» » Русские племена и первые княжения в начале государства. Племенные союзы - это что? Центр племенного союза древлян Характер племенной организации

Русские племена и первые княжения в начале государства. Племенные союзы - это что? Центр племенного союза древлян Характер племенной организации

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.
Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.
Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).
В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.
В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине у них происходит постепенное разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более десятка подобных объединений и мест их расселения. Восточно-племенные союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для племени решения принимались на общих собраниях – вечевых сходах.
Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.
Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев.
Образование Древнерусского государства (Киевской Руси) явилось закономерным завершением процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятка славянских племенных союзов. Однако первобытно-общинные традиции сохранялись ещё долгое время практически во всех сферах жизни восточных славян.

6. ЛЕГЕНДА О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ: НОРМАННСКИЕ ВТОРЖЕНИЯ НА ЗАПАДЕ И НА РУСИ, СОЗДАНИЕ ЛЕТОПИСНОГО РАССКАЗА О ПРИЗВАНИИ КНЯЗЕЙ. ВАРЯЖСКАЯ ПРОБЛЕМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ.



Как и когда началась государственная жизнь у русских славян, наши предки не помнили. Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще, и русских в частности, и стали искать справок в греческих исторических сочинениях (византийских «хрониках»), переведенных на славянский язык. Собрание таких народных преданий в соединении с выписками из греческих хроник было сделано в Киеве в XI в. и составило особую повесть о начале русского государства и о первых князьях в Киеве. В этой повести рассказ был расположен по годам (считая годы, или «лета», от сотворения мира) и доведен до 1074 г., до того времени, когда жил сам «летописец», то есть составитель этой начальной летописи. По старинному преданию, первым летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. На «начальной летописи» дело не остановилось: ее несколько раз переделывали и дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и исторические записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. Так получился в начале XII в. Киевский летописный свод, составителем которого был игумен Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр. Его свод, носивший название «повесть временных лет» , переписывался в разных городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими, Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т.д. Число летописных сводов постепенно возросло; всякая местность имела своих особых летописцев, которые начинали свой труд «повестью временных лет», а продолжали его каждый по-своему, излагая историю главным образом своей земли и своего города.
Так как начало разных летописных сводов было одинаково, то приблизительно одинаков был везде и рассказ о начале государства на Руси. Этот рассказ таков.
В былое время варяги, приходя «из замория», брали дань с Новгородских славян, с кривичей и с соседних финских племен. И вот данники восстали на варягов, прогнали их за море, стали сами собою владеть и ставить города. Но между ними начались усобицы, и встал город на город, и не стало в них правды. И они решили найти себе князя, который бы владел ими и устроил у них справедливый порядок. Они отправились в 862 г. за море к варягам-руси и сказали руси: «Земля наша велика и обильна, а устройства (наряда) в ней нет: пойдите княжить и владеть нами» . И вызвались три брата с своими родами и с дружиною (летописец думал, что они взяли с собою даже все племя русь). Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова). По смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал единодержавным князем на севере, а его сын Игорь княжил уже и в Киеве, и в Новгороде. Так произошла династия , объединившая под своею властью племена русских славян.



В настоящее время, благодаря новым материалам, полученным прежде всего археологией, можно отметить ряд достоверных позиций, которые определяют подходы к рассмотрению варяжского вопроса.
1. Скандинавы впервые появились на территории Руси в середине VIII в. в Ладоге с самого начала существования поселения.
2. Со второй половины - последней четверти VIII в. начал активно функционировать «восточный» путь, основные направления которого четко высвечиваются находками кладов.
3. Пласт ранних скандинавских находок VIII-IX вв. прослеживается в зоне балтийско-волжского пути (Поволховье, Волго-Окское междуречье).
4. Варяги были представлены воинами, торговцами, ремесленниками. В ряде центров они жили постоянно, семьями.
5. Иногда скандинавское влияние прослеживается по антропологическим материалам (грунтовые захоронения у церкви Климента в Ладоге, Шестовицы, могильник Куреваниха в бассейне р.Мологи).
6. Одним из путей становления городов на Руси был путь через торгово-ремесленные поселения, аналогичный варианту формирования городов в центральной части Балтийского региона.
7. Восточный путь и система водных коммуникаций в лесной зоне Восточной Европы сыграли важнейшую роль в формировании структур расселения, образовании городов и тянущих к ним территорий.
Все перечисленные факты, установленные на археологических материалах, при учете новейших наблюдений и выводов, сделанных историками и филологами, занимающимися русско-скандинавскими отношениями, создают совершенно иную базу для решения многих ключевых проблем русской истории, нежели та, на которую можно было опираться несколько десятилетий назад. Проступающие контуры новой концепции истории Руси во многом восходят не к построениям Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова и М.Н.Тихомирова, а к русской исторической мысли начала столетия - В.О.Ключевскому, С.Ф.Платонову, А.Е.Преснякову

7. ПРОБЛЕМА ЕДИНОДЕРЖАВИЯ ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ В ИСТОРИОГРАФИИ: ОЛЕГ, ИГОРЬ, ОЛЬГА, СВЯТОСЛАВ. ИХ ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И СБЫТА ПОДЛЮДЬЯ. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА.

Каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных и реакционных. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы.

Олег представлялся нам не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростью Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростью пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем – нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход.

Политика Игоря отличалась от Олега. Игорь недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера прибавлена еще другая – корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною – здесь также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с малым войском, да и во втором не все племена участвовали.

При Ольге Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Ольга установила нормы повинностей – дым. Сроки и места сбора дани: уроки и погосты. Ольга первой из членов княжеской фамилии приняла христианство. Ольга была рачительная, дальновидная, мудрая устроительница Русской земли.

Сын Ольги и Игоря Святослав больше внимания уделял делам внешней политики. С 964 года по 972 он ведет почти непрерывные войны с Волжской Болгарией и Хазарией. Основал Тмутараканское княжество на Таманском полуострове. Святослав – витязь, спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегавший жизненным удобствам ради быстроты движения войска и военных побед.

Так росло Древнерусское государство, укрепление которого привело к активизации внешней политики.

Ключом же к пониманию ранней русской государственности является полюдье. Это ежегодный объезд светлым князем своей подвластной территории, “сбор одежд” (очевидно, пушнины) и сбыт собранных ценностей вниз по Днепру и Дону в Византию, и в земли Халифата.

В полюдье князь отправлялся со своей дружиной, ездовыми, с обозом, слугами, кашеварами, шорниками.

На всей подвластной территории были установлены, становища, где были избы, конюшни, амбары, сеновалы, печи для выпечки хлеба.

Естественно, князь не мог объехать все деревни. Была отработана система сбора дани силами местных князей (князей союзов, родов).

Через полюдье устанавливалась феодальная иерархическая лестница. Полюдье стало переходной формой к классовому обществу, к государственности. Процесс этот был сугубо русским. Власть “князя князей” отрывалась от старинных традиций и родственных связей и становилась многоступенчатой: “князь князей”, князь племени, старосты родов. Область, занятая племенем, представляла собой союзы родов.

Каждое княжение было независимо от Других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями в мирные и военные времена.

Территория племени называлась “землею”, которая в свою очередь делилась на “волости”. В центре каждой из таких земель был город старший или “великий”, которому повиновались младшие города.

Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений.
Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально зависимые крестьяне.
Наиболее крупными феодалами были князья. С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину - десятую часть доходов с населения и иные, в том числе судебные, доходы.
Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Основную массу населения составляли смерды. Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи. В Древнерусском государстве появляется фигура типичного зависимого крестьянина - закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину.

8. ПОНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ: ПРИЧИНЫ, РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ ВЛАДИМИРА, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ, ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг - на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

9. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА.ГИБЕЛЬ БОРИСА И ГЛЕБА.НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО. «РУССКАЯ ПРАВДА». РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ,ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА И МСТИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА.

В книге А.Б. Широкорада приводится новая версия гибели младших сыновей Владимира I. «Другой вопрос - о мотивах убийства Бориса и Глеба. Мы уже знаем, что Владимир вел с Ярополком битву за Киев, а фак­тически - за владение Русью, и убийством брата прекратил войну. Владимир был узурпатор, а Ярополк - законный на­следник престола. Оставить его в живых - это постоянно иметь дамоклов меч над головой.

Святополк оказался совсем в другой ситуации. Полоцкое и Новгородское княжества отделяются от Киева и готовятся к войне с ним. Значительная часть князей Владимировичей (Мстислав - князь тмутараканьский, Святослав - князь древ­лянский и Судислав - князь псковский) держат нейтралитет и не собираются подчиняться центральной власти. Лишь два младших по возрасту князя - Борис Ростовский и Глеб Му­ромский - заявляют, что готовы чтить Святополка, «как отца своего».

Я не зря подчеркиваю, что Борис и Глеб были младшими братьями, и им не светил киевский престол в случае гибели Святополка. По закону его должен был занять старший из братьев - Мстислав, Ярослав и т.д. Святополк же начинает свое правление с убийства... двух верных своих союзников. В выиг­рыше оказались лишь сепаратисты Ярослав и Брячислав, кото­рые из мятежников превратились в мстителей за убиенных бра­тьев. Создается впечатление, что Святополк тронулся головой.

Да и братья Борис и Глеб ведут себя как умалишенные или самоубийцы. С одной стороны, они не пытаются сопротив­ляться или бежать в Новгород, Полоцк, Тмутаракань или «за бугор», с другой - не пытаются объясниться с братом, расска­зать ему, что тот окружен врагами и они его единственные вер­ные вассалы.

Церковь же в 1072 г. канонизировала братьев Бориса и Гле­ба, они стали первыми русскими святыми.

В Новгороде занимал престол Ярослав Владимирович, который тоже решает вступить в борьбу за власть. Святополк опирался на помощь своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. В 1018 г. он нанес Ярославу поражение в битве на берегах Буга.

Приблизительно в 1016 г. создается первый текст Русской Правды. Воз­можно, речь шла только о первых 19 статьях, которые должны были огра­ничить кровную месть и урегулировать отношения новгородцев с варяж­скими дружинниками.

В 1019 г., победив Святополка в сражении при Альте, Ярослав становится Ве­ликим князем Киевским, а Святополк бежит в Польшу, где вскоре умирает. Но в 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский и нанес ему поражение недалеко от Чернигова. В результате Ярослав был вынужден со­гласиться на раздел страны: область к востоку от Днепра переходила к Мстисла­ву, а западнее Днепра остались владения Ярослава. Объединение всей страны под властью Ярослава произошло после смерти в 1035(1036) г. Мстислава.

В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав ос­новал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (Тарту), утвердив русские позиции в Прибалтике.

В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, на город напали печенеги. Однако вернувшийся Ярослав разгро­мил их. Впоследствии на месте этого сражения был поставлен храм Святой Софии Киевской.

В 1043 г. был предпринят поход на Константинополь для защиты торго­вых интересов русских купцов, но закончился он неудачей: русский флот был разбит бурей и сожжен «греческим огнем» (выбрасывавшаяся из труб горючая смесь). Во время этого похода многие русские попали в плен к гре­кам, часть из них вместе с воеводой Вышатой впоследствии были ослепле­ны и отпущены на Русь. Вскоре конфликт был улажен, и в 1047 г. русский отряд уже помогал Константину IX Мономаху подавить мятеж феодалов.

Но не только из военных действий складывалась внешняя политика Яро­слава Мудрого. Одна дочь Ярослава - Анна - выдана замуж за французско­го короля ГенрихаI, другая - Елизавета - за норвежского короля Гаральда, третья - Анастасия - за венгерского короля. Внучка Ярослава Мудрого ­Евпраксия (Адельгейда) была женой германского императора Генриха IV. Сыновья Ярослава - Всеволод был женат на дочери византийского импера­тора Мономаха, Изяслав - на польской принцессе. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

Время правления Ярослава Мудрого считается расцветом Киевской Ру­си. В его правление даже впервые удалось назначить киевским митрополи­том русского священнослужителя, писателя Иллариона (1054).

Рост авторитета племенных вождей приводил к рождению племенных княжений. Эти первые зачатки государственности на русской земле можно считать теми кирпичиками, из которых и началось возведение здания общерусской государственности. Баварские источники 9-го века отмечают со слов очевидцев, что в землях восточных славян существует немало обнесенных стенами и частоколами, валами градов, где и проживают землепашцы и ремесленники.

Позднее такие укрепленные пункты превращаются в города. К IX-XI вв. из племенных посадов вырастают настоящие города. Существование протогородов становилось важным шагом к формированию раннеклассового общества, как отмечает Н. Ф. Котляр.
Однако племенные княжения были всего лишь зачатками будущей государственности. Причем это были очень живучие общественные образования.
Летописи свидетельствуют о том, что племенные княжения сохранялись после упрочения Древнерусского государства. Киевская держава, как полагает современная историческая наука, была скорее всего федеративным государством. Известно о большом влиянии вплоть до самого конца XI в. сильного племенного княжения вятичей. Больших трудов стоило подавить свободу вятичей князю Владимиру Мономаху, о чем он не преминул отметить в своем знаменитом «Поучении».
Войдя в состав княжества племенные княжения долго могли сохранять формы урезанной свободы, пользуясь некоторой автономией.
Например, летописи пишут о том, как в походе князя Олега на Киев с ним шли воины мери, кривичей, веси, словен и других племенных княжений. Русские племена двинулись в составе войска князя Олега на Царьград в 907 г., а вместе с ними пошли «и деревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверци, иже суть толковины». В летописном отрывке называются главные племенные княжения, которые признавали к указанному времени сильную власть киевских князей.

Племенные союзы Древней Руси

На протяжении ряда правлений киевские князья мечом сколачивают державу, преодолевая сопротивление русских племен. Можно предположить, что кровавая борьба закончилась к началу похода князя Святослава на Константинополь. В 968 году летописцы больше не говорят о военных столкновениях с племенами. Хронист просто говорит, что, мол, пошел Святослав на болгар. Или в 989 году пошел князь Владимир на Корсунь, без упоминания о племенных княжениях.
Уровень автономии отдельных русских племен отмечается договорами, которые заключались русичами с византийцами. В 907 году славу добыл князь Олег. Греки были обязаны им давать дань не только воям самого Олега, но и города, которые оказались под его рукой -- Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк. Причем упоминаются «светлый и велиции князи», являвшиеся племенными князьями указанных областей. Олег почтительно относился к этой региональной элите, поскольку его власть во многом зависела от уровня спокойствия русских племен.
Окончательно вольность региональных элит русских племен сломил князь Владимир. При нем утрачивается автономный статус племенных княжений и настает время централизованного раннефеодального государства, основанного на военной силе. Племенные вожди устраняются от дел. На их место Владимир направляет своих ставленников -- бояр, полководцев или сыновей. Причем сыновья ставятся на главные княжества, образующие Киевское государство. Зависимость от киевского центра теперь декларируется как прямая. И все доходы с земель направляются в первую очередь в централизованный княжеский бюджет.
Так при равноапостольном князе Владимире побеждает принцип территориального разделения власти на Руси. Родовые и племенные границы больше не принимаются в расчет. И это знаменует финал родоплеменных отношений в широком смысле. С 988 года возводится здание первого централизованного русского государства.

Племенные союзы - это одна из разновидностей форм организации социума, связанная с разложением первобытного общинного строя.

Причинами их возникновения послужили различия в вероисповеданиях и диалектах славян, а также различия в видении и избрании путей исторического развития. Племенные союзы - это, так сказать, первый неуверенный шаг к становлению государственности.

Первые упоминания племенных союзов

Первое упоминания о различных племенах на территории нынешней России, а тогда - Руси фигурирует в «Повести временных лет». Однако под понятием племен в тот период времени летописец подразумевал немного другое: славянские общины тогда делились по территориальному признаку, и каждое «племя» находилось на какой-то определенной территории и включало в себя несколько «Повесть временных лет» - летопись, наиболее точно описавшая, как расселялись по территории нынешних славянских стран племенные союзы государства.

Устои и признаки племенных союзов

Современные историки выделили ряд признаков племенного союза. Общины отличались по:

  • названию и даже типу названия (территориальному или же родовому);
  • месту обитания;
  • обычаям и законам предков (данное понятие включало погребальные и брачные обряды, а также предания);
  • диалекту.

Племенные союзы - это несколько поселений и один большой град, являющийся своего рода столицей той или иной группы людей. У полян, к примеру, главным градом был Киев, а у кривичей - Смоленск.

С точки зрения политического уклада, в племенных союзах царило наследственное княжение, то есть переход правления от князя (великого мужа) к его наследнику или старшему из рода.

Военно-племенной союз как разновидность племенных союзов

Военно-племенной союз - это разновидность племенного союза с возможным объединением нескольких таких общин или частей племени для захвата земель и защиты своих территорий от чужаков. Политический уклад таких объединений можно обозначить понятием "военная демократия".

Ярким примером военно-племенного союза являются лютичи, проживавшие на территориях нынешних немецких федеральных земель (район Передней Померании и Брандербурга). Центрами их объединения были Радогост и Аркона. Целью их союза были захваты богатых земель. Так, многие территории Дании долгие годы платили лютичам дань.

И именно этот племенной союз в конце Х века воспротивился немецкой колонизации и возглавил восстание, тем самым приостановив данный процесс на почти две сотни лет.

Религией лютичей, как и большей части славянских племен, было язычество. Неизвестно, какой период времени наводил бы страх на все близлежащие регионы данный военно-племенной союз, если бы не междоусобная война между входящими в его состав племенами в 11 веке. После этих событий ранее мощный и влиятельный альянс быстро развалился.

Развитие племенных союзов на территории Европы

К началу 7 века нашей эры по всей Европе началось разобщение славян. Славяне, образовывавшие новые племенные союзы, могли:

  • оставить себе старое название племени;
  • назвать свой союз по разновидности мест поселения или с учетом особенностей территории;
  • дать название объединению по имени главы рода.

Славяне расселялись чаще между двумя речными системами, которые являлись своего рода границами одного союза. Также такое расселение было весьма грамотным с точки зрения развития сельского хозяйства. За неимением рек на некоторых территориях границами могли служить болота, труднопроходимые леса или горы.

Если условно разделить на регионы племенной союз восточных славян, это будет 4 отдельных группы:

  • северные племенные союзы, в состав которых можно включить словен, кривичей и полочан;
  • центральные, к которым отнесем вятичей, дреговичей и радимичей;
  • западные, состоящие из белых хорватов, волынян и бужан;
  • южные племенные союзы, включающие в свой состав северян, древлян, полян и уличей.

Основные племенные союзы восточных славян

Поляне, древляне, вятичи - это племенные союзы , названия которых на слуху у каждого образованного человека. Это те союзы, на которые особо обращалось внимание школьников в процессе изучения истории, и которые, пожалуй, лучше всего запомнились. Конечно, племенных союзов было гораздо больше. К 10 веку их количество настолько выросло и раздробилось, что многие, даже соседствующие альянсы уже с трудом понимали диалект друг друга. Наиболее широко представлена информация о таких племенах:

  • бужане;
  • волыняне;
  • вятичи;
  • древляне;
  • дреговичи;
  • дулебы;
  • ильменские словене;
  • кривичи;
  • поляне;
  • родимичи;
  • северяне;
  • тиверцы;
  • уличи.

племенных союзов

Безусловно, основой деятельностью людей того времени являлось земледелие. Поляне, древляне, вятичи - это племенные союзы, выращивавшие на своих территориях множество зерновых и огородных культур. Среди которых преобладали пшеница, гречиха, рожь. Процветало моркови, редьки, капусты. В племенах уже пользовались для проведения сельскохозяйственной деятельности зернотерками, жерновами, серпами и мотыгами.

В степных районах занимались не пашневым, а переложным земледелием, в чем-то схожим с подсечно-огневым: путем сжигания и вырубки растений расчищались площади для выращивания сельскохозяйственных культур, а зола была природным удобрением.

Восточнославянские племена занимались охотой, рыбалкой, бортничеством и скотоводством. Процветало ремесленничество и торговля. Торговле способствовало наличие такой мощной судоходной артерии, как Днепр.

Особенности уклада союзов на примере древлян

Древляне - племенной союз, занимавший территории современного украинского Полесья и Правобережной Украины. На территории данного племенного союза протекали 4 реки:

  • Уборть.
  • Сдвига.
  • Тетерев.

Соседствующими с древлянами союзами были дреговичи, волыняне и бужане. Название «древляне» летописцы объясняют наличием на территориях союза множества лесов и переводят как «лесные люди».

Центр племенного союза древлян - это городище Коростень. В целом древлянский племенной альянс состоял из 24 городищ.

Прославились древляне благодаря «Повести временных лет» и подробно описанной в ней борьбе против вхождения в состав Киевской Руси и обложения их данью. Впервые непокорное племя обложил данью Олег, однако после его смерти древляне отказались от платы, а князя Игоря, пытавшегося подчинить их, взяли в плен и зверски убили, разорвав надвое. Позже князья древлянского племени пытались посвататься к его вдове.

В состав Киевской Руси древляне вошли при княгине Ольге, отомстившей за своего мужа и закопавшей живьем древлянских послов. Однако и на этом не остановилась вдовствующая княгиня, и в той же «Повести временных лет» Нестором описывается сожжение древлянской столицы Коростени: к голубям, возвращавшимся в древлянский центр, были привязаны горящие куски пакли с серой. Во время пожара погибло больше четырех тысяч человек. Это был решающий момент, после которого и произошло присоединение племенного союза древлян к Киеву.

Археологи и по сей день находят курганы с захоронениями древлян: особенностью их погребения было то, что после смерти умершего кремировали, останки ссыпали в глиняную урну и хоронили в нижней части кургана.

Заключение

Племенные союзы - это понятие, и по сей день интересующее историков и этнографов. Оно занимает определенную нишу в исследованиях современных археологов и лингвистов.

Общества на этапе разложения первобытнообщинных отношений. Формирование союзов является этапом на пути образования государственности. Они являлись сложными структурами, носившими территориально-политический характер. Рассмотрим далее, как происходило объединение восточных славян в древности. Названия племенных союзов и их краткая характеристика также будут представлены в статье.

Принципы объединения

Образование племенных союзов восточных славян началось с VI века. Объединение происходило посредством консолидации нескольких небольших племен, одно из которых становилось главенствующим. Его наименование становилось названием племенного союза.

Восточные славяне объединялись по родовому и территориально-политическому принципу. У каждого образования была своя географическая зона, свое наименование, обычаи, традиции. В некоторых племенных союзах восточные славяне утверждали определенные внутренние законы, правила проведения обрядов. Язык у всех был один, однако у каждого союза были свои диалекты.

Политический строй

Племенные союзы восточных славян были хорошо организованы.

На каждой территории существовали свои города. Один из них являлся своеобразной столицей. Здесь проводились религиозные мероприятия, общеплеменные собрания. Немаловажно отметить, что в каждом племенном союзе восточных славян существовала княжеская власть. Передавалась она от отца к сыну.

Кроме князя, управление и контроль находились в руках вече. В каждом племени, входившем в союз, был старейшина.

Отличительные черты

Особый интерес представляет особенности освоения территорий племенными союзами восточных славян и их расселение по местности. Как показывают археологические находки, люди занимали территории, близкие к водоемам.

Кто был соседями племенных союзов восточных славян? По соседству с ними жили южные и западные славяне. В VI-VIII вв. в этих племенах также проходил процесс формирования государственности.

Если посмотреть на карту племенных союзов восточных славян , можно увидеть, что они занимали довольно обширные территории.

Стоит сказать, что цель всех восточнославянских племенных союзов состояла в защите от внешних врагов. Отдельное племя было неспособно противостоять нападавшим. Для повышения эффективности защиты князь формировал дружину.

Племенные союзы восточных славян: таблица

Племенные образования описаны Нестором в его "Повести". Всего автор рассказывает о 15 племенных союзах восточных славян. Для удобства названия основных из них и краткая характеристика приведены в таблице.

Объединение племен, занимавшее территорию в верховье Зап. Буга. В конце X века они вошли в состав Древнерусского гос-ва

Волыняне

Одно из объединений, появившихся на территории дулебов. Волыняне создали около 70 городов. Центром была Волынь

Племена, расселившиеся по верхнему и среднему течению Оки. С середины X века вятичи вошли в состав Киевской Руси. С XII века их территория относилась к Черниговскому, Ростово-Суздальскому и Рязанскому княжествам

Древляне

В VI-X вв. эти племена занимали территорию правобережной Украины, Полесья. Их соседями были дреговичи, бужане, волыняне. Столицей являлся г. Искоростень. В 883 г. Олег обложил их данью

Дреговичи

Эти племена занимали северные районы днепровского правобережья. В древности главным городом был Туров. С X века входят в состав Киевской Руси

Это племенное объединение занимало территорию Зап. Волыни. В VII веке на них совершали опустошительные набеги авары. В 907 г. дружина дулебов принимала участие в походе на Царьград

Ильменские словене

Это объединение считается одним из наиболее многочисленных. Соседями словен были чудь и меря. В начале XIX века совместно с чудью и кривичами сформировали Славию, которая стала центром Новгородской земли

Они занимали территорию на водоразделе Зап. Двины, Волги и Днепра. Основными городами являлись: Смоленск, Изборск, Полоцк

Они расселились по ср. течению Днепра. Считается, что они сформировали центр Древнерусского гос-ва

Радимичи

Это объединение занимало восточную часть верхнего Поднепровья.С середины IX века были обложены данью хазарами. В 885 г. Олег присоединил их к государству. Окончательно радимичи утратили самостоятельность в 984 г., когда их дружина потерпела поражение от воеводы кн. Владимира

Северяне

Это племенное объединение занимало территории по Десне, Суле, Сейму. Они также платили хазарам дань. В составе Руси находились приблизительно с 865 г.

Эти племена расселились по Днестру и устью Дуная. В 907 и 944 годах участвовали в походах на Царьград. С середины X века включены в сосав Руси, в XII в. под натиском половцев и печенегов отошли на северные территории, где смешались с другими племенами

Они проживали в Нижнем Поднепровье, вдоль черноморского побережья, в Побужье. Уличи вели борьбу с Киевом, отстаивая свою самостоятельность. Под натиском кочевников отошли к северным территориям. В середине X в. вошли в состав Руси

Иерархия

Характерной чертой племенного устройства общества в период "военной демократии" является стремление одного объединения возвыситься над другим.

Истинными славянами называли себя в легендах волыняне, заряне, поляне. Другим племенам давались различные обидные наименования. К примеру, тиверцев называли толковинами, жителей Новгорода - плотниками, радимичей - пищанцами и пр.

Место в иерархии обозначалось при помощи ассоциаций с обувью. Например, господствующее племя - "в сапогах", данники - "лапотники". При подчинении города завоевателю старейшина выходил босым. Для обозначения места в племенной иерархии использовались указания на занятия, цвет, материал и размеры одежд, шатров и пр.

Конфедерации

По мнению историков, восточнославянские племена состояли из нескольких родоплеменных групп, наименование которых Нестору не было известно. Количество городов соотносят с числом общин (по 100-150 чел. в каждом) либо групп, которые объединялись вокруг города.

Вероятнее всего, в племени кривичей действительно было несколько групп. В летописи Нестора говорится о смоленских кривичах и кривичах-полочанах. Они вели самостоятельную внешнеполитическую деятельность. Также на основании находок археологи выделяют псковских кривичей и смоленско-полоцких.

Кривичи считаются объединенной группировкой, сложившейся при взаимодействии славянских переселенцев и балтоязычного местного населения.

Историки полагают, что северяне объединяли три племенные группы. Уличи и тиверцы выступали в составе одного союза. Вятичи и радимичи, предположительно, изначально были одним племенем, а впоследствии разделились. Об этом свидетельствует легенда о братьях Вятко и Радиме.

Ильменские словене

Они также находились в конфедеративных отношениях с соседями. Считается, что на месте Новгорода раньше находились поселки разных племен. Они окружали пустое пространство, которое выступало в качестве места проведения союзного вече.

Из таких поселков сформировались "концы" города - районы с самоуправлением.

К середине IX века образовалась конфедерация из племен, расселившихся на обширной территории. В нее вошли словене, чудь, весь, кривичи, мурома, меря.

Формирование государственности

В настоящее время не существует единого подхода к вопросу об образовании Древнерусского государства.

В XI-XVI вв. господствовали династическая и теологическая концепции. Последняя исходил из кирилло-мефодиевской традиции. Согласно ей, государство сформировалось в процессе противоборства старой (язычества) и новой (христианства) веры.

Христиан противопоставляли племенам, не знавшим божьих законов. Основателем государства признавался Владимир. При этом все предыдущие исторические события считались "тенью" крещения.

Согласно династической концепции, основание государства связано с возникновением династии Рюриковичей. В 862 г. Рюрик встал во главе восточнославянских племен. В этой концепции особое значение придается происхождению первых князей и их династическим связям.

Теория общественного договора

В соответствии с ней государство сформировалось в результате призвания варягов на княжение, установления договорных отношений между племенами.

Соответствующие договоренности имели место не только в Новгородской земле, но и в Киевской, а также в Смоленске, на северских территориях, на Кавказе.

Патриархальная концепция

Согласно ей государство сформировалось в результате объединения племен в союзы, а союзов - в "суперсоюзы". Вместе с этим усложнялась иерархия власти. Перед возникновением Руси на восточноевропейских территориях существовало три части русов: Куявия (центр - Киев), Артания (располагалась восточнее словенских районов), Славия (земля словен). В 882 году Олег объединил их, возникло государство.

Теория завоевания

Она связывает формирование государства с подчинением славян скандинавам. Процесс образования государства при этом растянулся на долгое время, пока к середине X в. не было создано единое образование во главе с князем Игорем.

Социально-экономическая концепция

Она преобладала среди советских ученых. Исследователи обращали внимание на наличие социальных предпосылок к формированию государства. Среди них: совершенствование орудий труда, возникновение неравенства, классов, частной собственности.

Роль каждого племени определялась в зависимости от его развитости, готовности к вступлению в состав государства. Центром возникновения предрасполагающих факторов называется Среднее Поднепровье. Здесь проживали поляне, росы, северяне. В рамках теории утверждается тождество племен руси и полян.

Влияние внешнеполитического фактора

Некоторые исследователи считают его решающим в процессе формирования государства. Племена, расселившиеся по Среднему Поднепровью, объединились в союз для совместной борьбы с хазарами. Так в 830-840 гг. было создано самостоятельное государство. Власть в нем находилась в руках кагана. При этом была сформирована дружина. Состояла она преимущественно из наемных варягов, являвшихся превосходными воинами.

Используемый социологический подход к проблеме возникновения государства основывается на признании создания надплеменной дружинной прослойки. Она стала называться русь и впоследствии распространила свою власть на племена земледельцев, приняв функции государства.

В начале новой эры крупная славянская общность начала распространяться по обширным территориям. Это неизбежно привело к тому, что произошло разделение ее на три ветви: восточную, западную и южную. Первая была наиболее многочисленной и имеет для нас больший интерес.

Восточные славяне – это предки современных жителей Российской Федерации, Украины, Белоруссии. Начав расселяться по Восточно-Европейской равнине, они невольно стали обосабливаться друг от друга (из-за резких различий и в климате, и в условиях проживания). Кроме того, позади остался первобытно-общинный строй, а впереди был строй государственный. Но пока восточные славяне находились в каком-то переходном состоянии.

И этот переход ознаменовался формированием племенных союзов. Они стали своеобразной ступенькой, мостиком между общинным строем и государством. И, когда речь заходит о появлении государственности у восточных славян, нельзя не упомянуть про восточнославянские племенные союзы.

Образование восточнославянских племенных союзов, их структура и принципы

Начало образования племенных союзов относится к шестому веку. Происходило это путем консолидации нескольких мелких племен (от ста до двухсот), одно из которых было главенствующим. Название последнего становилось таковым и для всего восточнославянского племенного союза.

Они базировались на двух основных принципах: не только на родовом (как пережиток родовой общины), но и на территориально-политическом. Восточнославянский племенной союз – это некий исторический феномен. Каждый из них имел свое название, свою географическую зону (территорию), традиции и обычаи, некоторые внутренние законы, а также особенности в проведении обрядов и верований. Интересен и языковой факт. Да, язык у всех восточных славян был один. Однако в каждом племенном союзе имелись свои характерные черты и диалекты.

Что касается политического строя восточнославянских племенных союзов, то он был достаточно организован. Во-первых, на каждой из территорий были свои города. Во-вторых, было что-то наподобие столицы племенного союза. Город-столица был местом, где проводились народные собрания, а также религиозные мероприятия. В-третьих, была в союзе и княжеская власть (надплеменная), переходившая от отца к сыну. Вместе с князем контролировало жизнь племенного союза и вече. Каждое племя, входившее в союз, имело своего старейшину.

У племенных союзов, на самом деле, была и своя цель – защита от общего внешнего врага. Ведь отдельному племени было бы не под силу бороться с ним. Как известно, соседей у восточных славян было много и не со всеми из них они состояли в дружеских отношениях. Чтобы защита была наиболее эффективной, у князя была своя дружина.

Всего к восьмому-девятому векам было около пятнадцати племенных союзов восточных славян. Столько же их перечисляет летописец Нестор в «Повести временных лет», называя их племенными княжениями. Условно из можно подразделить на несколько групп в зависимости от территории проживания:

  • Северные восточнославянские племенные союзы: ильменские словене (столица – Новгород), кривичи (Смоленск), полочане (Полотск).
  • Центральные восточнославянские племенные союзы: дреговичи, радимичи, вятичи.
  • Западные восточнославянские племенные союзы: волыняне белые хорваты, бужане.
  • Южные восточнославянские племенные союзы: древляне (Искоростень), дулебы, поляне (главный город – Киев), северяне, уличи, тиверцы.

Характерной чертой всех союзов была их непосредственная близость к определенным крупным водоемам (озерам или рекам). И это очень типично для всех ранних народов, ведь вода – источник жизни.

Таким образом, племенные союзы восточных славян (или племенные княжения) были примитивными субъектами будущего государства. Оставалось лишь объединить их под одним началом, под одной властью. Это, собственно, и было сделано. Было образовано Древнерусское государство (Киевская Русь). Но нужно отдать должное нашим предкам – восточным славянам, которые сами смогли объединить свои многочисленные разрозненные племена в союзы. Это стало одной из важнейших предпосылок к зарождению государственности. Ведь единство и объединение – это сила!