» » Развитие географической науки в России XIX века. Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века Важные географические открытия 18 19 веков

Развитие географической науки в России XIX века. Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века Важные географические открытия 18 19 веков

Географические открытия эпохи Петра $I$

Окончание $XVII$ века ознаменовалось выходом российских землепроходцев и ученых к Тихому океану, открытием Чукотки, описанием берегов Камчатки.

В России конец XVII века ознаменовался восшествием на престол царя Петра $I$. Конец $XVII$ и начало $XVIII$ веков в России называют «петровскими временами» или «эпохой Петра I ». Эти времена ознаменовались коренной перестройкой и ломкой прежних стереотипов и укладов общественной жизни, экономики, внутренней и внешней политики России.

Петр $I$ стремился создать мощное государство с, как сказали бы сейчас, конкурентоспособной экономикой, независимой от иностранных поставщиков. Развитие производства требовало много сырья. По приказу царя было снаряжено целый ряд экспедиций для изучения природы и полезных ископаемых европейской части России (особенно северных регионов). Был создан «Корпус военных топографов». Начались работы по уточнению и систематизации карт «Государства Российского». Укреплялись позиции россиян в Сибири и на Дальнем Востоке. «Нерчинский мир» позволил уточнить границу России с Китаем. В $1701$ году С. У. Ремезов выпустил первый отечественный атлас – «Чертёжная книга Сибири». Самым важным достижением географических исследований «петровских времен» считается организация Камчатских экспедиций под командованием Витуса Беринга.

Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова ($1725–30$ гг) во второй раз открыла пролив между Евразией и Северной Америкой, исследовала побережье Камчатки, острова Диомида.

Вторая Камчатская экспедиция $1733–43$ гг, возглавляемая В. Берингом, вошла в историю русских географических открытий под названием Великой Северной, иногда её называют Сибирско-Тихоокеанской.

Были открыты Командорские и Алеутские острова, исследовались берега Северной Америки, Курильские острова.

В средине $XVIII$ века пять отрядов провели картографическую съемку и описание северного побережья России на восток от Архангельска. В $1742 $ году С. И. Челюскин достиг крайней северной точки Евразии и нанес ее на карту.

«Ломоносовский» период исследований

Середина$ XVIII$ века заслужено носит название «Ломоносовского периода изучения России ». Именно был инициатором многих направлений изучения природы России. Он обобщил материал исследований природы Севера России, составил схемы движения льдов, выдвинул идею «Северного Морского пути». Для этого он добился снаряжения секретной полярной экспедиции В. Я. Чичагова. Кроме того Михаил Васильевич был организатором систематических картографических и геодезических работ для географического изучения страны. Ломоносов впервые попытался выделить на территории России экономические районы. Благодаря его инициативе были собраны богатейшие коллекции минералов, проведена разведка многих видов полезных ископаемых. Во второй половине $XVIII$ века Российская Академия Наук организовала целый ряд экспедиций (они известны как академические) с целью изучения азиатской части страны. В состав этих экспедиций входили такие ученые, как:

  • П.С. Паллас,
  • И.И. Лепёхин,
  • С.Г. Гмелин,
  • И.С. Георги,
  • И.П. Фальк
  • и др.

Географические открытия в России в XIX веке

В $XIX$ продолжалось изучение природы внутренних районов России экспедициями Академии Наук. Экспедиция А.Ф. Миддендорфа исследовала Среднюю Сибирь от Таймыра до Красноярска. Юг Дальнего Востока изучал Г.И. Невельской. Он открыл пролив между материком и Сахалином, доказав, что Сахалин - остров.
Изучались богатства Урала и Алтая.

Замечание 1

Некоторые открытия были, на самом деле, «закрытиями». Так, например, не были обнаружены «Земля Андреева», «Земля Санникова».

Но в то же время были открыты Новосибирские острова, изучалась система арктических течений.

Для изучения природы России много сделал П. П. Семёнов-Тян-Шанский, который более $40$ лет возглавлял Русское географическое общество. В.В. Докучаев, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев изучали почвенный покров и природные зоны России.

Активизация производственных отношений повлекла и активизацию географических исследований прикладного и экономического характера. Мало кто знает, что в конце XIX века вышла работа В. И. Ульянова (Ленина ) «Развитие капитализма в России». В этой работе был не только дан анализ развития и размещения производственных сил, но и проведено научно обоснованное экономико-географическое районирование территории России.

Современные географические исследования

Начало $ХХ$ века в России ознаменовалось войнами. Сначала это была русско-японская, затем – первая мировая, которая перешла в гражданскую. На военные события наложились революционные события $1905-1907$ и $1917$ годов. В этот период были свернуты все научно-исследовательские программы. Только с $20$-х годов начинает налаживаться мирная жизнь и, следовательно, экономическая деятельность. Индустриализация $30$-х годов активизировала дальнейшее изучение природно-ресурсного потенциала молодой Страны Советов. Изучались малоизвестные районы Арктики (экспедиции И. Д. Папанина, О. Ю. Шмидта).

Экспедиция «папанинцев» на станции «Северный Полюс $1$» позволила изучить движение льдов и особенности климата в районе полюса.

В $30$-е годы О.Ю. Шмидт возглавлял изучение морей Северного Ледовитого океана, руководил работой Главсевморпути.

Обследовались в это же время территории Урала, Поволжья, Западной Сибири, Якутии, Алтая, Саян, Прибайкалья.

Развивалась экономическая география. Лев Семенович Берг считается основоположником экономической географии в СССР. А его учебник долгое время был лучшим учебником экономической географии.

В годы Великой Отечественной войны пришлось снова свернуть многие научные программы. Но результаты довоенных экспедиций позволили пережить утрату месторождений многих полезных ископаемых на территории Европейской части Советского Союза.

После окончания войны внимание ученых было обращено на возможность освоения плодородных целинных земель для скорейшего обеспечения населения страны продовольствием. Была принята и программа сооружения сети гидроэлектростанций (для получения дешевой электроэнергии). Для защиты Европейской части Советского Союза от суховеев из Азии была разработана система сооружения защитных лесополос и лесомассивов. Эти программы, к сожалению, были не всегда научно обоснованными, поэтому в ряде случаев были понесены экономические убытки. Учитывая подобные ошибки и просчеты, со второй половины $XX$ века географическая наука стала больше внимания уделять экологическим аспектам природопользования, последствиям человеческого влияния на природу.

Важную роль подобные исследования играют сейчас при активном освоении районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Большую помощь в современных исследованиях оказывают методы аэро- и космической съемки.

Замечание 2

Современные эконом-географы уделяют внимание изучению размещения производственных сил и ресурсов, усовершенствованию экономического районирования территории страны.

В 1803 г. по указанию Александра I была предпринята экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии наук Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Это был один из крупнейших мореплавателей и ученых-географов века. В ходе экспедиции были впервые нанесены на карту более тысячи километров берегов о. Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о территориях, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были доложены в Академии наук. Они были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного вначале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества и воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852). Он был участником первой русской кругосветной экспедиции, а после ее возвращения командовал фрегатом «Минерва» на Черном море. В 1819-1821 гг. ему было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (которым командовал он) и «Мирный» (командиром был назначен Михаил Петрович Лазарев). Проект экспедиции был составлен Крузенштерном. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время никому Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов в архипелаге Туамоту, названная островами Россиян. Каждый из них получил имя известного военного или морского деятеля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова и др). После новой стоянки в Сиднее экспедиция вновь двинулась к Антарктиде, где были открыты о. Петра I и берег Александра I. В июле 1821 г. она возвратилась в Кронштадт. За 751 день плавания русские корабли прошли путь протяженностью около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, были также привезены ценные этнографические и биологические коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента. Позже оба руководителя экспедиции героически проявили себя на военной службе Отечеству. А М. П. Лазарев после разгрома турок при Наваринском сражении (1827) был назначен главным командиром Черноморского флота и русских портов на Черноморском побережье.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины века стал Геннадий Иванович Невельской (1813-1876). Имея еще с XVIII в. обширные владения на Дальнем Востоке, Россия так и не преуспела в их освоении. Не были известны даже точные пределы восточных владений страны. Тем временем внимание к Камчатке и другим русским территориям стала проявлять Англия. Это заставило Николая I по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева (Амурского) снарядить в 1848 г. специальную экспедицию на восток. Во главе ее был поставлен капитан Невельской. В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский Пост (Николаевск-на-Амуре). экспедиция география россия

Первое русское кругосветное путешествие на кораблях «Нева» и «Надежда».

В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.

Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.

Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. Эти суда, "Надежда" и "Нева", Лисянский купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени.

Цена за покупку "Надежды" и "Невы" была собственно равна 17000 фунтов стерлингов, но за исправления их пришлось ещё доплатить 5 000 фунтов. Корабль "Надежда" насчитывал уже три года со дня своего спуска на воду, а "Нева" всего лишь пятнадцать месяцев. "Нева" имела водоизмещение в 350 тонн, а "Надежда" -- в 450 тонн.

В Англии Лисянский купил ряд секстантов, лель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтивгтона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона.

Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения долгот и широт и ориентировки корабля. Лисянский позаботился приобрести целую аптеку лекарств и противоцинготных средств, так как в те времена цинга была одним из наиболее опасных заболеваний во время длительных плаваний. В Англии было закуплено также снаряжение для экспедиции, в том числе удобная, прочная и соответствующая различным климатическим условиям одежда для команды. Имелся запасный комплект белья и платья. Для каждого из матросов были заказаны тюфяки, подушки, простыни и одеяла. Корабельная провизия была самая лучшая. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течение целых двух лет, точно так же, как и солонина, посол которой отечественной солью был произведён купцом Обломковым. Команда "Надежды" состояла из 58 человек, а "Невы" из 47. Они были отобраны из матросов-добровольцев, которых оказалось так много, что всех желающих участвовать в кругосветном путешествии могло бы хватить на комплектование нескольких экспедиций.

Следует отметить, что никто из членов команды не участвовал в дальних плаваниях, так как в те времена русские корабли не спускались южнее северного тропика. Задача, которая стояла перед офицерами и командой экспедиции, была нелёгкой. Они должны были пересечь два океана, обогнуть опасный мыс Горн, славившийся своими бурями, подняться до 60° с. ш., посетить ряд мало изученных берегов, где мореплавателей могли ожидать не нанесённые на карту и никем не описанные подводные камни и другие опасности. Но командование экспедиции было настолько уверено в силах её "офицерского и рядового состава", что отклонило предложение взять на борт нескольких иностранных матросов, знакомых с условиями дальних плаваний. Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели Тилезиус фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер. Горнер был швейцарец по происхождению. Он работал в известной в то время Зеебергской обсерватории, руководитель которой рекомендовал его графу Румянцеву. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств.

Художник и учёные находились вместе с русским посланником в Японии, Н.П. Резановым, и его свитой на борту большого корабля -- "Надежды". "Надеждой" командовал Крузенштерн. Лисянскому было поручено командование "Невой". Хотя командиром "Надежды" и начальником экспедиции по Морскому министерству числился Крузенштерн, но в инструкции, переданной Александром I русскому послу в Японии, Н. П. Резанову, он назывался главным начальником экспедиции. Это двойственное положение было причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между Резановым и Крузенштерном. Поэтому Крузенштерн неоднократно обращался с донесениями в Управление Российско-Американской компании, где писал, что он призван по высочайшему повелению командовать над экспедицией и что "оная вверена Резанову" без его ведения, на что он никогда бы не согласился, что должность его "не состоит только в том, чтобы смотреть за парусами", и т. д. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном обострились настолько, что среди экипажа "Надежды" произошёл бунт.

Русский посланник в Японии, после ряда неприятностей и оскорблений, принуждён был удалиться в свою каюту, из которой он не выходил уже до приезда в Петропавловск-на-Камчатке. Здесь Резанов обратился к генерал-майору Кошелеву, представителю местной административной власти. Против Крузенштерна было назначено следствие, которое приняло неблагоприятный для него характер. Учитывая положение, Крузенштерн публично извинился перед Резановым и просил Кошелева не давать следствию дальнейшего хода. Только благодаря любезности Резанова, который решил прекратить дело, Крузенштерн избежал крупных неприятностей, которые могли бы иметь роковое последствие для его карьеры.

Приведенный эпизод показывает, что дисциплина на корабле "Надежда", которым командовал Крузенштерн, была не на высоте, если такое высокое и облечённое особыми полномочиями лицо, как русский посланник в Японии, мог подвергнуться со стороны экипажа и самого капитана "Надежды" ряду оскорблений. Не случайно, вероятно, и то обстоятельство, что "Надежда" в течение своего плавания несколько раз находилась в весьма рискованном положении, в то время как "Нева" только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам. Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности.

Хотя первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, но затем у Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были разъединиться. "Надежде", согласно плану экспедиции, следовало идти на Камчатку, где она должна была оставить свой груз. Затем Крузенштерну следовало отправиться в Японию и доставить туда русского посла Н.П. Резанова со свитой. После этого "Надежда" должна была снова вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в Кантон для продажи. Путь "Невы", начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был идти "а северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка "Невы", а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей -- "Невы" и "Надежды". Из Кантона оба корабля должны были направиться в Россию мимо мыса Доброй Надежды. Этот план был осуществлён, хотя и с отступлениями, вызванными штормами, задолго разъединившими корабли, а также продолжительными остановками для необходимых починок и пополнения продовольствия.

Естествоиспытатели, присутствовавшие на кораблях, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции, производились наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра, систематические астрономические наблюдения для определения долгот и широт и установил координаты целого ряда посещённых экспедиций пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где имелись стоянки.

Если особые задания экспедиции в русских колониях были успешно выполнены, то этого нельзя сказать о той части планов экспедиции, которая была связана с организацией посольства в Японию. Посольство Н.П. Резанова не увенчалось успехом. Хотя он и был окружён вниманием и всевозможными знаками почёта и уважения по прибытии в Японию, но завязать торговые отношения с этой страной ему не удалось.

5 августа 1806 года "Нева" благополучно прибыла на Кронштадтский рейд. Грянули пушечные салюты "Невы" и ответные залпы Кронштадтской крепости. Таким образом, "Нева" пробыла в плавании три года и два месяца. 19 августа прибыла "Надежда", которая находилась в кругосветном плавании на четырнадцать дней дольше, чем "Нева".

Первое русское кругосветное плавание составило эпоху в истории русского флота и доставило мировой географической науке ряд новых сведений о малоисследованных странах. Целый ряд островов, которые были посещены Лисянским и Крузенштерном, были только незадолго перед тем открыты мореплавателями, и их природа, население, его обычаи, верования и хозяйство оставались почти совершенно неизвестными. Такими были Сандвичевы (Гавайские) острова, открытые в 1778 году Куком, менее чем за тридцать лет до их посещения русскими моряками. Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в её естественном состоянии, еще не изменённую соприкосновением с европейцами. Мало были изучены и Маркизские и Вашингтоновы острова, а также остров Пасхи. Неудивительно, что описания русского кругосветного путешествия, сделанные Крузенштерном и Лисянским, возбудили живейший интерес у широкого круга читателей и были переведены на ряд западноевропейских языков. Материалы, собранные во время путешествия "Невы" и "Надежды", представляли большую ценность для изучения первобытных народов Океании и северной части Тихого океана. Наши первые русские путешественники наблюдали эти народы в стадии родовых отношений. Они впервые подробно описали своеобразную, древнюю гавайскую культуру с её непреложными законами "табу" и человеческими жертвоприношениями. Богатые этнографические коллекции, собранные на кораблях "Нева" и "Надежда", вместе с описаниями обычаев, верований и даже языка островитян Тихого океана, послужили ценными источниками для изучения населяющих тихоокеанские острова народов.

Таким образом, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль в развитии этнографии. Этому немало способствовала большая наблюдательность и точность описаний наших первых кругосветных путешественников.

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки -- океанографии. До первого русского кругосветного путешествия подобные систематические наблюдения мореплавателями обычно не производились. Русские моряки оказались большими новаторами в этом отношении.

Первое русское кругосветное плавание открывает целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом,

Во время этих путешествий создавались прекрасные кадры моряков, которые приобрели опыт дальнего плавания и высокую квалификацию в сложном для парусного флота искусстве навигации.

Интересно отметить, что один из участников первого русского кругосветного плавания Коцебу, плававший в качестве кадета на корабле "Надежда", впоследствии сам осуществил не менее интересное кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряжённое на средства графа Румянцева.

Экспедицией на кораблях "Нева" и "Надежда" была проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии. Снабжение их необходимым продовольствием и товарами осуществлялось с тех пор морским путём, Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную торговлю и во многих отношениях способствовали развитию североамериканских колоний и освоению Камчатки.

Окрепли морские связи России с Тихим океаном, значительно развилась внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего мореплавания.

Географические открытия русских путешественников
XVIII-XIX вв.

Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и обращает свой взор на восток, туда, где на тысячи километров все дико и привольно, где дикие племена и целые народы живут среди природы и где спрятаны под землей великие силы. Кто разбудит эти силы? Кому приготовлены несметные богатства? Для кого эти просторы, эта земля, это небо и эти воды, которым нет конца и края? Зачем, куда отправлялись Шелихов, Резанов, Кусков, Баранов и, вместе с ними, тысячи безвестных первопроходцев? Чем жили эти люди, ради чего их подвиг? Что же гонит человека с насиженного места? Что мнится ему за горизонтом, там, где водянистые облака обволакивают черные скалы и где стынущий океан так величественно пустынен?

1757 г.
Мореход Башмаков побывал на Крысьих островах.

1758 - 1759 гг.
Проект (неосуществленный) иркутского купца Бечевина плавания из Охотска к Камчатке и вокруг Чукотского Носа к р. Лене.

1759 г.
М. В. Ломоносов произнес речь «Рассуждение о большой точности морского пути» .

1759 - 1762 гг.
Яренский посадский Степан Глотов побывал на островах Умнаке и Уналашке и положил их на карту.

1760 г.
Главным командиром Анадырского края назначен подполковник Ф. Х. Плениснер.

1760 - 1764 гг.
Селенгинский купец Андриан Толстых обследовал острова, получившие впоследствии его имя.

1761 г.
Судно купца Бечевина достигло полуострова Аляски и зимовало в Исанакском проливе.

1762 - 1763 гг.
Степан Глотов впервые после Беринга посетил о. Кадьяк .

1762 г.
Первое (неудачное) плавание И. Синдта к берегам Северной Америки.

1763 г.
М. В. Ломоносов представил Екатерине II «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», в Шведскую Академию наук представил «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях». Первый поход сержанта Андреева из Нижнеколымска на Медвежьи острова.

1764 - 1767 гг.
Экспедиция И. Синдта из Охотска в Берингов пролив. В навигацию 1766 г. на галиоте «Св. Екатерина» ей удалось близко подойти к американскому берегу в районе Берингова пролива. Открыт о. Матвея (1766).

1764 - 1765 гг.
Путешествие Н. Дауркина по Чукотскому полуострову. Побывал на о. Св. Лаврентия и посетил Колючинскую губу.

Начало 60-х годов XVIII в.
Олончанин Савва Лошкин впервые обошел вокруг Новой Земли за две навигации.

1765 - 1766 гг.
Плавание первой высокоширотной экспедиции по отысканию Северо-восточного морского прохода oт Шпицбергена к Берингову проливу под командованием В. Я. Чичагова.

1764 - 1771 гг.
Секретная русская экспедиция для описи и положения на карты американских территорий России и гряды Алеутских островов под начальством Левашева и Креницына.

1766 г.
Великоустюжский купец Василий Шилов поднес Екатерине II составленную им карту Алеутских островов до о. Амки (Андрияновские острова). Яков Чиракин прошел проливом Маточкин Шар с запада на восток вплоть до Карского моря и составил план пролива.

1768 г.
Сальный промысел и сельдяной торг изъяты у компании Шувалова и переданы в собственность архангельского купечества.

1773 - 1779 г.
Штурман Потап Зайков плавал к Алеутским островам и дал первую близкую к действительности их карту.

1778 - 1779 гг.
Экспедиция Ост-Индской компании во главе с Д. Куком, побывала у берегов Русской Америки (Аляски), прошла через Берингов пролив к северу и посетила Камчатку.

1803 - 1853 гг.
Судами русского парусного флота совершено шестьдесят кругосветных плаваний .

1804 г.
На о. Ситха основан Новоархангельск - резиденция главного правителя российских владений в Северной Америке.

1821 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Головин» под начальством Хромченко описала северо-западные берега Аляски. Русское правительство запретило плавание в Тихом океане иностранных судов севернее 51" с.ш.

1838 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Полифем» под начальством Кашеварова произвела опись северного побережья Аляски от мыса Лисберн до мыса Барроу.

1840 г.
Этолин на бриге Российско-Американской компании «Чичагов» предпринял плавание от Новоархангельска к Берингову проливу и в залив Св. Лаврентия.

1842 - 1844 гг.
Лейтенант Л. А. Загоскин обследовал на Аляске бассейны рр. Квихпак (Юкон) и Кускоквим и составил «пешеходную опись» значительной части Русской Америки.

1867 г.
Царское правительство продало США владения Российско-Американской компании - Аляску и Алеутские острова.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в . их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827—1914) , географом, статистиком, ботаником. Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других русских путешественников — П. А. Кропоткина и Н. М. Пржевальского.

П. А. Кропоткин в 1864—1866 годах совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью.

Николай Михайлович Пржевальский (1839—1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции. В связи с известием о его смерти А. П. Чехов писал, что такие «подвижники нужны как солнце ». «Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, — добавлял он,— они возбуждают, утешают и облагораживают... Если положительные типы, создаваемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой цены ».

Заокеанские путешествия русских ученых во второй половине XIX в . приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они в основном ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил С. П. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846—1888) . Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил он среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется берегом Маклая). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на «берег Маклая ». Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были изданы лишь после его смерти.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий . И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX века.