» » Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Риторические приемы в публичном выступлении (или цветы красноречия) Ораторские приёмы

Риторические приемы и принципы построения публичной речи. Риторические приемы в публичном выступлении (или цветы красноречия) Ораторские приёмы

Полезные приемы ораторского искусства

Наука о красивой и правильной речи, которая убедит любого собеседника, называется риторикой. Эту дисциплину в современных школах преподают с начальных классов, ведь уметь правильно излагать свои мысли – значит обладать самым мощным инструментом управления людьми – словом. История ораторского искусства началась с Древней Греции и тогда называлась «наукой красноречия». Риторика, в свою очередь, складывается из , логики и .

Учение софистов о грамотной речи дала базу для развития риторики. Основной задачей учеников Сократа было углубленное изучение грамматики и стилистики, а после применение знаний на практике. Более двухсот лет греки систематизировали и проводили анализы знаний риторики. В Афинах написано множество трудов по этому поистине нелегкому ремеслу.

Эпоха средневековья придала ораторскому искусству более религиозный окрас, пользуясь знаниями философов древности, монахи красноречием привлекали людей в свои ряды и боролись с протестантами. Именно из Европы наука о красивой речи и попала в Россию, где развитие ораторского искусства началось с 18 века и трудов Ломоносова.

Истинный оратор должен быть очень эрудирован, ведь для того, чтобы подобрать нужные слова в определенный момент, человек должен обладать недюжинными знаниями во многих сферах.

Для того чтобы оратор правильно, четко, и главное, занимательно излагал свои мысли и существуют специальные приемы ораторского искусства.

Будьте уверенны и харизматичны, избегайте большого количества терминов и иностранных слов в своем выступлении, используйте при общении множество местоимений – и аудитория полюбит Вас.

Ораторы в политике

Из современных ораторов обязательно нужно упомянуть Маргарет Тэтчер. Освоив при помощи личного педагога технику ораторского искусства эта удивительная женщина смогла побороть саму матушку-природы. Многие знают, что голос Маргарет с самого детства не отличался ни красотой, ни приятным тембром. Однако целенаправленное развитие ораторских способностей помогло превратить визгливый голосок в полный достоинства, умиротворяющий публику инструмент. Используйте

Уинстон Черчилль говорил, что краткость является главным принципом ораторского искусства. Он любил повторять, что речь длиной более 20 минут является сама по себе ораторским провалом.

Рассматривая историю ораторского искусства Древней Руси стоит учесть, что многочисленные исследователи совмещают ее с историей развития ораторского искусства русской православной церкви. Так возникновение ораторского искусства сливается с началом проповедования христианства на наших землях. При этом как в Греции, где зародилось ораторское искусство, так и в Древней Руси его называли «даром красноречия». Позже понятие ораторского искусства и основы ораторского искусства были описаны М.В. Ломоносовым в его «Русской грамматике». «Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского рассматривают особенности ораторского искусства, закономерности ораторского искусства и правильную последовательность этапов ораторской деятельности.

Из современных ораторов России самым ярким и противоречивым является В.В. Жириновский. Конечно, его вклад в развитие ораторского искусства нашей страны жалок, и упоминать его имя в одном ряду с Ломоносовым вряд ли стоит. Однако эпатажность и агрессия, хлесткая манера изложения и чрезмерная жестикуляция привели к узнаваемости его стиля.

Народные массы не то чтобы восхищаются, но выделяют этого оратора среди других. Прилежным учеником, освоившим как основы ораторского мастерства, так и его тонкости является Дмитрий Медведев. Сдержанность и уверенность в себе, корректность и логическая выстроенность речи восхищают многочисленных слушателей. Основным приемом его ораторского искусства является отсутствие экспресии.

Безусловно, для оратора важно умение заранее продумать свое выступление, однако его чрезмерное применение лишает речь некоторого полета, придает ей излишнюю монотонность. Стоит упомянуть ораторские способности замечательного рассказчика Николая Дроздова. Его повествования о животных построены в соответствии с классической теорией ораторского искусства, впечатляют своей неимоверной добротой и открытостью.

Родиной ораторского искусства является Древняя Греция. Античные греки называли риторику царицей искусств. Влияние риторики на решение государственных дел, на формирование общественного мнения было решающим. Профессиональные риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью, призывали их к добру, справедливости, выполнению гражданского и патриотического долга.
В наши дни владение приемами ораторского искусства, приемами красноречия очень важно для руководителя любого уровня и в первую очередь для топ-менеджмента компании.
В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия имеет в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из важных критериев красноречия является информационный аспект речи. Существенное значение имеет также и эмоциональная содержательность публичного выступления.
Основные приемы ораторского искусства заключаются в следующем:
речь оратора должна быть информационно насыщенной, содержательной, объективной, правдивой и полезной для слушателей,
речь оратора должна быть ясной и точной,
продолжительность выступления оратора должно быть оптимальным, при длительном выступлении (более 30 минут) очень тяжело удержать внимание слушателей, каким – бы интересным оно не было,
эмоциональность речи должна волновать души слушателей и внушать им желаемое настроение,
оратор должен хорошо знать аудиторию, тщательно подготовить речь и продумать свое поведение на трибуне,
особое значение при подготовке выступления должно быть уделено началу «эффект первых фраз» и его завершению,
подготовка выступления должна включать в себя подбор четких, убедительных ответов на ожидаемые провокационные вопросы,
выступления должны также содержать аккуратные и уместные элементы юмора, т.к. это разряжает и оживляет обстановку, возвращает внимание слушателей к словам оратора,
выступление необходимо вести не с трибуны, а как можно ближе к аудитории - «глаза в глаза»,
речь оратора должна быть культурной – необходимо исключить неграмотность, косноязычие, ненормативную лексику, а также минимизировать вестернизацию русского языка и применение модных сленгов «как бы», «на самом деле» и т.д.
Еще одним важным аспектом ораторского искусства является звуковая оболочка речи выступающего. Хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придает ему уверенность, создает настроение, а плохо звучащий наоборот. Аудитория всегда намного критичнее к звучанию голоса оратора, чем к его внешности.
Овладеть голосом – это значит добиться интонационной подвижности и выразительности речи, уметь пользоваться нюансами тембра. Для этого необходимо понимать механику своего голосообразования и использовать ее в процессе выступления.

Школа Юрия Окунева

Приветствую, друзья! Рад всех видеть. С вами Юрий Окунев.

Для эффектного выступления мало знать тему и безупречно владеть фактами. Надо уметь вызвать определенные эмоции и чувства у слушателя, сделать свою речь живой и одушевленной, чтобы иметь успех у публики. Нам на помощь придут риторические приемы усиливающие эффект публичного выступления.

Случалось ли вам когда-нибудь сидеть на скучной лекции или собрании, когда выступающий что-то говорит и говорит без конца монотонным голосом, усыпляя слушателей на первых рядах? Наверняка случалось.

И что оставалось в голове после той лекции? Пустота и вольный ветер. А у кого-то еще и досада: эх, столько времени зря потрачено! Не будем уподобляться горе-ораторам, возьмем на заметку основное правило риторики.

Речь оратора должна создавать яркие образы в сознании людей. Тогда выступление будет интересным и запоминающимся, а информация усвоится.

Хорошую речь слушатель «должен видеть и чувствовать» – это сказал Р. Гаррис, знаменитый английский адвокат.

Создавать образы оратору помогают специальные риторические приемы. Цель этих приемов – сделать речь более понятной и интересной, увлечь, завладеть вниманием аудитории и направить мышление масс в нужное русло, то есть убедить.

«Нет красноречия, если нет восхищения слушателей»

А это слова Цицерона, непревзойденного римского мастера слова. Риторических приемов ораторики очень много. Рассмотрим те, которые чаще встречаются.

Синекдоха

Это прием, основанный на переносе названия общего на частное и наоборот. Например:

Германия избежала поражения в матче с Австралией.

Имеется ввиду не географическое положение, а встреча двух футбольных команд в игре – германской и австралийской. Синекдоха повышает эстетичность речи, придает ей глубокое содержание.

Сравнение и метафора

Если вам предстоит затронуть в своей речи абстрактные и философские понятия, постарайтесь найти их наглядный образ в виде физического предмета или явления, который будет знаком и понятен всем присутствующим. На этом основан метод сравнения.

Ярким примером такого приема является публичная речь М.Ходорковского на суде, где ему предъявили обвинение в краже у государства 347 000 000 тонн нефти.

Тогда г-н Ходорковский сравнил этот объем с составом грузового поезда, трижды огибающем Землю по линии эватора. Всем присутствующим в зале суда сразу стало понятно, какая большая цифра 347 миллионов, украсть столько нефти одному человеку нереально.

У приема сравнение есть младшая сестра – метафора. Литературный прием, когда свойства одного объекта переносятся на другой. Пример:

Закат пылал.
Слышен тихий шепот волн.

Закату приписываются свойства огня, а волны своим шелестом похожи на человеческую речь. Метафора применяется в ораторстве реже, чем сравнение. Тем не менее, этот прием повышает художественность речи, усиливает воздействие на слушателей.

Повтор

Самые важные, ключевые моменты вашей речи рекомендуется повторить как минимум два раза в течение всего выступления. Это делается по нескольким причинам:

  • Слушатель может отвлечься, подумать о семье, о каких-то текущих проблемах и пропустить ваши слова мимо ушей. Повторяя мысль, вы заставляете слушателя вернуться в реальность;
  • Повторы основной мысли, выраженной другими словами, создают у слушателей впечатление, что они воспринимают совсем другую информацию (хотя информация та же самая). Таким образом, новая мысль быстрее откладывается в подсознании публики.
  • Если теперь повторить мысль еще раз, и опять в новом варианте, то включится процесс воспоминания. Слушатель вашу мысль выдаст за свою, и согласится с вами. Ваша речь для него станет убедительной.

Будьте осторожны с этим приемом, вставляйте повтор там, где это действительно необходимо.

Повтор утомляет слушателя. Повышает интерес речь, наполненная краткими и объемными образами, не требующая разъяснений.

Четыре способа обыгрывания повтора в тексте

  1. Точь-в-точь. Это повтор, «слово в слово» цитирующий мысль, которая была высказана ранее. Используется для создания дополнительного акцента.
  2. Вариант. Основную мысль пересказываем другими словами, перефразируем.
  3. Расширение. Развиваем озвученную ранее мысль, добавляем в нее новые образы, разъясняем спорные моменты. Используйте повтор-расширение в случае, если важный и ключевой тезис, на ваш взгляд, прозвучал неубедительно, затерялся в тексте.
  4. Вывод. Краткое обобщение всего сказанного ранее перед переходом к следующей части выступления. В основном используется в лекциях и учебных курсах.

Цитирование

Расположить к себе, растопить лед недоверия малознакомой аудитории поможет цитирование высказываний известных лидеров и общественных деятелей.

На фоне выдержек из исторических документов, изречений философов, ваши слова в понимании публики будут автоматически переводиться в разряд достоверных. Уместно привести 1-2 цитаты в начале выступления, перед переходом к основной части.

Призыв

Заключается в коротком обращении к залу с предложением выполнить определенное действие. Данный прием уместен в случае, если выполняются 2 условия:

  • Вы полностью уверены в доверии и симпатиях аудитории;
  • Вы хотите создать яркий образ вашей идеи в умах слушателей с их непосредственным участием.

Этот способ характерен для военно-патриотических речей, политических выступлений, рекламных акций.

Риторический вопрос

Вопрос, на который нет точного ответа, называется риторическим. Этот метод приглашает слушателя к рассуждениям, активной работе мышления.

Быть или не быть?

– задает свой знаменитый риторический вопрос герой шекспировской трагедии. Прием заставляет слушателя погрузиться в образ, содержание речи. Произнеся вопрос, оратор делает паузу, дает залу возможность подумать.

Не используйте этот прием, если не уверены, что слушатели разделяют вашу точку зрения. Например, на вопрос: «Разве трудно встать пораньше и пробежаться в парке?» можно и не услышать отрицательный ответ, если публика далека от спартанского образа жизни.

Вставка

Оратор делает небольшое замечание как бы «между прочим», вставляет фразу, тем самым он присоединяет аудиторию, делает ее соучастной.

Например, выступающий говорит: «Состояние дорог на сегодняшний момент оставляет желать лучшего». И будто вскользь замечает: «Не мне вам это говорить…»

После такой фразы и многозначительной паузы в зале не останется ни одного слушателя с равнодушным и скучающим лицом. Прием вставка – это беспроигрышный метод привлечь внимание аудитории к обсуждаемой проблеме, придает теме яркий штрих актуальности.

Несмотря на простоту, прием требует от оратора определенной степени раскрепощенности и искушенности в искусстве устного и публичного выступления.

Перекрещивание (хиазм)

Ораторский прием, заключающийся в перекрестном изменении окончаний двух параллельных фраз.

Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

Известная фраза К.С. Станиславского, построенная на методе хиазма. А вот другая фраза, в ней добавляется каламбур:

Честь нашей части – это часть нашей чести.

Большинство знаменитых высказываний философов имеет в своей основе прием перекрещивания. Данный метод позволяет повысить убедительность речи и делает выступление оратора более ярким и выразительным.

Антитеза

Суть приема – противопоставление абсолютно разных явлений, процессов, понятий, противоположных по значению. Создается контраст, поражающий воображение слушателей.

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.»
(А.С. Пушкин)

Намек

Прием используется тогда, когда в силу определенных обстоятельств оратор не хочет напрямую говорить о каком-то событии или явлении. В этом случае выступающий делает намек на данное событие. Пример:

Нестабильные политические обстоятельства, как известно, иногда вынуждают вспомнить о фригийском колпаке.

Если не знать, что «фригийский колпак» — это головной убор, который носили лидеры Французской революции, то смысл этой фразы будет расплывчатым. Надеть фригийский колпак – означает «взяться за оружие».

Важно учесть, чтобы событие или явление, о котором хочет сказать оратор, было понятно и узнаваемо для всех присутствующих, иначе намек пройдет незамеченным и не произведет должного эффекта.

Цепь

Еще один интересный прием, заключается в том, что оратор кидает фразу-сенсацию, вызывая у слушателя шок. Затем оратор выстраивает логическую цепочку, в ходе которой проясняется смысл первой фразы.

Все встает на места, и публика облегченно вздыхает. В пример приведу тост:

«Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет…
Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца…
И чтобы твоя смерть была заслуженной!»

Прием цепь позволяет надолго приковать внимание публики к выступающему, и чем длиннее цепочка из слов, тем сильнее возрастает напряжение и интерес в зале.

Неожиданность

Парадоксальное заявление с последующей расшифровкой. Прием неожиданность позволяет застать слушателя врасплох, встряхнуть малоактивную аудиторию, произвести впечатление.

Например, оратор заявляет: «Оптимист – это неудачник!», и добавляет затем «…который считает, что все хорошо» . Данный ораторский метод следует применять достаточно редко и к месту, чтобы не сгладить эффект.

Послесловие

Главная цель любого публичного выступления – это… Как вы думаете, что? Нет, не информация. Целью выступления является передача отношения оратора к теме, его субъективная точка зрения. Донес оратор свою точку зрения до ушей зала, сумел убедить – выступление состоялось. Не донес, застрял на полпути – плохой оратор.

Именно риторические приемы помогают выступающему добиться убеждающего эффекта, создать образ, уверенно повести за собой зал. И конечно, важной составляющей успеха выступления, является сила голоса оратора, его безупречная техника речи.

Подтянуть этот фактор поможет видеокурс тренера по ораторскому мастерству Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой» .
Все упражнения курса снабжены подробными инструкциями и проверены многолетней практикой.

Ну, а я побежал совершенствовать свою речь. Подписывайтесь на новости, не пропустите свежие статьи, а также делитесь с друзьями. Жду отзывов в комментариях.

До скорого! С уважением, Юрий Окунев.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Для публичного выступления, и , Вы переходите к следующему этапу — содержательному оформлению Вашей речи. Для этого в искусстве публичного выступления существует много различных ораторских приемов. Все они направлены на улучшение восприятия речи слушателями. Давайте рассмотрим самые основные и применяемые из них.

Пример, подобие и сравнение

Сравнение является основным приемом в . Одно из базовых правил риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, а также образов и коротких рассказов-иллюстраций, которые добавляются в текст выступления. Особенно это важно в тех случаях, когда Вы хотите донести своей аудитории числовую информацию. Например, Вам нужно сказать слушателям, что в Мировой океан выливается ежегодно около 10 миллионов тонн нефти. Чтобы аудитория лучше представила себе это громадное количество, можно сказать, что для перевозки этого объема нефти нужен был бы железнодорожный состав длиной от Москвы до Берлина. И пусть представят себе, как вся эта нефть, цистерна за цистерной, выливается в океан.

Не стоит перегружать речь такими сравнениями. Достаточно создать яркий образ, который останется в памяти слушателей.

Существует еще один метод сравнения, в основе которого лежит отношение части к целому. В искусстве публичного выступления этот прием называется синекдоха (переименование). При использовании этого приема слово употребляется в переносном смысле — понятие, обозначающее часть объекта, заменяет сам объект. К примеру, когда говорят, что Белый Дом и Кремль договорились по определенным вопросам, это вовсе не означает договор между архитектурными сооружениями. Все понимают, что речь идет о политических кругах США и России. Синекдоха дает возможность выступающему выразительно донести свою мысль до аудитории, оставив в ее памяти яркий зрительный образ.

Аллегория (метафора)

Аллегория — преобразование явления в наглядный образ, является одним из методов сравнения. В отличие от традиционного сравнения, аллегория предполагает более творческий подход. В отдельных случаях в качестве аллегорий используют даже небольшие рассказы, украшающие речь.

Применяются аллегории с разными целями:

  • Эстетическая — применение аллегории для украшения речи, придания ей яркости и выразительности, или большей возвышенности и торжественности. «Как ясное солнышко, взошла свобода над нашей землей».
  • Аксиометрическая — для косвенной передачи своей оценки происходящим событиям, или идеям. С помощью аксиометрической аллегории можно передать свое отношение очень ярко и эмоционально. «Делать это все равно, что носить воду решетом». «Шакалы рвут труп империи на части».
  • Номинативная — когда предметам, не имеющим названия, его присваивают. Номинативная аллегория может также вытеснить уже имеющее место название, или определение. Таким образом, номинативная аллегория может способствовать обогащению языка. Применяется она чаще всего в поэзии, например, «осень жизни» — время наступления старости.

Повторение

Повторение — один из основных принципов запоминания информации. Повторение глубже закрепляет в памяти аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи, помогает подать новую информацию, как уже знакомую слушателям.

Но следует иметь в виду, что повторение — эффективное средство только в умелых руках, и злоупотреблять им не следует. Разделяют следующие виды повторений:

Перечисленные выше ораторские приемы — далеко не все, которые используются в искусстве публичного выступления. В мы продолжим рассмотрение других приемов, украшающих нашу речь.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже: