы по образцу, примётывать детали, вырезать узоры по контуру,надрезать и продёргивать нити, выполнять мережки, рассчитывать положение рисунка, делать разметки и множество других операций в зависимости от сложности выполняемой работы.

В обязанность так же входит исправление простейших неполадок в машине, заправка станка, работа с программами.

Особенности карьерного роста

Уровень мастерства вышивальщицы устанавливается присвоением разряда. Всего в этой профессии существует 6 разрядов, так что возможность профессионально расти есть. Тем более, что от высоты разряда зависит заработная плата.

Одни совершенствуются в ручной вышивке, другие в машинной. Из мастеров, отлично владеющих компьютерной вышивкой и имеющих художественный вкус, может получиться . При желании вышивальщица может получить дополнительное образование, например, по специальности и работать художником по костюмам, .

В ручной вышивке также ценятся мастера индивидуальных проектов, где им часто приходят другие специалисты: ,

Тема: "Экскурс в профессию вышивальщицы" для 8 «а» класса

Цель: Сформировать у учащихся знание особенностей профессии «вышивальщица». Профессиональная ориентация учащихся, стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся.

Задачи: обобщить понятие о профессии «вышивальщица»;

подготовка к дальнейшему профессиональному самоопределению;

Коррекция познавательной деятельности учащихся;

воспитывать аккуратность и опрятность в работе; уважение к людям труда.

Оборудование : заготовки шаблонов из ткани для мережки; экран, проектор, компьютер, инструкционные карты, нитки, иголки

Ход урока

    Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II .Повторение пройденного материала

Учитель: Здравствуйте, девушки! Здравствуйте, девушки! При трудоустройстве на фабрику по изготовлению салфеток с мережкой будущий работник проходит конкурсный отбор, давайте и мы с вами попробуем пройти испытание и попробовать себя в качестве вышивальщиц на фабрике..

Для этого необходимо показать знания и умения:

    Ответить на вопросы

    Выполнить практическую работу

А для начала я предлагаю вам заполнить анкету.

Заполнили?

А сейчас вам необходимо ответить на поставленные вопросы которые будут на слайдах, для этого перевернем анкету и на обратной стороне пишем номер вопроса и ответ.

Вопросы на слайдах.

1. Вышивка-это:

а) отделка в швейном изделии

б) карман в швейном изделии

в) вид рукава в швейном изделии

2. Что такое мережка? (один из видов ажурной вышивки)

3. Перечислить основные виды мережек («кисточка», «столбик», «раскол» и «снопик»)

4. Какие ткани используют для выполнения мережки? (ткани полотняного переплетения: льняные, хлопчатобумажные и шелковые)

5. Какими нитками выполняют мережку? (хлопчатобумажными или шелковыми нитками белого цвета или по цвету ткани)

6. Какие изделия украшают мережкой? (скатерти, салфетки, полотенца, постельное белье, блузки, платья, детскую одежду)

7.К какому виду отделки относятся вышивка

А) к постоянной

Б) съемной

8.какие инструменты необходимы для выполнения вышивки

9.Какое приспособление используют для натягивания ткани при выполнении вышивки.

Ответили?

Ответьте на , кто знает, чем занимается вышивальщица, что это за профессия.

Ученик: Это человек, занимающийся вышиванием.

Учитель: Вышивальщица – специалист, работающий на предприятиях швейной промышленности, вышивающий рисунки, узоры, орнаменты, картины на тканях, трикотажном полотне, Подбирает по образцу нитки, бисер, выполняет вышивки в раз личных техниках, мережки, сетки.

Использует в работе ручные средства труда (пяльца, нитки и иголки) и специальные вышивальные машины.

Учитель: А какими личностными качествами должен обладать специалист по вышиванию?

Специалист по вышиванию должен обладать такими личностными качествами , как спокойствие, терпение, склонность к выполнению однообразных и монотонных действий, устойчивое внимание, усидчивость, аккуратность.

Учитель: А профессиональными качествами?

К профессионально важным качествам относятся:

    отличное зрение и точный объемный глазомер;

    тонкая осязательная чувствительность пальцев рук, общее развитие зрительно-моторной координации, хорошая координация рук, их ловкость, сноровка и быстрота, высокая тактильная чувствительность пальцев;

    физическая выносливость, способность интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности;

    умение переключаться с выполнения одной операции на другую;

    хорошая зрительная память;

    тонкое цветоразличение;

    хорошее пространственное воображение.

Учитель: А какие медицинские противопоказания вы считаете могут быть?

Медицинские противопоказания

    Профессия вышивальщицы не рекомендуется лицам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушением функций работы рук, нарушение зрения; варикозным расширением вен, миопией высокой степени; психическими расстройствами, эпилепсией; хроническими заболеваниями бронхолегочной системы; аллергическими реакциями на пыль, продукты животного и растительного происхождения, полимерные материалы.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам познакомится с требованиями к профессиональной подготовке. Для принятия вас на предприятие вышивальщицами вам необходимо познакомится с требованиями профессиональной подготовки для того чтобы иметь представление о том что должна знать и уметь вышивальщица.

Требования профессиональной подготовки:

Вышивальщица должна знать : виды декоративно-прикладного искусства; общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения; классификацию швейных и вышивальных машин (автоматов и полуавтоматов); технологию машинной вышивки; особенности рисунка и технику его выполнения; технику выполнения золотошвейных работ; технику выполнения декоративных швов; варианты сочетаний машинной и ручной вышивки; безопасные методы и приемы работы на швейном оборудовании

Вышивальщица должна уметь : разрабатывать рисунки для вышивки; подбирать материалы по их назначению; вышивки гладью, вышивки крестом различной сложности, ажурные вышивки, мережки, ришелье, осуществлять техническое обслуживание оборудования машинной вышивки; подбирать соответствующие материалам нитки для машинной вышивки; выполнять художественную вышивку на автоматах и полуавтоматах.

Учитель: Ну вот вы познакомились с основными требованиями к профессии вышивальщица и имеете о ней некоторое представление.

III .Физ.минутка. На каждом предприятии есть свои традиции. И на нашей фабрики есть традиции и одна из них выполнять производственную гимнастику. Цель которой повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний. Для выполнения производственной гимнастики попрошу всех дружно встать.

Руки вверх мы поднимаем

Влево, вправо, вверх и вниз. (2 раза)

Маховое колесо на себя крутить не просто

Чтоб педаль вращать в машине

Мышцы сильные нужны,

Значит будем приседать,

Сидя прыгать и скакать,

Чтобы глазки не болели,

Будем ими мы моргать.

Чтобы ручки не млели,

Будем ими мы махать.

За работу принимайся

Да смотри-ка постарайся

Будь в работе аккуратен

Ты людей, друг, не смеши

И в работе не спеши.

IV .Практическая работа

А теперь у нас с вами другое направление, где вы должны показать свои знания, умения и навыки.

Прежде чем приступить к выполнению зачетной работы вам необходимо повторить технику безопасности при работе с инструментами.

Опасности в работе:

повреждение пальцев иглой

травма руки ножницами;

травма глаз.

Что нужно сделать до начала работы:

положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

Что нужно делать во время работы:

быть внимательной к работе;

вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Что нужно сделать по окончании работы:

убрать рабочее место.

Вам необходимо выполнить мережку в соответствии с требованиями. При выполнении зачетной работы вам можно и нужно пользоваться инструкционной картой.

При проверке выполненного изделия будут учитываться следующие критерии оценивания выполненной работы:

1. Соблюдение техники безопасности

2. Чтобы кисточки имели одинаковую толщину.

3. Стежки выполнены на одном уровне

4. Работа имела аккуратный вид

Чтобы кисточки имеют одинаковую толщину

Стежки выполнены на одном уровне

Работа имеет аккуратный вид

итог

Копылова

Пакишева

Шадрина

Щетинина

0 балл- недостаточный уровень

1 балл- низкий уровень

2 балла- средний уровень

3 балла- достаточный уровень

4 балла- высокий уровень умений

V .Итог

Вы узнали особенности, профессии вышивальщица и каждая из вас сделала для себя вывод.

Как вы думаете «вышивальщица» профессия сложная.

Много знаний и умений она требует от человека, который ей занимается.

Если у вас у кого-то желание приобрести данную профессию.

Мастер машинной вышивки - специалист по работе на вышивальной машине. Профессия подходит тем, кого интересует труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Вышивальщица выполняет вышивку, аппликацию, декоративные строчки на текстильных изделиях по заданным эскизам. Перед этим она сама подбирает необходимые нити, готовит машину к работе.

Вышивальные машины могут быть как ручными, так и автоматическими (программируемыми). На программируемых машинах работают программисты-операторы машинной вышивки. А вышивку на подобных станках также называют компьютерной вышивкой.

Рабочее место

Вышивальщицы машинной вышивки работают в ателье, модельных домах, на швейных фабриках и т.п. Также вышивальщица может работать индивидуально, организовав рабочее место на дому.

Важные качества

Для вышивальщицы важны склонность к ручному труду и декоративно-прикладному искусству, хорошо развитая мелкая моторика, хорошая зрительная память и правильное восприятие цветов.

К минусам работы на ручной вышивальной машине можно отнести шум, необходимость напрягать зрение и подолгу сидеть в однообразной «рабочей» позе. Проблемы опорно-двигательного аппарата (в частности, с позвоночником), нервной системы, так же, снижение зрения являются противопоказаниями для этой профессии.

Однако программируемые вышивальные машины (автоматы) снимают некоторые из перечисленных проблем. Работа программиста машинной вышивки по-прежнему остаётся сидячей, но не столь напряжённой для спины.

Знания и навыки

Вышивальщице необходимо владеть основами композиции, цветовой гармонии, понятием о тоне и его назначении. Знать различные техники выполнения вышивки для достижения нужного эффекта (таких, как объём, полутень и пр.), уметь работать по эскизу или образцу, рассчитывать расположение вышивки на изделии. Знать виды используемых материалов.

Для работы на автоматической (программируемой) вышивальной машине нужно знать процесс оцифровки эскиза: с помощью компьютерной программы в соответствии с эскизом подбирать типы стежков, их размеры и направление, чтобы вышитая схема не искажалась и не перекашивалась. Независимо от типа машины, вышивальщица должна знать её устройство и уметь обращаться с ней.

Где учат

Специальность вышивальщицы машинной вышивки можно получить в профессиональном училище или колледже, а также в учебно-производственных комбинатах крупных предприятий.

Оксана Гарькова
Профессия «Вышивальщица». Знакомство с новой профессией. Адаптированное занятие для детей с нарушениями слуха

Конспект занятия

«Профориентация »

Воспитатель : О. В. Гарькова

Тема : Профессия вышивальщица

Занятие : Профориентация

Тип занятия : Информационно-ознакомительный

Форма : беседа

Цель : Познакомить с профессией вышивальщица .

Задачи :

- познакомить с новой профессией «Вышивальщица » .

Подготовка к дальнейшему профессиональному самоопределению ;

Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

Вырабатывать у воспитанниц интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом;

Обогащение и активизация словарного запаса.

Словарь : Вышивальщица , швейная промышленность, вышивальные машины , вышивка вручную , гладью, ришелье, цветовая гармония.

Оборудование : компьютерная презентация, таблички со словами.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель :

1. Приготовьтесь к занятию

2. Установка на правильную посадку :

Девочки, сядьте правильно, следите за осанкой.

3. Проверка работы слуховых аппаратов : Как вы меня слышите?

Дети :- Я приготовилась

Я слышу хорошо

Установка на деятельность

Воспитатель :

1. Установка на правильное произношение речевого материала :

Говорите хорошо, правильно, с ударением.

Говорите слитно, выразительно.

2. Установка на слуховое восприятие :

Слушайте внимательно. Если вы что-то не поняли, спрашивайте.

3. Какое сейчас занятие ?

4. Что будем делать? (Чем будем заниматься)

Сегодня вы узнаете о профессии Вышивальщица .

(слайд 1)

Дети :

Сегодня занятие «Профориентация »

Будем говорить о профессиях

Основная часть

Воспитатель :Девочки, кто знает, чем занимается вышивальщица , что это за профессия ? Давайте откроем словарь и посмотрим, что в нем сказано об этой профессии ?

Ответы детей :

Из словаря Ожегова мы узнали, что Вышивальщик или вышивальщица – человек , занимающийся вышивкой .

В словаре Ожегова Вышивальщик - человек , занимающийся вышиванием . В. по шелку. || ж. вышивальщица , -ы. Шеея-в.

4Воспитатель :Сейчас, давайте посмотрим и послушаем информацию о

«Истории вышивки » , которую подготовила Настя, Алсу будет ей в этом помогать, перелистывать слайды.

Дети рассказывают всем воспитанницам заранее подготовленный рассказ.

Алсу помогает перелистывать картинки презентации, Настя рассказывает воспитанницам устно, при помощи жестов и дактиля.

Девочки знакомятся с информацией , читая с экрана вслух , сопровождают дактилем

Традиции народной вышивки богаты и разнообразны, с помощью вышивки можно узнать в какой стране вышивали изделие , и в каком городе. Давно одежда с вышивкой была для богатых людей. Ею украшались белье и костюмы, сшитые, как правило, из дорогих тканей – бархата и шелка. Узоры выполнялись шелковыми нитками, а иногда и канителью – серебряной и золотой. Все женщины были обязаны владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свободное время. (слайд 2)

С течением времени сельские девушки-вышивальщицы , приобретя необходимый опыт и сноровку, стали использовать некоторые рисунки для украшения отдельных частей своей одежды или предметов быта. (слайд 3)

Народные вышивки выполнялись обычно на полотне или холсте нитями льна и конопли, которые крестьянки сами окрашивали в домашних условиях в основные цвета : желтый, синий, красный и черный. (слайд Искусно вышитый таким образом узор превращал любую, даже самую немудреную ткань в подлинное произведение искусства. (слайд 5)

На Руси вышивкой издавна занимались женщины всех социальных слоев и бедные и богатые. В XIX веке возникли вышивальные промыслы , к этому мастерству приобщились и мужчины. Ведь работа на машине, с помощью которой вышивали , требовала больших физических усилий. В Петербурге были целые династии знаменитых вышивальщиков : Мазуркевичи, Давыдовы. (слайд 6- 17)

Воспитатель :Умницы девочки, Кристина спасибо, садись на свое место. Алсу, спасибо, садись на свое место. Девочки, вы подготовили очень интересную информацию.

Дети :- Пожалуйста.

Воспитатель :

Девочки, подумайте и скажите, какими качествами должен обладать человек, который хочет получить профессию вышивальщица ?

Ответы детей .

Воспитатель :

Художественный вкус, чувство цвета, умение видеть

готовое изделие с первых стежков – все эти качества, наряду с терпением, усидчивостью и целеустремленностью, развивает нелегкий, но почетный труд вышивальщицы . (слайд 18)

В процессе работы вышивальщица следит за работой оборудования, качеством окраски текстильных ниток и материалов. Столь разные по сложности и трудоемкости, техники вышивки сходны в одном : все они требуют от художника в первую очередь аккуратности, усидчивости и терпения. Девушки, спокойные по характеру, добиваются большего успеха в мастерстве ручной вышивки , требующей особого терпения и опыта. Темпераментным же мастерицам будет интересно научиться творить при помощи вышивальных автоматов и полуавтоматов, совместив преимущества ручной и машинной работы. (слайд 19)

Воспитатель : А сейчас проведем Физ. минутку, фонетическую зарядку.

Сейчас, Вероника познакомит нас с требованиями , к .

Вероника знакомит , с заранее отработанным материалом, других воспитанниц.

Вероника рассказывает воспитанницам устно, при помощи жестов и дактиля.

Требования к профессиональной подготовке вышивальщиц

Вышивальщица должна четко представлять себе роль декоративной отделки в костюме, ее влияние на индивидуальный характер одежды в современной моде.

Поэтому в процессе подготовки вышивальщиц учат особенности вышивки на тканях различных групп, учащиеся осваивают технику и приемы выполнения всех видов вышивки . Например, изучают приемы заполнения разделками и ажурами, учатся рассчитывать и располагать рисунок, осваивать технику и приемы всех видов вырезки.

Будущих вышивальщиц знакомят с устройством и обслуживанием машин. Для получения легко выполнимого узора на машинах-полуавтоматах необходимо в совершенстве знать их технические возможности и все, что связано с изготовлением и влажно-тепловой обработкой изделия с вышивкой .

Работают вышивальщицы в ателье индивидуального пошива, производя вышивки непосредственно на моделях одежды и заказах; на специализированных предприятиях, в театральных мастерских. Доброжелательность, вежливость в общении с товарищами по бригаде помогут быстрее освоить все тонкости профессии , преодолеть монотонность и однообразие некоторых операций. Но и для замкнутых по характеру людей при должном упорстве и трудолюбии в этой профессии откроются любые высоты мастерства.

Медицинские противопоказания : Вышивальщицей может быть каждая девушка, имеющая нормальное здоровье и хорошее зрение. Эта профессия не рекомендуется людям с высокой степенью близорукости и пониженным цветоощущением.

Воспитатель :

Молодец, Вероника, спасибо, садись на свое место. Вероника ты подготовила очень интересную информацию.

Вероника :

Пожалуйста.

Подведение итога

Воспитатель : Итак, сегодня мы с вами очень интересно побеседовали, вы узнали много нового , девочки подготовили заранее и поделились с нами новой информацией .

А теперь давайте вспомним, о чем сегодня на занятии мы говорили ?

Дети :- Сегодня мы говорили о :

О новой профессии вышивальщица ;

Об истории профессии ;

О том, что делает вышивальщица ;

О том, где учится вышивальщица и др . ответы воспитанниц

Оценка деятельности

Воспитатель. Умницы девочки, вы приняли активное участие в занятии .